Введение. 3
Глава 1. Развитие сотрудничества Японии и АСЕАН с 1991 по 1999 год. 12
1.1 Расширение АСЕАН. 12
1.2 Развитие политического и геостратегического сотрудничества стран АСЕАН и Японии. 15
1.3 Развитие экономического сотрудничества стран АСЕАН и Японии. 19
1.4 Влияние Азиатского финансового кризиса 1997 – 1998 гг. на сотрудничество Японии и АСЕАН. 25
1.5 Особенности японской официальной помощи развитию (ОПР) странам АСЕАН в 90-е годы XX века. 33
Глава 2. Япония и АСЕАН (начало XXI века — 2014 гг.). 39
2.1 Взаимодействие Японии со странами АСЕАН в области обеспечения безопасности. 39
2.2 Экономическое сотрудничество. 49
2.3 Официальная помощь развитию странам АСЕАН. 52
Заключение. 67
Список использованных источников и литературы. 73
Последние десятилетия характеризуются усилением процессов интеграции, глобализации и экономической регионализации в Юго-Восточной Азия и, в частности, в рамках такой организации как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН. Юго-Восточная Азия за последние десятилетия превратилась в зону геополитического интереса многих стран мира. Япония не стала исключением. Для Японии страны АСЕАН, на территории которых проживает более полумиллиарда жителей,— выгодный экономический и геостратегический партнёр, а также важный рынок сбыта японских товаров и услуг.
Данная магистерская диссертация посвящена формированию и развитию торгово-экономических и политических связей Японии и стран-участниц АСЕАН.
Актуальность данной темы в том, что с конца XX века не только сильно возрос интерес к странам Восточной Азии, но и произошло смещение центра глобального экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сейчас регион Юго-Восточной Азии является одним из самых динамично-развивающихся, а происходящие здесь политические, экономические и интеграционные процессы привлекают собой особый интерес. В настоящее время взаимовыгодное сотрудничество Японии и стран-участниц АСЕАН привлекает внимание не только стран Восточной Азии, но и всех стран мира. Поэтому развитие отношений между Японией и АСЕАН, по мнению автора, представляет собой актуальный и интересный объект для исследования.
Выбор хронологических рамок исследования связан с важностью и актуальностью исследования данной проблемы именно на современном этапе. Поэтому автор в качестве нижней границы рассматриваемого периода берёт окончание «холодной войны», т.к. проследовавшие изменения в международном климате вынудили Японию пересмотреть свою позицию в меняющемся мире. Несмотря на то, что верхняя граница в названии работы не указана, ею является 2014 год. Это связано с тем, что на данном этапе рассмотрение экономических и политических связи Японии и стран АСЕАН после 2014 года является довольно сложной задачей, а прогнозов делать в данной работе не планируется.
Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы, анализируя экономические и политические связи Японии и стран АСЕАН с 1991 по 2014 гг., выявить особенности и характерные черты их развития, а также факторы и причины, которые на них влияют.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: рассмотреть торгово-экономические отношения Японии со станами-участницами АСЕАН, проанализировать сотрудничество Японии и АСЕАН в политической сфере, акцентируя внимание на проблеме обеспечения безопасности, а также провести анализ инвестиционного сотрудничества, предоставляемого Японией странам АСЕАН как по государственной линии, так и в рамках прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Для достижения поставленной цели необходимо так же рассмотреть и основные причины создания Ассоциации и этапы её формирования. Для этого во введении представлен краткий обзор деятельности АСЕАН до 90-х годов XX века.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Первая глава работы посвящена развитию сотрудничества Японии со странами АСЕАН с 1991 по 1999 годы. В эти годы Япония вступила в длительный период экономической депрессии, который характеризуется низкими темпами роста национальной экономики. В этой главе автор рассматривает основные причины политического и экономического сотрудничества Японии со странами Ассоциации и их тенденции, уделяя особое внимание инвестиционной деятельности Японии в странах АСЕАН. Также в первой главе приводится анализ влияния Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. на сотрудничество этих стран.
Во второй главе приведён анализ взаимодействия Японии со странами Ассоциации в сфере обеспечения безопасности и экономического сотрудничества этих стран на современном этапе. В данной главе автор подробно рассматривает основные тенденции в обеспечении безопасности в таких сферах как борьба с терроризмом, обеспечение морской безопасности и поддержание мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Автором было решено также уделить большое внимание инвестиционному сотрудничеству этих стран, как по линии официальной японской помощи развитию (ОПР), так и частных прямых иностранных инвестиций.
Объектом исследования данной работы является рассмотрение стратегии развития сотрудничества Японии и АСЕАН. В качестве предмета исследования выступают предпринятые меры со стороны Японии по развитию данного экономического и политического сотрудничества, а так же созданные с этой целью государственные и частные проекты.
В работе использован системный и исторический подход, метод обобщений, метод критического анализа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования ученых-экономистов, востоковедов и историков (Малетин Н.П., Костюгина Г.М., Тимонина Л.И., Лебедева И.П., Молодякова И.В., Журавлёва Е.С., Канаев Е.А.), информация, взятая с сайтов Министерства Иностранных дел Японии, Министерства Финансов Японии, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, официальные документы, отчеты и статистические базы, а так же фундаментальные положения и выводы, концепции и гипотезы, изложенные в аналитических статьях по данной теме. В период написания данной работы было принято участие семинаре, посвящённом истории политики стран АСЕАН в Осакском Университете, где автор проходил стажировку в 2015 году. Информация полученная в процессе участия в данном мероприятии, так же была использована в процессе написания данной работы.
В качестве основных источников литературы используются такие работы российских исследователей как «Роль Японии в экономическом развитии стран Восточной Азии» Лебедевой И.П., опубликованная в сборнике статей «Япония в Азии: параметры сотрудничества» под редакцией Молодякой Э.В., «Япония – АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию» Ковригина Е. Б. и Малетина Н. П. «АСЕАН : Четыре десятилетия развития» и многие другие. В этих работах хорошо освещаются аспекты сотрудничества Японии и стран Ассоциации в сфере инвестиционного и экономического сотрудничества.
Данная тема сама по себе не является новой, интерес к её изучению нашёл отражение в работах как российских так и зарубежных авторов. По мнению автора, в данной работе в отличии от большинства российских исследований особое внимание уделяется не только экономическому аспекту сотрудничества Японии и АСЕАН, но и политическому, а именно их взаимодействию в области обеспечения безопасности начиная с 90-х годов XX века с позиции Японии. Для этого автор в основном опирается на статьи и официальные документы, опубликованные на японских сайтах Министерства Иностранных дел, Министерства Обороны Японии, сайте АСЕАН, в меньшей мере используются статьи японских и английских авторов.
Сейчас существует множество различных международных организаций, и в мире не осталось практически ни одного государства, которое не было бы членом, про крайней мере, одной из них. Однако, если рассматривать международные организации в целом, то нельзя не отметить, что им присущ определённый «евроцентризм», проявляющийся как в их генезисе, так и в составе участников. АСЕАН является первой успешно функционирующей организацией, созданной на чисто азиатской основе — без участия США или европейских держав.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН (англ. TheAssosiationofSouthEastAsianNations, яп. 東南アジア諸国連合) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация, которая была создана в 1967 г. и изначально состояла из пяти стран-участниц — Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. 8 августа 1967 г. на встрече в здании таиландского департамента иностранных дел в Бангкоке министры иностранных дел Индонезии — Адам Малик, Филиппин — Нарцисо С. Рамос, Малайзии — Тул Абдул Разак, Сингапура — С. Раджаратнам, Таиланда — ТанатКхоман, которые считаются отцами-основателями АСЕАН, подписали «декларацию АСЕАН» (англ. ASEAN Declaration или BangkokDeclaration, яп. バンコク宣言). Этот относительно короткий и просто составленный документ, более известный как «Бангкокская декларация», учредил АСЕАН как региональное объединение стран Юго-Восточной Азии и провозгласил цели и задачи ассоциации.
Вторая мировая война привела к коренным изменениям в азиатском регионе и образованию на севере Вьетнама и Кореи социалистических государств. Последовавшая война во Вьетнаме и расширение американского военного присутствия, утрата доверия к великим державам Запада — послужили ещё одной причиной для создания региональной интеграции. Пытаясь ограничить вмешательство в их внутренние дела, обеспечить защиту своих прав и интересов, страны Ассоциации стремились упрочить своё положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе путём межгосударственного сотрудничества. Среди факторов, которые привели к созданию АСЕАН было и желание четырёх стран — Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин — сдержать амбиции тогдашней Индонезии в рамках многостороннего форума. Не менее важным фактором стала потребность стран Юго-Восточной Азии стабилизировать внутриполитическую обстановку и урегулировать конфликты, в том числе и территориальные, между собой. Однако, во время своей речи, министр иностранных дел Сингапура С. Раджаратнам сделал особый акцент на том, что АСЕАН не выступает против чего-либо и кого-либо, а стремится к стабильности, процветанию, улучшению экономических и социальных условий, миру в регионе Юго-Восточной Азии. Тоже подчеркнул и Министр иностранных дел Таиланда ТанатКхоман, заявив, что цель АСЕАН не разрушать, а создавать. Для начала, народам Юго-Восточной Азии нужно преодолеть голод, болезни и безграмотность. И если эти цели не могут быть достигнуты странами по одиночке, то их достичь становится намного проще, объединив усилия. Из этого вытекает не менее важный фактор — необходимость быстрого экономического развития.
В качестве основных задач было определено создание таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций.
Главные цели Ассоциации были определены следующим образом: ускорить экономическое, социальное и культурное развитие в Юго-Восточной Азии, способствовать миру и стабильности в регионе, стимулировать сотрудничество и взаимопомощь в области экономики, культуры, науки, техники и хозяйственной сфере.
Принцип принятия решений на основе консенсуса получил название «асеановский путь» или «метод АСЕАН» (англ. ASEAN Way), где главная роль отводилась диалогу во избежание открытой конфронтации. Согласно данному принципу, если найти консенсусное решение по проблеме невозможно, то страны Ассоциации просто без споров и попыток навязать друг другу свою позицию, откладывают эту проблему на будущее, до возникновения подходящих условий для её решения.
Характерной особенностью АСЕАН стала широкая система консультаций с представителями ряда внерегиональных государств — «партнёров по диалогу». В их число входили США, Япония, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Китай, Россия, Индия и страны Европы. В 1984 г. практика обсуждений между АСЕАН и «партнёрами по диалогу» была преобразована в постминистерские конференции, которые проводятся сразу после официальных встреч министров иностранных дел стран АСЕАН.
Процесс формирования Ассоциации проходил в условиях тяжёлой политической обстановки в регионе, усугублённой его экономической отсталостью, шёл медленно и трудно. Поэтому в первое десятилетие активность АСЕАН сводилась в основном к проведению периодических встреч глав Министров иностранных дел.
Сохранялись следы острых противоречий и конфликтов, страны учились доверять друг-другу. Преодоление отчуждённости и недоверия в отношениях между странами самой Ассоциации стало одной из основных задач. Однако, уже вскоре после подписания Декларации АСЕАН в 1968 г. с новой силой вспыхнул конфликт между Филиппинами и Малайзией вокруг Сабаха, что привело к временному разрыву дипломатических отношений между этими странами. А межэтнический конфликт в Малайзии в 1969 г. вызвал рост напряжённости между Сингапуром и Малайзией.
В 1971 г., 27 ноября, на совещании министров иностранных дел в Куала-Лумпуре, по инициативе Малайзии была принята Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (ЗОПФАН). Её целью провозглашалось избавление региона от международной напряжённости и достижение прочного мира в Юго-Восточной Азии. Куала-Лумпурская декларация носила политический характер, определяя место АСЕАН как единого целого в системе международных отношений в регионе.
К середине 70-х годов XX века резко изменилась ситуация в Юго-Восточной Азии — закончилась война в Индокитае и произошло сокращение военного присутствия США. В феврале 1973 г. министры иностранных дел стран АСЕАН выступили с заявлением о желании расширить состав участников Ассоциации, включив в неё все страны Юго-Восточной Азии.
Непременным условием будущего успешного социально-экономического развития страны АСЕАН видели в укреплении политической стабильности каждого члена и Ассоциации в целом. Поэтому экономический аспект интеграции был отодвинут на второй план и сводился к принятию решений, носивших лишь рекомендательный характер. Тем не менее уже с 70-х годов Сингапур и Филиппины стали выступать за создание своего рода «зоны свободной торговли».
Первое совещание глав государств АСЕАН (яп. 第1回ASEANN首脳会議開催) состоялось лишь в феврале 1976 г. на о. Бали, на котором были приняты «Декларация согласия АСЕАН» (так называемое Балийское согласие, яп. ASEAN協和宣言) и «Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии», определившие программу действий в различных сферах сотрудничества (политической, экономической, социальной, культурной, обеспечения безопасности), а также юридическую базу отношений стран АСЕАН между собой и с другими государствами региона. С этого момента Ассоциация была официально провозглашена политико-экономической организацией и обрела основополагающие принципы, программу действий и организационную структуру.
В Декларации руководящим и координирующим органом в деятельности АСЕАН становились встречи глав государств стран-участниц. Был создан Секретариат АСЕАН, который состоял из трёх бюро — экономического, научно-технического и социокультурного. Он стал главным административным органом, возглавляемый Генеральным секретарём, и осуществлял координацию деятельности механизмов и структур Ассоциации. Его местоположением была определена Джакарта.
К концу 80-х годов Ассоциация вышла на широкую международную арену и смогла заявить о себе как о весомом факторе в международных отношениях.
Перед данной работой была поставлена цель выявить особенности и характерные черты развития экономических и политических отношений Японии со странами АСЕАН с 1991 по 2014 гг., а так же факторы и причины, которые на них влияют.
Для достижения данной цели автор предпринял попытку реализовать следующие задачи – рассмотреть экономические отношения Японии со станами-участницам АСЕАН, проанализировать сотрудничество Японии и АСЕАН в политической сфере, уделяя особое внимание проблеме обеспечения безопасности, и провести анализ инвестиционного сотрудничества, предоставляемого Японией странам АСЕАН как по государственной линии (официальная помощь развитию), так и в рамках прямых иностранных инвестиций.
Для достижения поставленной цели во введении также был представлен краткий исторический обзор деятельности АСЕАН до 90-х годов XX века, где были проанализированы основные причины создания Ассоциации и этапы её формирования, а в первом параграфе первой главы было рассмотрено расширение АСЕАН с географической точки зрения в последнем десятилетии XX века.
К началу нового тысячелетия АСЕАН, которую многие эксперты того времени рассматривали лишь как продукт холодной войны, не только не прекратила своего существования, но и пополнила свои ряды – к пятёрке стран-основательниц (Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд), поборов внутренние противоречия, присоединились Бруней в 1984 г., Вьетнам в 1995 г., Лаос и Мьянма в 1997 г. и Камбоджа в 1999 году, что способствовало превращению Ассоциации в подлинно региональную организацию. Таким образом, к началу XXI века завершился географический интеграционный процесс стран Юго-Восточной Азии, и в новом тысячелетии главной задачей АСЕАН стало дальнейшее развитие региона, для чего было необходимо наладить устойчивые экономические и политические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и с японским государством.
После окончания «Холодной войны» и последовавших за этим изменениями в международном климате, Япония была вынуждена пересмотреть свою позицию в меняющееся мире и решила взять на себя более активную роль в ведении не только глобальной, но и региональной политики. Более того, залог своего экономического роста Япония видела в стабильном развитии Юго-Восточной Азии, а именно стран АСЕАН. Это связано с тем, что из-за врождённой слабости экономической базы – сравнительной узости внутреннего рынка и отcутствие сырья, особенно энергетических ресурсов – страна находится в зависимости от внешнего рынка и поставок. Поэтому одним из основных рынков сбыта своей продукции и источника сырьевых ресурсов Япония видела в странах Юго-Восточной Азии. Но население этих стран обладало низкой покупательной способностью, а недостаточный уровень технологической оснащённости не позволял включить их в производственную кооперацию. Для повышения уровня технологического и экономического развития, Япония проводила политику оказания помощи развитию странам Юго-Восточной Азии, которая осуществлялась как по линии государственных, так и частных институтов, а также в форме передачи технологий.
Официальная помощь развитию являлась и продолжает являться одной из основных форм экономического взаимодействия между Японией и странами АСЕАН. В отличии от других стран, японская ОПР главным образом была направлена на развитие инфраструктуры и предоставлялась не в виде грантов, а в форме льготных кредитов, так называемой «помощи во имя самопомощи», за что не раз подвергалась критике западными державами. До XXI века основными получателями японской ОПР, кроме Китая и Южной Кореи, были так называемые «старые члены» АСЕАН – Филиппины, Таиланд, Индонезия и Малайзия, однако уже в новом тысячелетии, благодаря активной торговле с Японией и реализации проектов нацеленных на экономическое развитие совместно с Японией, большинство из них перестало нуждаться в стабильной экономической поддержке. Теперь основным направлением приложения японской помощи развитию стали страны, вступившие в АСЕАН на рубеже XX –XXI века –Лаос, Мьянма, Камбоджа (страны бассейна Меконг) и Вьетнам. Сейчас доля помощи этим странам в общем объёме ОПР не только не падает, но и значительно возрастает (составив более 30% в 2012 г.), что говорит о высокой заинтересованности Японии в развитии данного региона.
Можно сказать, что ОПР странам Юго-Восточной Азии способствует как развитию этого региона, так и укреплению дипломатических и политико-экономических связей, а также дружеских отношений между ними. Такая политика несомненно отвечает одной из главных целей Японии, которая заключается в способствовании обеспечению безопасности и процветания Японии и повышения благосостояния её народа посредством развития стран Восточной Азии. Также важно отметить, что политика оказания ОПР несомненно согласуется и с интересами японского частного сектора. С одной стороны она улучшает инвестиционный климат в странах АСЕАН и повышает покупательную способность, а с другой обеспечивает инфраструктуру необходимую для существования филиалов японских корпораций. Поэтому уже к 2014 г. объём японских прямых инвестиций достиг в страны АСЕН 180 млрд долл. Столь высокие объёмы прямых иностранных инвестиций связаны с тем, что японские предприятия использовали местные конкурентные преимущества для производства своей продукции, такие как дешёвая рабочая сила и высокие перспективы увеличения спроса на свою продукцию.
В тоже время, Азиатский финансовый кризис 1997 – 1998 гг. ухудшил условия деятельности для японских корпораций и наблюдался отток частных прямых инвестиций. Но Япония, несмотря на собственные экономические трудности, оказывала активную помощь странам АСЕАН по выходу из сложившейся ситуации, в общей сложности предоставив более 80 млрд долл. Это связано с тем, что из-за многолетней тесной экономической связи с регионом, любые нестабильности в Юго-Восточной Азии сказываются и на её собственной экономике и внешней торговле. Активная позиция Японии в решении финансовых проблем в Восточной Азии и высокая оценка японской помощи со стороны стан-членов Ассоциации способствовали созданию нового механизма сотрудничества – АСЕАН +3 (АСЕАН, Япония, Китай, Южная Корея).
Однако, несмотря на то, что помощь региону можно оценить как эффективную, всё ещё необходимы значительные усилия для обеспечения комплексного, сбалансированного и устойчивого развития всех стран АСЕАН, уделяя особое внимание сокращению разницы в уровнях развития между «старыми» странами-членами Ассоциации и странами бассейна Меконг.
Долгое время Япония оставалась основным торговым партнёром стран Ассоциации, но Мировой финансовый кризис и малые темпы роста собственной экономики пошатнул её позиции. Сейчас Япония является вторым по величине торговым партнёром стран АСЕАН после Китая, и по данным Министерства финансов Японии объём общей двусторонней торговли между странами АСЕАН и Японии в 2014 г. достиг 220 млрд долл.
Для поддержания и дальнейшей активизации торговли и инвестиций в регионе Японией и станами АСЕАН была предпринята попытка создания ЗСТ между ними, которая увенчалась подписанием подписанием соглашения о всестороннем экономическом партнёрстве (ASEAN — theJapanComprehensiveEconomicPartnership, the AJCEP Agreement).
С 90-х годов XX века произошло смещение интересов Японии в Юго-Восточной Азии с исключительно экономических в сторону политического сотрудничества.
Япония приняла активное участие в решение камбоджийской проблемы, конфликта между Филиппинами и Китаем по поводу Южно-Китайского моря, в разрешении внутреннего вооружённого конфликта на Филиппинах на острове Минданаои других важных проблем безопасности, что способствовало укреплению её отношений со странами АСЕАН и повышению её международного авторитета. Характерной чертой были именно двусторонние связи Японии с отдельными странами АСЕАН, а не организацией в целом. Первой успешной попыткой ведения многостороннего диалога Японии с Ассоциацией можно считать создание Регионального форума АСЕАН (АРФ)по предложению Японии, первое собрание которого состоялось в июле 1994 года. Сейчас, кроме десяти стран-участниц АСЕАН в нём принимают участие ещё 16 членов. Региональный форум АСЕАН стал местом для ведения диалога и сотрудничества по вопросам политики и обеспечения безопасности Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В новом тысячелетии, несмотря на то, что милитаристический образ Японии всё ещё не был забыт, страны АСЕАН перестали воспринимать Японию в качестве агрессора. Поэтому дебаты по изменению 9ой статьи японской конституции, согласно которой Япония отказывалась от использования вооружённых сил для решения международных конфликтов, не вызвали такого беспокойства в странах Ассоциации, как могли бы ещё несколько десятилетий назад, что нельзя сказать о ближайших соседях Японии – Китае и Южной Корее. Такое изменение в восприятии можно объяснить с одной стороны тем, что Япония на протяжении нескольких десятилетий оказывала активную финансовую поддержку странам АСЕАН, главным образом по линии официальной помощи развитию (ОПР), которую страны активно приветствовали ещё с самого начала. С другой стороны, страны Ассоциации, всегда относившиеся с подозрением и недоверием к участию Японии в политический сфере и сфере обеспечения безопасности, постепенно стали принимать помощь Японии в решении своих региональных вопросов безопасности.
И всё же, некоторые страны-члены АСЕАН до сих пор относятся к внешней политики Японии в сфере обеспечения безопасности с некоторым опасением. Поэтому, несмотря на то, что Японией было заключено множество соглашений в сфере обеспечения безопасности со странами АСЕАН, можно сказать, что никаких важных комплексных решений и документов, регулирующих конфликты в регионе и политику обеспечения безопасности Японии с Ассоциацией в целом, пока так и не было выработано.
Таким образом, к началу нового тысячелетия страны АСЕАН перестали воспринимать Японию в качестве агрессора и стали в большей степени расценивать её в качестве важного партнёра по диалогу в различных сферах. Для Японии страны Ассоциации являются важным внешнеторговым партнёром и ключевой производственной базой японских корпораций, которые разработали обширные производственные сети и цепочки поставок по всей Азии. Поэтому активный экономический рост Китайской Народной Республики вызывает опасения у Японии, главным образом ввиду усиливающейся конкуренции за влияние в Восточной Азии.
1. ASEAN DECLARATION 1967 // AssociationofSouthEastCountries (ASEAN): [Электронный ресурс]. URL: http://www.asean.org/asean/about-asean/history/ (дата обращения 10.05.2016).
2. JointStatementonEastAsiaCooperation 28 November 1999 //AssociationofSouthEastCountries (ASEAN): [Электронный ресурс]. URL: http://www.asean.org/?static_post=joint-statement-on-east-asia-cooperation-28-november-1999(дата обращения 10.05.2016).
3. The ASEAN-JapanJointDeclarationforCooperationtoCombatTerrorismandTransnationalCrime// Ministry of Foreign Affairs of Japan (MOFA):[Электронный ресурс]. URL:http://www.mofa.go.jp/files/000059328.pdf(дата обращения 10.05.2016).
4. TreatyofSanFranciscoArticle 14 // UnitedNationsTreatyCollection: [Электронный ресурс]. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20136/volume-136-I-1832-English.pdf(дата обращения 10.05.2016).
Источники на японском языке.
5. 2 旧・政府開発援助大綱(1992年6月閣議決定)// 外務省 Ministry of Foreign Affairs of Japan (MOFA):[Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/shiryo/hakusyo/04_hakusho/ODA2004/html/honpen/hp203020000.htm(дата обращения 10.05.2016).
6. 日本国防衛省とシンガポール共和国国防省との間の防衛交流に関する覚書 // 防衛省–自衛隊):[Электронный ресурс]. URL: Ministry of Defense of Japan http://www.mod.go.jp/j/press/youjin/2009/12/16a.pdf(дата обращения 10.05.2016).
7. 政府開発援助大綱// 外務省 Ministry of Foreign Affairs of Japan (MOFA):[Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/seisaku/taikou/pdfs/taiko.pdf(дата обращения 10.05.2016).
Словари и справочная литература.
8. Япония от А до Я Энциклопедия — популярная иллюстрированная энциклопедия. -М. : Япония сегодня, 2000. - 640 с.
9. Японско-русский учебный словарь иероглифов. / Фельдман-Конрад Н.И. - М. : Живой язык, 2010. - 680 с.
Научная литература.
Литература на русском языке
10. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Васильев Л.Е. [и др.]. - М. : ИД «Форум», 2010. - 368 с.
11. Введение в востоковедение: Общий курс. / Зеленев Е. И. [и др.]. - СПб. : КАРО, 2011. - 584 с.
12. Журавлёва Е.С. АСЕАН и Япония в период финансового кризиса в Юго-Восточной Азии // Знание. Понимание. Умение. Выпуск 4, 2012. - С. 117-122.
13. История Японии. Т.2. 1868—1998 / Редактор Жуков А. Е. - М. : Институт Востоковедения РАН, 1998. - 703 с.
14. Ковригин Е. Б. Япония – АСЕАН : эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. Выпуск 2, 2013. - С. 40-74.
15. Колосюк Н.А. Причины Азиатского финансового кризиса // Известия Восточного Института. Выпуск 7, 2003. - С. 42-46.
16. Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) // Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Редактор Ливенцева Н.Н. - М. : Экономистъ, 2006. - С. 226-261.
17. Малетин Н. П. АСЕАН : Четыре десятилетия развития. - М. : МГИМО-Университет, 2007. - 312 с.
18. Меньшикова С. М. Роль АСЕАН в становлении региональной архитектуры в АТР // Вестник МГИМО Университета. Выпуск 4, 2012. - С. 101-108.
19. Мировой кризис и Япония / Молодякова Э.В. [и др.]. - М. : АИРО-XXI, 2009. - 256 с.
20. Современные международные отношения: Учебник / Торкунов А.В. [и др.]. - М. : РОССПЭН, 1999. - 584 с.
21. Экономика Японии : учебное пособие / Лебедева И.П. [и др.]. М. : Вост. Лит., 2008. - 407 с.
22. Япония 2004-2005. Ежегодник / Редактор Молодякова Э. В. - М. : АИРО-ХХI, 2006. - 312 с.
23. Япония 2008. Ежегодник / Редактор Молодякова Э. В. - М. : АИРО–ХХI, 2008. - 312 с.
24. Япония 2009. Ежегодник / Редактор Молодякова Э. В. - М. : АИРО–ХХI, 2009. - 356 с.
25. Япония в Азии : состояние и перспективы региональных связей / Редактор Молодякова Э.В. - М. : Институт востоковедение РАН, 2014. - 194 с.
26. Япония в Азии: Параметры сотрудничества / Рук. проекта Молодякова Э.В. - М. : АИРО–ХХI, 2013. - 312 с.
Литература на английском языке
27. ASEAN'sPerceptionsofJapan: ChangeandContinuitybyBhubhindarSingh // AsianSurvey, Vol. 42,No. 2. March/April 2002. -UniversityofCaliforniaPress.Pp. 276-296.
28. Cabalu H. A ReviewofAsianCrisis: Causes, ConsequencesandPolicyResponses //AustralianEconomicReview. September 1999, Vol. 32,No. 3. Pp. 304-313.
29. Japanese Defense Focus. March 2013, No. 38. - MinistryofDefenceofJapan - 5 p.
30. Japan'sInternationalRelations / Hook D. H. [andothers]. - NY ; London :Routledge, 2001. - 532 p.
31. Lipscy P.Y. Japan'sAsianMonetaryFundProposal //StanfordJournalofEastAsianAffairs, 2003, Vol . 3. - Japan. - Pp.95-103.
32. McDougallD. Historical Dictionary of International Organizations in Asia and the Pacific. - London :Rowman & Littlefield, 2014. - 384.
33. NamPan. Japanese ODA toAsianCountries : AnEmpiricalStudyofMyanmarComparedwithCambodia, Laos, andVietnam. - 43 p.
34. RoutledgeHandbookofAsianRegionalism / Ed.byBeeson M., Stubbs R.-NY ; London : Routledge, 2012. - 488 p.
35. Shimamoto K., Ito K., Sugita Y. Historical Dictionary of Japanese Foreign Policy. - Rowman & Littlefield Publishers, 2015. - 412p.
36. Smith C. Japan: ForgiveandForget // FarEasternEconomicReview. 9/8/94, Vol. 157,No. 36,- 12p.
37. Sunaga K. TheReshapingofJapan'sOfficialDevelopmentAssistance (ODA Charter) //DiscussionPaperonDevelopmantAssistance. 2004, No.3, - 35 p.
38. Taplin R. Decision-Making&Japan: A StudyofCorporateJapaneseDecision-MakinganditsrelevancetoWesterncompanies. -NY ; London :Routledge, 2013. - 165 p.
39. TheAsianFinancialCrisis: Origins, ImplicationsandSolutions / Ed. byHunter W. C., Kaufman G. G., Krueger T. H. -Boston ;London : KluwerAcademic, 1999. - 526 p.
Литература на японском языке
40. 数字でみるアセアン (ASEAN inFigures). - Japan :ジェトロ(日本貿易振興機構), 1998. - 202p.
41. ASEANパワー – アジア太平洋の中核へ (ASEAN power ) / 山影進 (YamakageSusumu). - Japan : 東京大学出版会, 1997. - 356 p.
42. ASEANの経済発展と日本 伊藤隆敏(EconomicDevelopmentof ASEAN andJapan) /伊藤隆敏(ItoTakatoshi). - Japan : 日本評論社, 2004. - 324 p.
Сайты сети Интернет
Сайты на английском языке
43. 1st Meeting of ASEAN Maritime Forum (AMF) // Ministry of Foreign Affairs Republic of Indonesia: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kemlu.go.id/en/berita/siaran-pers/Pages/1st-Meeting-Of-Asean-Maritime-Forum-AMF.aspx/(дата обращения 10.05.2016).
44. ASEAN leaders agree to study 'expanded' ASEAN Maritime Forum // United Nations Environmental Programme (UNEP): [Электронный ресурс]. URL: http://www.projectren.org/ecmu_list.php?id=370/(дата обращения 10.05.2016).
45. Association of South East Countries (ASEAN): [Электронный ресурс]. URL: http://www.asean.org/ (дата обращения 10.05.2016).
46. Economic Research Institute for ASEAN and East Asia(ERIA): [Электронный ресурс]. URL:http://www.eria.org/(дата обращения 10.05.2016).
47. Country Assistance Policy for Indonesia // Embassy of Japan in Indonesia:[Электронный ресурс]. URL:http://www.id.emb-japan.go.jp/oda/en/policy.pdf(дата обращения 10.05.2016).
48. Country Assistance Policy for Malaysia // Embassy of Japan in Malaysia:[Электронный ресурс]. URL:http://www.my.emb-japan.go.jp/English/ODA/assistance_policy.pdf(датаобращения 10.05.2016).
49. Country Assistance Policy for Philippines //// Embassy of Japan in Philippines): [Электронный ресурс]. URL:http://www.ph.emb-japan.go.jp/bilateral/image/oda%202010%20update/countryassistancepolicy.pdf(дата обращения 10.05.2016).
50. Country Assistance Policy for Thailand // Embassy of Japan in Thailand:[Электронный ресурс]. URL: http://www.th.emb-japan.go.jp/en/oda/CountryAssistancePolicy_Thailand_EN.pdf(датаобращения 10.05.2016).
51. Kawai M., Thusar M., HaytonB.AsiaProgramme. ASEAN’sRegionalRoleandRelationswithJapanTheChallengesofDeeperIntegration : research paper. 2016. - 34 p. // ChathmanHouse: TheRoyal Institute of International Affairs: [Электронный ресурс]. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/publications/research/2016-02-18-asean-regional-role-kawai-thuzar-hayton.pdf(датаобращения 10.05.2016).
52. Qu X., Meng Q. The Economic Importance of the Straits of Malacca and Singapore: An extreme-scenario analysis. Singapore, 2014. - 15 p. //Griffith University:[Электронный ресурс]. URL: http://www98.griffith.edu.au/dspace/bitstream/handle/10072/47702/77135_1.pdf(датаобращения 10.05.2016).
53. The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD): [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения 10.05.2016).
Сайты на японском языке
54. アセアンペディア ASEANまるわかり (ASEANPEDIA):[Электронный ресурс]. URL: http://aseanpedia.asean.or.jp/(датаобращения 10.05.2016).
55. ミンダナオ和平枠組み合意への日本の貢献 — ミンダナオ紛争影響地域の開発現場から// AsiaPeacebuildingInitiatives: [Электронный ресурс]. URL: http://peacebuilding.asia/ミンダナオ和平枠組み合意への日本の貢献-ミン/(дата обращения 10.05.2016).
56. 公益財団法人日本国際問題研究所The Japan Institute of International Affairs JIIA:[Электронный ресурс]. URL:http://www2.jiia.or.jp(дата обращения 10.05.2016).
57. 防衛省 – 自衛隊 Ministry of Defense of Japan:[Электронный ресурс]. URL: http://www.mod.go.jp/ (дата обращения 10.05.2016).
58. 財務省Ministry of Finance Japan:[Электронный ресурс]. URL: https://www.mof.go.jp/(дата обращения 10.05.2016).
59. 外務省 Ministry of Foreign Affairs of Japan (MOFA):[Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/index.html (дата обращения 10.05.2016).
60. バブル景気Bubble economy// 毎日新聞: [Электронный ресурс]. URL: http://mainichi.jp/feature/afterwar70/since1945/vol4.html (дата обращения 10.05.2016).