РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ
|
Введение 3
Глава 1. Наркотизация общества: медийная составляющая и правовое регулирование 8
1.1. Научные исследования и официальная статистика 9
1.2. Законодательно-правовые и юридические аспекты освещения тем, связанных с ПАВ 35
Глава 2. Опыт освещения тем, связанных с ПАВ в современном телевизионном пространстве 53
2.1. Мировая практика освещения проблемы наркомании 54
2.2. Российская методика освещения проблематики распространения наркотических средств 60
2.3. Зарубежный опыт освещения проблемы наркомании и Российское телевидение 71
Заключение 78
Список литературы 80
Приложение 90
Глава 1. Наркотизация общества: медийная составляющая и правовое регулирование 8
1.1. Научные исследования и официальная статистика 9
1.2. Законодательно-правовые и юридические аспекты освещения тем, связанных с ПАВ 35
Глава 2. Опыт освещения тем, связанных с ПАВ в современном телевизионном пространстве 53
2.1. Мировая практика освещения проблемы наркомании 54
2.2. Российская методика освещения проблематики распространения наркотических средств 60
2.3. Зарубежный опыт освещения проблемы наркомании и Российское телевидение 71
Заключение 78
Список литературы 80
Приложение 90
Настоящая работа посвящена изучению журналистских приёмов подачи материалов на федеральных телеканалах РФ, связанных с проблемой потребления психотропных веществ1, также именуемых психоактивными веществами (далее ПАВ), и тем, как подобная подача влияет на текущую ситуацию наркопотребления в стране.
Актуальность темы предпринятого исследования определяется тем, что отечественное телевидение никак не может найти такой формат и способ подачи материалов по данной проблеме, который поспособствовал бы уменьшению уровня наркотизации в России. После развала СССР с Запада, вместе с предметами быта, продуктами питания и новой модой, в Россию пришли новые тенденции в развлечениях, и наркотики заняли непосредственно одну из ключевых позиций. С течением времени, администрация государства осознала весь масштаб проблемы и начала масштабную антинаркотическую политику, прежде всего, на правовом уровне.
В январе 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Также в декабре 2003 года были внесены соответствующие статьи в Уголовный Кодекс Российской федерации.
Однако распространение всевозможной информации о ПАВ в СМИ, в особенности, на федеральных телеканалах, было практически не регламентировано, поэтому редакции телеканалов освещали проблему всеми возможными способами, которые могли не только насторожить старшее поколение, но заинтриговать подростков и молодых людей. Вместе со СМИ важную роль сыграла и романтизация криминальной субкультуры, которая напрямую была связана с наркотиками. На этой почве СМИ пыталось привлечь внимание путём освещения деталей наркокультуры и желанием создать как можно более сенсационные материалы. Это и сыграло роль детонатора новой волны потребления ПАВ. Именно эти стороны работы самых влиятельных телеканалов страны мы и попытаемся проанализировать, в чём, собственно, и заключается научная новизна исследования.
Целью исследования является анализ особенностей работы федеральных каналов при освещении тем, связанных с применением психотропных веществ. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
• проанализировать имеющиеся исследования по данной теме;
• описать текущее законодательство, которые контролирует сферу освещения ПАВ на федеральных каналах;
• выделить методы подачи журналистских материалов федеральных каналов, положительно влияющие на ситуацию потребления ПАВ в нашей стране;
• выявить приёмы подачи материалов на федеральных каналах, которые явно или латентно влияют на расширение наркопотребления в стране;
• проанализировать практики других стран в отношении освещения данной проблемы на телевидении и попытаться выделить те методы, которые могут быть адаптированы под специфику Российской Федерации
Объектом исследования являются материалы, вышедшие в эфире федеральных телеканалов в период с рубежа двух столетий по нынешнее время, которые прямо или косвенно затрагивают проблематику потребления ПАВ в нашей стране.
Предметом исследования стали особенности журналистских приёмов при создании материалов по данной теме.
Теоретическая база исследования. Изучением природы наркотизма как социального явления занимаются такие исследователи, как Е. В. Шмелева2 и М. А. Бережная3. О закономерностях развития наркотизации в истории человечества и, в частности, в России пишет Г. В Зазулин4. Также важным аспектом освещения данной темы является некорректное употребление в материалах журналистов ТВ жаргонизмов данной сферы, о чём изложено в работе Т Ю. Редькиной5. Про Динамику развития наркопотребления в России детально пишут М. В. Борисенко, А. М. Кальяк6. Немаловажным будет понять социально-психологические причины потребления наркотиков среди молодёжи, в чём разобраться нам помогли В. Л. Харсеева7 и П. Мейлахс8.
В ходе работы с материалом применялись такие методы исследования, как когнитивный и описательный метод, анализ, синтез, обобщение и классификация. В ходе анализа материала был использован сравнительный метод, который дает возможность показать влияние каждого элемента освещения данной тематики и изучить внутренние механизмы подобной работы.
Эмпирическая база исследования: сюжеты новостных выпусков российских федеральных каналов, посвященные проблеме потребления ПАВ в России, а также аналитические программы на данную тему. Также будут использоваться собственные видеоматериалы автора данной ВКР. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца второй половины 90-х годов прошлого столетия по наше время.
Структура исследования определяется поставленными целью и задачами. Таким образом, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении указывается объект и предмет исследования, обосновывается актуальность исследования, определяется цель, задачи, методы исследования. В первой главе выявляются особенности развития наркопотребления в РФ, правовой аспект регулирования этой проблемы. Во второй главе рассматривается отечественный и мировой опыт освещения интересующей нас темы, и как данное освещение отражается на ситуации наркопотребления в обществе. В заключении описываются результаты проделанной работы: обобщаются негативные черты освещения проблемы наркотизации страны на федеральных каналах и предлагаются возможные приёмы более корректной работы журналистов в освещении темы ПАВ, взятые из положительных практик других стран и адаптированные под наши культурные особенности. Стоит добавить, что данная работа опирается, в том числе, на проведённое лично автором исследование в жанре специального репортажа, из которого будут взяты некоторые свидетельства экспертов в данной сфере, в числе которых психиатр-нарколог городской наркологической больницы Василеостровского района Д. Петров9, а также А. Апанасенко - председатель правления мурманской региональной общественной организации «Содействие»10, которая занимается реабилитацией нарко- и алкозависимых. Данное видео-исследование способствовало объективизации рассмотрения нашей темы и помогло выявить практическую проблематику профилактики наркомании и борьбы с распространением употребления ПАВ на территории РФ.
Мы понимаем деликатность анализа ситуации по данной теме, в связи с соответствующим законодательством нашей страны, однако существующая угроза возрастающей наркотизации показывает, что требуется альтернативная и максимально объективная работа по анализу и выявлению причинно-следственных связей положительной динамики количества употребляющих ПАВ и методики подачи соответствующего материала на федеральном телевидении РФ.
Актуальность темы предпринятого исследования определяется тем, что отечественное телевидение никак не может найти такой формат и способ подачи материалов по данной проблеме, который поспособствовал бы уменьшению уровня наркотизации в России. После развала СССР с Запада, вместе с предметами быта, продуктами питания и новой модой, в Россию пришли новые тенденции в развлечениях, и наркотики заняли непосредственно одну из ключевых позиций. С течением времени, администрация государства осознала весь масштаб проблемы и начала масштабную антинаркотическую политику, прежде всего, на правовом уровне.
В январе 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Также в декабре 2003 года были внесены соответствующие статьи в Уголовный Кодекс Российской федерации.
Однако распространение всевозможной информации о ПАВ в СМИ, в особенности, на федеральных телеканалах, было практически не регламентировано, поэтому редакции телеканалов освещали проблему всеми возможными способами, которые могли не только насторожить старшее поколение, но заинтриговать подростков и молодых людей. Вместе со СМИ важную роль сыграла и романтизация криминальной субкультуры, которая напрямую была связана с наркотиками. На этой почве СМИ пыталось привлечь внимание путём освещения деталей наркокультуры и желанием создать как можно более сенсационные материалы. Это и сыграло роль детонатора новой волны потребления ПАВ. Именно эти стороны работы самых влиятельных телеканалов страны мы и попытаемся проанализировать, в чём, собственно, и заключается научная новизна исследования.
Целью исследования является анализ особенностей работы федеральных каналов при освещении тем, связанных с применением психотропных веществ. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
• проанализировать имеющиеся исследования по данной теме;
• описать текущее законодательство, которые контролирует сферу освещения ПАВ на федеральных каналах;
• выделить методы подачи журналистских материалов федеральных каналов, положительно влияющие на ситуацию потребления ПАВ в нашей стране;
• выявить приёмы подачи материалов на федеральных каналах, которые явно или латентно влияют на расширение наркопотребления в стране;
• проанализировать практики других стран в отношении освещения данной проблемы на телевидении и попытаться выделить те методы, которые могут быть адаптированы под специфику Российской Федерации
Объектом исследования являются материалы, вышедшие в эфире федеральных телеканалов в период с рубежа двух столетий по нынешнее время, которые прямо или косвенно затрагивают проблематику потребления ПАВ в нашей стране.
Предметом исследования стали особенности журналистских приёмов при создании материалов по данной теме.
Теоретическая база исследования. Изучением природы наркотизма как социального явления занимаются такие исследователи, как Е. В. Шмелева2 и М. А. Бережная3. О закономерностях развития наркотизации в истории человечества и, в частности, в России пишет Г. В Зазулин4. Также важным аспектом освещения данной темы является некорректное употребление в материалах журналистов ТВ жаргонизмов данной сферы, о чём изложено в работе Т Ю. Редькиной5. Про Динамику развития наркопотребления в России детально пишут М. В. Борисенко, А. М. Кальяк6. Немаловажным будет понять социально-психологические причины потребления наркотиков среди молодёжи, в чём разобраться нам помогли В. Л. Харсеева7 и П. Мейлахс8.
В ходе работы с материалом применялись такие методы исследования, как когнитивный и описательный метод, анализ, синтез, обобщение и классификация. В ходе анализа материала был использован сравнительный метод, который дает возможность показать влияние каждого элемента освещения данной тематики и изучить внутренние механизмы подобной работы.
Эмпирическая база исследования: сюжеты новостных выпусков российских федеральных каналов, посвященные проблеме потребления ПАВ в России, а также аналитические программы на данную тему. Также будут использоваться собственные видеоматериалы автора данной ВКР. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца второй половины 90-х годов прошлого столетия по наше время.
Структура исследования определяется поставленными целью и задачами. Таким образом, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении указывается объект и предмет исследования, обосновывается актуальность исследования, определяется цель, задачи, методы исследования. В первой главе выявляются особенности развития наркопотребления в РФ, правовой аспект регулирования этой проблемы. Во второй главе рассматривается отечественный и мировой опыт освещения интересующей нас темы, и как данное освещение отражается на ситуации наркопотребления в обществе. В заключении описываются результаты проделанной работы: обобщаются негативные черты освещения проблемы наркотизации страны на федеральных каналах и предлагаются возможные приёмы более корректной работы журналистов в освещении темы ПАВ, взятые из положительных практик других стран и адаптированные под наши культурные особенности. Стоит добавить, что данная работа опирается, в том числе, на проведённое лично автором исследование в жанре специального репортажа, из которого будут взяты некоторые свидетельства экспертов в данной сфере, в числе которых психиатр-нарколог городской наркологической больницы Василеостровского района Д. Петров9, а также А. Апанасенко - председатель правления мурманской региональной общественной организации «Содействие»10, которая занимается реабилитацией нарко- и алкозависимых. Данное видео-исследование способствовало объективизации рассмотрения нашей темы и помогло выявить практическую проблематику профилактики наркомании и борьбы с распространением употребления ПАВ на территории РФ.
Мы понимаем деликатность анализа ситуации по данной теме, в связи с соответствующим законодательством нашей страны, однако существующая угроза возрастающей наркотизации показывает, что требуется альтернативная и максимально объективная работа по анализу и выявлению причинно-следственных связей положительной динамики количества употребляющих ПАВ и методики подачи соответствующего материала на федеральном телевидении РФ.
Освещение тем, связанных с ПАВ, на федеральных каналах РФ остаётся под властью строгого антинаркотического законодательства. Немаловажен фактор ангажированности центральных телеканалов действующей власти. По этой причине, редакционная политика данных каналов в отношении освещения тематики наркопотребления не даёт журналистам возможности опробовать иные способы подачи этой проблематики. Такой замкнутый круг не позволяет работникам телеканалов показать проблему с других сторон, продемонстрировать глубинные причины употребления, отнестись к людям, попавшим в трудную ситуацию, с пониманием и сожалением. В первую очередь нашему обществу необходимо понять, что наркомания такой же опасный порок, как и алкоголизм, поэтому главным способом борьбы с зависимостью должно быть лечение, естественно, с учётом специфик каждой разновидности ПАВ.
Нужно учитывать, что стигматизация наркопотребляющих усугубляет их положение в обществе, мотивируя их на последующие нарушения закона. Общество должно осознать, что, если загнать под стражу даже всех ныне употребляющих наркотики, проблема не решится, ибо виновники находятся намного выше не просто употребляющих, но и дилеров-исполнителей, которые, в большинстве своём, просто попали в тяжёлую финансовую ситуацию и решили таким образом быстро заработать. По-настоящему необходимо искоренить коррупцию в том сегменте власти, который отвечает за регулирование оборота наркотиков в стране и через который проходит основной массив ПАВ из стран-поставщиков. По данной проблеме можно с уверенностью сказать, что предложение, причём предложение с грамотной маркетинговой структурой и прекрасно отлаженной рекламной системой, первичнее спроса. Конечно, нельзя отрицать, что и спрос высок, однако всевозможные заместительные терапии мировой практики борьбы с наркоманией показали, что любое ПАВ можно заменить не только на другое ПАВ, но и на правильно поданный здоровый образ жизни.
Общество не желает признаться себе, что ПАВ, не важно, какие, - это неотъемлемая часть досуга, которая сопровождает человечество на протяжении всей его истории. От употребления никуда не уйти, но необходимо научиться контролировать эту сферу, чтобы она не приносила такого вреда, который приносит сейчас.
В работе мы рассмотрели примеры телевизионных материалов антинаркотической политики России и разных стран.
Мы проанализировали влияние соответствующих сюжетов на общество. Мы установили, что в РФ существует жёсткая связь между властью и освещением данной тематики на телевидении, и что эта связь не даёт возможности усовершенствовать методику подачи соответствующих материалов.
Журналисты в своих сюжетах не могут углубляться в тему, потому как законодательно СМИ имеют право на исключительное негативное освещение темы ПАВ, построенное, в большинстве своём на демонстрации рейдов правоохранительных органов и показе крайних форм последствий употребления.
Также мы выяснили, что подобная политика не может быть эффективной и ведёт на практике только к эскалации проблемы. Данный ряд причин и приводит к типичным журналистским ошибкам в освещении данной темы, ошибкам, которые лишь увеличивают статистику наркопотребления в стране.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования - выявление причин неэффективности работы федеральных каналов в направлении антинаркотической профилактической деятельности - достигнута.
Нужно учитывать, что стигматизация наркопотребляющих усугубляет их положение в обществе, мотивируя их на последующие нарушения закона. Общество должно осознать, что, если загнать под стражу даже всех ныне употребляющих наркотики, проблема не решится, ибо виновники находятся намного выше не просто употребляющих, но и дилеров-исполнителей, которые, в большинстве своём, просто попали в тяжёлую финансовую ситуацию и решили таким образом быстро заработать. По-настоящему необходимо искоренить коррупцию в том сегменте власти, который отвечает за регулирование оборота наркотиков в стране и через который проходит основной массив ПАВ из стран-поставщиков. По данной проблеме можно с уверенностью сказать, что предложение, причём предложение с грамотной маркетинговой структурой и прекрасно отлаженной рекламной системой, первичнее спроса. Конечно, нельзя отрицать, что и спрос высок, однако всевозможные заместительные терапии мировой практики борьбы с наркоманией показали, что любое ПАВ можно заменить не только на другое ПАВ, но и на правильно поданный здоровый образ жизни.
Общество не желает признаться себе, что ПАВ, не важно, какие, - это неотъемлемая часть досуга, которая сопровождает человечество на протяжении всей его истории. От употребления никуда не уйти, но необходимо научиться контролировать эту сферу, чтобы она не приносила такого вреда, который приносит сейчас.
В работе мы рассмотрели примеры телевизионных материалов антинаркотической политики России и разных стран.
Мы проанализировали влияние соответствующих сюжетов на общество. Мы установили, что в РФ существует жёсткая связь между властью и освещением данной тематики на телевидении, и что эта связь не даёт возможности усовершенствовать методику подачи соответствующих материалов.
Журналисты в своих сюжетах не могут углубляться в тему, потому как законодательно СМИ имеют право на исключительное негативное освещение темы ПАВ, построенное, в большинстве своём на демонстрации рейдов правоохранительных органов и показе крайних форм последствий употребления.
Также мы выяснили, что подобная политика не может быть эффективной и ведёт на практике только к эскалации проблемы. Данный ряд причин и приводит к типичным журналистским ошибкам в освещении данной темы, ошибкам, которые лишь увеличивают статистику наркопотребления в стране.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования - выявление причин неэффективности работы федеральных каналов в направлении антинаркотической профилактической деятельности - достигнута.





