Теория цифровой экономики в китайском менеджменте: Социологический подход
|
Введение 3
Глава 1. Цифровая экономика: мировые и китайские
общетеоретические тренды
1.1. Цифровая экономика: этапы становления и зарубежные теории………...7
1.2. Исследования китайских учёных по цифровой экономике……………...16
1.3. Особенности китайского менеджмента как особой базы для реализации принципов цифровой экономики 40
Глава 2 Цифровая экономика в Китае как поле социологических исследований 50
2.1. Институционализация цифровой экономики в Китае 50
2.2. Контент-анализ «Белой книги» 59
2.3. Социальные паспорта как проявление цифровизации (результаты
опроса населения) 68
Заключение 77
Список литературы…
Приложения
Приложение 1.Программа исследования «Контент-анализ «Белой книги цифровой экономики Китая»
Приложение 2. Программа исследования «Восприятие цифрового паспорта китайцами (по материалам анкетного опроса)»
Приложение 3. Образец анкеты «Восприятие цифрового паспорта жителями Китая» …
Глава 1. Цифровая экономика: мировые и китайские
общетеоретические тренды
1.1. Цифровая экономика: этапы становления и зарубежные теории………...7
1.2. Исследования китайских учёных по цифровой экономике……………...16
1.3. Особенности китайского менеджмента как особой базы для реализации принципов цифровой экономики 40
Глава 2 Цифровая экономика в Китае как поле социологических исследований 50
2.1. Институционализация цифровой экономики в Китае 50
2.2. Контент-анализ «Белой книги» 59
2.3. Социальные паспорта как проявление цифровизации (результаты
опроса населения) 68
Заключение 77
Список литературы…
Приложения
Приложение 1.Программа исследования «Контент-анализ «Белой книги цифровой экономики Китая»
Приложение 2. Программа исследования «Восприятие цифрового паспорта китайцами (по материалам анкетного опроса)»
Приложение 3. Образец анкеты «Восприятие цифрового паспорта жителями Китая» …
В последние годы темпы роста и объем цифровой экономики привлекают большое внимание. Одна из причин этого заключается в том, что скорость развития цифровой экономики значительно выше, чем в традиционных секторах экономики, а это означает, что она играет очевидную ведущую роль, как «новый импульс». В то же время, поскольку цифровая экономика стала важным фактором «смены полосы движения и обгона» в некоторых местных экономических условиях, масштабы, пропорции и темпы роста цифровой экономики выявили проблемы, которые нуждаются в осмыслении и разрешении.
Актуальность темы исследования определяется желанием представить достижения Китая, прежде всего его ученых, в области цифровой трансформации экономики и общества в целом.
Успехи цифровой экономики Китая очевидны: они признаны во всем мире и частично будут описаны в работе, при этом достижения китайских ученых, особенно в социальных науках, известны в меньшей степени. В Китае ведутся исследования по цифровизации, цифровой трансформации, цифровой экономике и стратегиям их развития. В стране с 2015 года издается специальный справочник «Белая книга цифровой экономики и занятости Китая», в котором обобщается как статистика цифровизации, так и степень распространения ее на предприятия страны, приводятся результаты социологических исследований.
Ожидается, что к 2022 году цифровая экономика Китая достигнет 3,5 трлн. юаней, а ее доля в ВВП увеличится до 13,3%. Основная цель стратегии цифровой экономики Китая - повышение национальной конкурентоспособности, содействие экономическому росту и социальному развитию. Основными достижениями современной цифровизации в стране можно считать: разработку национальной стратегии цифровой трансформации и формирования цифровой экономики (1), модернизацию экономики и ее структурную реформу, в ходе которых изменяется жизненный цикл производства товаров и предоставления услуг, а также создаются гибкие, сетевые и персонализированные производственные системы (2); преобразования сельского хозяйства (например, «деревня Таобао», жители которой широко используют электронную торговлю) (3), революционные изменения в сфере услуг: формирование электронной коммерции, внедрение форм интернет-оплаты, развитие онлайн-образования, распространение телемедицины, интернет-каршеринга и онлайн-развлечений (4), развитие предприятий нового типа: интернет-компаний, создающих новые технологии внутрифирменного управления: краудфандинг, краудсорсинг, проектный менеджмент и др.(5) и т.д.
Китайская программа по цифровизации экономики на 2025 год является примером национального стратегического плана, который предлагает ряд мер, направленных на рациональное использование рабочей силы, природных ресурсов (сырья и окружающей среды), финансовых средств и интеллектуальных ресурсов для повышения эффективности использования ресурсов страны. Ее финансирование обеспечивается как из государственных, так и из частных источников, но основной упор делается на мобилизацию частных ресурсов.
Тема нашего исследования - теория цифровой экономики в китайском менеджменте: социологический подход
Цель работы – комплексная оценка цифровизации экономики и общества в КНР
Объект исследования – цифровизации экономики в Китае и ее теоретическое обоснование
Предмет исследования – выявление особенностей китайской модели цифровизации, ее институциональных этапов, проявлений в социальной жизни (в частности, в социальных паспортах)
Задачи исследования:
1) Проанализировать западную теорию как основу понимания цифровой экономики и цифровизации.
2) Описать эволюцию взглядов китайских ученых на цифровую экономику и цифровизацию страны.
3) Описать особенности теории китайского менеджмента как альтернативу китайской теории цифровизации.
4) Изложить ход (успехи и проблемы) процессов цифровизации (институционализацию).
5) По материалам «Белой книги цифровой экономики и занятости» оценить тренды китайской науки в области цифровизации.
6) Оценить «социальные паспорта» как технологию применения цифровизации социальной сферы (по материалам анкетирования жителей страны)
Теоретическая база исследования:
Осмысление теории осуществлялось по трем направлениям:
1. Классическая западная «школа» цифровой экономики (Дон Тапскотт, Р. Бухт, Р. Хикс, Николас Негропонте и т.д.).
2. Китайская «школа» цифровой экономики (Ван Юйфэн, Фэн Чжаокуй, Хуан Цисянь, ЛюПэнфэй, ЛюЖуйшэн, Сунь Пин, ЧжанВэньчжэн, СянДебао и т.д.).
3. Классическая теория китайского менеджмента: ЧэнЦзюньи (создатель китайского менеджмента), Фэн Чжэнлуй, ЧжанВэньчжэнь и т.д.
Практическая значимость работы: заключается в том, что
- в работе были представлены китайские школы цифровизации,
- в поле исследовательской информации включена «Белая книга цифровой экономики» - ежегодный сборник статистических и исследовательских материалов по проблемам цифровизации.
- описано восприятие «социальных паспортов» китайскими жителями.
Методологической основой работы явились современные направления теории цифровизации, представленные западной и китайской школами.
В ходе исследования использовались такие прикладные методы, как сравнительный анализ, обработка статистических данных, а также социологические - контент-анализ официального исследовательского ежегодника и интернет анкетирование жителей страны .
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три части, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 94 страницы, список литературы включает 92 источника, включая 50 на китайском языке, 29на английском и 13 на русском. В работе содержится 7 таблиц и 3 приложения.
Актуальность темы исследования определяется желанием представить достижения Китая, прежде всего его ученых, в области цифровой трансформации экономики и общества в целом.
Успехи цифровой экономики Китая очевидны: они признаны во всем мире и частично будут описаны в работе, при этом достижения китайских ученых, особенно в социальных науках, известны в меньшей степени. В Китае ведутся исследования по цифровизации, цифровой трансформации, цифровой экономике и стратегиям их развития. В стране с 2015 года издается специальный справочник «Белая книга цифровой экономики и занятости Китая», в котором обобщается как статистика цифровизации, так и степень распространения ее на предприятия страны, приводятся результаты социологических исследований.
Ожидается, что к 2022 году цифровая экономика Китая достигнет 3,5 трлн. юаней, а ее доля в ВВП увеличится до 13,3%. Основная цель стратегии цифровой экономики Китая - повышение национальной конкурентоспособности, содействие экономическому росту и социальному развитию. Основными достижениями современной цифровизации в стране можно считать: разработку национальной стратегии цифровой трансформации и формирования цифровой экономики (1), модернизацию экономики и ее структурную реформу, в ходе которых изменяется жизненный цикл производства товаров и предоставления услуг, а также создаются гибкие, сетевые и персонализированные производственные системы (2); преобразования сельского хозяйства (например, «деревня Таобао», жители которой широко используют электронную торговлю) (3), революционные изменения в сфере услуг: формирование электронной коммерции, внедрение форм интернет-оплаты, развитие онлайн-образования, распространение телемедицины, интернет-каршеринга и онлайн-развлечений (4), развитие предприятий нового типа: интернет-компаний, создающих новые технологии внутрифирменного управления: краудфандинг, краудсорсинг, проектный менеджмент и др.(5) и т.д.
Китайская программа по цифровизации экономики на 2025 год является примером национального стратегического плана, который предлагает ряд мер, направленных на рациональное использование рабочей силы, природных ресурсов (сырья и окружающей среды), финансовых средств и интеллектуальных ресурсов для повышения эффективности использования ресурсов страны. Ее финансирование обеспечивается как из государственных, так и из частных источников, но основной упор делается на мобилизацию частных ресурсов.
Тема нашего исследования - теория цифровой экономики в китайском менеджменте: социологический подход
Цель работы – комплексная оценка цифровизации экономики и общества в КНР
Объект исследования – цифровизации экономики в Китае и ее теоретическое обоснование
Предмет исследования – выявление особенностей китайской модели цифровизации, ее институциональных этапов, проявлений в социальной жизни (в частности, в социальных паспортах)
Задачи исследования:
1) Проанализировать западную теорию как основу понимания цифровой экономики и цифровизации.
2) Описать эволюцию взглядов китайских ученых на цифровую экономику и цифровизацию страны.
3) Описать особенности теории китайского менеджмента как альтернативу китайской теории цифровизации.
4) Изложить ход (успехи и проблемы) процессов цифровизации (институционализацию).
5) По материалам «Белой книги цифровой экономики и занятости» оценить тренды китайской науки в области цифровизации.
6) Оценить «социальные паспорта» как технологию применения цифровизации социальной сферы (по материалам анкетирования жителей страны)
Теоретическая база исследования:
Осмысление теории осуществлялось по трем направлениям:
1. Классическая западная «школа» цифровой экономики (Дон Тапскотт, Р. Бухт, Р. Хикс, Николас Негропонте и т.д.).
2. Китайская «школа» цифровой экономики (Ван Юйфэн, Фэн Чжаокуй, Хуан Цисянь, ЛюПэнфэй, ЛюЖуйшэн, Сунь Пин, ЧжанВэньчжэн, СянДебао и т.д.).
3. Классическая теория китайского менеджмента: ЧэнЦзюньи (создатель китайского менеджмента), Фэн Чжэнлуй, ЧжанВэньчжэнь и т.д.
Практическая значимость работы: заключается в том, что
- в работе были представлены китайские школы цифровизации,
- в поле исследовательской информации включена «Белая книга цифровой экономики» - ежегодный сборник статистических и исследовательских материалов по проблемам цифровизации.
- описано восприятие «социальных паспортов» китайскими жителями.
Методологической основой работы явились современные направления теории цифровизации, представленные западной и китайской школами.
В ходе исследования использовались такие прикладные методы, как сравнительный анализ, обработка статистических данных, а также социологические - контент-анализ официального исследовательского ежегодника и интернет анкетирование жителей страны .
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три части, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 94 страницы, список литературы включает 92 источника, включая 50 на китайском языке, 29на английском и 13 на русском. В работе содержится 7 таблиц и 3 приложения.
В процессе исследования теории цифровой экономики в китайском менеджменте с точки зрения социологического подхода, мы пришли к следующим выводам:
- При работе над теорией цифровой экономики мы разделили научную литературу на два блока: первый - взгляды ученых и сборники трудов исследователей международных организаций, которые инициируют процесс цифровизации, второй – указывают на трудности, которые сопровождают этот процесс. Тем самым, мы выявили динамику в формировании определения «цифровая экономика», два этапа развития ее теории (общий и его распад на многочисленные конкретные направления цифровизации). Ракурсы китайской научной мысли в этом вопросе сводятся к науке вообще и данному направлению правительством, к диапазону сфер, находящихся под прямым влиянием цифровизации: от социальных кредитов до реконструкции военной промышленности.
- Китайская культура и китайский менеджмент восстанавливаются и не мешают процессу цифровизации, что позволяет аккумулировать доходы (накопления) на главных направлениях, они пронизывают культуру в целом и поведение каждого китайского жителя. Думается, что интенция людей к готовности подчинить собственные интересы национальной идее и коллективным идеалам будет способствовать усилению лидирующих позиций Китая в XXI веке и приведет к тому, что на китайский менеджмент будут равняться другие страны.
- Вторая глава посвящена цифровой экономике в Китае как полю социологических исследований. С целью представления этапов институционализации цифровизации в Китае нами были выявлены и проанализированы 10 основных законов, касающихся распространения информации, обозначены органы, регулирующие интернет в стране: Государственный комитет информации (2011), а также комитет сетевой безопасности и информационных технологий КНР (2018). Проанализировав эти события, предложены следующие этапы институционализации процесса цифровизации в Китае:
- этап зарождения интернет-коммуникаций на предприятии (1995 г),
- этап развития ее предшественников: цифрового маркетинга и АО (начиная с 2000),
- этап зарождения собственно цифровизации и цифрового менеджмента (с 2013 г.)
Происходит расширение сфер влияния цифровой экономики: сначала это была торговля, сейчас к ней подключились производство, идет ее распространение на социальную сферу (введение социальных паспортов).
- Анализ «Белой книги цифровизации Китая» показал, что несмотря на успехи, проблем и трудностей в сфере цифровизации в Китае впереди – не меньше. Объем книги не превышает 70 страниц, что гораздо меньше ее аналогов, например официальный ежегодник «Белая книги по корпоративной социальной ответственности предприятий» содержит более 300 страниц.
- На основе приведенного анализа относительно социальных паспортов в Китае и обобщения результатов опроса населения, мы пришли к следующим выводам: правительство Китая внедрило онлайн-систему с идентификацией предприятий и учреждений и приступило к ее распространению на людей. Самым большим препятствием при этом является сложность технологии аутентификации гражданства и личности. Правительству страны придется еще много работать над внедрением условий, гарантирующих защиту прав граждан на свободу слова и неприкосновенность частной жизни при введении паспортов.
Таким образом, в ходе работы над исследованием была достигнута его основная цель и решены все поставленные задачи. Мы выносим предложение относительно будущего продвижения и развития цифрового паспорта Китая: необходимо положиться на социальные сети, чтобы продвигать внедрение цифровых паспортов.
- При работе над теорией цифровой экономики мы разделили научную литературу на два блока: первый - взгляды ученых и сборники трудов исследователей международных организаций, которые инициируют процесс цифровизации, второй – указывают на трудности, которые сопровождают этот процесс. Тем самым, мы выявили динамику в формировании определения «цифровая экономика», два этапа развития ее теории (общий и его распад на многочисленные конкретные направления цифровизации). Ракурсы китайской научной мысли в этом вопросе сводятся к науке вообще и данному направлению правительством, к диапазону сфер, находящихся под прямым влиянием цифровизации: от социальных кредитов до реконструкции военной промышленности.
- Китайская культура и китайский менеджмент восстанавливаются и не мешают процессу цифровизации, что позволяет аккумулировать доходы (накопления) на главных направлениях, они пронизывают культуру в целом и поведение каждого китайского жителя. Думается, что интенция людей к готовности подчинить собственные интересы национальной идее и коллективным идеалам будет способствовать усилению лидирующих позиций Китая в XXI веке и приведет к тому, что на китайский менеджмент будут равняться другие страны.
- Вторая глава посвящена цифровой экономике в Китае как полю социологических исследований. С целью представления этапов институционализации цифровизации в Китае нами были выявлены и проанализированы 10 основных законов, касающихся распространения информации, обозначены органы, регулирующие интернет в стране: Государственный комитет информации (2011), а также комитет сетевой безопасности и информационных технологий КНР (2018). Проанализировав эти события, предложены следующие этапы институционализации процесса цифровизации в Китае:
- этап зарождения интернет-коммуникаций на предприятии (1995 г),
- этап развития ее предшественников: цифрового маркетинга и АО (начиная с 2000),
- этап зарождения собственно цифровизации и цифрового менеджмента (с 2013 г.)
Происходит расширение сфер влияния цифровой экономики: сначала это была торговля, сейчас к ней подключились производство, идет ее распространение на социальную сферу (введение социальных паспортов).
- Анализ «Белой книги цифровизации Китая» показал, что несмотря на успехи, проблем и трудностей в сфере цифровизации в Китае впереди – не меньше. Объем книги не превышает 70 страниц, что гораздо меньше ее аналогов, например официальный ежегодник «Белая книги по корпоративной социальной ответственности предприятий» содержит более 300 страниц.
- На основе приведенного анализа относительно социальных паспортов в Китае и обобщения результатов опроса населения, мы пришли к следующим выводам: правительство Китая внедрило онлайн-систему с идентификацией предприятий и учреждений и приступило к ее распространению на людей. Самым большим препятствием при этом является сложность технологии аутентификации гражданства и личности. Правительству страны придется еще много работать над внедрением условий, гарантирующих защиту прав граждан на свободу слова и неприкосновенность частной жизни при введении паспортов.
Таким образом, в ходе работы над исследованием была достигнута его основная цель и решены все поставленные задачи. Мы выносим предложение относительно будущего продвижения и развития цифрового паспорта Китая: необходимо положиться на социальные сети, чтобы продвигать внедрение цифровых паспортов.
Подобные работы
- НОВАЦИИ В КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КИТАЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО Е-МЕНЕДЖМЕНТА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КОММЕРЧЕСКИХ КОМПАНИЙ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация форм занятости молодежи в России и Китае: социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Потребительские стратегии российских и китайских студентов колледжей
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2023 - Тенденции и методы развития электронной коммерции в Китае и России: социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2022 - Тенденции и методы развития электронной коммерции в Китае и России:
социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Потребительские стратегии российских и китайских студентов колледжей
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - Экономика интернет-знаменитостей в Китае: социологический анализ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Кризис китайских предприятий и его последствия для международного имиджа государства (на примере телекоммуникационных компаний)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022



