Политика Германии по повышению мирополитического статуса страны на современном этапе
|
Введение 3
Глава 1. Эволюция деятельности Германии по увеличению влияния в мировой политике 10
1.1. Особенности вступления Германии в международные организации 10
1.2. Политика ФРГ после объединения 15
1.2.1. Основные изменения, произошедшие во внешней политике Германии в 1990-е годы
1.2.2. Внешнеполитическая деятельность ФРГ в 2000-е – начале 2010-х годов 23
1.3. Теоретические аспекты внешней политики Германии 25
Вывод к главе 1 28
Глава 2. Современная деятельность ФРГ в качестве члена ведущих международных организаций 30
2.1. Деятельность Германии в ООН 30
2.2. Политика ФРГ в Европейском союзе 35
2.3. Взаимодействие Германии и НАТО 41
2.3.1. Военно-политическое сотрудничество 41
2.3.2. Другие аспекты сотрудничества Германии и НАТО 44
2.4. Взаимодействие ФРГ с другими международными организациями 47
Вывод к главе 2 49
Глава 3. Перспективы и формы политики Германии по повышению мирополитического статуса 51
3.1. Политика ФРГ на глобальном уровне 51
3.2. Политика ФРГ на региональном уровне 54
3.3. Применение Германией «мягкой силы» 58
Вывод к главе 3 63
Заключение 65
Список источников и литературы 71
Глава 1. Эволюция деятельности Германии по увеличению влияния в мировой политике 10
1.1. Особенности вступления Германии в международные организации 10
1.2. Политика ФРГ после объединения 15
1.2.1. Основные изменения, произошедшие во внешней политике Германии в 1990-е годы
1.2.2. Внешнеполитическая деятельность ФРГ в 2000-е – начале 2010-х годов 23
1.3. Теоретические аспекты внешней политики Германии 25
Вывод к главе 1 28
Глава 2. Современная деятельность ФРГ в качестве члена ведущих международных организаций 30
2.1. Деятельность Германии в ООН 30
2.2. Политика ФРГ в Европейском союзе 35
2.3. Взаимодействие Германии и НАТО 41
2.3.1. Военно-политическое сотрудничество 41
2.3.2. Другие аспекты сотрудничества Германии и НАТО 44
2.4. Взаимодействие ФРГ с другими международными организациями 47
Вывод к главе 2 49
Глава 3. Перспективы и формы политики Германии по повышению мирополитического статуса 51
3.1. Политика ФРГ на глобальном уровне 51
3.2. Политика ФРГ на региональном уровне 54
3.3. Применение Германией «мягкой силы» 58
Вывод к главе 3 63
Заключение 65
Список источников и литературы 71
В настоящее время в мировой политике наблюдается активизация борьбы за глобальное лидерство. После прекращения существования биполярной системы, наблюдавшейся со второй половины 1940-х годов до распада СССР, мировое сообщество начало поиск нового формата, который обеспечил бы достаточно стабильное мироустройство. Если 1990-е годы были ознаменованы безусловным лидерством «коллективного Запада» (в который традиционно включают США, Канаду, Японию и страны, входящие в ЕС и НАТО) в целом и США как главного центра западного мира в частности, то уже в следующем десятилетии начались дискуссии о преобразовании этой системы в более плюралистическую, в которой учитывались бы интересы большего количества акторов. Активизировалась внешняя политика России, на фоне экономических успехов возросли амбиции Китая, стали заметнее на международной арене Индия, Бразилия и некоторые другие государства.
При этом, говоря о перераспределении влияния в мировой политике, чаще всего имеют в виду увеличение веса акторов, находящихся за пределами «коллективного Запада». Однако стоит признать, что эта группа стран сохраняет значительные возможности для воздействия на глобальные процессы, и перераспределение влияния внутри Евроатлантического сообщества также несёт в себе перспективы значительного изменения мироустройства. И наиболее значительные последствия, по мнению многих исследователей, может повлечь за собой изменение роли Германии, которое стало более чем вероятным после объединения страны в 1990 году.
Принимая во внимание вышесказанное, следует упомянуть ряд факторов, с которыми связана актуальность темы исследования.
Во-первых, ФРГ является одним из наиболее крупных государств мира. Население страны, по данным последней переписи, составляет более 80 миллионов человек, а объём ВВП в 2016 году – около 3,5 триллионов долларов США, по обоим показателям Германия занимает первые места в ЕС и очень высокие - в мире. Это делает ФРГ одним из самых значимых игроков во всех международных организациях, членом которых она является, что оказывает серьёзное влияние на процессы, происходящие в условиях глобализации.
Во-вторых, тема данной работы приобретает особое значение в той ситуации, которая на данный момент сложилась в мировой политике. Нынешний кризис в отношениях между Россией и западными государствами является на данный момент одной из главных проблем, влияние этого конфликта на мирополитические процессы трудно переоценить, он затрагивает экономическую, политическую, военную и многие другие сферы международного сотрудничества. Поиск путей выхода из сложившейся ситуации – важная задача для всего мира. И одним из таких выходов может стать налаживание отношений между Россией и Германией, потому что Германия, по мнению автора данной работы, на данный момент является наиболее удобным кандидатом на роль посредника между Россией и Западом. Этому могут способствовать остающиеся довольно тесными, несмотря на санкционные ограничения, экономические связи (торговый оборот между Россией и ФРГ в 2016 году составил более 40,7 млрд долларов США, 8,7% внешнеторгового оборота РФ пришлось на Германию, которая уступает по этому показателю только Китаю, на который приходится 14,1% ). Кроме того, политическое взаимодействие между Россией и ФРГ также традиционно находятся на довольно высоком уровне. Н.В. Павлов отмечает, что ФРГ – это единственное государство ЕС, которое после распада СССР прилагало большие усилия для адаптации России к изменившейся международной обстановке и, возможно, даже для интеграции РФ в евроатлантическую систему координат. В утверждённом в конце ноября 2013 года и действующем до сих пор коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СДПГ особое место уделено вопросу отношений с Россией, которые предлагается всесторонне укреплять как на государственном уровне, так и на уровне гражданского общества. В договоре подчёркивается важность диалога с Россией по вопросам внешней политики и политики безопасности, причём европейская безопасность, как особо отмечается в тексте договора, может быть достигнута только при сотрудничестве с РФ, а не против неё. Разумеется, события на Украине, которые произошли уже после подписания данного соглашения, внесли свои коррективы в его реализацию и во внешнеполитический курс Германии в целом, однако факт такого особого упоминания России в договоре говорит о многом.
Степень научной разработанности темы
Различные аспекты политики ФРГ, направленной на увеличение её влияния в мире, не раз попадали в поле зрения российских и зарубежных исследователей. Исторические этапы этой политики рассматривали О.В. Семёнов, А.Н. Матков, Н.П. Пархитько. Ф.О. Трунов исследовал оборонную политику Германии в исторической ретроспективе и на современном этапе. Также следует отметить работу Н.А. Власова, который даёт характеристику участию Бундесвера в зарубежных военных операциях. Из зарубежных авторов можно выделить М. Дамеса и Ф. Бётеля, Я. Якобса. Вопросы теории международных отношений, имеющие большое значение для изучения внешней политики ФРГ, поднимались основателем структурного неореализма К. Уолтсом, теоретиками неолиберализма Р. Кохейном и Дж. Наем, основателями теории секьюритизации Б. Бузаном и О. Вейвером, также для систематизации данных о позициях представителей ряда других теоретических течений по рассматриваемым вопросам в данной работе использовалось исследование В.Н. Конышева и А.А. Сергунина.
Характеристику современному состоянию внешней политики Германии, в частности, её участию в деятельности крупнейших международных организаций, помимо уже упомянутых работ Ф.О. Трунова, Н.А. Власова и Н.П. Пархитько, в которых в рамках исследования оборонной политики Германии рассматривается её деятельность в НАТО, давали Н.В. Тоганова, Е.А. Бугакова, рассматривавшие политику Германии в ЕС, проблемы реформирования ООН, включая имеющий крайнююважность для ФРГ вопрос о представлении стране постоянного места в Совете Безопасности ООН, находятся в фокусе внимания известного российского дипломата В.Ф. Заемского, а также М.С. Айрапетян. Кроме того, при рассмотрении политики ФРГ в НАТО в данной работе использовалось исследование этой организации, проведённое А.Л. Белоноговым. Оценку позициям, занимаемым Германией в мире после объединения, дали авторы выпущенного в ФРГ во второй половине 1990-х годов, но не теряющего своей актуальности до сих пор сборника «Новая внешняя политика Германии» («DeutschlandsneueAußenpolitik»): Г. Кремер, К. Хольст.
Говоря об исследовании перспектив и форм политики ФРГ по увеличению её роли в мировой политике, необходимо упомянуть труды зарубежных авторов: М. Цапфе, Дж. Фалега, изучающих перспективы оборонной политики ФРГ, также следует обратить особое внимание на работы авторов, рассматривавших применение Германией так называемой «мягкой силы»: Т.А. Ланьшиной, М.М. Лебедевой, Л.Р. Рустамовой и М.В. Шарко.
Источниковую базу исследования составил широкий круг источников на русском и иностранных (немецком и английском) языках. В частности, использовались международные договоры, принятые в рамках международных организаций (в частности, НАТО и ЕС), договоры, регулирующие послевоенные взаимоотношения Германии с государствами, победившими во Второй мировой войне, нормативные акты ФРГ и документы её различных ведомств, статистические данные международных организаций и внутригосударственных органов Германии и её основных партнёров, официальные заявления, сделанные должностными лицами Германии и других государств.
Объектом данной работы является внешняя политика Германии.
Предмет работы – действия, предпринимаемые страной для увеличения её роли в мировой политике.
Цель исследования – определить, какую политику проводит ФРГ для достижения более выгодного положения в мире.
Исходя из данной цели, автор поставил перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть эволюцию внешней политики Германии на указанном направлении;
• Определить современное состояние взаимоотношений ФРГ с международными организациями, в которые она входит;
• Охарактеризовать перспективы и формы деятельности страны, направленной на усиление её позиций в мировой политике.
Хронологические рамки данного исследования включают промежуток с момента образования ФРГ в 1949 году до настоящего времени. Тем не менее, в единичных случаях рассматриваются факты, имевшие место ранее, в частности, при описании истории участия Германии в международных организациях упоминаются события, происходившие в конце XIX века и в межвоенный период.
В данной работе используются следующие общенаучные методы: анализ и синтез (рассматриваются взаимоотношения Германии в с каждой международной организацией в различных областях, чтобы сделать вывод об общем состоянии взаимоотношений Германии с этой организацией), индукция (выводы о ситуации, сложившейся в отношениях Германии с той или иной организацией, делаются на основе обобщения эмпирических данных), исторический метод (исследована история политики Германии по увеличению международного влияния). Из междисциплинарных методов использованы институциональный анализ (исследовано влияние институтов ФРГ и международных институтов на происходящие процессы). Также при написании работы были использованы метод сравнительного анализа (сравнивались позиции Германии в ООН, ЕС и НАТО, и факторы, влияющие на эти позиции) и метод casestudy (взаимодействие ФРГ с некоторыми организациями изучалось на конкретных примерах).
Научная новизна данного исследования заключается в следующем.
Во-первых, несмотря на существование большого количества литературы, так или иначе относящейся к теме данного исследования, следует отметить, что практически все авторы фокусируют своё внимание на каком-либо одном аспекте политики Германии по повышению её статуса в мировом сообществе (или на узком круге таких аспектов) Это либо деятельность страны в сфере безопасности, либо применение «мягкой силы», либо факторы, влияющие на перспективы получения ФРГ постоянного места в Совете Безопасности, либо другие отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Таким образом, комплексных исследований политики Германии по повышению статуса в мировой политике с учётом различных факторов в имеющих значение для данной политики сферах, каким является настоящая работа, ранее не существовало.
Во-вторых, в данной работе проанализировано влияние на положение Германии в мире ряда событий (например, решения Великобритании выйти из ЕС и избрания президентом США Д. Трампа), которое ещё не было в достаточной степени проанализировано в научной литературе.
Данное исследование уже получило определённую степень апробации. Так, в марте 2015 года, в период активизации дискуссии о путях нормализации отношений между РФ и западными государствами, автор выступил на III Всероссийской студенческой конференции «Россия в современном мире: новые вызовы и возможности» с докладом «Влияние российско-германских взаимоотношений на мировую политику», в основу которого легло высказанное в настоящей работе утверждение о том, что именно ФРГ является наиболее подходящим кандидатом на роль посредника между Россией и западными странами.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
При этом, говоря о перераспределении влияния в мировой политике, чаще всего имеют в виду увеличение веса акторов, находящихся за пределами «коллективного Запада». Однако стоит признать, что эта группа стран сохраняет значительные возможности для воздействия на глобальные процессы, и перераспределение влияния внутри Евроатлантического сообщества также несёт в себе перспективы значительного изменения мироустройства. И наиболее значительные последствия, по мнению многих исследователей, может повлечь за собой изменение роли Германии, которое стало более чем вероятным после объединения страны в 1990 году.
Принимая во внимание вышесказанное, следует упомянуть ряд факторов, с которыми связана актуальность темы исследования.
Во-первых, ФРГ является одним из наиболее крупных государств мира. Население страны, по данным последней переписи, составляет более 80 миллионов человек, а объём ВВП в 2016 году – около 3,5 триллионов долларов США, по обоим показателям Германия занимает первые места в ЕС и очень высокие - в мире. Это делает ФРГ одним из самых значимых игроков во всех международных организациях, членом которых она является, что оказывает серьёзное влияние на процессы, происходящие в условиях глобализации.
Во-вторых, тема данной работы приобретает особое значение в той ситуации, которая на данный момент сложилась в мировой политике. Нынешний кризис в отношениях между Россией и западными государствами является на данный момент одной из главных проблем, влияние этого конфликта на мирополитические процессы трудно переоценить, он затрагивает экономическую, политическую, военную и многие другие сферы международного сотрудничества. Поиск путей выхода из сложившейся ситуации – важная задача для всего мира. И одним из таких выходов может стать налаживание отношений между Россией и Германией, потому что Германия, по мнению автора данной работы, на данный момент является наиболее удобным кандидатом на роль посредника между Россией и Западом. Этому могут способствовать остающиеся довольно тесными, несмотря на санкционные ограничения, экономические связи (торговый оборот между Россией и ФРГ в 2016 году составил более 40,7 млрд долларов США, 8,7% внешнеторгового оборота РФ пришлось на Германию, которая уступает по этому показателю только Китаю, на который приходится 14,1% ). Кроме того, политическое взаимодействие между Россией и ФРГ также традиционно находятся на довольно высоком уровне. Н.В. Павлов отмечает, что ФРГ – это единственное государство ЕС, которое после распада СССР прилагало большие усилия для адаптации России к изменившейся международной обстановке и, возможно, даже для интеграции РФ в евроатлантическую систему координат. В утверждённом в конце ноября 2013 года и действующем до сих пор коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СДПГ особое место уделено вопросу отношений с Россией, которые предлагается всесторонне укреплять как на государственном уровне, так и на уровне гражданского общества. В договоре подчёркивается важность диалога с Россией по вопросам внешней политики и политики безопасности, причём европейская безопасность, как особо отмечается в тексте договора, может быть достигнута только при сотрудничестве с РФ, а не против неё. Разумеется, события на Украине, которые произошли уже после подписания данного соглашения, внесли свои коррективы в его реализацию и во внешнеполитический курс Германии в целом, однако факт такого особого упоминания России в договоре говорит о многом.
Степень научной разработанности темы
Различные аспекты политики ФРГ, направленной на увеличение её влияния в мире, не раз попадали в поле зрения российских и зарубежных исследователей. Исторические этапы этой политики рассматривали О.В. Семёнов, А.Н. Матков, Н.П. Пархитько. Ф.О. Трунов исследовал оборонную политику Германии в исторической ретроспективе и на современном этапе. Также следует отметить работу Н.А. Власова, который даёт характеристику участию Бундесвера в зарубежных военных операциях. Из зарубежных авторов можно выделить М. Дамеса и Ф. Бётеля, Я. Якобса. Вопросы теории международных отношений, имеющие большое значение для изучения внешней политики ФРГ, поднимались основателем структурного неореализма К. Уолтсом, теоретиками неолиберализма Р. Кохейном и Дж. Наем, основателями теории секьюритизации Б. Бузаном и О. Вейвером, также для систематизации данных о позициях представителей ряда других теоретических течений по рассматриваемым вопросам в данной работе использовалось исследование В.Н. Конышева и А.А. Сергунина.
Характеристику современному состоянию внешней политики Германии, в частности, её участию в деятельности крупнейших международных организаций, помимо уже упомянутых работ Ф.О. Трунова, Н.А. Власова и Н.П. Пархитько, в которых в рамках исследования оборонной политики Германии рассматривается её деятельность в НАТО, давали Н.В. Тоганова, Е.А. Бугакова, рассматривавшие политику Германии в ЕС, проблемы реформирования ООН, включая имеющий крайнююважность для ФРГ вопрос о представлении стране постоянного места в Совете Безопасности ООН, находятся в фокусе внимания известного российского дипломата В.Ф. Заемского, а также М.С. Айрапетян. Кроме того, при рассмотрении политики ФРГ в НАТО в данной работе использовалось исследование этой организации, проведённое А.Л. Белоноговым. Оценку позициям, занимаемым Германией в мире после объединения, дали авторы выпущенного в ФРГ во второй половине 1990-х годов, но не теряющего своей актуальности до сих пор сборника «Новая внешняя политика Германии» («DeutschlandsneueAußenpolitik»): Г. Кремер, К. Хольст.
Говоря об исследовании перспектив и форм политики ФРГ по увеличению её роли в мировой политике, необходимо упомянуть труды зарубежных авторов: М. Цапфе, Дж. Фалега, изучающих перспективы оборонной политики ФРГ, также следует обратить особое внимание на работы авторов, рассматривавших применение Германией так называемой «мягкой силы»: Т.А. Ланьшиной, М.М. Лебедевой, Л.Р. Рустамовой и М.В. Шарко.
Источниковую базу исследования составил широкий круг источников на русском и иностранных (немецком и английском) языках. В частности, использовались международные договоры, принятые в рамках международных организаций (в частности, НАТО и ЕС), договоры, регулирующие послевоенные взаимоотношения Германии с государствами, победившими во Второй мировой войне, нормативные акты ФРГ и документы её различных ведомств, статистические данные международных организаций и внутригосударственных органов Германии и её основных партнёров, официальные заявления, сделанные должностными лицами Германии и других государств.
Объектом данной работы является внешняя политика Германии.
Предмет работы – действия, предпринимаемые страной для увеличения её роли в мировой политике.
Цель исследования – определить, какую политику проводит ФРГ для достижения более выгодного положения в мире.
Исходя из данной цели, автор поставил перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть эволюцию внешней политики Германии на указанном направлении;
• Определить современное состояние взаимоотношений ФРГ с международными организациями, в которые она входит;
• Охарактеризовать перспективы и формы деятельности страны, направленной на усиление её позиций в мировой политике.
Хронологические рамки данного исследования включают промежуток с момента образования ФРГ в 1949 году до настоящего времени. Тем не менее, в единичных случаях рассматриваются факты, имевшие место ранее, в частности, при описании истории участия Германии в международных организациях упоминаются события, происходившие в конце XIX века и в межвоенный период.
В данной работе используются следующие общенаучные методы: анализ и синтез (рассматриваются взаимоотношения Германии в с каждой международной организацией в различных областях, чтобы сделать вывод об общем состоянии взаимоотношений Германии с этой организацией), индукция (выводы о ситуации, сложившейся в отношениях Германии с той или иной организацией, делаются на основе обобщения эмпирических данных), исторический метод (исследована история политики Германии по увеличению международного влияния). Из междисциплинарных методов использованы институциональный анализ (исследовано влияние институтов ФРГ и международных институтов на происходящие процессы). Также при написании работы были использованы метод сравнительного анализа (сравнивались позиции Германии в ООН, ЕС и НАТО, и факторы, влияющие на эти позиции) и метод casestudy (взаимодействие ФРГ с некоторыми организациями изучалось на конкретных примерах).
Научная новизна данного исследования заключается в следующем.
Во-первых, несмотря на существование большого количества литературы, так или иначе относящейся к теме данного исследования, следует отметить, что практически все авторы фокусируют своё внимание на каком-либо одном аспекте политики Германии по повышению её статуса в мировом сообществе (или на узком круге таких аспектов) Это либо деятельность страны в сфере безопасности, либо применение «мягкой силы», либо факторы, влияющие на перспективы получения ФРГ постоянного места в Совете Безопасности, либо другие отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Таким образом, комплексных исследований политики Германии по повышению статуса в мировой политике с учётом различных факторов в имеющих значение для данной политики сферах, каким является настоящая работа, ранее не существовало.
Во-вторых, в данной работе проанализировано влияние на положение Германии в мире ряда событий (например, решения Великобритании выйти из ЕС и избрания президентом США Д. Трампа), которое ещё не было в достаточной степени проанализировано в научной литературе.
Данное исследование уже получило определённую степень апробации. Так, в марте 2015 года, в период активизации дискуссии о путях нормализации отношений между РФ и западными государствами, автор выступил на III Всероссийской студенческой конференции «Россия в современном мире: новые вызовы и возможности» с докладом «Влияние российско-германских взаимоотношений на мировую политику», в основу которого легло высказанное в настоящей работе утверждение о том, что именно ФРГ является наиболее подходящим кандидатом на роль посредника между Россией и западными странами.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Перераспределение влияния в мировой политике в сложившейся на сегодняшний день ситуации представляется практически неизбежным. Большое количество конфликтов и глобальных противоречий, новых угроз наподобие международного терроризма и глобального потепления, растущая зависимость государств друг от друга и явное несоответствие системы, в значительной степени сформировавшейся после Второй мировой войны в совершенно других реалиях, вызовам современности, остро ставят вопрос о формировании нового мирового порядка. И, по нашему мнению, именно Германия в настоящее время приобретает всё больше возможностей для влияния на мирополитические процессы, становясь одним из центров западного мира и приобретая всё больший вес на мировой арене. Данная работа посвящена исследованию политики, проводимой этой страной для способствования этому процессу.
В главе 1 настоящей работы было рассмотрено изменение роли ФРГ в мировой политике, которое прошло через несколько важных этапов. Созданное в 1949 году государство было в значительной степени ограничено в своих действиях как внутри страны, так и на международной арене. В частности, страна не имела вооружённых сил и должна была консультироваться по ряду важнейших вопросов с США, Великобританией и Францией. Одновременно на значительной части территории Германии, находящейся под контролем СССР, было создано другое государство, отношения которого с ФРГ были крайне сложными. Однако страна обладала некоторыми преимуществами, которые заставляли обращать на неё внимание оказавшиеся после войны в более выигрышном положении государства. Главным из этих преимуществ был экономический потенциал. Он позволил Германии играть важную роль в деятельности ряда международных структур, которые, таким образом, стали использоваться ФРГ для постепенного возвращения в число активных действующих лиц мировой политики. Страна начала принимать участие в процессах европейской интеграции, став одним из основателей ЕОУС, впоследствии преобразованного в ЕЭС. Ещё будучи оккупированной территорией, западная часть Германии стала членом Организации европейского экономического сотрудничества (прообраза ОСЭР). То есть организации, для которых первостепенное значение имели экономические вопросы, охотно принимали ФРГ в число участников и становились одним из инструментов для увеличения влияния Германии.
Однако влияние Германии в тех организациях, компетенция которых включала в себя в первую очередь другие вопросы, было существенно ограничено. Западные государства, создавшие в 1949 году НАТО, оборонительный союз, направленный на коллективную защиту от возможной агрессии (ожидаемой от СССР и подконтрольных ему государств), не спешили содействовать ремилитаризации Германии всего через несколько лет после окончания войны. Однако здесь важную роль сыграло другое преимущество ФРГ - её стратегически важное положение на границе с «восточным блоком». Чтобы гарантировать безопасность восточных границ альянса, а также обеспечить подконтрольность неминуемого восстановления вооружённых сил Германии, государства НАТО согласились на принятие в неё ФРГ, которое состоялось в 1955 году.
Одновременно развивалось и сотрудничество ФРГ с ООН. Несмотря на активное участие страны в некоторых учреждениях «семьи ООН», Германия на протяжении долгого времени не могла добиться членства в организации, которое должно было означать официальное возвращение этой страны в число суверенных государств. Вступление ФРГ в ООН стало возможным только в 1973 году, после того, как новая восточная политика канцлера Вилли Брандта позволила добиться нормализации отношений со странами советского лагеря.
После объединения Германии и практически одновременной ликвидации биполярной системы страна постепенно начала избавляться от существующих ограничений. Страна постепенно повышает уровень своего участия в военных операциях своих партнёров по НАТО (сначала внося значительный финансовый вклад, затем, после соответствующего решения Конституционного суда, принимая полноценное участие в боевых действиях, начиная с операции в Боснии и Герцеговине, а вслед за этим – и участвуя в операции в Косово, проводимой без санкции Совета Безопасности ООН, что является нарушением международного права), тем самым добиваясь повышения своего влияния в мировой политике путём увеличения своей роли в НАТО и достижения собственных геополитических целей на Балканах. Одновременно ФРГ активно принимает участие в процессах европейской интеграции, став, помимо всего прочего, основным наблюдателем за финансовой дисциплиной в ЕС, что впоследствии проявилось в той позиции, которую страна заняла после начала долгового кризиса.
Однако после терактов 2001 года в Нью-Йорке значение вопросов безопасности для мирового сообщества возросло до уровня, на котором Германия ещё не могла действовать достаточно эффективно. Операция в Афганистане, к которой страна с готовностью присоединилась, после первоначальных успехов привела к большому количеству боевых потерь и колоссальным финансовым затратам, результатом чего стало резкое ухудшение отношения населения ФРГ к активизации военной деятельности страны. После этого Германия на протяжении долгого времени стремилась воздерживаться от участия в военных операциях союзников по НАТО и ЕС или сводить его к минимуму, что вызывало у них негативную реакцию.
В целом международные организации (в особенности ООН, ЕС и НАТО) сыграли ключевую роль в восстановлении позиций Германии на мировой арене после Второй мировой войны. Рассматривая описанную выше деятельность ФРГ в этих организациях на протяжении её послевоенной истории, можно прийти к выводу, что эта деятельность является наиболее ярким подтверждением тезиса неореалистов о том, что международные организации в современных условиях являются инструментом, используемым крупными государствами для увеличения своего влияния. Таким образом, дальнейшее изучение внешней политики Германии может иметь большое значение для развития данного направления теории международных отношений.
Глава 2 посвящена рассмотрению политики, которую проводит ФРГ в качестве члена основных международных организаций, среди которых следует выделить ООН, ЕС и НАТО. Наибольшее значение для Германии в данной сфере, на наш взгляд, имеет вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, который начал активно обсуждаться на рубеже 2000-х годов в связи с изменением обстановки в современном мире. Для Германии, которая в силу своих характеристик была одним из очевидных кандидатов от развитых государств, это означало перспективу заметного увеличения международного влияния и его институционального закрепления на глобальном уровне. Но кандидатуры Германии и Японии столкнулись с противодействием, с одной стороны, развивающихся государств, которые были возмущены предложением предоставить постоянные места двум развитым странам и отложить рассмотрение остальных кандидатур до того момента, когда они будут чётко определены, с другой – отдельных стран, недовольных конкретно кандидатурами ФРГ и Японии. При этом против Германии выступает только Италия, её единственный теоретических конкурент в борьбе за место от Европы, а против Японии – обладающий правом вето в Совбезе Китай, позиция имеющей с Японией территориальный спор России до сих пор чётко не определена. Кроме того, несмотря на третье место в мире по объёму средств, выделяемых на нужды ООН, участие ФРГ в миротворческих операциях организации остаётся на достаточно скромном уровне, что отрицательно влияет на положение страны в организации и на шансы Германии стать постоянным членом Совбеза.
Проблемы, связанные с проведением военной политики, ограничивают и влияние страны в ЕС. С 2004 года это объединение проводит свои военные операции, а общая внешняя политика и политика безопасности признаётся одним из основных направлений совместной деятельности его членов. В этих условиях отказ от полноценного участия в операциях союзников ощутимо ухудшает положение страны в ЕС, не говоря уже о НАТО, которая является военно-политическим блоком. Однако финансовые возможности Германии позволяют ей занимать лидирующие позиции в ЕС и иметь последнее слово при решении наиболее важных для этой организации вопросов. Это подтверждается целым рядом примеров, таких как избрание главой Еврокомиссии поддержанного Германией Жана-Клода Юнкера, несмотря на противодействие со стороны некоторых государств, решение вопроса с внешним долгом Греции по предложенному Германией плану или политика в отношении миграционного кризиса. Влияние Германии в НАТО пока не так значительно, как в ЕС, так как в Североатлантическом альянсе есть более значимые игроки, а основным направлением деятельности является военное, в котором возможности Германии в настоящее время весьма скромны. Тем не менее, в невоенных сферах деятельности альянса, политическое значение которых со временем увеличивается, Германия является одним из лидеров, что положительно сказывается на позициях страны в организации.
Перспективы и формы политики ФРГ по увеличению влияния страны на мировой арене рассматриваются в главе 3 данной работы. На глобальном уровне главной целью Германии в указанной сфере является получение постоянного места в Совете Безопасности ООН. С точки зрения автора данной работы, ФРГ необходимо добиться рассмотрения своей кандидатуры отдельно от Японии, которая сталкивается гораздо более серьёзным противодействием. Также увеличению роли ФРГ в ООН по-прежнему мешает недостаточно активное участие страны в операциях по поддержанию мира, вызванное ограниченностью военной политики. Но основным фактором, не дававшим до сих пор перейти к завершающей стадии рассмотрения вопроса об увеличении количества постоянных членов ООН, была общая неготовность мирового сообщества к таким серьёзным изменениям, которая привела к исчезновению этого вопроса из повестки дня для организации на целое десятилетие. Однако новый Генеральный секретарь А. Гутерриш в 2017 году вновь поднял данный вопрос, и период нахождения Гутерриша в должности может стать определяющим для принятия в этой области крайне важных для мирового сообщества решений.
На региональном уровне существуют довольно явные предпосылки для усиления позиций Германии в тех объединениях, в число членов которых она входит. В последнее время ФРГ оправилась от потрясения, которым для неё стала операция в Афганистане, что проявляется в намерении страны увеличить военные расходы, о котором говорится в новой «Белой книге», и в призывах руководства ФРГ к более активному сотрудничеству стран ЕС в сфере обороны. Кроме того, выход из ЕС Великобритании, являющейся на сегодняшний день одним из лидеров союза в данной сфере, создаёт необходимые предпосылки для увеличения роли Германии. Выход Великобритании также в целом укрепит позиции ФРГ внутри ЕС, предоставив ей возможность добиться более глубокой интеграции оставшихся членов, против чего во многих случаях выступала Великобритания.
Положение Германии в НАТО, очевидно, также в ближайшем будущем изменится. Сокращение участия США в деятельности альянса предоставляет его европейским участникам гораздо большую самостоятельность в принятии решений, а стремление Вашингтона заставить европейских членов организации вкладывать больше средств в её деятельность выгодно ФРГ как государству, обладающему сильнейшей в Европе экономикой.
Кроме того, влияние «мягкой силы» в современном мире также увеличивается, и у Германии как страны, уделяющей большое внимание этому инструменту проведения внешней политики, что выражается в финансировании большого таких организаций, как Гёте-институт, политические фонды и структуры, работающие в сфере содействия развитию экономик наименее благополучных стран мира, есть широкие возможности для его успешного использования, что находит своё подтверждение в опросах населения различных государств о возможном глобальном лидерстве Германии, которые дают довольно благоприятные для этой страны результаты.
Ещё одним способом повышения статуса ФРГ в современном мире может стать посредничество между западными государствами и Россией в урегулировании существующего конфликта, вызванного украинским кризисом. Несмотря на явную принадлежность Германии к западному миру, её традиционно более лояльная, чем у других крупнейших членов ЕС и НАТО, позиция по отношению к России и крепкие экономические и политические связи с ней даёт ФРГ большие возможности для поиска компромиссов с нашей страной по основным спорным вопросам. Участие в разрешении данного конфликта может существенно укрепить её позиции в мировом сообществе.
Таким образом, говоря о политике Германии по увеличению её влияния в современном мире, можно утверждать, что, несмотря на большую степень неопределённости в мировой политике и невозможность точно спрогнозировать вероятные изменения, позиции Германии неуклонно укрепляются. Это выражается в первую очередь в её растущем влиянии в ключевых организациях, членом которых она является. Можно ожидать активизацию дискуссии по предоставлению ФРГ постоянного места в Совете безопасности ООН, консолидации членов ЕС, остающихся в организации, вокруг Германии как всё более явного лидера и укрепления альтернативного США европейского центра влияния в НАТО, в котором ФРГ также будет занимать одно из ключевых мест. При этом факторы, влияющие на положение Германии в различных организациях, практически идентичны: положительное влияние на позиции ФРГ оказывают её экономические показатели, отрицательное – недостаточно активная военная политика, хотя в данный момент правительство Германии предпринимает настойчивые шаги к устранению данной проблемы. Кроме того, как уже было показано, в настоящее время наблюдается универсализация деятельности организаций, постепенно приводящая к равноценной значимости для той или иной организации различных факторов вне зависимости от того, какие сферы деятельности были заявлены как приоритетные при основании организации. Таким образом, только комплексный подход в изучении указанных проблем может привести к пониманию процессов, оказывающих влияние на положение Германии в мире.
В главе 1 настоящей работы было рассмотрено изменение роли ФРГ в мировой политике, которое прошло через несколько важных этапов. Созданное в 1949 году государство было в значительной степени ограничено в своих действиях как внутри страны, так и на международной арене. В частности, страна не имела вооружённых сил и должна была консультироваться по ряду важнейших вопросов с США, Великобританией и Францией. Одновременно на значительной части территории Германии, находящейся под контролем СССР, было создано другое государство, отношения которого с ФРГ были крайне сложными. Однако страна обладала некоторыми преимуществами, которые заставляли обращать на неё внимание оказавшиеся после войны в более выигрышном положении государства. Главным из этих преимуществ был экономический потенциал. Он позволил Германии играть важную роль в деятельности ряда международных структур, которые, таким образом, стали использоваться ФРГ для постепенного возвращения в число активных действующих лиц мировой политики. Страна начала принимать участие в процессах европейской интеграции, став одним из основателей ЕОУС, впоследствии преобразованного в ЕЭС. Ещё будучи оккупированной территорией, западная часть Германии стала членом Организации европейского экономического сотрудничества (прообраза ОСЭР). То есть организации, для которых первостепенное значение имели экономические вопросы, охотно принимали ФРГ в число участников и становились одним из инструментов для увеличения влияния Германии.
Однако влияние Германии в тех организациях, компетенция которых включала в себя в первую очередь другие вопросы, было существенно ограничено. Западные государства, создавшие в 1949 году НАТО, оборонительный союз, направленный на коллективную защиту от возможной агрессии (ожидаемой от СССР и подконтрольных ему государств), не спешили содействовать ремилитаризации Германии всего через несколько лет после окончания войны. Однако здесь важную роль сыграло другое преимущество ФРГ - её стратегически важное положение на границе с «восточным блоком». Чтобы гарантировать безопасность восточных границ альянса, а также обеспечить подконтрольность неминуемого восстановления вооружённых сил Германии, государства НАТО согласились на принятие в неё ФРГ, которое состоялось в 1955 году.
Одновременно развивалось и сотрудничество ФРГ с ООН. Несмотря на активное участие страны в некоторых учреждениях «семьи ООН», Германия на протяжении долгого времени не могла добиться членства в организации, которое должно было означать официальное возвращение этой страны в число суверенных государств. Вступление ФРГ в ООН стало возможным только в 1973 году, после того, как новая восточная политика канцлера Вилли Брандта позволила добиться нормализации отношений со странами советского лагеря.
После объединения Германии и практически одновременной ликвидации биполярной системы страна постепенно начала избавляться от существующих ограничений. Страна постепенно повышает уровень своего участия в военных операциях своих партнёров по НАТО (сначала внося значительный финансовый вклад, затем, после соответствующего решения Конституционного суда, принимая полноценное участие в боевых действиях, начиная с операции в Боснии и Герцеговине, а вслед за этим – и участвуя в операции в Косово, проводимой без санкции Совета Безопасности ООН, что является нарушением международного права), тем самым добиваясь повышения своего влияния в мировой политике путём увеличения своей роли в НАТО и достижения собственных геополитических целей на Балканах. Одновременно ФРГ активно принимает участие в процессах европейской интеграции, став, помимо всего прочего, основным наблюдателем за финансовой дисциплиной в ЕС, что впоследствии проявилось в той позиции, которую страна заняла после начала долгового кризиса.
Однако после терактов 2001 года в Нью-Йорке значение вопросов безопасности для мирового сообщества возросло до уровня, на котором Германия ещё не могла действовать достаточно эффективно. Операция в Афганистане, к которой страна с готовностью присоединилась, после первоначальных успехов привела к большому количеству боевых потерь и колоссальным финансовым затратам, результатом чего стало резкое ухудшение отношения населения ФРГ к активизации военной деятельности страны. После этого Германия на протяжении долгого времени стремилась воздерживаться от участия в военных операциях союзников по НАТО и ЕС или сводить его к минимуму, что вызывало у них негативную реакцию.
В целом международные организации (в особенности ООН, ЕС и НАТО) сыграли ключевую роль в восстановлении позиций Германии на мировой арене после Второй мировой войны. Рассматривая описанную выше деятельность ФРГ в этих организациях на протяжении её послевоенной истории, можно прийти к выводу, что эта деятельность является наиболее ярким подтверждением тезиса неореалистов о том, что международные организации в современных условиях являются инструментом, используемым крупными государствами для увеличения своего влияния. Таким образом, дальнейшее изучение внешней политики Германии может иметь большое значение для развития данного направления теории международных отношений.
Глава 2 посвящена рассмотрению политики, которую проводит ФРГ в качестве члена основных международных организаций, среди которых следует выделить ООН, ЕС и НАТО. Наибольшее значение для Германии в данной сфере, на наш взгляд, имеет вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, который начал активно обсуждаться на рубеже 2000-х годов в связи с изменением обстановки в современном мире. Для Германии, которая в силу своих характеристик была одним из очевидных кандидатов от развитых государств, это означало перспективу заметного увеличения международного влияния и его институционального закрепления на глобальном уровне. Но кандидатуры Германии и Японии столкнулись с противодействием, с одной стороны, развивающихся государств, которые были возмущены предложением предоставить постоянные места двум развитым странам и отложить рассмотрение остальных кандидатур до того момента, когда они будут чётко определены, с другой – отдельных стран, недовольных конкретно кандидатурами ФРГ и Японии. При этом против Германии выступает только Италия, её единственный теоретических конкурент в борьбе за место от Европы, а против Японии – обладающий правом вето в Совбезе Китай, позиция имеющей с Японией территориальный спор России до сих пор чётко не определена. Кроме того, несмотря на третье место в мире по объёму средств, выделяемых на нужды ООН, участие ФРГ в миротворческих операциях организации остаётся на достаточно скромном уровне, что отрицательно влияет на положение страны в организации и на шансы Германии стать постоянным членом Совбеза.
Проблемы, связанные с проведением военной политики, ограничивают и влияние страны в ЕС. С 2004 года это объединение проводит свои военные операции, а общая внешняя политика и политика безопасности признаётся одним из основных направлений совместной деятельности его членов. В этих условиях отказ от полноценного участия в операциях союзников ощутимо ухудшает положение страны в ЕС, не говоря уже о НАТО, которая является военно-политическим блоком. Однако финансовые возможности Германии позволяют ей занимать лидирующие позиции в ЕС и иметь последнее слово при решении наиболее важных для этой организации вопросов. Это подтверждается целым рядом примеров, таких как избрание главой Еврокомиссии поддержанного Германией Жана-Клода Юнкера, несмотря на противодействие со стороны некоторых государств, решение вопроса с внешним долгом Греции по предложенному Германией плану или политика в отношении миграционного кризиса. Влияние Германии в НАТО пока не так значительно, как в ЕС, так как в Североатлантическом альянсе есть более значимые игроки, а основным направлением деятельности является военное, в котором возможности Германии в настоящее время весьма скромны. Тем не менее, в невоенных сферах деятельности альянса, политическое значение которых со временем увеличивается, Германия является одним из лидеров, что положительно сказывается на позициях страны в организации.
Перспективы и формы политики ФРГ по увеличению влияния страны на мировой арене рассматриваются в главе 3 данной работы. На глобальном уровне главной целью Германии в указанной сфере является получение постоянного места в Совете Безопасности ООН. С точки зрения автора данной работы, ФРГ необходимо добиться рассмотрения своей кандидатуры отдельно от Японии, которая сталкивается гораздо более серьёзным противодействием. Также увеличению роли ФРГ в ООН по-прежнему мешает недостаточно активное участие страны в операциях по поддержанию мира, вызванное ограниченностью военной политики. Но основным фактором, не дававшим до сих пор перейти к завершающей стадии рассмотрения вопроса об увеличении количества постоянных членов ООН, была общая неготовность мирового сообщества к таким серьёзным изменениям, которая привела к исчезновению этого вопроса из повестки дня для организации на целое десятилетие. Однако новый Генеральный секретарь А. Гутерриш в 2017 году вновь поднял данный вопрос, и период нахождения Гутерриша в должности может стать определяющим для принятия в этой области крайне важных для мирового сообщества решений.
На региональном уровне существуют довольно явные предпосылки для усиления позиций Германии в тех объединениях, в число членов которых она входит. В последнее время ФРГ оправилась от потрясения, которым для неё стала операция в Афганистане, что проявляется в намерении страны увеличить военные расходы, о котором говорится в новой «Белой книге», и в призывах руководства ФРГ к более активному сотрудничеству стран ЕС в сфере обороны. Кроме того, выход из ЕС Великобритании, являющейся на сегодняшний день одним из лидеров союза в данной сфере, создаёт необходимые предпосылки для увеличения роли Германии. Выход Великобритании также в целом укрепит позиции ФРГ внутри ЕС, предоставив ей возможность добиться более глубокой интеграции оставшихся членов, против чего во многих случаях выступала Великобритания.
Положение Германии в НАТО, очевидно, также в ближайшем будущем изменится. Сокращение участия США в деятельности альянса предоставляет его европейским участникам гораздо большую самостоятельность в принятии решений, а стремление Вашингтона заставить европейских членов организации вкладывать больше средств в её деятельность выгодно ФРГ как государству, обладающему сильнейшей в Европе экономикой.
Кроме того, влияние «мягкой силы» в современном мире также увеличивается, и у Германии как страны, уделяющей большое внимание этому инструменту проведения внешней политики, что выражается в финансировании большого таких организаций, как Гёте-институт, политические фонды и структуры, работающие в сфере содействия развитию экономик наименее благополучных стран мира, есть широкие возможности для его успешного использования, что находит своё подтверждение в опросах населения различных государств о возможном глобальном лидерстве Германии, которые дают довольно благоприятные для этой страны результаты.
Ещё одним способом повышения статуса ФРГ в современном мире может стать посредничество между западными государствами и Россией в урегулировании существующего конфликта, вызванного украинским кризисом. Несмотря на явную принадлежность Германии к западному миру, её традиционно более лояльная, чем у других крупнейших членов ЕС и НАТО, позиция по отношению к России и крепкие экономические и политические связи с ней даёт ФРГ большие возможности для поиска компромиссов с нашей страной по основным спорным вопросам. Участие в разрешении данного конфликта может существенно укрепить её позиции в мировом сообществе.
Таким образом, говоря о политике Германии по увеличению её влияния в современном мире, можно утверждать, что, несмотря на большую степень неопределённости в мировой политике и невозможность точно спрогнозировать вероятные изменения, позиции Германии неуклонно укрепляются. Это выражается в первую очередь в её растущем влиянии в ключевых организациях, членом которых она является. Можно ожидать активизацию дискуссии по предоставлению ФРГ постоянного места в Совете безопасности ООН, консолидации членов ЕС, остающихся в организации, вокруг Германии как всё более явного лидера и укрепления альтернативного США европейского центра влияния в НАТО, в котором ФРГ также будет занимать одно из ключевых мест. При этом факторы, влияющие на положение Германии в различных организациях, практически идентичны: положительное влияние на позиции ФРГ оказывают её экономические показатели, отрицательное – недостаточно активная военная политика, хотя в данный момент правительство Германии предпринимает настойчивые шаги к устранению данной проблемы. Кроме того, как уже было показано, в настоящее время наблюдается универсализация деятельности организаций, постепенно приводящая к равноценной значимости для той или иной организации различных факторов вне зависимости от того, какие сферы деятельности были заявлены как приоритетные при основании организации. Таким образом, только комплексный подход в изучении указанных проблем может привести к пониманию процессов, оказывающих влияние на положение Германии в мире.
Подобные работы
- Мирополитический аспект формирования «Сети Умных городов»: на примере ЕАЭС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБНАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ШВЕЙЦАРИИ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021



