Введение 3
Глава I. Правовые аспекты регулирования полетов в международном воздушном
пространстве 10
§ 1.1. Правовое регулирование полетов над открытым морем 10
§ 1.2. Правовое регулирование полетов над международными проливами 16
§ 1.3. Правовое регулирование полетов над Антарктикой 21
Глава II. Практика регулирования полетов в международном воздушном
пространстве 25
§ 2.1. Международно-правовые регуляторы полетов воздушных судов 25
§ 2.2. Обеспечение безопасности полетов в воздушном пространстве 34
§ 2.3. Совершенствование международно-правового режима полета в воздушном
пространстве 42
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 51
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу проблем правого
режима полетов над открытым морем, международными проливами и Антарктикой.
В начале прошлого столетия произошло становление авиации как нового
эффективного вида транспортного средства, отличающегося своей высокомобильностью и
способностью обеспечения развития международных связей между различными
государствами мира. Перед государствами стояла задача определения правого режима
воздушного пространства, создания правовых инструментов регулирования движения
воздушных судов способов обеспечения их их безопасности, решения вопроса
относится к числу современных проблем современности. Океанические пространства
покрывают более 70% земной поверхности, от порядка освоения богатств Мирового
океана зависит благосостояния всего человечества. Следовательно, поддержание мира и
правопорядка в морских пространствах делает возможным извлечение требуемых благ для
населения нашей планеты.
распространения государственного суверенитета на определенное воздушное
пространство, создания институтов подготовки пилотов и лиц, специализирующихся на
воздушной технике, снабжения предельно безопасной авиационной техникой, посадочных
площадок и аэродромов.
В первой половине XX века, начиная от заключения Парижской конвенции 1919
года до подписания Чикагской конвенции 1944 года, началось развитие международных
полетов в коммерческих целях. В 1920-1930 гг. с возрастающим темпом начали
осуществляться пассажирские перевозки, было положено начало развитию
конструирование воздушных судов, полеты приобрели новые качества с точки зрения и их
дальности, скорости продолжительности. этим В возрастала связи необходимость в организации
регулирующей системы координирования действий в области мировой авиации. Начиная с
1944 года создание правовых норм по регулированию использования воздушного
пространства выходит за рамки гражданской авиации. В XXI веке по регулированию
полетов воздушном пространстве разработаны правила обязательства как
национальном законодательстве отдельного государства, так воздушном
в международном праве. Следует подчеркнуть оказываемое влияние
на внутреннее право государства в области регулирования полетов в воздушном
пространстве, оказываемое международным правом.
Правовое регулирование данной области без учета
национального права представляет неполную картину.
В XXI веке роль и значение Мирового океана в международном сообществе получают
особое внимание. Проблема использования и исследования Мирового океана
На протяжении длительного времени Мировой океан подпадал под действие
доктрины свободы морей, вводившая ограничения на национальные права и юрисдикцию
государств. Притязания государств морские ресурсы с середины XX века, соперничество
военно-морских сил морских держав за сохранение своего присутствия, возникшая угроза
загрязнения Мирового океана и угроза морской флоре и фауне требовали принятия
международно-правовых шагов в координировании и регулировании действий в Мировом
океане. Универсальная всеобъемлющая Конвенция ООН по морскому праву25, открытая
для подписания в 1982 году, явилась итоговым документом девятилетней работы III
Конференции ООН по морскому праву.
Являясь частью мировых транспортных коммуникаций международные проливы
занимают важное место в обеспечении государственных интересов в различных сферах.
Существующее право государств на свободное пользование международными проливами
оказывает влияние на развитие экономики и состояние безопасности мирового сообщества.
Некоторые проливные государства стремятся использовать своеобразное преимущество
своего географического положения с целью повышения своей роли на мировой арене, что
обуславливает политическую остроту проблемы правового режим международных
проливов. Так, на III Конференции ООН по морскому праву, проходившей с 1973 году по
1982 год, представители нескольких государств (Испании, Марокко, Омана и др.) заявляли
об односторонне выгодном для них режиме, при котором проход через проливы
осуществлялся в зависимости от усмотрения прибрежных государств. Вопрос о
международных проливах на III Конференции ООН по морскому праву относился к числу острых.
Особую значимость сегодня приобретает международное сотрудничество
Антарктике. Межгосударственные отношения в Антарктике регулируются договорными
нормами международного права. Данная система регулирования межгосударственных
отношений в пределах данной территории основывается на
Договоре об Антарктике 1959 года. Для международного сообщества
выдвигаемые новые односторонние претензии в отношении
суверенитета Антарктики воспримется в качестве попытки разрушения
целостности Системы Договора об Антарктике. Система Договора об
Антарктике представляет собой комплекс международных договоров:
Договор об Антарктике, принятые на совещаниях сторон Договора
рекомендации, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972
года, Конвенция об сохранении морских живых ресурсов Антарктики
1980 года, Конвенция по регулированию освоения минеральных
ресурсов Антарктики 1988 года, Протокол об охране окружающей
среды 1991 года в Договору об Антарктике, Соглашение о сохранении
альбатросов и буревестников (качурок) 2001 года, а также меры,
действующие в рамках Договора об Антарктике и иных международных
договоров, входящих в систему Договора об Антарктике.
Правовой режим полетов в воздушном пространстве Антарктики требует должного
выполнения международных обязательств, закрепленных в международном праве.
Становление Российской Федерации в качестве морской и полярной державы происходит
наряду с возможными угрозами международно-правовому режиму международных
территорий общего пользования. В этой связи вопросы регулирования любых видов
деятельности в Антарктике являются актуальными.
Сегодня придается особое значение в международном взаимодействии развитию и
поддержанию плодотворного и равноправного сотрудничества в сфере использования
международного воздушного пространства для полетов гражданских и государственных
воздушных судов. Осуществление полетов воздушных судов над международным
воздушным пространством и обеспечение их безопасности требует эффективного
международно-правового регулирования. Представляется необходимым проведение
комплексного исследования проблем правого режима полетов над открытым морем,
международными проливами и Антарктикой. В этом заключается актуальность
данного исследования.
Объектом исследования выступает процесс регулирования полетов в воздушном
пространстве. Предметом изучения являются проблемы правого режима полетов
открытом море, международными проливами и Антарктикой. Хронологические рамки
исследования охватывают период середины XX века по текущее время. Для выполнения
задач исследования охвачен также период начала XX века, характеризующийся
заключением различных соглашений в сфере международной
авиации. Целью данной работы является выявление проблем правового
режима полетов над открытым морем, международными проливами и
Антарктикой. Для ее достижения необходимо рассмотреть следующие задачи:
1.Изучить основные международно-правовые принципы и нормы, регулирующие
правила осуществления полетов над открытым морем, международными
проливами и Антарктикой.
2. Рассмотреть международно-правовое регулирование полетов в международном
воздушном пространстве на практике.
3. Определить влияние государств и их позиций на правовой режим открытого моря,
международных проливов и Антарктики.
4. Определить и исследовать проблемы правового режима полетов воздушных судов
в международном воздушном пространстве.
Исследование было проведено на основе общетеоретических методов научного
познания. Посредством метода сравнительного анализа удалось выявить общие
Вопросами международно-правового регулирования полетов воздушном
пространстве, включая воздушное пространство над открытым морем,
отличительные черты правовых режимов открытого моря, международных проливов и
Антарктики, выделить характеристики правового правового регулирования международным
воздушным пространством.
Полученные данные о правовом регулировании полетов над
открытым морем, международными проливами, Антарктикой позволили изучить
проблемы правового режима полетов над открытым морем, международными проливами и
Антарктикой. Для проведения данного исследования был применен системный подход,
посредством которого право было рассмотрено как система, структурными элементами
которой являются правовые нормы и отрасли.
международными проливами и Антарктикой, занимались советские/российские и
зарубежные ученые.
Теоретическую основу данной работы составляют труды в области международного
воздушного права отечественных правоведов: А.Х. Абашидзе, К.А. Бекяшева, В.Д.
Бордунова, А.Н. Верещагина, С.А. Гуреева, С.А. Егорова, М.Н. Копылова, Ю.Н. Малеева,
О.Н. Хлестова и др.
В основу данного исследования легла система регулирования международных
полетов, берущая начало от Чикагской конвенции 1944 года, ключевого документа в
международном воздушном праве. Нормативными источниками данной работы,
являющимися необходимыми для изучения основных международно-правовых принципов
и норм, регулирующих правила осуществления полетов над открытым морем,
международными проливами и Антарктикой, являются:
- международные договоры (Конвенция о международной гражданской авиации
1944 г.; Конвенция об открытом море 1958 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,
Договор об Антарктике 1959 г. и др.);
- документы Международной организации гражданской авиации (Doc 4444.
Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения; ICAO
Doc 9554- AN/932. Manual Concerning Safety Measures Relating to Military Activities
Potentially Hazardous to Civil Aircraft Operations и т.д.).
Для получения данных, посредством которых представляется возможным
рассмотреть влияние позиция различных государств относительно существующего
международно-правового режима открытого моря, международных проливов
Антарктики, было необходимо обратиться к нормативно-правовым актам некоторых
государств (США: Senate Executive Report 2007; Дания: Указ о режиме Балтийских
проливов 1976 г. и др.).
Для достижения цели и решения поставленных задач была я обращалась литературе
российских и зарубежных авторов. Среди научных исследований
отечественных авторов, специализирующихся в области международного воздушного
права, мной рассмотрены работы В.Д. Бордунова26, П.А. Гудева27, А.Н. Верещагина28 29,
Ю.Н. Малеева5, А.И. Травникова6 и др., в которых были проанализированы проблемные аспекты
правового режима в отношении авиационного движения в международном
воздушном пространстве.
Кандидат юридических наук А.А. Салимгерей, возглавляющий Казахстанскую
ассоциацию международного права, рассмотрел проблемы правового режима Балтийских
проливов, проанализировал соотношение международного права и национального права в
данном вопросе. Автор пришел к выводу о необходимости внесения коррективов
действующие условия прохода судов через Балтийские проливы 30 .
В исследование вопросов международно-правового регулирования морских
пространств особый вклад внесли американские авторы Эшли Роуч и Роберт Смит 31 . Под
их авторством был издан труд под названием «Чрезмерные морские правопритязания», в
котором рассматривался весь комплекс выдвинутых государствами притязаний на
пространства и ресурсы Мирового океана.
Научный сотрудник Центра североамериканских исследований Национального
исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени
Е.М. Примакова Российской академии наук (ЦСАИ ИМЭМО РАН) П.А. Гудев в своей
монографии рассмотрел тенденции и противоречия развития сформированного
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года международного режима. Основу
монографии составил вопрос претворения Конвенции в «Конституцию морей»32.
Структура работы следующая: работа состоит из введения, 2 глав, заключения,
списка использованной литературы.
В сложившемся современном миропорядке государства вынуждены сотрудничать в
целях удовлетворения национальных интересов, обеспечения мира и общей безопасности.
В частности, открытое воздушное пространство постепенно становится областью
активного вовлечения большего числа акторов мировой политики.
Полеты гражданских воздушных судов регламентируются положениями Конвенции
о международной гражданской авиации, подписанной в 1944 году в Чикаго,
Приложениями к ней. Правила полетов гражданских воздушных судов в воздушном
пространстве над открытым морем содержатся в Приложении 2 к Конвенции о
международной гражданской авиации. В отношении государственных воздушных судов
действует обычай соблюдения стандартов Международной организации гражданской
авиации, заключенных в Приложении 2.
Открытое море и воздушное пространство над ним относятся к международной
территории общего пользования. Де-юре ни одно государство не может претендовать на
подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету, поскольку открытое
море, как и воздушное пространство над ним, являются открытым для всех государств.
Действующий принцип свободы моря включает свободу судоходства, свободу
рыболовства, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу полетов
над открытым морем, свободу возводить искусственные острова и другие установки,
допускаемые в соответствии с международным правом, и свободу научных исследований.
В свою очередь, свобода воздушного пространства над открытым морем включает свободу
осуществления полетов воздушных судов, изучения метеорологической обстановки,
проведения научных исследований,изучение изучение состояния среды,
окружающей использования воздушного пространства над открытым морем для запуска и
возвращения космических объектов и т.п.
Безусловно, выполнение безопасных и беспрепятственных полетов летательных
аппаратов в воздушном пространстве над открытым морем, международными проливами,
Антарктикой требует установления эффективно проработанных правил международно-
правового регулирования.
В отношении воздушного пространства над международными проливами действует
обычная норма о свободе полетов воздушных судов. Проливам, используемым для
международного судоходства между одной частью открытого моря
или исключительной экономической зоны и другой частью открытого
моря или исключительной экономической зоны, в международном
воздушном праве уделяется особое внимание. Применительно к
полетам над не перекрываемым территориальными водами прибрежного
государства проливами действующими являются правила полетов,
установленные для полетов над открытым морем.
На решение общих вопросов полетов в воздушном пространстве международных
проливов сфокусировались положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года,
положения которой закрепляют право транзитного прохода. Пространственная сфера
принципа транзитного прохода охватывает проливы, соединяющие две части открытого
моря или экономической зоны и перекрытые территориальными водами государства,
граничащего с проливами. К части международных проливов применяются специальные
международно-правовые документы (полеты над Черноморскими проливами
регулируются Конвенцией о режиме проливов 1936 года, подписанной в Монтре).
Воздушное пространство Антарктики относится к открытому международному
пространству общего пользования. Международно-правовой режим Антарктики
воздушного пространства над ней зиждется на Системе Договора об Антарктике 1959 года.
Воздушное пространство над Антарктикой используется исключительно в мирных целях.
Мероприятия военного характера испытания оружия запрещены. Гражданские
воздушные суда всех государств, независимо от участия в Договоре об Антарктике,
обладают правом свободного выполнения полетов над Антарктикой, соблюдая правила и
стандарты Международной организации гражданской авиации, при этом военные
летательные аппараты совершают полеты в воздушном пространстве Антарктики лишь
для обеспечения целей Договора об Антарктике (контроль с воздуха за соблюдением
положений Договора, доставка и вывоз персонала и оснащения станций). Договором об
Антарктике закреплено невозможность заявления новых претензий или расширения
раннее заявленных претензий на территориальный суверенитет в Антарктике до тех пор,
пока Договор находится в силе. Территориальные претензии государств, заявленные в до
подписания Договора об Антарктике, являются «замороженными».
Интерпретация правовых норм в односторонне выгодном свете, существование
норм в национальном законодательстве, противоречащих положениям международных
договоров, и притязания на международные территории общего пользования, в частности,
на пространства и ресурсы Мирового океана, обуславливают размывание установившегося
конвенционного режима, способствует возникновению конфликтов, тем самым, в
конечном итоге, угрожая современному миропорядку.
Регулирование деятельности государств по освоению пространств и ресурсов
Мирового океана базируется на положениях Конвенция ООН по морскому праву 1982
года. Сегодня представляется очевидным необходимость доработки данной Конвенции
посредством внесения конкретных поправок либо заключения дополнительных
соглашений, учитывая современные условия международного взаимодействия.
В договорном регулировании полетов воздушных судов в воздушном пространстве
над Балтийскими проливами существуют некоторые пробелы, обусловленные тем, что
Трактат об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе их через
проливы Зунда и обоих Бельтов, заключенный в Копенгагене в 1857 году, не содержит
положений, касающихся большей части вопросов режима данных проливов, поскольку
Трактат регламентирует только свободу прохода торговых судов. Неурегулированными
являются вопросы режима прохода военных морских судов и полета воздушных судов.
Доктрина международного права предписывает действие обычно-правовой нормы о
свободе полетов воздушных судов через Балтийские проливы. Восполнить пробелы
международно-правового режима Балтийских Балтийских проливов допустимо посредством
дополнения и уточнения Копенгагенского трактата, а также путем заключения нового
международного договора на многосторонней основе соответствии с нормами
международного права. Следует брать во внимание то обстоятельство, что международно-
правовые регуляторы в виде правовых актов должны соответствовать современным
условиям регулирования полета воздушных судов в воздушном пространстве над
международными проливами.
Вопрос кодификации международно-правовых норм по регулированию полетов
военных воздушных судов в воздушном пространстве открытого моря является
актуальным в международном воздушном праве. Совершенствование правового режима
воздушном полетов в пространстве возможно при создании
многостороннего международного единого
договора, по действия которого подпадают полеты военных воздушных судов в
международном воздушном пространстве. Участие большинства государств в
международном взаимодействии, направленном на обеспечение согласованных движений
воздушных судов в международном воздушном пространстве, окажет содействие
достижению максимальной безопасности международной авиации.
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года и
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
гражданской авиации, 1971 года не содержат подробных положений, связанных со
степенью наказания лиц, совершивших преступление. Соответственно, данное
обстоятельство подрывает эффективность действующего актам незаконного
механизма противодействия вмешательства в деятельность воздушных судов,
заключенного в положениях Гаагской и Монреальской конвенций.
Наличие теоретико-правовых проблем в международно-правовом регулировании
полетов воздушных судов открытом воздушном пространстве указывает на
недоработанность правового режима международных воздушных пространств.
На современном этапе развития перед мировым сообществом стоит задача
совершенствования международно-правового режима воздушного пространства, включая
воздушное пространство над международными территориями общего пользования. В этой
связи, целесообразным считается кодификация правил и стандартов, касающихся
выполнения полетов гражданскими государственными судами воздушном
пространстве, в частности, в международном воздушном пространстве открытого моря,
международных проливов и Антарктики, на международном уровне в соответствии с
нормами международного права, а также, что не менее важно, с учетом основных
международно-правовых документов международного морского права.
Мировое авиационное сообщество должно разрешить возникающих проблемы
существующего международно-правового режима полета в воздушном пространстве с
целью обеспечения гарантированной безопасности воздушного движения,
способствования международному правопорядку и поддержания стабильности.
Международно-правовые документы:
1. Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана.
URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/nuclear_free_pacific.p
df (Дата обращения: 19.02.2017).
2. Конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г. URL:
http://base.garant.ru/2540490/2/#block_12 (Дата обращения: 20.02.2017).
3. Конвенция ООН по морскому праву, 1982.
URL:http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
(Дата обращения: 16.02.2017).
4. Конвенция об открытом море, 1958. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf (Дата обращения:
16.02.2017).
5. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
гражданской авиации, 1971. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aviation_security.shtml (Дата
обращения: 03.05.2017).
6. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aircraft_seizure.shtml (Дата
обращения: 03.05.2017).
Документы ИКАО:
7. Резолюция A38-12. Сводное заявление о постоянной политике ИКАО и связанных с
ней правилах, касающихся непосредственно аэронавигации / Резолюции Ассамблеи.
URL: http://www.icao.int/Meetings/a38/Documents/Resolutions/a38_res_prov_ru.pdf
(Дата обращения: 03.02.2017).
8. Air Navigation Plan // Asia Plan and // Pacific Asia Regions. and 2006. URL:
http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/9673_vol1_en.pdf (Дата обращения:30.01.2017).
9. Cir 330. Сотрудничество гражданских и военных органов при организации
воздушного движения. 2011. URL: http://aviadocs.com/icaodocs/Cir/330_ru.pdf (Дата
обращения: 05.05.2017).
10. Doc 4444. Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного
движения. URL: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/4444_cons_ru.pdf (Дата
обращения: 01.05.2017).
11. ICAO Doc 9554-AN/932. Manual Concerning Safety Measures Relating to Military
Activities Potentially Hazardous to Civil Aircraft Operations. 1990. URL:
http://www.icao.int/Meetings/anconf12/Document%20Archive/9554_cons_en.pdf (Дата
обращения: 30.01.2017).
12. Special sub-committee of the legal committee for the modernization of the Tokyo
convention including the issue of unruly passengers. Report. 2012. URL:
https://www.icao.int/secretariat/legal/LC-SC-MOT2/References/LC-SC-MOT-
REPORT.En.pdf (Дата обращения: 02.05.2017).
Литература:
13. Бараболя П.Д., Иванащенко Л.А., Колесник Д.Н. Международно-правовой режим
важнейших проливов и каналов. - М., 1965. - 151 с.
14. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. - М.: Междунар.
отнош., 1983. - 237 с.
15. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных
полетов гражданских воздушных судов. - М.: Наука, 1988. 209 с.
...