Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация рекламного плаката в России в первые тридцать лет XX века

Работа №133463

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ 11
1.1. Определение «культурных парадигм» 11
1.2. Объект и предмет исследования 13
1.3. Описание методологического подхода 15
1.4. Предпосылки применения методологического подхода к исследуемому предмету 18
2. ДОАВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА 19
2.1. Истоки рекламного плаката в Европе 19
2.2 Лубочные картинки – прародители русского рекламного плаката 22
2.3 Доавангардный рекламный плакат 24
2.4 Дореволюционный авангардный рекламный (агитационный) плакат в России периода Первой мировой войны как пример сосуществования двух культурных парадигм 31
3.АВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА 36
3.1 Предпосылки к возникновению авангардного рекламного плаката в России 36
3.2 Послереволюционный авангардный рекламный плакат 42
4. ПОСТАВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА 45
4.1 «От изображения – к конструкции» 45
4.2 Возвращение дореволюционных стилистических решений в рекламный плакат в конце первого тридцатилетия XX века 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Рисунок 1. 60
Рисунок 2. 61
Рисунок 3 62
Рисунок 4 63
Рисунок 5 64
Рисунок 6 65
Рисунок 7 66
Рисунок 8 67
Рисунок 9 68
Рисунок 10 69
Рисунок 11 70
Рисунок 12 71
Рисунок 13 72
Рисунок 14 73
Рисунок 15 74
Рисунок 16 75
Рисунок 17 76
Рисунок 18 77
Рисунок 19 78
Рисунок 20 79
Рисунок 21 80
Рисунок 22 81
Рисунок 23 82
Рисунок 24 83
Рисунок 25 84
Рисунок 26 85
Рисунок 27 86
Рисунок 28 87
Рисунок 29 88
Рисунок 30 89
Рисунок 31 90
Рисунок 32 91



Одним из основных свойств культуры является её подвижное состояние. Постоянное изменение, замещение, исчезновение и создание культурных форм и смыслов приводит к сменам культурных парадигм, которые представляют огромный интерес со стороны исследователей границ культуры, пограничности, культурных маргиналий. В связи с постоянными изменениями культуры возникает необходимость не только в определении границ культурных изменений, течения форм, смыслов и кодов, но и в описании, структурировании закономерностей выстраивания культурной системы. В частности, это касается русской культуры. Встает вопрос об определении актуального поля культуры, процессах «забывания» и «припоминания» определенных ее аспектов.
Говоря о пограничности культуры и процессов, связанных с этими изменениями, многие исследователи изучали трансформации культуры с помощью темпоральной логики. Данная магистерской диссертации связана с подтверждением новой методологии и терминологии «зон культурного отчуждения», которые возникают на переводе от «актуального» культуры к «неактуальному», где акцент делается на моменты «слома» культуры.
Актуальность данного исследования заключается в повышенном интересе к искусству XX века и трансформации культурных парадигм на фоне общих социокультурных изменений в жизни современной России. Искусству характерна двойственность: во-первых, как реагирующего на общественные изменения феномена культуры и, во-вторых, как самостоятельного произведения искусства. Вследствие этого искусство в периоды трансформации культуры по праву выступает в качестве главного показателя любых изменений. Плакатное искусство как сосредоточение культурной мысли того времени является ярким примером трансформации культурной парадигмы начала XX века.
Таким образом, исследование в сфере трансформации культуры и искусства в частности представляется нам актуальным полем исследования.
2. Состояние разработки научной проблемы
Наши интересы в данной диссертации ограничиваются такими исследовательскими объектами: культурная парадигма, ее смена и трансформация, «слом» и пограничность культуры, «актуальное» культуры и процессы «деактуализации» и «реактуализации», искусство рекламного плаката и его периоды, в особенности авангардный. Таким образом, ограничение полей исследования привело нас к обращению к работам российских и европейских исследователей культуры и искусства XX века.
Впервые в активный научный оборот проблема смены парадигм введена Т. Куном. В своей работе «Структура научных революций» он называет научную революцию главным условием для смены парадигм. Говоря о парадигмах, Т.Кун понимает под ними научные парадигмы, но предложенные характеристики для описания парадигмальности как свойства и парадигм как носителей этих свойств могут быть применены для описания культурных изменений.
Ф. Де Соссюр и К. Леви-Стросс занимались поиском общих структур и повторяющихся моделей развития культуры на примере лингвистики и антропологии, что стало впоследствии фундаментом структурного подхода к изучению культур.
О месте искусства как моделирующей системе, его природе писал Ю.М. Лотман, называя искусство «возможностью пережить непережитое, вернуться назад, переиграть и переделать заново» . Если сводить это к теме нашей диссертации и рекламному плакату, который является отражением трансформации культурных парадигм, то Ю.М. Лотман затрагивает момент «реактуализации» искусства. Искусство лишь частично возвращается к исходным культурным кодам, при этом в виду исторических изменений перестраивается и видоизменяется.
Говоря о смене культурных парадигм, мы затрагиваем тему «границы» в культуре, «актуального» и процессов «деактуализации» и «реактуализации». Установлением проблемы границ занимался в свое время М.М.Бахтин, замечая, что «каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность» .
В магистерской диссертации были использованы наработки отечественных специалистов в вопросах «актуальности» и процессов «деактуализации» и «реактуализации» С.А.Троицкого, Е.А.Овчинниковой, А.А.Троицкой, А.В.Малинова, изучающих «проблемы терминологической точности при изучении зон культурного отчуждения».
Вопросу смены культурных парадигм и «актуальному» в культуре уделяли внимание в своих работах Т.Б.Гуртуева, М.В.Козменко, В.Т.Шапко, В.З.Паперный и В.В.Иванов.
Феномену русского и советского рекламного плаката посвящен труд К.Вашика, написанный совместно с Н.И. Бабуриной и охватывающий период с середины XIX века до современных примеров плакатного искусства. Русским музеем выпущен сборник работ XX века. Большое значение для осмысления специфики рекламного плаката в историческом ключе имели работы таких специалистов, как А.А. Бобриков, Е.А.Петухова. О рекламе написаны многочисленные статьи и заметки современника всех культурных изменений XX века О.Брика.
Для авангардных течений важную составляющую играли не только сами произведения искусства, но и теоретические тексты и манифесты Теорию искусства писали сами художники-авангардисты: К.С.Малевич, В.И. Кандинский, И.М.Зданевич, М.Ф.Ларионов, М.В.Матюшин.
Большой вклад в исследование теории авангарда, уточнение проблематики, в частности о плакатном искусстве, внесли П.Бюргер, А.Д.Сарабьянов, Е.А.Бобринская, А.В.Крусанов.
3. Цель и задачи исследования.
Цель данного исследования может быть разделена на две составляющих:
- теоретическая касается объекта и предмета исследования и может быть сформулирована как изучение и описание трансформаций рекламного плаката в первое тридцатилетие XX века;
- практическая цель заключается в применении в процессе исследования с целью апробации методологического подхода, предложенного для изучения зон культурного отчуждения.
В связи с этим больше всего нас интересуют моменты «перелома», где одни культурные коды полностью или частично заменяются другими.
В соответствии с поставленными целями выдвинуты следующие задачи:
• охарактеризовать основные изменения, произошедшие с плакатом в первые тридцать лет XX века;
• раскрыть основные закономерности и характеристики рекламного плаката, свойственные каждой культурной парадигме;
• проанализировать моменты «слома» культуры, связанные со сменой культурной парадигмы в начале XX века;
• апробировать на примере изменений рекламного плаката методологические позиции, используемые при изучении зон культурного отчуждения,
• подтвердить или опровергнуть закономерность стадий «актуализация – деактуализация – реактуализация» для феноменов культуры.
4. Объект и предмет исследования.
Основным объектом исследования в диссертации являются процессы трансформации культурных парадигм, а также последующие за ними моменты «слома» культуры. Именно эти «сломы» культуры породили проблемное поле, которое подлежит детальному изучению культурологов и ученых смежных специальностей. Мы исследуем процессы функционирования культуры в первое тридцатилетие XX века, на которое приходятся один из главных «сломов» русской культуры, и занимаемся поиском закономерностей в данных изменениях.
Предметом нашего исследования является рекламный плакат и его изменения, связанные с трансформацией культурной парадигмы XX века. Хронологические рамки исследуемого предмета ограничиваются 1897- 1932 годами, периодом становления и расцвета плакатного искусства. В 1897 году в России прошла первая выставка художественной афиши, где о плакате заговорили как о художественном искусстве. В течение этого времени происходит две смены культурных парадигм, которые находят отражение в рекламном плакате. Граница нашего исследования – 1932 год, ЦК ВКП (б) принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», где запрещает все самостоятельные художественные организации, утвердив при этом Союз Художников с единственным «разрешенным» художественным направлением – соцреализмом.
5. Новизна исследования.
Научная новизна предпринятого исследования определяется недостаточной изученностью «сломов» культуры и их закономерностей. Для изучения трансформации рекламного плаката используется новая методология, связанная с установлением терминологической точности «зон культурного отчуждения». В данной диссертации исследование рекламного плаката начала XX века происходит не в ретроспективном ключе, а анализирует его параметры и изменения в периоды «надломленности» культуры.
Диссертационное исследование затрагивает еще одно поле исследования для новой методологии, связанной с «актуальным» культуры и процессами «деактуализации» и «реактуализации» в пространстве культуры. Таким образом, рассматривается новая методология на примере трансформации рекламного плаката в первое тридцатилетие XX века.
6. Апробация исследования
Промежуточные итоги исследования трансформации русского рекламного плаката были представлены на международной научной конференции ««Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья - 2015», что являлось стимулом для дальнейшей глубокой доработки результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культуру начала XX века можно охарактеризовать как время культурных «сломов», которые сыграли огромную роль в дальнейшем развитии культуры России. Смена культурных парадигм отразилась на искусстве плаката. В рамках исследуемых доавангардной, авангардной и поставангардной парадигм нами было рассмотрено становление и развитие рекламного плаката как вида искусства. Мы выявили, что плакат, как самый оперативно реагирующий на изменения и массовый по охвату вид искусства, стал отражением изменений во всех сферах жизни общества. Нами рассмотрена трансформация плаката от лубочных картинок до художественных афиш, от плакатов в неорусском стиле до плакатов конструктивизма.
При анализе трансформации рекламного плаката была достигнута практическая цель магистерской диссертации: в процессе исследования был апробирован методологический подход, предложенный для изучения зон культурного отчуждения.
Проанализировав трансформации в плакатном искусстве в моменты «перелома» культуры, мы вывели ряд критериев для исследования культурных парадигм. Критериями изменения рекламного плаката, характерных для смены культурных парадигм, будем считать следующее:
- необходимость, основание для создания рекламного плаката;
- характеристика исходного сообщения (заказчик рекламного плаката);
- задачи, необходимые решить при использовании рекламного плаката;
- целевая аудитория и ее принадлежность к социальной группе;
- контекстуальные цели (скрытые идеологические цели и задачи);
- концептуальное композиционное и эстетическое решение идеи;
- изобразительные средства.
С помощью данных критериев мы выявили основные черты изменений культурных парадигм, представленных в диссертационной работе, данные изменения приведены в таблице. Выстроенные нами критерии мы можем рассматривать как «картографирование изменений» культуры, которые позволяют выявлять тенденции при изучении других культурных феноменов.
Представленная таблица отображает основные изменения, произошедшие с плакатом в первые тридцать лет XX века. Характеристики доавангардной и поставангардной парадигм практически совпадают, что позволяет сделать вывод о закономерности стадий развития культуры «актуализация – деактуализация – реактуализация» на примере изменения рекламного плаката в первое тридцатилетие XX века.
Мы можем сделать вывод, что на примере изменений рекламного плаката мы апробировали методологические позиции, используемые при изучении зон культурного отчуждения.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения подтвержденных методологических позиций в анализе трансформаций в различных сферах культуры.
В дальнейшей проработке нуждается объект исследования – рекламный плакат как «транслятор» изменений культурных парадигм. Кроме этого, дальнейшее внимание следует уделить апробации методологических позиций, использованных в данной дипломной работе.



1. Design is history. Lucian Bernhard [Электронный ресурс] / http://www.designishistory.com/1920/lucian-bernhard/ [10.04.2016]
2. Алпатов М, Алленов М, А.Баранов и др. Этюды об изобразительном искусстве: Книга для учащихся / М.Алпатов, М.Алленов, А.Баранов и др.; Сост. Н.И.Платонов, В.Ф.Тарасов. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.: ил. – ISBN 5-09-003311-0.
3. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А.Бердяев. – М: АСТ, 2007. 448 с.
4. Бобриков А.А. Большая женщина сталинской эпохи [Электронный ресурс] / А.А. Бобриков // Art 1. Visual daily. – СПб.:ART-1 – . – Режим доступа: http://art1.ru/art/bolshaya-zhenshhina-stalinskoj-epoxi-epizod-1/ , свободный. – Загл. с экрана.
5. Бобринская Е.А. Жест в поэтике раннего русского авангарда / Е.А.Бобринская // Сб. материалов научной конференции Хармс-фестиваля 4 в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998, с. 49-62.
6. Боровский Д.А. Плакат модерна. На материале музейных собраний [Электронный ресурс] / Д.А.Боровской // Режим доступа: http://www.raruss.ru/russe-moderne/3970-borovsky-poster-of-moderne.html, свободный. – Загл. с экрана.
7. Брик О. О рекламе / О.Брик. – М.: Ад Маргинем, 2014. – 96 с.
8. Бюргер П. Теория авангарда / П.Бюргер. – М.:V-A-C press, 2014. – 200 с.
9. Вашик К., Бабурина Н. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века // К.Вашик, Н.Бабурина. – М.: Прогресс – Традиция, 2004. – 415 с.
10. Голдберг Р. Искусство перфоманса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг. – М.: Ад Маргинем, 2014. – 320 с.
11. Гуртуева Т.Б. О смене культурных парадигм западного и русского постмодерна [Электронный ресурс] / Гуртуева Т.Б // Акутуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - №9-2. – . – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-smene-kulturnyh-paradigm-zapadnogo-i-russkogo-postmoderna , свободный. - Загл. с экрана.
12. Гурьянова Н. Военные графические циклы Н.Гончаровой и О.Розановой / Н.Гурьянова // Панорама искусств 12. Сборник статей. Сост. М.Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с. - ил. ISBN 5-269-00261-2
13. Захарова М.Е. Лубок как явление российской массовой культуры XIX века [Электронный ресурс] / М.Е.Захарова // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. – 2012. - №27. – С.634-637. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lubok-kak-yavlenie-rossiyskoy-massovoy-kultury-xix-veka , свободный. - Загл. с экрана.
14. Зданевич И., Ларионов М. Почему мы раскрашиваемся. - Ж. «Аргус». 1913. № 12. – 187 с.
15. Калиненко В.К. Граница в культуре и культура на границах [Электронный источник] // Журнал практической психологии и психоанализа / В.К Калиненоко. – М: Журнал практической психологии и психоанализа, 2008, №1. - . - Режим доступа: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2833 , свободный. – Загл. с экрана.
16. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / В.В.Кандинский. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 240 с.
17. Козлов Д. «Клином красным бей белых». Геометрическая символика в искусстве авангарда [Электронный ресурс] / Д.Козлов. - СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. Режим доступа: http://artguide.com/posts/530-dmitrii-kozlov-klinom-krasnym-biei-bielykh-gieomietrichieskaia-simvolika-v-iskusstvie-avangharda-spb-izdatiel-stvo-ievropieiskog, свободный. – Загл. с экрана.
18. Козменко М.В. Ценностное представление культурной парадигмальности [Электронный ресурс] / М.В.Козменко // Система ценностей современного общества. – 2011. - №20. – С.153-157. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-predstavlenie-kulturnoy-paradigmalizatsii, свободный. – Загл. с экрана.
19. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И.Кононенко. – М.: ВЕЧЕ 2000, 2003. – 512 с.
20. Крусанов А.В. Русский авангард / А.В.Крусанов. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 1104 с.
21. Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями / Т.Кун. – М.: Прогресс,1977. – 151 с.
22. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия "Мир искусств") - СПб.: Академический проект , 2002. - C.274-293.
23. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия "Мир искусств") - СПб.: Академический проект , 2002. - C.322-339.
24. Малевич К.С. Черный квадрат / К.С Малевич. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – 288 с.
25. Маяковский В.В. Штатская шрапнель: вравшим кистью // В.В. Маяковский / Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961
26. Мысль. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 150 с. (Журнал Петербургского философского общества. Вып. 12). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/library/Thought/Thought-12.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
27. Овчинникова Е.А. Этика и идеология: Сценарии взаимодействия в русской культуре (XVIII – первая половина XIX века) / Е.А.Овчинникова // Новое литературное обозрение. – 2015. - №133. – С.76-85.
28. Паперный В.З. Культура Два. — М.: Новое литературное обозрение, 2007 (Серия "Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»). 2−е изд., испр. доп., 407 с.
29. Петухова Е.А. Западноевропейский и американский плакат конца XIX века на первой Международной выставке художественных афиш в Санкт-Петербурге 1897 года // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 325–331.
30. Полевой В.М Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945 / В.М.Полевой. – М.: Искусство,1991. – 303 с.
31. Ракитин В., Сарабьянов Д. Энциклопедия русского авангарда / В.Ракитин, Д.Сарабьянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2014. – 2068 с.
32. Рекламный плакат в России. 1900-1920-е / Альманах. Вып.275. – СПб.: Palace Editions, 2010. – 112 с.
33. Русский плакат. XX век. Шедевры – М.: «Контакт-Культура», 2000. – 176 с., 152 ил.
34. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – М., Наследие, 2000. – 480 с.
35. Сарабьянов Д.В. «Бубновый валет» в русском авангарде / Ф. Балаховская, В. Круглов, Ж-К. Маркадэ, Г. Поспелов, Д. Сарабьянов— СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004. — 352 с.
36. Терентьева А. Русский плакат прекрасной эпохи [Электронный ресурс] / А.Терентьева // Наше наследие. – 2012. - №104. – С.170-185 Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10418.php, свободный. – Загл. с экрана.
37. Три века русской метапоэтики. Легитимация дискурса. Антология. В 4 томах. Том 1. XVII-XIX вв. Барокко. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм / К.Штайн [и другие]. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 2002, Т.4, С.728
38. Троицкая А.А. Актуализация и деактуализация искусствознания: опыт института истории искусств / А.А. Троицкая // Новое литературное обозрение. – 2015. - №133. – С.86-100
39. Троицкий С.А. Проблема терминологической точности при изучении зон культурного отчуждения / С.А. Троицкий // Новое литературное обозрение. – 2015. - №133. – С.66-75
40. Троицкий С.А. Философия русского авангарда. Общая характеристика / С.А.Троицкий // Журнал «Мысль». – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2012. (Журнал Петербургского философского общества, №12) С. 66-75.
41. Шапко В.Т. Феномен актуальной культуры [Электронный ресурс] / В.Т.Шапко // Социологические исследования. – 1997. - №10. – С.93-104 Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/18760748.html, свободный. – Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ