Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКИ ОСТРАНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА

Работа №133464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. КОНЦЕПТ ОСТРАНЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕОРИЙ 6
1.1 Остранение в литературе: В. Шкловский 6
1.2 Очуждение. Две концепции: Брехт, Фуко 12
1.2.1 Прием в театре 12
1.2.2. Прием в живописи 14
1.3 Выводы к первой главе 16
Глава 2. ПОЗИТИВНОЕ ОСТРАНЕНИЕ 18
2.1 Остранение и кинематограф 18
2.2 Не позитивное остранение 20
2.3 Кинематографические примеры позитивного остранения 25
Глава 3. НЕГАТИВНОЕ ОСТРАНЕНИЕ 33
3.1 Негативное остранение и позиция зрителя 35
3.2 Негативное остранение как инструмент деидеологизации 40
Заключение 49
Список литературы 51
Фильмография 55

В том огромном объеме текстов, которые были посвящены кинематографу за более чем столетие его существования, сформировалось множество различных направлений мысли: от журналистской кинокритики до философской аналитики с привлечением кино в качестве материала исследования. Отдельная сфера кинотекстов, кинотеории занята изучением зрительского восприятия. Настоящая работа претендует на то, чтобы оказаться среди этого пласта работ.
На наш взгляд, постоянное существование современного человека среди медиа-культуры обусловливает возникновение проблемы, связанной с что у зрителя вырабатывается привычка поверхностному, автоматизированному восприятию транслируемых повсеместно визуальных образов. Если раньше человек удивлялся им, как ребенок удивляется впервые увиденным объектам, то сейчас визуальный образ прекратил рефлексироваться зрителем, прекратил чувствоваться, утратил свою значимость. Многие режиссера ставят перед собой задачу разрешить указанную проблему, преодолеть такого рода автоматизацию, используя практики остранения визуального образа, отменяющие привычную и комфортную для зрителя ситуацию, подталкивая его к такому режиму восприятия, в котором образ воспринимается как увиденный впервые.
Целью настоящей работы является анализ кинематографических примеров использования приема остранения и попытка выяснить, возможно ли вернуть зрительскую рецепцию в эту так называемую стадию доопытного восприятия, вернуть зрителю способность к активному просмотру.
Поставленная цель определила ряд задач, на выполнение которых ориентируется наше исследование. Основными среди следующие задачи:
рассмотреть концепции, выдвинутые теоретиками театра, литературы и живописи, которые сталкивались с похожими проблемами соответствии со спецификой различных видов искусств;
проанализировать функционирование рассматриваемых концепций в рецептивном поле кинематографа;
сформулировать терминологический аппарат, раскрывающий полной мере сущность приема остранения, соответствующий аналитической адекватной парадигме исследования кинотекста;
актуализировать использование разрабатываемой терминологии исследовательской деятельности посредством рассмотрения соответствующих кинематографических примеров.
Объектом нашего исследования являются фильмографии Филиппа Гранрийе, Жана-Люка Годара - режиссеров, выделяемых нами как главных апологетов подобных практик в кинематографе, а также других режиссеров, относящихся к различным периодам времени (Люсьен Кастен-Тэйлор,Вирина Паравел, Кира Муратова, Жоэль Сериа). Такого рода выборка объясняется тем, что нам тем, важно что бегло нам что важно взглянуть нам бегло важно на историю кинематографического на образа в контексте проблемы использования приема остранения.
Теоретико-методологическую базу работы составляют различные тексты, рассматривающие важную для нас концепцию остранения применительно к литературе и кинематографу (В. Шкловский, И. Смирнов, И. Калинин), а также работы К. Метца, Ж.-Л. Бодри, М. Б. Ямпольского, посвященные проблеме взаимодействия зрителя и фильма.
Научная проработанность заявленной проблемы представляется нам недостаточной, поскольку на сегодняшний день работы, нацеленные на выявление приема остранения в кинематографическом смысле, практически отсутствуют по причине того, что указанный выразительный механизм в большинстве своем рассматривается как явление сугубо литературное. Кроме того, кинематографический материал, используемый в настоящей работе, отличается относительной новизной и, по большей части, еще не рассмотрен современными исследователями во всех возможных аспектах.
Совокупность этих фактов обусловливает научную новизну нашей работы, которая, можно сказать, одной из первых предпринимает попытку сделать акцент на анализе кинематографической концепции остранения на примере вышеуказанных фильмов.
При этом следует отметить, что само наличие ряда рассматриваемых нами разноплановых кинокартин, активно использующих прием остранения, говорит о том, что обозначенная нами проблема является актуальной, а изобразительный прием, находящийся в центре нашего внимания, - востребованным с художественной точки зрения.
Таким образом, основываясь на гипотезе, утверждающей то, что проблема автоматизации зрительской рецепции в кинематографе может быть решена посредством приема остранения, и, за счет этого, остранение становится значимым элементом киноязыка, мы предпринимаем попытку провести комплексное исследование в этой области и предложить в какой-то степени новое видение этого вопроса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании была предпринята попытка рассмотреть те
виды киноязыка кинематографических приемов, которые
целенаправленно создавались для работы с процессами зрительского
восприятия. В их задачу входило вывести зрителя из такого типа
восприятия, в котором он воспринимает визуальные образы пассивно, не
обращая на них должного внимания.
Первоначально были рассмотрены теории, принадлежащие к сферам других видов искусств, для того чтобы понять, как проблема пассивной зрительской рецепции решалась в других случаях. Для того, чтобы говорить об этой проблеме применительно к кинематографу, были введены два термина: позитивное остранение и негативное остранение.
Во второй главе был рассмотрен феномен позитивного остранения. В первую очередь была описана та ситуация, из-за которой у нас возникла потребность говорить о необходимости переложения теории остранения в сферу кинематографического. Она заключается в том, что человек сейчас живет в медиа-культуре и визуальные образы воспринимаются им как повседневность, он пользуется ими как практической речью, давно забыв их подлинное значение и ощущение. Для возвращения аффектов необходима необычная работа с визуальным образом, но кроме того необходима особая перцептивная программа, которая была бы направленна именно на то, чтобы побудить зрителя именно к переживанию образа, поверхностному просмотру. Далее нами были рассмотрены фильмы, режиссеры которых в производстве своих кинокартин исходят из таких же задач и вырабатывают соответствующие художественные решения.
Во второй главе был рассмотрен феномен негативного остранения. Его том, что вместо пассивной зрительской завороженности образом, он призывает зрителя к активной рефлексии увиденного, требует критической позиции. В этом случае фильму необходимы другие практики для выполнения задачи. Фильм стремиться разрушить условия, которые побуждают зрителя к спокойному созерцанию, благодаря разрушению устоявшихся канонов в художественных средствах фильма (монтаж, актерская игра, запрет на взгляд в камеру), к которым зритель так привык. Фильм таким образом устанавливает себя не как завершенный и недоступный объект, а как Другой по отношению к зрителю, с которым необходимо вступить в коммуникацию. Также мы выяснили, что эта совокупность приемов чаще всего используется в тех фильмах, в задачу которых входит критика или осмысление каких-либо идеологий.
Таким образом, мы выяснили, что наряду с генеральными линиями в кинематографе и в сфере визуальных образов в целом всегда есть необходимость в таких фильмах, который бы отучали зрителя от привычных практик просмотра и «привычных» фильмов. Это возникает из потребности напомнить о той ценности, которую несли визуальные образы для зрительского восприятия в первые годы жизни кинематографа/человека, а также их первоначальном смысле, которые вместе носят неизбежную привычку забываться со временем и начинать восприниматься узнаванием снова и снова.


1. Аронсон Олег. Метакино. - М.: Ад Маргинем, 2003 г. - 261 с.
2. Барт Ролан. Camera lucida. - М.: Ад Маргинем, 1997 г. - 221 с.
3. Брехт Б. Собрание сочинений. Том 5. Театр. М.: Искусство, 1965. - 560 с.
4. Брехт Бертольт. Ме-ти. Книга перемен. Пер. с нем. С.Н. Земляного. Собрание избранных сочинений. - М.: Издательство «Логос-Альтера», «Ессе homo» 2004. - 224 с.
5. Виноградов В.В Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске»/ Владимир Виноградов. - М.: Канон+, 2013 г. - 280 с.
6. Дебор Г. За и против кинематографа. - М.: Гилея, 2015 г. 339 с.
7. Дебор Г. Общество спектакля. - М.: Логос, 2000 г.
8. Дёшин Сергей. Другой это Филипп Гранрийе/ Cineticle // URL:
http://cineticle.com/focus/105-drugoi-eto-philippe-grandriye.html (дата
обращения: 13.05.2017)
9. Калинин И. Виктор Шкловский, или превращение поэтического приема
литературный факт. // URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2331
(дата обращения: 16.05.2017)
10. Калинин И. Прием остранения как опыт возвышенного/ НЛО. 2009. No
95. // URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/ka7.html (дата обращения
15.05.2017)
11.Кукулин И. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал
методом неофициальной культуры / Илья Владимирович Кукулин. —
М.: Новое литературное обозрение, 2015. 536 с.: ил.
12.Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар,
книга II (195455) Пер. с фр./А. Черноглазова. М: Издательство
«Гнозис», Издательство «Логос», 2009. - 520 стр.
13.Малви Лаура. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф //
Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.
14.Мазин В. Лу Андреас-Саломе и Жак Лакан смотрят «Стыд» Стива
Маккуина/ В.А. Мазин. - Ижевск: ERGO, 2014. 160 с.: ил.
15.Мазин В. Сновидения кино и психоанализа. - СПб.: Скифия-принт,
2012. - 256 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ