Введение 3
1. Исторические аспекты взаимоотношений Эстонии и России 6
1.1. Место и роль Эстонской Республики в геополитической стратегии Евросоюза 6
1.2. Ретроспектива эстонско-российских отношений 17
1.3. Отношения России и Эстонии после 1991 г. 23
Глава 2. Особенности взаимоотношений Эстонской Республики и России в настоящее время 30
2.1. Экономическая основа российского направления внешнеполитической деятельности Эстонской Республики 30
2.2. Политическая стратегия Эстонии в отношении Российской Федерации 39
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Актуальность данной темы в том, что интеграция национальных экономик в единое экономическое пространство позволяет странам-участницам устранить барьеры для свободного перемещения людей, капиталов, товаров и услуг, что способствует развитию экономики и повышению качества жизни. Наиболее ярким примером подобного рода объединения является создание и расширение Европейского союза. Проблематика влияния европейской интеграции на развитие стран-участниц ЕС достаточно хорошо изучена, поскольку с момента создания ЕС к нему поэтапно присоединились 22 страны.
На этом фоне вступление в 2004 году в ЕС стран Центральной и Восточной Европы обращает на себя отдельное внимание в силу ряда особенностей. Во-первых, в состав объединения вошли одновременно 10 новых стран, что, поданным Всемирного банка, включило в единый общеевропейский рынок еще103 млн потребителей, доведя общую численность населения ЕС до 490 млн человек. Во-вторых, отмечается существенное отставание уровня развития экономики вновь прибывших стран от стран-участниц. В научной литературе есть работы, посвященные как прогнозам, так и последствиям данного расширения. В основном исследователи сосредоточены на вопросах инвестиций, миграции, занятости и безработицы, которые обострились на фоне мирового финансового кризиса. География исследований охватывает как отдельные страны и группы стран ЕС, так и весь ЕС, при этом уровень территориального деления может доходить доNUTS 3 .
Расширение ЕС создает новые возможности для развития как его старых членов, так и вступивших стран, вместе с тем появляются и проблемы. Для более развитых стран-членов ЕС увеличивается объем доступных рынков, растут возможности поставок своей продукции в присоединившиеся к ЕС страны, появляются новые мигранты, готовые работать на худших условиях, что, с другой стороны, может привести к повышению уровня безработицы. Последнему факту также способствует перенос части производств и перетекание инвестиций в менее развитые страны ЕС с более низкими зарплатам.
Но для развитых стран размещение малоэффективных для них предприятий в странах с более низкими издержками, с другой стороны, высвобождает ресурсы для более конкурентоспособных высокоэффективных производств.
В1990-х годах восточноевропейские страны переориентировались на активные внешнеэкономические связи с более развитыми странами Западной Европы. Они запустили процесс вступления в ЕС, который заключался в приведении законодательства, норм и правил к стандартам ЕС. Вхождение в ЕС оказало заметное влияние на их экономику. Было бы необъективным полагать, что приближение ЕС к границам России не оказало воздействие на развитие экономики отечественных приграничных регионов, которые стали участвовать в программах ЕС: INTERREG, CBC и других .
Несмотря на быстрый рост экономик восточноевропейских стран, их отставание от развитых стран слабо уменьшается, различия двух групп стран Балтийского региона остаются огромными. Перенос в восточноевропейские страны не самых новых производств и технологий привел к тому, что, несмотря на быстрый рост инвестиций, эффективность их развития существенно ниже, чем развитых стран. Постепенно сравниваясь с развитыми странами по уровню инвестиций, восточноевропейские страны очень медленно приближаются по уровню производительности труда. При одинаковом приросте фондовооруженности прирост производительности труда у развитых стран существенно больше. Построение производственных функций отдельных стран и групп стран позволило сравнить эффективность развития экономики среди стран каждой группы и ранжировать их. Балтийские регионы РФ оказались достаточно близки по эффективности развития к восточноевропейским странам, хотя и несколько им уступают, заметно опережая РФ в целом.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть исторические предпосылки формирования современных внешнеполитических противоречий между Российской Федерацией и Эстонской Республикой.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические аспекты взаимоотношений Эстонии и России;
2. Охарактеризовать особенности взаимоотношений Эстонской Республики и России в настоящее время.
Объектом работы являются внешнеполитические противоречия между Российской Федерацией и Эстонской Республикой.
Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе разрешения внешнеполитических противоречий между Российской Федерацией и Эстонской Республикой.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Страны Прибалтики стали важным фактором во взаимодействии Европейского союза (ЕС) и России. Вопреки ожиданиям последней, надеявшейся на то, что после вступления в ЕС Балтийские государства откажутся от политики дискриминации в отношении русскоязычного меньшинства и продемонстрируют заинтересованность в экономическом взаимодействии с самой Россией, Латвия, Литва и Эстония, напротив, способствовали снижению качества диалога России и ЕС в целом. Хотя именно стремление сохранить и наладить сотрудничество с ЕС стало одним из причин, объясняющих, почему Россия не реагировала достаточно жестко на прямые факты массовых нарушений прав человека и русофобию в Прибалтике.
Стремление к «европизации», охватившее бывшую советскую республику, на рубеже 80 - 90-х годов прошлого столетия с каждым последующим годом всё более и более усиливается, однако очевидного прогресса как в экономике, так и в социальной сфере не наблюдается.
Формирование внешнеполитической концепции Эстонии и ее практическая реализация традиционно определяется целым комплексом как объективных (геополитическое и геоэкономическое положение), так и субъективных (сложная, порой трагическая историческая судьба их государственности, породившая виктимизированное сознание общества, оказавшееся восприимчивым к предельной идеологизации внутренней и внешней политики в 1990-2000-2010-е годы) факторов. Ключевым приоритетом для внешнеполитической доктрины Эстонии являлся евроатлантический вектор.
Большинство русских и русскоговорящих жителей Эстонии, прибывших в эти республики после войны, не попали в категорию лиц, которым гражданство предоставлялось автоматически, и оказались в неравном положении по сравнению с титульной нацией по целому ряду показателей.
Экспорт Эстонии в динамике имеет тенденцию к росту, но относительно 2014 г. после введения экономических санкций против России Эстония снизила экспорт на 18%. Объем импорта Эстонии в 3 раза ниже российского импорта в 2016 г., а экономические санкции против России и ответные меры в виде продовольственного эмбарго негативно отразили на общих объемах импорта Эстонии.
Во внешней торговле России Эстония по экспорту находится в третьей десятке стран, а по импорту на позициях дальше пятидесятой. Следовательно, российская внешняя торговля не слишком пострадала от ухудшения экономических отношений с Эстонией.
В сложившихся условиях Россия старается придерживаться принятых ранее международных правил и ожидает того же от других государств. Сталкиваясь с политикой, основанной на лжи, подтасовке фактов, видимости конструктивной деятельности, Россия отвечает открытой и предсказуемой внешней политикой, характеризующейся последовательностью, преемственностью и отражающей сформированную веками роль России как уравновешивающего фактора в международных делах, расширяющей международное сотрудничество в целях защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, их консолидации, содействие сохранению самобытности российской диаспоры и ее связей с исторической Родиной.
Распад СССР усугубил отношения России и Эстонии. Это хорошо видно на примере проблемы русскоязычной диаспоры в этой стране. Данная проблема по праву может считаться самой острой в современных российско-эстонских отношениях. Она порождает все остальные.
Несмотря на выгодность внешнеэкономических связей, политические события препятствуют развитию двусторонних отношений. Рано или поздно экономика должна взять верх над политикой. Но потребуется много усилий и времени, т.к. негативное воздействие на отношения всегда будет оказывать историческая память.
В то же время, ситуация не должна рассматриваться в черном цвете. На сегодняшний день делаются определенные шаги в области урегулирования, как этой проблемы, так и многих других. И параллельно с этим Россия в рамках своей региональной политики всячески поощряет контакты своего Северо-Запада с Балтийским регионом. Такая парадипломатия может стать основой для урегулирования многих проблем российско-эстонских отношений.
1. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств ETS № 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.). — URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540487/
2. Боришполец, К.П. Новое лицо мировой политики: переформатирование постбиполярного пространства / К.П. Боришполец // Международная аналитика. - 2016. - № 1 (15). - С. 7-12.
3. Вендина, О.И. Является ли Прибалтика частью постсоветского пространства? / О.И. Вендина, В.А. Колосов, А.Б. Себенцов// Международные процессы. - 2014. - № 36-37. - С. 76-92.
4. Вушкарник, А.В. Проблемы отношений России со странами Балтии / А.В. Вушкарник. - М., 2017. - С. 19–20.
5. Глиттова, Я. Сравнительный институционально-политический анализ европейской и евразийской интеграции /Я. Глиттова, Ю.В. Косов // Управленческое консультирование. - 2016. - № 7. - С. 27–40.
6. Григорян, А.А. Страны Прибалтики на пути к экономике замкнутого цикла /А.А. Григорян, Н.Ю. Бородавкина// Балтийский регион. - 2017. - № 3. - С. 7-22.
7. Долинин, С. Рядом с Россией / С. Долинин//Санкт-Петербургские ведомости, 01.06.2018. - С. 4.
8. Дружинин, П.В. Оценка эффективности стран ЕС, входящих в Балтийский регион /П.В. Дружинин, Е.А. Прокопьев // Балтийский регион. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 4−18
9. Еремина, Н.В. Преследования в системе этноцентричного понимания национальной безопасности (на примере стран Балтии) / Н.В. Еремина С.Н. Середенко // Национальная безопасность. - 2017. - № 1. - С. 137−165
10. Жданович, Р. У эстонцев даже имя не своё / Р. Жданович // Новый Петербург, № 21. 10.05.2007.
11. Зайцева, Е.В. Санкция на санкцию: запреты, в веденные Россией и западом, влияние на дальнейшее развитие РФ / Е.В. Зайцева // Молодой ученый. - 2016. - № 2 (106). - С. 493-497.
12. Касем, М. Энергетическая безопасность Европы: противоборство США и России / М. Касем// POLITBOOK. - 2017. - № 2. - С. 147-159.
13. Качан, С.Д. Влияние экономических санкций на экономику российской федерации, контр-санкции, политика импортозамещения / С.Д. Качан // Успехи современной науки. - 2017. - № 3. - С. 179-180
14. Кейган, Р. О рае и силе. Америка и Европа в новом мировом порядке / пер. с англ. А Смирнова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2014. - С. 30−44.
15. Корнеевец, В.С. Международные транснациональные и трансграничные регионы: признаки, особенности, иерархия / В.С. Корнеевец// Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2014. - Вып. 1. - С. 27–34
16. Корнеевец, В.С. Формирование трансграничных мезорегионов на Балтике /В.С.Корнеевец. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2014. - 80 с.
17. Кропинова, Е.Г. Трансграничные туристско-рекреационные регионы на Балтике /Е.Г. Кропинова. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2016. - 272 с.
18. Левкин, Г.Г. Государства Балтии в постсоветский период: сравнительный социально-экономический анализ /Г.Г. Левкин, О.А. Никифоров // NOVAINFO.RU. - 2016. - № 55. - С. 210-224.
19. Максимцев И.А. Экономическое развитие государств Прибалтики и Северных стран: к вопросу о специфике экономических моделей /И.А. Максимцев,Н.М. Межевич, А.В. Королева // Балтийский регион. - 2017. - Т. 9, - № 1. - С. 60—78
20. Манаков, А.Г. Особенности формирования трансграничного туристко-рекреационного региона «Псков – Печоры – Тарту» /А.Г. Манаков, Е.С. Турченко // Псковский регионологический журнал. - 2017. - №4(32). - С. 31–39.
21. Межевич, Н.М. К вопросу об экономико-географической структуризации Балтийского региона /Н.М. Межевич,Г.В. Кретинин, Г.М. Федоров // Балтийский регион. - 2016. - Т. 8, - № 3. - С. 15—29.
22. Межевич, Н.М. Экономические дилеммы безопасности в восточной части Балтийского моря /Н.М. Межевич, Ю.М. Зверев // Балтийский регион. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 73−88.
23. Никитин, А.И. Усиление НАТО на восточных границах альянса и перспективы расширения НАТО на север / А.И. Никитин // Международная аналитика. - 2016. - № 1 (15). - С. 34-43.
24. Полещук, В.В. Русские в балтийском общественно-политическом дискурсе / В.В. Полещук // Этническая политика в странах Балтии. - С. 24.
25. Полышевский, Б.П. Развитие бывших советских республик в условиях рынка: экономико-статистический обзор / Б.П. Полышевский// Вопросы статистики. - 2016. - № 12. - С. 75-86.
26. Прокопьев, Е.А. Эффективность экономики интеграционных объединений: опыт расширения Европейского союза /Е.А. Прокопьев, О.В. Поташева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 12 (94). - С. 11.
27. Турченко, Е.С. Основные направления и динамика выездного и въездного туризма в Псковской области / Е.С. Турченко // Региональные исследования. - 2015. - №3(49). - С. 144–153.
28. Федоров, Г.М. Трансграничные регионы в иерархической системе регионов: системный подход /Г.М. Федоров, В.С.Корнеевец// Балтийский регион. - 2015. - №2. - С. 32–42.
29. Фурман, Д.Е. Притяжение Балтии (балтийские русские и балтийские культуры) /Д.Е. Фурман, Э.Г. Задорожнюк// Страны Балтии и Россия. - С. 440.
30. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах: ежегодный доклад / под ред. В. А. Тишкова и В. В. Степанова ; Ин-т этнологии и антропологии Российской академии наук, Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2014. - С. 64.
31. Юхнева, Н.В. Многонациональная столица империи / Н.В. Юхнева // Многонациональный Петербург. - СПб. 2015. - С. 26.
32. «Кюльмовато» и «кандидировать» - особенности речи, а не языка [Электронный ресурс] // DELFI : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://rus.delfi.ee/daily/estonia/kyulmovato-i-kandidirovat-osobennosti-rechi-a-ne-yazyka?id=36223467
33. В Латвии в три раза больше неграждан, чем в Эстонии // Delfi. — URL: http://rus.delfi.ee/daily/abroad/v-latvii-v-tri-raza-bolshe-negrazhdan-chem-v-estonii?id=79101718
34. Вендик Ю. НАТО в Балтии: не одними батальонами. 07.09.2016. — URL: https://www.bbc.com/russian/features-37291992
35. Власова О.В. Об изменениях торгового баланса со странами Европы в условиях санкций // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ob-izmeneniyakh-torgovogo-balansa-s/
36. Герлиня А. Балтийский регион: интегрирование национальных меньшинств и риски этнополитических конфликтов // РСМД. 5 марта 2018 г. — URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/baltiyskiy-regionintegrirovanie-natsionalnykh-menshinstv-i-riski-etnopoliticheskikh-konfliktov/
37. Дериглазова Л. Парадокс асимметрии в международном конфликте // Международные процессы. — URL: http://www.intertrends.ru/nineth/007.htm
38. Дмитрий Медведев от имени России отказался гарантировать русским в Эстонии русскую школу [Электронный ресурс] // ИА REX: [веб-сайт]. Электрон. дан. 18 июля 2013. URL: http://www.iarex.ru/news/39006.html
39. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», 9 октября 2017 г. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55882
40. Ильвес: русский как государственный? Ну, не задавайте смешных вопросов [Электронный ресурс] // DELFI : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://ru.delfl.lt/abroad/global/ilves-russkij-kak-gosudarstvennyj-ne-zadavajte-smeshnyh-voprosov.d?id=52829097
41. Кленский Д. Эстония вновь плюет в высохший колодец «добрососедства с Россией». 27.03.2018. — URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/03/27/estoniya-vnovplyuet-v-vysohshiy-kolodec-dobrososedstva-s-rossiey
42. Кузнецова Н. Обладатели Пушкинской премии [Электронный ресурс] // Газета «Молодёжь Эстонии» : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.moles.ee/09/Mar/12/8-1.php
43. НАТО не нашло агрессии в действиях России в Балтии. 08.03.2018. — URL: https://ru.sputnik-news.ee/politics/20180308/9648186/nato-agressija-dejstvija-rossijabaltija.html
44. ООН рекомендует двуязычие в сфере публичных услуг [Электронный ре¬сурс] // Postimees : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://rus.postimees.ee/329247/oon-rekomenduet-dvuyazychie-v-sfere-publichnyh-uslug
45. Правительство поддержало начало обучения эстонскому с 3 лет [Электронный ресурс] // Postimees : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://archive.li/IKZvJ
46. Президент Эстонии пообещала не блокировать Sputnik и RT. 05.04.18. — URL: https://ru.sputnik-news.ee/estonian_news/20180405/10064827/Prezident-estonia-neblokirovatj-Sputnik-RT.html
47. Рекеда С. Конфликтный потенциал стран Балтии // РСМД. 6 июня 2017 г. — URL: http://russiancouncil.ru/news/lektsiya-sergeya-rekedy-konfliktnyy-potentsialstran-baltii/
48. Россия и страны Балтии по-разному видят пути нормализации отношений. Голос Америки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/ai-russia-baltia/3673879.html
49. Томуск Э. Закон защищает эстонский язык [Электронный ресурс] // Postimees : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://rus.postimees.ee/476662/zakon-zashchishchaet-estonskiy-yazyk
50. Beck J. Cross-Border Cooperation: Challenges and Perspectives for the Horizontal Dimension of European Integration // Управленческое консультирование. 2018. № 2. С. 32−42.
51. Estonia. Financial programming and budget // European Commission. — URL: http://ec.europa.eu/budget/mycountry/EE/index_en.cfm
52. Fake news is ‘very real’ word of the year for 2017 // The Guardian. 2 November 2017. — URL: https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/fake-news-is-veryreal-word-of-the-year-for-2017
53. The Estonian Presidency Programme for the Foreign Affairs Council (FAC) URL: https://www.eu2017.ee/sites/default/files/2017-07/EU2017EE%20FAC%20Programme.pdf