Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва в региональных общественно-политических СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЖУРНАЛИСТИКА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. История, теория и практика взаимодействия отечественной политики и журналистики в постперестроечный период…………...……………..………8
1.2. Политика как объект отражения региональных общественно-политических СМИ
1.3.Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия СМИ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга...…………………………….21
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАКЦИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА VI СОЗЫВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
3.1. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва в региональной печати…………...29
3.2. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва в сетевых СМИ .....…….……….… 40
3.3. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на региональном телевидении и радио...…… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………...
ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЖУРНАЛИСТИКА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. История, теория и практика взаимодействия отечественной политики и журналистики в постперестроечный период…………...……………..………8
1.2. Политика как объект отражения региональных общественно-политических СМИ
1.3.Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия СМИ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга...…………………………….21
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАКЦИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА VI СОЗЫВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
3.1. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва в региональной печати…………...29
3.2. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва в сетевых СМИ .....…….……….… 40
3.3. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на региональном телевидении и радио...…… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………...
Актуальность темы ВКР.В условиях трансформации общественно-политической системы России, ее децентрализации и демократизации произошла переоценка роли многих социальных институтов, в том числе и журналистики. Свободные средства массовой информации стали одним из важнейших атрибутов народовластия и играют сегодня значимую роль в политической жизни общества. Цель и предназначение свободной журналистики — максимальное содействие развитию гражданского общества, которое «является неотъемлемым атрибутом, социальной основой и гарантией демократического, правового государства» .
Кроме того, журналистика как «в определенном смысле форма демократии, ее воплощение, факт общественного самоуправления» стремится быть пространством публичных дискуссий, в ходе которых происходит взаимодействие субъектов политики (органов государственной власти, политических партий или общественно-политических движений) с экспертным и научным сообществом и широкими слоями населения. Органы власти и политические партии пытаются через СМИ достичь максимального доверия граждан к своей деятельности, а общественность и эксперты при посредничестве журналистики формулируют социальные ожидания и осуществляют оценку действий субъектов политики.
Публичный диалог между обществом и властью — один из главных способов достижения социального согласия, и наиболее очевидно это просматривается на региональном уровне. Хорошо известно, что между субъектами региональной политики, журналистикой и населением складываются гораздо более тесные связи, чем на федеральном уровне. И если для исполнительных органов власти режим сотрудничества с общественным мнением — один из возможных, но не единственный вариант взаимодействия, то для законодательной власти благоприятный общественный климат — главный фактор существования. Политики и партии, лишившиеся общественной поддержки, рискуют остаться без политического будущего, поэтому им приходится считаться с мнением журналистов, прислушиваться к общественным оценкам и адекватно реагировать на критику.
Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью изучения образа деятельности региональной законодательной власти, воспроизводимого средствами массовой информации, и роли журналистики как организатора публичного диалога между государством и гражданским обществом.
Изучение сформулированной научно-практической проблемы будет произведено на примере одного из крупнейших субъектов РФ — Санкт-Петербурга, города, в котором еще в дореволюционное время зародился российский парламентаризм, и который славится своими политическими традициями.
В качестве главного актора региональной публичной политики будет рассмотрена фракция общероссийской партии «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва. «Единая Россия» — самая крупная российская партия — некоторое время назад переживала кризис общественного доверия. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в Государственной Думе VI созыва она утратила конституционное большинство (хотя и набрала на выборах наибольшее количество голосов избирателей). Сегодня партия стремится сохранить свои политические позиции и увеличить степень доверия граждан как на федеральном, так и на региональном уровне. Это в полной мере относится и к Санкт-Петербургу, в Законодательном Собрании которого «Единая Россия» уже не первый раз составляет парламентское большинство . Как ведущая политическая сила, от деятельности которой во многом зависит и региональная «повестка дня», и характер законотворчества, и восприятие обществом регионального парламента, фракция «ЕР» находится под пристальным вниманием региональной журналистики. То, насколько эффективно взаимодействуют СМИ и законодательная власть в публичном пространстве региона, и предстоит выяснить в данном исследовании.
Целью данной работы является оценка качества социальной экспертизы деятельности региональной законодательной власти, проводимой общественно-политическими СМИ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих научно-практических задач:
• рассмотреть историко-теоретические основы изучения и практику взаимодействия отечественных политических структур и средств массовой информации в новейший период;
• выявить специфику взаимодействия власти и СМИ на региональном уровне;
• изучить нормы права, регулирующие практику взаимодействия СМИ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
• проанализировать журналистские материалы, посвященные разным аспектам деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва, и опубликованные в разных типах СМИ;
• оценить качество социальной экспертизы деятельности законодательной власти Санкт-Петербурга, проводимой в публичном пространстве региональными общественно-политическими СМИ.
Объектом исследования является региональный общественно-политический медиадискурс о деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва, то есть публичные дискуссии, развернувшиеся в СМИ Санкт-Петербурга вокруг законотворчества и повседневных практик регионального отделения «ЕР».
Предметом исследования являются основные направления деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, которые наиболее часто попадают в сферу внимания региональных общественно-политических СМИ, члены партии, которые чаще всего упоминаются в региональных общественно-политических СМИ (медийные персоны), а также оценки, которые дают журналисты законодательным инициативам исследуемой фракции.
Эмпирическую базу составили материалы ведущих общественно-политических СМИ Санкт-Петербурга: «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский Дневник», «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», «Аргументы и факты – Петербург», «Деловой Петербург», «Новая газета в Санкт-Петербурге», «Saint-Petersburg.ru», «Fontanka.ru», «Росбалт», «FlashNord», «Nevnov.ru», «Эхо Москвы – Санкт-Петербург», «Телеканал Санкт-Петербург». Отбор источников для анализа был произведен на основе рейтинга самых цитируемых СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области . В исследование были включены разные типы СМИ (печатные, аудиовизуальные, информационные агентства), ориентированные на аудитории с разными политическими предпочтениями.
Хронологические рамки исследования: январь 2017 года (начало работы Законодательного СобранияСПб.VI созыва) – март 2018 года (канун президентских выборов 2018 года).В отмеченный период в работе фракции наблюдалась повышенная активность.
Степень разработанности темы. Вопросы существования региональной общественно-политической прессы, ее место в медийном пространстве находятся в зоне пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. В частности, вопросы взаимодействия власти с обществом и функционирования СМИ как политического института рассматриваются в трудах И.А. Быкова, Е.А. Воиновой, К.С. Гаджиева, Т.Э. Гринберг, Д.П. Гавры, М.В. Данилова, Е.Г. Дьяковой, Б.А. Исаева, Ю.В. Клюева, С.Г. Корконосенко, Б.Н. Лозовского, Г.С. Мельник, Б.Я. Мисожникова, К. Норденстренга, М. Прайса, В.А. Сидорова, А.И. Соловьева, А.Д. Трахтенберг, И.Д. Фомичёвой и многих других. Однако комплексные исследования, посвященные социальной экспертизе деятельности региональной законодательной власти, שּׁроводимой СМИ, практически отсутствуют.
Методологическая основа исследования. В работе был использован комплекс общенаучных методов — анализа и синтеза, сравнительно-исторический, описательный. Сбор и обработка эмпирического материала были произведены методом контент-анализа.
Структура работы. ВКР состоит издвух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка источников и литературы.
Кроме того, журналистика как «в определенном смысле форма демократии, ее воплощение, факт общественного самоуправления» стремится быть пространством публичных дискуссий, в ходе которых происходит взаимодействие субъектов политики (органов государственной власти, политических партий или общественно-политических движений) с экспертным и научным сообществом и широкими слоями населения. Органы власти и политические партии пытаются через СМИ достичь максимального доверия граждан к своей деятельности, а общественность и эксперты при посредничестве журналистики формулируют социальные ожидания и осуществляют оценку действий субъектов политики.
Публичный диалог между обществом и властью — один из главных способов достижения социального согласия, и наиболее очевидно это просматривается на региональном уровне. Хорошо известно, что между субъектами региональной политики, журналистикой и населением складываются гораздо более тесные связи, чем на федеральном уровне. И если для исполнительных органов власти режим сотрудничества с общественным мнением — один из возможных, но не единственный вариант взаимодействия, то для законодательной власти благоприятный общественный климат — главный фактор существования. Политики и партии, лишившиеся общественной поддержки, рискуют остаться без политического будущего, поэтому им приходится считаться с мнением журналистов, прислушиваться к общественным оценкам и адекватно реагировать на критику.
Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью изучения образа деятельности региональной законодательной власти, воспроизводимого средствами массовой информации, и роли журналистики как организатора публичного диалога между государством и гражданским обществом.
Изучение сформулированной научно-практической проблемы будет произведено на примере одного из крупнейших субъектов РФ — Санкт-Петербурга, города, в котором еще в дореволюционное время зародился российский парламентаризм, и который славится своими политическими традициями.
В качестве главного актора региональной публичной политики будет рассмотрена фракция общероссийской партии «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва. «Единая Россия» — самая крупная российская партия — некоторое время назад переживала кризис общественного доверия. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в Государственной Думе VI созыва она утратила конституционное большинство (хотя и набрала на выборах наибольшее количество голосов избирателей). Сегодня партия стремится сохранить свои политические позиции и увеличить степень доверия граждан как на федеральном, так и на региональном уровне. Это в полной мере относится и к Санкт-Петербургу, в Законодательном Собрании которого «Единая Россия» уже не первый раз составляет парламентское большинство . Как ведущая политическая сила, от деятельности которой во многом зависит и региональная «повестка дня», и характер законотворчества, и восприятие обществом регионального парламента, фракция «ЕР» находится под пристальным вниманием региональной журналистики. То, насколько эффективно взаимодействуют СМИ и законодательная власть в публичном пространстве региона, и предстоит выяснить в данном исследовании.
Целью данной работы является оценка качества социальной экспертизы деятельности региональной законодательной власти, проводимой общественно-политическими СМИ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих научно-практических задач:
• рассмотреть историко-теоретические основы изучения и практику взаимодействия отечественных политических структур и средств массовой информации в новейший период;
• выявить специфику взаимодействия власти и СМИ на региональном уровне;
• изучить нормы права, регулирующие практику взаимодействия СМИ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
• проанализировать журналистские материалы, посвященные разным аспектам деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва, и опубликованные в разных типах СМИ;
• оценить качество социальной экспертизы деятельности законодательной власти Санкт-Петербурга, проводимой в публичном пространстве региональными общественно-политическими СМИ.
Объектом исследования является региональный общественно-политический медиадискурс о деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва, то есть публичные дискуссии, развернувшиеся в СМИ Санкт-Петербурга вокруг законотворчества и повседневных практик регионального отделения «ЕР».
Предметом исследования являются основные направления деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, которые наиболее часто попадают в сферу внимания региональных общественно-политических СМИ, члены партии, которые чаще всего упоминаются в региональных общественно-политических СМИ (медийные персоны), а также оценки, которые дают журналисты законодательным инициативам исследуемой фракции.
Эмпирическую базу составили материалы ведущих общественно-политических СМИ Санкт-Петербурга: «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский Дневник», «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», «Аргументы и факты – Петербург», «Деловой Петербург», «Новая газета в Санкт-Петербурге», «Saint-Petersburg.ru», «Fontanka.ru», «Росбалт», «FlashNord», «Nevnov.ru», «Эхо Москвы – Санкт-Петербург», «Телеканал Санкт-Петербург». Отбор источников для анализа был произведен на основе рейтинга самых цитируемых СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области . В исследование были включены разные типы СМИ (печатные, аудиовизуальные, информационные агентства), ориентированные на аудитории с разными политическими предпочтениями.
Хронологические рамки исследования: январь 2017 года (начало работы Законодательного СобранияСПб.VI созыва) – март 2018 года (канун президентских выборов 2018 года).В отмеченный период в работе фракции наблюдалась повышенная активность.
Степень разработанности темы. Вопросы существования региональной общественно-политической прессы, ее место в медийном пространстве находятся в зоне пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. В частности, вопросы взаимодействия власти с обществом и функционирования СМИ как политического института рассматриваются в трудах И.А. Быкова, Е.А. Воиновой, К.С. Гаджиева, Т.Э. Гринберг, Д.П. Гавры, М.В. Данилова, Е.Г. Дьяковой, Б.А. Исаева, Ю.В. Клюева, С.Г. Корконосенко, Б.Н. Лозовского, Г.С. Мельник, Б.Я. Мисожникова, К. Норденстренга, М. Прайса, В.А. Сидорова, А.И. Соловьева, А.Д. Трахтенберг, И.Д. Фомичёвой и многих других. Однако комплексные исследования, посвященные социальной экспертизе деятельности региональной законодательной власти, שּׁроводимой СМИ, практически отсутствуют.
Методологическая основа исследования. В работе был использован комплекс общенаучных методов — анализа и синтеза, сравнительно-исторический, описательный. Сбор и обработка эмпирического материала были произведены методом контент-анализа.
Структура работы. ВКР состоит издвух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка источников и литературы.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является органом власти, устанавливающим законы, по которым живет наше общество, развивается город, его экономика, культурная и духовная жизнь. Жители города заинтересованы в получении достоверной, полной информации о деятельности регионального парламента. Источником такой информации являются средства массовой информации. Также журналистика должна стремиться к инициации политических дискуссий, в которых могут принять участие все политические силы региона — в этом проявляется суть регулирующей роли журналистики в политической сфере.
Исследование, проведенное на материалах региональной журналистики Санкт-Петербурга, показало, что законодательная власть и СМИ находятся в процессе постоянного информационного взаимодействия, хотя не все аспекты деятельности парламента и ведущей его фракции освещаются одинаково качественно. Например, такой важный вопрос, касающийся всех жителей города, как бюджет, распределение статей которого вызывало споры среди депутатов различных фракций, освещался очень скромно, потому жителям региона не всегда понятны приоритеты власти.
Стоит отметить, что фракция «Единая Россия» за исследуемый период являлась инициатором большинства законопроектов. Многие анализируемые СМИ активно освещают законотворчество и инициативы фракции и критикуют ее за нежелание прислушиваться к мнению меньшинства — известно, что фракция неоднократно пользовалась своим преимуществом парламентского большинства и отклоняла спорные вопросы, выдвигаемые другими фракциями.
Много СМИ пишут о лидере и значимых членах партии. Особое внимание в публикациях уделялось В. С. Макарову и А.П. Тетердинко. Так, спикера часто представляли в негативном свете, как человека, ущемляющего свободу личности. Его критиковали за стремление ввести дресс-код при посещении парламента и упрекали в неоправданном расточительстве на подарки, в мелочной мстительности и многом другом.
Саму фракцию критиковали за стремление ограничить права депутатов на встречи с избирателями и ограничить права помощников депутатов на участие в митингах. Наиболее критично журналисты были настроены относительно позиции фракции по вопросу о передаче Исаакиевского собора РПЦ.
Невзирая на наличие некоторого количества негативных публикаций, СМИ формируют для петербуржцев позитивный образ фракции «Единая Россия».
Основными аспектами деятельности партии, которые освещаются в печати и на телевидении, являются законодательные инициативы, также большое внимание уделяется лидерам партии, а также ее повседневной практике (участие в крестном ходе или то, в каком виде парламентарии ходят на работу).Отдельные СМИ пристально следят за тем, какую позицию партия занимает относительно других партий, а также за тем, какой информационный режим создается представителям журналистского сообщества для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Самые освещаемые темы – это темы, определяющие на тот или иной момент информационную повестку дня: теракт в метро, вопрос передачи Исаакиевского собора РПЦ и референдум, запрет депутатам на встрече с избирателями, бюджет города, штрафы за курение на летних террасах, изменения в административном законодательстве, выборы 2018 года.
Стоит отметить, что спектр рассматриваемых проблем гораздо шире на телевидении, однако здесь журналисты демонстрируют более сдержанные позиции. Сетевые СМИ аналитике предпочитают информирование общества, но при этом они предоставляют больший (по сравнению с традиционными СМИ) объем информации. Печатные меньше заинтересованы в освещении разных аспектов деятельности фракции «Единая Россия», но при этом на страницах газет встречается большее количество критической информации.
Таким образом, качество проводимой региональными СМИ социальной экспертизы деятельности ведущей фракции Законодательного Собрания Санкт-ПетербургаVI созыва можно признать удовлетворительным: журналисты интересуются содержательными аспектами деятельности партии, при необходимости критикуют власть, а также пытаются доносить до законодателя мнение региональной общественности и политических оппонентов.
Исследование, проведенное на материалах региональной журналистики Санкт-Петербурга, показало, что законодательная власть и СМИ находятся в процессе постоянного информационного взаимодействия, хотя не все аспекты деятельности парламента и ведущей его фракции освещаются одинаково качественно. Например, такой важный вопрос, касающийся всех жителей города, как бюджет, распределение статей которого вызывало споры среди депутатов различных фракций, освещался очень скромно, потому жителям региона не всегда понятны приоритеты власти.
Стоит отметить, что фракция «Единая Россия» за исследуемый период являлась инициатором большинства законопроектов. Многие анализируемые СМИ активно освещают законотворчество и инициативы фракции и критикуют ее за нежелание прислушиваться к мнению меньшинства — известно, что фракция неоднократно пользовалась своим преимуществом парламентского большинства и отклоняла спорные вопросы, выдвигаемые другими фракциями.
Много СМИ пишут о лидере и значимых членах партии. Особое внимание в публикациях уделялось В. С. Макарову и А.П. Тетердинко. Так, спикера часто представляли в негативном свете, как человека, ущемляющего свободу личности. Его критиковали за стремление ввести дресс-код при посещении парламента и упрекали в неоправданном расточительстве на подарки, в мелочной мстительности и многом другом.
Саму фракцию критиковали за стремление ограничить права депутатов на встречи с избирателями и ограничить права помощников депутатов на участие в митингах. Наиболее критично журналисты были настроены относительно позиции фракции по вопросу о передаче Исаакиевского собора РПЦ.
Невзирая на наличие некоторого количества негативных публикаций, СМИ формируют для петербуржцев позитивный образ фракции «Единая Россия».
Основными аспектами деятельности партии, которые освещаются в печати и на телевидении, являются законодательные инициативы, также большое внимание уделяется лидерам партии, а также ее повседневной практике (участие в крестном ходе или то, в каком виде парламентарии ходят на работу).Отдельные СМИ пристально следят за тем, какую позицию партия занимает относительно других партий, а также за тем, какой информационный режим создается представителям журналистского сообщества для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Самые освещаемые темы – это темы, определяющие на тот или иной момент информационную повестку дня: теракт в метро, вопрос передачи Исаакиевского собора РПЦ и референдум, запрет депутатам на встрече с избирателями, бюджет города, штрафы за курение на летних террасах, изменения в административном законодательстве, выборы 2018 года.
Стоит отметить, что спектр рассматриваемых проблем гораздо шире на телевидении, однако здесь журналисты демонстрируют более сдержанные позиции. Сетевые СМИ аналитике предпочитают информирование общества, но при этом они предоставляют больший (по сравнению с традиционными СМИ) объем информации. Печатные меньше заинтересованы в освещении разных аспектов деятельности фракции «Единая Россия», но при этом на страницах газет встречается большее количество критической информации.
Таким образом, качество проводимой региональными СМИ социальной экспертизы деятельности ведущей фракции Законодательного Собрания Санкт-ПетербургаVI созыва можно признать удовлетворительным: журналисты интересуются содержательными аспектами деятельности партии, при необходимости критикуют власть, а также пытаются доносить до законодателя мнение региональной общественности и политических оппонентов.



