Синтез китайских и западно-европейских музыкальных традиций в фортепианных пьесах Чу Ванхуа
|
Введение
ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
1. Национальные особенности восприятия музыки в русле философских учений
1.1. Система обрядов и музыки династии Чжоу (1046–771)
1.2. Китайская музыка с позиций конфуцианства. «Книга обрядов»(Ли Цзи,礼记) (IV–I вв. до н. э.)
2. Ладовые особенности народной музыки во взаимосвязи с мировоззрением китайского народа. Пентатоника
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ В КИТАЕ
1. История появления западноевропейских клавишных инструментов в Китае
2. Стилистические поиски китайских фортепианных композиторов
ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА ЧУ ВАНХУА
1. Ранний период творчества (1950–1977 гг.)
2. Период формирования индивидуального стиля (1978–1990 гг.)
3. Фортепианное творчество на рубеже XX–XXI вв.
ГЛАВА IV. СОЕДИНЕНИЕ КИТАЙСКИХ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС ЧУ ВАНХУА
1. Имитация звучания китайского народного инструмента эрху в пьесе Отражение луны в озере(Эр Цюань Инь Юэ,二泉映月)(1972)
2. Сочетание древнекитайской поэзии с западноевропейской образностью в Баркароле(Чунь Цзян Чжоу Инь,春江舟影) (1980)
3. Фантазия на Цветок жасмина(Мо Ли Хуа Хуан Сян Цю,茉莉花幻想曲)(2003) как синтез китайской народной песни и фортепианных исполнительских приемов XIX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ
ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
1. Национальные особенности восприятия музыки в русле философских учений
1.1. Система обрядов и музыки династии Чжоу (1046–771)
1.2. Китайская музыка с позиций конфуцианства. «Книга обрядов»(Ли Цзи,礼记) (IV–I вв. до н. э.)
2. Ладовые особенности народной музыки во взаимосвязи с мировоззрением китайского народа. Пентатоника
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ В КИТАЕ
1. История появления западноевропейских клавишных инструментов в Китае
2. Стилистические поиски китайских фортепианных композиторов
ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА ЧУ ВАНХУА
1. Ранний период творчества (1950–1977 гг.)
2. Период формирования индивидуального стиля (1978–1990 гг.)
3. Фортепианное творчество на рубеже XX–XXI вв.
ГЛАВА IV. СОЕДИНЕНИЕ КИТАЙСКИХ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС ЧУ ВАНХУА
1. Имитация звучания китайского народного инструмента эрху в пьесе Отражение луны в озере(Эр Цюань Инь Юэ,二泉映月)(1972)
2. Сочетание древнекитайской поэзии с западноевропейской образностью в Баркароле(Чунь Цзян Чжоу Инь,春江舟影) (1980)
3. Фантазия на Цветок жасмина(Мо Ли Хуа Хуан Сян Цю,茉莉花幻想曲)(2003) как синтез китайской народной песни и фортепианных исполнительских приемов XIX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ
Музыка обладает универсальным языком, позволяющим преодолевать культурные границы и объединять людей из разных стран мира. С недавнего времени слияние различных музыкальных традиций стало популярной тенденцией, что привело к появлению новых музыкальных стилей и жанров. Примером такого слияния является творчество известного китайского композитора и пианиста Чу Ванхуа. Его фортепианные произведения, в которых мастерски сочетаются элементы традиционной китайской музыки с западноевропейскими средствами музыкальной выразительности, являются примером синтеза обеих культур.
Музыкальные традиции Китая, на которые опирается в своем творчестве Чу Ванхуа, восходят к глубокой древности. В этой связи в работе затрагиваются философские основы древней китайской музыки. Изучение фортепианного творчества и анализ трех фортепианных произведений Отражение луны в озере (1972).Баркароле (1980). Фантазия на цветок жасмина (2003) позволяет лучше понять специфику его музыкального языка, в котором сочетаются восточные и западноевропейские традиции.
Актуальность исследования
Чу Ванхуа – один из композиторов, внесших наибольший вклад в развитие фортепиано в Китае. Согласно поиску CNKI по запросу «Чу Ванхуа, фортепиано» на Китайском академическом форуме, самые ранние статьи были опубликованы в 1978 году. Всего находится 15 статей в 1970-2000 годах, 85 новых статей в 2000-2010 годах, 231 новая статья в 2010-2020 годах, и с 2020 года по настоящее время 89 статей и докладов, опубликованных за короткий трехлетний период. Со временем его работы стали широко изучаться в Китае.
Поиск по имени «Чу Ванхуа» на сайте elibrary.ru выявил более 99 научных статей, посвященных различным аспектам жизни и творчества композитора, что является весьма примечательным явлением, доказывающим, что творчество композитора вызывает заслуженный интерес среди музыковедов. Данная работа основана на ряде научных трудов, в основном на китайском и английском языках, русские переводы которых отсутствуют.
Работа состоит из четырех глав, в которых автор рассматривает источники, хронологию, стилистические особенности и исполнение китайской фортепианной музыки. Помимо китайской фортепианной музыки, исследователь также изучает древнекитайскую правовую систему и музыкальные философские идеи, связанные с музыкой, а также появление в Китае и дальнейшую судьбу таких инструментов как орган, клавесина и фортепиано.
Первая глава посвящена древнекитайским музыкальным институтам и философским идеям, а также одному из средств музыкальной выразительности, глубоко связанному с мировосприятием китайского народа – пентатонике. Во второй главе обсуждается взаимопроникновение музыкальных традиций между Западной Европой и Китаем в современную эпоху. В двух последних главах рассматриваются три периода его жизни и три отдельных фортепианных произведения. В центре обсуждения – влияние личного жизненного опыта Чу на его творчество в разное время. Китайский ученый Лян Маочунь провел обширное исследование жизни Чу Ванхуа в своем интервью под названием «Исторические достижения композитора, пианиста Чу Ванхуа», (октябрь 2021 года).
Одним из наиболее важных трудов является «Избранная музыка Чу Ванхуа» (ISBN: 9787539641140), в которой собраны все творческие идеи Чу Ванхуа, и где композитор приводит подробный список источников и музыкальный анализ каждого произведения. Кроме того, была использована оригинальная партитура «Избранных фортепианных произведений Чу Ванхуа»(ISBN.978787806679944/J-950) под редакцией Ван Цинъяна и Тун Даоцзиня.
В исследовании дается четкая хронологическая последовательность развития китайской фортепианной музыки, а также описываются различные периоды ее развития. Во введении подчеркивается, что история развития фортепиано в Китае заслуживает тщательного изучения. В то же время, поскольку она представляет собой отход от развития западноевропейской музыки, утверждается, что китайская музыка испытала глубокое влияние западноевропейской музыки.
На основе большого количества научного материала предпринята попытка отразить специфику «китайского стиля» в фортепианных произведениях Чу Ванхуа. Основное внимание уделяется особенностям этого стиля в сочетании с западноевропейскими средствами музыкальной выразительности.
Итак, объект исследования —соединение китайских и западноевропейских музыкальных традиций в фортепианных произведениях Чу Ванхуа.
Предмет исследования — фортепианные произведения:
1) «Отражение луны в озере» (1972);
2) «Баркарола»(1980);
3) «Фантазия на цветок жасмина»(2003).
Цели исследования: История развития китайской музыки идет рука об руку с историей Китая, восходящей к периоду до нашей эры. Фортепиано как иностранное искусство и часть культуры Западной Европы вошло в быт китайского высшего общества менее века назад. Но благодаря усилиям таких выдающихся музыкантов как Чу Ванхуа, появилось множество музыкальных произведений, в которых традиционные китайские национальные и западноевропейские элементы прекрасно сочетаются друг с другом. Данное исследование проводится, чтобы получить больше информации о замечательных музыкантах Китая и познакомить с их произведениями Россию, с девятнадцатого века известную своими фортепианными композиторами и исполнителями.
Задачи:
1. Дать представление о философских основах культуры Китая, определивших развитие китайской музыки.
2. Рассмотреть влияние древней китайской музыки и философии на творчество Чу Ванхуа.
3. Изучить становление и развитие фортепианного стиля Чу Ванхуа.
4. Посредством анализа трех упомянутых пьес Чу Ванхуа продемонстрировать, как синтез китайской и западноевропейской музыкальных традиций может привести к созданию уникальных музыкальных произведений.
5. Как итог — внести вклад в более глубокое понимание культурных и музыкальных пересечений между Китаем и Западной Европой, а также определить потенциал художественного синтеза и инноваций, которые могут возникнуть в результате этих пересечений.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы:
1. Чтение древнекитайских трактатов, посвященных музыке, и перевод их на современный китайский и русский языки.
2. Изучение китайских народных песен и музыки для народных инструментов.
3. Поиск сходства и различий между композиторскими техниками и подходами западноевропейских и китайских композиторов, в том числе в поэтических техниках западноевропейских и китайских литераторов.
4. Сбор и изучение научных исследований, а также анализ нотного текста каждого из трех произведений Чу Ванхуа с точки зрения стиля и техники исполнения.
Музыкальные традиции Китая, на которые опирается в своем творчестве Чу Ванхуа, восходят к глубокой древности. В этой связи в работе затрагиваются философские основы древней китайской музыки. Изучение фортепианного творчества и анализ трех фортепианных произведений Отражение луны в озере (1972).Баркароле (1980). Фантазия на цветок жасмина (2003) позволяет лучше понять специфику его музыкального языка, в котором сочетаются восточные и западноевропейские традиции.
Актуальность исследования
Чу Ванхуа – один из композиторов, внесших наибольший вклад в развитие фортепиано в Китае. Согласно поиску CNKI по запросу «Чу Ванхуа, фортепиано» на Китайском академическом форуме, самые ранние статьи были опубликованы в 1978 году. Всего находится 15 статей в 1970-2000 годах, 85 новых статей в 2000-2010 годах, 231 новая статья в 2010-2020 годах, и с 2020 года по настоящее время 89 статей и докладов, опубликованных за короткий трехлетний период. Со временем его работы стали широко изучаться в Китае.
Поиск по имени «Чу Ванхуа» на сайте elibrary.ru выявил более 99 научных статей, посвященных различным аспектам жизни и творчества композитора, что является весьма примечательным явлением, доказывающим, что творчество композитора вызывает заслуженный интерес среди музыковедов. Данная работа основана на ряде научных трудов, в основном на китайском и английском языках, русские переводы которых отсутствуют.
Работа состоит из четырех глав, в которых автор рассматривает источники, хронологию, стилистические особенности и исполнение китайской фортепианной музыки. Помимо китайской фортепианной музыки, исследователь также изучает древнекитайскую правовую систему и музыкальные философские идеи, связанные с музыкой, а также появление в Китае и дальнейшую судьбу таких инструментов как орган, клавесина и фортепиано.
Первая глава посвящена древнекитайским музыкальным институтам и философским идеям, а также одному из средств музыкальной выразительности, глубоко связанному с мировосприятием китайского народа – пентатонике. Во второй главе обсуждается взаимопроникновение музыкальных традиций между Западной Европой и Китаем в современную эпоху. В двух последних главах рассматриваются три периода его жизни и три отдельных фортепианных произведения. В центре обсуждения – влияние личного жизненного опыта Чу на его творчество в разное время. Китайский ученый Лян Маочунь провел обширное исследование жизни Чу Ванхуа в своем интервью под названием «Исторические достижения композитора, пианиста Чу Ванхуа», (октябрь 2021 года).
Одним из наиболее важных трудов является «Избранная музыка Чу Ванхуа» (ISBN: 9787539641140), в которой собраны все творческие идеи Чу Ванхуа, и где композитор приводит подробный список источников и музыкальный анализ каждого произведения. Кроме того, была использована оригинальная партитура «Избранных фортепианных произведений Чу Ванхуа»(ISBN.978787806679944/J-950) под редакцией Ван Цинъяна и Тун Даоцзиня.
В исследовании дается четкая хронологическая последовательность развития китайской фортепианной музыки, а также описываются различные периоды ее развития. Во введении подчеркивается, что история развития фортепиано в Китае заслуживает тщательного изучения. В то же время, поскольку она представляет собой отход от развития западноевропейской музыки, утверждается, что китайская музыка испытала глубокое влияние западноевропейской музыки.
На основе большого количества научного материала предпринята попытка отразить специфику «китайского стиля» в фортепианных произведениях Чу Ванхуа. Основное внимание уделяется особенностям этого стиля в сочетании с западноевропейскими средствами музыкальной выразительности.
Итак, объект исследования —соединение китайских и западноевропейских музыкальных традиций в фортепианных произведениях Чу Ванхуа.
Предмет исследования — фортепианные произведения:
1) «Отражение луны в озере» (1972);
2) «Баркарола»(1980);
3) «Фантазия на цветок жасмина»(2003).
Цели исследования: История развития китайской музыки идет рука об руку с историей Китая, восходящей к периоду до нашей эры. Фортепиано как иностранное искусство и часть культуры Западной Европы вошло в быт китайского высшего общества менее века назад. Но благодаря усилиям таких выдающихся музыкантов как Чу Ванхуа, появилось множество музыкальных произведений, в которых традиционные китайские национальные и западноевропейские элементы прекрасно сочетаются друг с другом. Данное исследование проводится, чтобы получить больше информации о замечательных музыкантах Китая и познакомить с их произведениями Россию, с девятнадцатого века известную своими фортепианными композиторами и исполнителями.
Задачи:
1. Дать представление о философских основах культуры Китая, определивших развитие китайской музыки.
2. Рассмотреть влияние древней китайской музыки и философии на творчество Чу Ванхуа.
3. Изучить становление и развитие фортепианного стиля Чу Ванхуа.
4. Посредством анализа трех упомянутых пьес Чу Ванхуа продемонстрировать, как синтез китайской и западноевропейской музыкальных традиций может привести к созданию уникальных музыкальных произведений.
5. Как итог — внести вклад в более глубокое понимание культурных и музыкальных пересечений между Китаем и Западной Европой, а также определить потенциал художественного синтеза и инноваций, которые могут возникнуть в результате этих пересечений.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы:
1. Чтение древнекитайских трактатов, посвященных музыке, и перевод их на современный китайский и русский языки.
2. Изучение китайских народных песен и музыки для народных инструментов.
3. Поиск сходства и различий между композиторскими техниками и подходами западноевропейских и китайских композиторов, в том числе в поэтических техниках западноевропейских и китайских литераторов.
4. Сбор и изучение научных исследований, а также анализ нотного текста каждого из трех произведений Чу Ванхуа с точки зрения стиля и техники исполнения.
В целом, данное исследование посвящено объединению китайских и западноевропейских музыкальных мотивов в фортепианных произведениях Чу Ванхуа. При изучении работы мы также принимали во внимание важные аспекты древнекитайской философии, в том числе содержащиеся в «Книга обрядов»(Ли Цзи,礼记), что способствовало глубокому пониманию связей между музыкой и китайской культурой.
В ходе работы мы рассмотрели исторический контекст развития китайской музыкальной культуры, а также проанализировали влияние западноевропейской музыки на творчество китайского композитора. Благодаря применению современных методов исследования и детальному анализу произведений Чу Ванхуа, мы смогли выявить уникальность и значимость его пьес в контексте мировой музыкальной сцены.
Это исследование имеет важное значение для культурного обмена между Китаем и Западом, способствуя обогащению и развитию мировой музыкальной культуры. Оно открывает новые горизонты для артистов и композиторов, позволяя им осваивать и совмещать различные музыкальные традиции и техники.
Таким образом, наше исследование подтверждает, что соединение китайских и западноевропейских музыкальных мотивов является важным и перспективным направлением в современной музыке. Работы Чу Ванхуа представляют собой прекрасный пример этого объединения, демонстрируя высокую художественную ценность и потенциал для дальнейшего исследования.
Надеемся, что наше исследование будет способствовать дальнейшему развитию музыкальной науки и практики, а также станет отправной точкой для новых исследований в области объединения музыкальных мотивов. Мы верим, что продолжение диалога между китайской и западной музыкальной культурой приведет к еще более глубокому взаимопониманию и обмену, способствуя развитию музыкального искусства и расширению границ музыкального мира.
С уверенностью можно сказать, что объединение китайских и западноевропейских музыкальных традиций в фортепианных пьесах Чу Ванхуа открывает новые горизонты для музыкальных выражений и является прекрасным примером культурного обогащения и творческого сотрудничества между различными музыкальными традициями.
В ходе работы мы рассмотрели исторический контекст развития китайской музыкальной культуры, а также проанализировали влияние западноевропейской музыки на творчество китайского композитора. Благодаря применению современных методов исследования и детальному анализу произведений Чу Ванхуа, мы смогли выявить уникальность и значимость его пьес в контексте мировой музыкальной сцены.
Это исследование имеет важное значение для культурного обмена между Китаем и Западом, способствуя обогащению и развитию мировой музыкальной культуры. Оно открывает новые горизонты для артистов и композиторов, позволяя им осваивать и совмещать различные музыкальные традиции и техники.
Таким образом, наше исследование подтверждает, что соединение китайских и западноевропейских музыкальных мотивов является важным и перспективным направлением в современной музыке. Работы Чу Ванхуа представляют собой прекрасный пример этого объединения, демонстрируя высокую художественную ценность и потенциал для дальнейшего исследования.
Надеемся, что наше исследование будет способствовать дальнейшему развитию музыкальной науки и практики, а также станет отправной точкой для новых исследований в области объединения музыкальных мотивов. Мы верим, что продолжение диалога между китайской и западной музыкальной культурой приведет к еще более глубокому взаимопониманию и обмену, способствуя развитию музыкального искусства и расширению границ музыкального мира.
С уверенностью можно сказать, что объединение китайских и западноевропейских музыкальных традиций в фортепианных пьесах Чу Ванхуа открывает новые горизонты для музыкальных выражений и является прекрасным примером культурного обогащения и творческого сотрудничества между различными музыкальными традициями.



