Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анималистическая проза на примере творчества современных китайских писателей (ШэньШиси, Цзян Жуна, ХэйХэ)

Работа №133733

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История развития анималистической литературы в мире 8
1.1. Зарождение анималистической литературы 11
1.2 Развитие мировой анималистической литературы после XVIII века 15
1.3 Отечественная анималистическая проза 21
Выводы к главе 24
Глава 2. Современная анималистическая проза в Китае 26
2.1 Истоки происхождения китайской анималистической прозы 26
2.2. Животные в китайской современной прозе 30
2.2.1 Творчество Шэнь Шиси 32
2.2.2 Творчество Цзян Жуна 38
2.2.3 Творчество Гэрэл-Чимэга Черного Журавля (Хэй Хэ) 43
Выводы к главе 47
Заключение 48
Список литературы 52

В мировой литературе немалую часть занимают анималистические произведения. Мифы о птицах и зверях, сказки о проделках животных-хитрецов, басни, сочинения фантастического характера о диковинных животных, эпические поэмы и сатирические повести и царстве животных – вот неполный перечень художественных форм, в рамках которых существует анималистическая литература. Основными персонажами этих произведений являются животные и птицы, реже люди.
Одними из первых о месте животных в литературе заинтересовались фольклористы. Научное исследование сказок о животных начинают в XIX веке братья В. и Я. Гримм. В XX веке немецкие ученые Г. Тиле (1908), Х. Гункель (1921), К. Крон (1926) активно изучают басни и сказки о животных. В этой связи следует отметить и французских ученых, которые большее внимание уделяли жанру басни, среди них Ш. Козрэ (1889), Л. Эрвье (1893-1894), Ж. Янссенс (1955), П.Борнэк (1972), П. Маланден (1981), К. Массрон (1988), Ж.-Н. Паскаль (1992).
Среди отечественных ученых вопрос анималистической литературы поднимали Л.З. Колмачевский (1882), Н.П. Дашкевич (1904), Ф.И. Буслаев(1818-1897), А.Н. Веселовский(1838-1906). Е. А. Костюхин(1938-2006).
Следует отметить и работы китайских авторов, которые активно занимаются исследованием современной анималистической прозы Китая. Это прежде всего монография ТанКэлуна (唐克龙) «Исследования повествований о животных в китайской литературе до и после образования КНР» (2010), а также книга Сунь Юэ (孙悦) «Анималистическая проза» (2010).
В отечественной синологии творчество современных китайских анималистов изучалось мало. Тем не менее здесь обязательно стоит упомянуть работы кандидата исторических наук Н. А. Сомкиной, посвященных зооморфной символике. Среди значимых статей на интересующую нас тему можно отметить работу доктора филологических наук А. Г. Сторожука «Образ обезьяны в литературе и культуре традиционного Китая», в которой автор рассматривает образ обезьяны в литературе и культуре Китая. Кроме того, обращает на себя внимание статья кандидата филологических наук О. П. Родионовой «Особенности китайской анималистической прозы на примере романа Гэрэл-Чимэга Черного Журавля «Черное пламя»», где проанализировано творчество современного китайского анималиста ХэйХэ (Черного Журавля).
Таким образом, обращаясь к вопросам изучения анималистической литературы Китая, можно констатировать, что, несмотря на интерес к этой теме, исследовательских работ, которые бы системно представляли развитие и изменение традиций китайской анималистической прозы Китая, в конечном итоге мало.
Актуальность исследования определяется тем, что в работе на примере творчества современных китайских анималистов (ШэньШиси, Цзян Жуна, ХэйХэ) предпринята попытка осмысления китайской литературы о животных, а также анализа разнообразных форм анималистической литературы в их историческом развитии.
Объектом настоящей выпускной квалификационной работы является китайская анималистическая проза, а предметом исследования – художественные образы животных в анималистической прозе Шэнь Шиси, Цзян Жуна, ХэйХэ.
Целью данной работы является исследование развития анималистической литературы Китая на примере творчества современных анималистов (ШэньШиси, Цзян Жуна, ХэйХэ).
Поставленная цель работы определяет решаемые в ходе исследования задачи:
1. Рассмотреть эволюцию мировой анималистической литературы и ее жанровые формы;
2. Изучить особенности развития анималистической литературы Китая;
3. Исследовать анималистическое творчество ШэньШиси, Цзян Жуна, Хэй Хэ;
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе автором дана попытка комплексного сравнения истории развития анималистической литературы на Западе и в Китае, исследования творчества основных современных анималистов Китая.
Методы исследования: в работе использованы как традиционной историко-литературный и биографический метод исследования, так и методы сравнительно-типологического литературоведения.
Основу источниковой базы для диссертационного исследования составила работа доктора филологических наук Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса». В этой монографии рассматривается группа фольклорных и литературных жанров, в центре которой находятся произведения о животных. Это - типологическое исследование, построенное на широком материале, с привлечением мифов, сказок и басен многих стран и народов. Автор уделяет большое внимание общим закономерностям развития животного эпоса в контексте мировой литературы. При этом мировой фольклор представляется единой художественной системой с непрекращающимся взаимодействием Запада и Востока. Данная монография дает обширный анализ некоторых памятников древних и средневековых литератур, который мы использовали для теоретической части диссертационной работы.
В качестве второго источника была выбрана диссертация кандидата филологических наук Ю. С. Ореховой, «Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт». В работе используется обширный литературный материал, который позволяет рассмотреть образы животных в произведениях разных жанров, проанализировать их взаимодействие и взаимопроникновение, отследить изменение традиций представления животных в ходе историко-литературного процесса. Для нашей диссертационной работы особую ценность представляет вторая глава, где Ю. С. Орехова описывает анималистическую литературу XVIII-XIX века, а именно творчество Ж. Бюффона и Ж. Ренара.
Источниковым столпом научно-исследовательской работы стала для нас написанная на китайском языке монография Сунь Юэ «Анималистическая проза», в которой автор в сравнительном ключе сопоставляет анималистическую литературу Запада и Китая. Мы уделили особое внимание четвертой главе, где Сунь Юэ анализирует современную анималистическую литературу Китая. В качестве примера автор приводит множество имен современных авторов, среди которых есть изучаемые в нашей диссертационной работе (ШэньШиси, Цзян Жун, ХэйХэ).
Еще одним источником была выбрана опубликованная на английском языке статья HollyO’Donnell «AnimalsinLiterature», которая позволила нам собрать сведения об анималистической литературе на Западе (Англия). Ее автор также предлагает несколько категорий анималистической литературы и дает объяснение популярности литературы про животных у детей.
В качестве пятого источника для диссертационной работы нами был выбран сборник «Speaking for animals: Animal Autobiographical Writing» под редакцией Марго ДэМелло. Основная ценность этой книги заключается в разных точках зрения и методологических подходах, которые рассматривает автор. Статьи, собранные в книге, отвечают на вопрос о том, каким образом животные проявляют себя в разных сферах культуры. Наше внимание привлекли статья Марион Коупланд и Натали Коринн Хансен про роман британской писательницы Анны Съюэлл «BlackBeauty» (1877), статья Наамы Харел про роман Кафки «Исследования одной собаки» (1922), статья ДжилаМорстада про роман Каролин Пархурст «DogsofBabel» (2003).
Таким образом наша научно-исследовательская работа построена на базе отечественных и зарубежных источников.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении определены актуальность темы, предмет и объект изучения, поставлен ряд исследовательских задач для достижения цели исследования.
Первая глава посвящена исследованию мировой анималистической литературы и ее развитию.
Во второй главе мы изучили ход развития анималистической литературы Китая и проанализировали творчество современных анималистов, ШэньШиси, Цзян Жуна, ХэйХэ;
В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа затронула лишь малую часть анималистической прозы в современной китайской литературе. Изучить полную и совершенную картину развития и особенностей китайской анималистической прозы очень сложно. Тем не менее, мы исследовали историю развития анималистической прозы в мировой и отечественной литературе, проанализировали истоки китайской анималистической литературы и изучили современную китайскую анималистическую прозу.
Изучив историю развития мировой анималистической литературы, мы установили присущие ей, два периода: до XVIII века и после XVIII. Первый период, условно обозначаемый «антропологическим», характеризуется тем, что фигуры животных в произведениях можно отнести к репрезентативным символам: они указывают на что-то, находящееся вне их, т. е. обозначают не только себя, но и что-то другое; они принимают участие в реальности того, на что указывают; они реально представляют то, что символизируют; они не могут быть произвольно изобретены, придуманы, они должны быть коллективны; они обладают способностью вскрывать в действительности то, что осталось бы скрытым. Эта концепция позволяет объединить образы животных в единое целое по смыслу, при всем многообразии анималистических жанров того периода.
В сказках, баснях, бестиариях нет попытки воспроизвести подлинные повадки животных, их реальные взаимоотношения. Под условными животными масками обнаруживается «нечеловеческое», звериное в человеке, говоря другими словами, животная маска не скрывает, а вскрывает человеческие недостатки.
В век Просвещения взгляд на животных изменился. Философы и романисты XVIII века видят в животном создание мудрой природы, близкое по своему физическому строению к человеку. С XVIII века анималистическая литература обретает форму, которая сохраняется до наших дней: она становится прозой (чаще всего романом), которую характеризуют реалистические, а не символические и аллегорические черты.
Анималистическая литература на рубеже XIX–XX вв. переживает взлет популярности. Много писателей прибегали к анимализму, используя разные принципы изображения животных(Р. Киплинг, Э. Сетон-Томпсон, Ч. Робертс). Некоторые из них используют такой композиционный прием как «записки натуралиста», где дают точные научные сведения и художественное описание жизни. Такой прием слияния документального и художественного жанров является тенденцией литературы второй половины XX века.
Анималистическая проза не прошла стороной и русскую литературу. Начиная с древнерусского фольклора и заканчивая современной литературой, можно проследить развитие отечественной анималистической прозы. Русские авторы-анималисты с помощью образов животных развивают у своих читателей кругозор и лучшие душевные качества.
Во второй главе мы проанализировали анималистическую литературу Китая, начиная с древних времен и заканчивая творчеством современных писателей. До XX века большинство анималистических образов можно было найти в произведениях об удивительном, в которых большинство животных относятся к фантастическим образам (лисицы-оборотни, мифические драконы и цилини). С приходом новой литературы авторы стали больше писать о реальном мире царства животных.
Современная китайская анималистическая литература активно начала развиваться с 1980-х годов. Появилось много имен авторов-анималистов. Все произведения имеют свое отличительное своеобразие, поскольку авторы создавали их в разных исторических и культурных условиях. В китайском литературоведении можно найти разделение анималистической прозы на четыре категории:
1. произведения, где мир животных искажен, и животные приобретают человеческие качества (например, в творчестве ШэньШиси);
2. произведения, где мир животных и людей тесно связан друг с другом (например, в творчестве Цзян Жуна);
3. произведения, где описан реальный мир дикого царства животных, их повадки, образ жизни (например, в творчестве ЦзиньЦзэнхао, ХэйХэ);
4. произведения, где сюжет описан объективным и спокойным стилем. Такая проза больше похожа на эссе. Китайский исследователь Сунь Юэ называет данный жанр «научно-популярной литературой о животных».
Среди всех авторов-анималистов, мы выбрали для изучения творчество таких писателей, как ШэньШиси, Цзян Жун иХэйХэ.
Король анималистической прозы, ШэньШиси, занимает важную роль в китайской литературе. Его произведение «Мечта волчицы» яркий пример антропоморфической прозы. Используя такой прием, ШэньШиси хочет научить читателя лучше понимать мир вокруг себя, а романом «Мечта волчицы» показать силу материнской любви и суровую жизнь в мире соперничества.
Цзян Жун в романе «Тотем волка» объясняет читателю законы природы. Он хочет научить людей относиться к природе с уважением, объясняет, что люди и животные равноправны, и в романе описывает катастрофическую ситуацию, где человек разрушает природу.
Творчество ХэйХэ вмещает в себе множество важных тем. В проанализированном нами рассказе «Лайка с горнолыжного курорта» главная тема – преданность животных к хозяину. Творчество ХэйХэ идеально подходит для детского чтения, потому что автор призывает относиться с любовью к братьям нашим меньшим. Благодаря работам ХэйХэ, дети смогут научиться уважать природу и животных, и в последующем не допустить экологических катастроф.
Таким образом, современная анималистическая проза содержит в себе множество разнообразных произведений и их авторов. Все они по-своему уникальны. Авторы-анималисты приходят в мир анималистической литературы, потому что любят мир вокруг нас. Для них животные – это лучший способ показать мир дикой природы и воспитать в людях уважение к окружающей среде.



1. Анита Д. Фразеологизмы с анималистическим компонентом в русском языке: с позиции носителя венгерского языка: дис. … канд. филол. наук. М., 2002.
2. Афанасьев A.A. Происхождение мифа: Ст. по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Индрик, 1996, 638 с.
3. Белогурова С. П. Анималистическая проза как феномен общественного сознания на рубеже XIX–XX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4. С. 115-123.
4. Буслаев Ф. И. О литературе. Исследования. Статьи. М.: Худ. лит., 1990.
5. Ван Ю. Образ волка в художественной анималистике «Слова о полку Игореве» и древнекитайской литературе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 3. С. 424–432.
6. Васильев Л.С. История религий Востока: Книжный дом «Университет»; М., 200 с.
7. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. М.: Искусство, 1957.
8. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989.
9. Веселовский А. Н. Статьи о сказках // Соб. соч. Т. 16. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1938.
10. Галай, К. Н. Зооморфные образы в произведениях И. Бунина (цикл «Темные аллеи») // Дискуссия: политематический журнал научных публикаций. – 2014 (май). – № 5.
11. Гао Е. Повесть-сказка китайского писателя ШеньШиси «Мечта волчицы Цзылань»: синтез анималистики и фэнтези / Е. Гао // Мировая словесность для детей и о детях. Материалы Пятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 15. — Москва: «Литера», 2015. — С. 72 -75.
12. Гармаева С. И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии ХХ века (Опыт сравнительного анализа литератур тюрко-монгольского ареала). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997.
13. Гей Н. К. Искусство слова. О художественности литературы. М.: Наука, 1967.
14. Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975.
15. Горобченко И. В. Жанр бестиария в зарубежной литературе: трансформация литературной традиции [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Анимализм (дата обращения: 25.06.2020).
16. Дашкевич Н. П. Вопрос о происхождении и развитии эпоса о животных. Киев: Универ. изв., 1904.
17. Зуева Е.В. Синтез документального и художественного в британской анималистике второй половины XX века // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. – С. 194 -197..
18. Коблякова Г. А. Анималистическая литература / Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010.№21 С. 208-210.
19. Козлова А. Г. Русская литературная анималистика: история и современность//Литература и жизнь: сб.трудов к 90-летию соднярождения и 60-летию научно-педагогической деятельности д-ра филологических наук, проф. М.Ф. Гетманца. Харьков, ХНПУ им. Г. С. Сковороды. 2013. С. 127–134.
20. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса: Автореф. дис. на соиск. д-ра филол. наук. Л., 1987.
21. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987, 269 с.
22. Купер Дж. Энциклопедия символов, М.: Золотой век, 1995.
23. Международный научный журнал «Philology» URL: https://alsun.journals.ekb.eg/article_121061_c7127ffeaad54f69d707ba27f5e2fc12.pdf(дата обращения: 20.04.2021).
24. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С. А. Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – Т. 2: К – Я. – 719 с.
25. Муратова К.Д. Средневековый бестиарий. М.: Искусство, 1984, 242 с.
26. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972, 152 с.
27. Новоженская, Ю. С Поэтология басен и сказок о животных / Ю С Новоженская // Пелевинские чтения - 2003 Межвузсбнауч.тр Калининград. Изд-во КГУ, 2004 С. 337-341
28. Орехова Ю. С.Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Калининград, 2008. 56 с.
29. Остапенко Е. В. Символ, аллегория, фантастика в современной анималистической прозе // Природа и человек в художественной литературе. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2001, С. 234-241.
30. Петрова Н. Д. Фразео-семантическое поле зоосемизмов в современном английском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Киев, 1983. 22 с.
31. Родионова О. П. Особенности китайской анималистической прозы на примере романа Гэрэл-Чимэга Черного Журавля «Черное пламя» // Вестник Санкт-петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2021. - Т. 13. – Вып. 2 (рукопись в печати).
32. Розенхольм А. «Трагический зверинец»: «животные повествования» и гендер всовременной русской культуре // Гендерные исследования. 2005. No 13. С. 119 –137.
33. Роман Анни Кютемяки о взаимосвязи человека и природы. Посвящается «молчаливым обитателям земли и воды» // Электронное сетевое издание «Labyrinth» URL: https://labyrinth.ivanovo.ac.ru(дата обращения: 20.05.2021).
34. Садовская Н. Д. Сравнительные конструкции с компонентом "прекрасное" в английской литературной сказке о животных / Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.
35. Севильский И. Этимологии, или Начала. Книга XI. О человеке и чудесах. Глава II: О возрастах людей; Глава III: О чудесах; Глава IV: Метаморфозы // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Выпуск 53 / Перевод А. А. Павлова. — М. : ИВИ РАН, 2015. — С. 312—322.
36. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./ АН СССР. Ин-т рус.яз. / Гл.ред. К.С. Горбачевич –2-е изд., перераб. и доп. –М.: Рус.яз., 1991.
37. Сомкина Н. А. Зооморфная символика Китая и механизмы образования китайских традиционных культурных символов во фразеологизмах чэнъюй // Проблемы литератур Дальнего Востока VII Международная научная конференция. 2016. С. 495-508.
38. Сторожук А.Г. Образ обезьяны в литературе и культуре традиционного Китая / Россия – Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников VIII Международной научно-практической конференции (Казань, 8 – 11 октября 2015 г.). – Казань, 2015. – с. 289
39. ХаоЦзюй. Социальные и политические аспекты тотемных верований древних китайцев. // Вестник Бурятского государственного университета. 2012.No14. URL: http://elibrary.ru/download/57124154.pdf(дата обращения: 25.12.2020).
40. Цзян Жун. Волчий тотем / Цзян Жун. – Пекин, 2007. – 367с.
41. ШэньШиси. Мечта Волчицы / Пер. с кит. Оксаны Решетняк. – Москва: Международное издательская компания «Шанс», 2016. – 191 с.
42. 俞燕. 动物小说的物性真实 / 上海师范大学学报. 2003.[ЮйЯнь. Характер анималистической прозы / Вестник Шанхайского педагогического университета. 2003.] (На кит. яз.).
43. 唐克龙. 中国现当代文学动物叙事研究 / 天津:南开大学出版社. 2010. 288 页 [ТанКэлун. Исследования повествований о животных в китайской литературе до и после образования КНР / Тяньцзин: Нанькайдасюэчубаньшэ, 2010. 282 с.] (На кит. яз.).
44. 孙悦. 动物小说 / 辽宁: 辽宁大学出版社. 2010. 187页 [Сунь Юэ. Анималистическая проза / Ляонин: Ляониндасюэчубаньшэ, 2010. 187 с.] (На кит. яз.).
45. 孙雪晴, 孙建江. 沈石溪现象和沈石溪式动物小说 / 中国图书评论. 2019. - 第88-95 页 [Сунь Сюэцин, Сунь Цзяньцзян. Феномен ШэньШиси и его анималистическая проза / Китайское книжной обозрение. 2019. – С. 88-95] (На кит. яз.).
46. 施荣华. 新时期动物小说的嬗变 /云南师范大学学报. 1998.[ ШиЖунхуа. Развитие анималистической прозы нового периода / Вестник Юньнаньского университета. 1998.] (На кит. яз.).
47. 朱自强. 动物文学的艺术原则自然文学的原则与价值 [ЧжуЦзыцян. Художественные принципы анималистической прозы, принципы и ценность литературы о природе] URL: https://www.bkpcn.com/Web/ArticleShow.aspx?artid=127430&cateid=A02 (дата обращения: 18.02.2021) (На кит. яз.).
48. 李传峰. 动物小说初探 / 中南民族学院学报. 1982. [Ли Чуаньфэн. Исследование об анималистической прозе / Вестник Южно-центрального института национальных меньшинств. 1982. ](На кит. яз.).
49. 格日勒其木格•黑鹤. 狼谷炊烟 / 济南:明天出版社,2016.[Гэрэл-Чимэг Черный Журавль. Дым в долине волков / Цзинань: минтяньчубаньшэ, 2016.] (На кит. яз.).
50. 高洁. 论中国儿童文学动物小说中的狼形象 / 安徽. 2016. [ЛаоЦзе. Об образе волка в китайской детской литературе о животных / Аньхой. 2016.] (На кит. яз.).
51. 黑鹤:用作品走进儿童的内心世界 [ХэйХэ : проникнуть в сердца детей ] URL:http://www.chinawriter.com.cn/n1/2019/0910/c404073-31346627.html(дата обращения: 20.04.2021). (Накит. яз.).
52. Lucas A. Nature Writers and the Animal Story. 1965. – 388 p.
53. Magee W. The Animal Story. 164.
54. Roberts Ch. Heart of the Ancient Wood. N.Y. 1900. 243 p.
55. Roberts Ch. Introduction // The Kindred of the Wild. A book of Animal life. Boston, 1929.
56. Seton-Thompson E. Wild Animals I Have Known. - P. 12–13.
57. The Wild Animal Story: Animals and Ideas / Ed. by R.H. Lutts. Philadelphia, 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ