Введение........................................................................................4
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО КОРПОРАТИВНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА СОВЕТА
ДИРЕКТОРОВ И ..............................................................................7
Корпоративная социальная ответственность....................................................7
Понятия и определения....................................................................................7
КСО и финансовые результаты деятельности компаний.............................9
Измерение КСО................................................................................................11
Роль совета директоров в управлении акционерным обществом и
интеллектуальный капитал......................................................12
Глава 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИ.............................................20
Разработка и применение метода оценки КСО.......................20
Анализ выборки..........................................................................35
Методология...............................................................................40
Результаты исследования.........................................................47
Интерпретация результатов........................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................55
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................59
Вторая половина ХХ века отмечена ростом интереса к проблеме интеллектуального
капитала на фоне преобразования индустриального общества в Общество знаний, а также
все возрастающей роли работников умственного труда. Вместе с тем гражданская
сознательность населения как развитых, как и развивающихся стран, набирает силу, что
требует от компаний перестроения своих внутренних процессов на более социальный и
экологический лад, а также изменение взаимодействия с заинтересованными сторонами -
покупателями, поставщиками, поставщиками, сотрудниками, акционерами, акционерами, правительством
неправительственными организациями, которые ждут от бизнеса вклада в общественное
развитие и благосостояние.
За свою историю человечество прошло четыре этапа социально-экономического
развития: первобытное общество, аграрное общество, индустриальное общество
постиндустриальное общество, которое можно также разграничить на информационное
общество и общество знаний, в котором мы сейчас живем. И если ранее наиболее
значимыми признавались традиционные производственные факторы: труд, капитал,
природные ресурсы и предпринимательские способности, то в информационном обществе
знания, информационные технологии и интеллектуальный капитал приоритетный получили статус.
[Kandemir, 2008; Kayacan & Alkan, 2005; Yalama, 2013]
Современная бизнес-среда отличается агрессивной динамичностью и сложностью, требуя
от компаний быстрой реакции на нововведения и немедленного подстраивания внутренних
организационных процессов под новые практики ведения бизнеса и поиска
дополнительных источников конкурентного преимущества. При стратегическом
планировании руководство любой компании должно опираться на тот набор
неповторимых и ценных ресурсов, которым владеет компания, чтобы в будущем получать
доход с этих активов. Действительно, для предприятий с равными материальными и
финансовым возможностями именно интеллектуальный капитал компании способен
предопределить будущие успех или неудачу на высококонкурентном рынке [Pulic, 1998, de
Pablos, 2003; El-Bannany, 2008].
Понятие социальной ответственности появилось еще в начале XX века и с тех пор идея
о социально-этическом поведении бизнеса набирало популярность, так что у руководства
компаний было время, чтобы принять необходимость вкладывать средства в развитие
местных сообществ, ограничивать свое негативное воздействие на окружающую среду и
идти на другие уступки. В конце концов затраты на социальные мероприятия приносят
весомую пользу как обществу, так и самой компании в долгосрочной перспективе.
Цель данной работы выявить взаимосвязь между социальным капиталом совета
директоров, выраженного через связь директоров с государством, корпоративной
социальной ответственностью и финансовыми результатами деятельности российских
торгуемых компаний.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. На основе анализа российских и зарубежных научных исследований по проблеме
была подготовлена теоретическая база исследования, позволившая определить основные
понятия, сформулировать предпосылки для выдвижения гипотез, выявлены прокси для
оценки социального капитала совета директоров, корпоративной социальной
ответственности и разработана эмпирическая модель.
2. Сформирована выборка из торгуемых российских компаний. Собраны данные по
исследуемым показателям социального капитала членов совета директоров,
корпоративной социальной ответственности и финансовых результатов деятельности
компаний из выборки.
3. Сформулированы и протестированы гипотезы с помощью регрессионного анализа
4. Интерпретированы полученные результаты и разработано управленческое приложение.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы. В первой части работы представлен
анализ литературы по изучаемой проблеме, даны определения и сформированы ожидания
относительно взаимосвязи между тремя видами изучаемых переменных, используемые в
последующей части работы. Так был определен совокупный интеллектуальный капитал
компании и его элементы, источники интеллектуального капитала. Затем были подробно
рассмотрены компетенции совета директоров как коллегиального органа управления
акционерным обществом, а также обязанности и права членов совета директоров, роль
состава совета директоров на качество принимаемых управленческих решений. За этим
последовало определение понятия «интеллектуальный капитал совета директоров» и обзор
научных работ, где социальный капитал совета директоров был охарактеризован через
связь наличие в составе совета директоров бывших политиков или лиц, имевших прямой
выход на политиков. Следующей была кратко разобрана тема корпоративной социальной
ответственности (КСО), а именно даны определения, выявлены
заинтересованные стороны и их ожидания относительно социальной и экологической
ответственности компаний, приведены исследования, где изучалась бы связь между
социально-этическим поведением компаний и финансовыми показателями деятельности
контентного анализа качественных компаний.
Проведен обзор методики количественных данных по КСО, который был
впоследствии использован для оценки прокси переменных по КСО.
Вторая глава посвященная практическому исследованию взаимосвязи социального
капитала совета директоров, корпоративной социальной ответственности и финансовых
показателей компаний, проведенному на основе собранной теоретической базы. Была
проведена методика оценки метрик по КСО для составления прокси-переменных, а также
методика оценки качественных данных по связи членов совета директоров с органами
государственной власти различного уровня. Далее предоставлен первоначальный анализ
выборки и регрессионный анализ. Практическое исследование можно разделить на четыре
этапа. На первом этапе были собраны данные по компаниям из выборки. Данные по
социальному капиталу, а именно биографии и трудовая деятельность каждого члена совета
директоров компаний за 2013 и 2014 года были получены из электронных баз данных
СПАРК, СКРИН, а также дополнены сведениями с корпоративных сайтов и из годовых
отчетов. Метрики по КСО компаний, необходимые для расчета проксипеременной
оценивали степень раскрытия информации по КСО о годовых отчетах компании.
Финансовые данные были загружены из электронных баз данных, а также с сайта ММВБ.
На втором этапе произошла обработка собранных данных, выработаны методики
присвоения компаниям оценок по КСО и социальному капиталу, рассчитаны прокси
переменные, и в итоге, была получена выборка, готовая к тестированию гипотез. Третий
этап включает первоначальный анализ выборки: описательную статистику, отраслевой и
иной анализ. Четвертый и последний этап предполагает проведение регрессионного
анализа, принятие или отклонение или отклонение гипотез. Приведена общая
интерпретация исследования вместе с несколькими практическими примерами компаний с
оцененными показателями КСО и социального капитала.
Новизна данного исследования заключается в том, что ранее на выборке российских
компаний не проводилось исследование взаимосвязи одновременно КСО и социального
капитала совета директоров в виде связи с государственными органами власти и
финансовых компаний. Более того, автор данной выпускной квалификационной работы
не встречал подобного исследования и в зарубежной практике.
Проведенное на выборке российских компаний исследование показало, что
существует положительная связь между рыночной капитализацией, рейтингом по
выполнению мероприятий корпоративной социальной ответственности и политическими
контактами членов совета директоров. Рыночная капитализация является вешней оценкой
компании и отражает реакции и ожидания рынка. Приверженность принципам социально -
этического поведения благожелатель воспринимается рынком. Сегодня компании ведут
бизнес в условиях растущей социальной сознательности. Теперь от компаний ждут не
только максимизацию ценности для акционеров, но и внесение лепты в развитие местных
сообществ. У людей появился доступ широчайшему объему информации и они могут
принимать взвешенные решения относительно компаний, отдавать предпочтение тем
фирмам, которые помимо лучшей цены или качества продукта/услуги предлагают
потребителю стать частью их корпоративной семьи, содействовать защите экологии и
благотворительности. Кроме того, по взаимосвязи рыночной капитализации и наличием в
совете директоров политических связей можно сделать вывод, что заинтересованные
стороны видят в связях членов совета директоров с государственными органами власти
преимущества. Такие директора не только сами хорошо ориентируются во властных
структурах, но и имеют влиятельных друзей и знакомых среди работающих и ушедших с
государственной службы лиц. Связи в госструктурах могут быть полезны, если компания
хочет добиться статус системообразующего предприятия и иных форм государственной
поддержки Не секрет, что система взаимодействия государственных и бизнеса далека от
совершенства. Например, на рассмотрение заявок на получение льготного статуса или
различных видов послабления снижения ставок по кредиту - у государственных органов
может уйти не один год. Зачастую государственная помощь оказывается не на критериях
объективной оценки, а именно за счет социальных связей руководителей компаний с
власть имущими лицами.. Оказание помощи в разрешении вопросов с местными органами
власти и получение эксклюзивных сведений эти и многое другие возможности
предоставляет социальный капитал совета директоров. Приглашение в состав совета
директоров людей с обширными связями, бывших или ныне работающих политиков может
рассматриваться как стремление компаний прохэджировать веншние риски с
одной стороны, и как желание компании продемонстрировать свою
инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость,
готовность приобщиться к местной политической элите.
Выявить связь между рентабельностью активов, социальным капиталом и
корпоративной социальной ответственностью не удалось, поскольку все исследуемые
модели оказались незначимы. Проводилось множество исследований взаимосвязи
рентабельности активов социальным капиталом или между рентабельностью
корпоративной социальной ответственностью и большинство из устанавливало наличие
значимой и положительной связи. Полученный данной работе результат можно
объяснить и тем, что выборка состоял из российских компаний, которые отличаются от
западных или азиатских компаний. Возможно, для необходимо было провести
исследование на большем временном промежутке или с большим временным лагом.
Рентабельность активов быстрее реагирует на увеличение затрат на социальные
программы. Влияние метрик КСО имеет двойную направленность. С одной стороны,
финансирование нового социального проекта в краткосрочной перспективе негативно
сказывается на финансовые результаты компании и лишь спустя некоторое время - год или
больше, этот социальный проект начинает напрямую или косвенно оказывать
положительное влияние: снижать затраты компании на энергоресурсы, экологические
налоги, затраты на здравоохранение и ликвидацию последствий травм и ущерба,
понесенного из-за небезопасной организации производства. Так всего один элемент КСО
меняет направленность своего воздействия по мере прохождения этапов своей жизни.
Вполне вероятно, что в 2013 , 2014 годах социальные и экономические потрясения
вынудили некоторые компании вложить средства в социальную поддержку сотрудников,
благотворительность и т.д. себе во временный убыток. Кроме того, экономические
санкции могли осложнить компаниям само ведение бизнеса и привести к убыткам.
Основной задачей данной работы было разносторонне изучение взаимоссвязи как
пар факторов КОС- социальный капитал, финансовые показатели - социальный капитал,
финансовые результаты КСО компаний., так и трех факторов одновременно. Кроме
того, интерес представляла возможноть выявить некоторые медиативные эффекты КСО во
взаимосвязи социального капитала и рыночной капитализации.
1. Волков Д. Л., Гаранина Т. А. Нематериальные активы: проблемы состава и
оценивания //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент.
- 2007. - No. 1. - С. 82-105.
2. Компетенции Совета директоров для акционерных обществ. [Электронный
ресурс]//Консультант Плюс- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175536/edf75d46d3775bb3c3d744
8402cfc1db48f8e02e/
3. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]//8181а1паЬ1е
business - Режим доступа:. доступа:. http://csrjourna1.com/korporativnaya-socia1naya-
otvetstvennost-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya
4. Внешэкономбанк, Москва, 2011. Новая философия бизнеса.
5. Министерство экономики опубликовало список системообразующих
предприятий на 2015 год. [Электронный ресурс]/Ведомости.Ру
- Режим доступа:. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/03/18/srednie-
predpriyatiya-tozhe-smogut-stat-sistemoobrazuyuschimi
6. Принципы корпоративного управления ОЭСР [Электронный ресурс]// Organisation
for Economic Cooperation and Development (OECD). — Режим доступа:
https://www.oecd.org/corporate/ca/corporategovernanceprinciples/32159669.pdf
7. Список системообразующих компаний теперь могут включить и средний бизнес.
[Электронный ресурс]/Информационное агенство Интефакс -Режим доступа:
http://www.interfax.ru/russia/422629
8. Совет директоров. Понятия и функции [Электронный ресурс]//Энциклопедия для
экономиста - Режим доступа:http://www.grandars.ru/co11ege/ekonomika-firmy/sovet-
direktorov.html
9. Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса под эгидой
Принца Уэльского. М.: НП Социальные инвестиции, Изд. дом «Красная площадь», 2001. — С. 25.
10. Стандарты международной отчетности GRI [Электронный ресурс |//Global reporting
org- Режим доступа:. https://www.globalreporting.org/standards/
11. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Об АО) от 26.12.1995 No 208-ФЗ
[Электронный ресурс]//Консутанат Плюс - Режим доступа:http://www.consu1tant.ru/.
12. Abdirahman Anas, Hafiz Majdi Abdul Rashid and Hairul Azlan Annuar. The effect of award
on CSR disclosure in annual reports of Malaysian PLCs. //2008
13. Alberta Di Giuli. Are Red or Blue Companies More Likely to Go Green? //Department of
UNS Finance of USN/ - 2010, - pp 29-45
14. Amy J. Hillman and Thomas Dalziel. Boards of Directors and Firm Performance: Integrating
Agency and Resource Dependence Perspectives. // The Academy of Management Review .-
2003. - Vol. 28, No. 3, pp. 383-396
15. Anisah Firli1, Nikmatul Akbar..Does Corporate?Social Responsibility Solve ROA Problem in
Indonesia Telecommunication Industry // Indostat social press. - 2013. Pp 3638
...