ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЖУРНАЛИСТИКА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. История, теория и практика взаимодействия отечественной политики и журналистики в постперестроечный период…………...……………..………8
1.2. Политика как объект отражения региональных общественно-политических СМИ
1.3.Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия СМИ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга...…………………………….21
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАКЦИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА VI СОЗЫВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
3.1. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва в региональной печати…………...29
3.2. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва в сетевых СМИ .....…….……….… 40
3.3. Освещение деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на региональном телевидении и радио...…… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………...
Актуальность темы ВКР.В условиях трансформации общественно-политической системы России, ее децентрализации и демократизации произошла переоценка роли многих социальных институтов, в том числе и журналистики. Свободные средства массовой информации стали одним из важнейших атрибутов народовластия и играют сегодня значимую роль в политической жизни общества. Цель и предназначение свободной журналистики — максимальное содействие развитию гражданского общества, которое «является неотъемлемым атрибутом, социальной основой и гарантией демократического, правового государства» .
Кроме того, журналистика как «в определенном смысле форма демократии, ее воплощение, факт общественного самоуправления» стремится быть пространством публичных дискуссий, в ходе которых происходит взаимодействие субъектов политики (органов государственной власти, политических партий или общественно-политических движений) с экспертным и научным сообществом и широкими слоями населения. Органы власти и политические партии пытаются через СМИ достичь максимального доверия граждан к своей деятельности, а общественность и эксперты при посредничестве журналистики формулируют социальные ожидания и осуществляют оценку действий субъектов политики.
Публичный диалог между обществом и властью — один из главных способов достижения социального согласия, и наиболее очевидно это просматривается на региональном уровне. Хорошо известно, что между субъектами региональной политики, журналистикой и населением складываются гораздо более тесные связи, чем на федеральном уровне. И если для исполнительных органов власти режим сотрудничества с общественным мнением — один из возможных, но не единственный вариант взаимодействия, то для законодательной власти благоприятный общественный климат — главный фактор существования. Политики и партии, лишившиеся общественной поддержки, рискуют остаться без политического будущего, поэтому им приходится считаться с мнением журналистов, прислушиваться к общественным оценкам и адекватно реагировать на критику.
Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью изучения образа деятельности региональной законодательной власти, воспроизводимого средствами массовой информации, и роли журналистики как организатора публичного диалога между государством и гражданским обществом.
Изучение сформулированной научно-практической проблемы будет произведено на примере одного из крупнейших субъектов РФ — Санкт-Петербурга, города, в котором еще в дореволюционное время зародился российский парламентаризм, и который славится своими политическими традициями.
В качестве главного актора региональной публичной политики будет рассмотрена фракция общероссийской партии «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва. «Единая Россия» — самая крупная российская партия — некоторое время назад переживала кризис общественного доверия. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в Государственной Думе VI созыва она утратила конституционное большинство (хотя и набрала на выборах наибольшее количество голосов избирателей). Сегодня партия стремится сохранить свои политические позиции и увеличить степень доверия граждан как на федеральном, так и на региональном уровне. Это в полной мере относится и к Санкт-Петербургу, в Законодательном Собрании которого «Единая Россия» уже не первый раз составляет парламентское большинство . Как ведущая политическая сила, от деятельности которой во многом зависит и региональная «повестка дня», и характер законотворчества, и восприятие обществом регионального парламента, фракция «ЕР» находится под пристальным вниманием региональной журналистики. То, насколько эффективно взаимодействуют СМИ и законодательная власть в публичном пространстве региона, и предстоит выяснить в данном исследовании.
Целью данной работы является оценка качества социальной экспертизы деятельности региональной законодательной власти, проводимой общественно-политическими СМИ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих научно-практических задач:
• рассмотреть историко-теоретические основы изучения и практику взаимодействия отечественных политических структур и средств массовой информации в новейший период;
• выявить специфику взаимодействия власти и СМИ на региональном уровне;
• изучить нормы права, регулирующие практику взаимодействия СМИ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
• проанализировать журналистские материалы, посвященные разным аспектам деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва, и опубликованные в разных типах СМИ;
• оценить качество социальной экспертизы деятельности законодательной власти Санкт-Петербурга, проводимой в публичном пространстве региональными общественно-политическими СМИ.
Объектом исследования является региональный общественно-политический медиадискурс о деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VI созыва, то есть публичные дискуссии, развернувшиеся в СМИ Санкт-Петербурга вокруг законотворчества и повседневных практик регионального отделения «ЕР».
Предметом исследования являются основные направления деятельности фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, которые наиболее часто попадают в сферу внимания региональных общественно-политических СМИ, члены партии, которые чаще всего упоминаются в региональных общественно-политических СМИ (медийные персоны), а также оценки, которые дают журналисты законодательным инициативам исследуемой фракции.
Эмпирическую базу составили материалы ведущих общественно-политических СМИ Санкт-Петербурга: «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский Дневник», «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», «Аргументы и факты – Петербург», «Деловой Петербург», «Новая газета в Санкт-Петербурге», «Saint-Petersburg.ru», «Fontanka.ru», «Росбалт», «FlashNord», «Nevnov.ru», «Эхо Москвы – Санкт-Петербург», «Телеканал Санкт-Петербург». Отбор источников для анализа был произведен на основе рейтинга самых цитируемых СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области . В исследование были включены разные типы СМИ (печатные, аудиовизуальные, информационные агентства), ориентированные на аудитории с разными политическими предпочтениями.
Хронологические рамки исследования: январь 2017 года (начало работы Законодательного СобранияСПб.VI созыва) – март 2018 года (канун президентских выборов 2018 года).В отмеченный период в работе фракции наблюдалась повышенная активность.
Степень разработанности темы. Вопросы существования региональной общественно-политической прессы, ее место в медийном пространстве находятся в зоне пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. В частности, вопросы взаимодействия власти с обществом и функционирования СМИ как политического института рассматриваются в трудах И.А. Быкова, Е.А. Воиновой, К.С. Гаджиева, Т.Э. Гринберг, Д.П. Гавры, М.В. Данилова, Е.Г. Дьяковой, Б.А. Исаева, Ю.В. Клюева, С.Г. Корконосенко, Б.Н. Лозовского, Г.С. Мельник, Б.Я. Мисожникова, К. Норденстренга, М. Прайса, В.А. Сидорова, А.И. Соловьева, А.Д. Трахтенберг, И.Д. Фомичёвой и многих других. Однако комплексные исследования, посвященные социальной экспертизе деятельности региональной законодательной власти, שּׁроводимой СМИ, практически отсутствуют.
Методологическая основа исследования. В работе был использован комплекс общенаучных методов — анализа и синтеза, сравнительно-исторический, описательный. Сбор и обработка эмпирического материала были произведены методом контент-анализа.
Структура работы. ВКР состоит издвух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка источников и литературы.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является органом власти, устанавливающим законы, по которым живет наше общество, развивается город, его экономика, культурная и духовная жизнь. Жители города заинтересованы в получении достоверной, полной информации о деятельности регионального парламента. Источником такой информации являются средства массовой информации. Также журналистика должна стремиться к инициации политических дискуссий, в которых могут принять участие все политические силы региона — в этом проявляется суть регулирующей роли журналистики в политической сфере.
Исследование, проведенное на материалах региональной журналистики Санкт-Петербурга, показало, что законодательная власть и СМИ находятся в процессе постоянного информационного взаимодействия, хотя не все аспекты деятельности парламента и ведущей его фракции освещаются одинаково качественно. Например, такой важный вопрос, касающийся всех жителей города, как бюджет, распределение статей которого вызывало споры среди депутатов различных фракций, освещался очень скромно, потому жителям региона не всегда понятны приоритеты власти.
Стоит отметить, что фракция «Единая Россия» за исследуемый период являлась инициатором большинства законопроектов. Многие анализируемые СМИ активно освещают законотворчество и инициативы фракции и критикуют ее за нежелание прислушиваться к мнению меньшинства — известно, что фракция неоднократно пользовалась своим преимуществом парламентского большинства и отклоняла спорные вопросы, выдвигаемые другими фракциями.
Много СМИ пишут о лидере и значимых членах партии. Особое внимание в публикациях уделялось В. С. Макарову и А.П. Тетердинко. Так, спикера часто представляли в негативном свете, как человека, ущемляющего свободу личности. Его критиковали за стремление ввести дресс-код при посещении парламента и упрекали в неоправданном расточительстве на подарки, в мелочной мстительности и многом другом.
Саму фракцию критиковали за стремление ограничить права депутатов на встречи с избирателями и ограничить права помощников депутатов на участие в митингах. Наиболее критично журналисты были настроены относительно позиции фракции по вопросу о передаче Исаакиевского собора РПЦ.
Невзирая на наличие некоторого количества негативных публикаций, СМИ формируют для петербуржцев позитивный образ фракции «Единая Россия».
Основными аспектами деятельности партии, которые освещаются в печати и на телевидении, являются законодательные инициативы, также большое внимание уделяется лидерам партии, а также ее повседневной практике (участие в крестном ходе или то, в каком виде парламентарии ходят на работу).Отдельные СМИ пристально следят за тем, какую позицию партия занимает относительно других партий, а также за тем, какой информационный режим создается представителям журналистского сообщества для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Самые освещаемые темы – это темы, определяющие на тот или иной момент информационную повестку дня: теракт в метро, вопрос передачи Исаакиевского собора РПЦ и референдум, запрет депутатам на встрече с избирателями, бюджет города, штрафы за курение на летних террасах, изменения в административном законодательстве, выборы 2018 года.
Стоит отметить, что спектр рассматриваемых проблем гораздо шире на телевидении, однако здесь журналисты демонстрируют более сдержанные позиции. Сетевые СМИ аналитике предпочитают информирование общества, но при этом они предоставляют больший (по сравнению с традиционными СМИ) объем информации. Печатные меньше заинтересованы в освещении разных аспектов деятельности фракции «Единая Россия», но при этом на страницах газет встречается большее количество критической информации.
Таким образом, качество проводимой региональными СМИ социальной экспертизы деятельности ведущей фракции Законодательного Собрания Санкт-ПетербургаVI созыва можно признать удовлетворительным: журналисты интересуются содержательными аспектами деятельности партии, при необходимости критикуют власть, а также пытаются доносить до законодателя мнение региональной общественности и политических оппонентов.
1. «FlashNord» [Электронный источник]. URL: http://flashnord.com – Период: 01.01.2017 – 31.03.2018.
2. «Fontanka.ru»[Электронный источник]. URL: https://www.fontanka.ru – Период: 01.01.2017 – 31.03.2018.
3. «Nevnov.ru» [Электронный источник]. URL: https://nevnov.ru – Период: 01.01.2017 – 31.03.2018.
4. «Saint-Petersburg.ru»[Электронный источник]. URL: http://saint-petersburg.ru – Период: 01.01.2017 – 31.03.2018.
5. «Росбалт» [Электронный источник]. URL: http://www.rosbalt.ru – Период: 01.01.2017 – 31.03.2018.
6. «Телеканал Санкт-Петербург» [Электронный источник]. URL: https://topspb.tv – Период: 01.01.2017 – 31.03.2018.
7. «Эхо Москвы в Петербурге» [Электронный источник]. URL: https://echo.msk.ru/tags/3540/ – Период: 01.01.2017 – 31.03.2018.
8. «Аргументы и факты – Петербург», №10, 08.03.2017
9. «Аргументы и факты – Петербург», №27, 05.07.2017
10. «Деловой Петербург», №10, 01.02.2017
11. «Деловой Петербург», №10, 31.01.2018
12. «Деловой Петербург», №108, 28.06.2017
13. «Деловой Петербург», №11, 02.02.2017
14. «Деловой Петербург», №115, 12.07.2017
15. «Деловой Петербург», №135, 28.08.2017
16. «Деловой Петербург», №146, 14.09.2017
17. «Деловой Петербург», №150, 20.09.2017
18. «Деловой Петербург», №155, 07.09.2017
19. «Деловой Петербург», №158, 02.10.2017
20. «Деловой Петербург», №159, 03.10.2017
21. «Деловой Петербург», №16, 09.02.2017
22. «Деловой Петербург», №161, 05.10.2017
23. «Деловой Петербург», №170, 18.10.2017
24. «Деловой Петербург», №171, 19.10.2017
25. «Деловой Петербург», №176, 26.10.2017
26. «Деловой Петербург», №181, 02.11.2017
27. «Деловой Петербург», №19, 14.02.2018
28. «Деловой Петербург», №193, 21.11.2017
29. «Деловой Петербург», №195, 23.11.2017
30. «Деловой Петербург», №198, 28.11.2017
31. «Деловой Петербург», №199, 29.11.2017
32. «Деловой Петербург», №205, 07.12.2017
33. «Деловой Петербург», №217, 25.12.2017
34. «Деловой Петербург», №23, 20.02.2018
35. «Деловой Петербург», №28, 01.03.2017
36. «Деловой Петербург», №29, 02.03.2017
37. «Деловой Петербург», №31, 06.03.2018
38. «Деловой Петербург», №32, 12.03.2018
39. «Деловой Петербург», №38, 16.03.2017
40. «Деловой Петербург», №39, 21.03.2018
41. «Деловой Петербург», №41, 21.03.2017
42. «Деловой Петербург», №43, 23.03.2017
43. «Деловой Петербург», №68, 27.04.2017
44. «Деловой Петербург», №72, 04.05.2017
45. «Деловой Петербург», №77, 15.05.2017
46. «Деловой Петербург», №80, 18.05.2017
47. «Деловой Петербург», №85, 25.05.2017
48. «Деловой Петербург», №96, 09.06.2017
49. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №11, 01.02.2017
50. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №13, 07.02.2017
51. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №19, 18.02.2017
52. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №25, 09.03.2017
53. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №31, 23.03.2018
54. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №33, 29.03.2017
55. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №47, 29.04.2017
56. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №5, 19.01.2017
57. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №53, 18.05.2017
58. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №58, 27.05.2107
59. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №7, 23.01.2017
60. «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», №74, 06.07.2017
61. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №121, 30.10.2017
62. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №131, 24.11.2017
63. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №132, 27.11.2017
64. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №14, 10.02.2017
65. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №19, 22.02.2017
66. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №24, 10.03.2017
67. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №25, 12.03.2018
68. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №3, 16.01.2017
69. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №30, 24.03.2017
70. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №33, 31.03.2017
71. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №42, 21.04.2017
72. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №43, 03.04.2017
73. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №52, 19.05.2017
74. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №55, 26.05.2017
75. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №56, 29.05.2017
76. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №6, 22.01.2018
77. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №61, 09.06.2017
78. «Новая газета в Санкт-Петербурге», №9, 30.01.2017
79. «Петербургский дневник», № 119, 03.07.2017
80. «Петербургский дневник», №167, 07.09.2017
81. «Петербургский дневник», №207, 02.11.2017
82. «Петербургский дневник», №218, 20.11.2017
83. «Петербургский дневник», №219, 21.11.2017
84. «Петербургский дневник», №221, 23.11.2017
85. «Петербургский дневник», №224, 28.11.2017
86. «Петербургский дневник», №243, 25.12.2017
87. «Петербургский дневник», №47, 16.03.2017
88. «Петербургский дневник», №89, 18.05.2017
89. «Санкт-Петербургские ведомости», №128, 14.07.2017
90. «Санкт-Петербургские ведомости», №221, 23.11.2017
91. «Санкт-Петербургские ведомости», №88, 18.05.2017
II. Литература:
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805 – Дата обращения: 01.02.2018.
2. «Декларации о свободе выражения мнения и информации» [Электронный источник]. URL: http://docs.cntd.ru/document/90199608– Дата обращения: 01.02.2018.
3. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/– Дата обращения: 01.02.2018.
4. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/– Дата обращения: 01.02.2018.
5. «Окинавская хартия Глобального информационного общества» [Электронный источник]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170 – Дата обращения: 01.02.2018.
6. Резолюция № 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы «Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15106#0882990721099101 – Дата обращения: 01.02.2018.
7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ – Дата обращения: 01.02.2018.
8. Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» от 12.05.2009 №95-ФЗ [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87677/ – Дата обращения: 01.02.2018.
9. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ – Дата обращения: 01.02.2018.
10. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ – Дата обращения: 01.02.2018.
11. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1354376897008618599567815632&cacheid=7E5613925D29FA3469FAD1B33301A7D9&mode=splus&base=LAW&n=283578&rnd=4F4A72B99205A753963DF94D92AA5C66#022562900584661283– Дата обращения: 01.02.2018.
12. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ – Дата обращения: 01.02.2018.
13. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1354376897008618599567815632&cacheid=49408DDBC4962D875FC08154C8053121&mode=splus&base=LAW&n=286515&rnd=4F4A72B99205A753963DF94D92AA5C66#08040428784086822 – Дата обращения: 01.02.2018.
14. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1354376897008618599567815632&cacheid=31199FCBC674735F519CD5AC804711F2&mode=splus&base=LAW&n=160084&rnd=4F4A72B99205A753963DF94D92AA5C66#041450794947604086 – Дата обращения: 01.02.2018.
15. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1354376897008618599567815632&cacheid=92924B61B0F2A5CF4DB30E22C77EBC9C&mode=splus&base=LAW&n=296555&rnd=4F4A72B99205A753963DF94D92AA5C66#02235733011667005 – Дата обращения: 01.02.2018.
16. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1354376897008618599567815632&cacheid=A47F30E3A2D188AEE35D2FA1B4BB1F1C&mode=splus&base=LAW&n=221444&rnd=4F4A72B99205A753963DF94D92AA5C66#005962925182847134 – Дата обращения: 01.02.2018.
17. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1354376897008618599567815632&cacheid=E5FC366C93F5683A67C4D91B4CACA4C2&mode=splus&base=LAW&n=296167&rnd=4F4A72B99205A753963DF94D92AA5C66#05015651084398576– Дата обращения: 01.02.2018.
18. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2925/– Дата обращения: 01.02.2018.
19. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст) [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135715/ – Дата обращения: 01.02.2018.
20. Бюджет Санкт-Петербурга [Электронный источник]. URL: https://www.gov.spb.ru/helper/economics/budget/ – Дата обращения: 01.02.2018
21. Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» [Электронный источник].URL: https://www.gov.spb.ru/law?d&nd=891831166– Дата обращения: 01.02.2018.
22. Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»[Электронный источник].URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=188493;dst=6#009223529562364918 – Дата обращения: 01.04.2018.
23. Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2010 № 653-150 «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, при освещении их деятельности региональным телеканалом и региональным радиоканалом» [Электронный источник].URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=154452#0866698852394957 – Дата обращения: 16.11.2017.
24. Алексеев А. Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник Московского государственного университета. Серия 10: Журналистика. – М.: МГУ, 1998, № 3 – 98 с.
25. Барзилов С.И., Чернышев А.И. Маневры местной элиты: политика информациии манипуляции в регионах // Свободная мысль. – М.: 2001, № 3 – 225 с.
26. Быков И. А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью : учеб. пособие – СПб.: СПбГУТ, 2003. – 57 с.
27. Виноградский В. Г. Социальная организация пространства: Философско-социологический анализ. – М.: Наука, 1988. – 189 с.
28. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. – М.: КНОРУС, 2013. – 496 с.
29. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017 — 282 с.
30. Гаджиев К. С. Политология. Базовый курс: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 505 с.
31. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2008. – 328 с.
32. Григорьев Е.В. Формирование имиджа политического субъекта в электронных СМИ: репутационные риски и инвестиционные возможности. [Электронный источник]. URL: http://cheloveknauka.com/formirovanie-imidzha-politicheskogo-subekta-v-elektronnyh-smi-reputatsionnye-riski-i-investitsionnye-vozmozhnosti – Дата обращения: 21.11.2017.
33. Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. Пособие для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2005. – 317 с.
34. Дженнингз Б., Музон Т. Основы воздействия СМИ. – М.: Вильмс, 2004. – 432 с.
35. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. [Электронный источник]. URL: http://www.assembly.spb.ru/rubric/1038/Deputaty-6-go-sozyva – Дата обращения: 21.11.2017.
36. Информация по заказу: влияют ли бюджеты СМИ на их рейтинги? [Электронный источник]. URL: http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/infographics/325709-informatsiya-po-zakazu-vliyayut-li-byudzhety-s – Дата обращения: 28.12.2017.
37. Карлова О.А. Современное информационное пространство России: три модели медиапродукта // Журналист. Социальные коммуникации. – М.: 2011, № 1 – 148 с.
38. Качанов Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М.: Ад Маргинем, 1995. – 223 с.
39. Клюев Ю.В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия. СПб: 2010. – 260 с.
40. Корконесенко С.Г. Введение в журналистику. Учебное пособие – М.: КНОРУС, 2011. – 272 с.
41. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 287 с.
42. Кургинян С.Е. Седьмой сценарий. – М.: ЭТЦ, 1992, 4.2 – 336 с.
43. Мельник Г. С. Современная местная газета: типология, особенности функционирования и перспективы развития : учеб.пособие / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – СПб: 2011. – 130 с.
44. Мисонжников Б.Я., Тепляшина А.Н. Журналистика. Введение в профессию. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения – СПб: Питер, 2014. – 272 с.
45. Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты / отв. редактор С. Г. Колесник; науч. консультант Г. С. Мельник. – М.: Фонд развития информационной политики, 2006 – 150 с.
46. Нагаева С. К. Политические элементы в структуре гражданского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – Тула: ТулГУ, 2011, № 2. – 531 с.
47. Новейший политологический словарь / авт.- сост. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 318 с.
48. Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова: Аналитический отчет. – М.: 2000. – 825 с.
49. Политическая журналистика: учебник для бакалавриата и магистратуры /под ред. Корконосенко С.Г. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с.
50. Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет: глобальная информационная революция и её вызов власти государства. – М., 2004 – 332 с.
51. Роскомнадзор. Перечень наименований зарегистрированных СМИ [Электронный источник]. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ – Дата обращения: 10.03.2018.
52. Руденко В. Н. Новые Афины, или Электронная республика (О перспективах развития прямой демократии в современном обществе) // Полис. Политические исследования. – 2006, №4. – 184 с.
53. Семенова А.А. Управление имиджем представительного органа государственной власти регионального уровня. [Электронный источник]. URL: https://www.prlib.ru/item/703930 – Дата обращения: 21.01.2018.
54. Сидоров В.А. Продление полномочий, или Центрирующая функция журналистики // Журналистика в мире политики: ответственность перед будущим – СПб: 2009. – 242 с.
55. СМИ и политика / под ред. Реснянской Л.Л. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 256 с.
56. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 559 с.
57. ТОП-25 самых цитируемых СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 2017 год [Электронный источник]. URL: http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5768/ – Дата обращения: 10.02.2018.
58. Третьякова О.В. Механизмы взаимодействия СМИ и власти в публичном пространстве региона // Журналистика в мире политики: ответственность перед будущим / под ред. Сидорова В.А. – СПб: 2009 – 242 с.
59. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. [Электронный источник]. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news17398.htm – Дата обращения: 16.11.2017.
60. Фоссато Ф. Медиаланшафт: 1991-2003// Отечественные записки – 2003, №4. – 376 с.
61. Хубецова З. Ф. Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт: учеб.пос.: в 2 ч. Ч. 1: Исследование и преподавание политической коммуникации / З. Ф. Хубецова; науч. ред. С. Г. Корконосенко. – М.: ООО «Смелый дизайнер», 2017. – 142 с.
62. Энтин В.Л. Право на информацию // Гласность: мнения, поиски, политика – М.: Юридическая литература, 1989. – 368 с.
63. Nordenstreng K. The structural context of media ethics // Media ethics opening social dialog. – Belgium, Leuven 2000 – 422 с.
64. Siebert E. S., Peterson T. and Schramm W. Four Theories of the Press. Urbana, 1956. – 315 с.
65. Worldwide Press Freedom Index. [Электронный источник]. URL: https://rsf.org/ranking# – Дата обращения: 28.12.2017.