В 20 веке главное внимание уделяется языку - средство представления реальности и выражения мысли , последний оплот рациональности и чувственности . проблематика, связанная с языком, так или иначе касается любой сферы научного знания. Языком занимались и занимаются все, среди них отдающие себе в этом отчет - структуралисты, герменевтики, аналитические философы, логики, прагматики, экзистенциалисты. .
Актуальность данной работы заключается в том, что происходит попытка приблизиться к пониманию того, чем является язык, каково отношение языка к предметности, к реальности, какое место субъект занимает в этом соотношении.
Своей задачей мы считаем показать, как сам по себе язык что-то раскрывает, порождает, конституирует. У нас есть языковое поле, у нас есть поле предметности. Предметностью мы назовем совокупность существующего, существенного, овеществленного - вещи, предметы, которые каким-либо образом взаимодействуют с носителем субъективности через поле предметности. Проследить судьбу субъекта - от смещения и расщепления к умиранию. Занял место язык. Предметность. Реальность, действительность. То, что есть.
Целью ставится заново собрать язык, анализируя разнообразные концепции - философию языка Хайдеггера, психоанализ Жака Лакана,постмодернизм вообще. Объект исследования - то, что язык делает с нами и с реальностью. Предмет - механизмы этого воздействия.
Научная новизна работы заключается в нетипичной сопоставлении разных философских традиций.
В работе заново собран язык посредством анализа разнообразных концепций — философии языка Хайдеггера, психоанализ Жака Лакана, постмодернизм. В постмодернизме мы не находим того, чтобы язык давал нам какой-то доступ к предметности, на том простом основании, что язык и предметность растворяются друг в друге, язык становится предметностью, мир становится текстом.
Поэзия спасает. “Поэзию спасает монотон”, а сама поэзия спасает язык.
Даже разочаровавшись в языке, мы снова обретаем сущее в поэзии. Вещи говорят. Страшно не суметь подобрать слова, потому что через язык мы осуществляемся, удерживаем собственную субъективность. Не найдя слов мы перестанем существовать.
1) Иосиф Бродский. Часть речи. Избранные стихотворения. СПб,2008.
2) Жак Лакан. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Москва. Гнозис. 1995.
3) Жак Лакан . Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI(1964)).Пер. с фр. /Перевод А. Черноглазова. М: Издательство "Гнозис", Издательство" Логос" 2004. - 304 с.
4) Жан Бодрийяр. "В тени молчаливого большинства, или Конец социального": Editions DENOEL, 1982; Екатеринбург; 2000
5) Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Высшая религиозно-философская школа. Санкт-Петербург. 2001.
6) Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем.; Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. - 621 с. - (Серия «Слово о сущем»; т. 70).
7) Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. Михайлова А. В. - М.: Академический Проект, 2008. - 528 с. - (Философские технологии: философия).
8) Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Составл., переводы, вступ. Статья, примеч. А. В. Михайлов. М.: Издательство «Гнозис», 1993. - 464 с.
9) Хайдеггер М. Язык. Перевод и примечания Б. В. Маркова. СПб.: Ленинградский Союз ученых. ЛО Всесоюзного благотворительного фонда "Интеллект». Философско- культурологическая исследовательская лаборатория "ЭЙДОС", 1991. - 20 с. - URL: http://lib.ru/HEIDEGGER/yazyk.txt
10) Умберто Эко. Отсутствующая структура. Симпозиум, 2002 г Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга Х1(1964)).Пер. с фр. /Перевод А. Черноглазова. М: Издательство "Гнозис", Издательство" Логос" 2004. - 304 с.