Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теория естественного права Иммануила Канта

Работа №133382

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии
Глава 2. Общие тенденции в научной и общественной жизни Германии XVII – XVIII вв.
Глава 3. Идея естественного права в интерпретации И. Канта.
Заключение
Список источников и литературы


Актуальность. Естественное право издавна противопоставляется праву положительному, как идеал для последнего, создаваемый в виду недостатков и несовершенств положительных установлений. Подобное противопоставление обуславливается не только вечными противоречиями идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного права, которые подчеркивают и обостряют это противоречие. Дело в том, что как бы ни были совершенны положительные законы при своем установлении, с течением времени они стареют и теряют свой прежний смысл. Общественная жизнь в своем постепенном развитии уходит вперед и требует для себя новых определений и новых законов, а между тем законы старые, по существу своему, являются нормами твердыми, рассчитанными на долговременное применение. Власть, которая стоит на их охране, склонна бывает обыкновенно поддерживать их силой своего авторитета. Так или иначе, но положительные законы не могут успевать за движением истории. Таким образом, постоянно и неизбежно идет процесс борьбы между старыми положительными порядками и новыми прогрессивными стремлениями. Из противостояния этих противоположных друг другу позиций и рождается интерес к естественному праву.
Современная юриспруденция, все чаще, относит понимание права исключительно к положительным нормам, признанным в законе и охраняемым властью.
Идеальные требования не представляют собой права в строгом смысле этого слова, являясь проектами будущего права.
Идея естественного права, как норм, отличных от совокупности законов, установленных государством, принадлежит к числу древнейших в истории правовой и политической мысли. Еще в античной философии можно выделить два основных подхода к пониманию сущности естественного права, которые в самых общих чертах можно выразить следующим образом: естественное право – как некая критическая инстанция над правом положительным, вершащая над ним свой нравственный суд с точки зрения справедливости, или несправедливости существующего законодательства. Подобных воззрения прослеживаются в идеях Платона. С другой стороны, его ученик, Аристотель видел естественное право, в качестве необходимой и неизменной основы действующего законодательства. Эти построения в области естественного права проходят через всю его историю и находят свое классическое выражение в концепциях философов Нового времени.
В Новое время западноевропейское правопонимание дополнилось принципиально важной идеей автономности личности, как таковой. Мыслители Нового времени источник естественного права видели уже не в универсальном законе природы или в божественном разуме, но в самой природе человека.
Одним из ярчайших представителей этой эпохи, несомненно является выдающийся немецкий мыслитель Иммануил Кант, внесший значительный вклад, в развитие и становление естественного права.
Решая основные теоретические затруднения философии Нового Времени, Кант совершил настоящую революцию не только в области гносеологии, но также и в сфере учения о праве. Поиск общеонтологических оснований естественного права Кант заменил решением проблемы поиска методологических оснований дедукции определений права и морали из общего принципа абсолютной свободы личности.
Изучение теоретических концепций, изложенных Кантом в работах, посвящённых пониманию права не теряло своей актуальности на протяжение веков как в отечественной науке, так и за рубежом. Идеи, изложенные философом, оказали огромное влияние на развитие естественного права в будущем.
Степень изученности. Первым переводом Канта на русский язык, известным на сегодня, явились «Основоположения к метафизике нравов» (1785 г.). Этот перевод был осуществлен выпускником Московского университета (МУ) Я. А. Рубаном в 1803 г.
Самую раннюю печатную ссылку на И. Канта в России удалось обнаружить в латинской речи профессора МУ И.В.Л. Мельмана 1790 г. Первое же русскоязычное упоминание, вероятно содержится в «Письмах…» Карамзина 1791 г. И перевод сочинений Канта, и восприятие его философии в России начались с этики кенигсбергского философа. Работы Мельмана, послужили началом распространения кантовских учений в России. В 1805 – 1806 учебном году известный немецкий профессор И.Г. Буле читал в стенах МУ курс: естественное и народное право, где разбирались «Философские системы Канта, Фихте и Шеллинга». Изучение политических идей Канта в Москве продолжил другой иностранный профессор МУ Ф. Хр. Рейнгард.
Несколько позже, чем в МУ проблемы кантовской философии оказались в центре внимания преподавателей Санкт-Петербургского университета (СпбУ), где П.Д. Лодий, начиная с 1803 г. наряду с философией читал в столице лекции по праву. Помимо столичных университетов изучение Канта пользовалось широким научным интересом в Казанском, Дерптском (Юрьевском), Виленском и Харьковском университетах, что имело колоссальное влияние на распространение идей великого философа на территории России.
В более современной отечественной литературе философии права И. Канта посвящен ряд научных публикаций, включающий довольно обширный объем монографий и статей. В числе наиболее значимых исследований необходимо выделить работы Ю.Я. Баскина, В.Ф. Асмуса, П.П. Галанзы, С.Ф. Кечекьяна, И.Ю. Козлихина, П.П. Ляпидевского, Л.С. Мамута, М.К. Мамардашвиди, П.С. Царского, В.С. Нерсесянца, Е.П. Поликарповой, Э.Ю. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, Б.П. Чичерина и др.
В 1964 – 66 гг. вышло в свет шеститомное собрание сочинений Канта, под общей редакцией В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.К. Ойзермана. Данный шаг был вызван целью сделать более доступным изучение идей Канта по его собственным сочинениям, и одновременно стимулировать рост научных исследований, посвященных творчеству мыслителя.
Тем не менее, необходимо признать, что наследие философа не перестает открывать перед исследователями все новые и новые грани, до сих пор не получившие должного осмысления. Несмотря на упомянутые выше труды дореволюционных исследователей, к наименее изученным областям мировоззрения И. Канта относится его учение о праве и государстве. В качестве первопроходца, среди советских исследователей, посвятивших свои труды изучению этой проблемы следует отметить ученого правоведа, специалиста по истории государства и права и истории политических и правовых учений Петра Николаевича Галанзу. В 1957 г. выходит его исследование, посвященное учению Канта о праве и государстве. В дальнейшем изучение философии Канта вызывает научный интерес у все большего числа отечественных исследователей.
Важный клад в изучение философии права И. Канта внес советский и российский правовед, специалист в области истории политических учений и международного права Юрий Яковлевич Баскин, оставивший широкий круг научных публикаций, посвященных данному вопросу, включающий в себя отдельную монографию , и множество статей, посвященных политическим и правовым взглядам немецкого философа.
Очевидно, отдельного упоминания заслуживают труды, посвященные изучению идей И. Канта о праве и государстве, вышедшие из под пера отечественных правоведов, изучавших теорию естественного права на рубеже XIX – XX вв. Среди них особняком стоят исследования выдающегося русского правоведа Павла Николаевича Новгородцева, посвященные учению Канта о праве и государстве. Мнение столь видного и почтенного представителя философии права и общественной мысли, как П.И. Новгородцев, имеет свой вес и значение, и безусловно заслуживает серьезного внимания.
Значение вышеуказанных трудов, для современных исследователей, занимающихся изучением идей о праве в сочинениях Канта, невозможно переоценить, так как для литературы ХХ в. посвященной учению И. Канта чаще всего была характерна тенденция философской историографии. Внимание большей части авторов было посвящено теории категорического императива и прикладной практической философии И. Канта. Вопросы права, в учении философа оставались за рамками интересов научных исследований, чаще всего ограничиваясь лишь элементарным описанием некоторых положений «Метафизических начал учения о праве, иногда касаясь общей характеристики положений о частном праве в контексте этико-правовой теории Канта.
Отдельные конструкции системы частного права Канта нашли свое отражение в трудах отечественных цивилистов XVIII – XX вв.
Целью данной работы является изучение концепции естественного права, изложенной Иммануилом Кантом; рассмотрение эволюции правовых концепций развивавшихся в Германии, оказавших влияние на творчество Канта; оценить влияние учения о праве И. Канта на развитие философии права.
Объектом настоящего исследования является наследие выдающегося немецкого философа Иммануила Канта, изложенное в его научных работах.
Предмет исследования: Теоретически оформленная идея естественного права.
Методологическая основа исследования. В данной выпускной квалификационной работе используется традиционный для истории политических и правовых учений исторический метод познания. Также был использован конкретно-исторический подход, что позволяет ознакомившись с эпохой, в которой писал свои труды философ, лучше понять границы, оформлявшие рамки возможностей (если, конечно, вообще можно говорить о каких-либо рамках способных сдерживать гений Канта) и своеобразие творчества мыслителя. Портретный и сравнительный методы были использованы для выделения персоналий ученых, творивших в затронутых исследованием хронологических рамках, и сопоставления их идей со взглядами Иммануила Канта.
Структура работы. Исследование состоит из «Введения», трех глав, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С того времени, как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теории о том, что такое добро и что такое зло. Это так же верно относительно настоящего времени, как относительно прошлого.
Философия права – в ее соотношении с другими видами и способами изучения права – является высшей духовной формой познания права, постижения его сущности и форм проявления, анализа его смысла, ценности и значения в жизни людей. Философия права начинается с возникновения идей об объективных природе и смысле права, которые послужили началом всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права и других социальных явлений.
Вопросы естественного права волновали умы людей с древнейших времен. Идея естественного права как отличного от совокупности законов, установленных государством, относится к числу старейших в истории политической и правовой мысли. Ее главное содержание сводится к исключительной ценности личности человека. Ни одно государство, ни один правитель, ни какая-либо другая политическая конструкция не должны посягать на прирожденные права человека, их, наоборот, необходимо охранять и беречь. Такие права не нуждаются в каком-либо обосновании, так как они имеют в качестве своего основания естество человека.
Возникнув в античности, как право природы, в Новое время, с провозглашением свободы личности, естественное право обосновывается не через божественное откровение, а через природу вещей человека. При этом под природой человека понимается человеческий разум.
По мнению автора, важнейшим достоинством философского подхода Иммануила Канта к вопросам теории государства и права следует отметить то, что немецкий философ ставил и изучал эти вопросы во всемирно-историческом масштабе, в плане межгосударственного диалога, в перспективе стремящегося к дальнейшей установке и закреплению в мире позиций естественного права



Баскин Ю.Я. Иммануил Кант и немецкая наука международного права второй половины XVIII века// Кантовский сборник. Калининград, 1988,Вып. 13. – С. 164-171.
Баскин Ю.Я. Проблемы сущности права в философской и юридической мысли Германии XVII-XVIII веков и Иммануил Кант// Кантовский сборник. Калининград, 1985, Вып. 10. – С. 143-154.
Баскин Ю.Я. Кант и Фихте о сущности и назначении права// Кантовский сборник. Калининград, 1986, Вып. 11. – С. 155-163.
Баскин Ю.Я. Кант и формирование идеи правового государства в первой половине XIX века в Германии// Кантовский сборник. Калининград, 1993, Вып. 17. – С. 171-177.
Баскин Ю.Я. Кант. М., 1984. 80 с.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1 СПб., 1908. С. 408.
Галанза П.Н. Учение Канта о государстве и праве. М., 1960. 40 с.
Гулыга А.В. Кант. М., 1981. С.59.
Деборин А.М. Очерки социально-политической мысли в Германии конца XVII – начала XVIII в. Т. II. М., 1967 С. 84.
Деев Н.Н. Разграничение права и морали в естественном учении ХристианаТомазия// Проблемы государства и права на современном этапе/ Вып. 8. М., 1974 С 55.
Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец XVII – первая четверть XVIII в.). М., 1989. С. 52.
Ильюшин В.А. Учение В.М. Гессена о естественном права//Правоведение – 2003. №1 – С. 252-259.
Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966.
Кант И. Собр. Соч.: в 6 т. – т. 4 – 4.2 – с. 139
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане// Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т.8. С. 16.
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике//Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 42.
Кант. И. Критика чистого разума. М., 2016.
Кант И. Основоположения метафизики нравов. М., 1994.
Кант И. Критика практического разума. М., 2015.
Кант И. Метафизика нравов: О метафизике нравов. М., 1994.
Кант И. О поговорке «Может быть это и верно в теории, но не годится для практики». М., 1994.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ст. 2.
Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право.//Государство и право – 2000. - №3. – С. 5 – 11.
Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996 г, с. 52
Коркунов Н. История философии права. СПб., 1908. С. 191.
Кечекьян С.О понятии естественного права у Канта и Гегеля. М., 2003.
Круглов А.Н. Философия Канта в России в конце XVIII – первой половине XIX веков. М., 2009. С. 113.
Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. М., 1908, С. 362-364.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 20. С. 56.
Малышева Н.И. Самуил Пуфендорф об идейных основаниях права.// Принципы права. СПб., 2007. С. 365.
Малышева Н.И. Идеи правового и социального государства в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа//Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. СПб., 2003, С. 84 – 89.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1974, С. 305.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М., 1983, с. 202.
Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983, с. 218.
Новгородцев П.И. Учения Нового времени XVI – XVIII вв. М., 1901.
Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии прав. М., 1901.
Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта. М., 1974 г, - с. 157
Поляков А.В. «Возрожденное естественное право в России» Дисс…канд. юр. наук, Л., 1987 г, с. 65
Чернышевский Н.Г. Полн. Собр. Соч. Т. IV. М., 1948.
Честнов И.Л. История политических и правовых учений: краткое изложение и методологические рекомендации по самостоятельному изучению СПб., 1996 г, с. 36.
Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1903, с. 137. Т. 2
Ясперс К. Кант: жизнь труды влияние. М. 2014. С. 23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ