Введение 3
Глава 1. Торгово-экономическое сотрудничество между Ираном и странами Южного Кавказа 8
§1.1. Внешнеполитическая доктрина Ирана 8
§1.2. Товарооборот между Арменией и Ираном. Деловые и туристические связи 12
§1.3. Товарооборот между Грузией и Ираном. Деловые и туристические связи 23
Глава 2. Сотрудничество Ирана и стран Южного Кавказа в сфере энергетики 38
§ 2.1. Иран на глобальном энергетическом рынке 38
§2.2. Сотрудничество Армении и Ирана в сфере энергетики 44
§2.3. Сотрудничество Грузии и Ирана в сфере энергетики 55
Глава 3. Сотрудничество Ирана и стран Южного Кавказа в области транспорта 61
§3.1. Иран как фактор развития транспортных систем на Южном Кавказе 61
§3.2. Международный транспортный коридор ТРАСЕКА 66
§3.3. Армяно-иранские проекты в области транспорта 69
§3.4.Международный транспортный коридор «Север-Юг» 73
§3.5. Сотрудничество Ирана с Грузией и Арменией в проекте транспортного коридора «Персидский залив-Черное море» 77
Заключение 83
Список использованных источников и литературы
В современных реалиях наиболее эффективным инструментом распространения влияния тех или иных государств и защиты национальных интересов является экономический фактор. На сегодняшний день в основе большинства двусторонних или многосторонних межгосударственных отношений лежит торгово-экономическое сотрудничество. В условиях постоянно развивающихся процессов глобализации торгово-экономическое сотрудничество представляется особенно важным в контексте возможностей повышения уровня благосостояния населения, создания рабочих мест, оптимизации расходов и обеспечения как национальной, так и международной безопасности. После окончания Второй Мировой войны зародился новый формат дипломатии, нацеленный, прежде всего, на обеспечение взаимных экономических интересов. Тем не менее, рассмотрение вопросов международного взаимодействия невозможно без учета политической конъюнктуры.
С ликвидацией Варшавского договора и распадом Советского Союза изменилась геополитическая обстановка, перестала существовать биполярная модель миропорядка и США оказались единственной сверхдержавой. Все эти события привели к трансформации внешнеполитических концептуальных установок и поиску Исламской Республикой Иран (ИРИ) новых путей организации своей международной деятельности. Главный вектор внешней политики сегодняшнего Ирана направлен на обеспечение национальной безопасности и экономическую экспансию, во многом за счет интенсификации отношений с соседними государствами, включая республики Южного Кавказа.
Нынешний регион Южного Кавказа является неоднородным политическим и социально-экономическим пространством. Кавказ исторически расценивался как значимый объект геополитической борьбы крупных государств. В современной истории сформировалась особая ситуация в регионе, которая выдвинула новых активных участников противостояния за установления влияния на Южном Кавказе: США, Европейский Союз и Китай. При этом влияние в регионе в той или иной мере сохранили региональные державы — Россия, Иран и Турция, с которыми Южный Кавказ исторически был тесно связан в культурном и политическом плане. Каждое из этих государств проводит свою политику, основываясь, прежде всего, на национальных интересах. Происходящие на Кавказе события имеют не только региональное измерение, но и глобальное, в том числе связанное с проблемами сохранения мира.
С точки зрения геополитики данный регион имеет большое значения для Ирана, поскольку он является важным коммуникационным узлом, расположенным на стыке Европы и Азии. По этой причине Иран всегда включал Южный Кавказ в зону своих национальных интересов. Основополагающими аспектами политики Исламской республики на Южном Кавказе служат принципы обеспечения безопасности региона, недопущения внешнего вмешательства и реализация своих экономических интересов.
После того, как в 1991 году республики Южного Кавказа провозгласили свою независимость, Иран активизировал свою политику в регионе. Были установлены дипломатические отношения, подписан ряд двусторонних соглашений, договоров, актов и протоколов, регулирующих порядок и особенности сотрудничества в тех или иных областях. Однако, начальный период становления независимых республик сопровождался развалом существовавшей в советские времена модели государственного управления и хозяйственной системы и про-исходящими от этих процессов сильным экономическим кризисом и этно-территориальными конфликтами. В подобных условиях наладить стабильное торговое-экономическое сотрудничество было практическом невозможно. Ближе к концу 1990-х республикам удалось остановить кризисные явления и обеспечить поступательный экономический рост. Сотрудничая в таких областях как энергетика и транспорт, Иран совместно со странами Южного Кавказа реализовал ряд важных стратегических проектов, укрепивших его экономическое и политическое в влияние в регионе. Тем не менее, на данный момент тор-гово-экономические отношения между Ираном и государствами Южного Кавказа подвержены нестабильности и находятся на сравнительно невысоком уровне развития по причинам небольшого объема региональных рынков, высокого уровня безработицы и отсутствия необходимой современной инфраструктуры в ряде случаев в республиках, международной политической напряженности в отношении Ирана.
Экономическая стратегия Исламской республики на Южном Кавказе является важным фактором в геополитическом противостоянии региональных и мировых держав, включая Россию, в этом регионе. На современном этапе идет борьба между ними за установление контроля над существующими транзитными путями, которые представляют значительную выгоду с финансовой точки зрения, и за возможность влиять на политическую повестку дня в республиках за счет экономических инструментов.
Предметом данной выпускной квалификационной работы служит экономическая политика, проводимая Ираном в отношении двух республик Южного Кавказа — Армении и Грузии, и включающая в себя двустороннее экономическое сотрудничество, в период с момента провозглашения последними своей независимости в 1991 году по нынешнее время.
Целью данной работы является определение специфики стратегии Исламской республики по распространению своего экономического влияния в регионе Южного Кавказа относительно двух государств —Армении и Грузии. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :
• анализ внешнеполитической доктрины современной ИРИ;
• изучение современной экономической ситуации на Южном Кавказе и роли ИРИ в ней;
• рассмотрение всех аспектов торгово-экономического сотрудничества Ирана с Арменией и Грузией;
• анализ и определение перспектив развития сотрудничества Ирана с Арменией и Грузией в транспортном секторе;
• анализ и определение перспектив развития сотрудничества Ирана с Арменией и Грузией в энергетическом секторе;
• общий анализ и выявление сильных и слабых сторон современной экономической политики ИРИ в регионе Южного Кавказа (Армения и Грузия).
Для решения данных задач были использованы документы и материалы из официальных интернет-источников МИД Ирана, Армении и Грузии, а также профильных структур, касающиеся подписания двусторонних договоров, соглашений, протоколов и актов, а также их характеристики. Кроме того, была использована информация за разные годы, предоставленная иранскими новостными агентствами Tabnak, IRNA, ISNA, Mehr, армянскими новостными агентствами Hetq, Aravot, Ampop и российским ИА Regnum. Также в качестве источников были использованы материалы из журнала социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ», ежемесячников и ежеквартальников на персидском языке, относящихся к внешней политике Ирана и современной экономической и политической ситуации на Южном Кавказе, научных работ и исследований по связанным темам на персидском, армянском, английском и русском языках. Ввиду своей актуальности и важности данная тема широко ос-вещалась в СМИ Армении, Грузии и Ирана; в историографии исследуемых стран эта тема также занимает заметное место. Более того, и западные, и российские специалисты по Южному Кавказу и Ирану детально исследовали данный предмет.
С точки зрения архитектоники, представленная выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав, введения и заключения.
Первая глава подразделяется на три подглавы. Первая посвящена особенностями внешнеполитической линии Ирана после Исламской революции 1979 года — её определению в официальных государственных доку-ментах и трансформации с течением времени, а также рассмотрению Южного Кавказа как исторической зоны интересов Ирана. Во второй подглаве содержится информация о торгово-экономическом взаимодействии Ирана с Арменией, включая туристические и деловые связи. Третий подглава включает в себя аналогичные данные по сотрудничеству Ирана с Грузией.
Вторая глава отражает отношения Ирана с Арменией и Грузией на со-временном этапе в энергетическом секторе. Глава состоит из трех подглав, посвященных роли Ирана на глобальном энергетическом рынке, а также особенностям и перспективам ирано-армянского и ирано-грузинского сотрудничества в этой сфере соответственно.
Третья глава, заключительная, затрагивает аспекты взаимодействия Ирана с Арменией и Грузией в области транспорта и транзитных перевозок. Глава включает в себя пять подглав : Иран как фактор развития транспортных систем на Южном Кавказе, Международный транспортный коридор TRACECA, Армяно-иранские проекты в области транспорта, Международный транспортный коридор «Север-Юг», Сотрудничество Ирана с Грузией и Арменией в проекте транспортного коридора «Персидский залив-Черное море».
Во введении к представленной выпускной квалификационной работе была поставлена цель определить особенности экономической стратегии ИРИ в регионе Южного Кавказа в отношении двух республик — Армении и Грузии — на современном этапе.
Во-первых, нами была рассмотрена теоретическая база — прежде всего, статьи Конституции ИРИ, на которой основывается внешнеполитическая линия Ирана со времени Исламской революции 1979 года. Были учтены изменения в концепциях внешней политики, в результате которых менялись приоритеты Ирана при выстраивании отношений с иностранными государствами и международными структурами, что в свою очередь, сказывалось на региональной политике Исламской республики, в том числе и в отношении Южного Кавказа. Кроме того, нами была изучена роль Южного Кавказа в сегодняшней внешней политике Ирана в контексте геополитического противостояния там региональных и мировых держав.
Во-вторых, мы определили основные аспекты экономического сотрудничества Ирана с Арменией и Грузией с момента обретения последними независимости в 1991 году. Особое внимание было уделено двусторонней торговле (основные статьи экспортно-импортных операций, динамика развития товарооборота), ирано-армянскому и ирано-грузинскому взаимодействию по энергетике (совместные инфраструктурные проекты, импорт иранских энергоносителей в республики) и сотрудничеству Ирана с Арменией и Грузией по транспорту (совместное участие в международных транспортных коридорах, реализация проектов в транспортной инфраструктуре, в том числе затрагивающей транзитные перевозки грузов). Также в качестве фактора распространения экономического влияния Исламской республики в регионе были отмечены туризм (популярность Армении и Грузии среди иранских граждан обусловлена наличием безвизового режима) и деловые связи (иранские компании и индивидуальные предприниматели ведут активную деятельность на территории республик).
В-третьих, в ходе написания работы мы рассмотрели политическую подоплеку отношений Ирана с Арменией и Грузией на современном этапе (позиция политических лидеров государств по вопросам сотрудничества в экономическом секторе, двустороннее взаимодействие на разных уровнях правительств, реакция представителей власти на те или иные изменения в отношениях между странами). Была изучена общая риторика, присутствовавшая в СМИ Ирана, Армении и Грузии касательно совместных экономических проектов. Более того, учитывалась официальная позиция представителей власти государств, играющих заметную роль как политического, так и экономического характера в регионе — Россия, США, Турция, ЕС, Китай, и крупных зарубежных компаний («Газпром»), работающих на Южном Кавказе, по вопросам, связанными с экономическим сотрудничеством Ирана с Арменией и Грузией.
Таким образом, рассмотрев все приведённые выше моменты, мы определили особенности экономического сотрудничества между Ираном и государствами Южного Кавказа (Армения и Грузия), перспективы развития отношений по этому направлению, сильные и слабые стороны региональной политики Ирана в сфере экономики.
Из всех республик Южного Кавказа наиболее конструктивные и прагматичные связи у Ирана сложились с Арменией. Среди прочих крупных проектов двустороннего сотрудничества за последние два десятилетия выделяется газо-провод Иран — Армения, Соглашение о строительстве Мегринской ГЭС, Соглашение «Электроэнергия в обмен на газ», расширение и модернизация авто-магистрали, связывающей два государства. Тем не менее, реализация всех крупных инфраструктурных проектов сопровождалась определенными трудностями технического характера, задержками по строительству и переносами сроков сдачи объектов в эксплуатацию. Во многом это объяснялось непростым международным положением Ирана, длительное время находившегося под санкциями, которые оказывали негативное влияние на экономику стран, и не-стабильной экономической ситуацией в Армении, которая была вынуждена в этой связи брать международные кредиты.
Ирано-грузинское сотрудничество в области экономики на данный момент нельзя назвать тесным и динамично развивающемся. Это связано, прежде всего, с внешнеполитическим курсом Грузии, делающим упор на сотрудничество с Западом. Грузинское руководство видит в интеграции в европейские структуры (ЕС, НАТО, ОБСЕ и др.) возможность превращения Грузии в сильное демократическое государство со стабильной экономикой. На этом фоне внешнеполитическая доктрина Ирана является прямо противоположной, чья идеологическая концепция предполагает противостояние западным государствам и их недопуск в регион Южного Кавказа. Тем не менее, существуют определенные направления, представляющий для обеих сторон экономический интерес. Так, Грузия может играть важную роль для Ирана по вопросам предоставления транзитных путей в черноморские порты для выхода на европейские рынки (проект «Персидский залив — Черное море»).
В сегодняшних реалиях наиболее эффективным инструментом по распространению своего влияния на международной арене представляется экономический фактор. Начиная с 1990-х годов, Иран существенно нарастил собственное экономическое присутствие на Южном Кавказе, который является стратегический важным регионом в контексте национальной безопасности Исламской республики. Однако, на данный момент по показателям экономического сотрудничества со странами Южного Кавказа, Иран уступает своим конкурентам - Турции, ЕС, США и России. Ситуация может поменяться в лучшую для Ирана сторону в случае ослабления позиций в регионе конкурентов и реализации со-вместных с Арменией и Грузией проектов в сферах поставок энергоносителей, международных транспортных коридоров и промышленного производства.
1. О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации, правительство Республики Индия и правительством Исламской Республики Иран о международном транспортном коридоре «Север-Юг» : Федеральный закон РФ от 02.06.2001 № 0719—ФЗ // Собр. законадательства РФ. — 2001.
2. Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» : Федеральный закон РФ от 12 марта 2002 года № 24-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2002. — №36.
3. 2011 International Narcotics Control Strategy Report (INCSR) // Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs, United States Department of State. — May 2011.
4. BP Statistical Review of World Energy, June 2017//BP. URL : https://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf [дата обращения:15.03.2018].
5. EU restrictive measures against Iran // European Council/Council of the European Union. URL : http://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/iran/ [дата обращения : 14.04.2018].
6. EU Statement on opening of the Baku-Tbilisi-Kars railway, Bruxelles, 30.10.2017// EEAC. URL: https://eeas.europa.eu/delegations/azerbaijan_en/34825/EU%20Statement%20on%20opening%20of%20the%20Baku-Tbilisi-Kars%20railway [дата обраще-ния:21.03.2018].
7. “Treasury Targets Networks Linked to Iran,” Press Release // United States Department of the Treasury. — 6.02.2014.
8. International Recommendations for Tourism Statistics 2008, Compilation Guide // UN WTO. — Madrid, November 2010.
9. Press Briefing by Energy Secretary Bill Richardson and Special Advisor to the President and the Secretary of State for Caspian Basin Energy Diplomacy John Wolf. — Istanbul,November 18, 1999.
10. “S. 2657 — 109th Congress: Iran Sanctions Extension Act of 2006.” // The Senate of the United States. — April 26,2006.
11. «2007 թվականիմարտի 19-ինՄեղրիքաղաքումՀայաստանիՀանրապետությանկառավարությանեւԻրանիԻսլամականՀանրապետությանկառավարությանմիջեւստորագրված «Արաքսգետիվրահիդրոէլեկտրակայաններկառուցելուեւշահագործելուբնագավառումհամագործակցությանմասին» համաձայնագրումլրացումներկատարելուվերաբերյալ» Արձանագրություն, / ՀՀարտաքինգործերինախարարություն. — 2011 թ. դեկտեմբեր.
12. Համաձայնագիր «ՀՀՄեղրուշրջանիեւԻԻՀՄարանդիգավառիմիջեւսահմանայինառեւտրիվերաբերյալ». / ՀՀարտաքինգործերինախարարություն. — 1994թ.
13. «ՀայաստանիՀանրապետությանկառավարությանեւԻրանիԻսլամականՀանրապետությանկառավարությանմիջեւԱրաքսգետիվրահիդրոէլեկտրակայաններկառուցելուեւշահագործելուբնագավառումհամագործակցությանմասինհամաձայնագիր» / ՀՀարտաքինգործերինախարարություն. — 2007թ.
14. ՀՀԱԳՆպատմադիվանագիտականբաժնինյութեր, ցուցակ 1, գործ 286.
15. بخش١١— حملونقلومسکن, قانونبرنامهپنجسالهششمتوسعهاقتصادی،اجتماعیوفرهنگیجمهوریاسلامی ایران، (١٣٩٦-١٤٠٠)،ص٧٦.
16. حملونقل،مجموعهبرنامهپنجسالهپنجمتوسعهجمهورياسلامیایران،معاونتبرنامهریزيونظارتراهبرديرییسجمهور،سفندماه ١٣٨٩،ص١٦٧.
17. //سند امنيت ملي گرجستان, سفارت جمهوری اسلامی ایران در گرجستان
Embassy of IRI, Tbilisi. URL: http://tbilisi.mfa.ir/index.aspx?siteid=130&pageid=23341 [дата обращения : 06.04.2018].
18. قانون اساسی جمهوری اسلامی ایران همراه با اصلاحات سال ١٣٦٨،اصل ١٥٢-١٥٥.
Литература на русском языке
19. Корсо М., Иран пытается использовать Грузию, чтобы уклониться от санкций?, 17.07.2013// Centrasia. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1374044760 [дата обращения : 08.04.2018].
20. Лямин Ю.Ю. Внешняя и оборонная политика Ирана на закавказском на-правлении // В ожидании бури:Южный Кавказ, под ред. К.В. Макиенко. — М.:,Центр анализа стратегий и технологий, 2018. — 200 с.
21. Месамед В.И. Иран и немусульманские страны Южного Кавказа (Армения и Грузия). — М., 2015. — 253 с.
22. Оганджанян А., Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс рассчитывает на грузы и пассажиров, 30.11.2017// DW. URL: http://www.dw.com/ru/железная-дорога-баку-тбилиси-карс-рассчитывает-на-грузы-и-пассажиров/a-41594728 [дата обращения:21.03.2018].
23. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков К.Х., Проблемы интеграции и инновационного развития транспортных систем России и стран Южного Кавказа. — М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 197 с.
24. Юртаев В.И. Особенности внешней политики Ирана, (1979-2013 гг.) : учебное пособие : для направлений подготовки "Международные отношения", "История", "Зарубежное регионоведение» — Москва : Российский ун-т дружбы народов, 2014. - 162 с.
Литература на западных языках
25. Abrahamyan G., “Armenia: Yerevan Wants to Open Up to Iran” // eurasianet.org. — Jan. 26, 2012.— available at: http://www.eurasianet.org/node/64910.[датаобращения : 25.03.2018].
26. Absandze T., What Factors Hinder The Development Of Free Industrial Zones? 15.01.2018// Forbes Georgia. URL: http://forbes.ge/news/3306/Factors-Hinder-The-Development-Of-Free-Industrial-Zones [дата обращения: 06.04.2018].
27. Austvik O.G. and Rzayeva G., Turkey in the Geopolitics of Natural Gas. — Mossavar-Rahmani Center for Business and Government. Harvard Kennedy School, 2016. — 17 c.
28. Chow E. and Hendrix L., Central Asia’s Pipelines: Field of Dreams and Real-ity// The National Bureau of Asian Research - NBR special report #23. — Septem-ber,2010. — C.29 - 42.
29. Euro Atlantic Quarterly (2011), “Armenia’s Energy Policy and Security”.
30. Faucon B.,Solomon J., As Sanctions Bite, Iranians Invest Big in Georgia, June 20, 2013// WSJ. URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424127887323864304578320754133982778 [дата обращения : 08.04.2018].
31. Faucon B.,Solomon J., Georgia Says It Froze Iranians' Accounts, June 21, 2013// WSJ. URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424127887323300004578559863908220032 [дата обращения : 08.04.2018].
32. Gaynor D., US Relations with Armenia: In Facing Middle East Adversaries, America Has a Secret Weapon, Oct. 8, 2012// Mic. URL: https://mic.com/articles/15799/us-relations-with-armenia-in-facing-middle-east-adversaries-america-has-a-secret-weapon#.Vcv00p5rf [дата обращения: 15.03.2018].
33. Larabee S. "Russia And its Neighbor, Integration or Disintegration?» - Rand Corporation,2001.- 14 c.
34. Prof. Dr.Kochadze T. , Dr. Eng. Tsetskhladze A., Technical and environmen-tal capacities of oil terminals in Georgia. — Akaki Tsereteli state University, Ku-taisi, Georgia, 2013. — С. 48 - 50.
35. Regine A. Spector, The North-South Transport Corridor, July 3, 2002// Brookings. URL: https://www.brookings.edu/articles/the-north-south-transport-corridor/ [дата обращения: 22.03.2018].
36. Stricker A., U.S. Man Indicted in Money Laundering Scheme, Part of Larger Iranian Sanctions Busting Network// Institute for Science and International Securi-ty. — May 3, 2017. — 6 c.
37. Tishehyar M., Iran-Russia energy relations(From a bilateral to multilateral re-gional cooperation) //Политика РФиИРИ в региональном контексте. - Москва, Институт Востоковедения РАН, 2011. — С.101 - 109.
38. Yevstratov A., Iran-Armenia-Georgia-Europe: A new transport corridor to be discussed in Sofia, July 10th, 2016// Eurasia daily. URL: https://eadaily.com/en/news/2016/07/10/iran-armenia-georgia-europe-a-new-transport-corridor-to-be-discussed-in-sofia [дата обращения:21.03.2018].
Литература на восточных языках
39. ԳեւորգյանԱ., ՄեկուսացնելովՀայաստանը․Հյուսիս-հարավտրանսպորտայինեւէներգետիկծրագրեր, 09/01/2017 // Ampop. URL: http://ampop.am/north-south-transport-and-energy-projects/ [дата обращения 22.03.2018].
40. ԻսկանդարյանԳ. , Հայ-իրանականհարաբերություններըՀայաստանիան-
կախությանձեռքբերումիցհետո, Եր., 2007. —45 с.
41. ابراهیمی ایلناز، سازمانهاي کشورهاي صادرکننده گاز، شکلگیري، فرصتها و تهدیدها، تهران: موسسه تحقیقاتی تدبیر اقتصاد، ١٣٨٨— ١٢٢ ص.
Периодика на русском языке
42. Наджафов Гусейн Низами Оглы, Иран и государства Южного Кавказа // Центральная Азия и Кавказ. — №1(55), 2008. — С.41 - 51.
43. Санаи М. Внешняя политика Ирана: между историей и религией // Россия в глобальной политике — №1, январь-февраль 2006. — С.10-11.
44. Сапрыкин В., Иран как экспортер природного газа в страны Южного Кавказа // Центральная Азия и Кавказ. – №3(39), 2005. – С.128 - 140.
Периодика на западных языках
45. Nugzar Ter-Oganov, Georgian-Iranian relations in post-soviet period // Central Asia and Caucasus. — №4(28),2004. — С. 95-99.
Периодика на восточных языках
46. «Իրան-Հայաստան» բանակցություն // ԹերթըԱռավոտ. —Երեւան, 08.12.2003.
47. Իրանականգամբիթ // փակագիծթերթը. — Երեւան, 18.02.2006.
48. ԼուսինեՊետրոսյան, Հայաստան-Իրանտնտեսականհարաբերությունները (1991-2008 թթ.) // «ԲանբերԵրևանիհամալսարանի. Միջազգայինհարաբերություններ, Քաղաքագիտություն» —Երևան, 2016 № 2 (20). — С.36-42.
49. Հայաստանըկարիքչունիիրանականգազը // ԹերթըԱռավոտ. — Երեւան, 17.01.2007.
50. აქვეყნებსინტერვიუსამერიკისელჩთან, ჯონტეფთან // გაზეთიკვირისპალიტრა (№ 42 (659)) 15 - 21 ოქტომბერი, 2007.
51. آیت الله عباسعلی عمید زنجانی، مبانی دینی اصول سیاست خارجی جمهوری اسلامی ایران//فصلنامه مطالعات حقوق خصوصی.— شماره ٢، تابستان ١٣٨٨.—٢١٧-٢٣٢ص.
52. حیدري، محمدعلی ،ناباکو، امنیـت انـرژي اروپـا و بـازیگران منطقـهاي و فرامنطقـهاي// فصلنامه مطالعات آسیاي مرکزي و قفقاز.— شماره ٦٦ ،١٣٨٨— ٢٣-٤٤ص.
53. سهراب شهابی, دیپلماسی انرژي جمهوري اسلامی ایران و مجمع کشورهاي صادرکننده گاز// فصلنامه آسیاي مرکزي و قفقاز.— شماره ٨١ ، بهار ١٣٩٢.— ١٢٥-١٥٠ص.
54. سیدج ل دهقانی فیروزآبادی،سیاست خارجی جمهوری اسلامی ایران در قفقاز جنوبی//دوفصلنامه ایراس.—سال پنجم / شماره ٦/ بهار- تابستان١٣٨٩.—٥-٤٦ص.
55. سید محمد موسوي، تاثیر جایگاه خطوط لوله انرژي بر ژئوپلیتیک منطقه آسیاي مرکزي و قفقاز//فصلنامه آسیاي مرکزي و قفقاز.— شماره٨٠، زمستان ١٣٩١.— ص١٤٧-١٦٩ص.
56. شیخ عطار علیرضا،همراهي ديپلماسي و اقتصاد: جايگاه ديپلماسي اقتصادي در همكاري هاي منطقه اي جمهوري اسلامي ايران//همـشهري دیپلماتیـک.— شـماره٣٠،خرداد ،١٣٨٥.—٦-٢٤ص.
57. عبداله قنبرلو،تعامل استراتژي اقتصادي و سياست خارجي در ايران معاصر،جستارهاي سياسي معاصر// پژوهشگاه علوم انساني و مطالعات فرهنگي.— سال چهارم، شمارة سوم، پاييز١٣٩٢.— ١٣٧-١٦٠ص.
58. علی امیدي، چشمانداز روابط اقتصادي جمهوري اسلامی ایران- ارمنستان و قابلیت آن در ترانزیت گاز//فصلنامه آسیاي مرکزي و قفقاز.— شماره٨٣ ، پاییز١٣٩٢.—٢٩-٥٠ص.
59. فرهادعطايي،ايرانوكشورهايقفقازجنوبي//مطالعاتاوراسيايمركزي.—سالپنجم،شماره ١٠،بهاروتابستان،١٣٩١.—١١٩-١٣٦ص.
60. مامدوانينا،«مناسباتايرانوروسيهدرسال ٢٠٠٨ميلادي»//دوماهنامهتحولاتايـرانواوراسيا (ايراس).—شماره ٢٣، ١٣٨٨.— ١-٦ص.
61. مسعود اسلامی، دیپلماسی انرژي ایـران و روسـیه: زمینـههـاي همگرایـی و واگرایـی//فصلنامه راهبرد.— سال بیست و یکم، شماره شصت و چهار،١٣٩١.—١٨٩-٢٢٠ص.
62. متقی، ابرهی،دیپلماسی انرژي ایران؛ الگوهـا و رونـدها // فـصلنامه دیپلماسـی انـرژي، موسسه مطالعات بینالمللی انرژي.— شماره یکم سال اول،١٣٩٠.—٥٤-٧٣ص.
63. نبياله ابراهيمي، عدالت، گفتگو و امنیت بینالمللی// فصلنامه مطالعات راهبردی.—شماره ٦١ ، پاییز ١٣٩٢.—١٥٩-١٨٠ص.
64. یزدانی، عنایت االله و ملبوس باف، مهدیه، "پروژههاي خطوط لوله انـرژي در حـوزه دریـاي
مازندران»// مجله اطلاعات سیاسی- اقتصادي.— شماره٢٤٩-٢٥٠، ١٣٨٧.—١٨٨-١٩٩ص.
Новостные интернет ресурсы
65. "АрмРосгазпром" приобретает у правительства Армении газопровод из Ирана и 5-й энергоблок Разданской ТЭС, ЕРЕВАН, 6 апреля 2006// ИА REGNUM. URL : https://regnum.ru/news/619137.html [дата обращения : 15.03.2018].
66. "Газпром": "АрмРосгазпром" является образцовой компанией в газовом секторе СНГ, ЕРЕВАН, 12 сентября 2007// ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/883718.html [дата обращения:16.03.2018].
67. Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан, 24.05.2005// DW. URL: http://www.dw.com/ru/актау-баку-тбилиси-джейхан/a-1594510 [дата обращения : 18.03.2018].
68. Армения может стать транзитной страной для иранского газа. — Ереван. 1.12.2008// ИА REGNUM.URL: https://regnum.ru/news/economy/1092040.html [дата обращения 17.03.2018].
69. "АрмРосгазпром" приобретает у правительства Армении газопровод из Ирана и 5-й энергоблок Разданской ТЭС, ЕРЕВАН, 6 апреля 2006// ИА REGNUM. URL : https://regnum.ru/news/619137.html [дата обращения : 15.03.2018].
70. Ахметели Н., Грузия и Иран отменили визовый режим, 27 января 2011// BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2011/01/110127_georgia_iran [дата обращения : 08.04.2018].
71. Владимир Путин: транспортную проблему в каспийском регионе надо решать быстрее, 25.04.2002// vesti.ru. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=116216&cid=6 [дата обращения : 22.03.2018].
72. Газопровод Иран-Армения: "Россия имеет коммерческий интерес и может стать оператором армянской части газопровода», МОСКВА, 30 января 2004// ИА REGNUMURL : https://regnum.ru/news/211127.html [дата обраще-ния:15.03.2018].
73. "Газпром": "АрмРосгазпром"является образцовой компанией в газовом секторе СНГ, ЕРЕВАН, 12 сентября 2007// ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/883718.html [дата обращения:16.03.2018].
74. Грузино-иранский бизнес форум прошёл в Тбилиси, 10.10.2017// Sputnik-Georgia. URL: https://sputnik-georgia.ru/economy/20171010/237692910/Gruzino-iranskij-biznes-forum-proshel-v-Tbilisi.html [дата обращения: 10.04.2018].
75. ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли, 17.05.2018// ТАСС. URL: http://tass.ru/ekonomika/5207751 [дата обращения: 19.05.2018].
76. Концессионер ЮКЖД в 2015 году полностью выполнил свои обязательства – замминистра. — Ереван, 30.05.2016// ARKANewsAgency. URL: http://arka.am/ru/news/economy/kontsessioner_yukzhd_v_2015_godu_polnostyu_vypolnil_svoi_obyazatelstva_zamministra/ [дата обращения: 21.03.2018].
77. Международный транспортный коридор (МТК) "Север - Юг», 01.11.2017// РИА Новости. URL: https://ria.ru/spravka/20171101/1507611427.html [дата обращения : 22.03.2018].
78. Об итогах визита в Армению, 7.06.2016// официальный сайт ОАО «Газпром». URL : http://www.gazprom.ru/press/news/2016/april/article270820/ [дата обращения: 17.03.2018].
79. Эксперт: Иранский газ может полностью заменить для Армении российский, но он дороже, ЕРЕВАН, 6 июня 2013//ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/1667975.html [дата обращения 17.03.2018].
80. Aboutus, History // Официальный сайт банка «Меллат"в РА. URL : http://www.mellatbank.am/am/about/history [дата обращения : 26.03.2018].
81. Armenia Inaugurates Free Economic Zone on Iran’s Border, December 17, 2017// Financial Tribune. URL: https://financialtribune.com/articles/economy-business-and-markets/77993/armenia-inaugurates-free-economic-zone-on-iran-s-border [дата обращения : 04.04.2018].
82. GECF Overview // Official Website of GECF. URL: https://www.gecf.org/about/overview.aspx [дата обращения: 15.03.2018].
83. Georgian civil aviation authority suspends Fly Georgia's AOC, 16.10.2013// Ch-aviation. URL: https://www.ch-aviation.com/portal/news/22592-georgian-civil-aviation-authority-suspends-fly-georgias-aoc#disqus_thread [дата обращения: 08.04.2018].
84. Iran to Launch Black Sea-Persian Gulf Corridor With ‘Trade Hub’ Ambitions, 13.07.2016// Huffington Post. URL : https://www.huffingtonpost.com/asiatoday/iran-to-launch-black-sea_b_10957184.html [дата обращения : 23.03.2018].
85. Iran: The fleet Capacity of IRISL is expected to grow 50% in 2018 with the addition of 10 vessels it has ordered from Hyundai Heavy Industries, 19.10.2017// Hellinics Shipping news. URL: https://www.hellenicshippingnews.com/iran-the-fleet-capacity-of-irisl-is-expected-to-grow-50-in-2018-with-the-addition-of-10-vessels-it-has-ordered-from-hyundai-heavy-industries/ [дата обращения: 21.03.2018].
86. Iran’s Rasht city to be connected to Turkey via railroad, 7 September 2016 // ISNA. URL : https://en.isna.ir/news/95061711141/ [дата обращения : 23.02.2018].
87. Najmeh Bozorgmehr, Ayatollah Khamenei calls for ‘economic jihad’ in Iran, FEBRUARY 19, 2014 // Financial Times. URL : https://www.ft.com/content/b29fb1b8-996f-11e3-91cd-00144feab7de [дата обра-щения : 25.03.2018].
88. Welcome to TRACECA// official website of TRACECA. URL: http://www.traceca-org.org/en/traceca/ [дата обращения 21.03.2018]
89. What does Iran export to Armenia? (2016)// AtlasMedia. URL : https://atlas.media.mit.edu/en/visualize/tree_map/hs92/export/irn/arm/show/2016/ [дата обращения : 25.03.2018].
90. What does Iran export to Georgia?// AtlasMedia. URL : https://atlas.media.mit.edu/en/visualize/tree_map/hs92/export/irn/geo/show/2016/ [дата обращения : 06.04.2018].
91. Բազմաչարչարհայ-իրանականերկաթգծիապագան, Փետրվար 24 2016//Aravot. URL: http://www.aravot.am/2016/02/24/660232/ [дата обращения : 22.03.2018].
92. Իրան-Հայաստանտնտեսականհարաբերություններ, 10/04/2017// Ampop. URL: http://ampop.am/armenian-iranian-economic-relations/ [дата обращения: 17.03.2018]
93. Իրանականգազիոդիսականը. քաղաքակա՞ն, թե`տնտեսականթնջուկ,Փետրվար 14 2018// Aravot. URL.: http://www.aravot.am/2018/02/14/937074/ [дата обращения 17.03.2018].
94. ԻրանականթռչնաբուծականընկերությունըՀայաստանումգործունեությունէուզումսկսել, 01.06.2017 // Panorama. URL : https://www.panorama.am/am/news/2017/06/01/«Մորղփարվար»-Հայաստան/1786807 [дата обращения : 30.03.2018].