ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНОГО БИЗНЕСА КОМПАНИИ UBER 6
1.1 Теоретические подходы к разработке стратегии экспансии компаний и их мотивов к диверсификации 6
1.2 Анализ компании Uber 11
1.2.1 Обзор характеристик компании и ее финансовых показателей 11
1.2.2 История компании 13
1.2.3 Бизнес-модель компании Uber и ее текущая маркетинговая стратегия 15
1.3 Анализ рынка услуг такси в России 19
1.3.1 Основные тенденции 19
1.3.2 Анализ основных конкурентов Uber в России 21
1.3.3 Анализ пяти сил Портера для рынка агрегаторов услуг такси 23
1.3.4 Анализ основных ресурсов и ключевых компетенций Uber 26
1.4 Выводы по главе 28
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ UBER В РОССИИ 29
2.1 Оценка мотивов компании и определение перспективных сторонних сервисов 29
2.2 Портрет потребителя для сервиса доставки 35
2.3 Пять сил Портера для сервиса срочной доставки в Москве 38
2.4 Выводы по главе 42
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ЭКСПАНСИИ КОМПАНИИ UBER НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 43
3.1 Маркетинговая и операционная стратегия 43
3.2 Ценообразование 48
3.3 Расчет финансовых показателей проекта 51
3.4 Анализ рисков 59
3.5 Рекомендации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Агрегаторы-платформы, объединяющие потребителей с поставщиками услуг, являются одной из основных инновационных технологических решений, изменивших бизнес-модели ряда индустрий в последнее десятилетие. Компания Uber является мировым первопроходцем среди платформ-агрегаторов для осуществления услуг таксоперевозок. В России сервис присутствует с 2013 года и активно использует географическую экспансию для увеличения клиентской базы. Однако на данный момент рынок услуг таксомоторных перевозок в России характеризуется увеличением интенсивности конкуренции среди сервисов-агрегаторов, а также падением среднего чека перевозок, что значительно снижает рентабельность бизнеса основных игроков. В то же время, присутствие в Москве, Санкт- Петербурге и в остальных городах-миллионниках трёх крупных агрегаторов услуг такси и традиционных таксопарков делает быстрый рост клиентской базы в России невозможным. Более того, клиенты такси обладают низкой лояльностью, в том числе по причине низких издержек на переключение. Сама же бизнес-модель агрегаторов доказала свою успешность во многих отраслях, поэтому она может быть применена компанией Uber к не связанным с такси сервисам.
В дальнейших планах компании Uber в России - диверсификация пакета услуг через развитие так называемых «сторонних сервисов». Под «сторонними сервисами» понимаются сервисы, которые бы оказывались компанией на основе уже существующей платформы в несвязанной с основным бизнесом индустрии. Примером стороннего сервиса, запущенного компанией Uber в России, является сервис по доставке готовой еды на дом под названием UberEats. На данный момент компания Uber рассматривает вариант запуска других сторонних сервисов в России, которые бы также позволили увеличить рентабельность бизнеса. Таким образом, разработка стратегии экспансии компании Uber путем развития сторонних сервисов в России будет иметь практическое применение и ценность для компании.
Цель настоящей работы - разработка стратегии экспансии компании Uber на российском рынке путем развития сторонних сервисов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить ключевые компетенции и ресурсы компании Uber.
2. Изучить бизнес-модель компании Uber и ее текущую маркетинговую стратегию.
3. ! Провести анализ российского рынка услуг такси и его тенденций.
4. Выделить приоритетные области для диверсификации пакета услуг компании Uber.
5. Разработать операционную стратегию реализуемого проекта и рассчитать его финансовые показатели.
6. На основе проведенного анализа, сформулировать рекомендации развитию сторонних сервисов компанией Uber на российском рынке.
Объектом работы является компания Uber. Предметом исследования данной работы является стратегия экспансии компании Uber.
В рамках данной работы использовались такие инструменты анализа, как модель пяти сил конкуренции Портера, анализ ключевых компетенций и ресурсов, модель дисконтированных денежных потоков, анализ рисков.
Основными источниками информации, использованными в данной работе, являются:
1. Базы данных Euromonitor International, Market Line, СПАРК-Интерфакс, Федеральная служба государственной статистики РФ, Федеральная налоговая служба.
2. Эмпирические исследования о российском рынке услуг доставки агентств Data Insight, PWC, Яндекс.Маркет, J’son & Partners Consulting.
3. Теоретические и эмпирические исследования на тему разработка стратегии экспансии компаний и их мотивов к диверсификации.
4. Официальный сайт компании Uber.
5. Неструктурированное телефонное интервью с представителем компании Uber.
6. Деловые издания Коммерсант, РБК, The Economist, Bloomberg, Fortune, Crunchbase, Forbes.
Данная работа состоит из трех частей. В Главе 1 рассмотрены теоретические подходы к стратегии экспансии компаний и их мотивам диверсификации, проведен анализ компании Uber и ее основного бизнеса, проведен анализ ключевых ресурсов и компетенций компании. В Главе 2 были рассмотрены различные стратегические варианты развития сторонних сервисов Uber в России и выявлены перспективные, проведен анализ пяти сил портера для целевой индустрии. В Главе 3 описана предлагаемая к реализации бизнес- модель для компании Uber, оценены финансовые показатели проекта, описан план реализации проекта и потенциальные риски, сформулированы рекомендации.
Данная работа включает в себя три части: (1) Анализ основного бизнеса компании Uber , (2) Оценка потенциальных путей развития бизнеса компании и (3) Разработка стратегии экспансии компании Uber на российском рынке.
В Главе 1 были рассмотрены основные аспекты модернизации стратегии компаний на развивающихся рынках, а также был представлен анализ деятельности компании Uber и ее ключевых компетенций и ресурсов, описание бизнес-модели компании, анализ рынка услуг такси в России, оценка конкуренции и тенденций. Результаты анализа показали, что компания Uber имеет большой объем ресурсов и компетенций, а также необходимость быстро запустить сторонний сервис на российском рынке. Основываясь на результатах анализа рынка сервисов- агрегаторов услуг такси, можно сделать вывод о том, что конкуренция возрастает как со стороны основных конкурентов, как Gett и Яндекс.Такси, так и со стороны косвенных конкурентов. Таким образом, запуск стороннего сервиса будет являться реактивной стратегией для Uber поскольку основные конкуренты уже диверсифицировали портфель предоставляемых услуг. Говоря о макроэкономических показателях следует отметить, что реальные доходы населения в России падают, величина среднего чека на рынке услуг такси снижается, как и прибыльность компаний. Соответственно, Uber необходимо диверсифицировать портфель услуг для увеличения маржинальности бизнеса при использовании своих основных ресурсов, компетенций, а также обширной клиентской базы.
В Главе 2 был представлен анализ и оценка стратегических вариантов для развития сторонних сервисов для Uber в России, а также выбор наиболее приоритетного из них. По итогам сравнительного анализа сервисов, используемых основными конкурентами компании, было выявлено, что курьерская доставка является наиболее привлекательными среди возможных сторонних сервисов. Опираясь на результаты анализа рынка курьерской доставки в России были выделены сегменты (1) Экспресс доставка для интернет-магазинов, (2) В2С доставка для малого бизнеса, а также (3) С2С доставка как приоритетные для Uber. По итогам анализа пяти сил Портера для сегмента срочной доставки внешняя среда на российском рынке оказалась благоприятной для запуска нового проекта.
В Главе 3 представлено описание плана реализации проекта UberRush на рынке срочной доставки России и сформулированы следующие рекомендации для компании Uber: (1) выйти на рынок срочной доставки малогабаритных грузов в Москве, (2) использовать используемый бренд аналогичного сервиса Uber в США - UberRush, (3) осуществить запуск проекта в течение ближайших 6 месяцев, (4) использовать приведенную в работе схему двойного ценообразования услуги срочной доставки, (5) привлекать к осуществлению проекта как пеших курьеров, так и партнеров-водителей, (6) запустить маркетинговые программы на основании нового позиционирования бренда.
Также, по результатам прогнозных значений модели дисконтированных потоков от реализуемого проекта, компания Uber при запуске сервиса UberRush в Москве к 2018 году достигнет следующих показателей:
1. Выручка компании по сравнению с 2016 годом увеличится на 187%;
2. Чистая рентабельность бизнеса достигнет 7,6% по сравнению с текущими 3,5%;
3. Чистая приведенная стоимость проекта после осуществления инвестиционных затрат и дисконтирования составит 45 миллионов рублей.
Помимо улучшенных финансовых показателей компании запуск проекта UberRush также позволит получить такие синергетические эффекты, как усиление бренда за счет нового позиционирования. Uber будет восприниматься как сервис, способный быстро и качественно удовлетворить все повседневные нужды клиента или сервис, способствующий «уберификации» жизни. Кроме того, будет достигнута экономия на масштабе за счет общих затрат на осуществление маркетинговой компании для бренда, а также за счет использования уже существующей инфраструктуры (колл-центр, практики привлечения и обучения водителей, привлечение курьеров для UberEats и так далее). Также, увеличится операционная эффективность сервиса, достигаемая за счет уменьшения простаивания автомобилей между пассажирскими заказами.
1. Балашова А. Uber обошел Gett по количеству ежедневных перевозок в России [Электронный ресурс] / Балашова Анна и др. // РБК. - 2017. - Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения: 10.03.2017).
2. Е. Краузова Глава UberEats в России: «Мы разработали специальные термосумки на температуру до -50» [Электронный ресурс] / Елена Краузова// Forbes Magazine. - 2017. - Режим доступа: https://www.forbes.ru (дата обращения: 1.03.2017).
3. Индекс деловой активности в секторе услуг России [Электронный ресурс] // Investing.com. - 2016. - Режим доступа: https://ru.investing.com/economic-calendar/russian-markit-services-pmi- 1629 (дата обращения: 10.03.2017).
4. Интерфакс: объем рынка такси в РФ оценили в 441 миллиард рублей [Электронный ресурс] // Интерфакс. - 2016 - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/499713 (дата обращения: 10.04.2017)
5. ИНФОРМАЦИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РОССИИ - 2016 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-12-2016.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
6. Исследование "Пульс малого бизнеса" - 2016 [Электронный ресурс] // Альфабанк. — Режим доступа: https://alfabank.ru/_files/news/37623/Pulse2016-December.pdf (дата обращения: 22.03.2017).
7. Исследование "Развитие розничной онлайн-торговли в России" - 2016 [Электронный ресурс] // Яндекс.Маркет. — Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_market_gfk#dostavka (дата обращения: 22.03.2017).
8. Ищенко Н. Gett обогнал «Яндекс.Такси» по числу городов присутствия [Электронный ресурс] // Ведомости. - 2016. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/22/666376-gett-obognal-yandekstaksi (дата обращения: 23.03.2017)
9. Л. Горборукова "Таксовичкоф" отправит посыльного.[Электронный ресурс] / Лидия Горборукова // Коммерсант. - 2017 - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3236760 (дата обращения 05.04.2017)
10. Л. Юнусов Агрегаторы такси выходят на рынок курьерских услуг.[Электронный ресурс] / Ленур Юнусов // incrussia.ru. - 2017 - Режим доступа: http://incrussia.ru/understand/agregatory- taksi-vykhodyat-na-rynok-kurerskikh-uslug-zachem-i-pochemu-eto-vygodnee-chem-perevozka-pa/ (дата обращения 05.04.2017)
11. Логистические услуги для интернет-магазинов: мнения и ожидания клиентов, 2016 [Электронный ресурс] // Data Insight — Режим доступа: http://logistics.datainsight.ru/opinion16 (дата обращения: 21.03.2017).
12. Налог на прибыль организаций - 2016 [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/profitul/ (дата обращения: 15.04.2017).
13. Новости: объем российского рынка экспресс-доставки приближается к $500 млн в год [Электронный ресурс] // Smart Logistic Group. - Режим доступа: http://vch.ru (дата обращения: 10.03.2017).
14. Официальный сайт Яндекс.Такси [Электронный ресурс] // Яндекс. - Режим доступа: https://taxi.yandex.ru/about/
15. Серегин В. Успеть за 19 минут: как зарабатывают на экспресс-ремонте iPhone [Электронный ресурс] / Владислав Серегин // РБК. - 2015. - Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения: 10.03.2017).
...