Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль малого и среднего бизнеса в экономике стран Ближнего Востока (на примере Королевства Марокко и Государства Израиль)

Работа №133648

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Роль малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко 8
I.1 Понятие малого и среднего предприятия. Характеристика сферы малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко -
I.2 Правовая база функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко 19
I.2.1. Законодательные основы функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко -
I.2.2. Открытие бизнеса и налоговое регулирование деятельности малых и средних предприятий в Государстве Израиль и Королевстве Марокко 25
Глава II Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса как средство усиления его роли в экономике Государства Израиль и Королевства Марокко 32
II.1 Основные методы финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль -
II.2 Финансирование программ создания и развития предприятий малого и среднего бизнеса в Королевстве Марокко 38
Глава III Тенденции и перспективы развития предприятий малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко 49
III.1 Основные тренды развития предприятий малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко в 2017 году -
III.2 PEST- анализ предпринимательской макросреды в Государстве Израиль и Королевстве Марокко 53
Заключение 67
Список использованных источников и исследований 71
Приложения 82

Под малыми и средними предприятиями (МСП) в экономике принято понимать компании, где работает менее 250 человек с максимальным оборотом €4.5 млн.1 При этом они являются основным двигателем экономики, так как в сфере МСП находится около половины рабочих мест в мире, около 93% всех зарегистрированных предприятий, создается 38% ВВП.2 МСП активно развиваются в областях энергетики, водоснабжения, медицины и образования, а также позволяют повышать и поддерживать качество оказания услуг как в развитых, так и в развивающихся странах. МСП стимулируют местный экономический рост во многом благодаря созданию большого количества рабочих мест и тем самым активно влияют на соотношение спроса и предложения на региональных и местных рынках. Появление денежных средств у большего количества населения снижает нагрузку на бюджеты всех уровней.3 Это обуславливает активную международную поддержку МСП, что про слеживается в финансовых отчетах Всемирного банка и ЕБРР.
Тем не менее их общий вклад с точки зрения добавленной стоимости в экономике составляет лишь 20% в значительной степени из-за структурных ограничений, которые мешают как их устойчивости, так и потенциальному росту.4 Особенность малого бизнеса заключается в том, что доля собственного капитала в общей величине капитала низкая, а доля заемного капитала - большая.5 Финансирование и доступ к кредитованию становятся наиболее важным этапом в успешном развитии МСП в какой-либо стране.
Так как малый и средний бизнес действует чаще всего на региональном уровне, принято рассматривать его деятельность отдельно по странам. Страны занимаются ведением проектов по МСП централизованно во главе с комитетом, в котор ом разрабатываются программы по улучшению функционирования проектов и финансирования.
Малый бизнес имеет преимущества не только для экономики страны в целом, но и для отдельно взятого предпринимателя. Небольшой объем первоначальных вложений позволяет вести деятельность широкому спектру граждан той или иной страны, а льготное кредитование ускоряет процесс вовлечения новых субъектов в коммерче скую деятельность. МСП не нуждаются в больших оборотных средствах, имеют высокую мобильность и быстро реагируют на изменения на рынке, что снижает финансовые риски.6
При более детальном анализе тех стран Ближнего Востока, экономика которых с одной стороны не связана напрямую с экспортом нефти, а с другой - достаточно политически стабильна, можно выделить Израиль и Марокко, МСП которых находятся на разных этапах развития.
Актуальность темы данной ВКР обусловлена необходимостью более детального изучения роли МСП в рассматриваемых странах, так как малый бизнес оказывает влияние на их экономику в целом. Объектом исследования являются МСП Государства Израиль и Королевства Марокко. Предмет исследования - место и роль МСП в экономике рассматриваемых государств. Новизна работы обусловлена тем, что сравнительное изучение роли малого и среднего бизнеса в рассматриваемых странах с выявлением сильных и слабых сторон государственного регулирования, учитывающее специфику региона и уровни экономического развития, до настоящего времени на русском языке практически не производилось.
Цель ВКР - определить роль малого и среднего бизнеса в экономике Израиля и Марокко, выявить, каким образом осуществляется стимулирование его развития на различных уровнях и каковы основные направления его развития. В соответствии с целью работы основными задачами исследования являются:
1. изучение правовых основ деятельности и юридических аспектов регулирования МСП в рассматриваемых странах;
2. рассмотрение специфики функционирования МСП в Государстве Израиль и в Королевстве Марокко и выявление их места и роли в развитии экономики указанных государств;
3. на основе PEST- анализа предпринимательской макросреды в Го судар стве Израиль и Королевстве Марокко определение перспектив и тенденций развития МСП в рассматриваемых странах.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и исследований и приложений. Во введении обосновывается выбор темы, ставятся цели и задачи ВКР, задаются его географические рамки и характеризуется использованная литература.
В первой главе “Понятие малого и среднего бизнеса. Характеристика сферы малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко” приводятся и анализируются данные о роли предприятий малого и среднего бизнеса в экономике указанных стран, рассматриваются основные законодательные аспекты регулирования МСП в Израиле и Марокко.
Во второй главе “Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса как средство усиления его роли в экономике Государства Израиль и Королевства Марокко” исследуется специфика МСП в рассматриваемых странах, распределение малого бизнеса по экономическим сферам. Дается характеристика органов управления и ведомств, которые напрямую занимаются разработкой проектов по улучшению функционирования МСП. Рассматривается аспект финансирования проектов и предпринимателей, так как вопрос кредитования считается наиболее важным этапом развития МСП.7
В третьей главе “Тенденции и перспективы развития предприятий малого и среднего бизнеса в Государстве Израиль и Королевстве Марокко” на основе сравнительного анализа государственных программ по поддержке малого бизнеса с привлечением методики PEST- анализа рассматриваются перспективы развития МСП в Израиле и Марокко.
В заключении сделаны выводы о роли малого и среднего бизнеса в рассматриваемых странах, методах финансового стимулир ования его развития, факторах, определяющих основные тенденции и направления развития предприятий малого и среднего бизнеса и их влияние на состояние экономики Государства Израиль и Королевства Марокко.
В работе использована литература на русском, английском, арабском, французском и испанском языках, а также на иврите. Специфика работы требует привлечения материалов всемирных организаций в виде ежегодных отчетов и докладов, так как это позволяет использовать своевременные данные для анализа, а также статистические данные и документы с планами программ по финансированию.8 Из российских исследователей за основу взят труд Акимова О.Ю. “Малый и средний бизнес”, в котором подробно исследуется влияние малого бизнеса на экономику в целом, рассматривается теория и практика предпринимательства в России. Также для изучения сферы бизнеса и макросреды используется исследование Теберовой С.В. и Подолякина О.В., рассматривающее развитие МСП в отдельном регионе. Проблематика ВКР требует при проведении анализа макросреды использования инструментария стратегического менеджмента. Для этого раздела работы в качестве основы была взята монография “Стратегический менеджмент” под редакцией Петрова А.Н., подготовленная коллективом преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каждый год количество МСП увеличивается, что связано со специализацией и дифференциацией производства во всем мире. Исходя из отчетов Doing Business, количество стран, которые активно развивают малый бизнес, растет ежегодно. Общеэкономические показатели стран, которые разрабатывают проекты по малому бизнесу, показывают положительные тенденции, что является доказательством эффективности инвестирования в эту область.1
Однако роль, которую могут играть малые и средние предприятия в развитии экономики страны, во многом зависит от законодательной базы, определяющей до ступно сть этой сферы деятельности, и от уровня финансовой поддержки. Поэтому рассматривать вопросы функционирования малого и среднего бизнеса следует в комплексе, обращая внимание не только на место предприятий малого и среднего бизнеса, но и на то, в каких условиях о существляется их деятельность. Именно такой подход был использован при формулировании цели данной работы.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. изучены правовые основы деятельности и юридические аспекты регулирования МСП в рассматриваемых странах;
2. рассмотрена специфика функционирования МСП в Государстве Израиль и в Королевстве Марокко и выявлены их место и роль в развитии экономики указанных государств;
3. на основе PEST- анализа предпринимательской макросреды в Государстве Израиль и Королевстве Марокко определены перспективы и тенденции развития МСП в рассматриваемых странах.
Особое внимание было уделено исследованию взаимосвязи между усилением роли предприятий малого и среднего бизнеса в экономике и деятельностью государства, направленной на поддержку их функционирования.
Решение данных задач способствовало анализу роли малого и среднего бизнеса в Израиле и Марокко. Сводная таблица и рассмотрение факторов отдельно по странам показывают, как функционирует малый и средний бизнес с учетом специфики государств. Следует отметить, что роль МСП зависит от политики государства по отношению к сектору бизнеса в целом. В экономике рассматриваемых стран центральную роль играет госрегулирование: в частности, в Израиле - в аспекте лицензирования, а в Марокко - в вопросах финансирования.
Исходя из изученных нами данных и проведенного сравнительно-сопоставительного анализа, можно сделать вывод о том, что малый бизнес играет важную роль в экономиках обеих рассматриваемых стран. МСП активно функционируют в таких сферах, как фармакология, очистительные технологии, электроника, кожевенная и текстильная промышленность. Темп роста сферы малого бизнеса стабилен в обеих странах и достигает 5% в год. МСП обеспечивают рабочими местами значительную часть населения, около 1,7 млн человек трудоустроены в бизнес секторе в Израиле. В Марокко малый бизнес составляет 93% от общего числа предприятий, 46% населения имеет работу в этой сфере. Значительна также и доля от МСП в ВВП, в Королевстве - 38%, в Израиле - 63%. Как в Марокко, так и в Израиле правительство работает в направлении развития сферы МСП. В Израиле малый бизнес имеет более длительный опыт работы, хотя его законодательная база на данный момент уже уступает регулирующим законам в Марокко. С точки зрения финансирования рассматриваемые страны имеют разную специфику. Если в Израиле активно работают частные фонды по поддержке МСП, то в Марокко основные потоки финансирования исходят от Всемирных организаций (Всемирный Банк, ЕБРР).
Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса значительна для обоих государств, однако в Марокко правительство более обширно координирует деятельность предпринимателей благодаря централизованному финансированию и единому ведомству по функционированию МСП. В целом эффективное развитие малого и среднего бизнеса обусловлено централизованной и планомерной политикой в этой сфере, которая достижима только в рамках отдельного ведомства, созданного специально для МСП. В Израиле, несмотря на широкое распространение малого и среднего бизнеса, отсутствует данное ведомство, а частные организации поддержки МСП не имеют достаточной власти для изменения состояния сектора. В Марокко одним из первых шагов в развитии МСП являлось принятие закона о статусе предпринимателя, что существенно ускорило процесс вовлечения в данный сектор. Вместе с тем, МСП часто сталкиваются с препятствиями в получении земли, финансов, информации и поддержки.2
Опыт Израиля может быть использован Марокко с точки зрения проработанности программ поддержки бизнеса, так как в этом вопросе критически важна всесторонняя проработка аспектов функционирования предприятий. Марокко, в свою очередь, получает крупную поддержку извне и использует опыт европейских стран благодаря двусторонним соглашениям. Эти действия вероятно ускорят темпы развития сектора МСП во всех сферах.
Подводя итоги данного анализа, следует отметить, что уровень развития МСП в целом выше в Израиле во многом по причине более длительного процесса развития этой области. Марокко отстает от Израиля по временным рамкам, однако за последние годы (с 2014 года) Марокко успешно привлекает иностранные инвестиции и разрабатывает широкомасштабные проекты для общего развития бизнес сектора. В Израиле, напротив, отсутствует общий орган управления для координации политики в сфере МСП, что не позволяет многочисленным центрам консалтинга и поддержки работать в едином направлении. Из этого следует, что роль малого бизнеса скорее всего будет возрастать в обеих странах, однако своевременные реформы в Марокко будут способствовать повышенным темпам расширения сферы бизнеса. Израиль же продолжит планомерное развитие малого бизнеса в технологической сфере с привлечением инноваций.
Анализ развития МСП показывает, что государственные органы не всегда целенаправленно действуют в направлении стимулирования значения роли МСП в экономике. Поэтому так важно действовать в рамках какой-либо проработанной программы, даже если это занимает длительный период по причине кризисного состояния экономики. Недостаток финансирования также может тормозить положительное влияние инвестирования и реформ. В свою очередь, разрыв между заметными действиями в о бласти реформирования МСП и недостаточным улучшением этой сферы подрывает доверие граждан к государственным программам и ставит под сомнение способность реализации.
На государственном уровне необходима продолжительная работа по улучшению и упрощению законодательства для МСП, реформы должны опираться на реальные нужды потребителей, установленные через общественные опросы и консультации. Уменьшение административного контроля поможет ускорить процесс оформления бизнеса и привлечь новых предпринимателей, что в свою очередь будет способствовать возрастанию вклада МСП в экономику Королевства Марокко и Государства Израиль.


Список источников:
На русском языке:
1. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы (Базельский комитет по банковскому надзору) // Банк международных расчетов URL: http:// www.cbr.ru/today/ms/bn/Basel.pdf (дата обращения 6.03.2017)
На английском языке:
1. Companies Law 5759-1999 in Israel (full text) URL: http:// www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Politics/CompaniesLaw57591999.pdf (дата обращения 5.03.2017)
2. Companies Law, 5759-1999 // International Labor Organization URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail? p lang=en&p isn=79956&p country=ISR&p count=167 (дата обращения 5.03.2017)
3. CORRUPTION PERCEPTIONS INDEX 2016 // Transparency International URL: https://www.transparency.org/country/ISR (дата обращения 28.04.2017)
4. Cost of Living (list of countries) URL: https://www.numbeo.com/cost-of- living/country price rankings?itemId=105 (дата обращения 12.03.17)
5. Data: Morocco //Enterprise Surveys URL: http://www.enterprisesurveys.org/ data/exploreeconomies/2013/morocco (дата обращения 12.03.2017)
6. Data; Starting a business in Israel //The Doing Business project URL: http:// www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/israel#starting-a-business (дата обращения 07.04.17)
7. Data; Starting a business in Morocco //The Doing Business project URL: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/morocco#starting-a- business (дата обращения 07.04.17)
8. Economy Rankings// The Doing Business project URL: http:// www.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 12.03.2017)
9. Financing Innovative Startups and Small and Medium Enterprises Project // ^bJ!' A-A—П [The World bank] URL: http://projects.albankaldawli.org/ P150928?lang=ar (дата обращения: 3.04.17)
10. Glossary of statistical terms// The Organisation for Economic Co-operation and Development URL: https://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=3123 (дата обращения: 24.03.17)
11. Grand Central Tech URL: http://grandcentraltech.com/ (дата обращения: 3.04.17)
12. Law Library: Israel // The Doing Business project URL: http:// www.doingbusiness.org/law-library (дата обращения 12.03.1017)
13. Morocco overview // The EBRR URL: http://www.ebrd.com/where-we-are/ morocco/overview.html (дата обращения: 16.01.2017)
14. Redis Labs database URL: https://redislabs.com/resources/ebook/ (дата обращения: 3.04.17)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ