Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социологического изучения социальных сетей в стратегии поиска работы 7
1.1 Социологические подходы к изучению социальных сетей 7
1.2 Специфика самопрезентации в социальных сетях 17
1.3 Концепция И. Гофмана и ее применение при изучении карьерной самопрезентации в социальных сетях 23
1.4 Влияние профессионализации и социализации на стратегию самопрезентации в социальных сетях 31
Глава 2. Эмпирическое социологическое исследование роли социальных сетей в процессе поиска работы 34
2.1 Методологические основания проведения социологического исследования роли самопрезетации в социальных сетях в процессе поиска работы 34
2.2 Результаты исследования роли карьерной самопрезентации с процессе поиска работы 42
Заключение 56
Список литературы: 59
Приложение 1. Программа качественного этапа исследования 65
Приложение 2. Программа количественного этапа исследования 69
Приложение 3. Гайд интервью 71
Приложение 4. Анкета 72
Приложение 5. Пример интервью 79
Непрерывно развивающиеся технологии внесли изменения во все сферы жизни человека. Появление интернета, а затем социальных сетей оказало влияние и на трудоустройство. Еще тридцать лет назад люди искали объявления в газетах, журналах или через службу занятости, сейчас же арсенал поисковых методов значительно увеличился. Объявления в газетах заменили сайты по поиску работы, наиболее популярными в России являются headhunter.ru и superjob.ru. Относительно новым каналом поиска вакансий и взаимодействия с будущим работодателем являются социальные сети. В последние пару лет стали появляться группы и страницы, размещающие объявления с предложениями о работе. Крупные компании заводят свои страницы, где публикуют информацию о карьерных возможностях и стажировках. Существует даже отдельная социальная сеть, которая посвящена поиску работы и созданию новых деловых контактов – linkedin.com.Представляет интерес вопрос о том, в какой степени молодые специалисты понимают пре-имущества социальных сетей при поиске работы. Также необходимо изучить степень понимания и осведомленности молодых специалистов о возможностях использования социальных сетей работодателем при отборе кандидатов на вакансию.
Процесс трудоустройства перестал быть жестко нормированным и требует от современного человека самостоятельной работы по постоянному самоопределению и построению себя как профессионала, развитию своих компетенций, «мягких» и «твердых» навыков. Под «мягкими» навыками пони-маются компетенции, не относящиеся к какой-либо отдельной профессии, те, что могут пригодиться в любой сфере занятости. «Твердые» же навыки, на-оборот жестко связаны с выполняемой деятельностью, формализованы. В ходе данной работы, предлагается отнести способность грамотно презентовать себя в социальных сетях к «мягким» навыкам, наряду со способностью работать в команде, тайм менеджментом, навыком ведения переговоров. Не-обходимо выяснить, как оценивают данный навык работодатели и рекрутеры, какие требования к нему предъявляют. Выбор неподходящего кандидата может стать для руководителя критической ошибкой и привести к непредсказуемым последствиям, поэтому компании так часто проводят несколько этапов интервью, стараются всесторонне узнать кандидата, а так же просят представителей системы безопасности собрать как можно больше информации. Социальные сети являются источником таких данных, которые кандидаты обычно не указывают в резюме, с их помощью можно узнать об интересах и хобби, стиле жизни, мнении о событиях, происходящих в мире и о характере будущего работника.
В качестве объекта исследования мы выделяем социальные сети. Предметом исследования является влияние стратегии самопрезентации в социальных сетях на процесс поиска работы. Нам интересно может ли правильная презентация себя в социальных сетях дать кандидату преимущество при отборе на вакансию.
Исследование нацелено на определение значимых для работодателя факторов карьерной самопрезентации в социальных сетях и выработку рекомендаций по использованию социальных сетей в процессе трудоустройства для студентов и выпускников.
Для достижения цели были выделены следующие задачи:
• Рассмотреть социальные сети, как объект социологических исследований;
• Изучить особенности самопрезентации в социальных сетях;
• Проанализировать карьерную самопрезентацию в социальных сетях с точки зрения теории И. Гофмана;
• Выяснить, как используют социальные сети рекрутеры и представители службы HR, при поиске кандидатов на вакантные должности;
• Узнать отношение студентов и выпускников к социальным сетям, как к инструменту поиска работы.
В качестве рабочей гипотезы был выдвинут следующий тезис: стратегии самопрезентации в социальной сети являются значимым инструментом поиска работы, особенно актуальным для молодых специалистов, дающим им возможность выделиться среди других кандидатов на рынке труда;
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных социологов, посвященные роли виртуальных социальных сетей в различных сферах жизнедеятельности общества, таких как Д. Белл, Д. Бойд, Р.Шилдс, Фещенко А. В.
За десятилетия до возникновенияFacebookи Вконтакте Марк Грановеттер изучал влияние социальных сетей на карьеру и распространение информации, нами же карьерная самопрезентация в виртуальных социальных сетях была рассмотрена с точки зрения концепции, представленной в работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни».
Степень разработанности темы. Социальные сети являются одним из популярных направлений исследований в последние годы, по этой причине поиск работ, посвященных использованию социальных сетей в маркетинге и рекламе, их влиянию на образование, на социализацию и межличностную коммуникацию, не составил труда. Тем не менее, влияние виртуальных социальных сетей на процесс поиска работы с социологической точки зрения изучено в недостаточной степени.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: для теоретической части был использован анализ литературы по данной проблематике, для эмпирической части были использованы сочетания качественных и количественных методов – экспертное интервью и интернет-опрос.
Работа состоит из введения, двух глав: теоретической первой и практической, включающей два исследования, второй. В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы, описываются полученные результаты.
В связи с повсеместным внедрением информационных технологий в повседневность, умение презентовать себя в онлайн пространстве является необходимым навыком для включения в общественную жизнь. Нам удалось выяснить, что умение подчеркнуть желаемые стороны своей личности в неанонимной среде социальных сетей может оказать прямое воздействие на достижение успеха в карьере.
Мы рассмотрели, как социальные сети, а если говорить конкретнее, самопрезентация в социальных сетях, влияют на успешный результат поиска работы. Самопрезентация в социальных сетях была рассмотрена с точки зрения концепции И. Гофмана, представленной в его работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Мы рассматриваем самопрезентацию, как декорирование личного фасада, заключающееся в выборе аватара и размещении информации о себе, а также отмечаем, что размещение постов, рецензий и комментариев, согласно Гофману, будут относиться к представлению. Помимо этого, было упомянуто, что осознание важности грамотной презентации себя в социальных сетях означает достижение индивидом определенного этапа профессионализации, этапа, когда человек начинает представлять, каким его хочет видеть работодатель и старается соответствовать данному представлению в офлайн и онлайн пространствах.
Целями работы являлись выяснение роли самопрезентации в социальных сетях и, собственно, самих социальных сетей в поиске работы, а также выработка рекомендаций для молодых специалистов. В результате мы выяснили, что социальные сети и грамотная презентация себя в онлайн среде играют важную роль в карьерном успехе. В социальной сети можно завести необходимые для работы знакомства (наиболее подходящая для этого социальная сеть – LinkedIn), вступить в группу, где размещаются вакансии или же подписаться на страницу компании, которую хочется видеть в качестве будущего работодателя. Работодатель же может узнать о кандидате на должность в его компании дополнительную информацию, не указанную в резюме, которая может помочь в принятии решения о принятии на работу того или иного соискателя.
В результате качественного этапа исследования, мы проранжировали факторы, влияющие на принятие решения о приеме на работу. Результаты показали, что работодатели анализируют данные, публикуемые их будущими и нынешними сотрудниками в социальных сетях. Основными факторами, влияющими на решение о приеме на работу, оказались негативные, а не позитивные маркеры страницы, а именно: ненормативная лексика, провокационные материалы, публикации в социальных сетях, сделанных в рабочее время, фотографии с алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами, фотографии интимного содержания, в обнаженном виде, материалы экстремистского характера, материалы, ущемляющие права определенных возрастных или этнических групп населения. Кроме того, были выявлены сферы занятости, работникам которых наиболее важно грамотно презентовать себя в социальных сетях, ими оказались маркетинг, реклама, журналистика, а также работа, связанная с продвижением товаров и услуг в сети.
Таким образом, мы можем сформулировать основные рекомендации по подготовке своей странице к просмотру работодателем:
1. Рекомендуется очистить свою страницу ото всех негативных маркеров, которые были перечислены выше;
2. При поиске работы в сфере журналистики, рекламы и пиар, необходимо провести анализ публикуемого на странице контента, постараться показать с помощью него свой стиль письма, интересы, кругозор;
3. Передовым поисковиком кандидатов является социальная сеть LinkedIn, поэтому студентам и выпускникам стоит начать использовать ее, как один из каналов поиска работы.
В ходе количественного этапа исследования были выявлены основные причины самоцензуры молодых людей – родители в равной мере являются фактором самоцензуры для всех возрастных групп, респонденты в возрасте 18-22 лет больше беспокоятся о том, что какие-то материалы увидит будущий работодатель и поэтому удаляют их или защищают настройками приватности, а вот люди, принадлежащие к возрастной группе 22-30 лет больше опасаются неодобрения начальства или коллег. Также, нам удалось выявить характер публикаций, которые размещают студенты и выпускники в социальной сети, выяснить, как студенты относятся студентов к тому, что работодатели используют социальные сети, как источник дополнительной информации о кандидате на открытую вакансию и считают ли они, что страница в социальной сети может выделить их среди других кандидатов. Было выяснено, что лишь незначительный процент респондентов выкладывают данные, которые по своему содержанию являются негативными маркерами и могут служить показателями девиантного поведения. Но даже те, кто публикует данные материалы, осознают, что они могут помешать им, быть выбранными работодателем или даже приглашенными на интервью. Кроме того, мы смогли разделить пользователей социальной сети Вконтакте, в зависимости от цели использования данной социальной сети на следующие группы: прагматики, информаторы, наблюдатели, фанаты, экстраверты.
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. Пер. с нем. яз.под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. Козловского. Спб.: Алетейа, 2000. - 272 с.
2. Ангеловский А. А. Профессионализация личности. Социальные агенты первичной и вторичной профессионализации //Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №. 7. – С. 70-80.
3. Бондаренко С. В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность //Научная мысль Кавказа. Приложение. – 2002. – №. 12. – С. 38.
4. Вахштайн В. Социология повседневности: от «практики» к «фрейму» Ирвинг Гофман. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003 //Социологическое обозрение. – 2006. – Т. 5. – №. 1.
5. Вермейрен Я. Как эффективно использовать Linkedln / Ян Вермейрен, Берт Вердонк ; пер. с англ. .В. Лисовского. - М. :Инфотропик Медиа, 2012. - 400 с.
6. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете //Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. – 2004. – №. 11. – С. 63-67.
7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М, 2000. – 304 c.
8. Грановеттер М. Сила слабых связей //Экономическая социология. – 2009. – Т. 10. – №. 4. – С. 31-50.
9. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета //Труды по социологии образования. – 2000. – Т. 5. – №. 7. – С. 34-40.
10. Завьялова З. С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы //Режим доступа: http://huminf. tsu. ru/jurnal/vol4/zzs_samoident. – 2010.
11. Казимирчик Л. В. Политический бренд в условиях медиатизации и виртуализации современной публичной политики //Теория и практика общественного развития. – 2014. – №. 13. С. 42-59.
12. Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волна на Западе. М. – 1999. – С. 494-505.
13. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. - 448 с.
14. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса //Международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире». – 2012. – С. 405-407.
15. Козина И. М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий //Социологические исследования. – 1997. – №. 4. – С. 55-64.
16. Кричевский Р.Л. Психология профессиональной карьеры // Психология профессиональной деятельности / под общ.ред. А.А. Деркача. – М.: Из-дво РАГС, 2006. – С. 83–85.
17. Ложкин Г. В., Повякель Н. И. Практическая психология конфликта //К.: МАУП. – 2002.- 256 с.
18. Магун В. С., Гимпельсон В. Е. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда //Социологические исследования. – 1993. – №. 9. – С. 73-84.
19. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. – СПб.:Речь, 2007. – С. 78.
20. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление //Вопросы философии. – 2008. – Т. 7. – С. 61-75.
21. Опёнков М. Ю., Лысоченко М. Н. Онтология мобильности (Размышления над книгой МаурициоФеррариса " Ты где? Онтология мобильного телефона") //Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. – №. 2 (4).
22. Погонцева Д. В. Самопрезентация в киберпространстве //Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. – №. 2 (4).
23. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. – М. : ГРАНД, 2006.
24. Селиванова Л. И. «Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях» Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2012 219-223
25. Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации //Блоги: новая реальность. Личность и межличностное взаимодействие в сети интернет/Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: СПбГУ. – 2007. – С. 9-39.
26. Стребков Д. О. Социологические опросы в Интернет: возможности и ограничения //Материал конференции «Социология и Интернет: перспективные направления исследования»–с. – Т. 15. – №. 04.
27. Сьюпер Д. Е. Развитие карьеры: теория представления о самом себе //Приемная комиссия Колледжа Принстон.–1963.–35 с.
28. Тихомиров В. П. Качественное образование для всех как основа формирования общества знаний //Информационное общество. – 2005. – №. 4. – С. 6-10.
29. Тищенко В. И. Теоретические и методологические проблемы исследования сетей и виртуальных сетевых сообществ //Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества. – 2009. – 11 с.
30. Трофименко Е. Ю., Чернышова Е. В. Использование Социальных Сетей В Коммуникационной Политике Организации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2013. – Т. 7. – №. 3.
31. Федорова Н. А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации //автореф.… канд. психол. наук. – 2007. – Т. 19. – №. 05. С. 1-29.
32. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития //Открытое дистанционное образование. – 2011. – №. 3. – С. 43.
33. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития //Открытое дистанционное образование. – 2011. – №. 3. – С. 45-53.
34. Цвык В. А. Профессионализация как социальный процесс //Вестник РУДН. – 2003. – №. 4-5. – С. 258-269.
35. Шадрин А.Е. Информационные технологии: вклад в социальный капи-тал [электронный ресурс]. – режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/bpa/934453dfc4aea737c3256d57003ea714 (дата обращения: 05.04.2015).
36. Шакурова А. В. История становления понятия «социальная идентичность» в зарубежной социологии и социальной психологии //Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №. 2.
37. Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2011. – №. 24. – С. 1002-1008.
38. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook. Спб.: Питер, 2011. 315 с.
39. Ядов В. А. Стратегия и методы качественного анализа данных //Социология. – 1991. – Т. 4. – С. 14-31.
40. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М. : ИКЦ" Академкнига", 2003. 395 с.
41. Andrews J., Higson H. Graduate employability,‘soft skills’ versus ‘hard’business knowledge: A European study //Higher education in Europe. – 2008. – Т. 33. – №. 4. – С. 411-422.
42. Bell D. Cyberculture: The key concepts. – Psychology Press, 2004.
43. Boyd D. Why youth (heart) social network sites: The role of networked pub-lics in teenage social life //MacArthur foundation series on digital learning–Youth, identity, and digital media volume. – 2007. – С. 119-142.
44. Cheung C. M. K., Chiu P. Y., Lee M. K. O. Online social networks: Why do students use facebook? //Computers in Human Behavior. – 2011. – Т. 27. – №. 4. – С. 1337-1343.
45. Daly J. A., Wiemann J. M. Strategic interpersonal communication. – Rout-ledge, 1994.
46. Duncan G. J., Dunifon R. Soft-Skills” and long-run labor market success //Research in labor economics. – 2012. – Т. 35. – С. 313-339.
47. Jones S. (ed.). Virtual culture: Identity and communication in cybersociety. – Sage, 1997.
48. Kaplan A. M., Haenlein M. Two hearts in three-quarter time: How to waltz the social media/viral marketing dance //Business Horizons. – 2011. – Т. 54. – №. 3. – С. 253-263.
49. Lisette de Vries, Sonja Gensler, Peter S.H. Leeflang Popularity of Brand Posts on Brand Fan Pages: An Investigation of the Effects of Social Media Marketing // Journal of interactive marketing. - 2012. - №26. - С. 83-91.
50. Merchant G. Identity, social networks and online communication //E-Learning and digital media. – 2006. – Т. 3. – №. 2. – С. 235-244.
51. Royle J., Laing A. The digital marketing skills gap: Developing a Digital Marketer Model for the communication industries //International Journal of Information Management. – 2014. – Т. 34. – №. 2. – С. 65-73.
52. Shields R. M., Shields R. (ed.). Cultures of the Internet: Virtual spaces, real histories, living bodies. – Sage, 1996.
53. Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. 1995. 349с.
54. Tymon A. The student perspective on employability //Studies in higher edu-cation. – 2013. – Т. 38. – №. 6. – С. 841-856.
55. Zhao S., Grasmuck S., Martin J. Identity construction on Facebook: Digital empowerment in anchored relationships //Computers in human behavior. – 2008. – Т. 24. – №. 5. – С. 1816-1836.