Введение 4
ГЛАВА 1. Роль мирян в Католической церкви 9
ГЛАВА 2. Положение католических мирян в России 34
ГЛАВА 3. Деятельность католических мирян в России 17
ГЛАВА 4. История Зеленого Клина и Хабаровска 24
ГЛАВА 5. Воспоминания живого источника № 1 26
§ 5.1 Биография 26
§ 5.2 Крещение 29
§ 5.3 Рождество 29
§ 5.4 Пасха 30
§ 5.5 Похороны 30
§ 5.6 Другие праздники 30
ГЛАВА 6. Данные живого источника № 2 31
§ 6.1 Биография 31
§ 6.2 Крещение и Первое Причастие 31
§ 6.3 Рождество 32
§ 6.4 Пасха 33
§ 6.5 Другие праздники 34
ГЛАВА 7. История Гродненской области 34
ГЛАВА 8. Воспоминания живого источника № 3 36
§ 8.1 Биография 36
§ 8.2 Крещение и Первое Причастие 37
§ 8.3 Рождество 39
§ 8.4 Великий пост и Пасха 40
§ 8.5 Венчание 41
§ 8.6 Похороны 43
§ 8.7 Другие праздники 43
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Данная дипломная работа посвящена изучению положения католических мирян на территории России и постсоветском пространстве, их деятельности и проповеди, а также соответствию их поведения поведению мирянина, декларированному в таких догматических документах, как конституция о Церкви «Lumen Gentium» и декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» Второго Ватиканского собора, в постсинодальном апостольском обращении Папы Иоанна Павла II о призвании и миссии мирян в Церкви и в мире «Cristefideles laici», а также в Кодексе канонического права Католической церкви. Главной задачей исследования является выявление основных черт поведения мирян, а также причины их формирования. Свое исследование я начинаю с фразы апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор 12, 27). Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам впервые называет Церковь телом Христовым, каждого же христианина - членом этого тела. В документах Католической церкви также используется образ Церкви как одушевленного существа, где каждая часть этого «организма» играет свою роль и выполняет свою функцию1. В главах догматических документов, посвященных мирянам, говорится, что вне зависимости от конкретной деятельности человека в Церкви, будь то священнослужитель или рядовой мирянин, главное его предназначение - быть христианином, то есть своей жизнью, своей деятельностью и поведением свидетельствовать о Христе2 3.
При этом особо подчеркивается, что общение с другими членами тела Христова, с другими христианами - неотъемлемая часть общения с Христом3. Романо Гвардини пишет: «Мы связаны невыразимо глубокой солидарностью и общностью жизни. Мы все проникнуты одним и тем же потоком благодати, одной и той же реальной силой Божьей. Один и тот же истинный Христос во всех - как прообраз и основа совершенствования, как стимул и творческая сила»4 5 6. Под потоком благодати Гвардини имеет в виду христианское понимание благодати, то есть благодать, исходящую от Бога, и воспринимается она как безвозмездный дар людям для того, чтобы они могли обрести спасение вечной жизни. спастись.
Мнение о том, что миряне - лишь пассивные участники жизни Церкви, является заблуждением. Миряне призваны Церковью действовать и проповедовать. Но, как показывает история, это призвание не всегда возможно осуществить. Если говорить о католичестве в России, то здесь проблема реализации мирянского призвания напрямую связана с немногочисленностью католиков в стране и существующими в отношении их стереотипами.
Я постараюсь рассмотреть специфику католической ритуальности в России в контексте философии повседневности. То, что верующий человек транслирует своим ежедневным поведением, дает возможность изучить религию, к которой он себя причисляет. Можно досконально знать все догматы и официальные постулаты, но именно конкретное «исполнение» дает реальный материал для анализа учения Церкви. Ирвинг Гофман в книге «Представление себя другим в повседневной жизни» пишет, что «... “истинные” или “действительные” установки, убеждения и чувства индивида можно выяснить только косвенно, благодаря его признаниям или непроизвольным проявлениям в поведении»7. То, как человек ведет себя в повседневной жизни, дает возможность оценивать его морально. Поступая тем или иным образом, вынося суждения о событиях, человек представляется другим как принадлежащий к определенному типу, и тем самым дает другим установку оценивать его с моральной точки зрения так же, как и других людей этого определенного типа. Его ежедневное поведение - это сигнал о том, что он именно такой, а не какой-то иной. Соответственно, рассматривая, например, католичество в России, мы имеем право рассматривать его в контексте того, как оно выражается в повседневной жизни представителей данной ветви христианства.
В своей работе я постараюсь осветить такие аспекты жизни российских католических мирян (далее: мирянства), как воплощение в жизнь слова Христа, исполнение своей мирянской миссии и трудности, с этим связанные. Также я предприму попытку рассмотреть, как интерпретируются богослужебные высказывания в жизни мирян, какие формы поведения, традиции они формируют. Основными источниками информации служат воспоминания реального человека, родившегося и проживавшего в городе Хабаровск, и жительницы Санкт-Петербурга. Оба источника являются католиками, однако если первого воспитывали с детства в католической традиции, то вторая приняла католичество в сознательном возрасте. Поэтому в части моей работы, посвященной российскому мирянству, я попробовала рассмотреть два варианта формирования традиций, связанных с католичеством. В первом случае это будет влияние более древних суеверий и ритуалов, которые «эволюционировали» в католические обряды. Во втором случае речь пойдет о влиянии общины, в которую человек попадает и в связи с этим формирует собственные обряды или перенимает их. Кроме того, я предприму попытку показать на примере воцерковленного в сознательном возрасте человека формирование традиций и ритуалов, связанных с католическими праздниками, событиями и т. д., сохранение каких-либо суеверий, обрядов со времени «до» принятия католической веры, синтез «сохраненных» обрядов с католическими обрядами, перенимание привычных в Католической церкви традиций новым ее членом. Особое внимание я постараюсь уделить географическому и историческому описанию Хабаровска, так как именно эти аспекты оказали сильное влияние на формирование католических обрядов в семье первого интервьюированного. Что касается положения католиков мирян, родившихся на территории Западной Беларуси, то на их примере я предприняла попытку раскрыть взаимопроникновение древних языческих ритуалов и католических, и описать традиционно бытовые аспекты жизни католиков мирян в Западной Белоруссии. Основным источником информации являются воспоминания реального человека, проживавшего на территории бывшей БССР. Несмотря на то, что описанные традиции и устои относятся к 70-80-м годам двадцатого века, они сохраняют актуальность и сейчас, за исключением вопросов политического отношения власти к религии. Община, находящаяся на территории, которая несколько раз за свою историю переходила из состава одного государства в состав другого и при этом никуда не переезжала, но плотно вросла корнями в эту землю, придерживается своих исконных традиций. Поэтому то, как эти традиции «вписались» в католическое вероисповедание населения, заслуживает отдельного рассмотрения. Практически все религиозные практики в любой стране не являются чисто церковными. Старинные обычаи плотно сплетаются с христианскими обрядами. Ярчайшим примером является датировка Рождества Христова 25-м декабря. В своем исследовании я буду опираться на воспоминаниях о воспитании, праздновании основных католических праздников и проведении католических обрядов. Вторым важным аспектом этой части работы является изучение жизни западно-белорусских католиков мирян, их деятельности и проповеди, а также их соответствия образу истинного христианского мирянина, прописанному в нескольких догматических документах. Одной из главных задач исследования является выявление характерных черт поведения мирян, а также причины их формирования. После описания основных аспектов роли мирянства в католичестве, я перейду непосредственно к истории и традициям мирянства на территории Западной Белоруссии. В заключение я проведу параллель между тем, какое поведение предписывают мирянам документы Церкви, и тем, как эти предписания реализуются в жизни.
Йозеф Ратцингер в книге «Дух литургии» особое внимание уделяет обрядовой части католической повседневности: «...обряд - приобретшее конкретную форму выражение церковности и идентичности Церкви как исторически трансцендентного сообщества, посвященного литургической молитве и действию. Обряд конкретизирует связь литургии с тем живым организмом, которым является Церковь, а ее, в свою очередь, характеризуют преданность форме веры, развившейся в рамках апостольской традиции. Эта связь с организмом Церкви позволяет сохранять различные виды литургии и допускает живое развитие, но точно так же исключает спонтанную импровизацию. Это касается человека и общины, иерархов и мирян»8. Он отмечает, что живое развитие литургии, то есть разные интерпретации канона, возможно с целью сохранения и оживления веры. Тем не менее, Ратцингер ставит жесткие границы вольности интерпретации, говоря о недопустимости спонтанной импровизации. Здесь выходит на первый план философская рефлексия в контексте богословия, которая держит в рамках психологию народной религии и не позволяет ей уйти в оккультизм.
Моя работа актуальна тем, что, во-первых, она освещает практически неисследованную часть католического мирянства. В ней также представлено положение религиозной конфессии, члены которой являются религиозным меньшинством, а структуры совсем недавно стали развиваться в полной мере. Во-вторых, ее ценность заключается в уникальности исследования ритуальной составляющей жизни католического мирянства постсоветского пространства в контексте философии повседневности.
Итак, в ходе исследования были проанализированы основные документы церкви, регламентирующие права и обязанности католических мирян, их участие в церковной жизни. Исходя из текстов этих документов, можно сделать вывод, что на мирян возложена миссия ничуть не менее значимая, чем на монашествующих и священство. Миряне призваны своим примером в любой сфере жизни нести слово Христа, активно участвовать в жизни Церкви. Участвуя в таинствах, миряне лучше усваивают учение Церкви, Месса своей структурой «программирует» мирян на жизнь во Христе. Что касается католических мирян в России, тут на их положение влияет множество исторических, политических и других факторов. Из -за неустойчивого положения католиков в России и политических разногласий традиционно католических стран с Россией, на восприятии российского католичества, к сожалению, сказываются многие негативные стереотипы. Только после развала Советского Союза католичество смогло начать активную деятельность на территории России. Миряне же в России исполняют не только предписанные им обязанности, но также вынуждены зачастую развенчивать некоторые ложные представления о католичестве. Однако, несмотря на многие трудности, католическое мирянство в России процветает, активно развивается как внутри себя, так и вовне. Ежегодно ряды католических мирян пополняются новыми людьми, пришедшими в Церковь уже будучи взрослыми. Воспитание внутри общины катехуменов позволяет приходской общине обновляться и обогащаться в вере. Это также воспитывает в ней чувство ответственности за тех, кто еще не так опытен в отношениях с Богом. Катехуменам же, в свою очередь, этот опыт помогает выстраивать отношения с людьми и учит не бояться обратиться за помощью. Миряне в России имеют возможность исполнять волю Христа, участвуя в благотворительной деятельности. Это помогает мирянам совершенствоваться в своей способности любить и помогать. Благодаря общественной деятельности миряне выстраивают родственные отношения с Православной церковью и протестантскими общинами, участвуя в совместных мероприятиях и тем самым свидетельствуя на деле о единстве христиан. Это воспитывает в них способность принимать другие ветви христианства не как исключающие друг друга, но наоборот, как взаимодополняющие и обогащающие его. Миряне учатся не упираться исключительно в собственные традиции, но и уважать другие. Итак, подводя итоги, российское католическое мирянство в своей поведенческой культуре отражает искреннее стремление к идеалам христианства и, поступательно развиваясь, оно в этом преуспевает.
Изучив биографические материалы конкретных представителей католиков в России и на постсоветском пространстве, я могу сделать следующий вывод: несмотря на то, что реальное выражение католического вероисповедания в повседневной жизни католиков не всегда имеет основание в официальном учение Церкви, это не делает из них «меньших» католиков или вообще сектантов. Наоборот, именно набор мелких ритуалов, сопровождающих их повседневную жизнь, их выражение радости или скорби, суеверия и уважение к другим древним поверьям, не относящимся к католичеству, транслирует католическое учение куда более точно и честно, чем все официальные догматы. Более того, они «оживляют» и поддерживают веру, создают для нее дополнительный каркас, который может поддержать в минуты сомнений. Человек может вырасти и утратить веру, но с детства воспитанная традиция праздновать определенным образом Рождество или Пасху вновь невольно возвращает к этим мыслям.
Выражение религиозного чувства в быту и в традициях - народное благочестие - может являться своего рода заменой церковной жизни в случае невозможности вести оную. В ситуации, когда человек поставлен в антирелигиозные условия, именно домашняя религиозность оставляет возможность быть приверженцем вероучения. Ведь именно бытовые проявления сложнее всего запретить «сверху», поэтому именно бытовые религиозные традиции особенно процветают в ситуации политической агрессии. Можно подписать большое количество бумаг, можно не иметь храма, но никто не может запретить говорить на родном языке с поросятами и иметь дома статую «Хозяйки Медной горы». «Народное благочестие - это очень важное проявление жизни в вере»1, - заявил президент Папского совета по содействию новой евангелизации монсеньор Рино Физикелла, открывая объявленный Папой Римским Бенедиктом XVI Год веры. Что же касается традиций, которые перенимаются и появляются у человека, не получившего воспитания в католической среде, на мой взгляд, вывод очевиден: в течение небольшого срока соблюдение принятых в католической общине обрядов становится естественным и, более того, формируются свои обряды, ритуалы и традиции. Любопытно также, что перенимаются многие иностранные обряды. Но если подводить итог, следует отметить, что, находясь в абсолютно разных географических и исторических условиях, люди все равно испытывают потребность «украсить» свою веру обрядами. Невозможно сослаться лишь на воспитание. Религиозному католическому сознанию недостаточно только «Катехизиса»; более первобытные вещи берут верх даже там, где предполагается, им взяться неоткуда.
При изучении традиций и быта католиков мирян Западной Белоруссии можно сделать вывод, что христианство основательно проросло корнями в быт и традиции тех людей. Христианство является парадигмой их жизни, оно формирует их уклад. Они действительно своей жизнью проповедуют слово Христа и принимают все религиозное очень близко. И подтверждение тому, когда основные праздники в жизни людей - Пасха и Рождество. Каждое знаменательное событие в жизни человека, а именно свадьба, рождение ребенка и смерть проходят под эгидой веры в Христа и без этого не представляются возможными.
Тем не менее, эта тотальная религиозность, в хорошем смысле слова «тотальная», происходит не без смешивания с древними традициями и приметами. Несмотря на то что Церковь отрицательно относится ко всякого рода суевериям, людям в миру от них избавиться трудно , и они неосознанно становятся частью веры этих людей.
1. Why are Advent Calendars Called ‘Advent Calendars’? [Электронный ресурс] - URL: http://resources.woodlands- junior.kent.sch.uk/customs/xmas/adventcalendars.html (Дата обращения 06.02.2016).
2. Адвентский венок [Электронный ресурс]. - URL: http://www.catholic.vrn.ru/advent-venok.html. (Дата обращения 06.02.2016).
3. Библия. Книги Священного Писания Нового и Ветхого завета. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
4. Вегас X. М. Основы христианской этики. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта; Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2007.
5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни [Электронный ресурс]. - М.: «КАНОН -пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. С. 304.- URL: https://cfs.hse.ru/data/2016/04/07/1127142131.pdf (режим доступа 17.03.2016).
6. Декрет о некоторых вопросах катехизации и христианском посвящении взрослых от 23 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.cathmos.ru/content/ru/publication-2011-05-23-17-11-17. html (Дата обращения 06.02.2016).
7. Декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem»: Документы Второго Ватиканского Собора [Электронный ресурс]. - М.: Паолине, 2004. С. 306. - URL: http://www.cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/VatCouns.pdf (Дата обращения 06.02.2016).
8. Дестивель И., ОР. Евхаристия, таинство единства // Радуга. Катехетический католический журнал. - 2005. - №4. - С. 11.
9. Доброер А. Царственное священство // Радуга. Католический катехетический журнал. - 2007. - №3. - С. 19-25.
10. Догматическая конституция о Церкви «Lumen Gentium» Второго Ватиканского собора: Документы Второго Ватиканского Собора [Электронный ресурс]. - М.: Паолине, 2004. С. 113. - URL: http://www.cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/VatCouns.pdf (Дата обращения 06.02.2016).
11. Интервью с отцом Александром Петшиком, генеральным директором католической благотворительной организации «Каритас» в России 09.06 2012 г. // Сибирская католическая газета [Электронный ресурс]. — URL: http://sibcatholic.ru/2012/06/09/v-rossii-karitas-bolee- chelovecheskij/ (Дата обращения 06.02.2016).
12. Иоанн Павел II. О призвании и миссии мирян в Церкви и в мире «Cristefideles laici», 3 [Электронный ресурс]. - М.: Издательство Францисканцев, 2010. - URL: http://www.edit.francis.ru/index.php?show=lib&book=1058923076 (Дата обращения 06.02.2016).
13. История Гродненской области. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.region.grodno.by/ru/oblast/hictory. (Дата обращения 06.02.2016).
14. Карсавин Л.П. Монашество в средние века [Электронный ресурс]. — М., 1992 г.. — URL: http://annales.info/evrope/small/msv.htm (Дата обращения 06.02.2016).
15. Катехизис Католической Церкви [Электронный ресурс] . — URL: http: //cathmo s .ru/files/docs/vatican_documents/cce4/index.html (Дата обращения 06.02.2016).
...