ПОДХОД ФРАНЦИИ К ВОПРОСУ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТАХ Н. САРКОЗИ И Ф. ОЛЛАНДЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ
THE APPROACH OF FRANCE TO THE ISSUE OF EUROPEAN SECURITY
UNDER PRESIDENT N. SARKOZY AND PRESIDENT F. HOLLANDE:
COMPARATIVE ANALYSIS
Введение 3
Глава 1. Построение европейской системы безопасности 10
1.1. Франция и архитектура европейской безопасности в конце XX - начале
XXI вв 10
1.2. Архитектура европейской политики обороны и безопасности при Николя
Саркози 14
1.3. Архитектура европейской политики обороны и безопасности при
Франсуа Олланде 19
Глава 2. Международный терроризм как угроза европейской безопасности . 26
2.1. Проблема определения международного терроризма 26
2.2. Подход президента Николя Саркози к проблеме международного
терроризма 29
2.3. Подход президента Франсуа Олланда к проблеме международного
терроризма 35
Глава 3. Миграция как проблема европейской безопасности 44
3.1. Процесс секьюритизации миграции в Европе и Франции в конце XX -
начале XXI вв 44
3.2. Миграционная политика президента Николя Саркози 49
3.3. Секьюритизация миграции при президенте Франсуа Олланде 55
Заключение 62
Список источников и литературы 66
В конце XX века в Европе произошли коренные изменения международной геополитической панорамы, повлиявшие на общее состояние региональной и международной безопасности. Европейская интеграция в условиях опасности новых вызовов во всех сферах жизни общества позволила Европейскому Союзу не только претендовать на роль экономического и политического центра силы, но также и стремиться к развитию единого европейского военного потенциала.
Европа вступила в новую фазу развития, характеризующуюся меньшей стабильностью в связи с низким уровнем подготовки к ответу на вызовы, возникшие в эпоху глобализации и имеющие глубокие негативные последствия. От европейского сообщества требовалось переосмыслить политику безопасности и взаимоотношения с партнерами по союзу и Соединенными Штатами Америки. Поэтому необходимо отметить, что вопрос европейской безопасности на сегодняшний день не ограничивается лишь проблемой формирования общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза и определения нового «призвания» Североатлантического альянса ввиду распада биполярной системы и прекращения противостояния западного и советского блоков.
Процесс глобализации выдвинул на первый план такие проблемы как международный терроризм и увеличение миграционного потока в страны Европейского Союза. Международный терроризм признан «чумой XXI века», важнейшей угрозой как национальной безопасности государств, так и европейской и международной безопасности в связи с «размытием» границ между внутренней и внешней безопасностью. Европейские государства как важнейшие союзники Соединенных Штатов Америки, защищающие либерально-демократические ценности и ответственные за поддержание современного миропорядка, чаще всего становились мишенью для террористических организаций, чьей идеологией выступает радикальный исламизм.
Миграция всё чаще представляется в качестве угрозы национальной и международной безопасности в связи с притоком в западноевропейские страны выходцев- мусульман из африканских стран, не выражающих желание интегрироваться в европейское общество. В настоящее время в европейских странах наблюдается рост национализма и ксенофобии, а также популярности крайне правых партий, идеи которых ранее считались экстремистскими.
Франция традиционно считалась одной из западноевропейских стран, играющих ведущую роль на международной арене. Однако из Второй мировой войны некогда сильная европейская держава вышла ослабленной политически и экономически и попала в зависимость от Соединенных Штатов Америки, вследствие чего стране пришлось уступить пальму первенства двум сверхдержавам второй половины XX века. В то же время в стране получила развитие голлистская концепция «величия», позволившая Франции стать частью системы баланса сил в биполярной мировом порядке. После окончания холодной войны Парижу вновь пришлось переосмыслить своё место в Европе и в мире. Страна претендует на значительную роль в новой мировой системе и в европейском регионе, в частности, в качестве «мотора» европейской интеграции. К тому же, Франция сохраняет свою «исключительность» благодаря другим преимуществам помимо лидерства в европейском строительстве. Страна на конституционном уровне оставляет за собой право использовать ядерное оружие в ответ на атаку, является постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, сохраняет сферы своего влияния в различных регионах мира, в первую очередь, в Северной Африке - бывших колониальных владениях.
Современная Франция является президентской республикой, в которой с 2002 года наблюдается уклон к «президентализму». Страна характеризуется сильной, а после конституционных реформ 23-го президента Франции Николя Саркози «практически абсолютной» президентской властью. Эксперты отмечают, что президент Пятой Республики является «главным актером» в процессе выработки решений во внутренней и внешней политике страны. Несмотря на довольно значимую роль премьер-министра, президентские полномочия, прописанные в статьях 5-19 Конституции 1958 года, обширны и во многом не ограничены. Даже во времена «сожительства» президент сохраняет доминирующую роль, он назначает премьер-министра и членов правительства, ключевых представителей администрации. Он руководит внешней политикой, которая наравне с определенными секторами национальной политики и политики обороны составляет так называемую «зарезервированную область» - конкретную компетенцию президента. Французский президент представляет страну на международной арене. Поэтому в данной работе подход и инициативы президента Франции считаются подходом и инициативами самой страны.
Актуальность работы объясняется, во-первых, тем, что президентский срок 24-го президента Франции подошёл к концу, и автор считает необходимым дать оценку итогам его деятельности в сфере европейской безопасности; во-вторых, европейская безопасность на данный момент переживает пик нестабильности в связи с нескончаемыми террористическими актами, войной против терроризма и миграционным кризисом, осложненным также кризисом беженцев из Сирии и Ирака, где действует террористическая организация «Исламское государство».
Обращение к теме внешней политики Франции в сфере европейской безопасности сделало необходимым привлечение широкого круга литературы. В первую очередь следует отметить отечественных авторов, внесших огромный вклад в франковедение в России. Так, например, специалист по современной истории и политики Пятой Республики Ю.И. Рубинский посвятил монографию 2011 года Н. Саркози, где объективно проанализировал внешнюю и внутреннюю политику 23-го французского президента. Его многочисленные статьи, посвященные французскому поиску нового пути и преемственности политического курса президентов также были использованы в ходе написания данного исследования. Далее необходимо отметить труд Е.О. Обичкиной, посвященный внешней политики Франции и охватывающий временные рамки вплоть до 2012 года. Весьма полезными в ходе работы стали коллективные монографии Института Европы РАН, а именно «Франция: в поисках новых путей» 2007 года, дающая представление об истории развития отношений Пятой Республики с Европейским Союзом и НАТО, а также монография «Безопасность Европы» 2011 года, посвященная комплексному изучению проблем европейской безопасности и затрагивающей новые вызовы в контексте глобализации. Обширная работа Т.В. Зверевой, охватывающей основные направления современной французской политики, дает представление о европейском и африканском направлениях внешней политики Франции при Н. Саркози.
Роль и участие Французской республики в Североатлантическом альянсе до сих пор являются дискуссионными вопросами. Специалист в области истории международных отношений Морис Ваисс посвятил ряд научных работ периоду президентства де Голля и сложным отношениям Франции и НАТО. В выпуске журнала «Внешняя политика», посвященном деятельности Североатлантического альянса с начала его существования до 2009 года, М. Ваисс исследует роль Франции в создании Альянса, внутренний и внешний контекст принятия де Голлем решения о выходе из общекомандных структур НАТО, а также опровергает мнение о «разрыве» Саркози с политикой предшественников.
К проблеме терроризма во французской истории и ответных действиях страны и Европы на террористические действия французские исследователи стали чаще обращаться после парижских террористических актов в ноябре 2015 года. Так, Ж. Ферагю анализирует присутствие терроризма на французской территории начиная с конца XVIII века и отмечает важнейшую роль нации в противостоянии терроризму.
Процесс секьюритизации миграции остается на сегодняшний день малоизученным отечественными исследователями, в то время как за рубежом, где проблема миграции становится острее с каждым новым терактом, совершенным иммигрантом, ему уделяют внимание многие исследователи. Так, работа Элизабет Фарни посвящена развитию концепции «секьюритизации» в области миграции в европейском обществе в целом, тогда как Ариан Шебель д’Апполлониа исследовала представление миграции в качестве угрозы национальной идентичности и национальной и европейской безопасности непосредственно во французском обществе, где всё более явным становится рост анти- иммигрантских, националистских и ксенофобских настроений. Таким образом, многие аспекты рассматриваемых в исследовании проблем были проанализированы в работах как зарубежных, так и отечественных специалистов, что указывает на степень актуальности исследуемой темы.
Хронологические рамки исследования охватывают два пятилетних президентских срока: с 2007 года по 2012 год - срок президентства Н. Саркози, 2012-2017 года - президентский срок Ф. Олланда. Научная новизна заключается, прежде всего, в том, что данная работа фокусируется на важнейших на современном этапе проблемах европейской безопасности и подходах одной из лидирующих европейских стран к решению этих проблем. Более того, работы, посвященные внешней политике Франсуа Олланда в контексте европейской безопасности, омраченной миграционным кризисом и войной против «Исламского Государства», малочисленны.
Цель данной работы: выявить элементы преемственности политического курса Франсуа Олланда в сфере европейской безопасности и «разрыва» с политикой предшественника, Николя Саркози. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
• проследить историю развития общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, а также (не)участия Франции в объединенных командных структурах Североатлантического альянса;
• проанализировать решение Н. Саркози вернуться в военные структуры НАТО и дальнейшую «полную интеграцию» во все структуры альянса, провозглашенную Ф. Олландом;
• проанализировать историю терроризма во Франции и неопределенность понятия «международный терроризм»;
• определить предложения Н. Саркози и Ф. Олланда по решению проблемы международного терроризма, выдвинутые в течение их президентских сроков;
• проследить становление и развитие процесса секьюритизации миграции в европейском и французском обществе;
• выявить позиции двух президентов Франции в отношении миграции;
• дать оценку итогам президентства Н. Саркози и Ф. Олланда в отношении к установленным проблемам европейской безопасности.
Для решения поставленных задач и реализации цели работы применялась совокупность методов, таких как исторический анализ, метод сравнительного анализа. Исторический анализ позволил корректно и системно проанализировать развитие проблем и угроз безопасности Франции и Европы. Метод сравнительного анализа применялся для выявления преемственности и изменений в курсе внешней политики президента Ф. Олланда, отличий от подхода Н. Саркози к решению проблем европейской безопасности. В целом, данные методы позволили логически верно выстроить ход исследования и сформулировать выводы работы.
Источниковую базу исследования составляют разные по своей направленности источники, которые можно разделить на группы в соответствии с их происхождением. Первая группа источников представляет собой официальные документы (декларации, договоры, пакты) как двусторонние, так и принятые на уровне Европейского Союза и Североатлантического альянса. Ко второй группе источников относятся французские официальные документы, задающие основные направления деятельности президентов во внешней политике, в первую очередь, Белые книги Франции по вопросам безопасности и обороны - концептуальные документы стратегического характера, принятые в 2008 году (при президенте Н. Саркози) и 2013 году (при президенте Ф. Олланде), - Белая книга по внешней политике и европейской политике. Далее, к этой группе относятся тексты законов Французской республики и циркуляры, принятые или отмененные в период президентских сроков Н. Саркози и Ф. Олланда. Третья группа источников включает в себя официальные речи, предвыборные программы, доклады, интервью официальных лиц Французской республики и французских президентов, раскрывающие основные позиции страны по вопросам европейской безопасности. К четвертой группе источников относятся публикации организаций и фондов, к которым обращался автор в ходе написания работы, например, доклады основанной во Франции международной неправительственной организации La Cimade, которая занимается проблемами иммигрантов и беженцев. Пятой группой источников стали французские средства массовой информации (Le Figaro; Le Monde; L’OBS; Le Monde diplomatique; La Liberation).
23-й президент Французской республики Николя Саркози в определенной степени не смог воплотить в жизнь заявленный в ходе президентской кампании 2007 года «разрыв» с предыдущей политикой французских президентов. Вернувшись в командные структуры Североатлантического альянса, он продолжил укреплять франко-американские отношения, в то же время успешно балансируя между Соединенными Штатами Америки и Европой в своем политическом курсе. Как и предполагалось, отхода Франсуа Олланда от курса своего предшественника не произошло, несмотря на то, что 23-й и 24-й президенты принадлежали к разным партиям. В политике Ф. Олланда явно прослеживаются элементы преемственности. В то же время политика 24-го президента Французской республики характеризуется меньшей самостоятельностью и большей зависимостью от Соединенных Штатов Америки, а также безынициативностью в отношении поиска решений проблем европейской безопасности, рассмотренных в данной работе.
С одной стороны, Франция при Ф. Олланде продолжает поддерживать концепцию «Europe puissance». Как и Н. Саркози, президент выступал за развитие политики европейской безопасности, которая бы дополняла НАТО ив то же время давала бы Европе значительную независимость от США. Однако в отличие от своего предшественника, который действительно вносил предложения в проект создания ЕПБО, то Ф. Олланд ограничился лишь признанием своей приверженности идее.
Сам Североатлантический альянс представляется одним из столпов безопасности европейского континента, и полноправное членство Франции в НАТО должно было укрепить союзнические отношения с США, восстановив доверие, утраченное с выходом из военных структур в 1966 году, и дать новый импульс развитию общей внешней политики и политики безопасности, вернув Пятой республике былое влияние на принятие решений на международной арене.
Н. Саркози согласился на реинтеграцию страны в общие командные структуры Альянса на определенных условиях, закрепляющих «особое положение» Франции: полная свобода действий и решений при любых обстоятельствах, закрепленная в Конституции ядерная независимость страны, а также полный контроль Пятой республики над силами реагирования.
В отличие от своего предшественника, балансирующего между европеизмом и атлантизмом, в конце своего президентского срока Ф. Олланд из проамериканского президента превратился в «радикального атлантиста», провозгласившего полную интеграцию Французской республики в Североатлантический альянс и порвавшего с традицией независимости Франции в военной сфере. К тому же, страны-члены НАТО сумели найти оправдание существованию Североатлантического альянса после окончания холодной войны, подвергавшемуся острым дискуссиям в международном сообществе: теперь «угрозой» региональной стабильности и вызовом для Альянса провозглашаются действия Российской Федерации на границах НАТО.
Проблема международного терроризма в период президентства Ф. Олланда стала важнейшей угрозой как национальной безопасности, так и европейской и международной безопасности в эпоху глобализации: разделение внутренней и внешней политики представлялось французскому правительству бессмысленным, так как дестабилизация любой точки мира способна нанести ущерб французской безопасности. Поэтому оба рассматриваемых в этой работе президента поддерживали идею сотрудничества в борьбе против терроризма двух дополняющих друг друга структур: Европейского Союза и Североатлантического альянса.
В течение своего президентского срока Н. Саркози определил три приоритетных направления борьбы против террористической угрозы: европейское, трансатлантическое и африканское. На европейском направлении антитеррористической политики президент поддерживал идею сотрудничества с партнерами по Европейскому Союзу, заключавшемся в обмене информацией о террористах, совместных операциях спецслужб, аресте и облегченной процедуре выдачи членов группировок, признанных террористическими в рамках государств-членов ЕС. Через сотрудничество с Вашингтоном Н. Саркози стремился подчеркнуть солидарность Франции с Соединенными Штатами, вернуть доверие американского правительства. В результате борьбы против терроризма в странах Северной Африки Н. Саркози допустил значительную ошибку, проведя военную операцию в Ливии. Его «победа» над Каддафи повлекла за собой большую нестабильность региона, усиление «Аль-Каиды исламского Магриба» и продвижение террористической организации на территориях соседних стран. Африканское «наследие» было передано и Ф. Олланду. Последствия военной операции в Мали 2013 года также носят негативный характер. Североафриканский регион по-прежнему нестабилен, большая территория стран Средиземноморья находится под контролем исламистов.
До 2013 года Франция не рассматривала террористические действия в качестве «акта войны», определяя теракт в сферу уголовного права. В ходе президентства Ф. Олланда трансатлантическое и европейское направления политики по борьбе против международного терроризма сливаются воедино в виду глобальной угрозы международного терроризма и войны коалиции государств под эгидой США против «Исламского государства». В то же время, начиная с 2015 года проблема терроризма в Европе перестает быть внешней угрозой и приобретает внутренний характер: большинство террористов, совершивших ряд терактов в Европе, являлись уроженцами или гражданами европейских государств. К изменению тактики террористических организаций, призывавших исламистов-одиночек совершать подготовленные за короткий срок атаки с помощью подручных средств, Французская республика и французский президент были не готовы. Действия террористов также были направлены на разжигание межэтнических конфликтов в Европе с её многочисленной мусульманской диаспорой. Однако ни действия европейских государств, ни политические действия Ф. Олланда не носят «репрессивный характер» в отношении борьбы против терроризма на собственной территории.
Теракты 2015-2016 годов углубили процесс секьюритизации миграции во Франции, обостренной в течение президентства Н. Саркози. 23-й президент Французской республики представлял иммигрантов, нежелающих интегрироваться в общество, угрозой национальной идентичности европейских государств, заявляя о «провале мультикультурализма», боролся с нелегальной иммиграцией и выступал за селективную и урегулированную иммиграцию, за что часто обвинялся в расизме и ксенофобии. Ф. Олланд же, стремясь побороть секьюритизацию миграции, был благосклонен к иммигрантам из мусульманских стран и беженцам из Сирии и Ирака, однако французское общество впоследствии задавалось вопросом: мог ли французский президент предотвратить теракты, проводя осторожную миграционную политику? Из-за волны террористических атак в европейском обществе всё чаще наблюдались антииммигрантские и антиисламские настроения, демонстрирующие своеобразный «результат» тактики террористов, стремящихся усилить противоречия на основе расы и религии. Как бы ни старался Ф. Олланд побороть исламофобию, заявляя о свободе религии во Франции и необходимости разграничивать понятия «ислам» и «исламизм», его авторитета не хватает для того, чтобы остановить смещение общественных настроений вправо.
Проблема международного терроризма и миграционный кризис вышли на первый план в ходе президентской кампании 2017 года. Кандидат правого толка М. Ле Пен заявляла о необходимости покинуть Европейский Союз, крайне левый кандидат Ж.-Л. Меланшон поддерживал выход Франции из Североатлантического альянса. Однако Эммануэль Макрон, одержавший победу в президентской гонке, выступает за европейское сотрудничество и отстаивает необходимость большей интеграции Парижа в Европейский Союз и НАТО. В своей президентской программе Э. Макрон также выразил приверженность концепции «Europe de la ddfense» и созданию общеевропейской армии. Новый президент Франции рассматривает «обладание информацией» в качестве наиболее эффективного способа предотвратить террористические атаки на французской и европейской территории. К тому же, Э. Макрон называет интеграцию иммигрантов во французское и европейское общество «приоритетом» миграционной политики Франции и продолжает бороться с секьюритизацией миграции, приветствуя приток иммигрантов и заявляя об ошибочности смешивания террористов и беженцев. Таким образом, продолжение Э. Макроном политического курса Ф. Олланда представляется наиболее вероятным вариантом развития событий.
О качественных изменениях французской внешней политики в отношении трех проблем европейской безопасности можно будет говорить позже, однако уже сейчас можно сделать некие прогнозы. Во-первых, Французской республики следует приобрести большую независимость от Соединенных Штатов Америки, чтобы не стать вовлеченной в новую военную операцию, не отвечающую французским национальным интересам. Во- вторых, не только Франции, но и другим европейским странам необходимо признать, что первостепенной задачей международного сообщества является борьба с международным терроризмом, для которой необходимо сотрудничество всех стран. Критически важно добиться консенсуса между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерации в отношении ситуации в Сирии. В-третьих, при существующих анти-иммигрантских настроениях в обществе европейским правительствам необходимо вести осторожную миграционную политику, которая, с одной стороны, не вызовет протеста «коренного» европейского населения, а с другой, не будет ущемлять права иностранцев и вызывать критику правоохранительных движений и организаций. Такое осторожное урегулирование миграционной политики необходимо в первую очередь Франции, где анти-иммиграционное настроение французских граждан отражает высокий уровень поддержки кандидата в президенты от Национального Фронта.
Источники
1. Международные договоры, декларации, коммюнике
1. Communiqud du Sommet de Varsovie publid par les chefs d’Etat et de gouvernement
participant a la reunion du Conseil de 1’Atlantique Nord tenue a Varsovie les 8 et 9 juillet 2016. Source: Organization du Traitd de l'Atlantique Nord// URL : http://www.nato.int/cps/fr/natohq/official_texts_133169.htm [дата обращения:
26.03.17]
2. Conseil de sdcuritd - Les enjeux de la lutte contre le terrorisme en Afrique - Intervention de M. Gdrard Araud, representant permanent de la France aupres des Nations unies 13.05. 2013 // URL : http://www.franceonu.org/13-mai-2013-Conseil- de-securite
3. Council Framework Decision of 13 June 2002 on combating terrorism. EUR-Lex Access to European Union law // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=celex:32002F0475 [дата обращения: 22.02.17]
4. Ddclaration commune du sommet de Paris pour la Mdditerrande. Sous la copresidence du President de la Rdpublique frangaise et du President de la Rdpublique arabe d'Egypte. France Diplomatie. Paris, 13.07.2008 // URL : http://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/Declaration_commune_UPM_bis.pdf
5. Euro-Mediterranean Code of Conduct on Countering Terrorism. Final Text. EUROMED. European Union External Action Archive. // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/euromed/summit1105/terrorism_en.pdf
6. European Convention on the Suppression of Terrorism. ETS No.090. Entry into
Force: 04.08.1978 // Council of Europe // URL:
https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/090
7. European Pact on Immigration and Asylum. Council of the european Union. Brussels,
24 September 2008. // URL :
http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%2013440%202008%20INIT
8. International Conference on Peace and Security in Iraq 15.09.2014 // URL: http://www.gouvernement.fr/en/international-conference-on-peace-and-security-in- iraq [дата обращения: 28.03.17]
9. Joint Declaration issued at the British-French Summit, Saint-Malo, France, 3-4 December 1998. Source: EU Institute for Security Studies (ISS-EU) // URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/French- British%20Summit%20Declaration,%20Saint-Malo,%201998%20-%20EN.pdf
10. The text of the Treaty on European Union, as signed in Maastricht on 7 February 1992. Official website of the European Union // URL: https://europa.eu/european- union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf
11. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing
the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007. EUR-Lex Access to European Union law // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/en/ALL/?uri=OJ%3AC%3A2007%3A306%3ATOC
2. Официальные документы Французской республики
1. Circulaire 31 Mai 2011. Maitrise de l'immigration professionnelle. Par Claude Gueant // URL : http://www.gisti.org/IMG/pdf/noriocl1115117j.pdf [дата обращения: 08.04.17]
2. Constitution de la Republique francaise. Constitution du 4 octobre 1958. (Version
mise a jour en janvier 2015) // URL : http://www.assemblee-
nati onale.fr/connaissance/constituti on.asp
3. La circulaire Gueant sur les etudiants etrangers officiellement abrogee // Le Monde Politique 31.05.12 // URL : http://www.lemonde.fr/politique/article/2012/05/31/la- circulaire-gueant-sur-les-etudiants-etrangers-abrogee-ce-j eudi_1710020_823448.html [дата обращения: 08.04.17]
4. La France et l’Europe dans le monde sous la presidence d’Alain Juppe et de Louis Schweitzer. Livre blanc sur la politique etrangere et europeenne de la France 2008 - 2020
5. La France face au terrorisme - Livre blanc du Gouvernement sur la securite interieure face au terrorisme. Secretariat general de la defense nationale. La Documentation francaise, Octobre 2006.
6. Livre Blanc. Defense et Securite Nationale. Direction de l’information legale et administrative, Paris, 2013.
7. Livre Blanc preface de Nicolas Sarkozy, President de la Republique. Defense et Securite nationale. La documentation francaise, Paris, 2008
8. Loi n° 2004-228 du 15 mars 2004 encadrant, en application du principe de laicitd, le
port de signes ou de tenues manifestant une appartenance religieuse dans les dcoles,
colleges et lycdes publics. // URL :
https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000417977 &dateTexte=&categorieLien=id дата обращения: 5.04.17]
... Всего источников – 147.
Содержание бакалаврской работы – ПОДХОД ФРАНЦИИ К ВОПРОСУ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТАХ Н. САРКОЗИ И Ф. ОЛЛАНДЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ
THE APPROACH OF FRANCE TO THE ISSUE OF EUROPEAN SECURITY
UNDER PRESIDENT N. SARKOZY AND PRESIDENT F. HOLLANDE:
COMPARATIVE ANALYSIS
Выдержки из бакалаврской работы – ПОДХОД ФРАНЦИИ К ВОПРОСУ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТАХ Н. САРКОЗИ И Ф. ОЛЛАНДЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ
THE APPROACH OF FRANCE TO THE ISSUE OF EUROPEAN SECURITY
UNDER PRESIDENT N. SARKOZY AND PRESIDENT F. HOLLANDE:
COMPARATIVE ANALYSIS