1. Введение 3
2. ГЛАВА I. Медийная персона как субъект массовой культуры
2.1. Массовая культура и СМИ. Основные модели медиавоздействия 8
2.2. Имидж и образ медийного персонажа 16
2.3. Сергей Шнуров - медийная личность: парадоксы и противоречия 23
3. ГЛАВА II. Репрезентация медиаобразов Сергея Шнурова в телепроектах
3.1. Отрицательные медиаобразы Сергея Шнурова в телепроектах 30
3.2. Положительные медиаобразы Сергея Шнурова в телепроектах 39
4. Заключение 52
5. Список использованной литературы 55
Мы живем в обществе, называемом информационным или
постиндустриальным. В нашу жизнь и речь все шире входит
понятие «медиа». По сути это не только система расширяющихся
коммуникаций, но и особая реальность, которая воздействует на нас.
Ежедневно мы подвергаемся взаимодействию с ней и не всегда
замечаем этого. Но это нисколько не умаляет тот факт, что наша
картина мира складывается из совокупности информационных
«ударов», получаемых нами из десятка и тысяч каналов в день:
интернета, телевидения, радио, прессы, рекламных растяжек, кино и
т.д. Все это - медиа.
Посредством этих каналов мы потребляем не только готовые
ситуативные и предметные модели, но и вариации человеческого
поведения. Мы все чаще видим на экране, слышим по радио, читаем
в прессе «лидеров медиа-продаж» - людей, чьи имена у всех на
слуху, кто является объектом внимания, а иногда даже и
поклонения. Появляясь практически повсеместно, они транслируют
свой образ жизни, моральные, жизненные установки, отношение к
происходящему в стране и мире и даже свой имидж. Среди них - и
популярные российские представители массовой культуры. В этой
работе мы назвали это явление феноменом медиаличности и
рассмотрим его на примере телеведущего, музыканта и художника
Сергея Шнурова.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью
ориентации в масс-медийном пространстве и изучением степени и
принципа влияния на сознание зрительской аудитории наиболее
ярких медиаличностей.
В данной работе предпринята попытка описать процесс
формирования медиа-образа и медиа-личности в
условиях современного «рынка массовой
культуры». Основное внимание сосредоточено на разграничении
понятий имиджа и образа и выделении критериев качественного
отличия одного от другого. Понятие медиаличности как
определенного метода трансляции персональных установок
рассмотрено более тщательно и на нем строится вторая глава работы.
В основу методологии положены принципы системности и
комплексности, методы сравнения и аналогии.
Эмпирической базой исследования послужили телепередачи:
«Неголубой огонёк» (REN-TV), «Шнур вокруг света» (НТВ),
«Окопная жизнь» (цикл ТВ-передач, НТВ), «Ленинградский фронт»
(цикл ТВ-передач, Пятый канал), «История российского шоу-
бизнеса» (СТС), «Блокада. Тайны НКВД», «Про любовь» (1 канал);
а также программы и интервью с его участием («Школа злословия»,
«Познер», «Наедине сосо всеми»). Анализ формирования
телевизионного образа осуществляется в рамках двух основных
направлений исследований: первые посвящены специфике
экранного образа, вторые - изучению понятия имиджа.
Формированию образа телевизионного журналиста посвящены
исследования Е. Багирова, Ю. Буданцева, В. Егорова, Г. Кузнецова,
И. Засурского, Р. Копыловой, А. Самарцева, В. Цвика.
Моделированию психологического портрета ведущего уделено
внимание в работах Л. Матвеевой, А. Шарикова, С. Давыдова,
изучению понятия «имиджа» в работах П. Гуревича, М. Попова,
Г. Почепцова и В. Шепеля.
Новизна моего исследования в том, что определению понятия
«имидж» в современной гуманитарной науке уделяется небольшое
внимание, в частности, успешность медиаперсоны зависит от того,
насколько удачно сформирован ее имидж.
Объектом нашего исследования стала авторская стратегия
творческого поведения, порожденная масс-медийной культурной
средой и в пространстве масс-медиа.
реализуемая там же особенности медийного поведения известного
Предметом телеведущего, музыканта и художника Сергея Шнурова.
Целью работы является определение степени влияния средств
массой информации на формирование имиджа и образа медийной
персоны. Исследование взаимодействия личности и массовой
культуры в условиях трансформации социальных систем
представляет собой многоаспектную проблему. Сегодня массовая
культура наглядно демонстрирует необратимый процесс
разрушения традиционных мировоззренческих установок и
формирования новых, глобальных изменений, происходящих в
сфере морали. В общественном мнении звучит тревога по поводу
состояния духовного мира человека как личности в сегодняшней
социокультурной ситуации. В связи с этим целесообразно поставить
следующие задачи:
- рассмотреть средства массовой информации как часть медиакультуры
современного общества, выявить определённые модели медиавоздействия;
- раскрыть основные детали формирования имиджа и образа медийного персонажа;
- изучить особенности медийного поведения личности в роли телеведущего.
Современный представитель медиаиндустрии не может существовать в
состоянии застоя. Он обладает возможностями, которые способствуют
созданию дополнительного потенциала, стремительное развитие
технологий дает возможность человеку вести непрерывный контакт с аудиторией.
Исходя из поставленных целей и задач исследования, можно сделать
следующие выводы:
1. Цель данной работы заключалась в изучении субъектных аспектов
организации и создании имиджа медиаперсоны, анализе этапов динамики
развития образа и рассмотрение ее участия в медиапроцессе на примере
Сергея Шнурова.
2. В соответствии с поставленной целью выполнены поставленные
задачи. Мы в полной мере рассмотрели основные аспекты создания имиджа
медиаперсоны и проследили его развитие и участие в средствах массовой информации.
3. В результате изучения теоретических положений мы определили
основные аспекты успешного участия медиаперсоны в современных телепроектах.
4. Главная цель телеведущего — заинтересовать и просветить
зрителей, не выходя при этом за «рамки дозволенного», то есть,
придерживаясь общепринятых норм и понятий. Учитывая сложившийся образ
Шнурова, авторы программ зачастую используют его как наглядный пример
выхода за эти самые «рамки». Это позволяет достигать определенных успехов
в медиарейтингах.
Проанализировав формирование имиджа медиаперсоны на примере
Сергея Шнурова можно проследить, как реагирует российская аудитория на
то или иное событие. На примере медиаобраза Сергея Шнурова мы
убедились, что к любой телепередаче можно вызвать интерес аудитории и на
антитезе сделать её привлекательной, даже если она не носит примитивный
развлекательный характер. Конечно, не стоит забывать, что в
большей степени, все зависит от потребностей аудитории, которая
либо видит смысл жизни в познании окружающего мира, либо нет. По-
моему мнению, подобные медиаперсоны имеют место быть в
«современном российском телевизоре», так как непосредственно
отражают желание многих людей быть популярными и востребованными.
В мире в котором миллионы медиа-образов постоянно сменяют друг
друга, все большее значение приобретает феномен медиаличности. В
частности, на телевидении «один из способов осмысления телеинформации
задается через субъективный образ человека на экране». Важное значение
здесь имеют как внешняя атрибутика поведения, так и презентация своих
субъективных нравственных установок и ценностей.
Наблюдая за нескончаемой динамикой образа и имиджа Сергея
Шнурова и разнообразием всех проектов в которых он принимал участие
можно сделать следующие выводы:
Со временем, вместе с образом и имиджем телеведущего и, на данный
момент, известного представителя современного искусства менялись его
целевые аудитории, на которые было направлено всё его медиа-творчество.
Сергей Шнуров уникальный представитель российского шоу-бизнеса,
который доказывает, что качественно-конструированный имидж способен
изменить былое представление о медиа-личности. И хотя, для многих Сергей
Шнуров остается до сих пор в сознании фигурой, ищущей любой способ быть
замеченной эпатируя публику, его, все же, уважают в определенных кругах.
Это доказывает анализ критики и отзывы о нем известных медийных
личностей как о профессионале своего дела.
Говоря о специфике медиаличности Сергея Шнурова важно отметить
его постоянную константу искренность, но в то же время наделенную
противоречивостью. Рейтинги программ с его участием высоки из-за того, что
там затрагиваются не всегда острые и колкие темы, а скорее более
«приземленные и человеческие». Аудитории всегда были интересны
скандалы, а фамилию Шнуров можно сопоставить в один ряд с синонимами к
этому слову. Как телеведущий он доказал, что лишен каких-либо рамок в
своих высказываниях, зачастую действуя без прописанного сценария. Это
составляющее телеведущего вкупе с приглашениями в программу известных
медиаличностей не может не подогревать интереса к программам в которых
участвует Шнуров. Можно заявить, что в его теле-образе сочетаются три типа модели:
«герой» - некая идеализированная в сознании аудитории личность:
смелая и агрессивная фигура, говорящая то, о чем мы хотим слышать;
«антигерой» коммуникатор, который максимально неприятен
определенной части аудитории;
«мистическая личность» - коммуникатор, который в силу своей
необыкновенности воспринимается нами непонятым, непредсказуемым и чуждым.
На данный момент мы можем видеть готовый бренд - Сергей Шнуров.
Он постоянно находится на слуху у общественности. Не смотря на то, что он
отошел от образа «пьяницы и матершинника» - провокационного образа, он
все же отражается в его речах, текстах песен и интервью. Он один из самых
известных медиаперсон России. Остается неизменным одно: Сергей Шнуров -
медиаличность, деятельность которой приносит прибыль независимо от того,
каким изменениям подвергается его образ.
1. Анненкова, И. В. Медиакартина мира как инвариант
языковой картины мира // Русская речевая культура
и текст: материалы VIII Международной научной. -
Томск, 2014. - С. 81-86.
2. Белоусова Ю.В. Медийный образ как средство
коммуникации //Исторические, //Исторические, философские,
политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012.
No12-1с.28
3. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. 1974. М. -:448 Прогресс, с.
4. Блюменкранц, М. В поисках имени и лица.
Феноменология современного ландшафта // Вопросы
философии. 2007. No современного 1. С.56.
5. Горчакова, В. Г. Имидж личности // Маркетинг в
России и за рубежом. - 2008. - No 3. - С. 133-138.
6. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология
создания телевизионного образа и парадоксы его
восприятия / П.С. Гуревич. — 54 с. М. : Искусство, 1991.
7. Джери Дж. Большой толковый социологический
словарь. Т.1. М.: Вече, АСТ, 1999. С.399.
8. Ефремова, Т. Ф. Новый словообразовательный
словарь русского языка. толково:
Русский язык, 2000. - 1209 с.53 М.
9. Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к
языку и речи. - М. : Изд-во Московского
университета, 1976. - 308 М. с.
10. Иванов В.В., От реатеатрализации театра к
театральной антропологии/ В.В. Иванов // Театр ХХ
века: закономерности развития / 308 с.
11. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре
современного общества потребления (на материале
китч-культуры): монография. Омск, 2010. С.341.
12. Информационное общество, Интернет и новые
средства массовой информации // Информационное
общество. 2001. Вып. 2. С. 24-27.
13. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к
постмодерну / - 2-e изд.; перераб. и доп. - М.:
Академический Проект, 2006.
14. Кубрякова, Е. С. В поисках сущности языка:
Когнитивные исследования. - М.: Знак, 2012. - 208 с.
15. Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура:
Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М., 1985. С.117.
...