Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика Германии по повышению мирополитического статуса страны на современном этапе

Работа №133460

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Эволюция деятельности Германии по увеличению влияния в мировой политике 10
1.1. Особенности вступления Германии в международные организации 10
1.2. Политика ФРГ после объединения 15
1.2.1. Основные изменения, произошедшие во внешней политике Германии в 1990-е годы
1.2.2. Внешнеполитическая деятельность ФРГ в 2000-е – начале 2010-х годов 23
1.3. Теоретические аспекты внешней политики Германии 25
Вывод к главе 1 28
Глава 2. Современная деятельность ФРГ в качестве члена ведущих международных организаций 30
2.1. Деятельность Германии в ООН 30
2.2. Политика ФРГ в Европейском союзе 35
2.3. Взаимодействие Германии и НАТО 41
2.3.1. Военно-политическое сотрудничество 41
2.3.2. Другие аспекты сотрудничества Германии и НАТО 44
2.4. Взаимодействие ФРГ с другими международными организациями 47
Вывод к главе 2 49
Глава 3. Перспективы и формы политики Германии по повышению мирополитического статуса 51
3.1. Политика ФРГ на глобальном уровне 51
3.2. Политика ФРГ на региональном уровне 54
3.3. Применение Германией «мягкой силы» 58
Вывод к главе 3 63
Заключение 65
Список источников и литературы 71


В настоящее время в мировой политике наблюдается активизация борьбы за глобальное лидерство. После прекращения существования биполярной системы, наблюдавшейся со второй половины 1940-х годов до распада СССР, мировое сообщество начало поиск нового формата, который обеспечил бы достаточно стабильное мироустройство. Если 1990-е годы были ознаменованы безусловным лидерством «коллективного Запада» (в который традиционно включают США, Канаду, Японию и страны, входящие в ЕС и НАТО) в целом и США как главного центра западного мира в частности, то уже в следующем десятилетии начались дискуссии о преобразовании этой системы в более плюралистическую, в которой учитывались бы интересы большего количества акторов. Активизировалась внешняя политика России, на фоне экономических успехов возросли амбиции Китая, стали заметнее на международной арене Индия, Бразилия и некоторые другие государства.
При этом, говоря о перераспределении влияния в мировой политике, чаще всего имеют в виду увеличение веса акторов, находящихся за пределами «коллективного Запада». Однако стоит признать, что эта группа стран сохраняет значительные возможности для воздействия на глобальные процессы, и перераспределение влияния внутри Евроатлантического сообщества также несёт в себе перспективы значительного изменения мироустройства. И наиболее значительные последствия, по мнению многих исследователей, может повлечь за собой изменение роли Германии, которое стало более чем вероятным после объединения страны в 1990 году.
Принимая во внимание вышесказанное, следует упомянуть ряд факторов, с которыми связана актуальность темы исследования.
Во-первых, ФРГ является одним из наиболее крупных государств мира. Население страны, по данным последней переписи, составляет более 80 миллионов человек, а объём ВВП в 2016 году – около 3,5 триллионов долларов США, по обоим показателям Германия занимает первые места в ЕС и очень высокие - в мире. Это делает ФРГ одним из самых значимых игроков во всех международных организациях, членом которых она является, что оказывает серьёзное влияние на процессы, происходящие в условиях глобализации.
Во-вторых, тема данной работы приобретает особое значение в той ситуации, которая на данный момент сложилась в мировой политике. Нынешний кризис в отношениях между Россией и западными государствами является на данный момент одной из главных проблем, влияние этого конфликта на мирополитические процессы трудно переоценить, он затрагивает экономическую, политическую, военную и многие другие сферы международного сотрудничества. Поиск путей выхода из сложившейся ситуации – важная задача для всего мира. И одним из таких выходов может стать налаживание отношений между Россией и Германией, потому что Германия, по мнению автора данной работы, на данный момент является наиболее удобным кандидатом на роль посредника между Россией и Западом. Этому могут способствовать остающиеся довольно тесными, несмотря на санкционные ограничения, экономические связи (торговый оборот между Россией и ФРГ в 2016 году составил более 40,7 млрд долларов США, 8,7% внешнеторгового оборота РФ пришлось на Германию, которая уступает по этому показателю только Китаю, на который приходится 14,1% ). Кроме того, политическое взаимодействие между Россией и ФРГ также традиционно находятся на довольно высоком уровне. Н.В. Павлов отмечает, что ФРГ – это единственное государство ЕС, которое после распада СССР прилагало большие усилия для адаптации России к изменившейся международной обстановке и, возможно, даже для интеграции РФ в евроатлантическую систему координат. В утверждённом в конце ноября 2013 года и действующем до сих пор коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СДПГ особое место уделено вопросу отношений с Россией, которые предлагается всесторонне укреплять как на государственном уровне, так и на уровне гражданского общества. В договоре подчёркивается важность диалога с Россией по вопросам внешней политики и политики безопасности, причём европейская безопасность, как особо отмечается в тексте договора, может быть достигнута только при сотрудничестве с РФ, а не против неё. Разумеется, события на Украине, которые произошли уже после подписания данного соглашения, внесли свои коррективы в его реализацию и во внешнеполитический курс Германии в целом, однако факт такого особого упоминания России в договоре говорит о многом.
Степень научной разработанности темы
Различные аспекты политики ФРГ, направленной на увеличение её влияния в мире, не раз попадали в поле зрения российских и зарубежных исследователей. Исторические этапы этой политики рассматривали О.В. Семёнов, А.Н. Матков, Н.П. Пархитько. Ф.О. Трунов исследовал оборонную политику Германии в исторической ретроспективе и на современном этапе. Также следует отметить работу Н.А. Власова, который даёт характеристику участию Бундесвера в зарубежных военных операциях. Из зарубежных авторов можно выделить М. Дамеса и Ф. Бётеля, Я. Якобса. Вопросы теории международных отношений, имеющие большое значение для изучения внешней политики ФРГ, поднимались основателем структурного неореализма К. Уолтсом, теоретиками неолиберализма Р. Кохейном и Дж. Наем, основателями теории секьюритизации Б. Бузаном и О. Вейвером, также для систематизации данных о позициях представителей ряда других теоретических течений по рассматриваемым вопросам в данной работе использовалось исследование В.Н. Конышева и А.А. Сергунина.
Характеристику современному состоянию внешней политики Германии, в частности, её участию в деятельности крупнейших международных организаций, помимо уже упомянутых работ Ф.О. Трунова, Н.А. Власова и Н.П. Пархитько, в которых в рамках исследования оборонной политики Германии рассматривается её деятельность в НАТО, давали Н.В. Тоганова, Е.А. Бугакова, рассматривавшие политику Германии в ЕС, проблемы реформирования ООН, включая имеющий крайнююважность для ФРГ вопрос о представлении стране постоянного места в Совете Безопасности ООН, находятся в фокусе внимания известного российского дипломата В.Ф. Заемского, а также М.С. Айрапетян. Кроме того, при рассмотрении политики ФРГ в НАТО в данной работе использовалось исследование этой организации, проведённое А.Л. Белоноговым. Оценку позициям, занимаемым Германией в мире после объединения, дали авторы выпущенного в ФРГ во второй половине 1990-х годов, но не теряющего своей актуальности до сих пор сборника «Новая внешняя политика Германии» («DeutschlandsneueAußenpolitik»): Г. Кремер, К. Хольст.
Говоря об исследовании перспектив и форм политики ФРГ по увеличению её роли в мировой политике, необходимо упомянуть труды зарубежных авторов: М. Цапфе, Дж. Фалега, изучающих перспективы оборонной политики ФРГ, также следует обратить особое внимание на работы авторов, рассматривавших применение Германией так называемой «мягкой силы»: Т.А. Ланьшиной, М.М. Лебедевой, Л.Р. Рустамовой и М.В. Шарко.
Источниковую базу исследования составил широкий круг источников на русском и иностранных (немецком и английском) языках. В частности, использовались международные договоры, принятые в рамках международных организаций (в частности, НАТО и ЕС), договоры, регулирующие послевоенные взаимоотношения Германии с государствами, победившими во Второй мировой войне, нормативные акты ФРГ и документы её различных ведомств, статистические данные международных организаций и внутригосударственных органов Германии и её основных партнёров, официальные заявления, сделанные должностными лицами Германии и других государств.
Объектом данной работы является внешняя политика Германии.
Предмет работы – действия, предпринимаемые страной для увеличения её роли в мировой политике.
Цель исследования – определить, какую политику проводит ФРГ для достижения более выгодного положения в мире.
Исходя из данной цели, автор поставил перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть эволюцию внешней политики Германии на указанном направлении;
• Определить современное состояние взаимоотношений ФРГ с международными организациями, в которые она входит;
• Охарактеризовать перспективы и формы деятельности страны, направленной на усиление её позиций в мировой политике.
Хронологические рамки данного исследования включают промежуток с момента образования ФРГ в 1949 году до настоящего времени. Тем не менее, в единичных случаях рассматриваются факты, имевшие место ранее, в частности, при описании истории участия Германии в международных организациях упоминаются события, происходившие в конце XIX века и в межвоенный период.
В данной работе используются следующие общенаучные методы: анализ и синтез (рассматриваются взаимоотношения Германии в с каждой международной организацией в различных областях, чтобы сделать вывод об общем состоянии взаимоотношений Германии с этой организацией), индукция (выводы о ситуации, сложившейся в отношениях Германии с той или иной организацией, делаются на основе обобщения эмпирических данных), исторический метод (исследована история политики Германии по увеличению международного влияния). Из междисциплинарных методов использованы институциональный анализ (исследовано влияние институтов ФРГ и международных институтов на происходящие процессы). Также при написании работы были использованы метод сравнительного анализа (сравнивались позиции Германии в ООН, ЕС и НАТО, и факторы, влияющие на эти позиции) и метод casestudy (взаимодействие ФРГ с некоторыми организациями изучалось на конкретных примерах).
Научная новизна данного исследования заключается в следующем.
Во-первых, несмотря на существование большого количества литературы, так или иначе относящейся к теме данного исследования, следует отметить, что практически все авторы фокусируют своё внимание на каком-либо одном аспекте политики Германии по повышению её статуса в мировом сообществе (или на узком круге таких аспектов) Это либо деятельность страны в сфере безопасности, либо применение «мягкой силы», либо факторы, влияющие на перспективы получения ФРГ постоянного места в Совете Безопасности, либо другие отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Таким образом, комплексных исследований политики Германии по повышению статуса в мировой политике с учётом различных факторов в имеющих значение для данной политики сферах, каким является настоящая работа, ранее не существовало.
Во-вторых, в данной работе проанализировано влияние на положение Германии в мире ряда событий (например, решения Великобритании выйти из ЕС и избрания президентом США Д. Трампа), которое ещё не было в достаточной степени проанализировано в научной литературе.
Данное исследование уже получило определённую степень апробации. Так, в марте 2015 года, в период активизации дискуссии о путях нормализации отношений между РФ и западными государствами, автор выступил на III Всероссийской студенческой конференции «Россия в современном мире: новые вызовы и возможности» с докладом «Влияние российско-германских взаимоотношений на мировую политику», в основу которого легло высказанное в настоящей работе утверждение о том, что именно ФРГ является наиболее подходящим кандидатом на роль посредника между Россией и западными странами.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Перераспределение влияния в мировой политике в сложившейся на сегодняшний день ситуации представляется практически неизбежным. Большое количество конфликтов и глобальных противоречий, новых угроз наподобие международного терроризма и глобального потепления, растущая зависимость государств друг от друга и явное несоответствие системы, в значительной степени сформировавшейся после Второй мировой войны в совершенно других реалиях, вызовам современности, остро ставят вопрос о формировании нового мирового порядка. И, по нашему мнению, именно Германия в настоящее время приобретает всё больше возможностей для влияния на мирополитические процессы, становясь одним из центров западного мира и приобретая всё больший вес на мировой арене. Данная работа посвящена исследованию политики, проводимой этой страной для способствования этому процессу.
В главе 1 настоящей работы было рассмотрено изменение роли ФРГ в мировой политике, которое прошло через несколько важных этапов. Созданное в 1949 году государство было в значительной степени ограничено в своих действиях как внутри страны, так и на международной арене. В частности, страна не имела вооружённых сил и должна была консультироваться по ряду важнейших вопросов с США, Великобританией и Францией. Одновременно на значительной части территории Германии, находящейся под контролем СССР, было создано другое государство, отношения которого с ФРГ были крайне сложными. Однако страна обладала некоторыми преимуществами, которые заставляли обращать на неё внимание оказавшиеся после войны в более выигрышном положении государства. Главным из этих преимуществ был экономический потенциал. Он позволил Германии играть важную роль в деятельности ряда международных структур, которые, таким образом, стали использоваться ФРГ для постепенного возвращения в число активных действующих лиц мировой политики. Страна начала принимать участие в процессах европейской интеграции, став одним из основателей ЕОУС, впоследствии преобразованного в ЕЭС. Ещё будучи оккупированной территорией, западная часть Германии стала членом Организации европейского экономического сотрудничества (прообраза ОСЭР). То есть организации, для которых первостепенное значение имели экономические вопросы, охотно принимали ФРГ в число участников и становились одним из инструментов для увеличения влияния Германии.
Однако влияние Германии в тех организациях, компетенция которых включала в себя в первую очередь другие вопросы, было существенно ограничено. Западные государства, создавшие в 1949 году НАТО, оборонительный союз, направленный на коллективную защиту от возможной агрессии (ожидаемой от СССР и подконтрольных ему государств), не спешили содействовать ремилитаризации Германии всего через несколько лет после окончания войны. Однако здесь важную роль сыграло другое преимущество ФРГ - её стратегически важное положение на границе с «восточным блоком». Чтобы гарантировать безопасность восточных границ альянса, а также обеспечить подконтрольность неминуемого восстановления вооружённых сил Германии, государства НАТО согласились на принятие в неё ФРГ, которое состоялось в 1955 году.
Одновременно развивалось и сотрудничество ФРГ с ООН. Несмотря на активное участие страны в некоторых учреждениях «семьи ООН», Германия на протяжении долгого времени не могла добиться членства в организации, которое должно было означать официальное возвращение этой страны в число суверенных государств. Вступление ФРГ в ООН стало возможным только в 1973 году, после того, как новая восточная политика канцлера Вилли Брандта позволила добиться нормализации отношений со странами советского лагеря.
После объединения Германии и практически одновременной ликвидации биполярной системы страна постепенно начала избавляться от существующих ограничений. Страна постепенно повышает уровень своего участия в военных операциях своих партнёров по НАТО (сначала внося значительный финансовый вклад, затем, после соответствующего решения Конституционного суда, принимая полноценное участие в боевых действиях, начиная с операции в Боснии и Герцеговине, а вслед за этим – и участвуя в операции в Косово, проводимой без санкции Совета Безопасности ООН, что является нарушением международного права), тем самым добиваясь повышения своего влияния в мировой политике путём увеличения своей роли в НАТО и достижения собственных геополитических целей на Балканах. Одновременно ФРГ активно принимает участие в процессах европейской интеграции, став, помимо всего прочего, основным наблюдателем за финансовой дисциплиной в ЕС, что впоследствии проявилось в той позиции, которую страна заняла после начала долгового кризиса.
Однако после терактов 2001 года в Нью-Йорке значение вопросов безопасности для мирового сообщества возросло до уровня, на котором Германия ещё не могла действовать достаточно эффективно. Операция в Афганистане, к которой страна с готовностью присоединилась, после первоначальных успехов привела к большому количеству боевых потерь и колоссальным финансовым затратам, результатом чего стало резкое ухудшение отношения населения ФРГ к активизации военной деятельности страны. После этого Германия на протяжении долгого времени стремилась воздерживаться от участия в военных операциях союзников по НАТО и ЕС или сводить его к минимуму, что вызывало у них негативную реакцию.
В целом международные организации (в особенности ООН, ЕС и НАТО) сыграли ключевую роль в восстановлении позиций Германии на мировой арене после Второй мировой войны. Рассматривая описанную выше деятельность ФРГ в этих организациях на протяжении её послевоенной истории, можно прийти к выводу, что эта деятельность является наиболее ярким подтверждением тезиса неореалистов о том, что международные организации в современных условиях являются инструментом, используемым крупными государствами для увеличения своего влияния. Таким образом, дальнейшее изучение внешней политики Германии может иметь большое значение для развития данного направления теории международных отношений.
Глава 2 посвящена рассмотрению политики, которую проводит ФРГ в качестве члена основных международных организаций, среди которых следует выделить ООН, ЕС и НАТО. Наибольшее значение для Германии в данной сфере, на наш взгляд, имеет вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, который начал активно обсуждаться на рубеже 2000-х годов в связи с изменением обстановки в современном мире. Для Германии, которая в силу своих характеристик была одним из очевидных кандидатов от развитых государств, это означало перспективу заметного увеличения международного влияния и его институционального закрепления на глобальном уровне. Но кандидатуры Германии и Японии столкнулись с противодействием, с одной стороны, развивающихся государств, которые были возмущены предложением предоставить постоянные места двум развитым странам и отложить рассмотрение остальных кандидатур до того момента, когда они будут чётко определены, с другой – отдельных стран, недовольных конкретно кандидатурами ФРГ и Японии. При этом против Германии выступает только Италия, её единственный теоретических конкурент в борьбе за место от Европы, а против Японии – обладающий правом вето в Совбезе Китай, позиция имеющей с Японией территориальный спор России до сих пор чётко не определена. Кроме того, несмотря на третье место в мире по объёму средств, выделяемых на нужды ООН, участие ФРГ в миротворческих операциях организации остаётся на достаточно скромном уровне, что отрицательно влияет на положение страны в организации и на шансы Германии стать постоянным членом Совбеза.
Проблемы, связанные с проведением военной политики, ограничивают и влияние страны в ЕС. С 2004 года это объединение проводит свои военные операции, а общая внешняя политика и политика безопасности признаётся одним из основных направлений совместной деятельности его членов. В этих условиях отказ от полноценного участия в операциях союзников ощутимо ухудшает положение страны в ЕС, не говоря уже о НАТО, которая является военно-политическим блоком. Однако финансовые возможности Германии позволяют ей занимать лидирующие позиции в ЕС и иметь последнее слово при решении наиболее важных для этой организации вопросов. Это подтверждается целым рядом примеров, таких как избрание главой Еврокомиссии поддержанного Германией Жана-Клода Юнкера, несмотря на противодействие со стороны некоторых государств, решение вопроса с внешним долгом Греции по предложенному Германией плану или политика в отношении миграционного кризиса. Влияние Германии в НАТО пока не так значительно, как в ЕС, так как в Североатлантическом альянсе есть более значимые игроки, а основным направлением деятельности является военное, в котором возможности Германии в настоящее время весьма скромны. Тем не менее, в невоенных сферах деятельности альянса, политическое значение которых со временем увеличивается, Германия является одним из лидеров, что положительно сказывается на позициях страны в организации.
Перспективы и формы политики ФРГ по увеличению влияния страны на мировой арене рассматриваются в главе 3 данной работы. На глобальном уровне главной целью Германии в указанной сфере является получение постоянного места в Совете Безопасности ООН. С точки зрения автора данной работы, ФРГ необходимо добиться рассмотрения своей кандидатуры отдельно от Японии, которая сталкивается гораздо более серьёзным противодействием. Также увеличению роли ФРГ в ООН по-прежнему мешает недостаточно активное участие страны в операциях по поддержанию мира, вызванное ограниченностью военной политики. Но основным фактором, не дававшим до сих пор перейти к завершающей стадии рассмотрения вопроса об увеличении количества постоянных членов ООН, была общая неготовность мирового сообщества к таким серьёзным изменениям, которая привела к исчезновению этого вопроса из повестки дня для организации на целое десятилетие. Однако новый Генеральный секретарь А. Гутерриш в 2017 году вновь поднял данный вопрос, и период нахождения Гутерриша в должности может стать определяющим для принятия в этой области крайне важных для мирового сообщества решений.
На региональном уровне существуют довольно явные предпосылки для усиления позиций Германии в тех объединениях, в число членов которых она входит. В последнее время ФРГ оправилась от потрясения, которым для неё стала операция в Афганистане, что проявляется в намерении страны увеличить военные расходы, о котором говорится в новой «Белой книге», и в призывах руководства ФРГ к более активному сотрудничеству стран ЕС в сфере обороны. Кроме того, выход из ЕС Великобритании, являющейся на сегодняшний день одним из лидеров союза в данной сфере, создаёт необходимые предпосылки для увеличения роли Германии. Выход Великобритании также в целом укрепит позиции ФРГ внутри ЕС, предоставив ей возможность добиться более глубокой интеграции оставшихся членов, против чего во многих случаях выступала Великобритания.
Положение Германии в НАТО, очевидно, также в ближайшем будущем изменится. Сокращение участия США в деятельности альянса предоставляет его европейским участникам гораздо большую самостоятельность в принятии решений, а стремление Вашингтона заставить европейских членов организации вкладывать больше средств в её деятельность выгодно ФРГ как государству, обладающему сильнейшей в Европе экономикой.
Кроме того, влияние «мягкой силы» в современном мире также увеличивается, и у Германии как страны, уделяющей большое внимание этому инструменту проведения внешней политики, что выражается в финансировании большого таких организаций, как Гёте-институт, политические фонды и структуры, работающие в сфере содействия развитию экономик наименее благополучных стран мира, есть широкие возможности для его успешного использования, что находит своё подтверждение в опросах населения различных государств о возможном глобальном лидерстве Германии, которые дают довольно благоприятные для этой страны результаты.
Ещё одним способом повышения статуса ФРГ в современном мире может стать посредничество между западными государствами и Россией в урегулировании существующего конфликта, вызванного украинским кризисом. Несмотря на явную принадлежность Германии к западному миру, её традиционно более лояльная, чем у других крупнейших членов ЕС и НАТО, позиция по отношению к России и крепкие экономические и политические связи с ней даёт ФРГ большие возможности для поиска компромиссов с нашей страной по основным спорным вопросам. Участие в разрешении данного конфликта может существенно укрепить её позиции в мировом сообществе.
Таким образом, говоря о политике Германии по увеличению её влияния в современном мире, можно утверждать, что, несмотря на большую степень неопределённости в мировой политике и невозможность точно спрогнозировать вероятные изменения, позиции Германии неуклонно укрепляются. Это выражается в первую очередь в её растущем влиянии в ключевых организациях, членом которых она является. Можно ожидать активизацию дискуссии по предоставлению ФРГ постоянного места в Совете безопасности ООН, консолидации членов ЕС, остающихся в организации, вокруг Германии как всё более явного лидера и укрепления альтернативного США европейского центра влияния в НАТО, в котором ФРГ также будет занимать одно из ключевых мест. При этом факторы, влияющие на положение Германии в различных организациях, практически идентичны: положительное влияние на позиции ФРГ оказывают её экономические показатели, отрицательное – недостаточно активная военная политика, хотя в данный момент правительство Германии предпринимает настойчивые шаги к устранению данной проблемы. Кроме того, как уже было показано, в настоящее время наблюдается универсализация деятельности организаций, постепенно приводящая к равноценной значимости для той или иной организации различных факторов вне зависимости от того, какие сферы деятельности были заявлены как приоритетные при основании организации. Таким образом, только комплексный подход в изучении указанных проблем может привести к пониманию процессов, оказывающих влияние на положение Германии в мире.



1. Аннан К. При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех, доклад Генерального секретаря ООН // ООН, 21.03.2005 (URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/270/80/PDF/N0527080.pdf?OpenElement, дата обращения: 23.03.2017).
2. Secretary-General’s remarks at the World Government Summit with Q&A // United Nations, 13.02.2017 (URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2017-02-13/secretary-general%E2%80%99s-remarks-world-government-summit-qa-delivered, дата обращения: 15.03.2017).
3. Североатлантический договор, 1949 (URL: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_17120.htm, дата обращения: 15.03.2017).
4. Соглашение об отношениях между Федеративной Республикой Германией и Тремя Державами с последующими изменениями и дополнениями, 1954 (URL: http://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_de&dokument=0018_par&object=context&st=&l=ru, дата обращения: 23.03.2017).
5. Single European Act, 1986 (URL: http://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaties_establishing_the_european_communities_single_european_act_en.pdf, дата обращения: 09.05.2017).
6. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the treaties establishing the European Communities and certain related acts, 1997 (URL: http://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_of_amsterdam_en.pdf, дата обращения: 04.04.2017).
7. Treaty of Nice amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts, 2001 (URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:12001C/TXT, дата обращения: 04.04.2017).
8. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, 2007 (URL: 2007/C306/01http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2007:306:SOM:EN:HTML, дата обращения: 15.03.2017).
9. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года с последующими изменениями и дополнениями (URL: http://worldconstitutions.ru/?p=155, дата обращения: 23.03.2017).
10. Der Bundesminister der Verteidigung.VerteidigungpolitischeRichtlinien, 1992 (www.uni-kassel.de/fb5/frieden/themen/Bundeswehr/vpr1992.html, дата обращения: 19.02.2017).
11. Genscher H.D. Erinnerungen / H.D. Genscher – Berlin: Siedler, 1995. 1086 S.
12. Antrag der Bundesregierung: Deutsche Beteiligungan der von der NATO geplanten Operation zurweiterenmilitärischenAbsicherung des FriedensprozessesimfrüherenJugoslawienüber den 19. Juni 1998 hinaus (SFOR-Folgeoperation) / Deutscher Bundestag, 13.Wahlperiode.Drucksache 13/10977, 17.06.1998 (URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/13/109/1310977.pdf, дата обращения: 27.04.2017).
13. Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung der deutschenBeteiligung an einerinternationalenSicherheitspräsenzim Kosovo zurGewährleistungeinessicherenUmfeldesfür die Flüchtlingsrückkehr und zurmilitärischenAbsicherung der Friedensregelungfür das Kosovo auf der Grundlage der Resolution 1244 (1999) des Sicherheitsrats der VereintenNationenvom 10. Juni 1999 /Deutscher Bundestag, 14.Wahlperiode.Drucksache 14/3454, 25.05.2000 (URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/14/034/1403454.pdf, дата обращения: 01.05.2017).
14. Pressekonferenzam 5. Dezember 2002 mitBundesminister Dr. Peter Struck zurWeiterentwicklung der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung, 05. 12.2002. (URL: http://www.bmvg.de/portal/a/ bmvg/!ut/p/c4/NY3BCsIwEET_KGkOFetNUUEPetR6KWmypItNUjabevHjTYXOwBzmDYx8yeKg-Z3SaMQY9yqdsDe76j-j97ITHgImBMHvhIJkBzcDQ_dkMxIAWXQ4urcMuAXKnmroWliYoTWLK5i- 0fy5MFYWIAXpIhMJZ0pDmSmCLxuJBMVIhAK9tKHQ-Vqlap72bbXk9NqS63811O3u9_-L2Ycw!!/, дата обращения: 23.03.2017).
15. Gesetzüber die Rundfunkanstalt des Bundesrechts «Deutsche Welle», 2005 // Bundesministerium der Justiz (URL: http://www.gesetze-im-internet.de/dwg/BJNR309410997.html#BJNR309410997BJNG006501310, дата обращения: 15.04.2017).
16. White Paper 2006 on German Security Policy and the Future of the Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung (URL: https://www.bmvg.de/resource/resource/UlRvcjZYSW1RcEVHaUd4cklzQU4yNWFvejhLbjVyYnR1OCt3ZlU1N09FVXFpZ21UK2RwSWNmeGU5ZVZLQTZVUG9nUyszVy8xUnRSZXROUlNXUlRqZDhFcFFUbWZFank0bUZhakNINHdPKzQ9/Wei%C3%9Fbuch%202006.pdf, дата обращения: 15.03.2017).
17. Sikorski R., Westerwelle G. A New Vision of Europe // The New York Times, 18.09.2012 (URL: http://www.nytimes.com/2012/09/18/opinion/a-new-vision-of-europe.html дата обращения: 15.03.2017).
18. DeutschlandsZukunftgestalten.Koalitionsvertragzwischen CDU, CSU und SPD. 18. Legislaturperiode, 2013 (URL: http://www.tagesschau.de/inland/koalitionsvertrag152.pdf, дата обращения – 01.02.2017).
19. White Paper 2016 on German Security Policy and the Future of the Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung, 18.07.2016 (URL:https://www.bmvg.de/resource/resource/UlRvcjZYSW1RcEVHaUd4cklzQU4yNWFvejhLbjVyYnR1OCt3ZlU1N09FVkZoYmR4Sjljb1E2UW9BdC9qQ3U1bmVEck9CbDgvcUFZaUhSL1dSSFA0alRxelpqQ3dyK1E3LzB4N0lXQ0lhcHM9/Weissbuch2016_barrierefrei.pdf, дата обращения: 02.05.2017).
20. Rede der Bundesministerin der Verteidigung Dr. Ursula von der Leyenanlässlich der Eröffnung der MünchnerSicherheitskonferenz am 17 Februar 2017 in München // Bundesministerium der Verteidigung, 17.02.2017 (URL:https://www.bmvg.de/resource/resource/TU1jZzdTaGNNanAzeDRBMlRGeEU3WHVDTGFRc3R5bHFEclVIR0M0bmJjM2Vya0lYejdaWUlTNjFtZi8rT0ZPMXE4YmhlcEF2Smxsd3AySkRNbVdKR1FnQWhJcCsxZ01rb0dPcXg5ekRMajQ9/Rede_BMin_MSC.pdf, дата обращения: 02.05.2017).
2. Электронные ресурсы:
21. Взаимодействие Германии и НАТО // НАТО.рф (URL: http://нато.рф/ru/germany.html, дата обращения: 10.03.2017).
22. Взносы государств-членов // ООН (URL: http://www.un.org/ru/aboutun/finance/contrib, дата обращения: 23.03.2017).
23. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2016 г. // Федеральная таможенная служба России, 09.02.2017 (URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24785:----------2016--&catid=125:2011-02-04-16-01-54&Itemid=1976, дата обращения: 03.05.2017).
24. Германия в ООН // Deutschland.de, 17.09.2013 (URL: https://www.deutschland.de/ru/topic/politika/globalnye-voprosy-i-prava/germaniya-v-oon, дата обращения: 10.04.2017).
25. Германия – Страна-член // Совет Европы (URL: http://www.coe.int/ru/web/portal/germany, дата обращения: 10.03.2017).
26. Операции ООН по поддержанию мира. Текущие операции // ООН (URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/current.shtml, дата обращения: 30.03.2017).
27. Организационная структура // Всемирный банк (URL: http://pubdocs.worldbank.org/pubdocs/publicdoc/2014/10/162981412346999162/wbg-org-chart-ru.pdf , дата обращения: 23.04.2017).
28. Страны, которые избирались членами Совета Безопасности // ООН (URL: http://www.un.org/ru/sc/members/elected.asp, дата обращения: 23.03.2017).
29. Цифры и факты. Операции ООН по поддержанию мира // ООН (URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtml, дата обращения: 24.03.2017).
30. Члены Экономического и социального совета // ООН (URL: https://www.un.org/ecosoc/ru/content/members , дата обращения: 23.03.2017).
31. About history // UPU (URL: http://www.upu.int/en.html, дата обращения: 15.02.2017).
32. About the IMF // IMF (URL: http://www.imf.org/external/about.htm, дата обращения: 23.04.2015).
33. AHK Organisation // AHK (URL: http://ahk.de/ueber-ahk/ahk-organisation/, дата обращения: 14.04.2017).
34. Deployed Units // EU NAVFOR Somalia official website (URL: http://eunavfor.eu/deployed-units/mpras/#news-tabs, дата обращения: 30.03.2017).

35. Deutsche GesellschaftfürInternationaleZusammenarbeit (GIZ) // BundesministeriumfürWirtschaftlicheZusammenarbeit und Entwicklung (URL: http://www.bmz.de/de/was_wir_machen/wege/bilaterale_ez/akteure_ez/einzelakteure/giz/index.html, дата обращения: 14.04.2017).
36. EndgültigesErgebnis der Bundestagswahl 2013 // Der Bundeswahlhielter (URL: http://www.bundeswahlleiter.de/de/bundestagswahlen/BTW_BUND_13/ergebnisse/bundesergebnisse/, дата обращения: 10.04.2017).
37. EndgültigesErgebnis der Europawahl 2014 // Der Bundeswahlhielter (URL: http://www.bundeswahlleiter.de/de/europawahlen/EU_BUND_14/ergebnisse/bundesergebnisse/, дата обращения: 10.04.2017).
38. Ergebnis des Zensus 2011 (URL: https://ergebnisse.zensus2011.de/#StaticContent:00,BEG_4_1_0,m,table, дата обращения – 01.02.2017).
39. Europawahl 2009 – Wahlergebnisse // EuropaPortal (URL: http://www.webcitation.org/66b9zHsaI, дата обращения: 10.04.2017).
40. European Commission archives // European Commission (URL: http://ec.europa.eu/archives/commission_2004-2009/index_en.htm, дата обращения: 15.03.2017).
41. Exports and imports by continents and countries, Slovenia, annually // Statistical Office of the Republic of Slovenia (URL: http://pxweb.stat.si/pxweb/Dialog/Saveshow.asp, дата обращения: 04.04.2017).
42. External Trade Database // Czech Statistical Office (URL: http://apl.czso.cz/pll/stazo/STAZO.STAZO?jazyk=EN, дата обращения: 02.05.2017).
43. Finanzierungsinstrumente // KfWEntwicklungsbank (URL: https://www.kfw-entwicklungs-
bank.de/Internationale-Finanzierung/KfW-Entwicklungsbank/Projekte/#2, дата обращения: 14.04.2017).
44. GemeinsameErklärungzurstaatlichenFinanzierung der PolitischenStiftungen // Konrad-Adenauer-Stiftung (URL: http://www.kas.de/wf/de/71.5035/, дата обращения: 14.04.2017).
45. Germany – OECD // OECD (URL: http://www.oecd.org/, дата обращения: 23.03.2017).
46. Germany: Once Weak International Standing Prompts Strong Nationwide Reforms for Rapid Improvement // OECD (URL: http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/46581323.pdf, дата обращения: 23.03.2017).
47. Germany // The World Bank (URL: http://www.worldbank.org/en/country/germany, дата обращения: 23.03.2017).
48. Goethe-Instituteröffnet Deutsche Filmwoche in Pjöngjang // Goethe-Institut (URL: https://www.goethe.de/de/uun/prs/prm/p13/11853127.html, дата обращения: 13.04.2017).
49. History // OSCE (URL: http://www.osce.org/history, дата обращения: 15.03.2017).
50. Jahresbericht, 2015 // Bundesrechnungshof (URL: https://www.bundesrechnungshof.de/de/veroeffentlichungen/bemerkungen-jahresberichte/jahresberichte/2015/inhalt/2015-bemerkungen-gesamtbericht-pdf, дата обращения: 14.04.2017).
60. KFOR - Trust and Commitment // NATO (URL: http://jfcnaples.nato.int/kfor ,дата обращения: 15.03.2017).
61. Kurzportrait // DeutscherAkademischerAustauschDienst (URL: https://www.daad.de/portrait/wer-wir-sind/kurzportrait/08940.de.html, дата обращения: 14.04.2017).
62. Leitbild // Heinrich-Böll-Stiftung (URL: http://www.boell.de/de/navigation/ueber-uns-519.html, дата обращения: 14.04.2017).
63. List of Members and CCMI delegates // European Economic and Social Committee (URL: http://www.eesc.europa.eu/?i=portal.en.members-list-of-members , дата обращения: 15.03.2017).
64. Members // OSCE PA (URL: http://www.oscepa.org/about-osce-pa/members, дата обращения: 23.03.2017).
65. Organisation for European Economic Cooperation // OECD (URL: http://www.oecd.org/general/organisationforeuropeaneconomicco-operation.htm, дата обращения: 27.04.2017).

66. Prozent der Deutschenfür Afghanistan-Abzug //Die Welt, 14.04.10 (URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article7174424/62-Prozent-der-Deutschen-fuer-Afghanistan-Abzug.html, дата обращения: 23.03.2017).
67. Rating World Leaders: 2016 // Gallup Institute (URL: http://www.gallup.com/reports/196292/rating-world-leaders-2016.aspx?g_source=Rating+World+Leaders&g_medium=search&g_campaign=tiles, дата обращения: 05.04.2017).
68. Rating World Leaders: What People Worldwide Think of the U.S., China, Russia, the EU and Germany // Gallup Institute (URL: http://www.gallup.com/services/182510/rating-world-leaders-people-worldwide-think-china-russia-germany.aspx, дата обращения: 05.04.2017).
69. Resolute Support Mission in Afghanistan // NATO (URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_113694.htm, дата обращения: 15.04.2015).
70. Standorte // Goethe-Institut (URL: https://www.goethe.de/de/wwt.html, дата обращения: 13.04.2017).
71. Über die FES // Friedrich-Ebert-Stiftung (URL: http://www.fes.de/sets/s_stif.htm, датаобращения: 14.04.2017).
72. Überuns // Deutsche WelleAkademie (URL: http://www.dw.com/de/dw-akademie/%C3%BCber-uns/s-8101, датаобращения: 15.04.2017).
73. Überuns // Goethe-Institut (URL: https://www.goethe.de/de/uun.html, датаобращения: 13.04.2017).
74. World Economic Outlook Database // International Monetary Fund (URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2016/02/weodata/index.aspx, датаобращения: 18.04.2017).
2. Литература
1. Книги и брошюры:
75. Белоногов А.Л. НАТО – глобальная универсальная международная организация: дипломная работа, факультет международных отношений СПбГУ, 2002 (URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=38089, дата обращения: 15.04.2017).
76.Белоногов А.Л. Политическое значение невоенного сотрудничества НАТО в глобализирующемся мире, автореф. дис. ... канд. полит.наук. СПб, 2006 (URL: http://www.disserr.com/contents/162589.htm, дата обращения: 15.04.2017).
77. Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН. В интересах всех и каждого / Заемский В.Ф. - М.: Международные отношения, 2011. - 295 с.
78. Тоганова Н.В. Германия и помощь Греции: экономический прагматизм против политической необходимости / Н.В. Тоганова // Человеческое измерение мировой экономики и политики / Ф. Войтоловский, Ю. Квашнин, А. Кузнецов, Н. Тоганова, С. Уткин. - М.: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, 2013. - С. 17-20.
79. Клёмин А.В. Европейское право и Германия, баланс национального и наднационального / Клёмин, А.В. - Казань: издательство Казанского университета, 2004. – 586 с.
80. Мюллер-Креннер С., Фюкс Р. Внешняя экологическая политика и трансатлантические связи / С. Мюллер-Креннер, Р. Фюкс. – Фонд имени Генриха Бёлля, 1998 (URL: http://www.imperativ.net/imp5/17.html, дата обращения: 15.03.2017).
81. Пархитько Н.П. Политика ФРГ в НАТО в конце XX - начале XXI столетия и ее трансформация, автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2011 (URL: http://www.dissercat.com/content/politika-frg-v-nato-v-kontse-xx-nachale-xxi-stoletiya-i-ee-transformatsiya, дата обращения: 15.03.2017).
82. BuzanB., WæverO., WildeJ. Security: Anewframeworkforanalysis / B. Buzan, O. Wæver, J. Wilde. – Boulder, CO: LynneRienner publishers, 1998. – 240 p.
83. Elsässer J. Niewieder Krieg ohneuns / J. Elsässer – Hamburg: KVV Konkret, 1999. - 164 S.
84. Gujer E. AuftragBeschäftigungstherapie? Die Bundeswehr in Afrika und die ZukunftdeutscherAuslandseinsätze / E. Gujer // Am Hindukusch - und weiter? Die BundeswehrimAuslandseinsatz. Erfahrungen, Bilanzen, Ausblicke / R.L Glatz, R. Tophoven (Hrsg.). Bonn: BundeszentralefürpolitischeBildung, 2015. - S. 356-368.
85. Holst C. Einstellungen der Bevölkerung und der Eliten: vomaltenzuneuenAussenpolitischenKonsensus? / C. Holst // DeutschlandsneueAußenpolitik. Bd. 4: Institutionen und Ressourcen / W.-DEberwein, K. Kaiser (Hrsg.). - München: Oldenbourg, 1998. - S. 227-238.
86. Jacobs J. ÖffentlicheMeinung, Bundeswehr und Informationsarbeit / J. Jacobs // Deutsche Verteidigungspolitik. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2013. - S. 305-318.
87. Krämer G. FremdeNachbarn: der Nahe und MittlereOsten / G. Krämer // DeutschlandsneueAußenpolitik. Bd 2.Herausforderungen / K. Kaiser, H W. Maull (Hrsg.). – München: Oldenbourg, 1995. - S. 157-173.
88.Neu V. Bundeswahl in Deutschland am 27. September 2009. Wahlanalyse / V. Neu. - Berlin: Konrad-Adenauer-Stiftung, 2009. - 103 S.
89.Zapfe M. Nach Kabul und Krim - Deutschland in NATO und EU / M. Zapfe // Am Hindukusch - und weiter? Die BundeswehrimAuslandseinsatz. Erfahrungen, Bilanzen, Ausblicke / R.L Glatz, R. Tophoven (Hrsg.). Bonn: BundeszentralefürpolitischeBildung, 2015. - S. 326-341.

2. Научные статьи:
90. Айрапетян М.С. Перспективы приобретения ФРГ статуса постоянного члена Совета Безопасности в контексте реформы ООН / М.С. Айрапетян // ПОЛИТЭКС. - 2010. № 3 (URL: http://www.politex.info/content/view/732/, дата обращения: 23.04.2017).
91. Бабынина Л.О. Значение Brexit для Европейского союза / Л.О. Бабынина // Современная Европа. - 2016. № 4 (70). – С. 21-33.
92. Басов Ф.А. Германия, Европарламент и политики санкций в отношении России / Ф.А. Басов // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. Т. 60. № 12. – C. 62-68.
93. Бугакова Е. А. Миграционный кризис в Европе и попытки ЕС найти его разрешение / Е.А. Бугакова // Молодой учёный. - 2016. №5(109). - С. 571-573.
94. Васильев В.И. Политика Германии в зоне турбулентности / В.И. Васильев // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2016. № 1 (312). – С. 72-91.
95. Власов Н.А. Уроки Гиндукуша: миссия Бундесвера в Афганистане и политика безопасности ФРГ / Н.А. Власов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2016. №3. - С. 108-121.
96. Власова И.Б., Павлов В.С. Роль германской делегации на переговорах в Дейтоне по урегулированию боснийского кризиса в 1995 году / И.Б. Власова, В.С. Павлов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. История. - 2012. № 5 (1). С. 185–192.
97. Глазунова А.А. Отношения между «центром» и «периферией» в рамках ЕС в свете экономического кризиса / А.А. Глазунова // Панорама (Воронежский государственный университет). – 2017. №27. - С. 101-104.
98. Егоров А.И., Российский фактор в дипломатической позиции Германии по вопросу расширения НАТО в 1990-е годы / А.И. Егоров // Вестник СамГУ. – 2011. №7 (88). С. 76-80.
99. Заемский В.Ф. Дискуссия вокруг реформы СБ ООН / В.Ф. Заемский // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. № 11. - С. 24-31.
100. Ионова Е.П. Геополитические аспекты президентских выборов в Узбекистане / И.П. Ионова // Россия и новые государства Евразии. - 2015, № 2 (27). – С. 101-107.
101. Казаковцев А.В. НАТО и кибербезопасность / А.В. Казаковцев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. № 2 (22). – С. 109-114.
102. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Теория международных отношений: Канун новых «великих дебатов»? / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // Полис. Политические исследования. - 2013. № 2. - С. 66-78.
103. Корьякина Е.Ю. Политика ФРГ на Ближнем Востоке в период объединения Германии и война в Персидском заливе /Е.Ю. Корьякина // Научный диалог. История, Социология. Философия. - 2013. № 11 (23). – С. 85-94.
104. Кочев И.А. Роль Германии в военной миссии ЕС «ЕСФОР ДР Конго» / И.А. Кочев // Вестник Томского государственного университета. - 2012. № 363. - С. 111-114.
105. Кочетов Э. Выход Великобритании из Евросоюза с позиции геоэкономических воззрений / Э. Кочетов // Наука и инновации. 2016. №11. - С. 4-9.
106. Ланьшина Т.А. «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука / Т.А. Ланьшина // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2014. Т. 9. № 2. - С. 28-58.
107. Латков А.С. Стратегические интересы Германии на Балканах на рубеже XX-XXI вв. / А.С. Латков // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №4 (37). - С. 101-108.
108. Лебедева М.М., Рустамова Л.Р, Шарко М.В. «Мягкая сила» : тёмная сторона (на примере Германии) / М.М. Лебедева, Л.Р. Рустамова, М.В. Шарко // Вестник МГИМО (Университета). – 2016. №3(48). - С. 144-153.
109. Матков А.Н. Отношения ФРГ с Евросоюзом, НАТО и Россией / А.Н. Матков // Наука и школа. – 2011. №1. - С 152-154.
110. Михайлин К.Н. ФРГ и НАТО в Афганистане (2001-2008 гг.) / К.Н. Михайлин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. №101. - С. 21-27.
111. Островская Е. М. Трансформация роли Европейской комиссии в системе властных отношений Европейского союза по итогам расширения 2004–2007 гг. / Е.М. Островская // Вестник международных организаций. - 2014. №3. - С. 83-95.
112. Павлов Н.В. Москва - Берлин - Брюссель: от трилатерализма к билатерализму / Н.В. Павлов // Современная Европа. - 2014. №4 (60). С. 106-109.
113.Пинчук И.И. Политика Германии в косовском конфликте 1990-х годов / И.И. Пинчук // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-1 (32). - С. 137-142.
114. Семёнов О.В. Эволюция оборонной политики ФРГ и проблема безопасности ЕС в конце XX – начале XXI века / О.В. Семёнов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. №1. - С. 185-189.
115. Ткаченко С.Л. Перспективы создания валютных союзов в Западном полушарии: опыт ЕС / С.Л. Ткаченко // Латинская Америка. – 2011. №6. – С. 30-44.
116. Трунов Ф.О. ФРГ как центр влияния в многополярном мире: особенности подхода к использованию силы / Ф.О. Трунов // Актуальные проблемы Европы. - 2017. №1. - С. 185-206.
117. Хришкевич Т.Г. Зарубежные миссии Бундесвера в начале XXI века / Т.Г. Хришкевич // Псковский военно-исторический вестник. – 2016. №2. – С. 176-183.
118. DamesM., BötelF. ArmeeimKaltenKrieg / M. Dames, F. Bötel // Bundeswehr, 24.09.2015 (URL: http://www.bundeswehr.de/portal/a/bwde/!ut/p/c4/DcgxDoAgDADAt_iBdnfzF-pWoJQGUg1U_b7ktsMTJ6NXhVwvo4Y7HlHX8EH4EsPwzuq1E2dnkP5YaiRsIDxi0VjmkmViE8a7bssPcobChA!!/, дата обращения: 21.04.2017).
119. Faleg G. The implication of Brexit for EU’s Common Security and Defence Policy / G. Faleg // Centre for European Policy Studies (URL: https://www.ceps.eu/publications/implications-brexit-eu%E2%80%99s-common-security-and-defence-policy, дата обращения: 20.04.2017).
120. Keohane R.O., Nye J.S. Power and InterdependanceRevisited / R.O. Keohane, J.S. Nye // International Organisation. – 1987. Vol. 41, № 4 (Autumn). – P. 725-753.
121. Manea O. Lord Ismay, Restated / O. Manea // Small Wars Journal, 18.11.2010 (URL: http://smallwarsjournal.com/blog/lord-ismay-restated, дата обращения: 10.03.2017).
122. McGee J. NATO and Cyber Defense: A Brief Overview and Recent Events / J. McGee // Center for Strategic and International Studies, 08.07.2011 (URL: http://csis.org/blog/natoand-cyber-defense-brief-overview-and-recentevents, дата обращения: 15.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ