Введение
Глава 1. Высшее образование как внешнеполитический ресурс государства: теоретический и исторический аспекты
1.1 Концепция интернационализации высшего образования в контексте «мягкой силы»..11
1.2 Основные этапы развития интернационализации высшего образования в мире............18
1.3 Основные этапы развития интернационализации высшего образования в Новой Зеландии
Глава 2. Международная образовательная стратегия как инструмент «мягкой силы» на современном этапе. Опыт мировых центров высшего образования и Новой Зеландии......37
2.1. Опыт интернационализации ведущих мировых центров высшего образования
2.2 Стратегия интернационализации высшего образования Новой Зеландии......................49
2.3 Актуальные проблемы интернационализации высшего образования в Новой Зеландии
Заключение
Список источников и литературы
Все чаще государства рассматривают «мягкую силу» как важнейший невоенный механизм реализации внешней политики. Данная концепция была впервые упомянута в 1990 г. американским исследователем Дж. Наем в книге «Обреченные на лидерство: меняющаяся природа американской мощи» («Bound to Lead: The Changing Nature of American Power»), а затем развита им в последующих работах. Автор определяет этот термин как «способность добиваться желаемых результатов за счет привлекательности, а не принуждения или денег. Мягкая сила государства опирается на его культуру (когда она привлекательна для других), политические ценности (если они жизнеспособны внутри государства и за его пределами) и внешнюю политику (если она легитимна)». Эта сила заключается в том, чтобы «убедить других хотеть того же, что и вы <...> [и] в способности формировать предпочтения других». При этом содержание и эффективность «мягкой силы» напрямую зависят от международного политического и экономического порядка, а именно от общности понимания людьми из разных стран того, что необходимо для их благополучия. Таким образом, социально-экономическое развитие также является важным элементом «мягкой силы».
Конечно, само явление вовсе не новое, оно существовало еще во времена Римской империи, когда распространение латинского языка и литературы было столь же важным, как и завоевание территорий. Дж. Най упоминает распространение французской культуры в 18-ом веке как механизм наращивания ее силы, примеры Китая, Пруссии, Великобритании, а также США и СССР в период холодной войны.
Высшее образование не подразумевает какой-либо религиозной или политической специфики, поэтому можно сказать, что это универсальная ценность, которая признается независимо от культуры или страны. Это необходимое условие как для обеспечения благополучия наций в широком смысле, так и их экономического благосостояния. Дж. Най также утверждает, что именно универсальные ценности имеют решающее значение для наращивания «мягкой силы». Кроме того, в современном мире легитимность власти в государстве все больше зависит от способности обеспечить обществу процветание помимо внешней и внутренней безопасности. В эпоху информационных технологий высшее образование стало важным фактором развития общества и в то же время фактором привлекательности государства на международной арене.
В контексте обсуждения концепции «мягкой силы» можно встретить такие понятия, как публичная дипломатия и национальный брендинг. Во избежание неточностей в дальнейшем следует их разграничить. Они оба являются инструментами «мягкой силы». Публичная дипломатия подразумевает использование масс-медиа, культуры, спорта, науки и образования для формирования двусторонних и многосторонних контактов с целью продвижения национальных интересов государства. В свою очередь, национальный брендинг – это, согласно основоположнику данной концепции С. Анхольту, маркетинг территорий, формирование их имиджа за рубежом на основе множества критериев, которое носит односторонний характер.
Актуальность исследования. В последние два десятилетия развитие технологий и усложнение социально-экономической структуры общества способствовали беспрецедентному росту международной мобильности людей и информации, равно как и расширению инструментария «мягкой силы». Сама концепция «мягкой силы» широко известна и нередко встречается в научной литературе, СМИ, выступлениях политиков и государственных документах.
В связи с увеличением спроса на высшее образование растет его роль как потенциального ресурса долгосрочного влияния и получения прибыли. Таким образом, интернационализация в этой сфере подразумевает прямую связь между образованием, международными отношениями и внешней политикой государств. Тем не менее, сам термин зачастую воспринимается интуитивно, без четкого понимания его сути и содержания.
Новая Зеландия является ярким примером того, как небольшая и далекая от большей части цивилизованного мира страна может стать известна как развитое государство и активный участник международных отношений. Немалую роль в этом играет международная образовательная деятельность, которая является ключевым элементом ее стратегии по повышению своей глобальной конкурентоспособности. Новая Зеландия признается крупным экспортером образовательных услуг. Она в первую очередь заинтересована в сотрудничестве со странами Юго-Восточной Азии, так как ее экономическая безопасность зависит от морских коммуникаций, проходящих через данный регион. Учитывая отсутствие у нее достаточных ресурсов «жесткой силы» для отстаивания своих интересов, ее опыт участия в интернационализации высшего образования представляет особый интерес. Данное исследование также может быть полезно для ученых, администраторов и практиков, имеющих отношение к международному образованию.
Объектом данного исследования является применение концепции интернационализации высшего образования в государственной политике.
Предметом исследования является политика интернационализации высшего образования Новой Зеландии в контексте «мягкой силы».
Цель исследования - выявить особенности опыта Новой Зеландии в использовании «мягкой силы» в рамках интернационализации высшего образования.
В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи:
1) определить теоретические основы понятия интернационализации высшего образования как внешнеполитического ресурса государств;
2) проследить эволюцию данного процесса в мире и в Новой Зеландии в частности;
3)рассмотреть современный мировой опыт применения «мягкой силы» в контексте высшего образования и выявить общие тенденции;
4) выявить соответствие применения образовательной стратегии Новой Зеландии как инструмента «мягкой силы» общемировым тенденциям;
5) оценить современный имидж и перспективы Новой Зеландии как экспортера образовательных услуг.
Методологическая основа. В данном исследовании рассматривается концепция интернационализации высшего образования с точки зрения внешнеполитической стратегии государств, в которой акцент делается на сотрудничестве и убеждении, нежели на пропаганде и принуждении. При изучении данного вопроса используются методы компаративного анализа и синтеза, что позволяет обобщить существующие точки зрения относительно теоретического аспекта проблемы, выделить мировые тенденции формирования соответствующих стратегий, а также определить соответствие политики Новой Зеландии этим тенденциям и оценить ее эффективность. Кроме того, при рассмотрении эволюции интернационализации высшего образования в мире и в Новой Зеландии в частности используется метод исторической ретроспективы.
Источниковая база исследования. Для рассмотрения современной политики государств в сфере международного образования были использованы национальные стратегии, программы, дорожные карты, пресс-релизы, доклады, статистическая и справочная информация с официальных сайтов Европейской Комиссии, Европейского Союза и Европейского пространства высшего образования, а также министерств иностранных дел и других ведомств Новой Зеландии, Австралии, США и Сингапура.
Для оценки имиджа высшего образования стран были использованы данные международных рейтингов вузов (QS, THE, U.S. News, ARWU), статистика ЮНЕСКО и Министерства образования Новой Зеландии. Также проанализированы инструменты брендина и публичной дипломатии, для чего были рассмотрены инициативы отдельных стран, регионов, городов и учебных заведени, а также сайты международных сетей представительств по образованию и объединений выпускников.
При изучении правовой основы исследуемого вопроса были рассмотрены региональные конвенции о признании квалификаций, Генеральное соглашение по торговле услугами, а также новозеландский Закон об образовании и Кодекс практики попечения иностранных студентов. Международное образовательное и научно-исследовательское сотрудничество также продемонстрировано посредством рассмотрения деятельности межвузовских объединений, регионально направленных образовательных центров и исследовательских фондов .Кроме того, выделены некоторые инициативы, касающиеся трансграничного образования.
Степень научной разработанности темы. В исследовании использовались работы, посвященные концепции «мягкой силы», в частности ее основоположника Дж. Ная, а также С. Люкса. Об образовании как ресурсе «мягкой силы» также писали российские исследователи, такие как А. В. Торкунов; Е. П. Панова; М. М. Лебедева; А. Е. Фоминых ; и зарубежные – Дж. Найт; Дж. Стетар и др.; А. Войчук и др.; П. Макгилл-Петерсон. О рейтингах университетов как инструментах «мягкой силы» писал В. Ло , тогда как роль т. н. образовательных «хабов» была исследована в работах Дж. Найт; Дж. Ли; Р. Шилдса и Р. Эдвардса. Новой Зеландии в отношении данного вопроса посвящена работа Э. Бутчера, а Австралии – Н. Лайфер и Н. Китчена. Кроме того, были использованы труды С. Анхольта, посвященные национальному брендингу, и Дж. Меллисен – о публичной дипломатии.
Интернационализацией и глобализацией высшего образования в целом, включая исторический аспект, занимались Дж.Найт; Х. де Вит; Ф. Альтбах; Т. Адамс; У. Бранденбург; А. Попа; К. Керр; С. Гао; Г. Меркс; П. Скот; Ф. Хантер; У. Тайхлер; С. Цзян; В. Э. Куприянова-Ашина и Ч. Жу; С. Робертсон и М. Кедзерский; О. В. Сагинова; а также Р. Карсвелл. В частности, об интернационализации в Новой Зеландии писали Д. А. Лаптева; С. Цзян; Н. Льюис; С. Маршалл; К. Мартенс и П. Старк; Л. Тейлор. Также этот процесс в европейском контексте изучали Г. Нив, А. Змас, Х. де Риддер-Симоенс; в американском – В. Б. Супян, Н. А. Цветкова, Р. Карсвелл; в австралийском – К. Бирн и Р. Холл, С. Маршалл; в азиатском – С. Чан, Д. Макдермотт, Дж. Тань.
Некоторые авторы выступили с критикой интернационализации, как процесса, насаждающего западные ценности и системы образования. Это такие авторы, как Т. Хопф; В. Ло; П. Нгуен, Дж. Элиот и др. Кроме того, в работах Р. Брауна; Р. Найду и И. Джеймисона данный процесс рассматривается с точки зрения коммерциализации высшего образования.
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые проводится подробный сравнительный анализ истории интернационализации высшего образования в мире и конкретно в Новой Зеландии. Кроме того, это первая попытка исследовать ее современную политику в рамках глобальных тенденций. Также при рассмотрении теоретического аспекта вопроса выделен основной инструментарий «мягкой силы» образования.
Апробация результатов исследования. По теме данной работы автором была опубликована статья в сборнике материалов десятой заочной сессии ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи» под названием «Международное образование и международные образовательные связи Новой Зеландии». Статья также была представлена на дискуссионном семинаре «Международные гуманитарные связи глазами студентов» в Санкт-Петербургском государственном университете.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав (6 параграфов), заключения и списка источников и литературы. В первой главе была рассмотрена концепция интернационализации высшего образования, дано ее обобщенное определение и изучен политический аспект. Также выделены основные этапы данного процесса в мире и конкретно в Новой Зеландии. Во второй главе была исследована современная политика интернационализации Новой Зеландии в комплексе с ведущими мировыми центрами образования и проведен сравнительный анализ для выявления особенностей. Кроме того, была дана общая оценка имиджа и перспектив международного образования Новой Зеландии и рассмотрены некоторые проблемы, ограничивающие потенциал ее «мягкой силы» в этой сфере.
В данной работе были рассмотрены теоретические основы интернационализации высшего образования как ресурса внешней политики. Она определена как процесс целенаправленного сближения целей, функций, содержания и методов обеспечения высшего образования в разных странах, которая подразумевает взаимодействие акторов и выработку соответствующей стратегии. В то же время образование можно назвать важнейшим ресурсом «мягкой силы», так как оно является универсальной ценностью и имеет долгосрочный эффект. При этом потенциал его использования зависит от имиджа государства.
Также была прослежена эволюция данного процесса в Новой Зеландии. Положительный имидж ее системы высшего образования сформировался в послевоенный период, когда она оказывала образовательную помощь странам Южной и Юго-Восточной Азии. В то время интернационализация направлялась логикой холодной войны, и Новая Зеландия преследовала преимущественно геополитические цели, а именно стабилизацию ситуации в данных регионах и уменьшение влияния социалистического блока. Очередная веха совпала с общемировой тенденцией, а именно коммерциализацией образования в конце 1980-х гг., причем экономический аспект играл здесь даже большую роль, чем в США или Великобритании. На законодательном уровне был закреплен курс на создание индустрии международного образования, тогда как государственное финансирование вузов было сокращено. В целом интернационализация стала упорядоченной и целенаправленной. Также определенное влияние оказывает Болонский процесс. Правительство Новой Зеландии разрабатывает свою политику, обращаясь к европейскому опыту как образцу большей открытости и международного сотрудничества в целях повышения глобальной конкурентоспособности.
Говоря о соответствии ее современной политики интернационализации ведущим мировым центрам высшего образования, стоит сказать, что Новая Зеландия стала больше соответствовать своим коллегам (ЕС, США, Австралии и Сингапуру), чей опыт был рассмотрен в данной работе. Появились стратегии, целиком посвященные образованию и включающие политический и социальный аспекты помимо экономического. Но неолиберальная подоплека по-прежнему доминирует, международное образование развивается как национальная индустрия. Несмотря на то, что стратегии разрабатываются разными ведомствами и самими институтами, интернационализация носит централизованный характер, так как все происходит в едином комплексе государственной политики с привязкой к другим сферам.
Важнейшим направлением остается привлечение иностранных студентов в новозеландские вузы, в чем первостепенную роль играет маркетинг. Наблюдается стремление поднять позиции Новой Зеландии в различных рейтингах, чтобы впоследствии использовать это в брендинговых кампаниях. Представляется, что большинство инициатив по совершенствованию международного образования предлагаются в целях маркетинга, включая множество агентов по образованию в разных странах, введение новой Стратегии благополучия иностранных студентов и заявления о культурном разнообразии и регулировании качества.
Новая Зеландия участвует в международных межвузовских объединениях и мероприятиях, посвященных проблемам высшего образования; финансирует международные исследования; ведет публичную дипломатию в виде деятельности ассоциаций выпускников и направления соответствующих делегатов в свои дипломатические представительства; а также заключает партнерские соглашения с приоритетными странами и организациями, в частности АСЕАН. Кроме того, Министерство иностранных дел финансирует множество грантов и стипендий в рамках содействия развитию народов Океании, Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. Примечательно то, что гражданам малых государств Океании предоставляется возможность получения высшего образования в соседних с Новой Зеландией странах Меланезии, где также велико ее влияние. Особенностью в области трансграничного образования является то, что Новая Зеландия не открывает и не принимает зарубежных филиалов вузов, тогда как остальные его формы активно развиваются, особенно дистанционное обучение.
1/5 всех студентов, обучающихся по новозеландским программам высшего образования, составляют иностранцы, что является одним из самых высоких показателей в мире. Это следствие желания не только извлечь непосредственную прибыль, но также увеличить интеллектуальный потенциал страны. Интернационализация высшего образования является для Новой Зеландии одним из важнейших инструментов формирования ее положительного имиджа и обеспечения стабильности в ключевых для нее субрегионах АТР – Океании, Южной и Юго-Восточной Азии. За неимением достаточных ресурсов «жесткой силы», ей остается проявлять себя с помощью «мягкой». Привлекая иностранных студентов со всего мира и поддерживая исследовательские проекты, она создает культурные, торговые, инвестиционные и прочие связи для обеспечения своего текущего и будущего процветания.
Ее основными преимуществами являются английский язык, образование мирового класса, высокий уровень социально-экономического развития, относительная доступность образования, возможность работать во время обучения, визовая политика и природные особенности. Можно отметить, что здесь не стоит проблема унификации высшего образования в ущерб национальной культуре и научно-исследовательскому потенциалу в силу принадлежности Новой Зеландии к странам западного мира. Так как она сильно зависит от своего имиджа, эти факторы определяют ее потенциал на международной арене.
В исследовании выделен ряд актуальных проблем Новой Зеландии в этой сфере. В частности, существуют такие проблемы, как приоритет в политике количества над качеством, преобладание студентов из Китая и Индии, предпочтение Окленда большей частью всех иностранных студентов, устоявшееся представление о стране как о сельской местности, усиление конкурентов в лице азиатских стран, сравнительно низкий уровень развития трансграничного образования и отсутствие в национальной стратегии интернационализации уникального типа культурно-направленных вузов. Государство жестко регулирует данный процесс, реагируя на появляющиеся проблемы и решая не только их последствия, но и первопричины.
Говоря в общем, перспективы Новой Зеландии представляются однозначно оптимистичными, учитывая, что ее подход к исследуемому вопросу все больше отражает глобальные тенденции. Использование высшего образования для расширения всевозможных международных связей и увеличения интеллектуального потенциала страны должно стать приоритетом в ее внешней политике. Представляется, что именно такое видение соответствует «истинному» значению концепции международного образования.
1. Конвенции // ФГБУ «Главэкспертцентр». URL: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/conventions (дата обращения: 23.03.18).
2. Auckland City Council's 10-year Plan 2009-2019 // Auckland City Council. 2009. URL: https://at.govt.nz/media/imported/4827/AT_ACC_Policy_Vol1Final.pdf (дата обращения: 25.04.18).
3. Australia Awards Global Strategy 2016 – 2018. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/australia-awards-global-strategy.pdf (дата обращения: 09.04.18).
4. Australia Global Alumni Engagement Strategy 2016 - 2020 // Department of Foreign Affairs and Trade. 2016. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Pages/australia-global-alumni-engagement-strategy-2016-2020.aspx (дата обращения: 10.04.18).
5. Code of Practice for Pastoral Care of International Students // NZQA. URL: http://www.nzqa.govt.nz/assets/Providers-and-partners/Code-of-Practice-NZQA.pdf (дата обращения: 25.04.18).
6. Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region // New Zealand Treaties Online. URL: http://www.treaties.mfat.govt.nz/search/details/t/3641 (дата обращения: 25.04.18).
7. Defence White Paper 2013 // Department of Defence. URL: http://www.defence.gov.au/whitepaper/2013/docs/WP_2013_web.pdf (дата обращения: 10.04.18).
8. Education Act 1989: Fees for international students // New Zealand Legislation. 2018. URL: http://www.legislation.govt.nz/act/public/1989/0080/235.0/DLM185158.html (дата обращения: 25.04.18).
9. European higher education in the world // European Commission. 2013. URL: http://www.oceans-network.eu/fileadmin/Promotion_kit/Erasmus__in_the_world_layouted.pdf (дата обращения: 07.04.18).
10. General Agreement on Trade in Services. 1994. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats.pdf (дата обращения: 23.03.18).
11. International Education Strategy for New Zealand // New Zealand Government. 2017. URL: https://enz.govt.nz/assets/Uploads/Draft-NZIES-for-consultation.pdf (дата обращения: 30.04.18).
12. National Strategy for International Education 2025 // Australian Government. 2016. URL: https://nsie.education.gov.au/sites/nsie/files/docs/national_strategy_for_international_education_2025.pdf (дата обращения: 10.04.18).
13. NZ International Education Industry: Strategic Roadmap // Education New Zealand. 2014. URL: https://enz.govt.nz/assets/Uploads/International-Education-Industry-Strategic-Roadmap.pdf (дата обращения: 28.04.18).
14. Pasifika Education Plan 2013 - 2017 // Ministry of Education. URL: https://www.education.govt.nz/assets/Documents/Ministry/Strategies-and-policies/PEPImplementationPlan20132017V2.pdf (дата обращения: 01.05.18).
15. Tertiary Education Strategy 2014 - 2019 // Ministry of Business, Innovation and Employment. URL: https://www.nbr.co.nz/sites/default/files/Tertiary%20Education%20Strategy.pdf (дата обращения: 28.04.18).
16. Yerevan Communiqué // EHEA Ministerial Conference 2015. URL: http://media.ehea.info/file/2015_Yerevan/70/7/YerevanCommuniqueFinal_613707.pdf (дата обращения: 07.04.18).
Образовательные и исследовательские программы и гранты:
1.Горизонт 2020: Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям // European Commission. 2014. URL: http://www.bilat-rus.eu/_media/H2020__Practical_guide_for_Russian_researchers_RU.pdf (дата обращения: 07.04.18).
2. Программа Erasmus+ // European Commission. 2015. URL: http://eacea.ec.europa.eu/restricted/erasmus-plus-resources/documents/061015/HigherEducationBrochure_RU_BROCHURE_Repository.pdf (дата обращения: 07.04.18).
3. Erasmus Mundus Programme // European Commission. URL: http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/about_erasmus_mundus_en.php (дата обращения: 07.04.18).
4. Find a scholarship // Education New Zealand. URL: https://www.studyinnewzealand.govt.nz/how-to-apply/scholarship/search-results (дата обращения: 01.05.18).
5. Fulbright Foreign Student Program // Bureau of Educational and Cultural Affairs. URL: https://exchanges.state.gov/non-us/program/fulbright-foreign-student-program (дата обращения: 08.04.18).
6. Fulbright Scholar Program // The Council for International Exchange of Scholars. URL: https://www.cies.org/program/core-fulbright-us-scholar-program (дата обращения: 08.04.18).
7. Global Undergraduate Exchange Program // Bureau of Educational and Cultural Affairs. URL: https://exchanges.state.gov/non-us/program/global-undergraduate-exchange-program-global-ugrad (дата обращения: 08.04.18).
8. New Colombo Plan // Department of Foreign Affairs and Trade. URL: http://dfat.gov.au/people-to-people/new-colombo-plan/about/Pages/about.aspx (дата обращения: 10.04.18).
9. Partnerships for International Research and Education // National Science Foundation. 2016. URL: https://www.nsf.gov/funding/pgm_summ.jsp?pims_id=505038 (дата обращения: 08.04.18).
10. Scholarships // Education New Zealand. URL: https://enz.govt.nz/funding/ (дата обращения: 01.05.18).
11. Tempus Programme // European Commission. URL: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/ (дата обращения: 07.04.18).
12. The Fulbright Program // Bureau of Educational and Cultural Affairs. URL: https://eca.state.gov/fulbright(дата обращения: 08.04.18).
13. Types of scholarships // Ministry of Foreign Affairs and Trade. URL: https://www.mfat.govt.nz/en/aid-and-development/scholarships/types-of-scholarships/#NZDS (дата обращения: 01.05.18).
Справочная информация и пресс-релизы:
1. 4th International Summit on the Teaching Profession 2014 // Global Partnership for Education. URL: https://www.globalpartnership.org/event/4th-international-summit-teaching-profession-2014-istp (дата обращения: 01.05.18).
2. About // Coursera. 2018. URL: https://about.coursera.org (дата обращения: 07.04.18).
3. About EducationUSA // EducationUSA. URL: https://educationusa.state.gov/about-educationusa (дата обращения: 08.04.18).
4. About UNZ // Universities New Zealand. URL: https://www.universitiesnz.ac.nz/about-universities-new-zealand (дата обращения: 25.04.18).
5. AIE2025 // Australian Trade and Investment Commission. 2016. URL: https://www.austrade.gov.au/Australian/Education/Services/Australian-International-Education-2025 (дата обращения: 10.04.18).
6. Branch Campus Listing // C-BERT. 2017. URL: http://cbert.org/?page_id=34 (дата обращения: 13.04.18).
7. Centers of Asia-Pacific Excellence. URL: https://cape.org.nz (дата обращения: 01.05.18).
8. Christchurch Educated. 2018. URL: http://www.christchurcheducated.co.nz (дата обращения: 30.04.18).
9. Confucius Institute // The University of Auckland. 2018. URL: https://ci.ac.nz (дата обращения: 25.04.18).
10. ENZ – Kea partnership targets alumni // Education New Zealand. 2015. URL: https://www.enz.govt.nz/news-and-research/media-releases/enz-kea-partnership-targets-alumni/ (дата обращения: 01.05.18).
11. ENZ launches Future Proof campaign // Education New Zealand. 2018. URL: https://enz.govt.nz/news-and-research/ed-news/enz-launches-future-proof-campaign/ (дата обращения: 30.04.18).
12. Future Unlimited // Australian Government. URL: https://www.studyinaustralia.gov.au (дата обращения: 10.04.18).
13. International Education Growth Fund projects, 2016 // Education New Zealand. URL: https://enz.govt.nz/assets/Uploads/IEGF-Recipients-2016.pdf (дата обращения: 01.05.18).
14. International education growth fund projects: March 2015 funding round // Education New Zealand. URL: https://www.enz.govt.nz/assets/Uploads/successfull-applicants-for-February-2015.pdf (дата обращения: 01.05.18).
15. International Exchange Alumni // Bureau of Educational and Cultural Affairs. URL: https://alumni.state.gov/about-international-exchange-alumni (дата обращения: 08.04.18).
16. Leadership Statement for International Education // Ministry of Education. URL: https://www.education.govt.nz/ministry-of-education/overall-strategies-and-policies/leadership-statement-for-international-education/ (дата обращения: 28.04.18).
17. Making the EU more attractive for foreign students // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/education/policy/international-cooperation/education-quality_en (дата обращения: 07.04.18).
18. Massive Open Online Courses. URL: http://mooc.org (дата обращения: 24.03.18).
19. Member List // Universitas 21. URL: http://www.universitas21.com/member (дата обращения: 25.04.18).
20. Member Universities // APRU. URL: https://apru.org/members/member-universities/itemlist/category/227-new-zealand (дата обращения: 25.04.18).
21. Outstanding ASEAN Alumni set for special project // Education New Zealand. 2015. URL: https://www.enz.govt.nz/news-and-research/ed-news/outstanding-asean-alumni-set-for-special-project/ (дата обращения: 01.05.18).
22. Partnering with industry // Immigration New Zealand. URL: https://www.immigration.govt.nz/about-us/what-we-do/partnering-with-industry (дата обращения: 28.04.18).
23. Policy dialogue with specific regions and countries around the world // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/education/policy/international-cooperation/world-policy-dialogue_en (дата обращения: 07.04.18).
24. Port Development and Competitiveness// Singapore Cooperation Programme: General Information Brochure. 2018. URL: http://www.mpac.gov.tt/sites/default/files/file_upload/psacourses/sidstec/GIB_Port%20Development%20and%20Competitiveness.pdf (дата обращения: 13.04.18).
25. Study Auckland. 2018. URL: https://www.aucklandnz.com/study-work-and-live/study (дата обращения: 30.04.18).
26. Study in Europe. URL: http://www.study-europe.net (дата обращения: 07.04.18).
27. Study in New Zealand // Wintec. URL: https://www.wintec.ac.nz/international (дата обращения: 01.05.18).
28. Study online // Massey University. 2018. URL: http://www.massey.ac.nz/massey/international/where-can-i-study/study-online/study-online_home.cfm (дата обращения: 01.05.18).
29. Te Wananga o Aotearoa. URL: https://www.twoa.ac.nz (дата обращения: 04.05.18).
30. The EU in brief // European Union. URL: https://europa.eu/european-union/about-eu/eu-in-brief_en (дата обращения: 07.04.18).
31. The University of Auckland // WUN. URL: https://wun.ac.uk/wun/members/view/university-auckland (дата обращения: 25.04.18).
32. Trade in Services Agreement // New Zealand Foreign Affairs and Trade. URL: https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/agreements-under-negotiation/tisa/ (дата обращения: 25.04.18).
33. Undergraduate Research Conference 2015 // Universitas 21. URL: http://www.universitas21.com/news/details/194/undergraduate-research-conference-2015-video (дата обращения: 01.05.18).
34. UNESCO Asia-Pacific Regional Convention on Recognition of Qualifications in Higher Education // New Zealand Treaties Online. URL: http://www.treaties.mfat.govt.nz/search/details/t/3845 (дата обращения: 25.04.18).
35. Waikato Education International. 2018. URL: http://www.studywaikato.co.nz (дата обращения: 30.04.18).
36. What we do // NZQA. URL: http://www.nzqa.govt.nz/about-us/our-role/what-we-do/ (дата обращения: 25.04.18).
Доклады и статистические данные международных и национальных организаций и правительственных ведомств:
1. Предварительный доклад о подготовке глобальной конвенции о признании квалификаций высшего образования // ЮНЕСКО. 2015. URL:http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002347/234743R.pdf(дата обращения: 19.05.18).
2. Australia's export performance in FY2017 // Australian Trade and Investment Commission. 2017. URL: https://www.austrade.gov.au/News/Economic-analysis/australias-export-performance-in-fy2017 (дата обращения: 09.04.18).
3. Briefing to the Incoming Minister // Education New Zealand. 2017. URL: https://enz.govt.nz/assets/Uploads/ENZ-Briefing-to-Incoming-Minister-November-2017.pdf (дата обращения: 04.05.18).
4. Deodato, E., Borkowska, I. Universities as actors and instruments in diplomacy: The academic soft power potential // Valdai Discussion Club. 2014. URL: http://valdaiclub.com/files/10959/ (дата обращения: 14.03.18).
5. Education at a Glance 2017: OECD Indicators // OECD. 2017. URL: https://www.hm.ee/sites/default/files/eag2017_eng.pdf(дата обращения: 09.04.18).
6. Global Flow of Tertiary-Level Students // UIS. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 07.04.18).
7. Hudzik, J. K. Comprehensive Internationalization: From Concept to Action // NAFSA. 2011. URL: https://www.nafsa.org/uploadedFiles/NAFSA_Home/Resource_Library_Assets/Publications_Library/2011_Comprehen_Internationalization.pdf (дата обращения: 12.03.18).
8. Internationalisation of New Zealand’s Tertiary Education Organisations: Key Findings for Universities // Ministry of Education. 2015. URL: https://www.educationcounts.govt.nz/__data/assets/pdf_file/0004/169357/Internationalisation-of-TEOs-Universities-A3-summary.pdf (дата обращения: 01.05.18).
9. NAFSA’s Contribution to Internationalization of Higher Education // NAFSA. 2008. URL: https://www.nafsa.org/uploadedFiles/nafsas_contribution.pdf?n=8167(дата обращения: 12.03.18).
10. New Zealand International Student Enrolments – 2016 Full Year // Ministry of Education. 2016. URL: https://enz.govt.nz/assets/Uploads/International-Education-Dashboard-for-2016.pdf (дата обращения: 28.04.18).
11. Strong Performers and Successful Reformers in Education: Lessons from PISA for the United States // OECD. 2011. URL: https://www.oecd.org/pisa/46623978.pdf(дата обращения: 13.04.18).
12. Tertiary education enrolments by international students // Education Counts. 2017. URL: https://www.educationcounts.govt.nz/statistics/indicators/main/student-engagement-participation/international_students_enrolled_in_formal_tertiary_education (дата обращения: 28.04.18).
13. The Economic Impact of Export Education // Education New Zealand. 2008. URL: http://thehub.superu.govt.nz/assets/documents/42389_EconomicImpactReport08_0.pdf (дата обращения: 25.04.18).
14. The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020// British Council. 2012. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/the_shape_of_things_to_come_-_higher_education_global_trends_and_emerging_opportunities_to_2020.pdf(дата обращения: 13.03.18).
15. Young, international graduate outcomes - destinations // Ministry of Education. 2017. URL: http://www.educationcounts.govt.nz/__data/assets/pdf_file/0009/183591/Young,-international-graduate-outcomes-destinations-factsheet-November-2017.pdf (дата обращения: 04.05.18).
Международные рейтинги университетов:
1. Academic Ranking of World Universities 2017. URL: http://www.shanghairanking.com/World-University-Rankings-2017/New-Zealand.html (дата обращения: 28.04.18).
2. Best Student Cities // QS Top Universities. 2017. URL: https://www.topuniversities.com/city-rankings/2017 (дата обращения: 30.04.18).
3. QS World University Rankings. 2018. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018 (дата обращения: 24.04.18).
4. Times Higher Education: World University Rankings 2018. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2018/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 28.04.18).
5. U.S. News Education: Best Global Universities Rankings. 2017. URL: https://www.usnews.com/education/best-global-universities/rankings (дата обращения: 28.04.18).
Литература
Книги и справочные издания:
1.Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
2. Супян, В. Б. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. – М.: Магистр, 2009. – 400 с.
3. Anholt, S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. – New York: Palgrave Macmillan, 2007. – 147 p.
4. Brown, R. Everything for sale? The Marketisation of UK Higher Education. – London: Routledge, 2013. –256 p.
5. Carswell, R. C. Attracting International Students for Higher Education. – New York: Nova Science Publishers, Inc., 2010. – 99 p.
6. de Ridder-Symoens, H. A History of the University in Europe. Vol. 1: Universities in the Middle Ages. – Cambridge: Cambridge University Press, 1992. – 536 p.
7. de Wit, H. Internationalization of Higher Education in the United States and Europe: A Historical, Comparative, and Conceptual Analysis. – Westport: Greenwood Publishing Group, 2002. – 270 p.
8. de Wit, H. Trends, Issues and Challenges in Internationalization of Higher Education. – Amsterdam: University of Applied Sciences, 2011. – 127 p.
9. de Wit, H., Adams, T. Global Competition in Higher Education: A Comparative Study of Policies, Rationales and Practices in Australia and Europe // Higher Education, Policy and Global Competition Phenomenon / ed.: L. M. Portnoi, V. D. Rust, S. S. Bagley. – New York: Palgrave Macmillan, 2010. – 266 p.
10. de Wit, H., Hunter, F. Understanding internationalization of higher education in the European context // Internationalization of Higher Education / ed.: H. de Wit, F. Hunter, L. Howard, E. Egron-Polak. – Brussels: European Parliament, 2015. – 319 p.
11. de Wit, H. Merkx, G. The History of Internationalization of Higher Education // The SAGE Handbook of International Higher Education / ed.: D. K. Deardorff, H. de Wit, J. D. Heyl, T. Adams. – Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc., 2012. – 552 p.
12. Kerr, C. Higher Education Cannot Escape History: Issues for the Twenty-First Century. – Albany: State University of New York Press, 1994. – 266 p.
13. Knight, J., de Wit, H. Strategies for internationalization of higher education: historical and conceptual perspectives // Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America / ed.: H. de Wit. – Amsterdam: Luna Negra, 1995. – 176 p.
14. Lukes, S. Power and the Battle for Hearts and Minds: On the Blutness of Soft Power // Power in World Politics / ed.: F. Berenskoetter, M. J. Williams. – New York: Routledge, 2007. – 316 p.
15. Mellisen, J. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice // The New Public Diplomacy: Soft Power in International Relations / ed.: J. Mellisen. – New York: Palgrave Macmillan, 2005. – 221 p.
16. Naidoo, R., Jamieson, I. Knowledge in the Marketplace: The global commodification of teaching and learning in higher education // Internationalizing higher education: Critical explorations of pedagogy and policy / ed.: P. Ninnes, M. Hellsten. – Hong Kong: Springer, 2005. – 231 p.
17. Nye, J. S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. - New York: Basic Books, 1990. –336 p.
18. Nye, J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - New York: Public Affairs, 2004. – 191 p.
19. Nye, J. S. The Future of Power. – New York: Public Affairs, 2011. – 320 p.
20. Popa, A. Academic Dimension of Cooperation in the Black Sea Area // Internationalization of Quality Assurance, Accreditation and Management of Higher Education / ed.: S. Zapryagaev, S. O. Michael. – Voronezh: Publishing and Printing Center of Voronezh State University, 2010. – 340 p.
21. Scott, P. The Globalization of Higher Education. – Buckingham: Open University Press, 1998. – 134 p.
22. Shields, R., Edwards, R. Student Mobility and Emerging Hubs in Global Higher Education // Higher Education, Policy and Global Competition Phenomenon / ed.: L. M. Portnoi, V. D. Rust, S. S. Bagley. – New York: Palgrave Macmillan, 2010. – 266 p.
23. Stetar, J., Coppla, C., Guo, L., Nabiyeva, N., Ismailov, B. Soft Power Strategies: Competition and Cooperation in a Globalized System of Higher Education // Higher Education, Policy and Global Competition Phenomenon / ed.: L. M. Portnoi, V. D. Rust, S. S. Bagley. – New York: Palgrave Macmillan, 2010. – 266 p.
Статьи из научных печатных и электронных изданий:
1. Куприянова-Ашина, В. Э., Жу, Ч. Интернационализация высшего образования: российские подходы // Международные процессы. – 2013. Т. 11. № 2 (33). – С. 85 – 94.
2. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО – Университета. – 2017. № 3 (54). – С. 212 – 223.
3. Лебедева, М. М., Фор, Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО – Университета. – 2009. № 6 (9). – С. 200 – 205.
4. Панова, Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства // Вестник МГИМО – Университета.– 2011. № 2 (15). – С. 157 – 161.
5. Сагинова, О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования // Экономика образования. – 2005. № 1. – С. 38 – 48.
6. Торкунов, А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО – Университета. – 2012. № 4 (25). – С. 85 – 93.
7. Тремблэй, К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных организаций. – 2010. №3 (29). – С. 110 – 168.
8. Фоминых, А. Е. «Мягкая мощь» обменных программ // Международные процессы. – 2008. Т. 6. № 16. – С. 76 – 85.
9. Цветкова, Н. А. Российское образование в АТР: забытые уроки СССР, актуальный опыт США // РСМД. 2012. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiyskoe-obrazovanie-v-atr-zabytye-uroki-sssr-aktualnyy-op/?sphrase_id=2031112 (дата обращения: 08.04.18).
10. Altbach, P. G. Comparative perspectives in higher education for the twenty-first century // Higher Education Policy. – 1998. Vol. 11. Issue 4. – P. 347 – 356.
11. Altbach, P. G., de Wit, H. Internationalization and Global Tension: Lessons from History // International Higher Education. – 2015. № 81. – P. 21 – 24.
12. Altbach, P. G., Teichler, U. Internationalization and Exchanges in a Globalized University // Journal of Studies in International Education. – 2001. Vol. 5. № 1. – P. 5 – 25.
13. Brandenburg, U., de Wit, H. The End of Internationalization // International Higher Education. - 2011. № 62. – P. 15 – 16.
14. Butcher, A. Students, Soldiers, Sports, Sheep and the Silver-Screen: New Zealand’s Soft Power in ASEAN and Southeast Asia // Contemporary Southeast Asia. – 2012. Vol. 34. № 2. – P. 249 – 273.
15. Byrne, C., Hall, R. Realising Australia's international education as public diplomacy // Australian Journal of International Affairs. – 2013. Vol. 67. № 4. – P. 419 – 438.
16. Chan, S.-J. Internationalising higher education sectors: explaining the approaches in four Asian countries // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2013. Vol. 35. № 3. – P. 316 – 329.
17. Hopf, T. Common-sense constructivism and hegemony in world politics // International Organization. – 2013. Vol. 67. Issue 2. – P. 317 – 354.
18. Jiang, X. A Probe into Internationalisation of Higher Education in the New Zealand Context // Educational Philosophy and Theory. – 2010. Vol. 42. № 8. – P. 881 – 897.
19. Jiang, X. Towards the internationalization of higher education from a critical perspective // Journal of Further and Higher Education. – 2008. Vol. 32. № 4. – P. 347 – 358.
20. Knight, J. Education Hubs: A Fad, a Brand, an Innovation? // Journal of Studies in International Education. – 2011. Vol. 15. Issue 3. – P. 221 – 240.
21. Knight, J. Five Truths about Internationalization // International Higher Education. – 2012. № 69. – P. 13 – 15.
22. Knight, J. The limits of soft power in higher education // University World News. 2014. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20140129134636725 (дата обращения: 14.03.18).
23. Laifer, N., Kitchen, N. Making Soft Power Work: Theory and Practice in Australia's International Education Policy// Politics & Policy. – 2017. Vol. 45. № 5. – P. 813 – 840.
24. Lee, J. T. Soft power and cultural diplomacy: emerging education hubs in Asia // Comparative Education. – 2015. Vol. 51. № 3. – P. 353 – 374.
25. Lewis, N. Political projects and micro-practices of globalising education: building an international education industry in New Zealand // Globalisation, Societies and Education. – 2011. Vol. 9. № 2. – P. 225 – 246.
26. Lo, W. Y. W. Soft power, university rankings and knowledge production: distinctions between hegemony and self-determination in higher education // Comparative Education. – 2011. Vol. 47. № 2. – P. 209 – 222.
27. Marshall, S. Are New Zealand universities underperforming? An analysis of international enrolments in Australian and New Zealand universities // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2018. Vol. 48. Issue 2. – P. 1 – 18.
28. Martens, K., Starke, P. Small country, big business? New Zealand as education exporter // Comparative Education. – 2008. Vol. 44. № 1. – P. 3 – 19.
29. McDermott, D. J. Towards a Southeast Asian Higher Education Area// University World News. 2017. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170704111700957 (дата обращения: 23.03.18).
30. McGill Peterson, P. Diplomacy and Education: A Changing Global Landscape // International Higher Education. – 2014. № 75. – P. 2 – 3.
31. Nguyen, P.-M., Eliott, J. G., Terlouw, C., Pilot, A. Neocolonialism in education: Cooperative Learning in an Asian context // Comparative Education. – 2009. Vol. 45. № 1. – P. 109 - 130.
32. Nye, J. S. Public Diplomacy and Soft Power // Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2008. Vol. 616. – P. 94 – 109.
33. Robertson, S. L., Kedzierski, M. On the move: globalising higher education in Europe and beyond // The Language Learning Journal. – 2016. Vol. 44. № 3. – P. 276 – 291.
34. Tan, J. What happened to the global schoolhouse? // University World News. 2016. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20160913131137765 (дата обращения: 13.04.18).
35. Taylor, L. New Zealand as a Provider of Transnational Education // Higher Education in Europe. – 2000. Vol. XXV. № 3. – P. 311 – 313.
36. Wojciuk, A., Michałek, M., Stormowska, M. Education as a source and tool of soft power in international relations // European Political Science. – 2015. Vol. 14. Issue 3. – P. 298 – 317.
37. Zmas, A. Global impacts of the Bologna Process: international perspectives, local particularities // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2015. Vol. 45. № 5. – P. 727 – 747.
Статьи из сборников материалов конференций:
1. Лаптева, Д. А. Международное образование и международные образовательные связи Новой Зеландии // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том Х (1–9 декабря 2015 г.) / ред. В. И. Фокин, Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева, Н. Б. Рязанцева, С. С. Ширин, Е. Э. Эльц, Н. Н. Гудалов. – Великий Новгород: Оргкомитет ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи», 2015. – 66 с. – С. 33 – 42.
2. Gao, X. On Internationalization of Higher Education // Proceedings of a meeting: International Conference on Arts, Design and Contemporary Education 2015 (ICADCE 2015) (April 22 – 24, 2015) / ed.: P. Perry, A. Moore, M. Tlougan. – Moscow: Atlantis Press, 2015. – 936 p. – P. 757 – 760.