Иррациональные установки и употребление алкоголя у студентов средне-специальных учебных заведений
|
АННОТАЦИЯ 4
ABSTRACT 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Когнитивно-поведенческие теории злоупотребления ПАВ 10
1.1 Рационально-эмоциональная теория аддикции 10
1.2 Когнитивная терапия А. Бека 13
1.3 Когнитивно-реструктурирующая терапия для аддиктивных клиентов 15
1.4 Эмпирические исследования моделей 19
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования иррациональных установок у студентов ССУЗов 25
2.1 Описание выборки исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.2.1 Анкета демографических характеристик 26
2.2.2 Методика, направленная на изучение опыта переживания
травматических ситуаций 27
2.2.3 Методика, направленная на изучение иррациональных установок 28
2.2.4 Методика, направленная на изучение копинг-стратегий 29
2.2.5 Методика, направленная на изучение показателей злоупотребления
алкоголем 29
2.2.6 Методика, направленная на изучение выраженности
психопатологической симптоматики 30
2.3 Процедура исследования 32
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 35
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1 Проверка исследовательской модели 36
3.2 Различия средних значений в группах злоупотребляющих алкоголем и не
злоупотребляющих 38
3.3 Результаты корреляционного анализа 40
3.3.2 Взаимосвязи с иррациональными установками и копинг-стратегиями
40
3.3.3 Взаимосвязи с психопатологической симптоматикой 43
3.4 Исследование специфики травматических ситуаций 45
ОБСУЖДЕНИЕ 47
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96
ABSTRACT 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Когнитивно-поведенческие теории злоупотребления ПАВ 10
1.1 Рационально-эмоциональная теория аддикции 10
1.2 Когнитивная терапия А. Бека 13
1.3 Когнитивно-реструктурирующая терапия для аддиктивных клиентов 15
1.4 Эмпирические исследования моделей 19
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования иррациональных установок у студентов ССУЗов 25
2.1 Описание выборки исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.2.1 Анкета демографических характеристик 26
2.2.2 Методика, направленная на изучение опыта переживания
травматических ситуаций 27
2.2.3 Методика, направленная на изучение иррациональных установок 28
2.2.4 Методика, направленная на изучение копинг-стратегий 29
2.2.5 Методика, направленная на изучение показателей злоупотребления
алкоголем 29
2.2.6 Методика, направленная на изучение выраженности
психопатологической симптоматики 30
2.3 Процедура исследования 32
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 35
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1 Проверка исследовательской модели 36
3.2 Различия средних значений в группах злоупотребляющих алкоголем и не
злоупотребляющих 38
3.3 Результаты корреляционного анализа 40
3.3.2 Взаимосвязи с иррациональными установками и копинг-стратегиями
40
3.3.3 Взаимосвязи с психопатологической симптоматикой 43
3.4 Исследование специфики травматических ситуаций 45
ОБСУЖДЕНИЕ 47
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96
АННОТАЦИЯ
Исследовались взаимосвязи компонентов когнитивно-поведенческой модели зависимости и злоупотребления алкоголя среди студентов средних специальных учебных заведений.
Измерялись: иррациональные установки (Опросник личностных убеждений), копинг-стратегии (Опросник «Способы совладающего поведения»), влияние травматических ситуаций (Опросник травматических ситуаций), выраженность патопсихологической симптоматики (Опросник выраженности психопатологической симптоматики), уровень злоупотребления алкоголем (Тест «AUDIT»). Обработка данных: использовался дисперсионный анализ, сравнение средних посредством Т-критерия, корреляционный анализ.
Результаты показатель злоупотребления алкоголем у студентов взаимозависит от выраженности психопатологической симптоматики, иррациональных установок, дисфункциональных копингов, а также взаимодействия иррациональных установок и дисфункциональных копингов. У злоупотребляющих и незлоупотребляющих алкоголем студентов не найдено значимых различий по отдельным переменным. При этом у обеих групп выражены иррациональные установки, посттравматический стресс и дисфункциональные копинг-стратегии выражены на среднем уровне.
Высокие показатели психопатологической симптоматики связаны с иррациональными установками, в частности с низкой толерантностью к фрустрации, должествованием в отношении других и общим показателем иррациональности мышления, а также с субъективной оценкой влияния травматических ситуаций, частым использованием копинг-стратегий бегство- избегание, дистанцирование и принятие ответственности.
Актуальность. Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма — одна из приоритетных задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации (Онищенко Г.Г., 2010). По данным ВОЗ уровень употребления алкоголя в России в 2016 году составил 14 литров на душу населения, что превышает рекомендуемый уровень (8 литров этанола). По данным Росстата в последние годы уровень снижается и к 2016 году он достигает 6,6 литров, тем не менее распространненость алкогольной зависимости и вредного употребления алкоголя достаточно велика и составляет 17.4% (World Health Organization, 2016). 32,9 случая на 100 тыс. населения смертей связано с острым отравлением от спиртосодержащей продукции, в том числе с летальным исходом 8,9 случая на 100 тыс. населения. Известно, что употребление алкоголя может не только приводить к формированию зависимости, но и повышать риск развития у людей более чем 200 болезней, включая цирроз печени и некоторые виды рака, повышать чувствительность к инфекционным болезням, таким как туберкулез и пневмония. Кроме того, вредное употребление алкоголя может приводить к насилию и травмам. Помимо последствий для здоровья вредное употребление алкоголя наносит значительный социальный и экономический ущерб отдельным людям и обществу в целом. Таким образом, вредное употребление алкоголя является важной биопсихосоциальной проблемой, а профилактические программы — это один из способов ее решения.
Большой объем профилактической работы ведется на институциональном уровне с молодежью, как особенно уязвимой группой, (Кошкина Е.А. и др., 2007; Рожнов О.А., 2012; Miller et al, 2002). Однако в России изучение эффективности данных интервенций в большинстве случаев не проводится, либо данные свидетельствуют о слабовыраженном краткосрочном эффекте (Рожков М., Ковальчук М., 2017), что создает потребность в качественно новой эффективной программе. Ее отличительными чертами должны стать: теоретическая обоснованность, дифференцированность интервенций, а также учет особенностей целевой группы (Бохан Н.А. и др., 2014).
Новизна. Когнитивно-поведенческая терапия является эффективным методом в психотерапии зависимостей (Windsor et al., 2015; Bowen et al., 2014; Waldron et al., 2004). Несмотря на то, что в прошлом были проведены успешные пробы профилактических программ злоупотребления ПАВ, основанных на когнитивно-поведенческих моделях зависимости (Botvin et al., 1990; Botvin et al., 1984; Lochman, 1992), в данное время таких программ единицы (Conrod at al., 2006). Нами было обнаружено малое количество исследований когнитивноповеденческих моделей злоупотребления алкоголем на выборке российской молодежи (Бохан Н.А. и др., 2014; Бохан Н.А, Воеводин И.В, 2015), а исследований эффективности профилактических программ в рамках данного подхода в России практически нет. Данное исследование направлено на расширение научного обоснования когнитивно-поведенческой модели зависимости (включающей активирующие события, иррациональные установки и копинг-стратегии) для дальнейшего создания программы по профилактике вредного употребления алкоголя для студентов средних специальных учебных учреждений.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи компонентов когнитивно-поведенческой модели зависимости и выраженности злоупотребления алкоголем студентами средних специальных учебных заведений.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ теоретических моделей употребления алкоголя с точки зрения когнитивно-бехивеоральной терапии и их эмпирических исследований.
2. Обоснование исследовательской модели и исследование взаимосвязей включенных переменных.
Объектом исследования являются психологические факторы употребления алкоголя молодежью.
Предметом исследования выступают компоненты когнитивно-поведенческой модели зависимости и употребление алкоголя среди студентов средних специальных учебных заведений.
Выборка: студенты средних специальных учебных заведений г. Санкт- Петербурга (Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж. Я. Котина и Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Индустриально-судостроительный лицей").
Основная гипотеза: злоупотребление алкоголем взаимозависит от субъективной оценки влияния травматических ситуаций, выраженности иррациональных установок, дисфункционального копинга, а также от взаимодействия иррациональных установок и дисфункционального копинга.
Частные гипотезы:
• Студенты, злоупотребляющие алкоголем, будут иметь высокие показатели посстравматического стресса, выраженные иррациональные установки и дисфункциональные копинг-стратегии.
• Выраженность психопаталогической симптоматики значимо связана с иррациональными установками, выраженностью субъективной оценки влияния травматических ситуаций и употреблением алкоголя.
Методы:
В исследовании использовался экспериментально-психологический метод, включающий ряд вербальных методик:
1. Опросник травматических ситуаций (Life Experience Questionnaire, LEQ)
2. Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R)
3. Опросник личностных убеждений (Survey of Personal Beliefs)
4. Тест «AUDIT» (Alcohol Use Disorders Identification Test)
5. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) (адапт. Вассермана и соавт.)
6. Авторский опросник (демографические данные)
Количественная обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики в программе IBM SPSS Statistics 25.
Исследовались взаимосвязи компонентов когнитивно-поведенческой модели зависимости и злоупотребления алкоголя среди студентов средних специальных учебных заведений.
Измерялись: иррациональные установки (Опросник личностных убеждений), копинг-стратегии (Опросник «Способы совладающего поведения»), влияние травматических ситуаций (Опросник травматических ситуаций), выраженность патопсихологической симптоматики (Опросник выраженности психопатологической симптоматики), уровень злоупотребления алкоголем (Тест «AUDIT»). Обработка данных: использовался дисперсионный анализ, сравнение средних посредством Т-критерия, корреляционный анализ.
Результаты показатель злоупотребления алкоголем у студентов взаимозависит от выраженности психопатологической симптоматики, иррациональных установок, дисфункциональных копингов, а также взаимодействия иррациональных установок и дисфункциональных копингов. У злоупотребляющих и незлоупотребляющих алкоголем студентов не найдено значимых различий по отдельным переменным. При этом у обеих групп выражены иррациональные установки, посттравматический стресс и дисфункциональные копинг-стратегии выражены на среднем уровне.
Высокие показатели психопатологической симптоматики связаны с иррациональными установками, в частности с низкой толерантностью к фрустрации, должествованием в отношении других и общим показателем иррациональности мышления, а также с субъективной оценкой влияния травматических ситуаций, частым использованием копинг-стратегий бегство- избегание, дистанцирование и принятие ответственности.
Актуальность. Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма — одна из приоритетных задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации (Онищенко Г.Г., 2010). По данным ВОЗ уровень употребления алкоголя в России в 2016 году составил 14 литров на душу населения, что превышает рекомендуемый уровень (8 литров этанола). По данным Росстата в последние годы уровень снижается и к 2016 году он достигает 6,6 литров, тем не менее распространненость алкогольной зависимости и вредного употребления алкоголя достаточно велика и составляет 17.4% (World Health Organization, 2016). 32,9 случая на 100 тыс. населения смертей связано с острым отравлением от спиртосодержащей продукции, в том числе с летальным исходом 8,9 случая на 100 тыс. населения. Известно, что употребление алкоголя может не только приводить к формированию зависимости, но и повышать риск развития у людей более чем 200 болезней, включая цирроз печени и некоторые виды рака, повышать чувствительность к инфекционным болезням, таким как туберкулез и пневмония. Кроме того, вредное употребление алкоголя может приводить к насилию и травмам. Помимо последствий для здоровья вредное употребление алкоголя наносит значительный социальный и экономический ущерб отдельным людям и обществу в целом. Таким образом, вредное употребление алкоголя является важной биопсихосоциальной проблемой, а профилактические программы — это один из способов ее решения.
Большой объем профилактической работы ведется на институциональном уровне с молодежью, как особенно уязвимой группой, (Кошкина Е.А. и др., 2007; Рожнов О.А., 2012; Miller et al, 2002). Однако в России изучение эффективности данных интервенций в большинстве случаев не проводится, либо данные свидетельствуют о слабовыраженном краткосрочном эффекте (Рожков М., Ковальчук М., 2017), что создает потребность в качественно новой эффективной программе. Ее отличительными чертами должны стать: теоретическая обоснованность, дифференцированность интервенций, а также учет особенностей целевой группы (Бохан Н.А. и др., 2014).
Новизна. Когнитивно-поведенческая терапия является эффективным методом в психотерапии зависимостей (Windsor et al., 2015; Bowen et al., 2014; Waldron et al., 2004). Несмотря на то, что в прошлом были проведены успешные пробы профилактических программ злоупотребления ПАВ, основанных на когнитивно-поведенческих моделях зависимости (Botvin et al., 1990; Botvin et al., 1984; Lochman, 1992), в данное время таких программ единицы (Conrod at al., 2006). Нами было обнаружено малое количество исследований когнитивноповеденческих моделей злоупотребления алкоголем на выборке российской молодежи (Бохан Н.А. и др., 2014; Бохан Н.А, Воеводин И.В, 2015), а исследований эффективности профилактических программ в рамках данного подхода в России практически нет. Данное исследование направлено на расширение научного обоснования когнитивно-поведенческой модели зависимости (включающей активирующие события, иррациональные установки и копинг-стратегии) для дальнейшего создания программы по профилактике вредного употребления алкоголя для студентов средних специальных учебных учреждений.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи компонентов когнитивно-поведенческой модели зависимости и выраженности злоупотребления алкоголем студентами средних специальных учебных заведений.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ теоретических моделей употребления алкоголя с точки зрения когнитивно-бехивеоральной терапии и их эмпирических исследований.
2. Обоснование исследовательской модели и исследование взаимосвязей включенных переменных.
Объектом исследования являются психологические факторы употребления алкоголя молодежью.
Предметом исследования выступают компоненты когнитивно-поведенческой модели зависимости и употребление алкоголя среди студентов средних специальных учебных заведений.
Выборка: студенты средних специальных учебных заведений г. Санкт- Петербурга (Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж. Я. Котина и Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Индустриально-судостроительный лицей").
Основная гипотеза: злоупотребление алкоголем взаимозависит от субъективной оценки влияния травматических ситуаций, выраженности иррациональных установок, дисфункционального копинга, а также от взаимодействия иррациональных установок и дисфункционального копинга.
Частные гипотезы:
• Студенты, злоупотребляющие алкоголем, будут иметь высокие показатели посстравматического стресса, выраженные иррациональные установки и дисфункциональные копинг-стратегии.
• Выраженность психопаталогической симптоматики значимо связана с иррациональными установками, выраженностью субъективной оценки влияния травматических ситуаций и употреблением алкоголя.
Методы:
В исследовании использовался экспериментально-психологический метод, включающий ряд вербальных методик:
1. Опросник травматических ситуаций (Life Experience Questionnaire, LEQ)
2. Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R)
3. Опросник личностных убеждений (Survey of Personal Beliefs)
4. Тест «AUDIT» (Alcohol Use Disorders Identification Test)
5. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) (адапт. Вассермана и соавт.)
6. Авторский опросник (демографические данные)
Количественная обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики в программе IBM SPSS Statistics 25.
Когнитивно-поведенческая профилактика злоупотребления алкоголем у студентов колледжей является относительно новым перспективным направлением в превенции рискованного поведения. Создание теоретической базы для нее — актуальная исследовательская задача. Целью данного исследования было изучение взаимосвязи компонентов когнитивно-поведенческой модели зависимости и выраженности злоупотребления алкоголем студентами средних специальных учебных заведений.
Результаты свидетельствуют о том, что злоупотребление алкоголем у студентов взаимозависит от выраженности психопатологической симптоматики, иррациональных установок, дисфункциональных копингов, а также взаимодействия иррациональных установок и дисфункциональных копингов.
Показатель злоупотребления алкоголем зависит от взаимодействия переменных, но не зависит от каждой переменной изолированно, в связи с этим между группами злоупотребляющих и незлоупотребляющих не обнаружено различий. Копинг-стратегии и иррациональные установки связаны множеством корреляционных связей, выраженность патопсихологической симптоматики связана с иррациональными установками, с субъективной оценкой влияния травматических ситуаций, частым использованием копинг-стратегий бегство- избегание, дистанцирование и принятие ответственности.
При организации дальнейших исследований с целью дополнения полученной когнитивно-поведенческой модели злоупотребления алкоголем у студентов ССУЗов или с целью разработки отличающейся модели необходимо учесть следующее: для оценки копинг-стратегий необходим подбор инструментария, позволяющего однозначно определять копинг как дисфункциональный/неадаптивный, в ряд исследуемых переменных необходимо включить возможные защитные факторы. С целью выявления специфичных для группы влияющих факторов, в исследовательский план можно добавить сбор качественных данных, например, проведение полуструктурированного интервью. Альтернативным методом учета групповой специфики может быть предварительное проведение фокус-группы с работниками ССУЗов (с кураторами групп, учителями, психологами) или непосредственно с самими студентами.
Актуальное исследование продемонстрировало возможность использования когнитивно-поведенческой модели зависимости для выборки студентов средних специальных учебных заведений с целью дальнейшей разработки превентивных программ.
Полученные данные создают базу для разработки качественно новой эффективной профилактической программы, основанной на когнитивно-поведенческой модели аддикции, с учетом особенностей целевой группы.
Результаты свидетельствуют о том, что злоупотребление алкоголем у студентов взаимозависит от выраженности психопатологической симптоматики, иррациональных установок, дисфункциональных копингов, а также взаимодействия иррациональных установок и дисфункциональных копингов.
Показатель злоупотребления алкоголем зависит от взаимодействия переменных, но не зависит от каждой переменной изолированно, в связи с этим между группами злоупотребляющих и незлоупотребляющих не обнаружено различий. Копинг-стратегии и иррациональные установки связаны множеством корреляционных связей, выраженность патопсихологической симптоматики связана с иррациональными установками, с субъективной оценкой влияния травматических ситуаций, частым использованием копинг-стратегий бегство- избегание, дистанцирование и принятие ответственности.
При организации дальнейших исследований с целью дополнения полученной когнитивно-поведенческой модели злоупотребления алкоголем у студентов ССУЗов или с целью разработки отличающейся модели необходимо учесть следующее: для оценки копинг-стратегий необходим подбор инструментария, позволяющего однозначно определять копинг как дисфункциональный/неадаптивный, в ряд исследуемых переменных необходимо включить возможные защитные факторы. С целью выявления специфичных для группы влияющих факторов, в исследовательский план можно добавить сбор качественных данных, например, проведение полуструктурированного интервью. Альтернативным методом учета групповой специфики может быть предварительное проведение фокус-группы с работниками ССУЗов (с кураторами групп, учителями, психологами) или непосредственно с самими студентами.
Актуальное исследование продемонстрировало возможность использования когнитивно-поведенческой модели зависимости для выборки студентов средних специальных учебных заведений с целью дальнейшей разработки превентивных программ.
Полученные данные создают базу для разработки качественно новой эффективной профилактической программы, основанной на когнитивно-поведенческой модели аддикции, с учетом особенностей целевой группы.
Подобные работы
- ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПРАКТИКИ ЗОЖ НА ПРИМЕРЕ ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018





