Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка электронной коммерции 11
1.1 Понятие и сущность электронной коммерции 11
1.2 Процесс становления и развития электронной коммерции 14
1.3 Большие данные и CRM в B2B и С2С аналитике 20
Глава 2. Организация электронной коммерции в Норвегии 27
2.1 Электронный бизнес в Скандинавии: современное состояние и основные тенденции 27
2.2 Специфика и роль электронной коммерции в экономике Норвегии 32
2.3 Культурные особенности потребительского поведения 45
2.4 Практика ведения В2В и C2С бизнеса в Норвегии 52
Заключение 59
Используемые источники 62
Данная работа посвящена исследованию, лежащему в области международных отношений, в частности, изучению электронной коммерции как новой модели экономического роста в Норвегии, а также факторам, способствующих ее развитию и возрастающему влиянию в масштабе экономики страны.
Актуальность заключается в необходимом изучении самого феномена электронной коммерции, который стал часть экономик ведущих стран только в последнем десятилетии, поэтому не является до конца изученным, несмотря на то, что развитие информационного рынка в целом наблюдается уже семьдесят лет. Стремительный темп развития высоких технология способствует переводу многих сфер жизни в онлайн пространство, поэтому с каждым годом доля покупок, совершенных в Интернете увеличивается, что не может не сказываться на показателях отдельно взятой страны. Достаточно сильно увеличились объём и интенсивность информационных потоков в социально-экономических системах, появились новые возможности оперативной передачи данных на расстоянии, а также способы хранения и обработки информации. Все больше стран стараются обеспечить своих граждан высокоскоростным соединением и предметами электронной техники. На сегодняшнем этапе число людей, имеющих регулярный доступ к Интернету, составляет более 3,5 млрд. человек (52% мирового населения в 2017 г.) и это число продолжает увеличиваться. В настоящее время в мире 1,5 млрд. интернет-пользователей имеет опыт осуществления покупок онлайн, и Норвегия как одна из стран с самой продвинутой технологической базой и стабильной экономикой составляет значительную часть пользователей от этого общего числа. Распространение технологий непосредственно сказывается и на процессе управления компаниями, методах и стратегии ведения бизнеса, а также информационно-субъектного взаимодействия осуществления коммерческих транзакций в электронной среде. Внутренняя торговля в отдельных странах скандинавского региона, согласно последнему отчету PostNord, укрепилась еще сильнее, на целых 29%. Норвегия является одной из самых малонаселенных стран Западной Европы. Согласно исследованию, проведенному EconomistIntelligenceUnit, это самая открытая и демократичная страна в мире . Насколько свободно норвежцы владеют современными платежными инструментами видно из следующих показателей: 96% населения имеют доступ к интернету, 77% пользуются смартфонами, 100% населения имеют счета в банке и 67% кредитными картами для оплаты покупок. Самым популярным платежным средством среди норвежцев являются кредитные и дебетовые карты — с долей рынка 41%.
Информационно-сервисная экономика по праву начинает завоевывать статус одного из самых перспективных направлений развития неоэкономики, наблюдаются тенденции активной конвергенции электронного и традиционного бизнеса, увеличивается вовлеченность современного потребителя в сферу дистанционной торговли. Постепенно формируется информационно-технологическая глобальная экономическая среда. Данный эффект, носящий мультипликативный характер, увеличивает степень рыночной энтропии как таковой, ведь главная особенность электронной коммерции, выделяющая ее из до этого известных видов экономики, состоит в исключительности отношений продавца и покупателя. Ее характеристиками являются субъективность обоюдного восприятия из-за отсутствия прямого контакта, товарные предложения приобретают низкую степень осязаемости, что вызывает дополнительные риски сторон и необходимость в создании особого, онлайн регулировании данного типа экономических отношений. Таким образом возникает потребность в объективной оценке рыночной ситуации, факторов на нее влияющих в масштабе экономики всей страны. Мир диктует новые тенденции, среди которых переход на электронные носители, включая различные финансовые транзакции, которые стремительно стали частью нашей жизни, поэтому особенно важно понимать, что является триггером данного процесса, какая целевая аудитория повышает популярность онлайн покупки, какой сектор торговли наиболее подвержен этому, и как это можно использовать различным брендам и маркетинговым агентствам для достижения максимально продуктивных результатов и высоких показателей продаж, осуществляемых через Интернет-ресурсы.
Согласно исследованию консалтинго-аналитической фирмы, А. Т. Кеаrney, Норвегия за последний год понялась на 6 позиций вверх рейтинга стран с наиболее развитой индустрией электронной коммерция и теперь занимает 20 место. Компания Statista выделила основные сегменты рынка, где норвежцы совершают онлайн покупки: сегмент fashion – $417,3 млрд.(66% – одежда, 21% – обувь, 14% – сумки и аксессуары); электроника и медиа – $357,1 млрд. (74% – потребительская электроника, 26% – книги, фильмы, музыка и игры); продукты питания и личная гигиена – $170 млрд. (44% –продукты, 56% – средства для ухода за собой). Обусловлено это может быть тем, что Норвегия сама мало, что производит и выбор продуктов и одежды отечественного производств очень ограничен, что толкает потребителей все больше продукции заказывать онлайн.
При изучении настолько возросших показателей стоит учитывать сложившуюся экономическую ситуацию, преобладающие отрасли и где среди них находится электронный бизнес. Именно эти показатели станут определяющими для потребительского поведения самих норвежцев. Примечательно, что население Норвегии сравнительно молодое, в последующем анализе будет также обраться в внимание демографический признак наравне с такими эконмическими показателями, как уровень безработицы, средний заработок и т.д.
В связи с этим в данном исследовании выдвигается следующая гипотеза: электронная коммерция развивается в Норвегии настолько быстро и интенсивно, что, беря во внимание достигнутые обороты, можно предположить, что она станет одной из основных движущих сил экономики страны.
Для изучения данного вопроса, была сформулирована следующая цель: исследовать и оценить современное состояние и перспективы развития норвежской Интернет-торговли. Выбрать один сегмент (одежда, а именно норвежский бренд DevolvedofNorwayAS) для того, чтобы оценить, как компании подстраиваются под сформировавшиеся тенденции в потребительском поведении, технологическое развитие и стремительные темпы роста, где конкуренция с каждым годом набирает все большие обороты. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить имеющиеся трактовки понятия “электронная коммерция” и определить какое из них наиболее близко к риторике данного исследования;
2. Определить хронологические рамки исторического развития электронного бизнеса и какие события ознаменовали ключевые вехи этого процесса;
3. Изучить современное состояние электронного рынка и его основные тенденции
4. Идентифицировать основные организационные формы электронного бизнеса и определить какие из них являются доминирующими в современных реалиях;
5. Исследовать основные тенденции с современное состояние электронного бизнеса в Норвегии, что отличает его от мирового рынка;
6. Определить основные черты, характерные для норвежской экономики и место электронного бизнеса в ней; диверсификация нефтегазовой экономики способствовала развитию e-коммерции;
7. Изучить подход правительства к электронному бизнесу и имеющуюся законодательную базу для его регулирования
8. Выявить основные культурные особенности, характерные для норвежских потребителей, откуда они чаще всего заказывают онлайн, какие продукты приобретают, какие способы оплаты и получения заказов предпочитают.
9. Изучить норвежские бренды осуществляют свою маркетинговую стратегию в рамках C2C сектора, учитывая потребительское поведение своих потенциальных покупателей; роль блогов в маркетинге и как они влияет на объемы продаж и размер прибыли.
Что касается, научного измерения данной темы, то концептуализация структурной трансформации экономических укладов в контексте формирования интернет-экономики достаточно широко представлена как в зарубежной (Д. Белл, М. Кастельс, К. Келли, Р. Кроуффорд Ф Махлуп М. Маклюэн, М. Портер, Р. Райх, Д. Тапскотг, Эл. Тоффлер, Ф. Уэбстер и др) так и в отечественной науке (Е. Авдокушина, А. Дынкин, Т. Евтодиева, Д. Иванов, B. Иноземцев, О. Мельников, В. Сизова, Д. Чернова и др.)
Теоретические основы электронного бизнеса и электронной коммерции отмечается в работах отечественных ученых В.Н. Бугорского, В.Ю. Гречкова, И.Д. Котлярова, Л.А. Мясниковой, И.А. Стрелец, С.Н. Щербакова.
Объектом исследования являются электронная коммерция в Норвегии, основные формы организации электронного бизнеса, субъекты рынка электронной коммерции, осуществляющие коммерческую деятельность в сети интернет, в частности норвежский бренд одеждыDevolvedofNorway.
Предметом исследования выступают информационно-экономические отношения, возникающие в системе увеличивающихся продаж в электронной коммерции, их становление и развитие в рамках различных организационных форм.
Вопрос изучения феномена электронной коммерции и его влияния на экономику стран в частности Норвегии, которая находится в некоторой обособленности от других европейских стран, представляет собой объемное и кропотливое исследование, требующее особой теоретической базы. Ее основу для данной статьи и ВКР в целом составляют нарративные (повествовательные) источники, являющие с собой, в первую очередь, информативные материалы различных аналитических агентов (McKensey, показатели роста основных сегментов рынка электронной коммерции по всему миру, предоставленные ATKearney, EconomistIntelligenceUnit, и данные по скандинавским странам, опубликованные NordPost и др.) Без этих данных невозможно представить общую картину имеющейся экономической ситуации и обозначить рамки исследования, ведь сектор электронной экономики огромен, а статистки позволяет определит наиболее быстро развивающийся из них. Именно поэтому для ВКР был выбран анализ сегмента одежды в Норвегии.
В эту же группу нарративных источников можно отнести экономическую стратегию и план Норвегии и проанализировать включает ли (и если да, то насколько), правительство вклад онлайн сектора в общую экономическую картину, есть ли какая-то стратегия по его развитию.
Публицистические материалы ведущих экономистов и маркетологов, социализирующихся не только на изучении электронной коммерции, но и маркетинговых стратегий в целом, необходимо для понимания развития онлайн шоппинга и то, чем руководствуются покупатели при совершении. выбора. Среди ученых Ранди Л. из Национального исследовательского института в Норвегии, Эдельман Д., чья концепция “путешествие потребителя” ни раз будет применяться для изучения потребительского поведения норвежцев, труды Смита Р., Ройна М., гендерная социологическая аналитика Бруздаля Р, исследования NorwegianSchoolofEconomics NHH. Это те исследовательские работы, которые отражают актуальность и новизну изучаемой темы.
Именно из-за необходимости количественных методов анализа нарративным источникам отдано предпочтение. В данном исследовании они выполняют свою главную функцию – помогать проследить тенденции и динамику развития процессов. Объяснять выявленные феномены признана теоретическая литература.
Проведение научного исследования и анализ источников невозможно без применения определённых методов. Тема, выбранная для написания ВКР и статьи, представляет с собой практическое исследование, основанное на обработке большого количества информации, анализе баз данных различных консалтинговых и аналитических агентств, нежели теоретическое, поэтому выбранные методы тоже соответствующие.
В первую очередь, с помощью исторического анализа хозяйственного явления электронной коммерция будет выстроена хронология развития этого феномена, а экономическое моделирование поможет предположить его дальнейшие изменения и как они скажутся на стране в целом, поэтому отправной точкой изучения будет взят 2010 год, ведь именно с того момента, согласно статистическим данным, процент норвежцев, совершающих покупки в Интернете стал неуклонно расти. Эта динамика анализируется в хронологии развития экономики страны в целом и эволюции маркетинговых подход к трансформирующемуся потребительскому поведению.
Категория общих экономических методов, в частности статистка, необходима для отслеживания количественных показателей, которые подчиняются экономическим законам и основным паттернам потребительского поведения, которые используются в психологии, поэтому применение методов, включающие в себя экономические и философские аспекты представляет именно ту стратегию, которая позволит посмотреть на исследовательский процесс под разными углами.
Для более детального изучения проблемы, необходимо прибегнуть к частным методам экономической науки, эконометрическим, связанных отслеживанием динамики изменения таких показателей как национальный ВВП, товарооборот, доля рынка и т.д. электронной торговли в Норвегии под воздействием увеличения объёмов продаж в онлайн секторе.
Метод логической интерпретации, включающий в себя метод нестрогой аналгии, с помощью которой Норвегия будет сравниваться как со странами с вертикальной структурой потребления, так и с родственными, где присутствует горизонтальная структура. Необходимо выявление максимального числа существенных признаков от сходства экономик до сходства потребительского поведения. Для этого задействуется метод экстраполяции.
С помощью контент-анализа было выявлено насколько актуальной является тема электронной коммерции для изучения. Для этого был произведён количественный и качественный поиск, по ключевым словам, E-commerceinNorway, C2C inNorway, Nordiceconomy, который показал, что изучение данной темы развивается довольно медленно.
Однако контент анализ произведённых по похожему запросу, но уже на норвежском языке (например, по ключевым словам,netthandleelektroniskmarkedsforn) отобразил значительное большее количество научных трудов, представителей исследовательского центра NHH. В качестве единиц контент-анализа выступил не только феномен электронной коммерции в целом, но и такие референциальные единицы, как представители двух последних поколений. Пропозициональные единицы и оценки – основные экономические показатели и факт их роста.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Несмотря на то, что феномен электронного бизнеса – сравнительно новое явление, он уже прочно укоренился в привычной жизни, и теперь сложно представить время, когда нельзя было совершать покупки онлайн, заключать электронные сделки или проводить платежи, когда отправитель и реципиент имеют разное местоположение.
Зарождение этого феномена пришлось на 1996 г. благодаря компании IBM, очертившей практическую сторону нового направления в бизнесе, а ученые и эксперты, развившие эту мысль, в последствии сформулировали его теоретические аспекты. На основе того, что данное исследование носит практический характер, и основной особенностью е-бизнеса является то, что участники осуществляют взаимодействие друг с другом через Интернет в отличии от привычного подхода к торговле, определение электронного бизнеса как и электронной коммерции (которая является неотъемлемой его частью), было выбрано следующее: это проведение всех бизнес-процессов, как внутренних, так и внешних, с помощью электронных средств, ведь оно отображает как его практическую особенность, так и теоретическую .
Развитие проходило в три этапа: появление Электронного обмена данными в 60-е годы, затем период развития Интернета в конце 90-х – начале 2000-х, когда в игру вступил тогда еще только начинавший свой путь Amazon. Затем дальнейшее развитие технологий, направленное на вовлечение онлайн пространство максимального числа пользователей, появлениеiPhone и социальных статей превратило электронную коммерцию в то, что мы имеем в настоящее время. Они изменили не только сам подход к шоппингу, но и то, как компании взаимодействуют с людьми. Сейчас уже не мысли любая детальность бренда без СRM аналитики, использование Больших данных и социальных сетей как главного инкремента продвижения товара или услуги.
Норвегия, будучи самой богатой страной Скандинавского региона, является ярким примером того, как электронная коммерция стала неотъемлемой частью национальной экономики. Этому поспособствовала политика самого государства, которое сначала в рекордные сроки обеспечило абсолютное большинство населения Интернет-соединением, а затем создало максимально прозрачную законодательную систему, регулирующую сделки в онлайн-пространстве. Программа Норвежского исследовательского центра, реформа “24/7”, Директива InfoSoc, Директива об электронной торговле, Директива об аудиовизуальных медиа-услугах, Директива о дистанционных продажах, Директива об электронных подписях и Закон о маркетинге – основные документы, повышающих доверие не только потребителей к онлайн-среде, но и самих предпринимателей.
Экономическая политика государства также способствуют развитию электронной коммерции. Правильная диверсификация экономики позволила Норвегии уйти от нефтяной зависимости и развивать другие сферы, в том числе связанную и с электронным бизнесом. Об этом свидетельствует последняя опубликованная стратегия его развития. Благоприятная ситуация способствует увеличению доходов населения и, следовательно, покупательской способности. Учитывая исследования NordPost и их данные о том, что 63% опрошенных потребителей совершают покупки онлайн из-за границы каждый месяц и при этом 39% используют для онлайн шоппинга мобильный телефон, можно сделать вывод о том, что для брендов не технологическое преимущество будет приоритетным, а именно маркетинговое, что делает С2С бизнес модель самой популярной, когда дело касается электронной коммерции. Технологии уже достигли больших успехов и относительное большинство современных бизнесов им обладает, поэтому необходимо искать другие сильные стороны своей компании.
Что касается основных сфер, то согласно изученным статистическим данным, наиболее популярными являются следующие сегменты:fashion – $417,3 млрд.(66% – одежда, 21% – обувь, 14% – сумки и аксессуары); электроника и медиа – $357,1 млрд. (74% – потребительская электроника, 26% – книги, фильмы, музыка и игры); продукты питания и личная гигиена – $170 млрд. (44% –продукты, 56% – средства для ухода за собой. Присущий норвежцам минимализм вовсе не означает, что они не интересуются модными тенденциями. Наоборот в связи с тем, что население Норвегии молодое и его составляют люди, чьи доходы увеличились по сравнению с предыдущим поколением, а рост безработицы в разы снизился, именно они являются двигателями современной электронной торговли и той целевой аудиторией, на которую ровняются норвежские бренды. В связи с этим с каждым годом все больше людей переходят на онлайн формат, и по прогнозу ecommerceDB, темпы роста рынка в ближайшие четыре года составят 7%, что впечатляюще, учитывая постепенное перенасыщение рынка, вызванное успехом уже имеющихся компаний.
Учитывая все вышесказанное, это особенно видно из того, как позиционирует себя бренд DevolvedofNorwayAS, выбранный для анализа. Его амбассадоры – молодые люди, ведущие активный образ жизни, ценящие качество и простоту в совершении онлайн покупок.
Таким образом, в независимости от того, как будет развиваться экономическая ситуация в традиционных сферах таких как нефтегазовая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство, строительство и пр. электронный бизнес продолжит расти и развиваться, ведь потребители всегда будут выбирать наиболее комфортный способ совершать покупки, а данный сектор соединил в себе быстроту и удобство как для покупателей, так и для предпринимателей.
1. The Norwegian Government Policy for Electronic Commerce [Electronic resource]:White Paper No. 41 1998-99 Electronic Commerce. 13.06.2000 – Access: URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/The-Norwegian-Government-Policy-for-Electronic-Commerce/id419302/(accessed: 20.05.2020)
2. Digital strategy for Norwegian development policy [Electronic resource] // Norwegian Ministry of Foreign Affairs. –2018 Access: URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/digital-strategy/id2608197/(accessed: 20.05.2020)
Литература
3. SchrøderK., K. Drotner, S. Kline & C. Murray Researching Audiences: A Practical Guide to Methods in Media Audience Analysis.London: Arnold, 2003,p. 256
4. Qin Zh. Introduction to E-commerce / Qin Zh. – B.: Springer, 2009, p.517
5. Брагин. Л. А. [и др.]Электронная коммерция; под ред. Брагина Л. А.- Москва: Изд-во «Форум» - Инфа-М, 2012. – с. 192
6. Козье Д. Электронная коммерция //Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция». Русская редакция, 1999 с. 288
Научные статьи
7. Brusdal, R., Lavik R. Just shopping? A closer look at youth and shopping in Norway / R.Brusdal, R.Lavik// World Leisure Journal Volume 47, Issue 4, 2005. P. 10.
8. BuerС., Foss Ø. Norway AdvokatfirmaetSchjødt AS / C. Buer, Ø. Foss// Getting the Deal Through – e-Commerce. 2019. P. 7
9. Feng Z. Application research of big data technology in cross-border e-commerce store operation / Z. Feng // Big Data Analytics for Cyber-Physical System in Smart City. 12 January 2020,pp. 959-964.
10. Hallikainen H., Savimäki M., Laukkanen T. Fostering B2B sales with customer big data analytics / H. Hallikainen, M. Savimäki, T. Laukkanen // Industrial Marketing Management. Vol. 86 – 2019, pp. 90-98
11. Hoffman J., Stankeviciute R., Coste-Manière I. Can fashion blogs function as a marketing tool to influence consumer behavior? Evidence from Norway / J. Hoffman, R. Stankeviciute, I. Coste-Manière // Journal of Global Fashion Marketing Vol. 4, No. 3, 2013. – P. 3
12. Jalaja L.,Prakash Babu R. E-Tailing (B2C) A Growth Story: Opportunities and Challenges / L. Jalaja,R. Prakash Babu // International journal of scientific and technology research. Vol. 5 - 2020. № 2. – P. 3
13. Jakubanecs A. Supphellen M. On the importance of non-dominant cultural dimensions: Effects of vertical individualism on consumer behavior in Norway / А. Jakubanecs,М. Supphellen // Research Gate. Jan 2007 – P. – 2.
14. Lagrosen S. Customer involvement in new product development: A relationship marketing perspective / S. Lagrosen// European Journal of Innovation Management 2005. №8.P. – 12.
15. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития / TerraEconomicus №2, 2012. – C. 3.
16. Павлюшина В., Музыченко Е. Норвегия: ресурсная модель экономического роста развитой страны // Бюллетень о текущих тенденция мировой экономики. Аналитический центр при Правительстве РФ. №5 Декабрь 2019. – С.5.
17. Сидорова О. Виды и организационные модели электронной коммерции // Креативная экономика 2012. №1. – С. 5.
18. Соколова Г. К. Основные организационно-экономические модели электронного предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2010. №3 (99).
19. Ядовая Н. Е. Современное состояние мирового рынка электронной коммерции и перспективы его развития. Вестник Московского государственного областного университета, 2019. №2. – С. 10
Доклады и материалы аналитических центров:
20. Devolved of Norway AS 2016 – 2018 // Largest Companies. URL: http://www.largestcompanies.com/company/Devold-of-Norway-AS-80336/closing-figures-and-key-ratios?currency=EUR (accessed: 26.05.2020)
21. The EU Democracy Index 2019 // Economist Intelligence, 2019 URL: https://www.eiu.com/topic/democracy-index (accessed: 04.05.2020)
22. E-commerce in the Nordics 2019 // PostNordURL: https://www.postnord.fi/siteassets/raportit/verkkokauppa-pohjoismaissa/ecommerce-in-the-nordics-2019.pdf (accessed: 10.05.2020)
23. E-Commerce market in Norway // E-commercemarketanalysis 2019 https://ecommercedb.com/en/markets/no/all(accessed: 28.03.2020)
24. Lambert J., Cole S. Nordic retail market analysis 2016 // Nordic council of shopping centers. URL: http://ncscnordic.org/wp-content/uploads/2015/12/low_nordic-retail-market-analysis-2016.pdf (accessed: 22.05.2020)
25. McKinsey & Company Perspectives on retail and consumer goods // №7. Jan. 2019. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Retail/Our%20Insights/Perspectives%20on%20retail%20and%20consumer%20goods%20Number%207/Perspectives-on-Retail-and-Consumer-Goods_Issue-7.ashx (accessed: 13.04.2020)
Электронные ресурсы
26. Savage M. Unlike most millennials, Norway's are rich // BBC July 11, 2019. URL:https://www.bbc.com/worklife/article/20180709-unlike-most-millennials-norways-are-rich (accessed: 28.03.2020) (in Eng.)
27. Ecommerce in the Nordics: €4.29bn in second quarter 2015 // Ecommerce news Sept. 8, 2015 URL: https://ecommercenews.eu/ecommerce-in-the-nordics-e4-29bn-in-second-quarter-2015/ (accessed: 23.11.2019) (in Eng.)