Введение 3
Глава 1 Принципы экономики совместного потребления и их отражение в новых бизнес-моделях 5
1.1 Анализ принципов экономики совместного потребления 5
1.1.1 Экономика совместного потребления как новое социально-экономическое явление 5
1.1.2 Предпосылки появления и принципы экономики совместного потребления 8
1.2 Новые бизнес-модели экономики совместного потребления 11
1.2.1 Анализ существующих бизнес-моделей экономики совместного потребления 13
1.2.2 Разработка структуры бизнес-модели экономики совместного потребления 19
Глава 2 Анализ эффектов использования принципов экономики совместного потребления в новых бизнес-моделях 26
2.1 Построение бизнес-моделей ООО «Традиции» и ООО «Будущее». Экологический и социальный эффекты 29
2.2 Проявление экономического эффекта на примере финансовых моделей ООО «Традиции» и ООО «Будущее» 35
Заключение 49
Список использованных источников 53
Приложения 55
С развитием цифровой экономики происходит как трансформация старых бизнес-моделей, так и появление новых. Одной из масштабных тенденций в области новых бизнес-моделей является так называемая «экономика совместного потребления», трансформирующая привычный характер потребления благ, а в перспективе, как считает ряд авторов, – существующую экономику и жизнь общества в целом.
Хотя принципы экономики совместного потребления как экономической модели не новы для общества, в начале 2000-х они легли в основу новых бизнес-моделей, которые выросли практически из ничего до пула глобальных предприятий, оцененных миллиардами долларов. Экономика совместного потребления на сегодняшний день затрагивает большинство сфер повседневной жизни, меняя методы транспортировки (Uber, BlaBlaCar, Делимобиль), условия жизни в путешествиях (Airbnb), способы развлечения (Netflix, Youtube), выполнения задач (TaskRabbit), финансирования (Kickstarter) и т.д.
Однако до сих пор в экономической теории нет как сформулированных принципов данной бизнес-модели, так и определенной структуры, каркаса для ее описания и анализа, хотя очевидно отличие рассматриваемой модели от традиционных. Более того, разработка подобной структуры расширила бы возможности для создания предприятий, чья деятельность основана на принципах экономики совместного потребления, а также позволила бы анализировать уже существующие предприятия данной сферы.
Стоит отметить, что экономика совместного потребления является общественно-полезной бизнес-моделью, поскольку несет в себе реализацию трех общественно значимых эффектов: экономического, экологического и социального.
Таким образом, целью данной работы является анализ использования принципов экономики совместного потребления в новых бизнес-моделях фирм, а именно применение принципов экономики совместного потребления в структуре бизнес-модели и исследование достигаемых эффектов.
Для реализации данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) Выявить ключевые признаки рассматриваемой бизнес модели;
2) Проанализировать существующие подходы к формулированию формы бизнес-модели экономики совместного потребления;
3) Разработать наиболее подходящую форму бизнес-модели для экономики совместного потребления с учетом ее принципов и особенностей;
4) Выявить конкретные экономические, социальные и экологические эффекты от использования модели;
5) Исследовать реализацию дополнительных экономических эффектов на предприятии, основывающем свою деятельность на принципах экономики совместного потребления.
Объектом настоящей работы является экономика совместного потребления, предметом – новые бизнес-модели, основывающиеся на принципах экономики совместного потребления.
Методологической базой исследования явилась работа Р. БотсманиР. Роджерса «Все моё - твоё: как экономика совместного потребления меняет нашу жизнь», работаА. Остервальдера и И. Пинье «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора», атакже статьи современных международных экономических журналов, таких как «HarvardBusinessReview», «JournalofBusinessResearch» и др. Также исследование включает анализ вновь создаваемых предприятий, в отношении которых применялись инструменты разработки и обоснования новых проектов. Для достижения целей исследования использовался в основном метод анализа, синтеза и сравнения.
Реализация целей и задач обусловила структуру и логику работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена анализу экономики совместного потребления как явления, разработке формы данной бизнес-модели. В первом параграфе первой главы нами выявлены основные предпосылки оживления экономики совместного потребления и ее бурного роста в настоящее время, на их основе выведены основополагающие принципы данной бизнес-модели, а также сопутствующие эффекты для человека и общества в целом. Во втором параграфе первой главы приведен анализ соответствия существующих структур новой бизнес-модели – экономике совместного потребления, а также разработана концепция, в соответствии с которой может быть создана и проанализирована фирма, осуществляющая свою деятельность по принципам экономики совместного потребления.
Вторая глава посвящена анализу эффектов, достигаемых от использования принципов экономики совместного потребления в бизнес-модели фирмы. Особое исследование было проведено в отношении экономических эффектов на примере вновь создаваемой компании, основанной на принципах экономики совместного потребления, в сравнении с вновь создаваемой компанией с традиционной бизнес-моделью.
Подводя итоги, отметим, что настоящая работа соответствует целям и задачам исследования. В результате изучения приведенных научных работ и периодических изданий были выявлены принципы экономики совместного потребления, которые легли в основу новой бизнес-модели. Нами были проанализированы существующие попытки формулирования структуры рассматриваемой бизнес-модели и также была представлена самостоятельная разработка концепции такой структуры бизнес-модели для различных рынков.
Более того, проанализировав ряд компаний исследуемой сферы, мы выявили дополнительные эффекты от использования бизнес-модели экономики совместного потребления как для предприятия, так и для общества. Наиболее ярко выраженным и часто встречающимся является экономический эффект, анализу которого на примере вновь создаваемых предприятий посвящена основная часть второй главы.
В результате исследования мы выявили, что экономика совместного потребления представляет собой бизнес-модель, меняющую существующую действительность, наши привычки и восприятие собственности. Это бизнес-модель позволяет получить необходимый продукт или результат, не обладая правами собственности на специфический предмет, используя его совместно с другими пользователями. Также мы рассмотрели рынки и отрасли, в которых в настоящее время распространена экономика совместного потребления, и пришли к выводу, что данная модель универсальна, ее применение возможно на B2B-, B2C- и P2P-рынках, во множестве отраслей, начиная от транспорта до образования и др.
Продолжив исследование, мы выявили, что ряд предпосылок повлиял на возникновение и развитие данной бизнес модели, например, развитие сети Интернет, изменение мышления в пользу более открытого (возрастает доверие к незнакомцам), нежелание обременять себя собственностью, наблюдающееся в основном у поколения миллениалов, урбанизация, озабоченность проблемами окружающей среды и др. Все эти предпосылки повлияли на развитие настоящей бизнес-модели, сформулировав ее принципы, которые мы формализовали в настоящей работе. Среди принципов могут быть названы:
1) Наличие Интернет-платформы как места встречи спроса и предложения;
2) Предоставление свободы от собственности;
3) Обеспечение применения недоиспользованных активов;
4) Соединение незнакомых людей и компаний в соответствии с их интересами и нуждами.
Далее мы проанализировали существующие подходы к пониманию бизнес-модели экономики совместного потребления и выявили, что в экономической литературе и в электронных источниках нет целостной формы, которая соответствовала бы принципам экономики совместного потребления. Подобная форма была бы подходящим инструментом для анализа компаний, осуществляющих деятельность в сфере экономики совместного потребления, при условии, что она отличается от традиционной.
Мы выявили, что отличие действительно имеет место, и традиционная модель нуждается в пересмотре, чтобы отвечать принципам экономики совместного потребления. На основе модели CANVAS нами предложено понимание формы, структурыбизнес-модели экономики совместного потребления для рынков B2C, а также на B2B и P2P, причем последние два могут быть определены в одну модель, так как обладают характерной особенностью – возможностью смены ролей между пользователями, несущими в себе как спрос, так и предложение. Интересно, что разработанные модели обладают как общими чертами, так и отличиями. Например, ценность везде едина – три эффекта: экономический, социальный и экологический. Варьируется способ монетизации, структура издержек. Однако основным отличием является то, что кардинально меняется сама форма бизнес-модели во время перехода от рынка B2C к B2B и P2P.
Выведенная структура бизнес-модели представляет собой как практическую, так и теоретическую ценность. Используя разработанные формы бизнес-модели, предприниматели, желающие внедрить экономику совместного потребления в существующий бизнес или создать новый, основываясь на ее принципах, будут иметь возможность учесть все неотъемлемые аспекты, характерные для экономики совместного потребления, а также принять во внимание основные элементы, присутствующие в любой бизнес-модели. Более того, применение на практике предложенной формы бизнес-модели позволяет расширить возможности для более точного анализа бизнес-моделей экономики совместного потребления.
Во второй главе настоящей работы мы сконцентрировались на важной особенности бизнес-модели экономики совместного потребления, а именно на обеспечении ряда эффектов, распространяемых на пользователя, компанию и общество в результате использования выявленных принципов модели. Среди данных эффектов могут быть выделены экономический, экологический и социальный. Мы проанализировали ряд компаний, соответствующих рассмотренным принципам, и выявили, что экономический эффект заключается в более дешевом приобретении какого-либо товара или услуги и дополнительном заработке для потребителя, снижении величины первоначальных инвестиций, экономии постоянных затрат, получении прибыли, привлекающей инвесторов, для компании. Экологический эффект выражен менее ярко, однако заключается в уменьшении загрязнения окружающей среды вещами, которые могли бы быть использованы повторно. Знакомство с новыми людьми, разделяющими интересы, и чувство принадлежности к особому сообществу приносит пользователю продукта экономики совместного потребления социальный эффект.
Среди описанных эффектов экономический является наиболее ярко выраженным, более того, он доступен для количественного анализа, что и определило вектор дальнейшего исследования.
Чтобы проиллюстрировать и одновременно проверить наличие экономических эффектов на практике, нам потребовалось воссоздать две компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность населения, но действующие на основе разных бизнес-моделей, чтобы в дальнейшем сравнить их у убедиться в наличии или отсутствии приведенных выше дополнительных эффектов у модели экономики совместного потребления.
Для достижения указанных целей нами построены бизнес-модели двух не существующих на сегодняшний день на рынке компаний: ООО «Традиции» представляет собой традиционный центр аренды спортивного инвентаря, а ООО «Будущее» – это Интернет-платформа для интеграции пользователей, желающих предоставить в аренду свои временно свободные велосипеды, роликовые коньки, лыжи и коньки, и тех, кто готов воспользоваться этими услугами. В дальнейшем мы анализировали данные компании с помощью инструментов, применяемых для анализа новых проектов.
Нами были построены финансовые модели для обоих проектов, включающие отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и баланс. Далее были рассчитаны ставки дисконтирования по модели CAPM, различные для обоих проектов, поскольку проекты различаются по степени риска. Традиционный прокат инвентаря хорошо знаком потребителю, потребность сформирована, что определяет его низкую рискованность. Проект сферы экономики потребления, напротив, характеризуется значительным риском в силу отсутствия соответствующего законодательного регулирования, а также необходимости сильной вовлеченности пользователя в процесс обмена.
Для последующего сравнения проектов мы проанализировали такие показатели их инвестиционной эффективности, как чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутреннюю норму доходности, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости, метод аннуитета, уровень безубыточности, также нами был проведен анализ чувствительности. Все показатели, основанные на дисконтировании денежных потоков, определяют проекты как целесообразные, однако отражают экономическое превосходство модели, основанной на традиционных принципах, над моделью экономики совместного потребления. Тем не менее, показатели, свободные от влияния риска, указывают на большую эффективность проекта «Будущее» по сравнению с проектом «Традиции».
Таким образом, принося больший доход, но являясь более рискованным, проект, основанный на принципах экономики совместного потребления, будет скорее интересен инвестору, склонному к риску. Однако экономические эффекты, описанные нами ранее, все же имеют место: проекту «Будущее» требуется меньший объем первоначальных инвестиций для достижения большего охвата целевой аудитории, осуществляется экономия постоянных затрат. Экономический эффект также распространяется на потребителей за счет получения ими дополнительного заработка и экономии затрат.
Итак, достигнута цель настоящего исследования посредством реализации задач. Нами проанализировано использование принципов экономики совместного потребления в бизнес-моделях фирм, разработана форма бизнес-модели экономики совместного потребления, которая представляет как теоретическую, так и практическую ценность, а также выявлены и проиллюстрированы экономический, экологический и социальный эффекты от использования этих принципов.
Наконец, стоит отметить, что экономика совместного потребления, являясь перспективной бизнес-модель в силу долгосрочности тенденций, являющихся предпосылками её появления, может столкнуться с серьезными преградами на пути развития в силу отсутствия законодательного регулирования как на российском рынке, так и на мировой арене. В случае, если соответствующие меры не будут приняты на уровне государства, общество может лишиться особенных эффектов, которые приносит рассматриваемая бизнес-модель.
1. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01: утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 ᴦ.
2. Артамонова A. Купить нельзя – арендовать: сработают ли сервисы совместного потребления только для дорогостоящего имущества? / А. Артамонова. URL: http://www.forbes.ru/(дата обращения: 25.11.2017).
3. Афиша Daily. Sharingeconomy: как это работает в России (2016). URL: https://daily.afisha.ru/ (дата обращения: 19.11.2017).
4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.
5. Виноградова. Е. Совместное потребление как новая экономическая модель / Е. Виноградова. URL: http://kp.vedomosti.ru/ (дата обращения: 23.10.2017)
6. Возрастно-половой состав населения Санкт-Петербурга на 1 января 2017 года: статистический бюллетень / Управление федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Петростат, 2017. – 58 с.
7. Долгова, М. В. Дрязгина, Е. С. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель / М. В. Долгова, Е. С. Дрязгина // Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2015. № 3. – С. 13-18.
8. Карвер, С. Как работает экономика совместного потребления / С. Карвер. URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 12.11.2017).
9. Кодачигов, В. В российских регионах смартфоны покупают активнее, чем в столице / В.В. Кодачигов. URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения 21.03.2018).
10. Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ. – М.: Экономика, 2000. – 59 c.
11. ОстервальдерA. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / A. Остервальдер, И. Пинье. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 255 с.
12. Подгайская, А. Экономика совместного потребления: зарубежный и отечественный опыт / А. Подгайская // Общество и экономика. – 2017. № 2. – С. 36-44.
13. Скрипкин А. Ты — мне, я — тебе / А. Скрипкин. URL: https://mybiz.ru/ (дата обращения: 15.03.2018)
14. Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Спиридонова. – М.: Юрайт, 2018. – 299 с.
15. Управление проектами: фундаментальный курс / под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной — М., 2013. — 620 с.
16. Хартманн О. Как “совместное потребление” меняет нашу жизнь и можно ли на этом заработать / О. Хартманн. URL:http://www.forbes.ru/ (дата обращения: 24.11.2017).
17. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 15-е изд. / Пер. с нем. под общ. Ред. И. П. Бойко, С. В.Валдайцева, К. Рихтера. – СПб: Питер, 2005. – 848 с.
18. Boons, F. Lüdeke-Freund, F. Business models for sustainable innovation: State-of-the-art and steps towards a research agenda / F. Boons, F. Lüdeke-Freund // Journal of Cleaner Production. – 2013. № 45. – P. 9-19.
19. Botsman, R. Rogers, R. Beyond Zipcar Collaborative Consumption / R. Botsman, R. Rogers // Harvard Business Review. – 2010. № 10. URL: https://hbr.org/ (дата обращения: 30.11.2017).
20. Botsman, R. Rogers, R. What’s Mine is Yours: How Collaborative Consumption is Changing the Way We Live / R. Botsman, R. Rogers. – London: HarperCollinsPublishers, 2011. – 280 p.
21. Botsman, R. The Sharing Economy Lacks A Shared Definition / R. Botsman. URL: https://www.fastcompany.com/ (дата обращения: 20.10.2017).
22. Choi, Y. R. Cho, M. J. Lee, K. Hong, S. G. Woo, Ch. R. The Business Model for the Sharing Economy between SMEs / Y. R. Choi, M. J. Cho, K. Lee, S. G. Hong, Ch. R. Woo // WSEAS Transactions on Business and Economics. – 2014. Vol. 11. – P. 625-634.
23. Cohen, B. Kietzmann, J. Ride On! Mobility Business Models for the Sharing Economy / B. Cohen, J. Kietzmann // Organization & Environment. – 2014. Vol. 27(3). – P. 279-296.
24. European Commission - Fact Sheet. A European agenda for the collaborative economy. URL: http://europa.eu/ (дата обращения: 19.11.2017)
25. Hayes, A. The Economic Fundamentals of the Sharing Economy. / A. Hayes // URL: https://www.investopedia.com/ (дата обращения: 20.10.2017).
26. Henten, A. H. Windekilde, I. M. Transaction costs and the sharing economy / A. H. Henten, I. M. Windekilde // Emerald Insight INFO. – 2016. Vol. 18 (1). – P. 1-15.
27. Kessler, S. The “Sharing Economy” Is Dead, and We Killed it / S. Kessler. URL: https://www.fastcompany.com/ (датаобращения 25.11.2017).
28. Morris, M. Schindehutte, M. Allen, J. The Entrpreneur’s Business Model: Toward A Unified Perspective / M. Morris, M. Schindehutte, J. Allen // Journal of Business Research. – 2005. №58. – P. 726-735.
29. Oke, O. Bhalla, K. C.Love, D. Siddiqui, S. Tracking global bicycle ownership patterns / O. Oke, K. Bhalla, D. C.Love, S. Siddiqui // Journal of Transport & Health. – 2015. Vol. 2 (4). – P. 490 501.
30. Prahalad, C.K. Hamel, G. The Core Competence of the Corporation. / C.K. Prahalad, G. Hamel // Harvard Business Review. – 1990. May-June. – P. 78-90.
31. Project Management Institute PMI - PMBOK (4th Edition) // Project Management Institute, Inc., 2008. – 241 p.
32. Richter, C. Kraus, S. Brem, A. Durst, S. Giselbrecht, C. Digital entrepreneurship: Innovative business models for the sharing economy. / C. Richter, S. Kraus, A. Brem, S. Durst, C. Giselbrecht // Creativity and Innovation Management. – 2017. № 8. – P. 300-310.
33. Rogers, E. M. Diffusion of innovations. 2nd ed / E. M. Rogers. – New York: The Free Press, 1971. – 453 p.
34. Sundararajan, A. The Sharing Economy: the End of Employment and the Rise of Crowd-Based Capitalism / A. Sundararajan. – Cambridge, MA: MIT Press, 2016. – 240 p.
35. Teece, D. Business models, business strategy and innovation / D. Teece // Long Range Planning. – 2010. Vol. 43(2-3). – P. 172-194.
36. The Sharing Economy // PWC publication, Consumer Intelligence Series. URL: https://www.pwc.com/ (дата обращения: 16.11.2017).
37. Анализ сайта. URL: https://a.pr-cy.ru (дата обращения: 25.04.2018).
38. Всемирная организация здавоохраненияОЗ. URL: http://www.who.int/ru (дата обращения: 30.04.2018).
39. Грузовичкоф. URL: https://gruzovichkof.ru/ (дата обращения 03.04.2018).
40. Петростат. URL: http://petrostat.gks.ru/ (дата обращения: 20.02.2018).
41. Рамблер/новости. URL: https://news.rambler.ru/ (дата обращения: 05.03.2018).
42. ЦИАН.URL: https://spb.cian.ru/snyat-torgovuyu-ploshad/ (дата обращения 03.04.2018).
43. Avito. URL: https://www.avito.ru/ (дата обращения: 25.02.2018).
44. Damodaranonline. URL: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page (дата обращения 05.05.2018).
45. MixResearch. URL: http://mix-research.com/ (дата обращения: 21.03.2018).
46. SICcode. URL: https://siccode.com (дата обращения 05.05.2018).
47. SuperJob. URL: https://www.superjob.ru/ (дата обращения: 03.04.2018).
48. TEDxSydney Conference. URL: https://www.ted.com/talks/ (дата обращения: 17.10.2017).
49. YCharts. URL: https://ycharts.com (дата обращения 05.05.2018).