Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Чандигарх в новейшей истории Индии: Пространство. Социум. Культура

Работа №133560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Обзор источников и литературы 8
Глава первая. Идеальные города в истории Индии 11
1.1. Архитектура Древней Индии 12
1.2. Древние и средневековые трактаты о градостроительстве 15
1.3. Города, построенные по единому плану 18
Глава вторая. Джавахарлал Неру, Ле Корбюзье и строительство Чандигарха 21
2.1. История появления города 22
2.2. Климат и история региона 25
2.3. Ле Корбюзье, проект города Чандигарх 28
2.4. Устройство города 33
2.5. Культурная жизнь города 41
Глава третья. Чандигарх в политике 43
3.1. История раздела и противостояния 44
3.2. Перспектива развития ситуации 52
Глава 4. Влияние Чандигарха на градостроительную политику Индии и Пакистана 53
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложения 68

Развитие современного государства подразумевает комплексный подход к экономическим, социальным и политическим нуждам страны. В независимо развивающейся стране, какой сегодня является Индия, стратегически важным стало решение крупных градостроительных вопросов.
Цель представленной выпускной квалификационной работы - изучение роли создания и функционирования новой столицы Пенджаба, а с 1966 года и Харьяны, в новейшей истории Индии, а также рассмотрение спора между этими двумя штатами за права на владение и управление Чандигархом.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи изучить и проанализировать:
• теории градостроительства и истории идеальных городов в Индии;
• новый функциональный подход к градостроительству в современной Индии;
• историю новой столицы Пенджаба - Чандигарха, а также роли «архитектора Индии» Джавахарлала Неру в ее создании;
• политические события, предшествовавшие строительству Чандигарха;
• причины раздела Пенджаба и выделения Чандигарха в качестве союзной территории;
• длящийся до сих пор спор между Пенджабом и Харьяной за Чандигарх;
• влияние строительства Чандигарха на создание новых столиц государств (Исламабад) и штатов (Г андинагар, Амарвати)
Актуальность выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в современной динамично развивающейся Индии правительства и лоббирующие интересы крупных компаний технократы выступают за перенос столиц штатов на новые территории или создание по соседству со старыми столицами новых городов. Первым таким экспериментом в истории независимой Индии стал Чандигарх.
Комплексный характер данного исследования определил необходимость применения различных методов работы: общеисторических (сравнительного, структурно-функционального, типологического), а также статистического, правового, социокультурного. Благодаря их сочетанию мы планируем рассмотреть, как общую картину появления нового города, так и предпосылки к его появлению, развитие процесса строительства, и, кроме того, последующие инфраструктурные и социальные проблемы, связанные с этнокультурными и социально-политическими процессами в регионе. На основе ретроспективного изучения истории возведения новой столицы мы оценили динамику и перспективы развития ситуации.
Инициатор создания новой столицы Пенджаба, города будущего - «архитектор современной Индии» Джавахарлал Неру, пригласил для воплощения этого архитектурного чуда крупнейшего зодчего современности Ле Корбюзье. «В Индии, говорил Неру, мы крепко придерживаемся традиций. Но традиция, которая сковывает ум и тело человека, не может считаться хорошей» [цит. по: Юрлов 2015:222]. Обращаясь в этой связи к новым веяниям в архитектуре в 1950-е годы, он говорил, что горячо приветствует архитектурный эксперимент, осуществленный в Чандигархе французским архитектором Ле Корбюзье. «Это бьет вас по голове и заставляет думать, вырабатывать новые идеи. Индия во многом нуждается в том, чтобы ее били по голове, чтобы она думала» [цит. по: Юрлов 2015:215]. Продолжая эту мысль Неру писал: «Более всего я люблю творческий подход к тому, что сделано нашими предшественниками. Нужно думать по-новому о свете и воздухе, земле и воде, и человеке. Мы, наверное, не построили бы сегодня Тадж-Махал, даже если бы обладали такой возможностью. Он не сочетается с современным обществом... В конечном счете красивым является то, что отвечает социальным функциям» [цит. по: Юрлов 2015:215].
Столь неординарный подход к решению градостроительного вопроса на фоне динамично меняющейся политической ситуации в сочетании с новаторскими идеями команды архитекторов создал благоприятные условия для появления одного из самых необычных городов в Индии - Чандигарха.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что впервые поставлена цель комплексного рассмотрения истории создания Чандигарха в контексте новейшей истории Индии. Многие явления истории Индии сразу после провозглашения ее независимости отражаются в истории Чандигарха. Верно и обратное наблюдение: опыт строительства Чандигарха повлиял на градостроительную политику молодого государства Индийский Союз, позднее, с 1950 года, Республики Индия. Вопреки чаяниям модернистов, Чандигарх, ставший символом Новой Индии в политике и архитектуре, не освободился от проблем столетней давности, связанных с религиозной и политической жизнью страны.
Чандигарх обладает особой аурой, особым притяжением. Неслучайно в Индии его называют City Beautiful («Прекрасный город», «Город - красота»). Это город с самым высоким в стране доходом на душу населения, самое престижное место проживания для ученых, художников, поэтов, отставных политиков и военных. Этот город - символ надежды Индии на светлое будущее. Его успехи и проблемы - это успехи и проблемы современной независимой Индии.
В Чандигархе проявились все достоинства и все недостатки индийского города и города вообще. Город, как замечает российский социо-географ Лаппо, это «особое, ни с чем не сравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизни всевозрастающего числа людей и место концентрации всё более разнообразных видов деятельности. За городами закрепилось название двигателей прогресса. В них рождаются и из них распространяются новые идеи. Это творческие лаборатории, духовные мастерские человечества» [Лаппо 1997: 3]. Изучение города, комплексный анализ этого феномена в культурно-историческом контексте необходим для понимания устройства современного общества и прогнозирования процессов развития этого общества.
Видный московский индолог и пакистановед А.А.Суворова предлагает использовать в отношении комплексного изучения города термин «топофилия». Она пишет в этой связи, рассматривая пакистанский город Лахор. «В океане терминов, которыми оперируют гуманитарные науки сегодня, есть слово, наиболее точно определяющее предмет этой книги, и слово это - топофилия. Термин топофилия, буквально означающий «любовь к месту», чрезвычайно насыщен семантически и широко употребляется в современной философии, социологии и культурологии, хотя и возник он в недрах так называемой гуманистической географии.. .Термин топофилия ввел в науку в 1974 г. корифей «гуманистической» географии американец китайского происхождения И-Фу Туань.» [Суворова 2009:7].
Город в понимании Суворовой «противостоит открытому месту, безграничному и неструктурированному, «неприрученному» пространству - символу хаоса. Основание города - это выгораживание очеловеченного пространства и размыкание календарного, природно-погодного цикла, в котором живет крестьянин» [Суворова 2009:13]. Все это особенно характерно для Пенджаба индийского и пакистанского Панджаба - края, где есть города, но где жизнь столетиями определялась сельской средой, дававшей основные средства к существованию, испытывавшей к городу отношение любви- ненависти. Замечание С.А.Сидоровой отражает влияние места жизни человека на него самого: «Здесь уместно обратиться к разрабатываемой еще с конца 1970-х годов теории места и идентичности (place identity theory), которая фокусирует внимание на влияние окружающей среды на самосохранение и самосознание человека. В ее контексте привязанность человека к конкретному месту (place of attachment) или зависимость от него (place of dependence) определяется как «совокупность воспоминаний, концепций, интерпретаций, идей и чувств по отношению к хорошо знакомому физическому окружению» [Сидорова 2016:454]. От себя добавим, что город в новейшей истории Индии - арена основных политических событий, двигатель прогресса, источник социальных проблем и политических потрясений. Понимание феномена Чандигарха в этой связи немыслимо не только без изучения беспрецедентного в истории Индии опыта по строительству нового «идеального города», но и без учета жестокого спора двух штатов за обладание этим городом.
В данной работе рассматриваются отдельные аспекты и этой проблемы, ведь борьбу за Чандигарх сейчас ведут преимущественно аграрные по характеру штаты Пенджаб и Харьяна.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Создание нового города Чандигарх в Индии стало важным социальным экспериментом, с одной стороны, продолжающим традиции древнего зодчества и идеальных городов в Индии, с другой - призванным показать Индии путь в светлое будущее. Этот эксперимент был осуществлен под руководством «архитектора новой Индии» Джавахарлала Неру и выдающегося швейцарского (французского) зодчего Ле Корбюзье.
В соответствии с поставленными в выпускной квалификационной работе задачами, были сделаны соответствующие выводы:
• создавая Чандигарх, архитекторы могли обратиться к богатой архитектурной традиции древней Индии, а также к истории индийских городов, создававшихся по единому плану. Многое было учтено и нашло применение в Чандигархе, например, способы защиты от летнего солнца. Некоторые принципы планирования, такие как ориентация по сторонам света, дифференцированная система дорог, совпали с имеющимися нормами градостроительства. Однако большая часть идей оказалась совершенно новой и удивительной для Индии и ее жителя.
• впервые за всю индийскую историю был применен принципиально новый подход к градостроительству, учитывающий требования современного общества. Отметим также, что Чандигарх стал уникальным экспериментом не только для Индии, но для всего мира.
• особую роль в создании Чандигарха сыграл первый премьер-министр Индии. Непростые условия, в которых создавался город, переменчивая политическая обстановка в стране, только что получившей независимость, потребовали вмешательства политических сил и сделали строительство города поистине общенациональной задачей. Неру руководствовался при создании Чандигарха идеями освобождения от кастовых и сословных предрассудков, желанием освободить город новой Индии от трущоб. Это ему до некоторой степени удалось, и Ле Корбюзье разработал идеальный город, не вполне свободный от социальных зол прошлого, но учитывающих природно­климатические условия страны.
• Неучет как великим идеалистом Неру так и «слепым» на социальные проблемы Ле Корбюзье дал о себе знать вскоре после создания Чандигарха. Кошмары прошлого в образе религиозных движений напомнили о себе в виде спора между образованными в 1966 г. сикхским Пенджабом и индусской Харьяной споре за Чандигарх.
• Тем не менее, отметим для Индии огромное влияние опыта возведения Чандигарха, вслед за которым в 1960-е гг. были созданы новая столица Гуджарата Гандинагар и «идеальный город» Ауровиль. В последние десятилетия «искушения Чандигарха» в стремительно урбанизирующейся Индии особенно велико. Вблизи старых столиц созданы «кибер-города-сады» - Гуруграм и Нойда близ Дели, Киберабад близ Хайдерабада. В 2015 г. объявлено о создании новой столицы для Андхра-Прадеш - города Амаравати (близ Виджаявады), который возводится с учетом создания Чандигарха.
Проект города Чандигарх сам по себе представляет огромную ценность, вне зависимости от того, насколько успешным оказалась его реализация. Для такой динамично развивающейся страны как Индия этот опыт открыл двери в новую архитектуру и сыграл значительную роль в формировании современного подхода к градостроительному вопросу.


Список источников
На русском языке:
1. Ле Корбюзье. Архитектура XX века». Перевод с французского В.Н. Зайцева. Под редакцией Топуридзе К.Т. Издательство «Прогресс». 1977. - 303 с.
2. Атхарваведа (Шаунака): в 3 томах. T. 1: кн. I-VII. Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой.- Ин-т востоковедения РАН. — М.: Вост. лит., 2005. — 573 с.
3. Ригведа: Мандалы I-IV. Перевод и подготовка издания Т.Я. Елизаренковой. Отв. ред. П.А. Гринцер. — М.: «Наука», 1999. — 768 с.
4. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Пер. с англ. В трех томах под ред. Г.Л.Бондаренко и др. М. 1975. Т. 1.
5. Неру Дж. Открытие Индии. The Discovery of India. Перевод с английского. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 652 с.
6. Неру Дж. Автобиография. М.: Издательство иностранной литературы, 1955. 654 с.
7. Артхашастра или наука политики. Пер. В.И.Кальянов.- М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. - 798 с.
8. Гропиус В., Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. 287 С.
на европейских языках:
9. Le Corbusier, Pierre Jeanneret Five Points toward a New Architecture. - Editor: Krista Sykes A. The Architecture Reader: Essential Writings from Vitruvius to the Present изд. - New Jersey: George Braziller Inc., 2007. - 307 p.
10. Election manifesto. Bharatiya Janata Party. - New Delhi, 2014. - 55 p.
11. Kala, Ravi. Cityscapes. - India International Centre Quarterly, Vol. 33, No. %, India 60, pp. 140-149
12. Gonzalez T. de Leon Le Corbusier. - Dialogos: Artes, Letras, Ciencias humanas, Vol. 2, No. 2 (8) (ENERO-FEBRERO DE 1966), pp. 35-39 изд. - Mexico: El Colegio de Mexico, 1966. - 45 p.
Периодические издания: газеты, интернет-сайты:
13. Chandigarh T ribune: 5.02.2002
14. Chandigarh uberdenken. // Frank E. Strasser // www.nextroom.at URL: https://www.nextroom.at/article.php?id=4059 (дата обращения: 05.05.2018).
15. Die perfekte Stadt. // Ariane Sturmer // http://www.spiegel.de URL: http://www.spiegel.de/einestages/architektur-a-948037.html (дата обращения: 05.05.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ