Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ КАТОЛИЧЕСКОЙ МОНАХИНИ В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Работа №133421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие образа монахини в западном кинематографе XX века. Попытка типологии 8
1.1 Типология монашеских образов М.Джаносик 9
1.2 Стереотипный образ католической монахини: «Колокола Святой Марии» 13
1.3 Социально активная сестра: «История монахини» 17
Глава 2. Женское движение и монашество. Кинематографический образ монахини-феминистки 24
2.1 Образ монахини-активистки: «Мертвец идет» 24
2.2. Гендерное противостояние: «Сомнение» 29
Глава 3. Негативный образ католической монахини в современном западном кинематографе 39
3.1 Ирландские приюты Магдалины 39
3.2. Монахиня-инквизитор: «Сестры Магдалины» 41
3.3. Монахиня vs мать: «Филомена» 52
Заключение 56
Список использованных источников и исследований 59

Актуальность и научная новизна темы
Перед вами исследование, посвященное анализу образа монахини в современном западном кинематографе. Начиная с конца XIX века, когда кинематограф был изобретен, он, наравне с книгами и музыкой, начал влиять на умы человечества. Неудивительно, что режиссеры, начиная с братьев Люмьер не обходили стороной фильмы на религиозные темы.1 За последнее время живой интерес к массовой культуре появился не только у культурологов, искусствоведов и кинокритиков, но также и у теологов и исследователей религии;2 в университетах появляются курсы по религии и кино, заметное место занимают выступления и целые секции о связи религии и кинематографа на религиоведческих конференциях.
На Западе за последние пару десятилетий появилось множество научных работ, в той или иной степени посвященных религиозной тематике в игровом кино.3 В отечественной литературе стоит особенно выделить как наиболее комплексную работу, статью Е. Майзеля, которая, однако, написана, скорее в киноведческой, нежели религиоведческой методологии,4 а также ряд статей, посвященных отдельным религиозным сюжетам и образам в кинематографе.5
Если же говорить именно про образы монашеские, исследовательских работ, так или иначе затрагивающих эту тему на Западе не так и много,6 а в российской науке, как представляется, пока нет вообще. Отдельно следует выделить статью Мэри Джаносик, которая всецело посвящена именно интерпретации образа католической монахини в кино, но как будет в дальнейшем продемонстрировано в ВКР, при том, что эта статья до сих пор представляет значительный методологический и исследовательский интерес, она несколько устарела, поскольку была написана в 1997 году. Этим обусловлена научная новизна данной ВКР. По всей видимости, это - первое исследование, в котором производится комплексный анализ развития образа монахини в современном западном кинематографе.
Цели и задачи исследования
Цель данной выпускной квалификационной работы - комплексный анализ образа католической монахини в современном западном кинематографе.
Подобная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Знакомство с работами кинокритиков и религиоведов о взаимосвязи кино и религии.
2. Выявление стереотипных образов монахинь в западном кинематографе, созданных начиная с середины XX века.
3. Классификация разнообразных образов монахинь, представленных в современном западном кино, для чего используется, с одной стороны, типология, выдвинутая Джаносик, а с другой, ее видоизменение и дополнение теми образами, которые возникли в последние два десятилетия и не входят в эту типологию.
4. Анализ того, как исторический контекст влиял на режиссеров и формировал образы монахинь, возникающие в кинематографе, что подразумевает выделение общественно -политических и религиозных особенностей исторической эпохи, повлиявших на создание конкретных картин, что позволит установить взаимосвязь между историческим контекстом и видоизменением образа монахини в кинематографе.
Методология исследования
В первую очередь, работа основана на анализе кинолент, центральными или важными персонажами которых выступают католические монахини. Для этого, в том числе, применяется семиотический метод разбора фильма, уделяется внимание соответствию или же несоответствию аудио и визуального ряда друг другу. Во -вторых, в работе используется религиоведческая методология, в частности, сюжет рассматриваемых фильмов вписывается в исторический контекст, изучаются значимые для эпохи изменения в Римской католической церкви и в обществе. Также работа подразумевает анализ текстологических источников: интервью режиссеров и актеров, рецензии критиков, конфессиональную литературу.
Наконец, важной частью данной ВКР выступает проведение классификации различных образов католической монахини, представленных в современном западном кинематографе, проясняющая их интерпретацию и в большей степени позволяющая связать их с историческим контекстом. В основу классификации, проведенной в работе, положена методология М. Джаносик,7 однако она значительно видоизменена.
Хронологические рамки исследования соответствуют периоду активного развития образа монахини в кинематографе, а именно с 1945 г. до настоящего времени, однако наибольшее внимание уделено современному периоду, а именно - последним двум десятилетиям.
Выводы, выносимые на защиту:
1. Кинематографические образы монахинь формировались неотрывно от их привычного религиозного образа, и поэтому изначально сложились достаточно стереотипными.
2. Образ монахини в западном кинематографе прошел путь от эталонно-идиалистического, до образа сильной женщины, делающей самостоятельный выбор, а также резко негативного и критического, показывающего монахинь максимально далекими от высот христианской любви.
3. Образы монахинь в кино претерпели существенную трансформацию, отражая изменения как в самой католической церкви, так и в общественном мнении.
4. Типологизация кинематографических образов католических монахинь, предложенная Джаносик (земная Дева Мария, эксцентричная тетушка, социально активная сестра), будучи довольно удачной, не является всеохватывающей. Тем более, что она датируется 1997 г., и на данный момент очевидно устарела. Как представляется, выделенный исследовательницей образ социально активной сестры не полностью описывает ряд женских монашеских киноперсонажей, которых скорее можно охарактеризовать как монахинь-феминисток; также в ней отсутствует негативный образ монахини, характерный для многих современных картин.
5. Мы привыкли воспринимать монашество как весьма консервативную часть общества, однако католические монахини были активной частью женского движения, и даже в некотором смысле - одной из движущих сил феминизма, что нашло свое отражение в современном западном кинематографе.
6. Негативный образ монахини в, первую очередь, рисуется в картинах, касающихся ирландских приютов Магдалины. Режиссеры пытаются вскрыть фальшь, находящуюся за красивым благочестивым фасадом монастырских стен. Вопреки всем устоявшимся представлениям о высокой нравственности, жертвенности и искренней христианской любви авторы этих фильмов рисуют безнравственных, деспотичных женщин, не знающих сострадания. Подобная трактовка образа монахини однобока, и закономерно вызвала активное порицание со стороны представителей католической церкви. Однако режиссеры, возможно, и не стремились создать объективный образ монахини, а хотели взорвать общественное мнение и вызвать максимально широкий резонанс .
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованных источников и исследований.
Апробация работы была проведена на студенческой конференции, посвященной 70-летию преподавания религиоведения на философском факультете/Институте философии СПбГУ (Санкт-Петербург, 2016 год).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе был прослежен путь становления и изменения образа монахини в современном западном кинематографе. Можно отметить, что он прошел путь от прилизанно - идиалистического, до образа сильной женщины, делающий самостоятельный выбор, а также резко негативного и критического, показывающего монахинь максимально далекими от высот христианской любви. В работе были рассмотрены и проанализированы ключевые для прояснения и интерпретации заявленной темы фильмы, а также исследовалось то, как на их основании складывались представления о монахинях в обществе, помимо прочего, как эти образы перекликались между собой и видоизменяясь в связи с историческим контекстом.
Кинематографические образы монахинь формировались неотрывно от привычного религиозного образа, и поэтому изначально сложились достаточно стереотипным. Также, изначально существовала проблема с изображением монахини как полноценного разностороннего персонажа. Вне зависимости от того, была у нее главная роль или же второстепенная, обожествляли ли ее, опошляли или же создавали сентиментальный образ, результат оставался прежним. Монахиня в фильме была предлогом, чтобы показать нечто другое, нечто более интересное для зрителей и критиков. Лишь недавно режиссеры начали показывать монашескую жизнь как осознанный путь и выбор женщины, а не как место спасения от проблемного мира и средства, чтобы очиститься от грехов и желаний.
В работе была использована методология, предложенная М. Джаносик, поскольку она является весьма эффективной для определения образа монахини. Джаносик выделяет три основных паттерна: земная Дева Мария, эксцентричная тетушка, социально активная сестра, которые успешно могут использоваться при рассмотрении фильмов XX века. Несмотря на то, что этот подход позволяет проследить процесс трансформации образа в рамках, в некоторой степени он несовершенен и отчасти является устаревшим. Паттерн социально активной сестры, как представляется, не в полной мере описывает многие монашеские образы, частично ему соответствующие, поэтому в данной ВКР был также предложен образ монахини-феминистки.
Что еще существеннее, методология Джаносик не предполагает существование негативного образа монахини в кино и не охватывает фильмы, вышедшие после 1997 года. В связи с этим, хотя данная типологизация и была взята за основу, но претерпела существенную трансформацию, будучи расширенной для соответствия современным реалиями.
Первый образ монахини в кино, который также можно охарактеризовать как стереотипный, соответствует паттерну земная Дева Мария. Он является достаточно приторным и немного однобоким, он раскрывает женщину как покорную и добросердечную особу, которая трудится не покладая рук. Когда я смотрю на Ингрид Бергман из фильма «Колокола Святой Марии» мне каждый раз кажется, что она вот -вот вознесется на небеса, настолько она эфемерна. Именно этот образ в целом и образ сестры Бенедикт, в частности, стали не просто культовыми для кинематографа, но также поспособствовали повышению заинтересованности католической церковью.
Второй образ, отчасти соответствующий паттерну социально активной сестры, но охарактеризованный в работе как образ монахини-феминистки, является наиболее неисчерпанным на данный момент, так как находит свое отражение только в двух фильмах - «Мертвец идет» и «Сомнение». Он формируется на основе представлений о монахине как о живом человеке с его желаниями, сомнениями, стойкостью или же слабостью характера. Можно сказать, что отчасти он прослеживается в фильме «История монахини», однако он является еще немного идеалистичным, хотя и не слишком наивным. Также, образ монахини-феминистки и монахини- активистки имеет под собой мощную историческую основу, так как монахини были активными участниками феминистического движения второй волны.
Третий образ, выделенный в данном исследовании, несет в себе негативную окраску и находит свое отражение в таких антиклерикальных картинах как «Сестры Магдалины» и «Филомена». В отличие от некоторых второсортных картин, в которых монахини также предстают не в лучшем свете, данные фильмы представляют, хотя и негативных, но проработанных и интересных персонажей. Очевидно, что рассматривать негативный образ на примере узкой темы ирландских воспитательных приютов не является объективным, однако режиссеры и не пыталась показать объективный образ монахини, они, скорее, просто хотели уйти от идеалистического голливудского образа, и, вместе с тем, шокировать публику. Так, Питер Маллан создает образ монахини-инквизитора. Данное определение соответствует показанным в фильме методам физического и психологического воздействия на девушек. А Стивен Фрирз показывает противопоставление монашества и материнства, причем не просто противопоставление как таковое, а образе монахини, пытающейся материнство уничтожить.
Проследив то, как видоизменялся образ монахини в кинематографе в зависимости от исторической действительности, можно с уверенностью сказать, что обстоятельства, при которых создается фильм, жизненный опыт режиссера, а также исторический контекстнепосредственно влияют на то, как этот образ представлен.


1) Динкевич М. Ирландия извинилась за 10 тысяч рабынь местной церкви // Вести.Яи, URL: http://www.vesti.ru/doc.html7idM025423 (Дата обращения: 2 апреля 2016г).
2) Документы II Ватиканского собора, М., 2004.
3) About LCWR // Leadership Conference of Women Religious URL: https://lcwr.org/about (Дата обращения: 2 мая 2016г).
4) Biema D. Mother Teresa at 100: The Life and Works of a Modern Saint // NY: TIME books, 2010.
5) Brown L. Director John Patrick Shanley and His First-Grade Teacher on the Difference Between Doubt and The Flying Nun, URL: http://www.vulture.com/2009/01/doubt director john patrick sh.html (Дата обращения: 2 мая 2016г).
6) Cavagna C. Profile and Interview: Peter Mullan, About Film, URL: http://www.aboutfilm.com/features/mullan/feature.htm (Дата обращения 2 апреля 2016г).
7) Dawson T. Peter Mullan. The Magdalene Sisters // BBC, URL: http://www.bbc.co.uk/films/2002/11/21/ peter_mullan_magdalene_sisters_interview.shtml (Дата обращения: 2 апреля 2016г.).
8) Donohue B. “Philomena” Smears Catholicism // Catholic League, URL: http://www.catholicleague.org/philomena-smears-catholicism/ (Дата обращения: 5 апреля 2016г).
9) Doubt the Movie Discussion, A Nun’s Life Ministry, URL: http ://anunslife.org/blog/nun-talk/doubt-the-movie-discussion (Дата обращения: 2 мая 2016г).
10) Doubt // IMDb, URL: http://www.imdb.com/title/tt0918927/ (Дата обращения: 2 мая 2016г).
11) Fairbairns Z. The Nun’s True Story, Zoe Fairbairns, URL: http://www.zoefairbairns.co.uk/nunsstory.htm (Дата обращения: 29 апреля 2016г)
12) Feng V. The Magdalene Laundrie // CBS News, URL: http://www.cbsnews.com/news/the-magdalene-laundry/ (Дата обращения: 2 апреля 2016г.).
13) Going My Way// IMDb, URL:http://www.imdb.com/title/tt0036872/awards (Дата обращения: 14 марта 2016 г).
14) Goodman A. The Catholic Nun who Changed the US Debate on the Death Penalty Forever // The Guardian, URL: http ://www. theguardian. c o m/c o mment is free/2 013 /jun/20 /dead -man-walking-capital-punishment (Дата обращения: 19 апреля 2016г.).
15) Gordon M. How Ireland Hid its own Dirty Laundry // The New York Times, URL: http ://www.nytimes .com/2003/08/03/movies/03GORD. html?pagewanted=al l (Дата обращения: 2 апреля 2016г).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ