ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ КОМПАНИИ ООО «ДИАЛОГ» 8
1.1. Общая характеристика компании и ее организационная структура 8
1.2. Анализ пяти сил конкуренции Портера и SWOT анализ компании 13
1.3. Организация складской деятельности в компании 17
1.4. Проблемы и направления совершенствования деятельности компании 20
Выводы 22
Глава 2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ В КОМПАНИИ 23
2.1. Инструменты реинжиниринга бизнес-процессов 23
2.2. Методы рационального зонирования складских площадей 29
2.3. Системы автоматизации управления складской деятельностью 35
Выводы 41
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ПО РЕИНЖИНИРИНГУ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ В КОМПАНИИ 42
3.1. Реинжиниринг бизнес-процессов складской деятельности компании «Диалог» 42
3.2 Проект рационального зонирования складских площадей компании 50
3.3. Выбор информационной системы штрих-кодирования и управления складом 56
3.4. Оценка эффективности реализации предложений и рекомендаций 60
Выводы 63
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 67
Приложение 1а. Сводная матрица ABC – FNSD анализа 67
Приложение 1б. Сводная матрица ABC – FNSD анализа(продолжение) 68
Приложение 1в. Сводная матрица ABC – FNSD анализа(продолжение) 69
Приложение 1г. Сводная матрица ABC – FNSD анализа(продолжение) 71
Приложение 1д. Сводная матрица ABC – FNSD анализа(продолжение) 72
Приложение 1е. Сводная матрица ABC – FNSD анализа(продолжение) 73
Приложение 1ж. Сводная матрица ABC – FNSD анализа(продолжение) 74
В настоящее время складская логистика в России динамично развивается, так как ее выделение и осознание того, насколько значимый вклад она вносит в конечный результат, произошло сравнительно недавно. Более того конкуренция между компаниями растет и, как следствие, требования, предъявляемые к управлению складскими комплексами ужесточаются. Именно поэтому все складские операторы стремятся к совершенствованию качества предоставляемых услуг и привлечению новых клиентов. Для обеспечения должного уровня работы склада необходимо внедрение современных технологий таких, как штриховое кодирование, режим реального времени, зонирование склада и введение системы адресного хранения, волновая обработка, специализированные автоматизированные системы обработки товаров.
Реинжинирнг существующих в компании бизнес-процессов складской деятельности позволяет перестроить бизнес-процесс таким образом, чтобы значительно снизить стоимость его осуществления, временные затраты и количество сотрудников, которое в нем участвует.
В выпускной квалификационной работе предлагается на примере компании ООО “Диалог” произвести реинжиниринг бизнес-процессов складской деятельности, зонирование площадей на основе ABC-FNSD анализа, внедрить систему адресного хранения и систему автоматизации управления складской деятельностью. Все эти процедуры в совокупности помогут повысить эффективность работы компании.
Основные проблемы складского комплекса ООО “Диалог”, выявленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы: отсутствие четко выделенных этапов проведения складских операций, нерациональное использование складских площадей, отсутствие определенного регламента месторасположения товаров на складе, низкая степень автоматизации работы склада.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию бизнес процессов складской деятельности в компании «Диалог».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) Выполнить анализ деятельности складского комплекса ООО «Диалог», определить основные проблемы и пути их разрешения с помощью реинжиниринга бизнес-процессов.
2) Изучить теоретические основы и выбрать инструментальную базу реинжиниринга бизнес-процессов складской деятельности компании.
3) Построить модель бизнес-процессов складской деятельности компании ООО «Диалог».
4) Разработать рекомендации по зонированию складских площадей и автоматизации управления складской деятельностью компании.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались научные статьи и аналитические обзоры, связанные с проблематикой ВКР, а также отчетные данные, предоставленные сотрудниками компании «Диалог».
Объект исследования-ООО «Диалог»
Предмет исследования-складская деятельность компании «Диалог»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении речь идет об актуальности исследуемой проблемы, цели и задачи работы. Первая глава посвящена анализу компании ООО «Диалог» и ее положения на рынке, содержит краткую информацию об ее складском комплексе, описание основных, выявленных при анализе, проблем склада и путей их разрешения.
Во второй главе определены основные понятия: «реинжиниринг бизнес-процесса», «зонирование площадей», «система автоматизации управления складом». Также представлены инструменты моделирования бизнес-процессов, проведен их сравнительный анализ и на его основе выбрана платформа ARIS для представления бизнес-процесса складской деятельности. Более того обозначены преимущества зонирования складских площадей и внедрения адресного хранения, а также предоставлен обзор существующих систем автоматизации управления складом на базу 1С и описан результат он внедрения системы штрих-кодирования.
В третьей главе представлена модель бизнес-процесса складской деятельности компании, проект зонирование складского пространства на основе ABC-FNSD анализа, обоснован выбор системы автоматизации управления складом и произведена оценка экономической эффективности проведенных мероприятий.
В выпускной квалификационной работе были разработаны рекомендации по совершенствованию складской деятельности компании «Диалог». Для определения проблем и возможных путей их решения был проведен анализ компании: ее организационной структуры, уровень конкуренции в отрасли, слабые и сильные стороны, принципы работы складского комплекса.
Складской комплекс компании «Диалог» предлагает дистрибьюторские и логистические услуги своим клиентам. Конкурентными преимуществами компании «Диалог» является широкая хороший имидж на рынке, широкий ассортимент продукции и удобное месторасположение. Однако по результатам SWOT анализа и анализа пяти сил конкуренции М.Портера можно сделать вывод о том, что складские комплексы конкурентов оборудованы гораздо лучше. В связи чем необходимо совершенствовать складскую деятельность компании «Диалог», в противном случае многие крупные клиенты в скоро времени начнут пользоваться услугами других дистрибьюторов. В компании отсутствует система автоматизации управления складом. Более того в ходе анализа деятельности компании можно сделать вывод о том, что имеющиеся складские площади используются нерационально и хаотичное расположение продукции на складе приводит к значительным временным и финансовым затратам.
Был разработан комплекс мероприятий для решения данных проблем был предложен комплекс мероприятий по совершенствованию работы склада: реинжиниринг бизнес-процесса «Управление складской деятельностью», зонирование складского пространства на основе ABC-FSND анализа и рекомендации по внедрению системы адресного хранения, а также выбор подходящей системы автоматизации управления складом и системы штрих-кодирования.
Был произведен реинжиниринг всех подпроцессов склада и разработана четкая модель с помощью инструмента моделирования ARIS, на основании которой необходимо выполнять операции на складе. Согласно модели нового бизнеса (TO BE) все операции выполняются в определенной последовательности, что позволит распределить между работниками их зоны ответственности.
На основе анализа работы складского комплекса также были выявлены и другие пути совершенствования складской деятельности. Произведено зонирование склада на основе ABC-FNSD анализа. На основе сравнительного анализа выбрана наиболее оптимальная для внедрения система автоматизации управления складом, а также разработан поэтапный план внедрения системы штрих-кодирования и адресного хранения.
Таким образом, разработанные рекомендации совершенствования складской деятельности компании позволяют компании более грамотно организовать расположение товаров на имеющихся складских площадях, с помощью внедрения системы автоматизации управления складом сократить временные и финансовые издержки, с помощью системы адресного хранения и штрих-кодирования заметно упростить работу персонала и сократить количество ошибок.
1. Абдикеев Н. М. Реинжиниринг бизнес - процессов. Полный курс МВА: учебник. - М.: Эксмо, 2015. – 452 с.Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.- 144 с.
2. Безотосная О. Как голосовое управление дало толчок интенсивному развитию: проект создания системы управления складом// Журнал: Логистика сегодня. – 2013. – Номер 3. – с. 452-457
3. Блинов Д. Склад на IT-лад// Журнал: Логистика сегодня. – 2011. – Номер 5. – с. 231-238
4. Верникова Г. В. Что такое реинжиниринг // Деньги, №9, 2015. – С. 17 – 24
5. Дёмин В. „Оптимизация технологических процессов на складе”. Склад и техника. n 9, 2005.
6. Дыбская. В.В. Управление складированием в цепях поставок. Москва: Альфа- Пресс, 2009.
7. Евдокимов Е.А. Внедрение WMS: четыре золотых правила// Журнал: Логистика сегодня. – 2012. – Номер 4. – с. 236-239
8. Зайцев Е. Комплексная автоматизация управления складом: современные WMS-технологии и решения// Журнал: Логистика сегодня. – 2007. – Номер 4. – с. 245-256
9. Коптелов А. Выбор информационной системы для управления бизнес-процессами //Финансовая газета.-2009.-№ 24
10. О компании. Диалог. [Электронный ресурс] // Диалог – Режим доступа:http://www.dlc78.ru/about-company-menu/history-company-menu(Дата обращения: 07.11.2016).
11. Реинжиниринг бизнес-процессов [Электронный ресурс]//Попов Э.В., Шапот М.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии.-Режим доступа http://www.osp.ru/os/1996/01/178805/, свободный
12. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов/Пер. с англ., под ред. Н.Д. Эриашвили.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. – 224с.
13. С.А. Таран. „Как организовать склад: Практические рекомендации профессионала”. Москва: Альфа-Пресс, 2006
14. Сергеев А.А. Реинжиниринг бизнес-процессов. [Электронный ресурс] // Elitarium. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru, свободный.
15. Тюнин Ю. Н. информационные системы и технологии в бизнесе. – М.: Альфа-Пресс, 2015. – 240 с.
16. Уткин В. В. Информационные системы в экономике. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. – 228 с.
17. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. -Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2007.- 288 с.
18. Холинов А. Выбор программного обеспечения для складского комплекса// Журнал: Логистика сегодня. – 2007. – Номер 6. – с. 197-201
19. Цагарейшвили А. Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы// Журнал: Логистика сегодня. – 2007. – Номер 6. – с. 223-228
20. Челышков Д.А. Построение эффективной системы складской логистики компании с использованием информационной системы 1С в качестве WMS// Журнал: Логистика сегодня. – 2007. – Номер 4. – с. 232-250
21. Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. - Материалы семинара «Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании».- М.: ЦРДЗ, 1996.
22. Шебанова Ю. История одного внедрения // Журнал: Логистика сегодня. – 2008. – Номер 3. – с. 234-243
23. Boehnlein, M.: Ulbrich vom Ende, A.: Business Process Oriented Development of Data Warehouse Structures. In: Proceedings of Data Warehousing, Physica Verlag, Heidelberg (2000)
24. Connelly, R.A., McNeill, R., Mosimann, R.P.: The Multidimensional Manager. Cognos Inc., Ottawa (1999)
25. Gunasekaran, A., and E. W. T. Ngai. The successful management of a small logistics company //International Journal of Physical Distribution &Logistics Management 33.9 : 825-842. Business Source Complete. EBSCO. Web – 2003
26. Elmasri, R., Navathe, S.B.: Fundamentals of Database Systems, 3ard edn. Addison-Wesley, Massachusetts (2000)
27. Want R. An introduction to RFID technology. Vol. 5, 2006. P. 28-36
28. Zacharia, Z. G. The emerging role of the third-party logistics provider (3PL) as an orchestrator / Z. G. Zacharia, N. R. Sanders, N. W. Nix // Journal of Business Logistics. – 2011. - Vol. 21, N. 1. - P. 48-58.