Отзыв о предприятии общественного питания как речевой жанр (на материале интернет-текстов)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЗЫВА О ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР
1.1. Определение понятия «отзыв»……………………………………8
1.2. Понятие речевого жанра
1.3. Прагматические основы исследования жанра…………………..17
1.3.1. Теория речевых актов. Речевой акт и его структура……...17
1.3.2. Прямые и косвенные речевые акты………………………...21
1.4. Адресат сообщения и коммуникативная ситуация……………..23
1.5. Речевой акт и речевой жанр: проблема соотношения………….26
1.6. Опыт исследований интернет-отзыва как нового речевого
жанра
ВЫВОДЫ по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЗЫВА О ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК РЕЧЕВОГО ЖАНРА
2.1. Характеристика исследуемого материала
2.2. Ситуативно обусловленные характеристики интернет-отзыва о предприятии общественного питания
2.3. Структура отзыва о предприятии общественного питания…...37
2.3.1. «Внешняя» структура отзыва……………………………...37
2.3.2. «Внутренняя» структура отзыва…………………………..43
2.4. Речевые действия в составе интернет-отзыва о предприятии общественного питания
2.5. Языковые особенности интернет-отзыва о предприятии общественного питания
2.6. Стилевая принадлежность интернет-отзыва о предприятии общественного питания
ВЫВОДЫ по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЗЫВА О ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР
1.1. Определение понятия «отзыв»……………………………………8
1.2. Понятие речевого жанра
1.3. Прагматические основы исследования жанра…………………..17
1.3.1. Теория речевых актов. Речевой акт и его структура……...17
1.3.2. Прямые и косвенные речевые акты………………………...21
1.4. Адресат сообщения и коммуникативная ситуация……………..23
1.5. Речевой акт и речевой жанр: проблема соотношения………….26
1.6. Опыт исследований интернет-отзыва как нового речевого
жанра
ВЫВОДЫ по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЗЫВА О ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК РЕЧЕВОГО ЖАНРА
2.1. Характеристика исследуемого материала
2.2. Ситуативно обусловленные характеристики интернет-отзыва о предприятии общественного питания
2.3. Структура отзыва о предприятии общественного питания…...37
2.3.1. «Внешняя» структура отзыва……………………………...37
2.3.2. «Внутренняя» структура отзыва…………………………..43
2.4. Речевые действия в составе интернет-отзыва о предприятии общественного питания
2.5. Языковые особенности интернет-отзыва о предприятии общественного питания
2.6. Стилевая принадлежность интернет-отзыва о предприятии общественного питания
ВЫВОДЫ по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …
Настоящая работа посвящена исследованию текстов, содержащих отзыв о предприятии общественного питания, и выявлению их жанровых характеристик. Выбор данной темы обусловлен рядом причин. Под влиянием развития экономики, производительных сил образ жизни людей в последнее время заметно изменился. На рынке появилось огромное количество товаров и услуг. Ритм жизни значительно ускорился, а вместе с ним повысился и темп потребления. В современном обществе люди предпочитают выбирать быстрый, надёжный, удобный способ удовлетворения своих потребностей. Массовое стремление найти ориентиры в безграничном мире товаров и услуг породило особый жанр текста – отзыв на товары и услуги. Такой отзыв характеризуется как «новый формат взаимодействия» потребителей товаров и услуг, «ответ на информационный запрос» [Говорунова 2013].
В последние годы, по данным социологов, отзыв на товары и услуги «стремительно набирает популярность» как в России, так и в Китае, так как позволяет сравнивать объекты потребления, выбирать наиболее предпочтительные из ряда предлагаемых рынком вариантов на основе реальных оценок других потребителей [https://www.adme.ru/svoboda-narodnoe-tvorchestvo/15-otzyvov-v-internete-kotorye-rabotayut-luchshe-lyuboj-reklamy-1693065/; дата обращения 12.11.2019; https://amobit.com/novosti/gde-ostavit-otzyv.html, дата обращения:12.11.2019].
Облегчить выбор приемлемых параметров выбираемого объекта помогает интернет. Интернет быстро реагирует на запросы общества. В интернет-пространстве появились специализированные интернет-площадки для обмена мнениями среди потребителей по поводу широкого спектра товаров и услуг. Здесь каждый желающий может оставить свой отзыв о товаре или услуге, а каждый нуждающийся в получении информации об интересующем товаре или услуге может ознакомиться с ним. Мобильный интернет даёт возможность людям получить доступ к интересующей информации в любое время и в любом месте.
Большое количество существующих на просторах интернета отзывов о товарах и услугах, их востребованность у потребителей даёт возможность говорить о формировании нового речевого жанра – «отзыв». Следует отметить, что в настоящее время в толковых словарях ещё не появилась статья, в которой у многозначного слова «отзыв» было бы зафиксировано значение «отзыв о товаре или услуге».
В научной сфере в последнее время стали появляться единичные статьи о жанровых характеристиках отзыва о товаре или услуге [А.Н. Индакова, Л.Ю. Говорунова, М.Л. Ерёмина]. В качестве объекта анализа выбраны: турпоездка, путешествие [Индакова, 2011; Говорунова, 2013]; косметическая и парфюмерная продукция [Ерёмина, 2016].
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена необходимостью провести системный анализ и выявить жанровую специфику интернет-текстов «отзыв о товаре и услуге» на примере отзывов о предприятиях общественного питания.
Новизна исследования заключается в том, что в нём осуществлена попытка выявления жанровых характеристик интернет-текста «отзыв о предприятии общественного питания», ещё не исследованного с точки зрения жанра.
Объектом исследования является ТЕКСТ интернет-отзыва о предприятии общественного питания.
Предмет исследования – жанровая специфика интернет-текста «отзыв о предприятии общественного питания».
В качестве материала исследования используются тексты «отзыв о предприятиях общественного питания», в частности, отзывы о китайских ресторанах Санкт-Петербурга, представленные на популярных интернет-сайтах «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor».
Гипотеза исследования заключается в следующем: отзыв о предприятии общественного питания, функционирующий в интернет-пространстве, обладает значимыми конститутивными признаками, что даёт основание говорить о нём как о речевом жанре.
Целью настоящего исследования является выявление жанрообразующих признаков интернет-текстов «отзыв о предприятии общественного питания» на примере отзывов о китайских ресторанах Санкт-Петербурга, представленных на интернет-сайтах «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретические основы исследования интернет-текста «отзыв о предприятии общественного питания» как речевого жанра:
1.1. Дать определение понятию “отзыв”;
1.2. Определить параметры описания текста как речевого жанра;
1.3. Выявить особенности анализа речевого жанра с позиций прагматики;
1.4. Описать соотношение понятий речевого акта и речевого жанра;
1.5. Обобщить существующий опыт исследования интернет-отзывов.
2.Выявить жанровые характеристики отзыва о предприятиях общественного питания:
2.1. Из материалов сайтов «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor»методом сплошной выборки отобрать отзывы посетителей о китайских ресторанах Санкт-Петербурга за период с 2020 по 2021 г.г.;
2.2. Выявить жанрообразующие экстралингвистические и лингвистические характеристики отзывов о предприятиях общественного питания;
2.4. Определить стилистическую принадлежность интернет-текстов «отзыв о предприятии общественного питания».
В работе применяются следующие методы исследования: метод наблюдения, метод сплошной выборки, описательный метод, аналитический метод, метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод семантического анализа, метод функционального анализа, метод прагматического анализа, метод контекстуального анализа, метод статической обработки данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней выявлены жанровые (в том числе языковые) характеристики «отзыва о работе предприятия общественного питания» как одного из самых популярных и востребованных речевых явлений современного интернет-контента.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могу быть использованы на занятиях по русскому языку, в частности, на спецкурсах по теории текста, на занятиях по жанроведению, по чтению, письму, разговору, при изучении разговорного и публицистического стилей речи.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений.
В качестве теоретической базы исследования использованы труды М.М. Бахтина, Т.В. Шмелёвой, А. Вежбицкой, В.В. Дементьева, К.А. Долинина, К. Кожевниковой, Н.Д. Арутюновой, Т.В. Тарасенко, М.Н. Кожиной, С. Гайда, Дж. Остина, Дж. Сёрля, И.П. Сусова, Н.И Формановской, Е.В. Падучевой, И.М. Кобозевой и других учёных, исследующих речевые жанры и прагматический аспект исследования текстов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Отзыв о предприятии общественного питания – это речевое произведение, созданное для выражения личного эмоционально-оценочного отношения к самому предприятию общественного питания или оказываемым им услугам¸ искреннего или купленного мнения о нём с целью воздействовать на чувства и мысли читателей отзыва, повлиять на принятие ими решения о посещении/ непосещении ими данного предприятия, о потреблении/ непотреблении предлагаемых им услуг;
2) Интернет-отзыв о предприятии общественного питания представляет собой феномен письменной коммуникации, которая характеризуется неформальным стилем общения, обусловленным потенциальной анонимностью авторов и физической непредставленностью адресата. В современном мире это надёжный и популярный способ ориентации широкого круга читателей в безграничном море товаров и услуг, который позволяет сравнивать объекты потребления, выбирать наиболее предпочтительные из ряда предлагаемых рынком вариантов на основе реальных оценок других потребителей;
3) Отзыв о ресторане как о предприятии общественного питания обладает всеми характеристиками жанра. Это устойчивый, воспроизводимый, цельный, структурно-содержательный феномен коммуникации, обусловленный ситуацией общения, представляющий собой совокупность речевых актов, выраженных соответствующими целям языковыми средствами;
4) Центральную часть отзыва представляют речевые действия преимущественно трёх типов: репрезентативы, экспрессивы, директивы. Репрезентативы информируют читателя о ресторане, экспрессивы выражают оценку. Директивы передают советы, рекомендации автора отзыва по поводу посещения/ непосещения ресторана или по поводу поведения потенциальных посетителей в конкретных ситуациях.
5) Данные РА определяют основное содержание отзыва. Среди содержательных компонентов устойчивыми являются: общая оценка ресторану; название заказанных блюд, оценка их вкусовых качеств; стоимость блюд; описание внутреннего убранства и атмосферы ресторана; оценка качества обслуживания/ работы персонала, рекомендация посетить/ не посещать ресторан;
6) Отзыв о предприятии общественного питания можно квалифицировать как оценочно-побудительный жанр, принадлежащий разговорно-публицистическому стилю речи. Он реализует две функции публицистического стиля– информирующую и воздействующую, при этом вариативность расположения речевых действий внутри отзыва, языковое воплощение речевых намерений автора приближает отзыв к разговорному стилю речи;
7) Тексты отзывов представляют собой аутентичные тексты. В них продемонстрированы образцы речевых действий (информативных, побудительных, оценочных, контактоустанавливающих, директивных); разнообразные со стилистической точки зрения способы их языковой реализации; элементы описания, повествования, рассуждения.
В последние годы, по данным социологов, отзыв на товары и услуги «стремительно набирает популярность» как в России, так и в Китае, так как позволяет сравнивать объекты потребления, выбирать наиболее предпочтительные из ряда предлагаемых рынком вариантов на основе реальных оценок других потребителей [https://www.adme.ru/svoboda-narodnoe-tvorchestvo/15-otzyvov-v-internete-kotorye-rabotayut-luchshe-lyuboj-reklamy-1693065/; дата обращения 12.11.2019; https://amobit.com/novosti/gde-ostavit-otzyv.html, дата обращения:12.11.2019].
Облегчить выбор приемлемых параметров выбираемого объекта помогает интернет. Интернет быстро реагирует на запросы общества. В интернет-пространстве появились специализированные интернет-площадки для обмена мнениями среди потребителей по поводу широкого спектра товаров и услуг. Здесь каждый желающий может оставить свой отзыв о товаре или услуге, а каждый нуждающийся в получении информации об интересующем товаре или услуге может ознакомиться с ним. Мобильный интернет даёт возможность людям получить доступ к интересующей информации в любое время и в любом месте.
Большое количество существующих на просторах интернета отзывов о товарах и услугах, их востребованность у потребителей даёт возможность говорить о формировании нового речевого жанра – «отзыв». Следует отметить, что в настоящее время в толковых словарях ещё не появилась статья, в которой у многозначного слова «отзыв» было бы зафиксировано значение «отзыв о товаре или услуге».
В научной сфере в последнее время стали появляться единичные статьи о жанровых характеристиках отзыва о товаре или услуге [А.Н. Индакова, Л.Ю. Говорунова, М.Л. Ерёмина]. В качестве объекта анализа выбраны: турпоездка, путешествие [Индакова, 2011; Говорунова, 2013]; косметическая и парфюмерная продукция [Ерёмина, 2016].
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена необходимостью провести системный анализ и выявить жанровую специфику интернет-текстов «отзыв о товаре и услуге» на примере отзывов о предприятиях общественного питания.
Новизна исследования заключается в том, что в нём осуществлена попытка выявления жанровых характеристик интернет-текста «отзыв о предприятии общественного питания», ещё не исследованного с точки зрения жанра.
Объектом исследования является ТЕКСТ интернет-отзыва о предприятии общественного питания.
Предмет исследования – жанровая специфика интернет-текста «отзыв о предприятии общественного питания».
В качестве материала исследования используются тексты «отзыв о предприятиях общественного питания», в частности, отзывы о китайских ресторанах Санкт-Петербурга, представленные на популярных интернет-сайтах «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor».
Гипотеза исследования заключается в следующем: отзыв о предприятии общественного питания, функционирующий в интернет-пространстве, обладает значимыми конститутивными признаками, что даёт основание говорить о нём как о речевом жанре.
Целью настоящего исследования является выявление жанрообразующих признаков интернет-текстов «отзыв о предприятии общественного питания» на примере отзывов о китайских ресторанах Санкт-Петербурга, представленных на интернет-сайтах «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретические основы исследования интернет-текста «отзыв о предприятии общественного питания» как речевого жанра:
1.1. Дать определение понятию “отзыв”;
1.2. Определить параметры описания текста как речевого жанра;
1.3. Выявить особенности анализа речевого жанра с позиций прагматики;
1.4. Описать соотношение понятий речевого акта и речевого жанра;
1.5. Обобщить существующий опыт исследования интернет-отзывов.
2.Выявить жанровые характеристики отзыва о предприятиях общественного питания:
2.1. Из материалов сайтов «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor»методом сплошной выборки отобрать отзывы посетителей о китайских ресторанах Санкт-Петербурга за период с 2020 по 2021 г.г.;
2.2. Выявить жанрообразующие экстралингвистические и лингвистические характеристики отзывов о предприятиях общественного питания;
2.4. Определить стилистическую принадлежность интернет-текстов «отзыв о предприятии общественного питания».
В работе применяются следующие методы исследования: метод наблюдения, метод сплошной выборки, описательный метод, аналитический метод, метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод семантического анализа, метод функционального анализа, метод прагматического анализа, метод контекстуального анализа, метод статической обработки данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней выявлены жанровые (в том числе языковые) характеристики «отзыва о работе предприятия общественного питания» как одного из самых популярных и востребованных речевых явлений современного интернет-контента.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могу быть использованы на занятиях по русскому языку, в частности, на спецкурсах по теории текста, на занятиях по жанроведению, по чтению, письму, разговору, при изучении разговорного и публицистического стилей речи.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений.
В качестве теоретической базы исследования использованы труды М.М. Бахтина, Т.В. Шмелёвой, А. Вежбицкой, В.В. Дементьева, К.А. Долинина, К. Кожевниковой, Н.Д. Арутюновой, Т.В. Тарасенко, М.Н. Кожиной, С. Гайда, Дж. Остина, Дж. Сёрля, И.П. Сусова, Н.И Формановской, Е.В. Падучевой, И.М. Кобозевой и других учёных, исследующих речевые жанры и прагматический аспект исследования текстов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Отзыв о предприятии общественного питания – это речевое произведение, созданное для выражения личного эмоционально-оценочного отношения к самому предприятию общественного питания или оказываемым им услугам¸ искреннего или купленного мнения о нём с целью воздействовать на чувства и мысли читателей отзыва, повлиять на принятие ими решения о посещении/ непосещении ими данного предприятия, о потреблении/ непотреблении предлагаемых им услуг;
2) Интернет-отзыв о предприятии общественного питания представляет собой феномен письменной коммуникации, которая характеризуется неформальным стилем общения, обусловленным потенциальной анонимностью авторов и физической непредставленностью адресата. В современном мире это надёжный и популярный способ ориентации широкого круга читателей в безграничном море товаров и услуг, который позволяет сравнивать объекты потребления, выбирать наиболее предпочтительные из ряда предлагаемых рынком вариантов на основе реальных оценок других потребителей;
3) Отзыв о ресторане как о предприятии общественного питания обладает всеми характеристиками жанра. Это устойчивый, воспроизводимый, цельный, структурно-содержательный феномен коммуникации, обусловленный ситуацией общения, представляющий собой совокупность речевых актов, выраженных соответствующими целям языковыми средствами;
4) Центральную часть отзыва представляют речевые действия преимущественно трёх типов: репрезентативы, экспрессивы, директивы. Репрезентативы информируют читателя о ресторане, экспрессивы выражают оценку. Директивы передают советы, рекомендации автора отзыва по поводу посещения/ непосещения ресторана или по поводу поведения потенциальных посетителей в конкретных ситуациях.
5) Данные РА определяют основное содержание отзыва. Среди содержательных компонентов устойчивыми являются: общая оценка ресторану; название заказанных блюд, оценка их вкусовых качеств; стоимость блюд; описание внутреннего убранства и атмосферы ресторана; оценка качества обслуживания/ работы персонала, рекомендация посетить/ не посещать ресторан;
6) Отзыв о предприятии общественного питания можно квалифицировать как оценочно-побудительный жанр, принадлежащий разговорно-публицистическому стилю речи. Он реализует две функции публицистического стиля– информирующую и воздействующую, при этом вариативность расположения речевых действий внутри отзыва, языковое воплощение речевых намерений автора приближает отзыв к разговорному стилю речи;
7) Тексты отзывов представляют собой аутентичные тексты. В них продемонстрированы образцы речевых действий (информативных, побудительных, оценочных, контактоустанавливающих, директивных); разнообразные со стилистической точки зрения способы их языковой реализации; элементы описания, повествования, рассуждения.
В данной работе объектом исследования стали тексты интернет-отзывов о предприятиях общественного питания, а целью – доказательство того, что отзыв о предприятии общественного питания представляет собой особый жанр речи.
В работе под отзывом о предприятии общественного питания понимается речевое произведение, созданное для выражения личного эмоционально-оценочного отношения к самому предприятию общественного питания или оказываемым им услугам¸ искреннего или купленного мнения о нём с целью воздействия на чувства и мысли читателей отзыва, оказания влияния на принятие ими решения о посещении/ непосещении ими данного предприятия, о потреблении/ непотреблении предлагаемых им услуг.
Отзывы о предприятиях общественного питания в качестве материала исследования были выбраны по ряду причин: питание является одной из пяти базовых потребностей человека; культура питания становится одной из самых частотных тем коммуникации не только между отдельными людьми, но и между разными странами, предметом культурного обмена; популяризация особенностей национальной кухни помогает повысить узнаваемость страны, её имидж, способствует развитию туризма. Интернет-отзывы – явление современной жизни, получившее распространение, но ещё недостаточно изученное. Интернет предоставляет площадку для выражения мнения каждому, становится главным источником информации, в том числе и оценочной. Мы отобрали 200 отзывов на самые популярные китайские рестораны в России с сайтов «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor».
На основе изучения литературы по теории жанроведения, лингвопрагматики (в частности, теории речевых актов), стилистики мы установили ряд экстралингвистических и лингвистических характеристик, которые позволяют отделять один жанр от другого. К этим характеристикам мы отнесли: цель написания отзыва, особенности адресанта и адресата общения, структуру отзыва, содержание общения, состав речевых действий, особенности языковых средств, принадлежность к определённому функциональному стилю речи.
Мы установили, что речевой жанр должен обладать «устойчивостью». Доказательством «устойчивости» может стать повторение и схожесть проявления перечисленных характеристик в текстах отзывов разных авторов.
Одним из важнейших показателей устойчивости жанра является структура текста. В нашей работе она получила название «внутренняя структура» отзыва. Практически все тексты имеют одинаковую структуру. В них можно выделить три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть является контактоустанавливающей (доминирующие речевые акты – контактивы и репрезентативы). Она содержит такие речевые компоненты: обращение автора к читателям отзыва, обстоятельства посещения ресторана, указание на название, адрес ресторана. Заключительная часть содержит благодарность сотрудникам ресторана, «ритуальные» пожелания в адрес ресторана и/ или потенциальных посетителей.
Основная часть отзыва включает следующие, повторяющиеся в большинстве отзывов (не менее 50% случаев)содержательные компоненты и речевые акты: информацию о качестве блюд; об особенностях кухни; о стоимости блюд; о качестве и особенностях обслуживания; об атмосфере ресторана; чистоте, интерьере, удобстве залов (речевые акты репрезентативы); оценку блюд, качества обслуживания, общую оценку ресторану (речевые акты экспрессивы); рекомендации, советы потенциальным посетителям, которые можно разделить на общие и частные. Общие касаются рекомендации посетить/ не посещать ресторан; частные рекомендации посвящены отдельным сторонам работы ресторана. Самой частотной частной рекомендацией является рекомендация заказывать столик заранее (речевые акты директивы). Доминирующая роль оценочных и побудительных речевых действий даёт основание отнести отзыв к оценочно-побудительным речевым жанрам.
Следующей устойчивой (жанрообразующей) характеристикой отзыва является его языковое оформление. Для отзыва о предприятии общественного питания характерно наличие таких языковых средств выражения оценки, как полная и краткая форма оценочных прилагательных, наречий, сравнительная степень прилагательных и наречий, прилагательные в превосходной степени, оценочные существительные, глаголы, передающие впечатление, фразеологизмы и т.п. Благодаря таким средствам выражения оценки читатели отзыва могут понять настроение автора, его отношение к ресторану, личные предпочтения. В результате создаётся впечатление, что мы как клиенты ресторана действительно посетили этот ресторан. Таким образом достигается цель автора - поделиться мнением и дать совет потенциальным посетителям ресторана.
Наличие в тексте отзыва информирующих, оценочных и директивных речевых действий, а также элементов описания, повествования и рассуждения свидетельствует о том, что данное речевое произведение можно отнести к публицистическому стилю речи, который, как было установлено, сочетает в себе две функции – информирующую и воздействующую. Однако наличие в тексте языковых средств, типичных для разговорного стиля речи, его установка на дружеское общение, формат общения от первого лица позволяет сделать вывод о том, что отзыв сочетает в себе черты двух стилей – публицистического и разговорного, поэтому его можно считать разговорно-публицистическим.
Таким образом, можно заключить, что отзыв о ресторане общественного питания обладает всеми устойчивыми характеристиками жанра: он имеет свою цель, структуру, состав речевых действий, набор языковых средств. Его можно квалифицировать как оценочно-побудительный жанр, принадлежащий разговорно-публицистическому стилю речи. Это свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, а гипотеза доказана.
Тексты отзывов представляют собой аутентичные тексты. Они могут стать основой для обучения устной и письменной речи на разных уровнях, начиная с А2, так как в них продемонстрированы:
- образцы речевых действий (информативных, побудительных, оценочных, контактоустанавливающих, директивных);
- разнообразные со стилистической точки зрения способы их языковой реализации;
- различные типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
В работе под отзывом о предприятии общественного питания понимается речевое произведение, созданное для выражения личного эмоционально-оценочного отношения к самому предприятию общественного питания или оказываемым им услугам¸ искреннего или купленного мнения о нём с целью воздействия на чувства и мысли читателей отзыва, оказания влияния на принятие ими решения о посещении/ непосещении ими данного предприятия, о потреблении/ непотреблении предлагаемых им услуг.
Отзывы о предприятиях общественного питания в качестве материала исследования были выбраны по ряду причин: питание является одной из пяти базовых потребностей человека; культура питания становится одной из самых частотных тем коммуникации не только между отдельными людьми, но и между разными странами, предметом культурного обмена; популяризация особенностей национальной кухни помогает повысить узнаваемость страны, её имидж, способствует развитию туризма. Интернет-отзывы – явление современной жизни, получившее распространение, но ещё недостаточно изученное. Интернет предоставляет площадку для выражения мнения каждому, становится главным источником информации, в том числе и оценочной. Мы отобрали 200 отзывов на самые популярные китайские рестораны в России с сайтов «Отзовик», «Flamp», «Tripadvisor».
На основе изучения литературы по теории жанроведения, лингвопрагматики (в частности, теории речевых актов), стилистики мы установили ряд экстралингвистических и лингвистических характеристик, которые позволяют отделять один жанр от другого. К этим характеристикам мы отнесли: цель написания отзыва, особенности адресанта и адресата общения, структуру отзыва, содержание общения, состав речевых действий, особенности языковых средств, принадлежность к определённому функциональному стилю речи.
Мы установили, что речевой жанр должен обладать «устойчивостью». Доказательством «устойчивости» может стать повторение и схожесть проявления перечисленных характеристик в текстах отзывов разных авторов.
Одним из важнейших показателей устойчивости жанра является структура текста. В нашей работе она получила название «внутренняя структура» отзыва. Практически все тексты имеют одинаковую структуру. В них можно выделить три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть является контактоустанавливающей (доминирующие речевые акты – контактивы и репрезентативы). Она содержит такие речевые компоненты: обращение автора к читателям отзыва, обстоятельства посещения ресторана, указание на название, адрес ресторана. Заключительная часть содержит благодарность сотрудникам ресторана, «ритуальные» пожелания в адрес ресторана и/ или потенциальных посетителей.
Основная часть отзыва включает следующие, повторяющиеся в большинстве отзывов (не менее 50% случаев)содержательные компоненты и речевые акты: информацию о качестве блюд; об особенностях кухни; о стоимости блюд; о качестве и особенностях обслуживания; об атмосфере ресторана; чистоте, интерьере, удобстве залов (речевые акты репрезентативы); оценку блюд, качества обслуживания, общую оценку ресторану (речевые акты экспрессивы); рекомендации, советы потенциальным посетителям, которые можно разделить на общие и частные. Общие касаются рекомендации посетить/ не посещать ресторан; частные рекомендации посвящены отдельным сторонам работы ресторана. Самой частотной частной рекомендацией является рекомендация заказывать столик заранее (речевые акты директивы). Доминирующая роль оценочных и побудительных речевых действий даёт основание отнести отзыв к оценочно-побудительным речевым жанрам.
Следующей устойчивой (жанрообразующей) характеристикой отзыва является его языковое оформление. Для отзыва о предприятии общественного питания характерно наличие таких языковых средств выражения оценки, как полная и краткая форма оценочных прилагательных, наречий, сравнительная степень прилагательных и наречий, прилагательные в превосходной степени, оценочные существительные, глаголы, передающие впечатление, фразеологизмы и т.п. Благодаря таким средствам выражения оценки читатели отзыва могут понять настроение автора, его отношение к ресторану, личные предпочтения. В результате создаётся впечатление, что мы как клиенты ресторана действительно посетили этот ресторан. Таким образом достигается цель автора - поделиться мнением и дать совет потенциальным посетителям ресторана.
Наличие в тексте отзыва информирующих, оценочных и директивных речевых действий, а также элементов описания, повествования и рассуждения свидетельствует о том, что данное речевое произведение можно отнести к публицистическому стилю речи, который, как было установлено, сочетает в себе две функции – информирующую и воздействующую. Однако наличие в тексте языковых средств, типичных для разговорного стиля речи, его установка на дружеское общение, формат общения от первого лица позволяет сделать вывод о том, что отзыв сочетает в себе черты двух стилей – публицистического и разговорного, поэтому его можно считать разговорно-публицистическим.
Таким образом, можно заключить, что отзыв о ресторане общественного питания обладает всеми устойчивыми характеристиками жанра: он имеет свою цель, структуру, состав речевых действий, набор языковых средств. Его можно квалифицировать как оценочно-побудительный жанр, принадлежащий разговорно-публицистическому стилю речи. Это свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, а гипотеза доказана.
Тексты отзывов представляют собой аутентичные тексты. Они могут стать основой для обучения устной и письменной речи на разных уровнях, начиная с А2, так как в них продемонстрированы:
- образцы речевых действий (информативных, побудительных, оценочных, контактоустанавливающих, директивных);
- разнообразные со стилистической точки зрения способы их языковой реализации;
- различные типы текстов (описание, повествование, рассуждение).



