Введение 3
Глава 1. Теория и практика управления проектами малых инновационных предприятий 6
1.1 Сущность инноваций и инновационного проекта. 6
1.2 Проблемы и перспективы управления инновационными проектами в России 12
1.4. Основные фазы и жизненный цикл инновационного проекта 24
Глава 2. Разработка инновационного проекта ЗАО «Тырнет» 32
2.1 Характеристика МИП АО «Роббо» и описание проекта ЗАО «Тырнет» 32
2.2. Инвестиционное проектирование как ключевой элемент управление проектами 34
2.3 Алгоритм разработки инновационного проекта на стадии инвестиционного проектирования 37
Глава 3. Мероприятия по управлению проектом малого инновационного предприятия ЗАО «Тырнет» на стадии инвестиционного проектирования 45
3.1. Маркетинговое обоснование инновационного проекта ЗАО «Тырнет» 45
3.2. Производственно-техническое обоснование инновационного проекта ЗАО «Тырнет» 49
3.3. Оценка эффективности проекта малого инновационного предприятия ЗАО «Тырнет» 53
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение 1. Сравнение технико-экономических показателей продукта компании «Тырнет», зарубежных и отечественных аналогов. 65
Приложение 2 Анализ конкурентоспособности роботов СкретчДуино 66
Приложение 3 Итоговый план продаж проекта ЗАО «Тырнет» 67
Приложение 4 План персонала по периодам реализации проекта ЗАО «Тырнет» 68
Приложение 5 Итоговый план производства проекта ЗАО «Тырнет» 70
Приложение 6 Итоговый план реализации проекта ЗАО «Тырнет» 71
Актуальность в написании данной работы состоит в том, что в настоящее время Россия переходит на инновационный путь развития и уделяет данной проблеме повышенное внимание. Это объясняется ростом конкуренции во всех отраслях, поиска принципиально новых решений, модернизации для удержания позиций и их улучшения. Поэтому приоритетным вопросом для государства является развитие инновационного потенциала.
Управление инновационными проектами одно из наиболее перспективных направлений деятельности в данное время. Происходит развитие данной области как на государственном уровне, так и на уровне организаций. Государственная инновационная политика во многом зависит от уровня развития и состояния малого предпринимательства, который может быть назван источником инноваций, каналом трансферта знаний и технологий. Малые предприятия имеют особое значение в экономике; они служат связующим элементом от идеи и заканчивая готовой продукцией. Также малые инновационные предприятия занимают лидирующие позиции в реализации радикальных инноваций, которые несут технологический прорыв в отрасли.
Работа посвящена разработке и оценке проекта малого инновационного предприятия для анализа целесообразности работы и финансирования проекта. В то же время инновационные проекты являются одними из наиболее рискованных видов деятельности, поэтому требует оценки инвесторов и разработчиков проекта с позиции управления рисков, что также представлено в работе.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке проекта малого инновационного предприятия на ключевой стадии, инвестиционного проектирования. Осуществлена разработка методов и алгоритма управления инновационного проекта. Алгоритм включает в себя поэтапную разработку и оценку инновационного проекта и обеспечивает обоснование на каждом этапе для решения о принятии проекта. Анализ включает в себя современные методы и выводы по управлению инновационными проектами. Разработанный алгоритм и методы имеют предпосылки для успешного применения в практической деятельности малого инновационного предприятия.
В данной работе освещены и применены основные современные методы управления инновационным проектом на стадии инвестиционного проектирования. Инвестиционное проектирование является одним из ключевых элементов реализации инновационного проекта. Правильное и своевременное инвестиционное проектирование обеспечивает правильность инвестиционных управленческих решений и приводит к эффективной инвестиционной деятельности. Проведена формализация трех основных этапов инвестиционного проектирования: маркетинговая, технико-производственная и финансово-оценочная, с помощью основных методов разработки инновационного проекта.
Объект и предмет исследования – проект малого инновационного предприятия ЗАО «Тырнет» и методы его управления на стадии инвестиционного проектирования, в качестве разработки и реализации инновационного проекта.
Цель данной работы –построить алгоритм разработки инновационного проекта на стадии инвестиционного проектирования, в зависимости от его характеристик. Разработать инновационный проект ЗАО «Тырнет» на стадии инвестиционного проектирования, исходя из коммерческой эффективности и сделать вывод о ценности инновационного проекта ЗАО «Тырнет» малого инновационного предприятия АО «Роббо».
Задачи работы:
1) раскрыть теоретические основы управления проектами;
2) раскрыть понятие инновации и инновационного проекта;
3) выявить основные отличительные особенности инновационных проектов;
4) раскрыть понятие малого инновационного предприятия и их классификация;
5) раскрыть роль проектов в деятельности малых инновационных предприятий;
6) определить задачи для проектов в малых инновационных предприятиях;
7) раскрыть понятие и характеристики жизненного цикла проекта;
8) выявить особенности этапов жизненного цикла инновационного проекта;
9) определить основные проблемы инновационных проектов в России;
10) определить перспективы инновационных проектов в России;
11) охарактеризовать рассматриваемый проект ЗАО «Тырнет» и малого инновационного предприятия АО «Роббо»;
12) рассмотреть ключевой элемент управления проектами, инвестиционное проектирование;
13) построить алгоритм разработки инновационного проекта на стадии инвестиционного проектирования;
14) формализовать маркетинговое обоснование проекта ЗАО «Тырнет»;
15) формализовать производственно-техническое обоснование проекта ЗАО «Тырнет»;
16) формализовать финансово-оценочное обоснование проекта ЗАО «Тырнет»;
17) выявить основные методы оценки эффективности инновационных проектов;
18) сделать выводы о целесообразности принятия проекта;
19) обобщить полученные в ходе написания данной работы ее результаты.
В качестве теоретической основы исследования выступили в следующем порядке (с единой нумерацией):
1. нормативно-правовые акты,
2. монографии, учебники, учебные пособия на русском языке,
3. источники на иностранных языках,
4. статьи в журналах и периодических изданиях,
5. статистические сборники и издания,
6. открытые электронные источники.
В ходе формирования теоретической базы данного исследования акцент делался на работы общепризнанных российских и зарубежных авторов:Шумпетер Й.А., Друкер П., Чесбро Г, Мередит Дж., Мантел С., Попов В.Л., Дамодаран А., Хардагон Э., Ковалев В.В. Использовались источники литературы преподавателей кафедры исследования и разработок экономического факультета СПБГУ, такие как Поляков Н.А., Мотовилов О.В., Лукашов Н.В., Спиридонова Е.А., Молчанов Н.Н., Пецольдт К. и Валдайцев С.В. Также произведения «Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» и PMBok (2013), и нормативно-правовые акты и фонды Российской Федерации.
В целях достижения ранее поставленной цели настоящего исследования была определена следующая ее структура: вступительная часть, основная часть, включающая описание анализируемой темы в ходе настоящего исследования, заключительная часть, список использованной литературы, содержащий в себе теоретико-практическую базу настоящего исследования.
В настоящей выпускной классификационной работе проанализированы и развиты методические положения управления инновационным проектом на стадии инвестиционного проектирования.
Инновация – это многогранное и значимое в современном мире понятие. До сих пор это понятие изучается и нет единого мнения. Управление инновационными проектами имеют отличительные характеристики и жесткие ограничения, которые существуют только в проектной деятельности. Для эффективной работы, менеджеры при управлении проектами всегда принимают во внимание данные уникальные характеристики. Раскрыты основные понятия инновационного проекта можно понимать, как объединение мероприятий по коммерциализации инноваций. Особенностью управления инновационным проектом – это то, что объектом является инновационный продукт, а также стратегическое развитие направленное на создание новых знаний и их освоение, продвижение новшеств на рынок потребителям.
В России существуют проблемы управления инновационными проектами и они решаются частным бизнесом, государством и научным обществом. Проводятся мероприятия по поддержки инновационной сферы для повышения инновационной активности компаний, в особенности малого бизнеса.
Таким образом, необходимо преодолевать рассмотренные проблемы управления инновационных проектов и реализовывать перспективы в будущем.
Роль проектов в малых инновационных предприятиях достаточно велика. Малые инновационные предприятия обладают множеством преимуществ в инновационной деятельности в отличии от крупного бизнеса, к примеру, гибкость и рискованность, а также нет сложной иерархической структуры. Но в нашей стране необходимо увеличивать инновационную активность и количество малых инновационных предприятий, для конкурентоспособности товаров и услуг. Актуальная задача на сегодня – это эффективная поддержка государства малых инновационных предприятий, уменьшение барьеров для деятельности предприятий и создание эффективной инновационной инфраструктуры, а также привлечения частного бизнеса в поддержку и финансирование малого бизнеса.
Жизненные циклы проекта разрабатываются для того, чтобы можно было эффективнее и быстрее принимать управленческие решение. Благодаря этому, можно сравнивать различные проекты и выбирать более финансово выгодные. Необходимо анализировать и принимать решения по проектной деятельности в зависимости от фаз жизненного цикла, так как на разных стадиях требуются разные подходы и инструменты решения задач.
В работе рассмотрен малое инновационное предприятие АО «Роббо», в котором разрабатывается инновационный проект ЗАО «Тырнет» на стадии инвестиционного проектирования. ЗАО «Тырнет» является резидентом Сколково и имеет все льготы принадлежащим компаниям-резидентам.
Характеристика малого инновационного предприятия АО «Роббо» и описание проекта ЗАО «Тырнет» дает нам понимание о реализуемых первоначальных инвестиционных решениях и прединвестиционной стадии: общий объем финансирования проекта, в том числе объем внебюджетных инвестиций и собственных средств, источники средств и формы их получения: 28,9 млн. рублей. Инвестиции по проекту «Коммерциализация» фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (бюджетные + внебюджетные) составляют 30 млн. руб. В настоящее время продукт полностью разработан, идет процесс коммерциализации и создается инфраструктура продаж, обучения и поддержки ScratchDuino.
Стадия инвестиционного проектирования является одной из важнейших этапов жизненного цикла инновационного проекта и на данном этапе необходима полная разработка и анализ проекта для более успешной коммерциализации проекта. На ключевой стадии управления инновационными проектами – инвестиционное проектирование, мы получаем основные результаты, такие как: на первой стадии получаем программу реализации, план продаж по периодам. На следующей стадии обоснование проекта с производственной очки зрения, план производства проекта и на заключительном этапе финансовое обоснование проекта, оценка эффективности проекта и в результате инвестиционного проектирования получаем итоговый план реализации инновационного проекта.
Разработан алгоритм управления инновационным проектом ЗАО «Тырнет» на стадии инвестиционного проектирования, чтобы определить сопоставление выгод и затрат по реализации проекта, которые он приносит. Использованы современные методы разработки инновационного проекта. Алгоритм имеет три основные стадии инвестиционного проектирования: маркетинговая, производственно-техническая и финансово-оценочная. С помощью них мы обоснуем реализацию инновационного проекта с внешней и внутренней по отношению к компании стороны. Составляется программа продаж по периодам реализации и программа производства проекта. В конце проводится экономическое обоснование инновационного проекта и построение полных денежных потоков и анализ рисков проекта. Проводим соотношение затрат по производству и доходов реализации с учетом рисков проекта. И в результате прогнозируем план реализации инновационного проекта.
Исследования трех стадий инвестиционного проектирования показала три важнейших этапа реализации инновационного проекта, направленных на анализ как внешних, так и внутренних факторов в компании. Инновационный продукт является конкурентоспособным и имеет конкурентные преимущества. Стратегия маркетинга, цели и миссия компании определены. Запланированы объемы продаж и цена продукции по периодам реализации проекта. На этапе тактического маркетинга определены стратегия рекламной кампании, стимулирование продаж на рынке, а также продажи гарантийного и постгарантийного обслуживания. На втором этапе при анализе технологии определена технологические возможности и оптимальная технология производства. Также показаны основные затраты при производстве рассматриваемой продукции. На окончательном третьем этапе проводится оценка эффективности проекта малого инновационного предприятия, проанализировав проект ЗАО «Тырнет» малого инновационного предприятия АО «Роббо» на этапе инвестиционного проектирования, проект является эффективным и готов к выходу на рынок.
1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge.5th ed. Newtown Square: Project Management Institute,2013.P.3-26
2. Абакумов Р.Г., Подоскина Е.Ю., Методы оценки эффективности инновационных проектов // Инновационная наука. 2016. №1-1 (13). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-effektivnosti-innovatsionnyh-proektov-1 (дата обращения: 01.12.2016).
3. Баранчеев В.П., Управление инновационными проектами (стртегии прорыва хайтек-продуктов). Научно-практическое пособие. – М.: ООО Фирма «Благовест-В»,2007. С.5-20
4. Бондарева Е.С. К вопросу об определении понятия «малое инновационное предприятие на базе бюджетной научно-образовательной организации» // Инновационная наука – 2015 №3, с.11-13
5. Бритько Анна Сергеевна Теоретические основы оценки эффективности проектов инновационного развития экономических систем: факторы, проблемы, методические подходы, принципы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-otsenki-effektivnosti-proektov-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomicheskih-sistem-faktory-problemy-metodicheskie (дата обращения: 03.12.2016).
6. Быстров С. А. Основные принципы оценки эффективности инвестиций в инновационные проекты // ТДР. 2011. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-otsenki-effektivnosti-investitsiy-v-innovatsionnye-proekty (дата обращения: 03.12.2016).
7. В.М. Бузик Опыт и проблемы малого высокотехнологического производства в научных организациях //Инновации №7 – 2003, с. 23
8. Валдайцев С.В., Малое инновационное предприимательство: учеб.пособие / С.В. Валдайцев, Н.Н. Молчанов, К. Пецольдт. – Москва:Проспект, 2013. – 536 с.
9. Галстян М. В. Развитие инновационной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений: на примере машиностроительного комплекса Амурской области: дис., канд. эконом.наук. М., 2005
10. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. М., 2011
11. Дятлов С.А. Системно-сетевой подход к анализу национальной инновационной системы / Дятлов С.А., Марьяненко В.П. // Экономика образования – 2012 №2, с.180-186
12. Инвестиционное проектирование: Учебник / Р.С. Голов, К.В. Балдин, И.И. Передеряев, А.В. Рукосуев – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010 –368 с.
13. Индикаторы науки: 2016: статистический сборник / Н.В. Городникова, К.А. Дитковский и др.: Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016 – 304 с.
14. Ковалев В.В., Методы оценки инвестиционных проектов, М.: Финансы и статистика, 2000 – 144 с.
15. Кондрашова Инна Сергеевна, Киреева Елена Владимировна Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №5 (051). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-innovatsionnoy-deyatelnosti-predpriyatiya (дата обращения: 22.03.2017)
16. Косякова А.А. Развитие малых инновационных предприятий в России / Косякова А.А., Бойко А.А. //Современные проблемы экономического и социального развития - 2013 №8, с. 130-134
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, – Спб.: Притер, 2003
18. Куликов Д.Л., Кучеров А.А., Становление и развитие методов оценки эффективности инновационных проектов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-metodov-otsenki-effektivnosti-innovatsionnyh-proektov (дата обращения: 03.12.2016).
19. Кучина, Е.В. Ресурсное обеспечение малых инновационных предприятий / Е.В. Кучина, Е.С. Вахитова// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2015. – Т. 9, № 2. – С. 82–88.
20. Ламбен Ж.-Ж., Стратегический маркетинг: европейская перспектива, Ж.-Ж. Ламбен, – Спб.: Наука, 1996
21. Лукашов Н.В., Бизнес-планирование инновационных проектов: рабочая тетрадь-конспект / Н.В. Лукашов. – Спб.: Изд-во СПБГУ, 2004
22. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Молчанов [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 528 с.
23. Менш Г., Технологический пат: инновации преодолевают депрессию. М., 2001. С. 35.
24. Мередит Дж., Мантел С., мл. Управление проектами. 8-е изд. – Спб.:Питер,2014,– с.640
25. Мотовилов О.В., Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности: учеб. пособие / О.В. Мотовилов. – Спб.: Бизнес-пресса, 2007
26. НАУРР Национальная ассоциация участников рынка робототехники «Аналитическое исследование: Мировой рынок робототехники», 2016, с. 157
27. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учебник / Л.С. Барютин, С.В. Валдайцев, С.В. Васильев [и др.]; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е издание перераб и доп. М.: Экономика, 2004. С.440
28. Официальный сайт «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 11.11.2016)
29. Официальный сайт DamodaranonlineURL:http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/ (дата обращения: 24.01.2017)
30. Официальный сайт GoogleFinanceURL:https://www.google.com/finance (дата обращения: 13.02.2017)
31. Официальный сайт investing.comURL: https://ru.investing.com/rates-bonds/usa-government-bonds (дата обращения: 12.03.2017)
32. Официальный сайт RusBonds группа интерфакс URL:: http://www.rusbonds.ru/ (дата обращения: 12.03.2017)
33. Официальныйсайт Websters Online/ Online Business Directory – Product Search Engine URL: http://www.webstersonline.com/categories.asp (датаобращения: 17.03.2017)
34. Официальный сайт компании Лего URL:https://robo3.ru/(дата обращения: 09.05.2017)
35. Официальный сайт российского венчурного фонда URL: https://www.rvc.ru/ (дата обращения: 27.04.2017)
36. Официальный сайт статистики ЮнескоURL:http://www.uis.unesco.org/(дата обращения: 01.05.2017)
37. Официальный сайт центрального банка РФ URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 15.03.2017)
38. Полковников А.В., Управление проектами / А.В. Полковников, М.Ф. Дубовик. – М.: Олимп-Бизнес, 2013
39. Поляков Н.А., Управление инновационными проектами: Учебник и практикум для академического бакалавриата/Н.А. Поляков, О.В. Мотовилов, Н.В. Лукашов. – М.:Издательство Юрайт,2016. –330 с.
40. Попов В.Л., Кремлев Н.Д., Ковшов В.С. и др. Управление инновационными проектами: учеб. Пособие / Под. Реда. Проф. В.Л. Попова. – М.,ИНФРА-М,2007. С.21-26
41. Попов Ю.И., Яковенко О.В., Управление проектами: учеб. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2005.С.5
42. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. Москва, Альпина Паблишер, 2011, 453 с.
43. Развитие системы управления инновационными проектами в российской экономике (на примере малого предпринимательства) : моногр. / Р. Б. Гамидуллаев, Л.А. Гамидуллаева. –Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – 334 с.
44. Романова М.В. Уравление проектами: учеб пособие / М.В. Романова. – М.: ИД «Форум» ИНФРА-М,2014 – 256 с
45. Российский статистический ежегодник, 2015: Стат. / Росстат – М.,2015 ¬– 728 с.
46. Россия: курс на инновации// Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегия инновационного развития на период до 2020 г.» Выпуск II. М.: РВК, 2014.
47. Россия–2030: стратегии экономического развития URL: http://hpip. info/main.php?nid=742. (дата обращения: 21.04.2017)
48. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. ЦИСН. М., 2006. С. 50-72.
49. Спиридонова Е.А., Оценка стоимости бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Спиридонова. – М.: Издательство Юрайт,2016 –299 с.
50. Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. − М.: Минобрнауки, 2006. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.06.2006 №1).
51. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» – М.: Минобрнауки, 2011 (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р) – с.136
52. Терновых К. С., Поздняков С. А., Магерамова У. Ф. Методические подходы к оценке эффективности инновационного проекта // Вестник ОрелГАУ. 2008. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-effektivnosti-innovatsionnogo-proekta (дата обращения: 03.12.2016).
53. Товб, А.С. Проекты и управления проектами в современной компании: учеб. пособие /А.С. Товб, Г.Л. Ципес. – М.: Олимп-Бизнес, 2009
54. Управление инновациями и интеллектуальной собственности фирмы/ [С.В. Валдайцев и др.]; под ред. С.В. Валдайцева: монография. – Москва: Проспект, 2014. – 416 с.
55. Управление инновациями: Пер. с англ., – М.: Альпина Бизнес Букс,2008. С.67-91
56. Управление проектами: основы профессиональных знаний: национальные требования к компетентности специалистов (NCB – sovnetnationalcompetencebaselineversion 3.0) – М.: ЗАО Проектная практика, 2010
57. Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/science/# (дата обращения: 13.11.2016)
58. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 10.11.2016)
59. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере URL:http://www.fasie.ru(дата обращения: 12.11.2016)
60. Харгадон Э., Управление инновациями. Опыт ведущих компаний: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. С.21-91
61. Хрусталев О. Е. Механизмы и методы интеграции наукоемких производств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 25. С. 24–30.
62. Хрусталев О. Е. Финансовый анализ состояния наукоемких предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 32. С. 55–62.
63. Чесбро Г., Открытые инновации / Пер. с англ. В.Н. Егорова – М.: Поколение,2007. С. 9-13
64. Шабалин А.Н. Инвестиционное проектирование / М., Московская финансово-промышленная академия.- 2004. – стр. 311
65. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. – Спб.: «ДваТри», 1996. С.223-296
66. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М., 1982. С. 152.
67. Экономика предприятия: учебник / под. Ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007