АННОТАЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Литературный обзор 7
1.1. Социальная тревожность 7
1.1.1. Тревожность. Определение. Общая характеристика 7
1.1.2. Социальная тревожность, социофобия, застенчивость 10
1.1.3. Обзор исследований в области социальной тревожности 14
1.2. Основные концепции агрессии и агрессивности в психологии 17
1.2.2. Агрессивность 23
1.2.3. Классификации агрессии 25
1.2.4. Исследования по изучению агрессии 31
1.3. Обзор исследований в области взаимосвязи тревожности и агрессии 35
ГЛАВА2. Методы и организация исследования 39
2.1. Организация исследования 39
2.1.1 Цели и задачи исследования 39
2.1.2. Описание выборки исследования 39
2.1.3. Предметы и объект исследования 40
1.2. Гипотезы исследования 40
2.2. Методы исследования 40
2.2.1. Шкала Либовица для оценки симптомов социофобии 41
2.2.2.Шкала страха негативной оценки (BFNE-s) 41
2.2.3.Тест агрессивности (опросник Л.Г.Почебут) 43
2.2.4.Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки 44
2.2.5.Проективная методика исследования личности «Hand-test» 46
2.3 Методы статистического анализа 48
2.4 Процедура исследования 49
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 50
3.1.Результаты сравнения средних по методике “опросник социальной тревожности” 50
3.2. Результаты сравнения средних по методике “шкала страха негативной оценки” (BFNE-S) 51
3.3. Результаты сравнения средних по методике “Тест агрессивности” (опросник Л.Г.Почебут) 52
3.4. Результаты сравнения средних по методике “Опросник уровня агрессивности” (опросник Басса-Дарки) 55
3.5. Результаты сравнения средних по методике “Hand-test” (тест руки Э.Вагнера). 58
3.6. Итоговые результаты сравнения средних. 61
3.7. Результаты внутригрупповых корреляционных анализов. 63
3.7.1. Результаты корреляционного анализа в группе людей, несклонных к социальной тревожности 63
3.7.2. Результаты корреляционного анализа в группе людей, склонных к социальной тревожности. 66
3.8.Обсуждение результатов. 68
ВЫВОДЫ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
В современном обществе проблема социальной тревожности чрезвычайно актуальна. С ней сталкиваются большое количество людей, которые испытывают серьезные трудности, которые способны оказать существенное негативное влияние на качество жизни человека и способствовать как психологической, так и социальной дезадаптации.
По вышеназванному вопросу отсутствует единое мнение, каждая парадигма психологии предлагает свои определения и классификации социальной тревожности. В некоторых из них социальная тревожность, социофобия и застенчивость являются синонимами, а в некоторых рассматриваются как отдельные, разные феномены.
Актуальность данной работы заключается в том, что индивидуальные особенности проявления агрессии социально-тревожных лиц не изучены, в данный момент отсутствует единое мнение о сходствах и различиях в проявлении агрессии у людей склонных и не склонных к социальной тревожности.
Исходя из того, что более 38.9% проходящих опросник BFNE-S (Шкала страха негативной оценки) (выявлено при аппробации опросника) показывают результат, указывающий на высокую степень социальной тревожности, можно делать вывод, что выявление особенностей проявления агрессии социально-тревожных лиц поможет улучшению понимания поведения данной группы людей.
С точки зрения организационной психологии это может обеспечить работодателей новыми методиками для отбора персонала, а также методиками улучшения рабочих показателей внутри коллектива.
С точки зрения клинической психологии и психодиагностики исследование может проверить эффективность психодиагностических методик, а также проанализировать психологические механизмы социальной тревожности и особенности взаимосвязи с проявлениями агрессии.
Объект исследования: социально-тревожные (имеющие страх негативной оценки) взрослые люди.
Предмет исследования: социальная тревожность, проявления агрессии, агрессия социально-тревожных людей
Цель исследования: изучить особенности проявлений агрессии людей, склонных к социальной тревожности и не склонных к социальной тревожности.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ основных понятий и современных исследований в отечественной и зарубежной психологии
2. сформировать выборку по результатам методики.
3. провести сравнительный анализ по проявлениям агрессивности между группами людей с высоким и низким уровнем социальной тревожности
4. провести анализ взаимосвязей в группах людей с высоким и низким уровнем социальной тревожности
Методы исследования:
1. Опросник социальной тревожности Либовица
2. Опросник «Шкала страха негативной оценки» (BFNE-S)
3. Опросник агрессивности Л.Г.Почебут
4. Опросник агрессивности Басса-Дарки
5. Проективная методика «Hand-test» Э.Вагнера (тест руки)
При проведении исследования были выявлены множественные различия особенностей проявления агрессии среди склонных и не склонных к социальной тревожности людей.
Стоит отметить, что все высказанные на этапе планирования исследования гипотезы были подтверждены эмпирически.
Также, помимо заданных изначально гипотез, в данном исследовании проявились как межгрупповые различия в проявлениях агрессиях, так и межгрупповые различия во взаимосвязях проявлений агрессии между собой.
Данные феномены требуют дополнительного изучения и могут быть продолжены в дальнейших исследованиях.
1. Аболонин А. Ф. и др. Агрессия как фактор возникновения делинквентного поведения (гендерный аспект). 2015.
2. Альмуханова А. Б. Большая психологическая энциклопедия. 2007.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г //Электронная энциклопедия.[электронный ресурс]—Режим доступа.—URL: http://vocabulary. ru/dictionary/887/symbol/207/page/8. 2000.
4. Бочаров А.В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспособленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы. 2009.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. ОЛМА Медиа Групп, 2002.
6. Булатова Т. А., Черных Е. И. Социальная тревожность в контексте психологических защит //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №. 2.
7. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2016. Т. 26. №. 2.
8. Гингер С., Гингер А. предисловие к французскому изданию.
9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога/Сост. СЮ Головин. Минск: Харвест. 1998
10. Губин М. Глоссарий психологических терминов. 1999.
11. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии //Улан-Удэ: ВСГТУ. 2005.
12. Дашкевич И. С., Коваль Е. А. Агрессия и формы ее проявления у детей младшего школьного возраста //Т 33 Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. 2015. С. 9.. 3.
13. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г //Национальная психологическая энциклопедия.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocabulary. ru/dictionary/978/word/kliniko-psihopatologicheskii-metod-isledovanija. 2012.
14. Зверева М. В., Ениколопов С. Н., Олейчик И. В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста //Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. №. 2. С. 70.
15. Зимбардо Ф. Застенчивость: Что это такое и как с этим бороться/Пер. с англ //СПб.: Питер: Питер-пресс. 1995.
16. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения //СПб.: Питер. 2014. Т. 368.
17. Капитанец Е. Г., Девятова К. М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. С. 61 65. URL: http://e-koncept.ru/2016/56090.htm.
18. Кашапов М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций //Ярославль: Ремдер. 2003.
19. Комер Р. Общая психология: глоссарий - 2010 - Т.10
20. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы //Режим доступу: http://vocabulary. ru/dictionary/979. 1992.
21. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация //Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2011. Т. 2011. №. 1.
22. Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов //Дисс.... канд. психол. наук. 2013. Т. 19. С. 13.
23. Крук И. В., Блейхер В. М. Толковый словарь психиатрических терминов //Воронеж:«Модэк. 1995.
24. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство. - СПб,: ГМНППП «ИМАТОН», 2001. - 64 с.
25. Лысова А. В. Вербальная агрессия в семье: факторы риска и модели объяснения //Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2007. №. 25. С. 118-141.
26. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: Монография. Scientificmagazine" Kontsep, 2013.
27. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь //М.: Прайм-Еврознак. 2003. Т. 672.
28. Мякотин И. С. Социальная фобия как нарушение психологических границ и искажение идентичности //Теория и практика общественного развития. 2015. №. 18.
29. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. 2004.
30. Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте //Консультативная психология и психотерапия. 2011. №. 1. С. 29-43.
31. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003, с. 383 385.
32. Потапова В. В. и др. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности у студентов творческой специальности. 2014.
33. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. М., 1996.
34. Немов Р.С. Психология:Психология образования.Кн.2.М.:Владос, 1994.
35. Ребер А. Оксфордский толковый словарь по психологии //Под ред. А. Ребера. 2002.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://vocabulary. ru/dictionary/487. 2002.
36. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. " Издательство"" Проспект""", 2015.
37. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. М.: Спорт. 1983. С. 55-70.
38. Стефаненко Е. А. и др. Страх казаться объектом насмешки и социофобия у больных шизофренией //XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием" Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы". 2015. С. 332-332.
39. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999.
40. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35-58.
41. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1989.
42. Carleton, Collimore, McCabe, & Antony, 2011; Rodebaugh et al., 2004; Weeks et al., 2005 Measurement Instrument Database for the Social Science.
43. Clark J. V., Arkowitz H. Social anxiety and self-evaluation of interpersonal performance //Psychological reports. 1975. Т. 36. №. 1. С. 211-221.
44. Heimberg R. G., Becker R. E. Cognitive-behavioral group therapy for social phobia: Basic mechanisms and clinical strategies. Guilford Press, 2002.