ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...….3
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. История двухслойного ткачества………………………….7
ГЛАВА 2. Рассмотрение основных видов оптоволокна и сфер его художественного применения
ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Раскрытие выбранной темы в материале и вопрос экспонирования
ГЛАВА 2. Технологический раздел ……………………………………22
ГЛАВА 3. Создание проекта……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………27
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломная работа автора представляет собой образец полотна двухслойного ткачества с использованием оптоволоконных нитей в виде настенного панно (ковра).
Художественной темой данной работы является романтическая меланхолия спальных районов в стилизованной графической манере пиксель арта. Таким образом, само решение, в котором выполнена работа, позволяет проложить связующий мост сквозь культурные слои, объединить новые материалы с классическими художественными и ремесленными техниками. Идеи традиционной европейской темы меланхолии и грусти были переосмыслении в современном ключе, при помощи: а) визуальной актуализации образа тоскливого урбанистического пейзажа (Илл. 1-5) и б) использования инновационных материалов.
В данной пояснительной записке автор постарается обосновать выбор мотива и техники исполнения, раскрыть технологические особенности разработки проекта и отразить процесс работы от возникновения идеи до её реализации.
Главной целью работы является создание художественного проекта на основе технологии двухслойного ткачества с использованием современных оптоволоконных материалов. Из этого логически выстраивается ряд художественных и технологических задач, среди которых можно выделить: а) создание авторской концепции; б) исследование особенностей материала; в) практическое применение его свойств на основе созданной художественной концепции, г) разработка образца текстиля, созданного с применением этого материала. Совокупность этих задач помогает сделать определённые выводы о выразительных возможностях оптоволокна в искусстве и дизайне.
Для написания работы с единой авторской позицией и совокупного раскрытия общей темы была необходима библиографическая база для возможности информационной детализации каждой из этих глав, относящихся к разным областям знаний, связанных с историей, технологией, культурологией и искусствоведением; и для этого автор обращался к книгам, периодическими изданиям, научным статьям и Интернет-ресурсам на разные тематики и с разным взглядом на содержащиеся в них вопросы.
Так, для написания первой главы, об истории двухслойного ткачества, была взята за основу статья Н. Г. Колтышевой и В. А. Мариева “Узорные двухслойные ткани западной Белоруссии: Гродненские двухосновные ковры”, во введении к которой приводится цельное описание истории узорных тканей и образцов данных предметов искусства.
Глава под номером два, с рассмотрением основных видов оптоволокна и сфер его художественного применения, была написана при помощи учебного пособия коллектива украинских авторов «Полимерные оптические волокна» 2012 года, статьи А.С. Куркова и Е.М. Дианова «Волоконная оптика» 2006 года, а также учебного пособия В.А. Гуртова «Оптоэлектроника и волоконная оптика» 2005 года, в которых авторы дают краткий экскурс в историю интересующего нас материала и подробно описывают его физические свойства. Кроме того, хотелось бы отметить статью «Оптоволоконный текстиль» С. Брошье, А.А. Лысенко 2008 года, описывающую разнообразие возможностей применения оптоволоконных технологий в современном текстиле.
Третья глава, о раскрытии выбранной темы в материале и постановке вопроса экспонирования, также основывается на личном опыте автора, однако не могла быть написана без анализа книги К. Пол “Цифровое искусство”, отдельные главы которой посвящены вопросам экспонирования, коллекционирования и хранения цифрового искусства, к которым автор небезосновательно относит и свою работу, о чём в данной части также упоминается и приводятся закрепляющие это факты.
Упомянутые выше статьи также использовались для формирования четвёртой главы, с содержанием о детальном описании процесса практического исследования сложностей применения используемой технологии в художественном творчестве, однако также она основывается на личном опыте автора и описании именно тех сложностей применения технологии, с которыми он столкнулся лично при практическом освоении материала и раскрытии художественной темы в нём.
Диплом логически разбит на две части – научно-исследовательскую и проектно-композиционную, состоящих из в общем пяти глав:
1) История двухслойного ткачества, где дан краткий обзорный рассказ об истории двухслойного ткачества;
2) Рассмотрение основных видов оптоволокна и сфер его художественного применения, где рассматриваются виды оптоволокна как материала и инструмента для художественного высказывания;
3) Раскрытие выбранной темы в материале и вопрос экспонирования, где автор обосновывает выбор художественного образа и формулирует проблемы донесения идеи художественного высказывания до зрителя;
4) Технологический раздел, посвящённый процессу практического исследования сложностей применения данной технологии в творчестве.
5) Создание проекта, в которой описывается непосредственно процесс изготовления тканого объекта.
Таким образом, как полагает автор, данная пояснительная записка, формулирует ряд важных вопросов и детально освещает каждый из имеющихся в ней пунктов, а данным введением были определены и поставлены основные задачи данной пояснительной записки и был проведён обзор используемых информационных материалов.
В заключении данной пояснительной записки, автор считает нужным резюмировать, что в процессе решения такой комплексной задачи, как реализация готового художественного артефакта, ему пришлось задействовать весь свой теоретический и практический опыт, полученный за годы обучения в университете.
Кроме того, одним из основных результатов, полученных в ходе реализации проекта стало осознание важности переосмысления культурного наследия во всем его многообразии, включая, казалось бы, безнадежно устаревшие ремесленные и художественные техники; возможности реинтерпретации и перевода образов на современный язык, доступный зрителю. Таким образом, часто неожиданные совмещения техник и визуальных образов, приводят к смешению культурных кодов разных эпох и созданию новых форм для самовыражения. Автор считает, что полученный во время разработки дипломного проекта опыт является для него основополагающим и открывает новые горизонты для последующих проектов, а возникшие во время работы идеи помогут ему в дальнейшем при их реализации.
Проект ковра является актуальным решением для использования в выставочных пространствах, а также для декоративного оформления помещений различного назначения.
1. Колтышева Н. Г., Мариев В. А. Узорные двухслойные ткани западной Белоруссии: Гродненские двухосновные ковры
// Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2015. Вып. 3.
С. 126–146.
2. Колтышева, Н., & Мариев, В. (2014). Техника ткачества Finnweave в русских узорных двухслойных тканях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(4), 140-150.
3.Колтышева, Н., & Мариев, В. (2012). Восстановление древнего вида русского узорного ткачества — узорного двухслойного ткачества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(3), 168-179.
4. К. Пол. Цифровое искусство, 2017
5. Оптоэлектроника и волоконная оптика: Учебное пособие /
Гуртов В.А.// Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - 239 с.
6. Волоконная оптика/ Е.М.Дианов,А.С.Курков / НЦВО РАН, г. Москва // «Физика», - N23, 2006. - 823 с.
7. Полимерные оптические волокна : монография / Т. В. Сахно, П50 Г. М. Кожушко, А. О. Семенов, Ю. Е. Сахно, С. В. Пустовит. // – Полтава : ПУЭТ, 2012. – 227 с.
8. Оптоволоконный текстиль / С. Брошье, А. А. Лысенко. - С.14-17. - Библиогр.: с. 17// «Химические волокна», 1959 - . - ISSN 0023-1118.- 2008
9. Оптоволоконные ткани - новое направление в дизайне текстиля / Е. А. Кочурова, Н. Ю. Митрофанова, Н. А. Мальгунова // Дизайн. Материалы. Технология. - 2016. - № 1. - С. 33-35 . - ISSN 1990-8997
10. Искусство ручного ткачества. / Цветкова Н. Н.: СПбКО; Москва; 2014 ISBN 978-5-903983-37-7
11. https://inhabitat.com/woven-fiberoptic-chandeliers/ (дата обращения: 22.12.2018)
12.http://aleksandralanuitowl.blogspot.com/2012/03/artist-lucy-mcare.html (дата обращения: 22.12.2018)
13. https://theoryandpractice.ru/posts/1724-tekhnologii-v-karmane-umnaya-odezhda-i-elektronnyy-tekstil (дата обращения: 22.12.2018)
14. htt://www.lumigram.com/catalog/P8_LUMINOUS_FABRIC.php (дата обращения: 22.12.2018)
15.https://mymodernmet.com/met-gala-claire-danes-zac-posen-light-up-gown (дата обращения: 22.12.2018)
16. https://weareoca.com/subject/fine-art/introducing-sarah-taylor-new-textiles-curriculum-leader/ (дата обращения: 22.12.2018)
17. https://www.fastcompany.com/1671601/glowing-tapestries-woven-from-fiber-optic-strands (дата обращения: 22.12.2018)
18. http://ligoranoreese.net/fiber-optic-tapestry/ (дата обращения: 22.12.2018)
19. https://www.yatzer.com/Alicja-Wasielewska-%40-Designersblock-London-2009(дата обращения: 22.12.2018)
20. http://www.rzxarchive.co.uk (дата обращения: 12.02.2019)
21. http://www.nintendojo.com (дата обращения 12.02.2019)
22. https://hexus.net/gaming/news/pc/47697-elite-remade-original-author-via-kickstarter-project/(дата обращения 12.02.2019)
23. https://vk.com/anycity(дата обращения 12.02.2019)
24. ttps://vk.com/ruscou(дата обращения 12.02.2019)