Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Искусство Вадима Захарова в контексте Московского концептуализма

Работа №133592

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Исследователи о Московском концептуализме 4
Исследователи о творчестве Вадима Захарова 15
«Московский» период. Формирование творческого метода 21
«Западный» период. Поиск нового стиля 30
Заключение 40
Список использованной литературы и источников 42
Список иллюстраций 45
Иллюстрации 46


Московский романтический концептуализм является одним из сложнейших с точки зрения интерпретации и критического анализа направлений в искусстве. Он охватывает множество групп, творческих объединений художников и поэтов, существует на протяжении нескольких поколений. По мнению многих исследователей, это явление в искусстве существовало с 1970-х по 1990-е годы, однако многие художники данной школы продолжают работать в наше время, создавая концептуальные работы с учётом контекстов сегодняшнего дня.
Одним из таких деятелей искусства является Вадим Захаров – художник второго поколения московской школы концептуализма, создатель собственного издательства, архивист и коллекционер московского концептуального искусства. В. Захаров – родился в 1959 году в Душанбе, с 1978 г. участвовал в неофициальных выставках в Москве. Его творческий путь берет свое начало в практике московской концептуальной школы и затем, протекая в сложных условиях, главным их которых была эмиграция в Германию в 1989 году, находит выражение в интернациональном художественном контексте. В связи с тем, что художественный язык В. Захарова был сформирован в рамках постоянно изменяющихся условий, его искусство является уникальным и непохожим на свой прототип - московский концептуализм.
На сегодняшний день В. Захаров является известной в художественном мире личностью, чье искусство, однако, до сих пор остается малоизученным. Поэтому актуальность исследования, обусловлена необходимостью систематизации всех имеющихся сведений и предоставлением комплексного анализа искусства В. Захарова.
В связи с чем, целью исследовательской работы является рассмотрение искусства Вадима Захарова в контексте московского концептуального искусства, в рамках которого проходит все его творчество. Исходя из этого, необходимо выполнить следующие задачи: изложить историографию о московском концептуализме и искусстве В. Захарова; рассмотреть этапы формирования и основные направления искусства В. Захарова; проанализировать творческие методы художника, опираясь на базу знаний о московском концептуализме.
Соответственно объектом исследования является искусство Вадима Захарова, а предметом –проблемы интерпретации в контексте московского концептуализма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творчество Вадима Захарова развивалось и изменялось на протяжении многих десятилетий, став особенным явлением. Благодаря своей вовлеченности во многие сферы деятельности, такие как издательство, кураторство, архивирование, коллекционирование, а также стремлению последовательного воплощения своих собственных установок В. Захаров смог сформировать личную художественную автономию.
Главной вехой в биографии В. Захарова стал его переезд в Германию в 1989 г., который разделил творчество на два больших этапа, условно обозначенных как «московский» и «западный». Оба этапа, ставшие контекстуальным полем для воплощения новых художественных задумок, подарили В. Захарову многогранный опыт, сыгравший ключевую роль в формировании его искусства.
Первый этап, который связан с жизнью в Москве и работой в кругу неофициальных художников, стал временем обучения и формирования творческого потенциала. В. Захаров учится на примере художников-концептуалистов первого поколения, перенимая новые для того времени в советском искусстве формы художественной репрезентации – акция, инсталляция, перформанс, объект – и заимствуя концептуальные приемы, которые впоследствии были доработаны и развиты в индивидуальной практике художника. Прежде всего, это касается темы персонажности, которая впервые была предложена В. Комаром, А. Меламидом и И. Кабаковым, выразилась в искусстве В. Захарова в проекты «Повязка» и «Пират», где художник в перформативной форме демонстрировал перевоплощение в придуманного им персонажа. Связанной с темой персонажности оказалась форма соавторства, появившаяся впервые в творчестве тех же художников и ставшая для В. Захарова важнейшей формой концептуальной практики. Метод работы в соавторстве стал воплощением идеи «двойного эстетического зрения», которую выдвигали московские концептуалисты и в полной мере выразил В. Захаров. Всего в его творческой биографии насчитывается около десяти соавторских проектов, самым значимым из которых является совместная работа с Виктором Скерсисом. Особенностью творческого подхода является формирование амбивалентности смысла и понятий, что сопрягается с такой категорией как ирония, когда за процессом воплощения ироничного и глупого скрывается серьезная проблематика, и наоборот.
Единственной сферой, которая не получила большого воплощения в искусстве В. Захарова, стала живопись. Что не было удивительным для практики художников второго поколения московских концептуалистов, которые подобно своим предшественникам отрицали традиционную форму репрезентации.
Во втором этапе идет процесс формирования автономии, который заключается в расширении поля профессиональной деятельности (именно в это время В. Захаров занимается издательством и архивированием) и в приобщении к интернациональному художественному языку, заключающемся в эстетизации визуальной формы и сведению ее к минималистической простоте. Акции, перформансы и небольшие объекты уступают место масштабным инсталляциям и монументам, которые приобретают определенную лаконичную стилистику. В это время художник обращается к более широкому кругу тематики, которая как продолжает развивается из периода “московской” практики (тема персонажности вырастает в более глобальный проект, связанный с фигурой Глупого пастора), так и заимствуется из общеевропейского культурного контекста. В искусстве В. Захарова начинают появляться классические сюжеты европейского искусства, которые пропускаются через концептуальную призму, и таким образом связывают его произведения с общеевропейской историей искусства. В это же время находят свое визуальное воплощение идеи, культивирующиеся в интеллектуальном дискурсе московского концептуализма и перенятые В. Захаровым на профессиональной основе. Речь идет о таких понятиях как архив и коллекция, ставшие частью профессиональной практики В. Захарова и вылившиеся в художественные произведения, такие как крупномасштабные инсталляции «История русского искусства от русского авангарда до московской школы концептуализма», «Даная» или выставка-инсталляция «Постскриптум после RIP». Именно архивирование стало не просто профессиональной деятельностью художника, но и личным методом работы в процессе создания искусства, когда в основу закладывается многослойный образ, состоящий из прямых отсылок к личному опыту, событий истории или культуры.



1. Альберт Ю. Ф. Московский концептуализм. Начало. Н. Новгород, 2014.
2. Альберт Ю. Ф. Интервью с Борисом Гройсом. 1 апреля 2011 г. // Московский концептуализм. Начало. Н. Новгород, 2014.
3. Ануфриев С. А., Захаров В. А. Тупик нашего времени. Кельн, 1997.
4. Бакштейн И. М., Кабаков И. И., Монастырский А. В.Триалог о комнатах // Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве. М., 2015.
5. Бобринская Е. А. Концептуализм: Альбом. М., 1994.
6. Герловина Р. А., Герловин В. М. Концепты. Вологда, 2012.
7. Гройс Б. Е. Московский концептуализм: 25 лет спустя//Московский концептуализм. М., 2005.
8. Гройс Б. Е. Московский романтический концептуализм //Утопия и обмен. М., 1993.
9. Гройс Б. Е. Московский концептуализм, или репрезентация сакрального // Утопия и обмен. М., 1993.
10. Гройс Б. Е. Москва и Нью-Йорк: пленники сверхдержав//Утопия и обмен. М., 1993.
11. Гройс Б. Е. Московский концептуализм, или репрезентация сакрального // Утопия и обмен. М., 1993. 1993.
12. Гройс Б. Е. Московский романтический концептуализм//Утопия и обмен. М., 1993.
13. Гройс Б. Е. Статьи об Илье Кабакове. М., 2016.
14. Гройс Б. Е. Эстетизация идеологического текста//Утопия и обмен. М., 1993.
15. Захаров В. А. Проект «Даная». Краткие тезисы // Вадим Захаров. Даная. HatjeCantz, 2013.
16. Кабаков И. И., Гройс Б. Е. Диалоги. М., 2010.
17. Каллинан Н. Бюрократия на свободе: архивная лихорадка Вадима Захарова// Вадим Захаров. Даная. HatjeCantz, 2013.
18. Монастырский А. В. Словарь терминов московской концептуальной школы. М., 1999.
19. Монастырский А. В. Эстетические исследования. М., 2009.
20. Московский концептуализм. М., 2005.
21. Альберт Ю. Ф. Об СЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimzakharov.conceptualism-moscow.org/page?id=368 (дата обращения: 12.04.18).
22. Ануфриев С. А., Захаров В. А. Диалог об СЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimzakharov.conceptualism-moscow.org/page?id=369 (дата обращения: 13.04.18).
23. Барт Р. Смерть автора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://24centre.ru/uploads/files/Texts/Publicisticheskie/Smert_avtora.pdf (дата обращения: 12.04.18).
24. Белкин Л. Памятник Адорно Вадима Захарова: видимость противоположной стороны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artguide.com/posts/362-pamiatnik-adorno-vadima-zakharova-vidimost-protivopolozhnoi-storony-1 (дата обращения: 20.04.18).
25. Гройс Б. Е. Московский романтический концептуализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mmoma.ru/press/articles/boris_grojs_moskovskij_romanticheskij_konceptualizm/ (дата обращения: 5.04.17).
26. Гройс Б. Е. Обещание автономии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1513 (дата обращения: 5.04.17).
27. Дёготь Е. Ю. Искусство правильно поставить искусство. Инсталляции Вадима Захарова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1514 (дата обращения: 6.04.17).
28. Захаров В. А. Архив, как Алиенс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1725 (дата обращения: 22.04.17).
29. Захаров В. А. Глупый пастор как фигура понимания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimzakharov.conceptualism-moscow.org/page?id=1342 (дата обращения: 23.10.17).
30. Захаров В. А. Московский концептуализм. Взгляд изнутри [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1727 (дата обращения: 5.04.17).
31. Захаров В. А. Соавторства 1978 – 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimzakharov.conceptualism-moscow.org/page?id=1236 (дата обращения: 12.04.18).
32. Интервью с Вадимом Захаровым. Проект «Реквием» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1352 (дата обращения: 21.03.18).
33. Московский концептуализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimzakharov.conceptualism-moscow.org/page?id=470 (дата обращения: 12.03.18).
34. Обухова А. Пришельцы из будущего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimzakharov.conceptualism-moscow.org/page?id=367 (дата обращения: 12.04.18).
35. Сафронов Е. Вертикаль власти Вадима Захарова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscowartmagazine.com/issue/1/article/64 (дата обращения: 1.05.17).
36. Хайке фон В. Сражение с ветряными мельницами или как Пастор стал искателем приключений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1516 (дата обращения: 22.04.17).
37. Цвирнер Д. Вадим Захаров – Дон Кихот против интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimzakharov.conceptualism-moscow.org/page?id=1515 (дата обращения: 6.04.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ