ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Формирование дипломатических отношений США и Китая до 1949 г 8
1.2.Формирование американо-китайских дипломатических отношений с момента образования КНР до 1979 года 13
1.3. Главный фактор становления дипломатических отношений КНР и США с 1979 года и последующее развитие 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛАВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ 27
2.1. Дипломатические отношения в контексте торговой войны с 2018 года 27
2.2. Дипломатические отношения США и Китая в контексте тайваньской проблемы года 36
2.2.1.Визиты США на Тайвань 38
2.2.2.Двусторонний анализ Коммюнике о дипломатических отношениях между США и КНР от 1979 года 45
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Начиная с рождения Китайской Народной Республики в 1949 году, отношения между Соединенными Штатами и Китаем были холодными и напряжёнными. Китай стремился к независимости от Запада и СССР и к желанию быть «третьим миром» между США и СССР. В течение трёх десятилетий США отказывались признавать коммунистов (КНР) и вместо этого поддерживали Китайскую националистическую республику в изгнании, базирующуюся на Тайване. А после подписания в 1950 году советско-китайского союзнического договора, антикитайские тенденции в политике Вашингтона лишь усилились. С этого года происходило блокирование китайских счетов в американских банках, прерывалось транспортное сообщение, был введён запрет на экспорт США в КНР, Макао и Гонконг, а в 1953г. произошло полное прекращение торговли .
Первые шаги к налаживанию двусторонних отношений произошли во время визита президента Никсона в 1972 году. С этого момента и до начала 1980 года происходило постепенное налаживание отношений, которое в истории охарактеризовано как «притворная вражда».
Актуальность данного исследования обосновывается несколькими факторами. Во-первых, оба государства имеют достаточный «вес» на международной арене, зачастую, именуя их мировыми гигантами. США и КНР имеют колоссальное экономическое, военное, гуманитарное, цифровое влияние в мире. Таким образом, мирное сосуществование в данном контексте является одним из приоритетных вопросов. Во-вторых, если посмотреть с исторической точки зрения, то дипломатические отношения двух стран носили «волнообразный» характер: либо взаимоотношения были, либо обрывались все каналы связи друг с другом. Это особенно прослеживалось вначале 1950-х годов, в то время наблюдалось сокращение товарооборота, который достиг нулевой отметки в 1953г. В политике Вашингтона также усиливались антикитайские тенденции.
В данном исследовании рассматриваются взаимоотношения с 80-х годов. Это обусловлено рядом причин:
1979 год ознаменован установлением дипломатических отношений между КНР и США;
в 1979 году произошло признание КНР, как единственным законным правительством;
с 1980 года – период «настоящей дружбы», когда оба государства имели общие национальные интересы;
ХХ век охарактеризован «притворной дружбой» и нарастанием конфликтности в нескольких сферах (торговля и технологии).
Таким образом, с данной временной точки начинается новая веха развития двустороннего сообщения. Однако отношения между странами до сих пор не пришли к стадии стабильности. Безусловно, здесь заключается политическая актуальность исследования, в частности миропорядка и безопасности. Здесь следует обратить внимание на Тайваньский вопрос, к которому оба государства имеют различные подходы. И для Китая он является болезненной темой, что естественно видят в США и активно прибегают к провокации и манипулированию.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопрос взаимодействия Китая и США на двустороннем, а также глобальном и региональном уровнях привлекал, и по настоящее время удерживает внимание учёных со всего мира. С момента образования КНР, в фокусе анализа и внимания основных линий американо-китайских противоречий, всегда оставалась тайваньская проблема. Кроме того, подходы к изучению дипломатии КНР и США были также и со стороны свободы вероисповедания, научно-технической области, торгово-экономической сферы, споров вокруг Южно-Китайского моря и в целом, расширение присутствия США в Юго-Восточной Азии.
Отечественные исследователи и востоковеды, также не оставили без внимания данный аспект: Лексютина Я.В., профессор СПБГУ, посвятила множество научных работ по взаимоотношениям Китая и США. В своих исследованиях она анализирует проблему Тайваня и подробно рассматривает концепцию «Одного Китая», которую активно продвигает на мировой арене КНР. Зиновьев Г. В. также не оставил без внимания тайваньскую проблему и осветил её в контексте истории становления американо-китайских отношений. Григорцевич С.С. рассматривал проблему дипломатических отношений Китая с другими державами сквозь историческую призму.
Также, в отечественной науке отдельно рассматриваются многие факторы, влияющие на укрепление и становление дипломатических отношений Китая и США.
Объект: дипломатические отношения США и Китая
Предмет: взаимоотношения Китая и США в фокусе дипломатического сотрудничества в период с 1980 года по 2022 год
Цель работы: определить роль и значение американо-китайских отношений в контексте дипломатии вXXI в.
Задачи:
1. Рассмотреть ретроспективу становления дипломатических отношений США и КНР;
2. Проанализировать заинтересованность в установлении дипломатических отношений;
3. Выделить основные направления в сотрудничестве;
4. Определить круг проблем, факторов, влияющих на развитие дипломатических отношений;
5. Рассмотреть нынешнее взаимодействие КНР и США под влиянием потенциальных проблем.
6. Проанализировать основные документы КНР и США по дипломатическим отношениям.
Гипотеза: несмотря на нарастающее напряжение между США и Китаем, оба государства в ближайшей перспективе не придут к полному прекращению дипломатических отношений.
Методы исследования: теоретический анализ, семантический анализ, причинный анализ, метод сравнения, систематизация, изучение и анализ документации и информационных материалов.
Теоретическая база: теория формирования дипломатических отношений КНР и США, а также выдвинутая периодизация китайского учёного Тао Вэньчжао и отечественного Зиновьева В.Г., теория Лихаревой О. А.
Эмпирическая база: официальный сайт Council on Foreign Relations; официальный сайт CNBC; официальный сайт Исторического управления Государственного департамента США; официальный сайт Информационного Агентства ТАСС; официальный сайт The New York Times; Официальный сайт The Wall Street Journal; Официальный сайт CNNBusiness;официальный сайт Аргументы и Факты; официальный сайт РИА Новости; официальный сайт South China Morning Post; официальный сайт Foreign Policy; Большая российская энциклопедия; Большой китайско-русский словарь; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961; ChineseExclusion Act 1882; U.S.-PRC Joint Communique 1972; 中华人民共和国和美利坚合众国联合公报[«Совместное коммюнике КНР и США»] 1972; Joint CommuniqueontheEstablishmentofDiplomatic Relations betweenthePeople's Republic of China andthe United Statesof America 1979; Taiwan Relations Act 1979; Summaryofthe 2018 National Defense Strategy; Aneconomicanalysisofthe US-China tradeconflict 2020 (WTO).
Также в работе были задействованы иностранные источники информации, взятые из китайской платформы Baidu.com.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что в дальнейшем её результаты могут быть применимы при изучении и всестороннем анализе истории становления дипломатических отношений между Соединёнными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой, а также при прогнозировании развития данных отношений.
Научная новизна работы заключается в систематизации полученных данных и структурном анализе, принятых ранее документов США и КНР.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти разделов, двух подразделов, а также заключения и библиографии.
Дипломатические отношения – важная составляющая в межкультурном диалоге любого государства. Как указано в Венской конвенции о дипломатических сношениях, дипломатия берёт своё начало с древних времён. Этот термин включает в себя не только научную составляющую, но также и целое искусство.
Дипломатические отношения – предмет изучения многих учёных. В современном стремительно меняющемся мире взаимоотношения между государствами претерпевают многочисленные конфликты и кризисы. Важно уметь анализировать проблемы в дипломатических отношениях не только на определённом временном промежутке, но также и следует обращаться к историческому опыту.
Рассматривая дипломатические отношения Соединённых Штатов Америки и Китайской Народной Республики в 1980–2022 годы, мы также обратились к исторической составляющей. Прежде чем в нашем исследовании анализировать дипломатические отношения США и Китая в новом времени, являлось необходимым провести анализ становления их в ретроспективе.
В первой главе мы рассмотрели формирование двусторонних отношений двух государств с момента первых установлений контактов между США и Китаем до 1949 и с 1949 до 1979 года. В 1949 году история Китая претерпевает резкие изменения, в частности, происходит образование нового государства Китайская Народная Республика. А в 1979 году официально устанавливаются дипломатические отношения между КНР и США.
Говоря о первых контактах США и Китая, было выявлено, что оба государства не стремились к установлению двустороннего сотрудничества. С момента становления американского государства происходило стремительное его развитие. Китай же являлся на тот момент империей. Период стремительного развития Америки совпадает с периодом «столетних страданий» Китая. В те годы Китай являлся бедным государством, без ярко выраженных перспектив к развитию. Учитывая данный факт, многие другие европейские государства, пользовались таким положением дел, в том числе и Соединённые Штаты.
Первый договор между Китаем и США был подписан под угрозой нападения последнего. Китай, который уже находился в военном положении с другими государствами и был слаб, соглашается на все условия договора.
Для США интерес в установлении сотрудничества с Китаем был исключительно один – торговля. И как показал анализ сквозь призму времени, этот фактор остаётся одним из главных в дипломатических отношениях между государствами.
Китай же в свою очередь смог направлять своих жителей на заработки в Америку, которые смогли там ассимилироваться и остаться. Со временем их число увеличивалось и это вызвало беспокойство у Штатов. Видя в этом угрозу конкуренций на внутреннем рынке и безопасности внутри страны, Штаты вводят первый и единственный официальный закон в истории США, направленный против представителей конкретной национальности – китайцев. Акт об исключении китайцев действовал с 1882 до 1943 года.
В 1949 году образуется Китайская Народная Республика во главе с коммунистами. И в начале пути своего развития Китай являлся бедной страной. Для Америки Китай не представлял особого интереса:
• во-первых, в этот временной период в США продвигались антикоммунистические настроения;
• во-вторых, они уже поддерживали отношения с Национальной народной партией (Гоминьдан), базирующуюся на Тайване. В США надеялись, что Гоминьдан выстоит в противостоянии с коммунистами Китая. Кроме того, в истории отношений Китая и США был период полного прекращения сотрудничества.
Основной причиной к сближению стали конфликты КНР и СССР. США видели отличную возможность наладить контакт с постепенно развивающимся Китаем. Таким образом, в 1979 году США заключает договор о дипломатических отношениях с КНР, разрывает дипломатические отношения с Тайванем, но заключая договор о сотрудничестве и оставляя за собой право на неофициальные отношения с островом.
В теоретической части работы нами были также рассмотрены этапы формирования дипломатических отношений между США и КНР и определён новый этап:
1) с 1979 до 1989 года – период «настоящей дружбы», когда у обоих государств присутствуют общие национальные интересы;
2) с 1989 года до конца ХХ века – первые кризисы в дипломатических отношениях, в частности тайваньский вопрос;
3) с начала ХХI века и до 2018 года – «притворная дружба», когда страны ни друзья, ни враги;
4) с 2018 по настоящее время – нарастание конфликтности в торгово-экономической сфере, в тайваньском вопросе.
Исходя из этого, мы может сказать, что дипломатическим отношениям Китая и США присущ волнообразный характер.
Во второй части работы мы рассмотрели подробно факторы, влияющие на развитие дипломатических отношений между Китаем и США, а также проанализировали, какие подходы используют страны в отношении друг друга.
Фактор торговли является не только движущей силой к двустороннему диалогу, но и камнем преткновения между США и КНР. С 2018 года обостряется торгово-экономический конфликт. США видят угрозу национальной экономике и внутренней безопасности страны в лице Китая.
Говоря о Китае, то к 2018 году это уже могущественная держава с одной из самых сильных экономик в мире. Анализ истории помогает нам сделать вывод, что за столь короткий временной промежуток, Китай смог занять лидирующие позиции на мировой арене. Безусловно, здесь и очевиден тот факт, что стремительно развивающийся Китай может составить достойную конкуренцию Соединённым Штатам.
Другим немаловажным фактором в регулировании дипломатических отношений становится тайваньская проблема. Китай достаточно остро реагирует на данный вопрос, продвигая политику «одного Китая». США, зная этот факт, активно использует его в своих манипулятивных действиях по отношению к Китаю.
Тайвань для США является удобным предметом в сдерживании Китая. Воссоединение этих двух регионов для США представляет огромную угрозу национальной безопасности. Но в Штатах также понимают, что мирное воссоединение Китая и Тайваня невозможно. Данное событие может произойти исключительно под военным давлением со стороны Китайской Народной Республики, или нападения на Тайвань.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что политика сдерживания США в отношении Китая в основном проявляется в серии визитов на Тайвань, когда Китай в очередной раз проводит боевые выстрелы или военные учения у берегов Тайваня. Данное явление можно охарактеризовать, как манипуляции со стороны Соединённых Штатов.
Кроме того, в работе мы выделили ряд причин, которые окажут негативное влияние на США в случае воссоединения КНР и Тайваня:
• Китай займёт господствующее положение во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе и будет его контролировать, а Штаты потеряют влияние в АТР;
• экономики Китая и Тайваня объединятся, что сделает Китай ещё более могущественным на мировой арене в экономической аспекте. У Китая появится абсолютное преимущество в Восточной Азии в торгово-экономических вопросах. Данный регион также может оказаться под контролем Китайской Народной Республики;
• стратегически выгодное расположение Тайваня может сыграть против США после воссоединения. Китай станет полностью контролировать тайваньский пролив, а соответственно и все морские перевозки, которые через него проходят. Кроме того, Китай сможет приблизить своё расположение к границам Китая. Размещение вооружения и морского флота открывает Китаю возможность быстрого достижения Западного побережья США подводными лодками.
• США может потерять хорошего клиента в области закупок вооружений. На данный момент отношения между США и Тайванем регулируются соответствующим законодательным актом. Согласно данному закону, США обязуется поставлять военную технику и вооружение на остров в целях безопасности Тайваня. Для США поставки вооружения это в первую очередь собственная экономическая выгода, а не вопрос безопасности другого региона.
Одним из главных результатов является анализ Коммюнике о дипломатических отношениях между Китайской Народной Республикой и Соединёнными Штатами Америки от 1979 года. В ходе анализа было обнаружено, что возможной проблемой взаимопонимания по тайваньскому вопросу между КНР и США является слово: «признать», которое в английском и китайском вариантах употребляется в разных семантических значениях. В американском варианте документа данное слово не имеет большого веса или влияния, как, например, это было выявлено в китайском коммюнике.
Соединённые Штаты, руководствуясь данным документом продолжают наносить визиты на Тайвань, аргументируя это тем, что всё происходит в рамках закона. В котором в американской версии слово: «признать» имеет также значение: «принять к сведению», что Америка и сделала по вопросу Тайваня и принципа «одного Китая».
Таким образом, мы можем утверждать, что Соединённые Штаты Америки ещё в 1979 году, заключая коммюнике знали о данном «лексическом пробеле» и учитывали возможность воссоединения КНР и Тайваня. Обезопасив себя, они заключили закон и с Тайванем в том же году, а в 2018 заключают ещё один закон, который регулирует поездки конгрессменов США на остров.
Соединённые Штаты пытались охватить наибольшую выгоду: установить дипломатические отношения с Китаем и не разорвать окончательно отношения с Тайванем. Это говорит о ведении двойной политике США.
Для китайской стороны данные действия расцениваются, как недружественные, что, безусловно, сказывается на характере дипломатических отношений.
Таким образом, в ходе проделанной работы, мы можем подвести следующий итог: на сегодняшний день дипломатические отношения США и Китая занимают нейтральную позицию. Оба государства стараются не обострять отношения друг с другом. Это обусловлено множеством факторов:
• во-первых, на сегодняшний день Китай и США являются мировыми гигантами во многих сферах – торгово-экономическая, технологическая и т.д.;
• во-вторых, оба государства на фоне продолжительного сотрудничества, являются зависимы друг от друга;
• в-третьих, потенциальный вооружённый конфликт между США и Китаем повлияет на всё мировое сообщество в целом, а не только на США и КНР.
Таким образом, гипотеза о том, несмотря на нарастающее напряжение между США и Китаем, оба государства в ближайшей перспективе не придут к полному прекращению дипломатических отношений доказана.
Все задачи решены, гипотеза доказана.
1. Зиновьев Г. В. История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос. Томск., — 2007. — 347 с
2. Лексютина Я. В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. — СПб., 2011. — 230 с.
Документы
3. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961
4. Joint Communiqué of The United States of America and The People’s Republic of China 1972
5. Summary of the 2018 National Defense Strategy (USA)
6. Taiwan Relations Act 1979
7. Taiwan Travel Act 2018
8. U.S.-PRC Joint Communique 1972.
Статьи
9. Вершинин В.И. Развитие военно-технических связей между Россией и Китаем ВИНИТИ №2. – 2005. – C. 38–43
10. Григорцевич С. С. Политика империалистических держав в Китае во время Синьхайской революции. //Труды Томского Гос. университета. Томск., – 1963. С. 79–93.
11. Громыко А. А. Дипломатия как наука и искусство. Размышляя о прочитанном // МИД РФ журнал «Международная жизнь». – 2022.
12. Лихарева О.А. Общественное мнение США и дипломатическое признание Китайской республики в 1913 г // Ойкумена. Регионоведческиеисследования. – 2014. – №2 (29). – С. 86-94
13. Миграционная политика США в конце XIX — первой половине XX века. Газета «ЗАГРАНИЦА» № 19 (431). – 2008.
14. Минц М. М. 2009. 03. 023. Зиновьев Г. В. История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос. - Томск: Томский гос. Ун-т, 2007. - 347 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. – 2009. – №3 – С. 123–126
15. Портяков В.Я. Политика внешнеэкономической открытости в китайской Народной Республике: основные итоги и перспективы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – №1. – С. 44–67
16. Портяков В.Я. Политика внешнеэкономической открытости в китайской Народной Республике: основные итоги и перспективы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. №1. - С. 44–65
17. Супян В.Б. Американо-китайские торгово-экономические отношения: причины кризиса и его перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – №9. – С. 23–32
18. Тимофеев О. А. Сорокалетие отношений между Китаем и США: подтверждение тенденций // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2013. – №18. – С. 108–127
19. Эсташи Л. Геополитика и глобальные рынки капитала: отношения США и Китая с 1980 года // Известия БГУ. – 2015. – №4. – С.679-680
Иностранныеисточники
20. Crane.D.M., Breslin T.A. An Ordinary Relationship. American Opposition to the Republican Revolution in China / D.M. Crane., T.A. Breslin – Miami (Flo.): Florida International Univ. Press, 1986. XXII, – 225 p.
21. Taylor D. BeithThe Dragon’s Silver Tongue. Chinese soft power in the age of Xi Jinping / D.Taylor – 2022, – 264 p.
Интернет-источники
22. Большой китайско-русский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://bkrs.info/slovo.php?ch=百年国耻(дата обращения: 15.04.2023)
23. Большой китайско-русский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://bkrs.info/slovo.php?ch=相爱相杀(дата обращения: 15.04.2023)
24. Большой китайско-русский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://bkrs.info/slovo.php?ch=破壁之旅(дата обращения: 15.04.2023)
25. Козырин А. Н. НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ РЕЖИМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). [электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/economics/text/2245041 (дата обращения: 26.04.2023)
26. Официальный сайт China.org [электронный ресурс]URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2009-01/02/content_17044742.htm. (дата обращения: 28.04.2023).
27. Официальный сайт CNBC. [электронный ресурс]. URL: https://www.cnbc.com/2018/01/23/trumps-solar-tariffs-could-slow-down-rapid-renewable-job-growth.html (дата обращения: 29.04.2023)
28. Официальный сайт CNNBusiness [электронный ресурс]. URL: https://money.cnn.com/2018/01/22/news/economy/trump-trade-tariffs-china-reaction/ (дата обращения: 29.04.2023)
29. Официальныйсайт Department of State. The Office of the Historian. [электронный ресурс]. URL: https://history.state.gov/countries/issues/china-us-relations
30. Официальный сайт EncyclopediaBritannica [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Chinese-Exclusion-Act. (Дата обращения: 10.04.2023)
31. Официальный сайт ForeignPolicy [электронный ресурс]. URL: https://foreignpolicy.com/2018/06/29/the-u-s-cant-afford-to-demonize-china/ (дата обращения 20.05.2023)
32. Официальный сайт History [электронный ресурс]. URL: https://www.history.com/news/us-china-relations-history-diplomacy-taiwan (дата обращения 04.04.2023)
33. Официальный сайт History. [электронный ресурс]. URL: https://history.state.gov/countries/issues/china-us-relations (дата обращения: 02.04.2023)
34. Официальный сайт InternetArchive [электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/cu31924023464278/page/n121/mode/2up (Дата обращения: 11.04.2023)
35. Официальный сайт Reuters [электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-trade-china-idUSKCN1AU23N (дата обращения 11.05.2023)
36. Официальный сайт SouthChina [электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/world/united-states-canada/article/2165427/mike-pompeo-china-trade-war-we-are-going-win-it (дата обращения 20.05.2023
37. Официальный сайт TheNewYorkTimes [электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/1997/03/31/world/gingrich-warns-china-that-us-would-step-in-to-defend-taiwan.html?searchResultPosition=3 (дата обращения 28.04.2023)
38. Официальный сайт TheNewYorkTimes [электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/1997/04/01/opinion/newt-gingrich-on-china.html?smid=url-share (дата обращения 27.04.2023)
39. Официальныйсайт The New York Times. [электронный ресурс]. URL: https://nyti.ms/429Dyb5 (Дата обращения: 10.04.2023)
40. Официальный сайт TheWallStreetJournal[электронный ресурс]. URL: https://www.wsj.com/livecoverage/nancy-pelosi-taiwan-visit-china-us-tensions/card/china-tolerated-a-visit-to-taiwan-25-years-ago-it-now-sees-that-as-a-mistake--VNK7ekOOP0Coch9JrB03 (дата обращения 29.04.2023)
41. Официальный сайт Аргументы и факты. [электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/politics/world/amerika_postoyanno_narushaet_svoe_slovo_mid_kitaya_o_torgovoy_voyne_s_ssha (дата обращения: 28.04.2023)
42. Официальный сайт Информационное Агентство ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/4159288 (дата обращения 25.04.2023)
43. Официальный сайт РИА Новости [электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190514/1553474404.html (дата обращения: 12.05.2023)
44. Официальный сайт ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5789521 (дата обращения 19.05.2023)
45. Официальный сайт ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14702395 (Дата обращения: 28.04.2023)
46. Официальный сайт ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15349165 (дата обращения 30.04.2023)
47. Официальный сайт ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15373653 (дата обращения 30.04.2023)
48. Официальный сайт ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15373627 (дата обращения 02.05.2023)
49. Официальный сайт ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/2228966?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 28.04.2023)
50. Официальный сайт Толкователь [электронный ресурс]. URL: http://ttolk.ru/articles/kitayskaya_karta_kissindzhera (дата обращения: 16.05.2023).
51. Юркевич А. Г. НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842 // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). [электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/2247815 (Дата обращения: 10.04.2023)
52. 中美贸易战的影响 (中美贸易战:经济、政治双重影响) ) [Влияние китайско-американской торговой войны (Китайско-американская торговая война: экономические и политические последствия)]. [Электронный ресурс]. URL: http://xingzuo.aitcweb.com/9180957.html (дата обращения: 15.04.2023)
53. 佩洛西窜访台湾:中美关系这些变化值得注意|新京智库 [Визит Пелоси на Тайвань: изменения в американо-китайских отношениях, которые заслуживают внимания] [электронный ресурс]. URL: https://view.inews.qq.com/wxn/20220803A08WNY00?originPath=w2 (дата обращения 30.04.2023)
54. 论中美关系 [Теория китайско-американских отношений][Электронный ресурс]. URL: https://www.163.com/dy/article/G6RQL8T705524KRX.html (дата обращения: 15.04.2023)