ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. История становления и развитие репортажа 7
1.2. Классификация репортажа 19
Таблица №1. Классификация репортажа М. Н. Кима 20
1.3. Модификация репортажа в условиях развития новых технологий 26
Таблица №2. Основные факторы влияния на состояние рынка печатных СМИ* 32
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕПОРТАЖА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ «РУССКИЙ РЕПОРТЁР» 41
2.1. Творческая лаборатория Дмитрия Соколова-Митрича 41
2.2. Ключевые особенности репортажей Дмитрия Соколова-Митрича 51
2.3. Языковая специфика текстов репортажей Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский репортёр» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 80
Дипломное исследование посвящено анализу специфики современного репортажа на примере журнала «Русский репортёр». Репортаж является одним из самых востребованных жанров журналистики, который под влиянием информационных технологий постоянно развивается и претерпевает изменения, изучение которых и представляет для нас особый научный интерес.
Актуальность исследования обусловлена изменениями, которые происходят в журналистике и системе жанров под влиянием новых технологий. В современном информационном обществе возрастает значимость оперативной, актуальной и документально точной информации, которая может быть «упакована» на газетной полосе в виде репортажа. В условиях постоянно обновляющегося информационного потока люди дезориентированы и нуждаются в разъяснении ситуации журналистом. Современный репортаж соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с её анализом, то есть помогает разобраться читателям в сложившейся картине дня и понять суть происходящего. В нашем исследовании мы выясняли основные характеристики, тематику и особенности жанра, то есть предприняли попытку создания целостного представления о репортаже в общественно-политическом издании.
Научная новизна работы заключается в том, что в процессе её подготовки было проанализировано, как трансформируется репортаж с жанровой точки зрения: какие функции добавились в последнее время, утратил ли репортаж свою информационную природу, и какие черты он заимствовал из других жанров журналистики. Впервые выявлены ключевые особенности и языковые специфические черты, присущие репортажу на примере текстов Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский репортёр».
Цель дипломной работы - выявить основные особенности современного репортажа на страницах общественно-политического журнала.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
1. проследить историю становления жанра репортаж в журналистике и уточнить современное определение понятия «репортаж»;
2. определить ключевые особенности жанра и выделить его основные виды;
3. проанализировать современное состояние и трансформацию жанра репортаж в условиях развития новых технологий;
4. рассмотреть журнал «Русский репортёр» и изучить творческую лабораторию журналиста Дмитрия Соколова- Митрича;
5. проанализировать репортажи Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский репортёр» и выявить их специфические черты.
Объект исследования - репортаж в общественно-политическом журнале «Русский репортёр».
Предмет исследования - характерные особенности жанра современного репортажа.
Эмпирическую базу исследования составили тексты Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский Репортер», который славится среди современных российских печатных изданий именно репортажами. Хронологические рамки исследования с 7 ноября 2012 года по 4 апреля 2015 года. За этот период времени на сайте журнала в разделе «Репортаж» было опубликовано 12 материалов Дмитрия Соколова-Митрича.
При работе с источниками мы использовали следующие методы исследования: анализ и метод обобщения данных. При анализе речевых средств в выбранных нами репортажах мы применяли такие методы, как мониторинг СМИ, лексический и синтаксический анализ.
Теоретическую базу ВКР составили работы в сфере теории журналистики, среди которых главными являются исследования М. Н. Кима («Репортаж: технология жанра», 2005), А. В. Колесниченко («Практическая журналистика», 2010) А. А. Литвиненко («Репортаж: искусство повествования», 2013), Д. В. Соколова-Митрича («Реальный репортёр», 2013), М. Н. Лукиной («Интернет-СМИ: Теория и практика», 2013), М. С. Черепахова («Жанры советской газеты», 1972), В. И. Конькова (Речевая структура газетных жанров, 2004), А. Н. Васильевой (Газетно-публицистический стиль речи, 1982), А. А. Тертычного («Жанры периодической печати», 2000), С. Г. Корконосенко (Основы творческой деятельности журналиста, 2000). Также мы опирались на научные труды Г. Я. Солганик («Стиль репортажа», 1970) и Д. Э. Розенталя («Стилистика газетных жанров», 1981) в сфере стилистики языка.
Структура работы включает введение, основную часть, которая разделена на две главы, заключение, список литературы, и приложение. В первой главе, которая включает в себя 3 раздела, мы решили следующие теоретические задачи: проследили за историей становления жанра, сформулировали определение понятия «современный репортаж», определили его ключевые особенности, осуществили его классификацию, описали его современное состояние и трансформацию. Во второй, практической главе, которая также состоит из 3 разделов, автор описывает творческую лабораторию журналиста Дмитрия Соколова-Митрича, выделяет особенности журнала «Русский репортёр», и выявляет основные особенности репортажа в общественно-политическом издании.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её основных выводов в учебных курсах и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации. Тексты репортажей Дмитрия Соколова-Митрича являются прекрасным примером журналистского мастерства как для студентов, обучающихся по направлению журналистика, так и для практикующих журналистов. Поэтому результаты их анализа могут быть использованы в качестве иллюстративных материалов в учебных дисциплинах и в качестве наглядного образца современного репортажа высокого профессионального уровня для работников СМИ.
Проблема жанровой дифференциации уже давно существует в журналистике: попытка определить жанровую природу материалов всё чаще приводит к неоднозначным выводам. С одной стороны, происходит размывание жанровых границ, многие жанры, в том числе и репортаж, вобрали в себя не характерные для них черты. С другой стороны, именно жанровая трансформация помогла одним жанрам раскрыться заново, а другие попросту исчезли со страниц газет и журналов.
В результате исследования мы выяснили, что современный репортаж является одним из самых востребованных информационных жанров журналистки, так как соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с её анализом, то есть выполняет информационную и аналитическую функции. Репортаж относится к синтетическим жанрам журналистики, поскольку содержит стилевые черты других жанров. В нём с успехом могут сочетаться элементы хроникальной информации, отчёта, интервью и корреспонденции, но при этом жанр не теряет свою информационную природу.
Мы рассмотрели основные особенности жанра репортаж в общественно-политическом издании на примере репортажей Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский Репортёр» и пришли к определённым выводам.
В репортажах делается акцент на творческую составляющую текста, Дмитрий Сколов-Митрич использует обширный речевой инструментарий, что позволяет его текстам конкурировать с другими мультимедийными платформами. Языковая специфика репортажей Дмитрия Соколова-Митрича заключается в общей тенденции к использованию разговорного стиля речи и в употреблении экспрессивно окрашенной лексики, которая органично вписывается в ткань репортажей.
Все эти особенности репортажа связаны с изменениями, которые происходят в журналистике и системе жанров под влиянием новых технологий. Стремительное развитие мобильных коммуникаций и Интернета сильно обострило конкурентную борьбу различных медиа за время потребителя. Печатные СМИ всё чаще стали использовать разные медийные платформы (вербальный текст, фото, инфографика и т. д.), которые помогают создать более интересный контент по сравнению с тем, который уже известен из более оперативных источников. Устранению различий между разными видами СМИ способствовало возникновение конвергенции в журналистике, или «новых медиа», к которым относятся интернет-издания. Редакции печатных СМИ в настоящее время превращают свои сайты в самостоятельные интернет-проекты, которые также помогают поддерживать читательский интерес к печатным версиям изданий.
Кроме того, мы выяснили, что Дмитрий Соколов-Митрич в своём проекте Лаборатория «Однажды» реализует новую бизнес-модель: он пишет тексты по заказу инвесторов в соответствии со своим видением. Этот проект можно рассматривать как способ применения профессиональных навыков журналиста - прежде всего, умение видеть детали, рассказывать истории, привлекать читателя. В перспективе журналист предполагает, что постепенно в медиа сфере в целом производство контента и его распространение станут двумя разными индустриями, что в итоге приведёт к сокращению традиционных редакций. По сравнению с сокращающимся рынком печатной прессы новая сфера, которая граничит с пиаром или корпоративной журналистикой, представляется более перспективной. Лаборатория «Однажды» - это первый серьёзный шаг в этом направлении.
В последнее время будущее ежедневной прессы стало менее определённым, ведь наряду с падением тиражей и потерями рекламодателей, подтвердилось наличие серьёзного кризиса рынка бумажных изданий. В новых экономических условиях валютно-финансовый кризис привёл к резкому непредвиденному росту затрат на производство и распространение медийных продуктов. В дальнейшем многим из печатных СМИ придётся либо закрываться, либо уходить в Интернет. Финансово менее обременительный путь к читателю, переход в Интернет, может стать выходом для оптимизии расходов для многих журналов в сложный период. Будущее журналов теперь связано в основном с мультимедийными платформами.
1. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.
2. Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 1955.
3. Гуревич С. М. Жанры советской газеты. М., 1959.
4. Есин Б. И. Репортажи В. А. Гиляровского. М., 1985.
5. Жанры в журналистском творчестве/ Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2004.
6. Жанры советской газеты. М., 1972.
7. Интернет-СМИ: теория и практика/ Под ред. М. М. Лукиной. М., 2013.
8. Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб., 1999.
9. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
10. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2013.
11. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004.
12. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
13. Куникеева А. А. Прагматический и семантический аспекты использования лексической экспрессии в публицистике// Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика/ Сост. В. В. Тулупов. Воронеж, 1994.
14. Литвиненко А. А. Репортаж: искусство повествования. СПб., 2013.
15. Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2013.
...