Особенности расследования преступлений, совершаемых вследствие неоказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы
|
Термины и определения…………………………………………………….……..4
Перечень сокращений и обозначений…………………………………………...7
Введение
Глава 1 Комплексная характеристика преступлений, совершенных вследствие неоказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы ………………………………………………………………….18
§1.1.Оказание медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, как относительно самостоятельная сфера правового регулирования
§1.2..Основы нормативно-правового регулирования процесса оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы……………………………………………………………………………...22
§1.3..Основы международно-правового регулирования процесса оказания меди цинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и основные требования ЕСПЧ, предъявляемые к оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей……………………………………………....27
§1.4.Понятие, признаки состава и классификация ятрогенных преступлений, совершаемых медиками вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи осужденным лицам, предусмотренных статьями 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 124 УК РФ (неоказание помощи больному), 293 УК РФ (халатность)
§1.5.Событие ятрогенного преступления как объект криминалистического исследования
Глава 2 Организационно-тактические и процессуальные особенности расследования ятрогенных преступлений, совершаемых в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы…
§2.1.Возбуждение уголовного дела и начальный этап расследования………....99
§2.2.Анализ следственной ситуации, определение основных направлений расследования
§2.3.Организационно-тактические особенности производства отдельных следственных действий
Глава 3 Использование специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных вследствие неоказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы
§3.1.Привлечение специалиста медика к выявлению признаков ятрогенного преступления
§3.2.Подготовка и назначение судебно-медицинской экспертизы. Оценка выводов судебных экспертов
Заключение
Список литературы
Приложение № 1 Таблица 1
Приложение № 2 Таблица 2
Приложение № 3 Таблица 3…………………………
Перечень сокращений и обозначений…………………………………………...7
Введение
Глава 1 Комплексная характеристика преступлений, совершенных вследствие неоказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы ………………………………………………………………….18
§1.1.Оказание медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, как относительно самостоятельная сфера правового регулирования
§1.2..Основы нормативно-правового регулирования процесса оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы……………………………………………………………………………...22
§1.3..Основы международно-правового регулирования процесса оказания меди цинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и основные требования ЕСПЧ, предъявляемые к оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей……………………………………………....27
§1.4.Понятие, признаки состава и классификация ятрогенных преступлений, совершаемых медиками вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи осужденным лицам, предусмотренных статьями 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 124 УК РФ (неоказание помощи больному), 293 УК РФ (халатность)
§1.5.Событие ятрогенного преступления как объект криминалистического исследования
Глава 2 Организационно-тактические и процессуальные особенности расследования ятрогенных преступлений, совершаемых в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы…
§2.1.Возбуждение уголовного дела и начальный этап расследования………....99
§2.2.Анализ следственной ситуации, определение основных направлений расследования
§2.3.Организационно-тактические особенности производства отдельных следственных действий
Глава 3 Использование специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных вследствие неоказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы
§3.1.Привлечение специалиста медика к выявлению признаков ятрогенного преступления
§3.2.Подготовка и назначение судебно-медицинской экспертизы. Оценка выводов судебных экспертов
Заключение
Список литературы
Приложение № 1 Таблица 1
Приложение № 2 Таблица 2
Приложение № 3 Таблица 3…………………………
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; статьей 18 устанавливается, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, статьей 20 - каждый имеет право на жизнь, а статьей 41 провозглашается право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь .
Российское законодательство содержит следующее определение здоровья - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма , в преамбуле Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения указывается: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов» .
В настоящее время в числе угроз и вызовов национальной безопасности РФ в сфере охраны здоровья граждан названы такие угрозы, как высокий уровень распространенности неинфекционных заболеваний — сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, нейродегенеративных и других; достаточно высокий уровень распространенности наркомании и алкоголизма, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Всемирная организация здравоохранения включает в Международную классификацию болезней разделы, связанные с последствиями профилактических, диагностических и терапевтических вмешательств или процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти .
Охрана жизни и здоровья граждан от общественно опасных посягательств обеспечивается не только средствами гражданского или административного законодательства, но и является объектом уголовно-правовой охраны. Ятрогенные преступления, связанные с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также обусловленные неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) при оказании помощи пациентам-лицам, заключенным под стражу, имеют основной непосредственный объект преступлений – жизнь и здоровье человека (ст. 109, 118, 124 УК РФ) и – государственная власть (ст. 293 УК РФ). Дополни тельным непосредственным объектом составов ятрогенных преступлений являются сфера оказания медицинской помощи - общественные отношения, обеспечивающие охрану здоровья и жизни человека.
Ятрогении в последние годы рассматриваются как эпидемия, обусловлен ная научно-техническим прогрессом. По данным прозектур Москва и Санкт-Петербурга непосредственной причиной летального исхода у 3-6 % умерших в многопрофильных стационарах явились ятрогенные последствия диагностических и лечебных вмешательств. Несмотря на то, что в России статистика ятрогенных случаев не ведется, а преступления в сфере здравоохранения характеризуются высокой степенью латентности, в литературе указывается на рост случаев ненадлежащего оказания МП, которые в последнее время приобрели характер «молчаливой эпидемии».
Лица, содержащиеся под стражей, обладают закрепленными статьями 2, 7, 17, 20, 41, 45 Конституции РФ правом на жизнь, охрану здоровья и МП, недопустим отказ в оказании МП, в особенности в экстренной и безотлагательной форме, что предусмотрено ст.11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Государство несет ответственность за каждое лицо, содержащееся под стражей, поскольку последнее, находясь во власти государственных служащих, является уязвимым, и власти должны его защитить.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения); иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Ятрогенные преступления, связанные с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также обусловленные неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) при оказании помощи пациентам-заключенным, имеют существенные особенности. Объективная сторона деяния заключается в нарушении профессиональных обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения с учетом режимных требований и специфических особенностей организации и предоставления МП лицам, содержащимся под стражей в учреждениях пенитенциарной системы.
В настоящее время в России среди причин, препятствующих реализации на практике права на медицинское обслуживание в местах лишения свободы, называется недостаточное материально-техническое оснащение медицинских подразделений, низкая доступность высокотехнологичных видов помощи, недостаточное финансовое обеспечение, кадровая проблема. Количество средств, выделенных на лекарственное обеспечение, имеет тенденцию к росту, но значительно отстает от потребности, прослеживаются серьезные проблемы с финансированием по закупкам медицинского оборудования .
Неблагополучие в данной сфере подтверждается постоянным ростом количества обращений (жалоб) во ФСИН по вопросам медицинского обеспечения в исправительном учреждении и следственном изоляторе УИС, установления или подтверждения группы инвалидности, освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью, неудовлетворительного медицинского обеспечения, которые в течение ряда лет занимают первое место среди всех обращений во ФСИН и составило, например, во II квартале 2018 года — 4443 (аналогичный период прошлого года – 4111, увеличение на 7%), а в III квартале 2020 года – 9026 (аналогичный период прошлого года – 7485).
Актуальность разработки вопросов расследования ятрогенных преступлений, совершенных в отношении заключенных под стражу лиц в следственных изоляторах и в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы обусловлена, в частности, отсутствием разработанной методики расследования ятрогенных преступлений, совершенных медицинскими работниками медико-санитарных частей ФСИН России и сотрудниками СИЗО и УУИС в местах принудительного содержания под стражей в отношении лиц, заключенных под стражу в СИЗО и отбывающих наказание в УУИС, в медицинских частях, а также учреждениях системы государственного и муниципального здравоохранения, учитывающей особенности указанных деяний и обстановки в УУИС.
Указанная методика должна включать в себя, в частности, криминалистическую характеристику конкретного вида преступлений, типовые следственные ситуации на разных этапах расследования, версии и планирование расследования, этапы собирания доказательственной и иной криминалистически значимой информации, тактические и методические особенности отдельных следственных действий в пенитенциарных учреждениях, криминалистических операций и комбинаций, формы взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных отделов учреждений ФСИН, прокурорами, осуществляющими надзор за соблюдением требований законодательства в местах лишения свободы и выявление фактов скрытых от регистрации преступлений, с медицинскими работниками — специалистами и экспертами.
Разработка методики расследования данного вида преступлений может способствовать преодолению сложившейся ситуации с защитой права лиц, содержащихся под стражей, на МП, в рамках методики должны быть разработаны криминалистические вопросы тактики проведения следственных действий и иных аспектов .
Ятрогенные преступления в большинстве своём являются глубоко латентными. При их расследовании, как правило, возникают сложные и довольно конфликтные следственные ситуации, обусловленные, с одной стороны, спецификой медицинской деятельности, с другой, профессиональной корпоративностью медиков, часто оказывающих хорошо завуалированное противодействие следствию; а также наступательной, подчас даже агрессивной линией защиты заподозренных лиц (медиков) .
Кроме того, ятрогенные деяния, совершенные в отношении заключенных, характеризуются латентностью вследствие стремления администрации учреждения скрыть от регистрации совершенные на территории УУИС преступления и нежелания лиц, содержащихся под стражей, сотрудничать с правоохранительными органами, действием режимных требований, пространственной ограниченностью территории учреждения, в значительной части случаев расположенного в удаленности от крупных населенных пунктов, отсутствием правоохранительных органов, расположенных в пределах дислокации УУИС, невозможностью свободного доступа на территорию посторонних лиц, ограниченный и относительно постоянный контингент, специфическим психологическим климатом, жестко регламентированным режимными требованиями порядком осуществления полномочий медицинскими работниками и их взаимодействия с сотрудниками и руководителями учреждения, наличием у значительного количества лиц, содержащихся под стражей, тяжелых хронических заболеваний, психических отклонений, алкоголизма и наркомании, ограниченными возможностями лиц, содержащихся под стражей, свободного получения высоко квалифицированной МП, отсутствием высококвалифицированных кадров и современного медицинского оборудования и медикаментов непосредственно по месту содержания под стражей.
Степень научной разработанности и изученности объекта научного исследования, избранного автором, в настоящее время является недостаточной, а проблема совершения ятрогенных преступлений в отношении заключенных, недостаточно изученной, статические данные, сведения об уголовных делах и научных исследованиях по данному вопросу в открытых источниках не публикуются. В целом, также следует отметить недостаточную полноту, логическую незавершенность научных исследований по разработке методики расследования преступлений, совершаемых в сфере лечебно-медицинской деятельности .
Объектом исследования является сфера оказания МП в местах принуди тельного содержания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, преступная деятельность, связанная с неоказанием или ненадлежащим оказанием МП данной категории пациентов.
Предметом исследования являются особенности ятрогенных преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также ятрогенных преступлений, обусловленных неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) при оказании помощи заключенным, правовые нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и медицинского законодательства РФ, правовые нормы, содержащиеся в ЕКПЧ , правовые позиции, содержащиеся в судебных актах ЕСПЧ, а также правоотношения, вытекающие из данных норм, следственная и судебная практика рассмотрения правоохранительными и судебными органами РФ, жалоб и обращений лиц, содержащихся под стражей, по вопросам неоказания или ненадлежащего оказания им МП, особенности ятрогенных преступлений.
Методами исследования, используемыми в работе являются следующие общенаучные и частнонаучные методы:
Анализ, как метод, и логические методы исследования использованы при определении и формировании сущности правового института защиты прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, при оказании им МП, изучении и систематизации основных подходов к адекватности оказания МП, выявлении специфики дифференциации критериев качества и адекватности ее оказания, выработке рекомендаций, подлежащих учету при расследовании преступлений, при анализе объективной стороны уголовно-правовой (материальной) конструкции вышеуказанных составов преступлений, совершенных в отношении заключенных.
Метод системного подхода и метод обобщения используются для установления целей и задач учета и систематизации требований законодательства при расследовании преступлений, совершенных в отношении заключенных.
Метод моделирования используется при моделировании материально-правовой конструкции состава вышеуказанных преступлений, с учетом правовых позиций ЕСПЧ, и особенностей транспарирования презумпций уголовно-исполнительного права на процесс доказывания по уголовному делу.
Статистический метод используется при сборе статистических данных по теме, связанных с численностью в РФ лиц, осужденных по вышеуказанным статьям УК РФ, количеством дел, рассмотренных ЕСПЧ по жалобам лиц, содержащихся под стражей, иных показателей виктимизации в местах лишения свободы.
Формально-юридический метод используется при проведении анализа действующего законодательства в рамках тематической направленности работы.
Сравнительно-правовой метод и метод системно-структурного анализа используются для исследования и определения специфики требований российского и международного законодательства к адекватности оказания МП, выявлении критериев ее качества и адекватности, выработке рекомендаций при расследовании и разрешении уголовных дел, связанных с неоказанием МП лицам, содержащимся под стражей, выявления пробелов в действующем в РФ уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и медицинском законодательстве.
Метод междисциплинарного правового исследования использовался при изучении и сопоставлении, систематизации правовых норм, содержащихся в действующем в РФ уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и медицинском законодательстве.
Целью работы является осуществление криминалистического исследования основных особенностей расследования рассматриваемых деяний, изучение криминалистических понятия, классификации и характеристики ятрогенных преступлений, совершенных в отношении указанной категории лиц, а также обоснование целесообразности учета правовых позиций ЕСПЧ при проведении следственных действий и разрешения уголовных дел в судах, выработка рекомендаций, применение которых, с точки зрения автора, целесообразно при расследовании рассматриваемых преступлений.
Задачами исследования является:
криминалистическое исследование сферы оказания МП заключенным, сведений о преступлениях, совершенных вследствие неоказания им МП, исследование нормативных актов, научной литературы и иных источников, содержащих сведения о криминалистических понятии, классификации, характеристики ятрогенных преступлений, организационно-тактических и процессуальных особенностях расследования ятрогенных преступлений, совершенных в отношении указанной заключенных, и сведения о проблемах оказания им МП;
определение основных криминалистических задач по установлению и исследованию обстоятельств события ятрогенного преступления, организационно-тактических особенностей планирования и проведения процессуальных действий с целью выработки рекомендаций, применение которых целесообразно при расследовании преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также ятрогенных преступлений, обусловленных неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) по неоказания или ненадлежащему оказанию МП заключенным;
изучение и систематизация подходов к проблеме определения содержания критериев качества и адекватности оказания МП заключенным, содержащихся в российском законодательстве, статьях 2,3,8 ЕКПЧ, правовых позициях ЕСПЧ, выявленных автором в результате проведенного мониторинга более, чем 100 актов ЕСПЧ и российских судов.
В связи с отсутствием в доступных автору научных источниках и справочно-правовых системах сведений о ятрогенных преступлениях, совершаемых в отношении заключенных в РФ, автором было изучено содержание более, чем 30 актов российских судов, рассмотревших в 2019-2020 годах административные и гражданские иски о взыскании морального вреда и оспаривании действий руководителей администрации и медицинских частей УУИС, связанные с неоказанием МП заключенным. Кроме того, недостаток фактического матери ала по исследуемой тематике частично восполняют результаты осуществленного автором мониторинга актов ЕСПЧ, содержащих сведения о нарушениях при оказании МП в УУИС.
Данные мониторинга актов ЕСПЧ позволили автору подвергнуть исследованию и предварительной систематизации основные подходы к проблеме определения содержания критериев качества и адекватности оказания медицинской помощи заключенным, содержащихся в российском законодательстве и правовых позициях ЕСПЧ. Собранные сведения использованы при выработке рекомендаций, применение которых, с точки зрения автора, целесообразно при расследовании и разрешении рассматриваемых в работе составов ятрогенных преступлений.
Результаты проведенного автором мониторинга актов ЕСПЧ сведены в табличную форму и представлены в приложениях к настоящей работе.
Российское законодательство содержит следующее определение здоровья - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма , в преамбуле Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения указывается: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов» .
В настоящее время в числе угроз и вызовов национальной безопасности РФ в сфере охраны здоровья граждан названы такие угрозы, как высокий уровень распространенности неинфекционных заболеваний — сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, нейродегенеративных и других; достаточно высокий уровень распространенности наркомании и алкоголизма, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Всемирная организация здравоохранения включает в Международную классификацию болезней разделы, связанные с последствиями профилактических, диагностических и терапевтических вмешательств или процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти .
Охрана жизни и здоровья граждан от общественно опасных посягательств обеспечивается не только средствами гражданского или административного законодательства, но и является объектом уголовно-правовой охраны. Ятрогенные преступления, связанные с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также обусловленные неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) при оказании помощи пациентам-лицам, заключенным под стражу, имеют основной непосредственный объект преступлений – жизнь и здоровье человека (ст. 109, 118, 124 УК РФ) и – государственная власть (ст. 293 УК РФ). Дополни тельным непосредственным объектом составов ятрогенных преступлений являются сфера оказания медицинской помощи - общественные отношения, обеспечивающие охрану здоровья и жизни человека.
Ятрогении в последние годы рассматриваются как эпидемия, обусловлен ная научно-техническим прогрессом. По данным прозектур Москва и Санкт-Петербурга непосредственной причиной летального исхода у 3-6 % умерших в многопрофильных стационарах явились ятрогенные последствия диагностических и лечебных вмешательств. Несмотря на то, что в России статистика ятрогенных случаев не ведется, а преступления в сфере здравоохранения характеризуются высокой степенью латентности, в литературе указывается на рост случаев ненадлежащего оказания МП, которые в последнее время приобрели характер «молчаливой эпидемии».
Лица, содержащиеся под стражей, обладают закрепленными статьями 2, 7, 17, 20, 41, 45 Конституции РФ правом на жизнь, охрану здоровья и МП, недопустим отказ в оказании МП, в особенности в экстренной и безотлагательной форме, что предусмотрено ст.11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Государство несет ответственность за каждое лицо, содержащееся под стражей, поскольку последнее, находясь во власти государственных служащих, является уязвимым, и власти должны его защитить.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения); иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Ятрогенные преступления, связанные с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также обусловленные неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) при оказании помощи пациентам-заключенным, имеют существенные особенности. Объективная сторона деяния заключается в нарушении профессиональных обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения с учетом режимных требований и специфических особенностей организации и предоставления МП лицам, содержащимся под стражей в учреждениях пенитенциарной системы.
В настоящее время в России среди причин, препятствующих реализации на практике права на медицинское обслуживание в местах лишения свободы, называется недостаточное материально-техническое оснащение медицинских подразделений, низкая доступность высокотехнологичных видов помощи, недостаточное финансовое обеспечение, кадровая проблема. Количество средств, выделенных на лекарственное обеспечение, имеет тенденцию к росту, но значительно отстает от потребности, прослеживаются серьезные проблемы с финансированием по закупкам медицинского оборудования .
Неблагополучие в данной сфере подтверждается постоянным ростом количества обращений (жалоб) во ФСИН по вопросам медицинского обеспечения в исправительном учреждении и следственном изоляторе УИС, установления или подтверждения группы инвалидности, освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью, неудовлетворительного медицинского обеспечения, которые в течение ряда лет занимают первое место среди всех обращений во ФСИН и составило, например, во II квартале 2018 года — 4443 (аналогичный период прошлого года – 4111, увеличение на 7%), а в III квартале 2020 года – 9026 (аналогичный период прошлого года – 7485).
Актуальность разработки вопросов расследования ятрогенных преступлений, совершенных в отношении заключенных под стражу лиц в следственных изоляторах и в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы обусловлена, в частности, отсутствием разработанной методики расследования ятрогенных преступлений, совершенных медицинскими работниками медико-санитарных частей ФСИН России и сотрудниками СИЗО и УУИС в местах принудительного содержания под стражей в отношении лиц, заключенных под стражу в СИЗО и отбывающих наказание в УУИС, в медицинских частях, а также учреждениях системы государственного и муниципального здравоохранения, учитывающей особенности указанных деяний и обстановки в УУИС.
Указанная методика должна включать в себя, в частности, криминалистическую характеристику конкретного вида преступлений, типовые следственные ситуации на разных этапах расследования, версии и планирование расследования, этапы собирания доказательственной и иной криминалистически значимой информации, тактические и методические особенности отдельных следственных действий в пенитенциарных учреждениях, криминалистических операций и комбинаций, формы взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных отделов учреждений ФСИН, прокурорами, осуществляющими надзор за соблюдением требований законодательства в местах лишения свободы и выявление фактов скрытых от регистрации преступлений, с медицинскими работниками — специалистами и экспертами.
Разработка методики расследования данного вида преступлений может способствовать преодолению сложившейся ситуации с защитой права лиц, содержащихся под стражей, на МП, в рамках методики должны быть разработаны криминалистические вопросы тактики проведения следственных действий и иных аспектов .
Ятрогенные преступления в большинстве своём являются глубоко латентными. При их расследовании, как правило, возникают сложные и довольно конфликтные следственные ситуации, обусловленные, с одной стороны, спецификой медицинской деятельности, с другой, профессиональной корпоративностью медиков, часто оказывающих хорошо завуалированное противодействие следствию; а также наступательной, подчас даже агрессивной линией защиты заподозренных лиц (медиков) .
Кроме того, ятрогенные деяния, совершенные в отношении заключенных, характеризуются латентностью вследствие стремления администрации учреждения скрыть от регистрации совершенные на территории УУИС преступления и нежелания лиц, содержащихся под стражей, сотрудничать с правоохранительными органами, действием режимных требований, пространственной ограниченностью территории учреждения, в значительной части случаев расположенного в удаленности от крупных населенных пунктов, отсутствием правоохранительных органов, расположенных в пределах дислокации УУИС, невозможностью свободного доступа на территорию посторонних лиц, ограниченный и относительно постоянный контингент, специфическим психологическим климатом, жестко регламентированным режимными требованиями порядком осуществления полномочий медицинскими работниками и их взаимодействия с сотрудниками и руководителями учреждения, наличием у значительного количества лиц, содержащихся под стражей, тяжелых хронических заболеваний, психических отклонений, алкоголизма и наркомании, ограниченными возможностями лиц, содержащихся под стражей, свободного получения высоко квалифицированной МП, отсутствием высококвалифицированных кадров и современного медицинского оборудования и медикаментов непосредственно по месту содержания под стражей.
Степень научной разработанности и изученности объекта научного исследования, избранного автором, в настоящее время является недостаточной, а проблема совершения ятрогенных преступлений в отношении заключенных, недостаточно изученной, статические данные, сведения об уголовных делах и научных исследованиях по данному вопросу в открытых источниках не публикуются. В целом, также следует отметить недостаточную полноту, логическую незавершенность научных исследований по разработке методики расследования преступлений, совершаемых в сфере лечебно-медицинской деятельности .
Объектом исследования является сфера оказания МП в местах принуди тельного содержания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, преступная деятельность, связанная с неоказанием или ненадлежащим оказанием МП данной категории пациентов.
Предметом исследования являются особенности ятрогенных преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также ятрогенных преступлений, обусловленных неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) при оказании помощи заключенным, правовые нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и медицинского законодательства РФ, правовые нормы, содержащиеся в ЕКПЧ , правовые позиции, содержащиеся в судебных актах ЕСПЧ, а также правоотношения, вытекающие из данных норм, следственная и судебная практика рассмотрения правоохранительными и судебными органами РФ, жалоб и обращений лиц, содержащихся под стражей, по вопросам неоказания или ненадлежащего оказания им МП, особенности ятрогенных преступлений.
Методами исследования, используемыми в работе являются следующие общенаучные и частнонаучные методы:
Анализ, как метод, и логические методы исследования использованы при определении и формировании сущности правового института защиты прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, при оказании им МП, изучении и систематизации основных подходов к адекватности оказания МП, выявлении специфики дифференциации критериев качества и адекватности ее оказания, выработке рекомендаций, подлежащих учету при расследовании преступлений, при анализе объективной стороны уголовно-правовой (материальной) конструкции вышеуказанных составов преступлений, совершенных в отношении заключенных.
Метод системного подхода и метод обобщения используются для установления целей и задач учета и систематизации требований законодательства при расследовании преступлений, совершенных в отношении заключенных.
Метод моделирования используется при моделировании материально-правовой конструкции состава вышеуказанных преступлений, с учетом правовых позиций ЕСПЧ, и особенностей транспарирования презумпций уголовно-исполнительного права на процесс доказывания по уголовному делу.
Статистический метод используется при сборе статистических данных по теме, связанных с численностью в РФ лиц, осужденных по вышеуказанным статьям УК РФ, количеством дел, рассмотренных ЕСПЧ по жалобам лиц, содержащихся под стражей, иных показателей виктимизации в местах лишения свободы.
Формально-юридический метод используется при проведении анализа действующего законодательства в рамках тематической направленности работы.
Сравнительно-правовой метод и метод системно-структурного анализа используются для исследования и определения специфики требований российского и международного законодательства к адекватности оказания МП, выявлении критериев ее качества и адекватности, выработке рекомендаций при расследовании и разрешении уголовных дел, связанных с неоказанием МП лицам, содержащимся под стражей, выявления пробелов в действующем в РФ уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и медицинском законодательстве.
Метод междисциплинарного правового исследования использовался при изучении и сопоставлении, систематизации правовых норм, содержащихся в действующем в РФ уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и медицинском законодательстве.
Целью работы является осуществление криминалистического исследования основных особенностей расследования рассматриваемых деяний, изучение криминалистических понятия, классификации и характеристики ятрогенных преступлений, совершенных в отношении указанной категории лиц, а также обоснование целесообразности учета правовых позиций ЕСПЧ при проведении следственных действий и разрешения уголовных дел в судах, выработка рекомендаций, применение которых, с точки зрения автора, целесообразно при расследовании рассматриваемых преступлений.
Задачами исследования является:
криминалистическое исследование сферы оказания МП заключенным, сведений о преступлениях, совершенных вследствие неоказания им МП, исследование нормативных актов, научной литературы и иных источников, содержащих сведения о криминалистических понятии, классификации, характеристики ятрогенных преступлений, организационно-тактических и процессуальных особенностях расследования ятрогенных преступлений, совершенных в отношении указанной заключенных, и сведения о проблемах оказания им МП;
определение основных криминалистических задач по установлению и исследованию обстоятельств события ятрогенного преступления, организационно-тактических особенностей планирования и проведения процессуальных действий с целью выработки рекомендаций, применение которых целесообразно при расследовании преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, 118 УК РФ), а также ятрогенных преступлений, обусловленных неправомерными действиями или бездействием (ст. 124 УК РФ, 293 УК РФ) по неоказания или ненадлежащему оказанию МП заключенным;
изучение и систематизация подходов к проблеме определения содержания критериев качества и адекватности оказания МП заключенным, содержащихся в российском законодательстве, статьях 2,3,8 ЕКПЧ, правовых позициях ЕСПЧ, выявленных автором в результате проведенного мониторинга более, чем 100 актов ЕСПЧ и российских судов.
В связи с отсутствием в доступных автору научных источниках и справочно-правовых системах сведений о ятрогенных преступлениях, совершаемых в отношении заключенных в РФ, автором было изучено содержание более, чем 30 актов российских судов, рассмотревших в 2019-2020 годах административные и гражданские иски о взыскании морального вреда и оспаривании действий руководителей администрации и медицинских частей УУИС, связанные с неоказанием МП заключенным. Кроме того, недостаток фактического матери ала по исследуемой тематике частично восполняют результаты осуществленного автором мониторинга актов ЕСПЧ, содержащих сведения о нарушениях при оказании МП в УУИС.
Данные мониторинга актов ЕСПЧ позволили автору подвергнуть исследованию и предварительной систематизации основные подходы к проблеме определения содержания критериев качества и адекватности оказания медицинской помощи заключенным, содержащихся в российском законодательстве и правовых позициях ЕСПЧ. Собранные сведения использованы при выработке рекомендаций, применение которых, с точки зрения автора, целесообразно при расследовании и разрешении рассматриваемых в работе составов ятрогенных преступлений.
Результаты проведенного автором мониторинга актов ЕСПЧ сведены в табличную форму и представлены в приложениях к настоящей работе.
В результате выполненной работы автор пришел к следующим выводам, сформулированы следующие предложения.
Выводы и предложения по теме главы «Комплексная характеристика преступлений, совершенных вследствие неоказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы»:
1.Оказание заключенным МП является относительно самостоятельной сферой правового регулирования в силу существенной специфики и наличия значительного количества нормативных актов, поскольку указанная категория лиц находится под полной юрисдикцией государства, законодательно установившего в местах лишения свободы режим, фактически ограничивающий самостоятельные действия пациента по получению МП, избранию форм и методов лечения, учреждений здравоохранения, медицинских работников.
2.Под криминалистической характеристикой ятрогенных преступлений, совершаемых медицинскими работниками медико-санитарных частей ФСИН России и сотрудниками СИЗО и УУИС в отношении заключенных в УУИС, медицинских частях, фельдшерских и врачебных здравпунктах, центрах медицинской и социальной реабилитации, центрах санитарно-эпидемиологического надзора, больницах предлагается понимать совокупность данных о специфической обстановке совершения ятрогенного преступления в пенитенциарном учреждении, особенностях подготовки, совершения и сокрытия деяний, распространенных и прогнозируемых способах их совершения, механизмах следообразования, о личности и мотивации правонарушителей - медицинских работников медико-санитарных частей ФСИН России и сотрудников УУИС.
3.Транспарирование презумпций пенитенциарного законодательства, связанных с недостаточным материально-техническим оснащением медицинских подразделений, низкой доступностью высокотехнологичных видов помощи, наличием кадровой проблемы не может носить абсолютный и безусловный характер. Данные утверждения подлежат доказыванию, с учетом обязанности оказания МП в иных медицинских организациях, при невозможности ее оказания в медицинских учреждениях УИС, требования о качестве медицинского обслуживания, которое должно быть надлежащего уровня и соответствовать про грамме государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной МП.
4.Предлагается при криминалистическом исследовании и расследовании дел учитывать требования статей 2,3,8 ЕКПЧ и правовые позиции, выработанные ЕСПЧ при рассмотрении жалоб, затрагивающих вопросы оказания МП заключенным не только с учетом международно-правовых обязательств России, но и в связи с тем, что в них раскрывается содержание современных критериев адекватности и надлежащего характера МП, которые могут послужить ориентирами при оценке качества ее оказания. Медицинское обслуживание, предоставляемое в тюрьмах, должно быть адекватным, то есть его уровень должен был сравним с тем, который государственные власти обязались предоставлять обществу в целом; в отношении заключенных позитивная обязанность государства по защите их жизни усилена. Критериями оценки адекватности МП являются, в частности, ее своевременность, обоснованность, достаточность, оптимальность, безопасность и результативность. Администрация учреждения должна обеспечивать, в частности, выполнение предписаний медицинского персонала, безотлагательные и правильные постановку диагноза и уход за больными, быстрое выявление заболевания и предоставление надлежащей и своевременной МП, регулярное и систематическое наблюдения за больным, обеспечение всесторонней терапевтической стратегии, направленной на адекватное лечение заболеваний заключенного или предотвращение их ухудшения, предоставление надлежащей и своевременной МП, обеспечение специализированного медицинского наблюдения, обязана обеспечить лечение, соответствующее диагнозу и обращение в учреждения здравоохранения за пределами учреждения при критическом состоянии больного и отсутствии сопоставимой МП и возможности получить ее из других источников. Необходимо учитывать конкретные обстоятельства, особенности содержания и оказания МП отдельным категориям лишенных свободы лиц (беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, несовершеннолетние), в том числе возраст, состояние здоровья, способность к самообслуживанию, а также нуждаемость этих лиц в определенных условиях содержания, возможные случаи помещения лиц, не способных самостоятельно передвигаться либо страдающих жизнеугрожающими заболеваниями (состояниями) в условия, не учитывающие особенности их состояния здоровья, при отсутствии надлежащего ухода со стороны сотрудников органа или учреждения (в том числе оказания лицу помощи в перемещении, гигиенических процедурах).
5.При разработке частной криминалистической методики рассматриваемых ятрогенных преступлений предлагается включить в нее, в частности, криминалистическую характеристику конкретного вида ятрогенных преступлений, типовые следственные ситуации, версии, планирование расследования, этапы собирания доказательственной и иной криминалистически значимой информации, тактические и методические особенности отдельных следственных действий, осуществляемых в пенитенциарных учреждениях, в том числе в отношении сотрудников и представителей администрации УУИС и заключенных, криминалистических операций и комбинаций, формы взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных отделов учреждений ФСИН, прокурорами, осуществляющими надзор за соблюдением требований законодательства в местах лишения свободы и выявление фактов скрытых от регистрации в УУИС преступлений, взаимодействия следователей с медицинскими работника ми, специалистами и экспертами, как имеющими, так и не имеющими отношения к деятельности медицинских подразделений ФСИН.
6.Объективная сторона рассматриваемых составов преступлений, выражается в нарушении профессиональных обязанностей и правил оказания МП, содержащихся в утвержденных Минздравом РФ стандартах оказания МП, как, медицинским работником, так и, с учетом действующего в учреждении режима, сотрудником учреждения ФСИН, в компетенцию которого включено оказание МП, в том числе, неотложной, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью или смерть больного, не исчерпывается бездействием, а включает и случаи оказания несвоевременной и/или недостаточной МП. К нарушению обязанностей необходимо отнести случаи неисполнения профессиональных обязанностей, неправомерных действий или бездействия, случаи оказания МП несвоевременно и/или недобросовестно. Неисполнение профессиональных обязанностей, «объективность» причин бездействия, несвоевременность и/или недобросовестность оказания МП предлагается оценивать с учетом позитивного обязательства государства обеспечить жизнь и здоровье людей, находящихся под его полной юрисдикцией, и соответствия программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной МП.
7.В пенитенциарных учреждениях субъектами рассматриваемых составов преступлений могут являться не только медицинские работники, но и сотрудники и представители администрации УУИС, обязанные принимать меры по оказанию помощи заключенному, в должностные обязанности которых входят прием официальных заявлений, вопросы оказания первой МП, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, в особенности, в случаях, связанных с применением мер принуждения, физического и дисциплинарного воздействия по отношению к заключенным и в случае неисполнения сотрудниками предписаний медицинского персонала.
8.К специфике места совершения преступления относится совершение рассматриваемых деяний на объектах уголовно-исполнительной системы (административные, штрафные, места принудительного содержания, изоляторы, помещения камерного типа, карцеры, одиночные камеры, дисциплинарные изоляторы, транспортные средства для принудительного перевозки и этапирования осужденных и задержанных (спецавтомобили, спецвагоны и т.п.), объектах, входящих в структуру медико-санитарных частей ФСИН (медицинская часть, фельдшерский и врачебный здравпункт, центр медицинской и социальной реабилитации, центр санитарно-эпидемиологического надзора, больница) в условиях, характеризующихся необходимостью соблюдения режимных требований.
Обстановка деяний характеризуется совокупностью таких признаков, как высокая латентность деяний, вследствие стремления администрации учреждения скрыть от регистрации совершенные на территории УУИС преступления, нежелания заключенных сотрудничать с правоохранительными органами, действие на территории учреждения режимных требований, пространственная ограниченность территории, расположенность УУИС в удаленности от крупных населенных пунктов, отсутствие правоохранительных органов, расположенных в пределах дислокации УУИС, невозможностью свободного доступа на территорию посторонних лиц, ограниченный и относительно постоянный контингент, специфический психологический климат, жестко регламентированным режимными требованиями порядком осуществления полномочий медицинскими работниками и их взаимодействия с сотрудниками и руководителями учреждения, наличием у лиц, содержащихся под стражей тяжелых хронических заболеваний, психических отклонений, алкоголизма и наркомании, ограниченными возможностями свободного получения квалифицированной МП, отсутствием высококвалифицированных кадров и современного медицинского оборудования и медикаментов по месту содержания под стражей.
9.К специфике правового статуса жертвы необходимо отнести то обстоятельство, что пребывание данного лица в УИС связано с ограничениями прав человека. Указанные лица находятся под полной юрисдикцией государства, которое установило в УУИС режимные требования, определяющих границы осуществления права на выбор врача, медицинской организации, получение консультаций врачей-специалистов, получение специализированной МП. Необходимо соблюдение разумного и законного баланса между режимными требованиями и требованиями нормативных актов, действующих в УИС и устанавливающих порядок оказания МП заключенным.
Специфика личности жертвы определяется совокупностью социально-демографических и психоэмоциональных признаков, характерных для лиц, заключенных под стражу, которые в значительном числе случаев являются носителями специфической тюремной субкультуры, проявляющейся в отрицательном отношении ко всем сотрудникам любых правоохранительных органов; характерны такими психологические особенности, как злопамятность, вспыльчивость, неуравновешенность, грубость, скрытность, лживость, психические отклонения, расстройства сознания, галлюцинаторно-бредовыми расстройства, слабоумие, болезненные признаки психической деятельности.
10.С учетом введения Федеральным законом от 26.07.2019 № 206-ФЗ в УК РФ новой статьи 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи», устанавливающей ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию МП, предлагается квалифицировать по данной статье деяния, связанные с воспрепятствованию законной деятельности медицинского работни ка по оказанию МП, совершенные должностными лицами и сотрудниками УУИС, правоохранительных органов в случаях неисполнения ими обоснованных требований и предписаний медицинского персонала. Поскольку законодательство не раскрывает понятия «воспрепятствование оказанию медицинской помощи», как «воспрепятствование» могут квалифицироваться любые умышленные действия (бездействие), совершенные по отношению к медицинскому работнику, как в физической, так и в интеллектуальной, устной или письменной, организационно- или административно-распорядительной форме, напри мер, угрозы, удержание, создание препятствий, помех, незаконные решения, распоряжения, приказы, запреты со стороны субъектов деяния. Целесообразно установить, что субъект имел прямой умысел, направленный на воспрепятствование деятельности медицинского работника по оказанию МП, пренебрег возможностью наступления неблагоприятных последствий, воспрепятствовал оказанию в том объеме, в котором он обязан был предпринять соответствующие действия, с учетом должностных обязанностей, квалификации, конкретной ситуации.
Выводы и предложения по теме главы «Комплексная характеристика преступлений, совершенных вследствие неоказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы»:
1.Оказание заключенным МП является относительно самостоятельной сферой правового регулирования в силу существенной специфики и наличия значительного количества нормативных актов, поскольку указанная категория лиц находится под полной юрисдикцией государства, законодательно установившего в местах лишения свободы режим, фактически ограничивающий самостоятельные действия пациента по получению МП, избранию форм и методов лечения, учреждений здравоохранения, медицинских работников.
2.Под криминалистической характеристикой ятрогенных преступлений, совершаемых медицинскими работниками медико-санитарных частей ФСИН России и сотрудниками СИЗО и УУИС в отношении заключенных в УУИС, медицинских частях, фельдшерских и врачебных здравпунктах, центрах медицинской и социальной реабилитации, центрах санитарно-эпидемиологического надзора, больницах предлагается понимать совокупность данных о специфической обстановке совершения ятрогенного преступления в пенитенциарном учреждении, особенностях подготовки, совершения и сокрытия деяний, распространенных и прогнозируемых способах их совершения, механизмах следообразования, о личности и мотивации правонарушителей - медицинских работников медико-санитарных частей ФСИН России и сотрудников УУИС.
3.Транспарирование презумпций пенитенциарного законодательства, связанных с недостаточным материально-техническим оснащением медицинских подразделений, низкой доступностью высокотехнологичных видов помощи, наличием кадровой проблемы не может носить абсолютный и безусловный характер. Данные утверждения подлежат доказыванию, с учетом обязанности оказания МП в иных медицинских организациях, при невозможности ее оказания в медицинских учреждениях УИС, требования о качестве медицинского обслуживания, которое должно быть надлежащего уровня и соответствовать про грамме государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной МП.
4.Предлагается при криминалистическом исследовании и расследовании дел учитывать требования статей 2,3,8 ЕКПЧ и правовые позиции, выработанные ЕСПЧ при рассмотрении жалоб, затрагивающих вопросы оказания МП заключенным не только с учетом международно-правовых обязательств России, но и в связи с тем, что в них раскрывается содержание современных критериев адекватности и надлежащего характера МП, которые могут послужить ориентирами при оценке качества ее оказания. Медицинское обслуживание, предоставляемое в тюрьмах, должно быть адекватным, то есть его уровень должен был сравним с тем, который государственные власти обязались предоставлять обществу в целом; в отношении заключенных позитивная обязанность государства по защите их жизни усилена. Критериями оценки адекватности МП являются, в частности, ее своевременность, обоснованность, достаточность, оптимальность, безопасность и результативность. Администрация учреждения должна обеспечивать, в частности, выполнение предписаний медицинского персонала, безотлагательные и правильные постановку диагноза и уход за больными, быстрое выявление заболевания и предоставление надлежащей и своевременной МП, регулярное и систематическое наблюдения за больным, обеспечение всесторонней терапевтической стратегии, направленной на адекватное лечение заболеваний заключенного или предотвращение их ухудшения, предоставление надлежащей и своевременной МП, обеспечение специализированного медицинского наблюдения, обязана обеспечить лечение, соответствующее диагнозу и обращение в учреждения здравоохранения за пределами учреждения при критическом состоянии больного и отсутствии сопоставимой МП и возможности получить ее из других источников. Необходимо учитывать конкретные обстоятельства, особенности содержания и оказания МП отдельным категориям лишенных свободы лиц (беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, несовершеннолетние), в том числе возраст, состояние здоровья, способность к самообслуживанию, а также нуждаемость этих лиц в определенных условиях содержания, возможные случаи помещения лиц, не способных самостоятельно передвигаться либо страдающих жизнеугрожающими заболеваниями (состояниями) в условия, не учитывающие особенности их состояния здоровья, при отсутствии надлежащего ухода со стороны сотрудников органа или учреждения (в том числе оказания лицу помощи в перемещении, гигиенических процедурах).
5.При разработке частной криминалистической методики рассматриваемых ятрогенных преступлений предлагается включить в нее, в частности, криминалистическую характеристику конкретного вида ятрогенных преступлений, типовые следственные ситуации, версии, планирование расследования, этапы собирания доказательственной и иной криминалистически значимой информации, тактические и методические особенности отдельных следственных действий, осуществляемых в пенитенциарных учреждениях, в том числе в отношении сотрудников и представителей администрации УУИС и заключенных, криминалистических операций и комбинаций, формы взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных отделов учреждений ФСИН, прокурорами, осуществляющими надзор за соблюдением требований законодательства в местах лишения свободы и выявление фактов скрытых от регистрации в УУИС преступлений, взаимодействия следователей с медицинскими работника ми, специалистами и экспертами, как имеющими, так и не имеющими отношения к деятельности медицинских подразделений ФСИН.
6.Объективная сторона рассматриваемых составов преступлений, выражается в нарушении профессиональных обязанностей и правил оказания МП, содержащихся в утвержденных Минздравом РФ стандартах оказания МП, как, медицинским работником, так и, с учетом действующего в учреждении режима, сотрудником учреждения ФСИН, в компетенцию которого включено оказание МП, в том числе, неотложной, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью или смерть больного, не исчерпывается бездействием, а включает и случаи оказания несвоевременной и/или недостаточной МП. К нарушению обязанностей необходимо отнести случаи неисполнения профессиональных обязанностей, неправомерных действий или бездействия, случаи оказания МП несвоевременно и/или недобросовестно. Неисполнение профессиональных обязанностей, «объективность» причин бездействия, несвоевременность и/или недобросовестность оказания МП предлагается оценивать с учетом позитивного обязательства государства обеспечить жизнь и здоровье людей, находящихся под его полной юрисдикцией, и соответствия программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной МП.
7.В пенитенциарных учреждениях субъектами рассматриваемых составов преступлений могут являться не только медицинские работники, но и сотрудники и представители администрации УУИС, обязанные принимать меры по оказанию помощи заключенному, в должностные обязанности которых входят прием официальных заявлений, вопросы оказания первой МП, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, в особенности, в случаях, связанных с применением мер принуждения, физического и дисциплинарного воздействия по отношению к заключенным и в случае неисполнения сотрудниками предписаний медицинского персонала.
8.К специфике места совершения преступления относится совершение рассматриваемых деяний на объектах уголовно-исполнительной системы (административные, штрафные, места принудительного содержания, изоляторы, помещения камерного типа, карцеры, одиночные камеры, дисциплинарные изоляторы, транспортные средства для принудительного перевозки и этапирования осужденных и задержанных (спецавтомобили, спецвагоны и т.п.), объектах, входящих в структуру медико-санитарных частей ФСИН (медицинская часть, фельдшерский и врачебный здравпункт, центр медицинской и социальной реабилитации, центр санитарно-эпидемиологического надзора, больница) в условиях, характеризующихся необходимостью соблюдения режимных требований.
Обстановка деяний характеризуется совокупностью таких признаков, как высокая латентность деяний, вследствие стремления администрации учреждения скрыть от регистрации совершенные на территории УУИС преступления, нежелания заключенных сотрудничать с правоохранительными органами, действие на территории учреждения режимных требований, пространственная ограниченность территории, расположенность УУИС в удаленности от крупных населенных пунктов, отсутствие правоохранительных органов, расположенных в пределах дислокации УУИС, невозможностью свободного доступа на территорию посторонних лиц, ограниченный и относительно постоянный контингент, специфический психологический климат, жестко регламентированным режимными требованиями порядком осуществления полномочий медицинскими работниками и их взаимодействия с сотрудниками и руководителями учреждения, наличием у лиц, содержащихся под стражей тяжелых хронических заболеваний, психических отклонений, алкоголизма и наркомании, ограниченными возможностями свободного получения квалифицированной МП, отсутствием высококвалифицированных кадров и современного медицинского оборудования и медикаментов по месту содержания под стражей.
9.К специфике правового статуса жертвы необходимо отнести то обстоятельство, что пребывание данного лица в УИС связано с ограничениями прав человека. Указанные лица находятся под полной юрисдикцией государства, которое установило в УУИС режимные требования, определяющих границы осуществления права на выбор врача, медицинской организации, получение консультаций врачей-специалистов, получение специализированной МП. Необходимо соблюдение разумного и законного баланса между режимными требованиями и требованиями нормативных актов, действующих в УИС и устанавливающих порядок оказания МП заключенным.
Специфика личности жертвы определяется совокупностью социально-демографических и психоэмоциональных признаков, характерных для лиц, заключенных под стражу, которые в значительном числе случаев являются носителями специфической тюремной субкультуры, проявляющейся в отрицательном отношении ко всем сотрудникам любых правоохранительных органов; характерны такими психологические особенности, как злопамятность, вспыльчивость, неуравновешенность, грубость, скрытность, лживость, психические отклонения, расстройства сознания, галлюцинаторно-бредовыми расстройства, слабоумие, болезненные признаки психической деятельности.
10.С учетом введения Федеральным законом от 26.07.2019 № 206-ФЗ в УК РФ новой статьи 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи», устанавливающей ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию МП, предлагается квалифицировать по данной статье деяния, связанные с воспрепятствованию законной деятельности медицинского работни ка по оказанию МП, совершенные должностными лицами и сотрудниками УУИС, правоохранительных органов в случаях неисполнения ими обоснованных требований и предписаний медицинского персонала. Поскольку законодательство не раскрывает понятия «воспрепятствование оказанию медицинской помощи», как «воспрепятствование» могут квалифицироваться любые умышленные действия (бездействие), совершенные по отношению к медицинскому работнику, как в физической, так и в интеллектуальной, устной или письменной, организационно- или административно-распорядительной форме, напри мер, угрозы, удержание, создание препятствий, помех, незаконные решения, распоряжения, приказы, запреты со стороны субъектов деяния. Целесообразно установить, что субъект имел прямой умысел, направленный на воспрепятствование деятельности медицинского работника по оказанию МП, пренебрег возможностью наступления неблагоприятных последствий, воспрепятствовал оказанию в том объеме, в котором он обязан был предпринять соответствующие действия, с учетом должностных обязанностей, квалификации, конкретной ситуации.



