Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования……………………………7
1.1. Промышленные зоны как точки роста экономики региона……………………………..7
1.2. Типология промышленных зон, критерии к их размещению…………………………..15
1.3. Отраслевая специализация промышленных зон…………………………………………18
1.4. Территориальные особенности промышленных зон на территории России………….25
Глава 2. Экономико-географическая оценка факторов развития промышленного комплекса Ленинградской области
2.1. Место Ленинградской области в пространственной структуре экономики Российской Федерации
2.2. Промышленные зоны как фактор развития инвестиционных процессов в Ленинградской области
2.3. Оценка факторов экономико-географического положения региона……………………44
2.4. Оценка транспортно-логистического фактора……………………………………………46
2.5. Оценка потребительского фактора и роль Большого Санкт-Петербурга………………50
2.6. Оценка ресурсного фактора…
2.7. Итоговая бальная оценка…………………………………………………………………..56
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Ленинградской области как высокоиндустриального региона
3.1.Основные проблемы, ограничивающие дальнейший рост и развитие региона и пути к их решению
3.2. Кластерная политика, направленная на создание и развитие кластеров
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях глобализации, интеграции России в мировую экономику вектором современного развития для нашей страны выступает формирование инновационной экономики, развитие собственной высокотехнологичной, диверсифицированной, многоотраслевой промышленности. Ленинградская область – стратегически важная территория нашей страны, являющаяся столпом для её стабильного экономического развития, и прежде всего для северо-запада. Регион является одним из главных центров промышленного производства России, выступает как один из ведущих по показателям экономического развития и инвестиционному потенциалу в Северо-Западном Федеральном округе и в России в целом. Для становления и позиционирования региона как высокоиндустриального, для его устойчивого развития, более глубокой диверсификации экономики необходим комплексный подход, направленный на создание благоприятных условий, способствующих развитию и расширению поля деятельности промышленных компаний. На сегодняшний день особое значение приобретает пространственная организация рыночной инфраструктуры, как основа активизации инновационной деятельности. Такой подход направлен на создание инновационных форм территориальной организации производства в регионе (в т. ч. кластеры, промышленные зоны, индустриальные парки). Промышленные зоны являются удачным решением региональных проблем и общенациональных задач, а именно, они производят благоприятный эффект на развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности материального производства, развитие инфраструктуры. Поэтому научное исследование на тему «Промышленные зоны как формы территориальной организации производства Ленинградской области» является очень актуальным и современным на сегодняшний день.
Объектом исследования выступают промышленные зоны Ленинградской области.
Предметом исследования является – промышленные зоны как механизм территориальной организации производства Ленинградской области.
Цель исследования заключается в изучении и выявлении особенностей влияния промышленных зон на экономическое и промышленное развитие Ленинградской области.
Для достижения поставленной цели был решён ряд задач:
1. Актуализировать представления о промышленных зонах;
2. Изучить типологию промышленных зон, критерии к их размещению;
3. Определить и обозначить отраслевую специализацию промышленных зон региона;
4. Оценить влияние промышленных зонна развитие инвестиционных процессов в Ленинградской области;
5. Определить и выделить место Ленинградской области в пространственной структуре экономики Российской Федерации;
6. Дать экономико-географическую оценку кругу факторов, оказывающих эффект на развитие экономики региона;
7. Выявить основные проблемы, ограничивающие дальнейший рост и развитие региона, определить пути к их решению.
8. Изучить кластерную политику региона.
Методологическую основу исследования составляют: аналитический, исторический, экономико-статистический, сравнительно-географический, картографический методы исследования.
Информационно – эмпирической базой исследования послужили: 1) данные отечественных официальных организаций, таких как Федеральная служба государственной статистики, Петростат, Министерство экономического развития Российской Федерации, Фронт-офис Администрации Ленинградской области по работе с инвесторами; 2) монографии, тезисы и научные публикации российских и зарубежных учёных, посвящённые проблематике отраслей промышленного производства, деятельности ТНК и процессам воздействия инновационных форм организации производства на экономику различных регионов; 3) аналитические доклады и статистические ресурсы, размещённые в режимах свободного и ограниченного доступа в сети интернет.
Научная новизна диссертационного исследования. Впервые в отечественной экономической географии проведено комплексное исследование промышленных зон как форм территориальной организации производства Ленинградской области. Определена и зафиксирована отраслевая специализация промышленных зон, базирующихся в Ленинградской области, а также выявлены территориальные особенности промышленных зон России. Выявлено воздействие промышленных зон на развитие инвестиционных процессов в регионе. Дана экономико-географическая оценка кругу факторов, оказывающих эффект на развитие экономики региона, а именно экономико-географическому, транспортному положению региона, ресурсному, потребительскому фактору, определена роль Санкт-Петербурга. Определено место Ленинградской области в пространственной структуре экономики Российской Федерации, её стратегическая роль для нашей страны, проанализирован экспортный и инновационный потенциал, определены основные страны-контрагенты. Инновационному потенциалу Ленинградской области дана бальная оценка по ряду критериев. Выявлены и проанализированы основные проблемы, ограничивающие дальнейший рост и развитие региона, определены пути к их решению. Обозначена кластерная политика региона, направленная на создание и развитие кластеров, отмечены особенности и этапы их дальнейшего развития. Автором составлены различные картосхемы, одна из которых отражает степень локализации промышленных зон и их отраслевую специализацию. Следующая картосхема указывает на размещение основных предприятий региона с мировым именем и отражает отраслевую специализацию районов Ленинградской области. Последняя картосхема показывает значение экспортных показателей по основным странам-контрагентам, импортирующим продукцию, производимую в Ленинградской области, их градацию.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть полезны инвесторам, для планирования своей деятельности в Ленинградской области, строительным и промышленным компаниям, а также результаты исследования могут быть полезны при создании учебных курсов по географии промышленности России, размещению производительных сил.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений, в виде 3 картосхем, таблиц, составленных автором. Список литературы насчитывает 51 источник на русском и английском языках.
В первой главе изучены промышленные зоны как точки роста экономики Ленинградской области. Приведены теоретические основы понятия – промышленная зона, определена типология и критерии к их размещению, приведён международный опыт работы таких проектов. Выявлена и отражена отраслевая специализация промышленных зон Ленинградской области, территориальные особенности промышленных зон, базирующихся в России. Обозначены проблемы, касающиеся промышленности региона, его экономического развития, приведены факты того, что инновационные формы размещения производства актуальны и полезны для экономического развития области, как они оказывают воздействие на развитие инвестиционных процессов в регионе.
Вторая глава посвящена экономико-географической оценке факторов развития промышленного комплекса Ленинградской области. Определено место Ленинградской области в пространственной структуре экономики Российской Федерации, её стратегическая роль для нашей страны. Выявлено воздействие промышленных зон на развитие инвестиционных процессов в регионе. Дана экономико-географическая оценка кругу факторов, оказывающих эффект на развитие экономики региона, а именно экономико-географическому, транспортному положению региона, ресурсному, потребительскому фактору, определена роль Санкт-Петербурга.
В третьей главе изучаются проблемы и перспективы развития Ленинградской области как высокоиндустриального региона, обозначены цели кластерной политики, основные особенности и показатели деятельности кластеров региона.
В заключении обобщены выявленные автором особенности, проблемы, закономерности и тренды развития экономики и промышленности Ленинградской области.
Вектором современного развития для нашей страны в условиях глобализации, интеграции России в мировую экономику является создание инновационной экономики, развитие собственной высокотехнологичной, диверсифицированной, многоотраслевой промышленности становлению которой, может поспособствовать создание инновационных форм территориальной организации производства в регионах (в т. ч. кластеры, промышленные зоны, индустриальные парки). Сегодня особое значение приобретает пространственная организация рыночной инфраструктуры, как основа активизации инновационной деятельности. Промышленные зоны являются удачным решением региональных проблем и общенациональных задач, а именно, они производят благоприятный эффект на развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности материального производства, развитие инфраструктуры, решение социальных задач.
Ленинградская область является стратегически важной территорией для стабильного экономического и промышленного развития нашей страны, и прежде всего её северо-запада. Это связано, в первую очередь, с тем, что Ленинградская область – важнейший транспортно-логистический узел общероссийской и мировой транспортной системы, а также регион является одним из главных центров промышленного производства в России. Промышленный комплекс Ленинградской области представляют крупные и средние предприятия самых разнообразных видов экономической деятельности, число которых насчитывает более 600 единиц, значительная часть из них входит в число ведущих российских промышленных предприятий. Выгодное приморское положение (выход к Балтийскому морю), наличие действующих морских портов, а также строящихся, приграничное положение с Европейским союзом, с которым внешнеэкономические связи имеют стратегическое значение – первостепенные факторы, оказывающие влияние на развитие экономики региона. Не менее важен факт, что в Ленинградской области находится центр экономического тяготения всего Северо-Запада нашей страны – Санкт-Петербург город мирового значения гамма группы, который как раз-таки и обусловливает интенсивность развития экономического пространства вокруг своей периферии.
Ленинградский регион является одним из ведущих по показателям экономического развития и инвестиционному потенциалу в Северо-Западном Федеральном округе и в России в целом. Основным показателем успешного развития региона является объём валового регионального продукта (ВРП), который в последние годы увеличивается стремительными темпами. Для Ленинградской области базовым направлением экономики является промышленность. Именно огромное количество компаний промышленного сектора, локализованных на территории области, обеспечивают около 34,4% в доле ВРП региона. Промышленные предприятия обеспечивают до 80% поступлений в бюджет области и практически все валютные поступления от экспортной деятельности предприятий. Промышленное производство региона является многоотраслевым и включает в себя огромное количество различных отраслей. Но есть значительная проблема, даже несмотря на то, что промышленность в Ленинградской области довольно многопрофильная, весьма малое значение в производстве занимают такие важнейшие отрасли, как машиностроение, производство электронного и оптического оборудования, электрооборудования, металлургическое производство, текстильная промышленность. Более того, узко разнообразие, видов выпускаемой продукции, в данных отраслях. Для устранения данного факта, создания условий для устойчивого развития региона, расширения видов выпускаемой продукции, более глубокой диверсификации экономики необходима комплексная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий для развития и расширения поля деятельности промышленных компаний. Также не менее важным является создание условий для благоприятного инвестиционного климата в области, вследствие чего, инвесторы, как отечественные, так и иностранные будут привлечены на организацию новых перспективных проектов.
Возникает значительная озабоченность развитием промышленной составляющей региона с одной стороны, в связи со значительной дифференцированностью территорий по уровню социально-экономического развития, с другой стороны, вследствие исчерпания запасов промышленных площадок, оставшихся ещё с советских времён. Оптимальной формой развития промышленности является организация промышленных зон и индустриальных парков. Потенциальные выгоды от создания промышленной зоны возникают за счёт высокой концентрации производств на компактной территории, т.е. происходит экономия на инфраструктуре и действует эффект масштаба. Промышленная зона служит «магнитом» для притока отечественных и зарубежных инвестиций, внедрения передовых инновационных технологий, совершенствования управленческих навыков. Условия, которые создаёт государство для частного сектора в рамках промышленных зон, позволяют компаниям внушительно сократить свои затраты на подведение инфраструктурных ресурсов. В итоге функционирование промышленной зоны приводит к развитию промышленного производства, развитию инфраструктуры, а следовательно, к росту благосостояния населения, что является самой главной целью большинства государств при разработке экономической и социальной политики.
Благодаря уже существующим промышленным зонам, на территорию региона привлечены разнообразнейшие иностранные компании, к их числу относятся такие мировые гиганты как «Сименс», «Форд Моторс», «Интернешнл Пейпер», «Майер-МелнхофХольц», «НокианТайерс», «Аристон» и мн. др. Также и отечественные предприятия развивают своё производство, на собственных земельных участках, при этом освобождаясь от налога на имущество. Стоит и сказать о том, что в отличие от других регионов России, именно в Ленинградской области локализуется самое значительное число промышленных зон, а их 62, и индустриальных парков. Это отражается и на увеличивающихся темпах роста новых предприятий в регионе, и как следствие на увеличении объёма производимой продукции.
Характерная особенность отличает районы с наибольшей концентрацией промышленных зон от остальных районов области, где эта концентрация меньше. В районах с высокой концентрацией промышленных зон наблюдается наибольшая производительность и как следствие более большая доля в отгрузке товаров собственного производства в сравнении с другими районами региона. Например, к таковым районам относится Кингисеппский район, в котором расположены 3 крупные промышленные зоны, на территории которых локализовано 16 промышленных предприятий (24% - доля в отгрузке товаров собственного производства), Ломоносовский район – 5 промышленных зон, на территории которых локализовано 29 крупных промышленных предприятий (20%), Всеволожский район – 4 промышленные зоны, на территории которых локализовано 34 крупные промышленные предприятия (13%).
Продукция, производимая в Ленинградской области, пользуется значительным спросом, подтверждением данного факта является экспортный показатель. Регион традиционно лидирует по показателю экспорта среди всех субъектов России, в структуре товарооборота Ленинградской области экспорт превышает импорт в два раза.
Основными проблемами, ограничивающими дальнейший рост и развитие Ленинградской области, являются последствия бурного экономического роста начавшегося в 2000-е гг., в близлежащее время они имеют тенденцию к обострению, вследствие влияния роста проблем экономики на глобальном уровне. Для ликвидации текущих проблем и ограничений, помимо модернизации и обновления традиционных промышленных секторов для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках, Ленинградской области крайне важно сделать шаг в направлении следующего этапа своего развития (инновационные зоны и кластеры, развитие образования, касающееся подготовки высококлассных инженерных кадров). Ещё одним главным трендом в развитии экономики региона является развитие современных производственных комплексов в отраслях: автомобилестроение, транспортное машиностроение, нефтехимия. Для того чтобы перейти на новый этап своего развития, региону жизненно необходимо сформировать новый «портфель ресурсов», обеспечить инвестиционное развитие, тем самым обеспечить и экономический рост, поэтапно подойти к переходу именно на такой этап роста, который будет инновационным, опирающийся на собственные высокие технологии с изменением касающимся структуры экономики. Коренным образом необходимо изменить цели и задачи, касающиеся ключевых источников развития – Санкт-Петербургской агломерации, портовой системы и системы международных транспортных коридоров, а также приграничного сотрудничества с регионами нашей страны и с Европейским Союзом.
Таким образом, исходя из всех благоприятных факторов (выгодное приморское положение, наличие действующих и строящихся морских портов, транспортный узел, приграничное положение с Европейским союзом) и постепенному становлению инновационных моделей организации производства (промышленные зоны, индустриальные парки, кластеры), внедрению передовых технологий, можно говорить о том, что Ленинградская область имеет перспективы развития как высокоиндустриальный регион, в котором представлены все виды производства и транспорта.
1. Агентство экономического развития Ленинградской области. // [Электронный ресурс]. URL: http://lenoblinvest.ru
2. Артоболевский С. С. Точка зрения: Российская региональная политика: модернизация или деформация пространства // Современные производительные силы. М., 2012
3. Артоболевский С. С., Бакланов П. Я., Трейвиш А. И. Пространство и развитие России: полимасштабный анализ // Вестник Российской академии наук, № 2, 2009, С. 101 – 112
4. Афанасов А.Ю. Кластерная политика в Ленинградской области: организационные аспекты, Вестник российской академии естественных наук, №17, 2013, С. 98-100
5. Баннова К. А., Мусина С.З. Влияние создания индустриальных парков на социально-экономическое развитие регионов. // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономики и финансов, 2015. С. 73 – 77.
6. Беленов О. Н., Шурчкова Ю. В, Смольянинова Т. Ю. Индустриальные парки в Росии и за рубежом: опыт создания и развития. // Современная экономика: проблемы и решения, №7 (55), 2014. С. 78 – 92
7. Беленов О.Н., Смольянинова Т.Ю., Шурчкова Ю.В. Индустриальные парки: сущность и основные характеристики. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2013, № 1 (33). С. 66-76
8. Беленов О.Н., Шурчкова Ю.В., Смольянинова Т.Ю. Роль индустриальных парков в экономике региона. Современная экономика: проблемы и решения, 2013, № 9 (45). С. 40-52
9. Быков А. Н. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Российский экономический журнал, № 7, 2001, С. 54–74
10. Верхотуров Дмитрий. Зона не исправляет // Агентство политических новостей, 2010. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.apn.ru/publications/article22632.htm
11. Гайворонская С.А. Об упрощенной системе налогообложения. Панорама, 2012, № 2. С. 147-152
12. Гладкий Ю. Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. СПб., 2006
13. Джетписова А. Б., Потапова И. И. Современные формы организации пространственных процессов. Вестник АГТУ, сер: Экономика, 2009. № 1. С. 84–90
14. Зверев Ю. М. Экономическая глобализация, интернационализация производства и формирование международных производственных сетей // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта, Вып. 1., 2009, С. 23 – 27
15. Интегрированная региональная информационная система. Инвестиционное развитие территории Ленинградской области. // [Электронный ресурс]. URL: http://map.lenoblinvest.ru/gis/
16. Исляев Т.Р. Стратегические особенности современного геоэкономического положения Ленинградской области и предыстория плановой практики управления. Журнал правовых и экономических исследований, 2013, С. 132–135.
17. Информационное агентство REGNUM. Ленобласть экспортирует вдвое больше, чем импортирует. // [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/economy/2187191.html
18. Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области. Региональные нормативы градостроительного проектирования Ленинградской области, 2012. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashmdom.ru/SNIP%20LO.PDF
19. Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.n-west.ru/wp-content/uploads/2013/08/Proekt_Kontseptsiya-razvitiya-Leningradskoy-oblasti_2025.pdf
20. Костюнина Г. М. Промышленно-производственные зоны в зарубежном опыте (на примере Мексики). Российский внешнеэкономический вестник, №9, 2009, С. 13 – 22
21. Кузнецов С. В. Пространственное развитие экономики макрорегиона (на примере Северо-Западного федерального округа): монография / под ред. С. В. Кузнецова. СПб., 2013
22. Кузнецов С.В., Лачининский С.С. Современная трактовка «геоэкономическое положение» и её верификация на примере Санкт-Петербургской агломерации. Балтийский регион. 2014. № 1 (19). С. 103—121
23. Кузнецов С. В., Межевич Н. М. Экономическое пространство. Теория и практика. СПб., 2012
24. Кузнецова О.А. Пирамида факторов социально-экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2013. №2. С. 121—131
25. Лааксонен Э., Мекинен Х. Потенциал для расширения сотрудничества между судостроительными кластерами Эстонии, Финляндии и Северо-Запада России. Балтийский регион. 2013. № 4 (18). С. 81—99.
26. Лазарев А.Н., Марченко С.С. Перспективы развития судостроительных кластеров в России. Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова 2012. № 3 (15). С. 104 – 106
27. Лодин В. Специальные экономические зоны. // [Электронный ресурс]. URL: www.humanities.edu.ru
28. Межевич Н. М., Черняк С. В. Развитие транспортной инфраструктуры – механизм реконструкции экономического пространства на примере Северо-Запада: национальные и международные акценты // Экономика и предпринимательство, № 7 (36), 2013, С. 183 – 187
29. Меньшикова М.А., Афанасьева Л.А., Развитие кластерной политики как важнейшее направление региональной политики, Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии №3, 2014, С. 8 – 9
30. Министерство экономического развития Российской Федерации// [Электронный ресурс]. URL:http://economy.gov.ru/minec/main
31. Николаев М. А., Малышев Д. П., Бакуменко О. А., Костинбой А. С. Теория и практика модернизации промышленного комплекса региона // Монография, ПГУ, 2016, С. 216
32. Общий аршин. Российские регионы в рейтингах по итогам 2015 года. // Бизнес – Журнал, Январь-февраль, № 1–2, 2016. С. 16 – 19.
33. Позаченюк Е.А. Территориальное планирование // учебное пособие // Таврический Национальный университет, 2006 // [Электронный ресурс]. URL: http://bookbk.net/book/185-territorialnoe-planirovanie-ea-pozachenyuk/21-44-organizaciya-promyshlennyx-zon.html
34. Петростат. // [Электронный ресурс]. URL: http://petrostat.gks.ru
35. Планета Земля. Историческая география. Шэньчжэнь. // [Электронный ресурс]. URL: http://geosfera.org/aziya/kitaj/1477-shenchzhen.html
36. Рейтинговое агентство Эксперт. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2016 года. // [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/project/regcongress/2016/ranking
37. Сидоров В.П., Шамаева Н.П. Кластеры и территориально - производственные комплексы: журнал Вестник Удмуртского университета №6-4. 2011. – С. 140-144.
38. Федеральная служба государственной статистики. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
39. Фёдоров Г. М. Перспективы сетевого сотрудничества России и стран ЕС в инновационной сфере на Балтике // Балтийский регион, № 1 (15), 2013, С. 7 – 26
40. Фронт-офис Администрации Ленинградской области по работе с инвесторами. Кластер автомобилестроения Ленинградской области. // [Электронный ресурс]. URL: http://lenoblinvest.ru/media/pres/pres_ru/AutomotiveCluster.pdf
41. Фронт-офис Администрации Ленинградской области по работе с инвесторами. Кластер медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий. // [Электронный ресурс]. URL: http://lenoblinvest.ru/media/pres/pres_ru/PharmCluster.pdf
42. Фронт-офис Администрации Ленинградской области по работе с инвесторами. Промышленность Ленинградской области, 2017. // [Электронный ресурс]. URL: http://lenoblinvest.ru/media/pres/pres_ru/pres_ru.pdf
43. Фронт-офис Администрации Ленинградской области по работе с инвесторами. Кластер судостроения Ленинградской области. // [Электронный ресурс]. URL: http://lenoblinvest.ru/investitsii-v-promyshlennost/promyshlennye-klastery/klaster-sudostroeniya
44. Cowen D., Smith N. After Geopolitics? From the Geopolitical Social to Geoeconomics // Antipode. №1, 2009
45. ImexpAnalytic. Экспорт Ленинградской области. // [Электронный ресурс]. URL: Shttp://complex.imexp.ru/archives/3105
46. KulimHi-TechPark // [Электронный ресурс]. URL: http://www.khtp.com.my
47. McGilvrayG.Enhancing the Foreign-Trade Zones Program for Small and Medium Sized Enterprises. USA, May 2004, P.5 – 6
48. MengGuangwen.The Theory and Practice of Free Economic Zones: A Case-Study of Tianjin, People’s Republic of China. – Beiging, 2003, P.108
49. MidAmerica Industrial Parkhttp // [Электронный ресурс]. URL: www.maip.com/index.php
50. Surveyor International Group. Оценка перспектив развития объектов промышленного назначения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 2013. С. 1 – 19
51. Promotion of Port Investments and Model of FTZ in Northeast Asia. – Japan, China, 2006, P.117