Европейское пространство высшего образования в повестке государств постсоветского пространства (на примере Грузии, Казахстана и России)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УЧАСТИЕ ГРУЗИИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС 7
1.1. «МОДЕРНИЗАЦИЯ» И УЧАСТИЕ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН В ЕПВО КАК ПРОЦЕСС «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕНОСА» 7
1.2. ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС 13
1.3. ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕПВО 15
ГЛАВА 2. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ДИСКУССИИ О НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМ 18
2.1. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР И ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ 18
2.2. ДИСКУССИИ О ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 23
2.3. ДИСКУССИИ О ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ 28
2.4. ДИСКУССИИ О ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ 30
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЕПВО В ГОСУДАРСТВАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА 36
3.1. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В РАМКАХ УЧАСТИЯ В ЕПВО 36
3.2. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ В РАМКАХ УЧАСТИЯ В ЕПВО 41
3.3. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В РАМКАХ УЧАСТИЯ В ЕПВО 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ГЛАВА 1. УЧАСТИЕ ГРУЗИИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС 7
1.1. «МОДЕРНИЗАЦИЯ» И УЧАСТИЕ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН В ЕПВО КАК ПРОЦЕСС «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕНОСА» 7
1.2. ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС 13
1.3. ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕПВО 15
ГЛАВА 2. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ДИСКУССИИ О НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМ 18
2.1. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР И ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ 18
2.2. ДИСКУССИИ О ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 23
2.3. ДИСКУССИИ О ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ 28
2.4. ДИСКУССИИ О ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ 30
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЕПВО В ГОСУДАРСТВАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА 36
3.1. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В РАМКАХ УЧАСТИЯ В ЕПВО 36
3.2. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ В РАМКАХ УЧАСТИЯ В ЕПВО 41
3.3. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В РАМКАХ УЧАСТИЯ В ЕПВО 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Целью Болонского процесса, запущенного в 1999 году совместной декларацией министров образования ряда европейских стран, является создание единого образовательного пространства в странах-участницах. Ключевыми шагами для этой интеграции являлись: 1) создание понятной и совместимой системы научных степеней; 2) создание двухступенчатой системы образования; 3) создание общей системы зачетных единиц (кредитов); 4) расширение программ академической мобильности 5) кооперация в области контроля качества образования; 6) продвижение европейского измерения в плане содержания учебных программ, развития кооперации между учебными заведениями разных стран.
Государства постсоветского пространства, исследуемые в настоящей работе, присоединились к Болонскому процессу в начале XXI века: Россия – в 2003г., Грузия – в 2005г., Казахстан – в 2010г. Участники Болонского процесса составляют Европейское пространство высшего образования (ЕПВО). Целью ЕПВО, сформулированной в Будапештско-Венской декларации 2010 года, являлась интеграция образовательных систем, ключевая роль в которой отводилась академическому сообществу: независимым учебным заведениям, преподавателям и студентам. Подчеркивалась значимость академической свободы и демократических институтов, как основы для международной интеграции и сотрудничества. Министры образования 47 стран, подписавшие декларацию, также признали необходимость реформ на национальном уровне, направленных на достижение этой цели. В 2020 году ЕПВО продолжает свою работу, а Грузия, Казахстан и Россия все еще являются его полноправными участниками.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в обществах Грузии, Казахстана и России существуют различные точки зрения по поводу необходимости участия этих стран в ЕПВО и проведения соответствующих реформ в сфере высшего образования. На протяжении многих лет, европейская цивилизация являлась если не моделью развития, то важнейшим его примером для государств, расположенных на этих территориях (Российская империя, СССР). Однако, трудно с уверенностью сказать, являются ли европейские ценности в системе образования частью национальной идентичности народов Грузии, Казахстана и России, или они стремятся внедрять лишь формальные элементы образовательных моделей, сохраняя традиционные для этих стран ценности и методы управления системой высшего образования. Три десятилетия образовательных реформ в независимых Грузии, Казахстане и России предоставляют существенный объем материала для анализа и ответа на этот вопрос.
Целью данного исследования является выявление и характеристика мотивов и причин участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие «модернизация» и его связь с реформами, проводимыми в Грузии, Казахстане и России в рамках их участия в ЕПВО;
2. Обосновать выбор метода анализа политического курса и его связь с теорией модернизации;
3. Выявить ценностное содержание ЕПВО и его связь с проблемами идентичности;
4. Описать исторический путь и предпосылки развития систем образования в Грузии, Казахстане и России по европейской модели;
5. Проанализировать дискурс академического сообщества и элит Грузии, Казахстана и России для выявления мотивации участия этих стран в ЕПВО и Болонском процессе и альтернативных мнений по направлениям развития реформ высшего образования;
6. Дать оценку европейским реформам высшего образования в Грузии, Казахстане и России.
Объектом исследования является участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, предметом факторы, оказывающие влияние на участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2000х годов, когда Россия, Грузия и Казахстан присоединились к Болонскому процессу. Для понимания истоков проблем модернизации и идентичности образовательных систем Грузии, Казахстана и России потребовалось сделать исторический экскурс в период XVIII – XX вв.
Источниковая база исследования
1. Официальные документы Болонского процесса ;
2. Законодательство и подзаконные акты Грузии, Казахстана и России, непосредственно касающаяся систем высшего образования этих государств ;
3. Выступления официальных лиц (глав государств и чиновников министерств образования) Грузии, Казахстана и России, отражающие мнение государственной власти об образовательных реформах и идентичности ;
4. Материалы ведущих СМИ и вузов Грузии, Казахстана и России, отражающие их участие в ЕПВО и мнение академического сообщества: публикации на сайтах, интервью с руководителями вузов .
Степень разработанности темы. Проблематика, связанная с участием Грузии, Казахстана и России в Болонском процессе и европейском пространстве высшего образования, является востребованной в академическом сообществе. Различным аспектам европейских реформ образования в этих странах посвящено большое количество научных работ.
Следующие монографии и диссертационные исследования посвящены участию Грузии, России и Казахстана в ЕПВО: среди исследователей Грузии стоит отметить Глонти Л. и Читашвили М. Казахстана– Тампаеву Г. России – Артамонову Ю. Д. и Демчука А. Л .
Работы зарубежных исследователей, например диссертация Бишофа Л. И. , монография коллектива авторов под руководством Хуйсмэна Дж. , анализируют особенности Болонского процесса на постсоветском пространстве в целом и в отдельных странах.
Аспектам модернизации в рамках ЕПВО посвящено небольшое количество отдельных работ. Этот аспект раскрывается в уже упомянутых работах Тампаевой Г., Артамоновой Ю. Д. и Демчука А. Л., Бишофа Л. И. Вопросы модернизации широко освещаются в публикациях ученых Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге: Травина Д.Я. , Стародубцева А.В. , Заостровцева А. П.
Среди исследователей, уделивших большое внимание аспектам идентичности, выделяется Кушнир И. В настоящем исследовании этим аспектам будет уделено значительное место.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории модернизации, разработанной Т. Парсонсом , и в дальнейшем развитой и адаптированной к постсоветской реальности Коллинзом Р.,Травиным Д. Я., Заостровцевым А.П., Гельманом В. Я., Стародубцевым А.В., Саквой Р. и др.
В рамках теории модернизации особенное внимание было уделено явлению институционального переноса.
Для анализа проблем идентичности и ценностного фактора в контексте процессов модернизации был использован метод анализа дискурсов.
Ключевым методом исследования, позволившим провести анализ и оценку участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, стало изучение политического курса.
Государства постсоветского пространства, исследуемые в настоящей работе, присоединились к Болонскому процессу в начале XXI века: Россия – в 2003г., Грузия – в 2005г., Казахстан – в 2010г. Участники Болонского процесса составляют Европейское пространство высшего образования (ЕПВО). Целью ЕПВО, сформулированной в Будапештско-Венской декларации 2010 года, являлась интеграция образовательных систем, ключевая роль в которой отводилась академическому сообществу: независимым учебным заведениям, преподавателям и студентам. Подчеркивалась значимость академической свободы и демократических институтов, как основы для международной интеграции и сотрудничества. Министры образования 47 стран, подписавшие декларацию, также признали необходимость реформ на национальном уровне, направленных на достижение этой цели. В 2020 году ЕПВО продолжает свою работу, а Грузия, Казахстан и Россия все еще являются его полноправными участниками.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в обществах Грузии, Казахстана и России существуют различные точки зрения по поводу необходимости участия этих стран в ЕПВО и проведения соответствующих реформ в сфере высшего образования. На протяжении многих лет, европейская цивилизация являлась если не моделью развития, то важнейшим его примером для государств, расположенных на этих территориях (Российская империя, СССР). Однако, трудно с уверенностью сказать, являются ли европейские ценности в системе образования частью национальной идентичности народов Грузии, Казахстана и России, или они стремятся внедрять лишь формальные элементы образовательных моделей, сохраняя традиционные для этих стран ценности и методы управления системой высшего образования. Три десятилетия образовательных реформ в независимых Грузии, Казахстане и России предоставляют существенный объем материала для анализа и ответа на этот вопрос.
Целью данного исследования является выявление и характеристика мотивов и причин участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие «модернизация» и его связь с реформами, проводимыми в Грузии, Казахстане и России в рамках их участия в ЕПВО;
2. Обосновать выбор метода анализа политического курса и его связь с теорией модернизации;
3. Выявить ценностное содержание ЕПВО и его связь с проблемами идентичности;
4. Описать исторический путь и предпосылки развития систем образования в Грузии, Казахстане и России по европейской модели;
5. Проанализировать дискурс академического сообщества и элит Грузии, Казахстана и России для выявления мотивации участия этих стран в ЕПВО и Болонском процессе и альтернативных мнений по направлениям развития реформ высшего образования;
6. Дать оценку европейским реформам высшего образования в Грузии, Казахстане и России.
Объектом исследования является участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, предметом факторы, оказывающие влияние на участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2000х годов, когда Россия, Грузия и Казахстан присоединились к Болонскому процессу. Для понимания истоков проблем модернизации и идентичности образовательных систем Грузии, Казахстана и России потребовалось сделать исторический экскурс в период XVIII – XX вв.
Источниковая база исследования
1. Официальные документы Болонского процесса ;
2. Законодательство и подзаконные акты Грузии, Казахстана и России, непосредственно касающаяся систем высшего образования этих государств ;
3. Выступления официальных лиц (глав государств и чиновников министерств образования) Грузии, Казахстана и России, отражающие мнение государственной власти об образовательных реформах и идентичности ;
4. Материалы ведущих СМИ и вузов Грузии, Казахстана и России, отражающие их участие в ЕПВО и мнение академического сообщества: публикации на сайтах, интервью с руководителями вузов .
Степень разработанности темы. Проблематика, связанная с участием Грузии, Казахстана и России в Болонском процессе и европейском пространстве высшего образования, является востребованной в академическом сообществе. Различным аспектам европейских реформ образования в этих странах посвящено большое количество научных работ.
Следующие монографии и диссертационные исследования посвящены участию Грузии, России и Казахстана в ЕПВО: среди исследователей Грузии стоит отметить Глонти Л. и Читашвили М. Казахстана– Тампаеву Г. России – Артамонову Ю. Д. и Демчука А. Л .
Работы зарубежных исследователей, например диссертация Бишофа Л. И. , монография коллектива авторов под руководством Хуйсмэна Дж. , анализируют особенности Болонского процесса на постсоветском пространстве в целом и в отдельных странах.
Аспектам модернизации в рамках ЕПВО посвящено небольшое количество отдельных работ. Этот аспект раскрывается в уже упомянутых работах Тампаевой Г., Артамоновой Ю. Д. и Демчука А. Л., Бишофа Л. И. Вопросы модернизации широко освещаются в публикациях ученых Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге: Травина Д.Я. , Стародубцева А.В. , Заостровцева А. П.
Среди исследователей, уделивших большое внимание аспектам идентичности, выделяется Кушнир И. В настоящем исследовании этим аспектам будет уделено значительное место.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории модернизации, разработанной Т. Парсонсом , и в дальнейшем развитой и адаптированной к постсоветской реальности Коллинзом Р.,Травиным Д. Я., Заостровцевым А.П., Гельманом В. Я., Стародубцевым А.В., Саквой Р. и др.
В рамках теории модернизации особенное внимание было уделено явлению институционального переноса.
Для анализа проблем идентичности и ценностного фактора в контексте процессов модернизации был использован метод анализа дискурсов.
Ключевым методом исследования, позволившим провести анализ и оценку участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, стало изучение политического курса.
В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы мотивы и причины участия Грузии, Казахстане и России рамках участия этих стран в Европейском пространстве высшего образования.
Основными выводами исследования стали следующие:
В случае Грузии и Казахстана, реформирование системы ВПО на основе требований и рекомендаций Европейского пространства высшего образования и Болонского процесса практически не сталкивается с сопротивлением со стороны элит и академического сообщества этих стран. Грузия и Казахстан проводят последовательную политику интернационализации образования и стремятся к созданию устойчивых систем образования на основе европейских моделей контроля качества и управления системой ВПО.
В национальной идентичности Грузии присутствует сильное европейское влияние. Несмотря на то, что страна опирается на консервативные ценности, формирование европейского мышления является одной из задач реформирования системы образования.
В рамках евразийской идентичности Казахстана, страны Европы представляются как модель развития в первую очередь ввиду их благополучия. Несмотря на то, что Казахстан имеет собственную уникальную идентичность, фундаментальные европейские ценности начинают играть в стране все большую роль и, не в последнюю очередь, благодаря реформам в системе образования.
Европейские реформы высшего образования в Грузии и Казахстане являются примером процесса модернизации, так как ведут к развитию обществ этих стран на основе европейских ценностей, включающих высокую адаптивность и мобильность населения и автономию образовательных организаций.
В случае России, европейские реформы в системе ВПО проводятся исходя из необходимости увеличения эффективности и качества образования. Значительная часть академического сообщества и политических элит России с осторожностью относится к внедрению принципиально новых моделей в структуре и управлении системой ВПО. Кроме того, в дискурсе политических элит России усиливаются идеи о собственном, отличном от европейского, пути реформирования системы ВПО, которые основаны на сохранении достижений советской системы высшего образования, являющейся традиционной для российского общества. Таким образом, в России происходит отторжение уже перенесенных образовательных моделей и принципов управления, что позволяет говорить о том, что реформы образования в России в рамках участия страны в ЕПВО являются примером не модернизации, а адаптации. То есть «техническим» копированием моделей, которые воспринимаются как более эффективные, без принятия ценностей, которые необходимы для обеспечения эффективного функционирования этих моделей.
В Грузии, Казахстане и России существуют похожие сложности при внедрении образовательных реформ по европейской модели: в первую очередь, это отсутствие достаточной автономии вузов и стремление к централизованному контролю за системой ВПО. Эти трудности объясняются советским наследием в системе образования, предполагающим жесткую вертикальную иерархию в управлении образовательными организациями и особенностями устройства политических систем Грузии, Казахстана и России, в которых сохраняются авторитарные черты.
Основными выводами исследования стали следующие:
В случае Грузии и Казахстана, реформирование системы ВПО на основе требований и рекомендаций Европейского пространства высшего образования и Болонского процесса практически не сталкивается с сопротивлением со стороны элит и академического сообщества этих стран. Грузия и Казахстан проводят последовательную политику интернационализации образования и стремятся к созданию устойчивых систем образования на основе европейских моделей контроля качества и управления системой ВПО.
В национальной идентичности Грузии присутствует сильное европейское влияние. Несмотря на то, что страна опирается на консервативные ценности, формирование европейского мышления является одной из задач реформирования системы образования.
В рамках евразийской идентичности Казахстана, страны Европы представляются как модель развития в первую очередь ввиду их благополучия. Несмотря на то, что Казахстан имеет собственную уникальную идентичность, фундаментальные европейские ценности начинают играть в стране все большую роль и, не в последнюю очередь, благодаря реформам в системе образования.
Европейские реформы высшего образования в Грузии и Казахстане являются примером процесса модернизации, так как ведут к развитию обществ этих стран на основе европейских ценностей, включающих высокую адаптивность и мобильность населения и автономию образовательных организаций.
В случае России, европейские реформы в системе ВПО проводятся исходя из необходимости увеличения эффективности и качества образования. Значительная часть академического сообщества и политических элит России с осторожностью относится к внедрению принципиально новых моделей в структуре и управлении системой ВПО. Кроме того, в дискурсе политических элит России усиливаются идеи о собственном, отличном от европейского, пути реформирования системы ВПО, которые основаны на сохранении достижений советской системы высшего образования, являющейся традиционной для российского общества. Таким образом, в России происходит отторжение уже перенесенных образовательных моделей и принципов управления, что позволяет говорить о том, что реформы образования в России в рамках участия страны в ЕПВО являются примером не модернизации, а адаптации. То есть «техническим» копированием моделей, которые воспринимаются как более эффективные, без принятия ценностей, которые необходимы для обеспечения эффективного функционирования этих моделей.
В Грузии, Казахстане и России существуют похожие сложности при внедрении образовательных реформ по европейской модели: в первую очередь, это отсутствие достаточной автономии вузов и стремление к централизованному контролю за системой ВПО. Эти трудности объясняются советским наследием в системе образования, предполагающим жесткую вертикальную иерархию в управлении образовательными организациями и особенностями устройства политических систем Грузии, Казахстана и России, в которых сохраняются авторитарные черты.



