Место и функции образов сверхъестественных существ ёкай в современной японской литературе (ХХ-ХХI вв.)
|
Введение…………………………………………………………………………с.3
Глава I. Историческая значимость образов ёкай для японской литературы…с.9
1.1. Кайдан и зарождение японской сверхъестественной прозы……………с.11
1.2. Торияма Сэкиэн, Иноуэ Энрё и Лафкадио Херн: различные подходы к анализу и запечатлению образов ёкай
Глава II. Образы ёкай в литературе и искусстве первой половины XX века..с.20
2.1. Янагита Кунио и придание фольклору литературной формы…………..с.21
2.2. Образы ёкай как основа для оригинального литературного произведения
Глава III. Образы ёкай в литературе второй половины ХХ –ХХI века
3.1. Мураками Харуки и образы ёкай в фантастической прозе…………...…с.29
3.2. Образы ёкай и романы ужасов………………………………………….…с.30
3.3. Образы ёкай в специфических японских литературно-изобразительных формах искусства (ранобэ и манга)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава I. Историческая значимость образов ёкай для японской литературы…с.9
1.1. Кайдан и зарождение японской сверхъестественной прозы……………с.11
1.2. Торияма Сэкиэн, Иноуэ Энрё и Лафкадио Херн: различные подходы к анализу и запечатлению образов ёкай
Глава II. Образы ёкай в литературе и искусстве первой половины XX века..с.20
2.1. Янагита Кунио и придание фольклору литературной формы…………..с.21
2.2. Образы ёкай как основа для оригинального литературного произведения
Глава III. Образы ёкай в литературе второй половины ХХ –ХХI века
3.1. Мураками Харуки и образы ёкай в фантастической прозе…………...…с.29
3.2. Образы ёкай и романы ужасов………………………………………….…с.30
3.3. Образы ёкай в специфических японских литературно-изобразительных формах искусства (ранобэ и манга)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Данная работа посвящена изучению и анализу использования образов сверхъестественных существ ёкай (妖怪) в японской литературе, прежде всего – в современной, а также в специфических для Японии литературно-изобразительных формах искусства, таких как иллюстрированные «лёгкие романы» ранобэ (ラノベ) и графические повествования манга (漫画). Используемые с давних времён образы, источником которых являлись легенды и фольклор, обрели новую жизнь в литературе, став верными помощниками авторов, желающих высказать с их помощью определённую идею на языке символов, спрятать в сюжете метафору или создать атмосферу загадочности и страха перед неизведанным – или же, напротив, обыграть известные читателю образы в новом, порой неожиданном и забавном ключе.
Одной из неоспоримых деталей, подтверждающих популярность в умах людей и живое единение сверхъестественного с обыденным, является активное использование образов сверхъестественных существ как в художественной литературе, так и в исторических хрониках, мифах и преданиях: так, свод мифов и исторических преданий Японии и наиболее значимый памятник древнейшей японской культуры, «Записи о деяниях древности» , детализировано освящает мифологические и фольклорные аспекты истории, безусловно воспринимая их как реальные исторические события, что свидетельствует об отсутствии в японском религиозном восприятии грани между сверхъестественным и обыденным, восприятие мотивов сверхъестественного как фактуальных.
Сверхъестественные существа прочно обосновались в японской культуре, начиная от литературы и кинематографа, заканчивая городскими легендами, привлекая внимание таких исследователей, как Ёсиока Кадзуси (吉岡一志), который посвятил свою статью 2018 года «Современное значение «школьных страшилок» с точки зрения встреч с «ёкай»» (「妖怪」との出会いからみる「学校の怪談」の現代的意味, «Ё:кай» то но дэай кара миру «гакко: но кайдан» но гэндай-тэки ими)использованию образов ёкай в детском устном творчестве.
Осознание концепта сверхъестественного начинается с мифа. Миф – основа мировоззрения человеческого общества на ранних стадиях его развития. Мифологические представления о мире являются для начавшего своё развитие народа неоспоримой реальностью; они – объяснение загадок мира вокруг него, попытка вычленить из хаоса порядок, охватить разумом существующую вокруг реальность.
Целью данной работы является определение форм и функций использования образов ёкай в современной японской литературе и в связанных с ней областях культуры, а также выяснение значений, которыми обладают персонажи-ёкай, их метафорической и смысловой значимости для произведения. В частности, интерес представляет вопрос о связи частоты появления образов ёкай в произведениях современной литературы с особой ролью, которую играет в японской культуре концепт сверхъестественного, а также - с таким направлением, как постмодернизм. Несмотря на то, что в официальных опросах лишь каждый шестой японец признаётся в своей вере в сверхъестественное , факты говорят о том, что подсознательная вера в привязанные к культурному коду концепты сверхъестественного в социуме остаются. Американский журналист и критик Грейс Глюк пишет о возможных причинах этого феномена: «…хотя сверхъестественное, как и во всех культурах, было частью веры японцев с самого начала, его заметно простимулировал приход буддизма в шестом веке н.э., принёсший с собой полчища демонов и божеств, которые слились с теми, что уже существовали в местной религии Синто».
В качестве основных задач можно выделить:
- ознакомление с наиболее известными произведениями японской современной литературы, использующими образы сверхъестественных существ ёкай;
- анализ жанровой принадлежности данных произведений и возможных причин использования в них образов ёкай, дополнительного смысла, который они привносят в произведение;
- рассмотрение образов ёкай в японской культуре современности, их использование в городских легендах и популярных медиа;
- обобщение, систематизация и анализ полученных данных.
Объектом данного исследования являются литературные и литературно-изобразительные произведения современных японских авторов, отсылающие к образам сверхъестественных существ. Наибольшее внимание будет уделено произведениям «Охота на овец» (羊をめぐる冒険, хицудзи о мэгурубо:кэн) Мураками Харуки (村上春樹), «Overlord» (オーバーロード, Оверлорд) МаруямаКуганэ (丸山くがね), «Давным-давно в вечернем парке» (むかし夕日の公園で, Мукаси ю:хи но ко:эн дэ) ОцуИти (乙一) и «Щелкунчик Китаро» (ゲゲゲの鬼太郎, Гэгэгэ но Китаро:) МидзукиСигэру (水木しげる). Вышеуказанные произведения принадлежат к различным жанрам и рассчитаны на разные аудитории, а также разнятся в плане контекста, в котором использованы в них образы ёкай.
Стоит уточнить, что под термином «ёкай» в работе понимаются преимущественно сверхъестественные существа из японской мифологии и фольклора, однако среди рассматриваемых произведений будут фигурировать и описанные на западный манер ведьмы (речь идёт о цикле произведений «Ведьмина служба доставки» (魔女の宅急便, Мадзё но таккю:бин) КадоноЭйко (角野栄子)). Причиной такого допущения является интерпретация западного образа ведьмы для японской публики (вплоть до попытки ассимиляции образа с японским фольклором и культурой в одной из адаптаций произведения), интересная с точки зрения использования образов сверхъестественных существ в детской литературе.
Метод, использовавший при написании данной работы, является комплексно-аналитическим: собранный материал группировался, классифицировался, полученная информация анализировалась исходя из цели, стоявшей перед работой. В ходе поиска материалов были использованы многочисленные научные и научно-популярные работы отечественных и зарубежных авторов, в частности, материалы на японском языке.
В работе над настоящим исследованием были использованы многочисленные научные и научно-популярные произведения на русском, английском, и японском языках. Наиболее активно использовались следующие работы:
- статья Ёсиока Кадзуси «Современное значение «школьных страшилок» с точки зрения встреч с «ёкай»», рассматривающая причины неугасающего интереса японских детей к теме сверхъестественных существ и контактов с ними; автор не только проводит анализ более сотни детских рассказов на тему встречи со сверхъестественным, но и делает собственные выводы о связи детских страшилок о ёкай и мифологии, а также психологической потребности детей в подобных историях;
- книга Джона Уиттера Трита «TheRiseandFallofModernJapaneseLiterature», детально рассматривающая наиболее известных авторов современной японской прозы, оказавших особо явное влияние на веяния и настроения современной японской литературы;
- книга «GhostandtheJapanese: CulturalExperienceinJapaneseDeathLegends» Ивасака М. и Тоэлкена Б., посвящённая восприятию смерти в японском обществе, традициям, связанным с усопшими, поверьям о загробном мире и легендам о призраках. Рассматривается связь отношения японцев к смерти и трепета перед сверхъестественным, как и параллели между сверхъестественным и загробным и их отражение в историях о призраках и чудовищах;
- статьи исследователей современной японской литературы, в частности, литературы направления постмодернизм, таких как Хронопуло Л.Ю.
На данный момент среди работ на русском языке существует ряд статей, рассматривающих мотивы сверхъестественного в японской литературе, однако главным фокусом данной работы является именно значимость образов ёкай для современного японского читателя. Эта работа является итогом пяти лет исследований и прямым продолжением выпускной квалификационной работы бакалавра «Восприятие сверхъестественного в истории японской культуры», защищённой в 2018 году. Актуальность работы состоит в том, что современная японская литература, в частности, литература, относящаяся к направлению постмодернизма, уверенно набирает популярность во всём мире, включая Россию, где уже были переведены отдельные работы упомянутых авторов.
Научные исследования образов сверхъестественных существ в японской литературе проводились такими исследователями, как Хронопуло Л.Ю. В статье «Потусторонние силы и мифические существа в современной японской литературе» ею приводится классификация использования образов ёкай в работах современных авторов: мифическое существо либо являет собой метафорическое изображение людских проблем и переживаний, либо представлено в своей традиционной трактовке, либо служит катализатором для раскрытия персонажей-людей и проявления их скрытых черт. Классификация ёкай – один из важных и комплексных вопросов в изучении японской культуры. Научная актуальность данной работы заключается в попытке углубить и расширить классификацию методов использования образов ёкай, найти альтернативные методы использования и трактовок образов ёкай, не рассмотренные ещё в научной литературе.
Углубление понимания того, почему японские авторы прибегают к использованию тех или иных образов из фольклора при написании своих произведений, поспособствует более глубокому погружению читателей и исследователей в современную японскую литературу и поможет лучше прочувствовать вложенные авторами идеи. Повышение интереса к литературе Японии среди русскоязычных читателей может поспособствовать культурному обмену между странами, установлению более тесных контактов между будущими поколениями и установлению взаимопонимания в том числе и вопросах, касающихся культуры и истории.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена значимости образов ёкай в истории японской литературы. В ней рассмотрены вопросы зарождения жанра кайдан,его эволюции и истоков популярности у японской публики. Глава содержит также информацию о трёх ключевых личностях, популяризировавших истории о сверхъестественном в Японии: художнике гравюр укиё-э Торияма Сэкиэн (鳥山石燕), переводчике и исследователе Лафкадио Херне и учёном, философе и реформаторе Иноуэ Энрё (井上円了), прозванном «профессор ёкай» (妖怪博士, ёкай-хакасэ).
Вторая глава рассматривает вклад авторовпозапрошлого и прошлого веков, таких, как фольклорист Янагита Кунио (柳田國男) и писатель Акутагава Рюноскэ (芥川龍之介), в использование образов ёкай в прозе.
В третьей главе дан обзор и анализ известных произведений литературы конца ХХ-начала ХХI веков, в которых встречаются ёкай, в частности, - романа Мураками Харуки «Охота на овец». Рассматриваются также образы ёкай в специфических жанрах ранобэ и манга, на материале работ Маруяма Куганэ и Мидзуки Сигэру;уделено внимание городскому фольклору.
Одной из неоспоримых деталей, подтверждающих популярность в умах людей и живое единение сверхъестественного с обыденным, является активное использование образов сверхъестественных существ как в художественной литературе, так и в исторических хрониках, мифах и преданиях: так, свод мифов и исторических преданий Японии и наиболее значимый памятник древнейшей японской культуры, «Записи о деяниях древности» , детализировано освящает мифологические и фольклорные аспекты истории, безусловно воспринимая их как реальные исторические события, что свидетельствует об отсутствии в японском религиозном восприятии грани между сверхъестественным и обыденным, восприятие мотивов сверхъестественного как фактуальных.
Сверхъестественные существа прочно обосновались в японской культуре, начиная от литературы и кинематографа, заканчивая городскими легендами, привлекая внимание таких исследователей, как Ёсиока Кадзуси (吉岡一志), который посвятил свою статью 2018 года «Современное значение «школьных страшилок» с точки зрения встреч с «ёкай»» (「妖怪」との出会いからみる「学校の怪談」の現代的意味, «Ё:кай» то но дэай кара миру «гакко: но кайдан» но гэндай-тэки ими)использованию образов ёкай в детском устном творчестве.
Осознание концепта сверхъестественного начинается с мифа. Миф – основа мировоззрения человеческого общества на ранних стадиях его развития. Мифологические представления о мире являются для начавшего своё развитие народа неоспоримой реальностью; они – объяснение загадок мира вокруг него, попытка вычленить из хаоса порядок, охватить разумом существующую вокруг реальность.
Целью данной работы является определение форм и функций использования образов ёкай в современной японской литературе и в связанных с ней областях культуры, а также выяснение значений, которыми обладают персонажи-ёкай, их метафорической и смысловой значимости для произведения. В частности, интерес представляет вопрос о связи частоты появления образов ёкай в произведениях современной литературы с особой ролью, которую играет в японской культуре концепт сверхъестественного, а также - с таким направлением, как постмодернизм. Несмотря на то, что в официальных опросах лишь каждый шестой японец признаётся в своей вере в сверхъестественное , факты говорят о том, что подсознательная вера в привязанные к культурному коду концепты сверхъестественного в социуме остаются. Американский журналист и критик Грейс Глюк пишет о возможных причинах этого феномена: «…хотя сверхъестественное, как и во всех культурах, было частью веры японцев с самого начала, его заметно простимулировал приход буддизма в шестом веке н.э., принёсший с собой полчища демонов и божеств, которые слились с теми, что уже существовали в местной религии Синто».
В качестве основных задач можно выделить:
- ознакомление с наиболее известными произведениями японской современной литературы, использующими образы сверхъестественных существ ёкай;
- анализ жанровой принадлежности данных произведений и возможных причин использования в них образов ёкай, дополнительного смысла, который они привносят в произведение;
- рассмотрение образов ёкай в японской культуре современности, их использование в городских легендах и популярных медиа;
- обобщение, систематизация и анализ полученных данных.
Объектом данного исследования являются литературные и литературно-изобразительные произведения современных японских авторов, отсылающие к образам сверхъестественных существ. Наибольшее внимание будет уделено произведениям «Охота на овец» (羊をめぐる冒険, хицудзи о мэгурубо:кэн) Мураками Харуки (村上春樹), «Overlord» (オーバーロード, Оверлорд) МаруямаКуганэ (丸山くがね), «Давным-давно в вечернем парке» (むかし夕日の公園で, Мукаси ю:хи но ко:эн дэ) ОцуИти (乙一) и «Щелкунчик Китаро» (ゲゲゲの鬼太郎, Гэгэгэ но Китаро:) МидзукиСигэру (水木しげる). Вышеуказанные произведения принадлежат к различным жанрам и рассчитаны на разные аудитории, а также разнятся в плане контекста, в котором использованы в них образы ёкай.
Стоит уточнить, что под термином «ёкай» в работе понимаются преимущественно сверхъестественные существа из японской мифологии и фольклора, однако среди рассматриваемых произведений будут фигурировать и описанные на западный манер ведьмы (речь идёт о цикле произведений «Ведьмина служба доставки» (魔女の宅急便, Мадзё но таккю:бин) КадоноЭйко (角野栄子)). Причиной такого допущения является интерпретация западного образа ведьмы для японской публики (вплоть до попытки ассимиляции образа с японским фольклором и культурой в одной из адаптаций произведения), интересная с точки зрения использования образов сверхъестественных существ в детской литературе.
Метод, использовавший при написании данной работы, является комплексно-аналитическим: собранный материал группировался, классифицировался, полученная информация анализировалась исходя из цели, стоявшей перед работой. В ходе поиска материалов были использованы многочисленные научные и научно-популярные работы отечественных и зарубежных авторов, в частности, материалы на японском языке.
В работе над настоящим исследованием были использованы многочисленные научные и научно-популярные произведения на русском, английском, и японском языках. Наиболее активно использовались следующие работы:
- статья Ёсиока Кадзуси «Современное значение «школьных страшилок» с точки зрения встреч с «ёкай»», рассматривающая причины неугасающего интереса японских детей к теме сверхъестественных существ и контактов с ними; автор не только проводит анализ более сотни детских рассказов на тему встречи со сверхъестественным, но и делает собственные выводы о связи детских страшилок о ёкай и мифологии, а также психологической потребности детей в подобных историях;
- книга Джона Уиттера Трита «TheRiseandFallofModernJapaneseLiterature», детально рассматривающая наиболее известных авторов современной японской прозы, оказавших особо явное влияние на веяния и настроения современной японской литературы;
- книга «GhostandtheJapanese: CulturalExperienceinJapaneseDeathLegends» Ивасака М. и Тоэлкена Б., посвящённая восприятию смерти в японском обществе, традициям, связанным с усопшими, поверьям о загробном мире и легендам о призраках. Рассматривается связь отношения японцев к смерти и трепета перед сверхъестественным, как и параллели между сверхъестественным и загробным и их отражение в историях о призраках и чудовищах;
- статьи исследователей современной японской литературы, в частности, литературы направления постмодернизм, таких как Хронопуло Л.Ю.
На данный момент среди работ на русском языке существует ряд статей, рассматривающих мотивы сверхъестественного в японской литературе, однако главным фокусом данной работы является именно значимость образов ёкай для современного японского читателя. Эта работа является итогом пяти лет исследований и прямым продолжением выпускной квалификационной работы бакалавра «Восприятие сверхъестественного в истории японской культуры», защищённой в 2018 году. Актуальность работы состоит в том, что современная японская литература, в частности, литература, относящаяся к направлению постмодернизма, уверенно набирает популярность во всём мире, включая Россию, где уже были переведены отдельные работы упомянутых авторов.
Научные исследования образов сверхъестественных существ в японской литературе проводились такими исследователями, как Хронопуло Л.Ю. В статье «Потусторонние силы и мифические существа в современной японской литературе» ею приводится классификация использования образов ёкай в работах современных авторов: мифическое существо либо являет собой метафорическое изображение людских проблем и переживаний, либо представлено в своей традиционной трактовке, либо служит катализатором для раскрытия персонажей-людей и проявления их скрытых черт. Классификация ёкай – один из важных и комплексных вопросов в изучении японской культуры. Научная актуальность данной работы заключается в попытке углубить и расширить классификацию методов использования образов ёкай, найти альтернативные методы использования и трактовок образов ёкай, не рассмотренные ещё в научной литературе.
Углубление понимания того, почему японские авторы прибегают к использованию тех или иных образов из фольклора при написании своих произведений, поспособствует более глубокому погружению читателей и исследователей в современную японскую литературу и поможет лучше прочувствовать вложенные авторами идеи. Повышение интереса к литературе Японии среди русскоязычных читателей может поспособствовать культурному обмену между странами, установлению более тесных контактов между будущими поколениями и установлению взаимопонимания в том числе и вопросах, касающихся культуры и истории.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена значимости образов ёкай в истории японской литературы. В ней рассмотрены вопросы зарождения жанра кайдан,его эволюции и истоков популярности у японской публики. Глава содержит также информацию о трёх ключевых личностях, популяризировавших истории о сверхъестественном в Японии: художнике гравюр укиё-э Торияма Сэкиэн (鳥山石燕), переводчике и исследователе Лафкадио Херне и учёном, философе и реформаторе Иноуэ Энрё (井上円了), прозванном «профессор ёкай» (妖怪博士, ёкай-хакасэ).
Вторая глава рассматривает вклад авторовпозапрошлого и прошлого веков, таких, как фольклорист Янагита Кунио (柳田國男) и писатель Акутагава Рюноскэ (芥川龍之介), в использование образов ёкай в прозе.
В третьей главе дан обзор и анализ известных произведений литературы конца ХХ-начала ХХI веков, в которых встречаются ёкай, в частности, - романа Мураками Харуки «Охота на овец». Рассматриваются также образы ёкай в специфических жанрах ранобэ и манга, на материале работ Маруяма Куганэ и Мидзуки Сигэру;уделено внимание городскому фольклору.
В ходе данной работы был произведён анализ образов сверхъестественных существ ёкай в современной японской литературе и сопряжённых жанрах. Анализ производился с оглядкой на историю жанра кайдан как пример классического использования образов сверхъестественных существ. Было проведено сравнение разных вариантов использования образов и подмечены различия в их использовании между периодом зарождения кайдан и современностью.
В результате проведённого исследования можно прийти к следующим выводам.
На протяжении истории японской культуры в ней выработалось особое отношение к сверхъестественному, отличающееся вниманием к нему и благоговением перед ним как перед выражением непознаваемых и неподконтрольных человеку сил.
Японцы испытывали интерес к историям о паранормальных явлениях и сверхъестественных существах с давних времён, и необходимость записывать и распространять истории о сверхъестественном – не современное новшество, а своего рода традиция. Были рассмотрены три подхода к запечатлению образов ёкай и историй публикации о них: иллюстрированные сборники, содержащие как информацию о существующих в фольклоре ёкай, так и творческий вымысел автора; сборники записанных без изменений фольклорных историй кайдан; статьи, призванные развенчать тот или иной миф о ёкай и найти сверхъестественному событию рациональное объяснение. Наиболее близким к современному использованию образов ёкай в литературе является первый вариант: современная литература сочетает в себе традиционные изображения ёкай с внесением авторских изменений в образ и его подачу.
При рассмотрении эволюции образов ёкай в литературе прошлого века можно обнаружить, что они приобретают метафоричность: через использование образа сверхъестественных существ авторы выражают свою социальную позицию, обличают пороки общества и дают социальный комментарий на злободневные для них темы. Образы ёкай постепенно отходят от своих фольклорных корней и становятся легко читаемыми символами; авторы используют популярность образов из легенд, уже успевших стать знакомыми каждому японцу, и придают им собственную окраску, чтобы донести свою мысль. Этот подход найдёт применение и в современной литературе.
В наше время - в современной литературе, ранобэ, манга и городских легендах - образы ёкай сохранили свою метафоричность и приобрели качества, свойственные персонажам постмодернистской литературы. Авторы подходят к образам ёкай свободно, интерпретируют их по-своему и используют в качестве символов и метафор. Однако если в литературе первой половины XX века ёкай обычно становились метафорой общества, в современной литературе они обществу противопоставляются, символизируя чаще всего либо силы природы, либо, напротив, прогресс и изменения. Можно сказать, что, в определённом смысле, произошло возвращение к истокам: как и в классических кайдан, ёкай вновь выступают персонажами, вселяющими ужас, однако пугать должны не сами образы, а те явления, символами которых они выступают.
Границы «ёкай» как категории образов, функционирующих в культуре, расширились и стали более проницаемыми: в их роли могут выступать в том числе и существа, более свойственные западному фольклору, такие как ведьмы. Наконец, ёкай плотно проникли в городские легенды, популярные сред детей, и выполняют в них функцию контролируемого страха, врага, которого можно победить хитростью и смекалкой. Это идёт вразрез с фаталистическим настроем классических кайдан – человек уже не принимает судьбу в виде встречи с чудищем, а сам призывает его и сам же с ним расправляется.
Связь образов ёкай с направлением постмодернизма в современной литературе подтвердилась. Частота обращений к образам ёкайв произведениях постмодернистской литературы вызвана свойственным для постмодернизма методом магического реализма – включением мистических элементов в реалистичную картину мира. Для японского писателя образы ёкай – неоспоримый кладезь мистических образов, достаточно разнообразных, чтобы подойти к большому числу сюжетов, и достаточно узнаваемых, чтобы донести нужный посыл до читателя, хотя бы поверхностно знакомого с использованными образами. Магический реализм в данной ситуации накладывается на свойственный японцам интерес и близость к сверхъестественному.
Частое использование образов ёкай в произведениях современной литературы свидетельствует о сохранении вплоть до наших дней особого - внимательного и благоговейного - отношения к сверхъестественному, как характеристики японской культуры в целом.
Говоря о перспективах исследования, значительную пользу принесло бы расширение охвата исследуемого материала путём включения в него большего числа произведений, не переводившихся на русский язык. Интерес представляет также углубление исследуемой проблематики через изучение контраста между ёкай-помощниками и ёкай-врагами людей в произведениях различных жанров. Возможно сужение темы и концентрирование внимания на определённом ёкай, например, каппа, и его образе в литературе.
В результате проведённого исследования можно прийти к следующим выводам.
На протяжении истории японской культуры в ней выработалось особое отношение к сверхъестественному, отличающееся вниманием к нему и благоговением перед ним как перед выражением непознаваемых и неподконтрольных человеку сил.
Японцы испытывали интерес к историям о паранормальных явлениях и сверхъестественных существах с давних времён, и необходимость записывать и распространять истории о сверхъестественном – не современное новшество, а своего рода традиция. Были рассмотрены три подхода к запечатлению образов ёкай и историй публикации о них: иллюстрированные сборники, содержащие как информацию о существующих в фольклоре ёкай, так и творческий вымысел автора; сборники записанных без изменений фольклорных историй кайдан; статьи, призванные развенчать тот или иной миф о ёкай и найти сверхъестественному событию рациональное объяснение. Наиболее близким к современному использованию образов ёкай в литературе является первый вариант: современная литература сочетает в себе традиционные изображения ёкай с внесением авторских изменений в образ и его подачу.
При рассмотрении эволюции образов ёкай в литературе прошлого века можно обнаружить, что они приобретают метафоричность: через использование образа сверхъестественных существ авторы выражают свою социальную позицию, обличают пороки общества и дают социальный комментарий на злободневные для них темы. Образы ёкай постепенно отходят от своих фольклорных корней и становятся легко читаемыми символами; авторы используют популярность образов из легенд, уже успевших стать знакомыми каждому японцу, и придают им собственную окраску, чтобы донести свою мысль. Этот подход найдёт применение и в современной литературе.
В наше время - в современной литературе, ранобэ, манга и городских легендах - образы ёкай сохранили свою метафоричность и приобрели качества, свойственные персонажам постмодернистской литературы. Авторы подходят к образам ёкай свободно, интерпретируют их по-своему и используют в качестве символов и метафор. Однако если в литературе первой половины XX века ёкай обычно становились метафорой общества, в современной литературе они обществу противопоставляются, символизируя чаще всего либо силы природы, либо, напротив, прогресс и изменения. Можно сказать, что, в определённом смысле, произошло возвращение к истокам: как и в классических кайдан, ёкай вновь выступают персонажами, вселяющими ужас, однако пугать должны не сами образы, а те явления, символами которых они выступают.
Границы «ёкай» как категории образов, функционирующих в культуре, расширились и стали более проницаемыми: в их роли могут выступать в том числе и существа, более свойственные западному фольклору, такие как ведьмы. Наконец, ёкай плотно проникли в городские легенды, популярные сред детей, и выполняют в них функцию контролируемого страха, врага, которого можно победить хитростью и смекалкой. Это идёт вразрез с фаталистическим настроем классических кайдан – человек уже не принимает судьбу в виде встречи с чудищем, а сам призывает его и сам же с ним расправляется.
Связь образов ёкай с направлением постмодернизма в современной литературе подтвердилась. Частота обращений к образам ёкайв произведениях постмодернистской литературы вызвана свойственным для постмодернизма методом магического реализма – включением мистических элементов в реалистичную картину мира. Для японского писателя образы ёкай – неоспоримый кладезь мистических образов, достаточно разнообразных, чтобы подойти к большому числу сюжетов, и достаточно узнаваемых, чтобы донести нужный посыл до читателя, хотя бы поверхностно знакомого с использованными образами. Магический реализм в данной ситуации накладывается на свойственный японцам интерес и близость к сверхъестественному.
Частое использование образов ёкай в произведениях современной литературы свидетельствует о сохранении вплоть до наших дней особого - внимательного и благоговейного - отношения к сверхъестественному, как характеристики японской культуры в целом.
Говоря о перспективах исследования, значительную пользу принесло бы расширение охвата исследуемого материала путём включения в него большего числа произведений, не переводившихся на русский язык. Интерес представляет также углубление исследуемой проблематики через изучение контраста между ёкай-помощниками и ёкай-врагами людей в произведениях различных жанров. Возможно сужение темы и концентрирование внимания на определённом ёкай, например, каппа, и его образе в литературе.



