ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ О СПОРТЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ.............................................................…7
1.1 Иллюстрированный журнал о спорте: характеристика и основные понятия 7
1.2 Ключевые тенденции развития спортивной журналистики в России в 1990 - 2010 гг 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО ЖУРНАЛА О СПОРТЕ В 1990 - 2010 гг. 31
2.1. Журнал «Спортивная жизнь России»: упадок массового советского издания 32
2.2 «СЭ журнал» - качественный универсальный спортивный журнал европейского уровня 40
2.3 Журнал «РRОспорт»: первое глянцевое спортивное издание в России 50
2.4. Журнал «Большой спорт» - пример успешного спортивного глянцевого журнала 2000-2010
X годов.................................................................................................................................................57
2.5 Журнал «ОVERТАЙМ»: новая модель глянцевого издания о спорт 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Формат современного иллюстрированного журнала о спорте начал
формироваться в России вместе с развитием рыночной экономики — после
развала Советского Союза в 1991 году, когда иллюстрированные спортивные
журналы советского периода столкнулись с необходимостью конкурировать
со спортивными журналами, пришедшими с западного информационного
рынка или создаваемыми по новой модели. Таким образом, развитие такого
типа периодических изданий очень тесно связано с процессом
коммерциализации прессы. Во многом поэтому спортивные
дореволюционные издания начала ХХ века ближе современному глянцевому
журналу о спорте, чем любой спортивный иллюстрированный журнал времен СССР.
Спортивная пресса не могла развиваться изолированно OT
политических, социальных и экономических факторов: так, например,
многие издания с давней историей, бывшие массовыми до 1990-х годов, так и
не смогли приспособиться к новым условиям, а многие новые успешные
проекты не оправились от удара, который нанес им дефолт 1998 года. С
другой стороны, чем более коммерческой становится пресса, чем больше
рекламы в ней публикуется, тем более жизнеспособность издания в целом
зависит от условий рыночной экономики. Внимание рекламодателей, в свою
очередь, определяется тем, какую аудиторию они смогут охватить при
помощи объявлений в том или ином издании. Таким образом, именно
целевая аудитория, которой адресовано издание, по-прежнему остается
одним из ключевых факторов его развития, его конкурентоспособности.
Современные СМИ могут успешно развиваться в том случае, если они
правильно используют в своей работе законы экономики, в частности закон
конкурентоспособности. В условиях рынка в борьбе за читателя ключевыми
становятся такие факторы как учредитель, концепция СМИ, периодичность,
дизайн, качественные текстовые и фотоматериалы, а также полиграфическое
исполнение, условия распространения, формат издания, рекламная политика.
Появление на рынке спортивной журналистики интернет-технологий
совершило революцию, и гонка за читателем приобрела новые формы. На
первый план вышли такие качества как скорость, глобальность и
избирательность, которые противоречат ключевой характеристике журнала
как виду периодической печати — преобладанию аналитики как компенсации
за нехватку оперативности. Однако именно сейчас, когда информация
передается быстрее, чем осмысливается, необходимы аналитические издания
и аналитические жанры. Тем более накануне или во время проведения таких
крупных и знаковых событий как Чемпионат мира по футболу в России или
зимняя Олимпиада в Южной Корее — событий, которые еще до своего начала
сопровождаются скандалами и политическими домыслами.
Что такое иллюстративный журнал о спорте, и каким он стал сегодня,
после той революции, которая произошла с журналистикой в 1990-е годы, а
затем в середине 2000-х? На эти вопросы нам предстоит ответить в
данном исследовании.
Объектом его является тип универсального иллюстрированного
журнала о спорте. Необходимо подчеркнуть, что в нашем исследовании мы
будем анализировать именно универсальные или общеспортивные издания,
которые не останавливаются только на какой-то одной разновидности
спорта, а работают со всем спектром спортивной информации.
Предметом исследования станут особенности и условия развития
иллюстрированного спортивного журнала в России в период 1990 — 2010 гг.
Цель работы: рассмотрение основных тенденций развития
иллюстрированного журнала о спорте на примере конкретных
периодических изданий разных лет.
Для достижения поставленной в ходе работы было необходимо решить
следующие задачи:
1. Дать определения основным терминам, использующимся в данном
исследовании, с опорой на теоретическую литературу;
2. Определить основные условия развития иллюстрированного журнала о
спорте в России в 1990 — 2000 гг.;
3. Выбрать и проанализировать несколько иллюстрированных спортивных
журналов разных лет;
4. Выделить ключевые тенденции в развитии иллюстрированного журнала о
спорте в России в выбранный нами период.
Методология исследования включает в себя комплексный подход к
рассмотрению проблемы развития иллюстрированных журналов о спорте в
России в 1990-2010 гг. Основными в работе являются сравнительно-
исторический и метод типологизации. Для получения актуальной и точной
экспертной информации применялся метод интервью. Также использовались
общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, интервью.
Теоретическую базу исследования составили работы Алексеева К. А. и
Ильченко С. Н., исследование Акопова А. И. «Специальные журналы.
Методология. История. Типология», Баранова В. В. «Спортивная печать
Российской Федерации. Формирование новой системы (90-е годы»,
Слюсаренко Е. А. «Специализированные журналы о спорте: типологические
и профильные характеристики», монография Шишкиной М. А.,
Мисонжникова Б. Я., Гавры Д. П. «Массмедиа российского мегаполиса:
типология печатных CMM)».
Работа построена на сравнительном изучении иллюстрированных
журналов, представляющих различные этапы развития спортивной
журналистики российского периода: «Спортивная жизнь России», «Спорт-
Экспресс Журнал», «РКОспорт», «Большой Спорт», особое внимание
уделено журналу « OVERTAHM».
Структура исследования: работа состоит из двух глав, введения,
заключения и списка литературы.
Первая глава («Условия развития спортивной журналистики в России»)
— историко-теоретическая: в ней представлены основные термины данной
работы, а также анализируются ключевые условия эволюции отечественно
прессы с 1990-х годов до наших дней. Также здесь выделены три основных
периода развития иллюстрированных журналов о спорте в России в 1990 —
2010 гг., выявлены их отличия друг от друга, приведена типология изданий в
динамике изменений по периодам.
Вторая глава («Развитие иллюстрированного журнала о спорте в
России в 1990 — 2010 rr.») — историческая: в ней на примере журналов
«Спортивная жизнь России», «Спорт-Экспресс Журнал», «РВОспорт»,
«Большой Спорт», рассматриваются изменения, происходившие на рынке
спортивной печати в соответствии с историческим контекстом, проведен
анализ выбранных нами изданий разных лет на основе теоретической базы,
представленной в первой главе. Также в этой главе рассказывается о новой
модели глянцевого издания о спорте нашего времени. На примере журнала
«ОУЕВТАЙМ рассматриваются не только последние тенденции развития
иллюстрированных журналов о спорте в России, но и особенности их
функционирования на современном этапе. Ключевым источником для
данной части является интервью главного редактора, который рассказывает о
сегодняшнем положении дел в отрасли.
В заключении подводятся итоги работы, сформулированы ее основные выводы.
Изучение ключевых иллюстрированных журналов о спорте за период с
1990 по 2010 гг. показывает, какой сложный и интересный путь прошел этот
вид периодической печати с развала Советского Союза до наших дней. Все
исторические и экономические события, происходящие в нашей стране,
нашли отражение в редакционной политике изданий о спорте, их дизайне и
содержании и также напрямую повлияли на судьбу многих спортивных
журналов. Рассмотрение основных изданий выбранного периода позволяет
выделить ключевые тенденции развития иллюстрированного журнала о спорте.
Анализ журналов «Спортивная жизнь России», «Спорт-Экспресс
Журнал» за период с 1990-х годов до 2000-х показывает, что именно в это
время произошло становление новой российской спортивной журналистики.
Прежняя советская спортивная печать с развалом СССР утратила
пропагандистскую функцию и пыталась адаптироваться к новым реалиям и
запросам целевой аудитории. В это время со страниц спортивных журналов
исчезла какая-либо политико-идеологическая составляющая, журналисты и
редакторы начали искать интересные для читателя темы, улучшать качество
иллюстративного оформление. Издания начали задумываться об интересах
своей целевой аудитории и о ее значении для издания.
Формат современного иллюстрированного журнала о спорте начал
формироваться в России вместе с развитием рыночной экономики, когда
спортивные издания советского времени столкнулись с необходимостью
конкурировать со спортивными журналами, пришедшими с западного
информационного рынка или создаваемыми по новой модели. Таким
образом, развитие такого типа периодических изданий очень тесно связано с
процессом коммерциализации прессы. В журналах начала появляться
реклама, позволяющая изданию зарабатывать деньги. В целом этот период
повысилась коммерциализация СМИ и их конкуренция. При этом журналы
советского времени были не готовы к новым экономическим условиям и не
вполне успешно использовали рекламные возможности, из-за чего в итоге
были вынуждены закрываться.
Период с 1990-х годов до 2000-х отличает бурный рост количества
периодических изданий. Одним из лидеров этого времени в сегменте
печатных спортивных СМИ являлся «Спорт-Экспресс Журнал». Это издание
на долгое время определило очень высокие стандарты и принципы работы
универсального спортивного журнала, которые и сегодня можно назвать
ключевыми для печатных спортивных СМИ:
• журнал ориентирован на интересы своей целевой аудитории и является
именно качественным изданием о спорте, но при этом он универсальный и
освещает различные виды спорта и спортивной жизни, содержит материалы
разных жанров: интервью, репортажи, обзоры, анонсы, рейтинги и т. д.;
• журнал яркий, узнаваемый и качественно напечатанный. Он имеет
эргономичный дизайн, помогающий при чтении текстовых материалов, а
также запоминающийся фирменный стиль, отличающий его от других;
• журнал имеет качественное содержание номера: интересные
материалы, созданные настоящими профессионалами своего дела —
известными спортивными журналистами и фотографами.
• в редакционной политике издания основными являются следующие
принципы: фактологичность, актуальность и эксклюзивность;
• для спортивного журнала необходима независимость редакционной
политики от политических, национальных или клановых интересов, а значит
и экономическая самостоятельность издания, которая достигается за счет
наличия рекламы в номере.
Журнал издавался холдингом ЗАО «Спорт-Экспресс» и был
изначально экономически успешным, в нем было много рекламы и своя
рекламная служба. Но при этом журнал был очень чувствителен к
изменениям в экономической ситуации в стране и на рекламном рынке в
частности, а все деньги от рекламы вкладывались в издательскую
деятельность медиа-холдинга. «Спорт-Экспресс Журнал» не выделял для
себя какую-либо конкретную целевую аудиторию, а был адресован всем
любителям спорта. Такая универсальная направленность в условиях сужения
рекламного рынка помешала коммерческому успеху журнала, и тогда
редакционная политика сделала упор на разницу, но это существенно не
исправило положение дел в условиях сложной экономической ситуации
конца 90-х — начала 2000-х. «Спорт-Экспресс Журнал», также как и издание
«Спортивная жизнь России», несмотря на совершенно различную
редакционную политику и подход к выпуску журналов, был вынужден
прекратить свою работу по экономическим причинам.
Анализ изданий начала и середина 2000-х годов, появившиеся в период
посткризисного обновления, таких как «РВОспорт» и «Большой Спорт»
показывают следующие тенденции в развития иллюстрированного журнала о
спорте этого времени:
• универсальный журнал о спорте становится глянцевым;
• журналы представляют собой «качественную прессу», они отлично
оформлены и напечатаны, имеют яркий узнаваемый дизайн;
• редакция и издатели четко сегментируют свою целевую аудиторию
(это уже не все любители спорта, а состоятельные люди, мужчины). Такие
журналы представляют собой своеобразный ответ на появившийся
читательский запрос на элитный журнал или журнал о стиле жизни;
• в журналах очень много рекламы дорогих, люксовых брендов;
• журналы сотрудничают со спонсорами;
• журналы издаются медиахолдингами и являются своеобразным
активом, который можно продать;
• издание имеет хорошую систему распространения;
• заметна тенденция взаимодействия спортивной журналистики и
бизнеса и в редакционной политике и в материалах номера;
• журналы представлены в сети Интернет, их можно читать в
электронном виде.
Несмотря на стилистическое сходство — глянцевый журнал о спорте,
«РКОспорт» и «Большой Спорт» имеют разную судьбу. Первый — закрылся
из-за отсутствия финансирования со стороны медиа-холдинга. Журнал
«Большой Спорт» успешно продолжаем свою работ в наши дни и
увеличивает свой тираж и целевую аудиторию.
При создании журнала «РКОспорт», был сделан акцент на
развлекательную функцию глянцевого журнала в той его части, которая была
похожа на такие мужские издания, как Men’s Health. Журнал отличала
брутальность дизайна, кроме того, что он популяризировал спорт и делал из
спортсменов звезд голливудского размаха. Но, как мы увидели выше, очень
красивый и дорогой журнал оказался никому не нужным — в том числе
собственному читателю.
Другая модель иллюстрированного журнала о спорте воспроизведена в
издании «ОУЕВТАЙМ», который издается уже седьмой год. Создатели
журнала постарались воплотить в издании лучшие черты универсальной
спортивной прессы. Это нашло отражение в редакционной политике,
фирменном стиле, дизайне и содержательной стороне материалов. Кроме
того необходимо было создать коммерчески успешный продукт, интересный
как рекламодателям и спонсорам, так и целевой аудитории. В результате
получился глянцевый журнал о спорте для всех, и таким образом создатели
нашли оптимальное решение, «золотую середину» между привлекательной
формой глянца, рекламным контентом и настолько широким разбросом тем,
настолько это было возможно. Именно поэтому выше мы назвали
«ОУЕВТАЙМ» глянцевым журналом нового типа — такого, на котором
можно заработать без страха остаться без инвестора. При этом такой журнал
интересен читателям, о чем говорит увеличение целевой аудитории.
Пройдя через несколько этапов развития и несколько экономических
кризисов, современный универсальный журнал о спорте выбирает путь
максимального эффективного обеспечения потребностей своей целевой
аудитории. При этом очень важно решить задачу учета интересов каждого
представителя данной совокупной аудитории, используя, в том числе,
возможности современных электронных СМИ и интернет для наиболее
полного, комплексного освещения спортивных событий. Это очень важно, т.
к. именно наличие большой и постоянно растущей целевой аудитории, и её
интерес к контенту издания определяют в конечном итоге его эффективность
и жизнеспособность на рынке СМИ.
Тенденции, заложенные в 1990-е годы, в 2010-х окрепли и получили
новое развитие в наши дни. СМИ окончательно стали бизнесом, крупные
медиахолдинги практически полностью поглотили отдельные издания.
Сетевые ресурсы сегодня уже не только составляют серьезную конкуренцию
печатным изданиям, будучи не просто их электронной версией, а
самостоятельным СМИ, но и во многих аспектах превосходят их в борьбе за
аудиторию. Также появились новые средства передачи информации —
мессенджеры и специальные приложения, ускоряющие доступ читателя к
информации. Как и в случае с интернетом, многие периодические издания,
имея сетевую страницу, создают Телеграмм-каналы, в которых в краткой
форме рассказывают своей аудитории о происходящих событиях. Таким
образом оформляются не только печатные материалы, но и электронные;
каждое подобное сообщение, как правило, сопровождается ссылкой на
страницу материала в интернете. С точки зрения охвата аудитории, такая
практика приводит к увеличению сетевой аудитории СМИ, а своеобразным
придатком интернет-страницы становится печатное издание (материалы
которого публикуются раньше, чем на сайте, но, тем не менее, количество
читателей сетевых СМИ все равно превышает аудиторию бумажных).
Все это говорит об интенсивном переходе периодической печати (в том
числе и спортивной) в интернет. В силу своей оперативности и, учитывая
стремительность спортивных событий, сетевые СМИ кажутся более
подходящими для передачи новостных сообщений. С другой стороны, не
меньшим успехом среди аудитории пользуются и аналитические материалы,
выкладываемые на страницах медиаресурсов. Кроме того, появление новых
средств массовой коммуникации расширяет количество пользователей, а
информация становится все более емкой по содержанию и оперативной по
скорости доставки контента к читателю. Данные обстоятельства ставят под
вопрос само существование печатной периодики, однако в наше время, в
2010-х годах, окончательных переход СМИ в интернет еще не произошел.
Очень хочется верить, что при всех привлекательных возможностях
сети интернет для расширения целевой аудитории, печатные универсальные
иллюстрированные журналы все же останутся привлекательными для
читателя наряду с интернет-изданиями.
1. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. Часть 1.
СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2010.;
2. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Основы спортивной журналистики:
Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Издательство «Аспект
Пресс», 2016;
3. Баранов В. В. Спортивная печать Российской Федерации.
Формирование новой системы (90-е годы). Дисс. ...канд. филол.
наук. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001;
4. Бочаров А. Г. Основные принципы типологии современных
советских журналов // Вестник Московского универстета. Сер. 11.
Журналистика. — 1973. - № 3;
5. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой
информации постсоветской России — М.: Аспект Пресс, 2002;
6. Васильева Т.С. Особенности иллюстрирования глянцевого журнала
// Вестник МГУП. 2013. №8;
7. Войтик Е. А. Спортивная информация как понятие и ее роль в масс-
медиа. — Вестник Челябинского государственного университета.
2011. №20 (235);
8. Ган М. П. Газета американских деловых кругов «Уолл-стрит
джорнэл» в системе современной ежедневной буржуазной печати
США: история, типологические особенности и основные аспекты
пропагандистской деятельности/Дисс. канд. филол. наук. - M., 1984.;
9. Гатаулин Р. М. Паралимпийские игры в СМИ. Феномен
информации // Вестник Марийского государственного
университета. 2014. №2 (14);
10. Гатаулин Р. М. Система спортивной журналистики в условиях
литературной и глобализационной трансформации масс-медиа //
Вектор науки ТГУ. 2014. №3;
11. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. — М.: РИП-
холдинг, 2001;
12. Донской Д. Б. Эволюция американской спортивной журналистики //
Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2008. №2.
13. Егоров А. Г. Фэйр Плэй в современном спорте. — Смоленск, 2006.
14. Клещев К. Мы не расстаёмся // «Спорт-Экспресс Футбол». 2001.
№4 (96);
15. Козлов С. Г. Основные тенденции развития СМИ в условиях
формирования глобального информационного пространства //
Среднерусский вестник общественных наук. 2008. №4.;
...