Введение. 2
Социо-политическая жизнь в Египте при Фатимидах. 5
Возникновение исма‘илизма и его распространение на севере Африки. Образование государства Фатимидов. 5
Завоевание Египта. 10
Халиф ал-Хаким: установление теократической власти и внутренняя политика. 13
Внешняя политика: Сирия. 19
Закат государства Фатимидов: краткий обзор. 23
Культурная жизнь в Египте при Фатимидах. 28
Роль женщины в миссионерской деятельности исмаилитов в Северной Африке и Египте. 28
Имущество женщин при дворе Фатимидских халифов и его источники. 32
Архитектура. 38
Заключение. 40
Список использованной литературы. 44
Объектом исследования данной работы является ши‘итская династия Фатимидов, которая правила в Египте в X-XII веках. В данной работе будет представлено два раздела. Первый из них посвящен социо-политической жизни фатимидского государтсва. Главная цель этой главы заключается в том, чтобы представить комплексный обзор ранее упомянутого периода из средневековой истории Египта. Для этого будут рассмотрены события, которые привели к возникновению государства, их причины и предпосылки. Также будут отмечены основные причины: политические и экономические, по которым выбор Фатимидов при экспансии пал именно на Египет. Помимо этого большое внимание будет уделено внутреннему устройству государства, которое было упорядочено в период правления ал - Хакима, на котором мы остановимся подробнее.
Также особое внимание будет уделено внешней политике Фатимидов: их отношениям с Сирией, странами Магриба, ‘Аббасидским халифатом (750-1258 ) и позже с Сельджуками. Успехи и неудачи на международной политической арене привели к ряду последствий: как к процветанию страны, так и к её упадку. В связи с одним из таких кризисов и связан закат державы Фатимидов. Таковыми являются основные аспекты, которые будут рассмотрены в первом разделе данной работы.
Второй же раздел будет посвящен культурной жизни Египта при династии Фатимидов . Упор в данном разделе будет сделан на положение женщины и роль, которую она играла в культурной жизни государства. Этот аспект кажется особенно интересным, потому что, как будет подробно описано в работе, женщина играла важную роль при воплощении культурных проектов в жизнь. Однако стоит отметить, что количество источников по данной тематике крайне ограничено.В данном разделе будет показано, какую роль играла женщина в обществе и какими были механизмы её влияния, если таковые имелись. Подробно будет рассмотрена роль, которую играли женщины в миссионерской деятельности исма‘илитов, а также как положение женщин изменялось с приходом Фатимидов в Ифрикию. Будет уделено особое внимание причинам, по которым при осуществлении пропаганды женщины выходят на первый план. Мы увидим, как и почему увеличилась роль женщины в обществе в государстве исма‘илитов с приходом Фатимидов в Египет. Помимо этого будет рассмотрен исторический контекст, в рамках которого происходило утверждение женщины в обществе как социально и политически активного индивида. Ещё одна подтема, данного исследования касается положения женщин при дворе халифов: каковым было их благосостояние, откуда оно у них появлялось, как они его использовали и каким образом этого благосостояния можно было лишиться. И наконец, одним из расходов, которые несли женщины при дворе халифа является благотворительность. Отдельная глава будет посвящена одному из подтипов этой благотворительности - архитектуре. Таковыми являются основные аспекты исследования в представленной работе.
Исследовав ряд источников о государстве Фатимидов как на русском, так и на иностранных языках, можно сделать вывод, что исма‘илитская династия, правившая в Египте в X - XII веках, сыграла важную роль в истории этой страны. В этот период было проведено множество реформ как во внутренней политике, так и во внешней, результаты которых будут изложены далее.
При образовании государства Фатимидов важную роль на протяжении всего времени и впоследствии играла поддержка берберского населения, которая обеспечивала исма‘илитам военную мощь, необходимую для создания государства. После этого Фатимиды приняли решение о расширении своих границ на восток, поэтому в 969 г. они захватили Египет, который стал административным центром страны. Его завоевание в виду выгодного географического положения также открыло Фатимидам новые возможности для продвижения на восток, а именно: в Сирию. Однако там после почти 100 лет борьбы Фатимидам закрепиться так и не удалось. Но на ряду с захватом Египта, исма‘илитское государство получило признание Мекки и Медины, что безусловно, подняло их международный авторитет.
Что же касается внутренней политики, то в ней кардинальные реформы произошли при халифе ал-Хакиме. Во- первых, были расширены полномочия халифа, и его влияние значительно усилилось. Во-вторых, происходит активная исламизация населения, в связи с тем, что были ужесточены гонения на немусульман. А главным достижение реформ халифа ал - Хакима является сглаживание разногласий между радикальными и умеренными мусульманами.
При халифе ал-Мустансире в стране настал кризис, который привёл к ослаблению государства. Этим умело воспользовались соседние страны: Фатимиды начали терять земли. По мнению некоторых исследователей, такие процессы во многом были вызваны антифатимидской направленностью сельджукской дипломатии.
Что же касается культурной жизни при Фатимидах, то исследовав ряд источников, можно сделать вывод, что женщина играла важную, а иногда и определяющую роль в культурной жизни.
Толчком для изменения положения женщины в исма‘илитском обществе послужил вклад, который она внесла в миссионерскую деятельность. Возможным это стало благодаря особенному укладу общества у берберов: женщина была наделена рядом социо-культурных функций. Именно этот факт побудил имамов позволить женщинам принимать активное участие в распространении исма‘илизма. А это, в свою очередь, положило начало активному участию женщин в культурной жизни в государстве. С приходом в Египет статус женщины окончательно оформляется: она - индивид, а также активный член общества Исследовав источники, посвященные положению женщин при дворе халифа, можно заключить, что женщина обладала не только определенной автономией, но и довольно значительным политическим влиянием, которое она смогла обрести благодаря богатствам, аккумулирующимся в её руках. Женщины, принадлежащие семье халифа, получали подарки не только от самого халифа, но также и от различных дипломатов. Более того, женщины имели право получать регулярно определенную сумму денег, на своё содержание, что встречалось довольно редко в мусульманском мире. Основным источником доходов являлось наследование состояния покойного супруга. Нередко состояние, которым обладала женщина конфисковывалось с целью обогащения казны. Чтобы предотвратить подобное женщины вкладывали часть доходов в благотворительность, иллюстрацией которой может послужить архитектурный патронаж. Таким образом, женщины сделали огромный вклад в культурную жизнь Египта, определили архитектурный облик Каира и всячески способствовали развитию культуры в Египте.
1. Беляев Е. И. Мусульманское сектантство. М., 1957. С.47 - 55
2. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока.VII - середина XIIIв.: Социально - экономические отношения, М., 2011. С. 127-129
3. Большая советская энциклопедия. / Под ред. С.И. Вавилова, 2-ое издание. М., 1954. Т. 7, 22, 29, 29, 30, 31
4. Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии Пер. с англ. П.А.Грязневича. Ответственный редактор И.П.Петрушевский. М, 1971, с. . 27 - 37, 48 - 54, 76, 78 - 85, 94 - 108, 137 - 141, 161 - 166
5. Васильев Л. С. История Востока учебник для студентов вузов: В 2 т.. М., 2001. Т. 1. С. 177-181
6. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам, М., 1988 С. 99 - 104
7. Жюльен Ш. - А. История Северной Африки. Алжир. Тунис. Марокко. Т. 2: от арабского завоевания до 1830 года. М., 1961. С. 65 - 79
8. Зеленев Е. И. Египет. СПб., 2004. С. 57 - 81, 174 - 180
9. Ислам: энциклопедический словарь под. ред. С. М. Прозорова. — М.,1991. С. 15-16
10. История Востока: В 6 томах. М., 1995. Т. 2: Восток в средние века/ Агаджанов С. Г., Иванов Н.И., Алаев Л. Б. С. 156 - 177
11. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках: монография. СПб., 2007. С. 276 - 328
12. Прозоров С. М. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 5 - 8, 32, 43, 71, 111, 166, 241 - 243, 251 - 254, 283, 298
13. Рощин М. Ю. Халиф ал-Хаким и установление теократии в Фатимидском Египте / Народы Азии и Африки. - М., 1978. №5, с. 132 - 140
14. Семенова Л. А. Из истории Фатимидского Египта: очерки и материалы. М. : Наука, 1974. С. 3 - 32
15. Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517): монография, М., 1999. С. 189 - 213
16. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. Эдинбург 2002, с. 32-41, 62-64
17. Bloom J. M. The Mosque of the Qarafa in Cairo.1987, vol. 4 pp. 13- 16
18. Brett M. The Rise of Fatimids: the World of the Medeterranean & the Middle East in the Tenth Century. Leiden, 2001, p. 87-89
19. Britannica Encyclopedia of World Religions / Jorge Aguilar - Cauz. - UK, 2006. P. 32 - 35, 630 - 636
20. Cambridge History of Egypt. Vol. 1: Egypt, 640-1517. Cambridge University Press, 2008, p. 13, 140 - 194
21. Charles Saint-Prot Islam, l'avenir de la tradition : entre révolution et occidentalisation. Essai. Paris, 2008, p. 195
22. Cortese D., Calderini S. Women and the Fatimids in the World of Islam. Edinburgh, 2006, p. 14 - 43, 70 - 101
23. Daftary F. A Short History of the Ismailis: Traditions of a Muslim Community. Princeton 1998, p. 39
24. De Lacy O' Leary, D. D. A short history of the Fatimid Khalifate. London:1923, p. 193-211
25. Lev Y. State and Society in Fatimid Egypt. Leiden, 1991, pp. 65 - 67
26. Lewis N. N. Lewis: Nomads and settlers in Syria and Jordan, 1800—1980. Cambridge, 1987, p. 60-65
27. Lowe J. D. Monetary Development in Fatimid Egypt and Syria, University of Arizona, 1985, pp. 80 - 83
28. Meri Josef M. Medieval Islamic Civilization. Vol. 1
29. Mercier E. Histoire de l'Afrique septentrionale depuis les temps les plus recules jusqu'a la conquete francaise. Paris, 1981
30. Raymond, André. Cairo. Harvard University Press, 2000. P. 31 - 80
31. De Sacy Silvestre Antoine Isaac. Exposé de la religion des druzes: tiré des livres religieux de cette secte, et précédé d'une introduction et de la vie du khalife Hakem Biamr - Allah. Paris, 1838. Vol. 1, p. CCLXXXII - CCCXIII
32. The Encyclopædia Iranica. New York, 1996. Vol. XIV, p. 349- 350; Vol. VIII, p. 39-43