Компетенции продюсера в деятельности журналиста
|
Введение
Глава I. Продюсер ТВ: становление профессии……………………………………………………………………….9
1.1 Телевизионный продюсер: профессиональные функции……………9-15
1.2 Исторические предпосылки телевизионного продюсирования в западной практике
1.3. Зарождение института продюсирования на отечественном телевидении
Глава II. Компетенции продюсера на современном телевидении………...30
2.1 Роль продюсера на зарубежном телевидении…………….…………30-33
2.2. Задачи телевизионного продюсера на отечественном ТВ................33-36
2.2.1. Продюсирование информационных программ на федеральном телеканале: 5 канал-Петербург, информационная программа «Сейчас»………………………………………………………………..….36-39
2.2.2.Продюсер информационного вещания на региональном ТВ…………………………………………………………..…39-41
2.2.3 Продюсер по гостям в ток-шоу на федеральном телеканале
и на региональном ТВ
2.2.4. Информационно-аналитическая программа на федеральном телеканале, на примере программы «Главное» с Никой Стрижак на Пятом канале
2.3.Журналист и продюсер: практика взаимодействия……….…46-47
Заключение……………………………………………………………….48-49
Список литературы………………………………………………………50-52
Приложения 1……………………………………………………………53-54
Приложение 2……………………………………………………………55-57
Приложение 3……………………………………………………………58-59
Приложение 4……………………………………………………………60-62
Приложение 5
Глава I. Продюсер ТВ: становление профессии……………………………………………………………………….9
1.1 Телевизионный продюсер: профессиональные функции……………9-15
1.2 Исторические предпосылки телевизионного продюсирования в западной практике
1.3. Зарождение института продюсирования на отечественном телевидении
Глава II. Компетенции продюсера на современном телевидении………...30
2.1 Роль продюсера на зарубежном телевидении…………….…………30-33
2.2. Задачи телевизионного продюсера на отечественном ТВ................33-36
2.2.1. Продюсирование информационных программ на федеральном телеканале: 5 канал-Петербург, информационная программа «Сейчас»………………………………………………………………..….36-39
2.2.2.Продюсер информационного вещания на региональном ТВ…………………………………………………………..…39-41
2.2.3 Продюсер по гостям в ток-шоу на федеральном телеканале
и на региональном ТВ
2.2.4. Информационно-аналитическая программа на федеральном телеканале, на примере программы «Главное» с Никой Стрижак на Пятом канале
2.3.Журналист и продюсер: практика взаимодействия……….…46-47
Заключение……………………………………………………………….48-49
Список литературы………………………………………………………50-52
Приложения 1……………………………………………………………53-54
Приложение 2……………………………………………………………55-57
Приложение 3……………………………………………………………58-59
Приложение 4……………………………………………………………60-62
Приложение 5
Развитие рыночных отношений в конце двадцатого века серьезно повлияло на информационную сферу. Конкуренция государственных, общественных и частных телекомпаний увеличилась в несколько раз по сравнению с тем, что было еще 20 лет назад. В эпоху конвергенции информации и развития новых медиа конкуренция традиционных СМИ усиливается. На данный момент в России работает более 150 только нишевых телеканалов. По данным EuropeanAudiovisualObservatory, в нашей стране представлено примерно 2300 различных ТВ каналов (или, по крайней мере, имеющих лицензию на вещание на территории страны). Из них 80% принадлежит частным компаниям, 13% − государственным и еще 5% имеют смешанную структуру владения. Почти треть всех каналов – это региональные информационные каналы, 21% − то есть каждый пятый – развлекательные и lifestyle телеканалы. Проникновение HD каналов в России составляет 8%. Крупнейшими медиакомпаниями России, управляющими максимальным количеством телеканалов, являются «Газпром Медиа» (более 50), ВГТРК (30+) и «Национальная медиа группа» (25 каналов) .
Главная борьба идет, конечно, за внимание телезрителя в жесткой конкуренции с интерент-контентом. В эпоху Интернета изменились требования аудитории не только к качеству информации, но и к ее оперативности. Потребители информации (читатели, слушатели, зрители) имеют доступ к сети, где информация появляется практически в режиме реального времени. Принципы избирательности и готовности к потреблению «здесь и сейчас» во многом определяют поведение и выбор аудитории. В условиях разнообразия медиапредложений современный пользователь, формируя картину дня, как правило, использует совокупность источников.
С появлением и широким распространением смартфонов новости стали средой, в которой человек живет ежесекундно. По словам Дмитрия Солодовникова, представителя МТС, «сейчас (на конец 2014г. – курсив автора) в мире смартфонами пользуются 22% жителей планеты и 70% из них смотрят новости. В Азии и вовсе 90% жителей пользуются смартфонами. В России, кстати, порядка 35%.Лидером по обмену новостным контентом являются платформы социальных сетей, и люди через них больше обмениваются новостями, чем ранее. При этом мы наблюдаем и тенденцию к сокращению времени восприятия новости. Так, период концентрации внимания пользователей на новом контенте сократился за последние 15 лет с 8 до 12 секунд» .
Цифровая эпоха требует от журналистов не только новых знаний и навыков, но именно она поднимет их статус на новый уровень. Важнейшим условием для телевидения становится постоянное обновление в телевизионном производстве. Изменяются не только подходы к подаче информации, но и качество новостного продукта, способы его подачи. Как считают некоторые телевизионные эксперты, сегодня на первый план выходит фигура продюсера. Ирина Кемарская в своей работе «Телевизионный редактор» отмечает следующее: «Любой телевизионный продукт всегда делает не один человек, а команда. В идеале эта команда устроена так, что никто не мешает друг другу, у каждого профессионала – своя ниша. Самая большая удача, которая может вас ожидать, – это успех группы. Он всегда несоизмеримо больше, чем успех одного человека» .
Нужно отметить, что так было всегда: ТВ – это коллективный труд. Деятельность журналиста тесно связана с работой коллектива, фрагментируется как в рамках конкретного материала, так и в рамках общих задач редакции. Но сегодня работа творческого коллектива усложняется, поскольку детализируется процесс управления в компании. Увеличивается значение функций организации производства контента. Возрастает роль полифункциональности в редакционных коллективах. Повышение эффективности работы творческого коллектива часто зависит от управленческого аппарата.
Среди журналистов-практиков, а также в научных кругах, существуют разночтения в трактовке понятия телевизионного продюсирования. При этом изучению факторов, которые способствовали появлению данной специальности на отечественном телевидении, уделяется мало внимания. Недостаточная разработанность научных исследований, которые отражают особенности телевизионного продюсирования в России, обусловливаю тактуальность и новизну нашего исследования.
Цель работы – проследить становление, развитие и распределение функций продюсера на ТВ в аспекте формирования новых профессиональных компетенций телевизионного журналиста.
В соответствии с обозначенной целью ставятся следующие задачи:
- дать определение понятию телевизионное продюсирование;
- проследить развитие телевизионного продюсирования в отечественной и зарубежной практиках;
- определить основные компетенции продюсера на телевидении;
- сравнить функции и обязанности продюсера в редакции на отечественном телевидении и на зарубежных каналах;
- выявить новые компетенции, необходимые тележурналисту в связи с развитием института продюсирования.
Объект нашего исследования – телевизионное продюсирование, предмет−компетенции телевизионного продюсера в аспекте профессиональной подготовки тележурналиста.
Теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных исследователей, а именно работы И.Н. Кемарской, С. А. Муратова, Д. Губина, К. Келлисон, О.Ф. Майдуровой, С. Н. Ильченко и других авторов, которые исследовали теорию и практику продюсирования на телевидении.
Эмпирическую базу формируют экспертные интервью с продюсерами отечественного и зарубежного телевидения. Автором было проинтервьюировано 7 продюсеров отечественного ТВ и 2 продюсера с зарубежным опытом работы.
Следует отметить, что ценность работе придает метод включенного наблюдения, который использует автор в своей работе. Также автор исследования провел ряд экспертных интервью с работниками отечественного и зарубежного телевидения, среди которых руководитель планирования и продюсирования Дирекции информационно-аналитических программ телекомпании «Пятый канал-Петербург» Лариса Костина, заместитель директора Дирекции информационно-аналитического вещания Петр Гуленко, директор новостей чешского телевидения CT24 ZdenekSamal и продюсер немецкого новостного агентства Mhoch4 Наталия Науменко. Кроме того, автор лично принимал участие в подготовке программ: «Главное», «Сейчас», «Открытая студия», «Актуально», «Место происшествия» (5 канал-Петербург).
В работе используются следующие методы исследования: сопоставительный анализ, наблюдение, включенное наблюдение, описание, экспертное интервью.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и приложений. В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты телевизионного продюсирования в отечественной и зарубежной практиках. Во второй главе анализируем профессиональные компетенции журналиста и продюсера в современной информационной редакции.
Главная борьба идет, конечно, за внимание телезрителя в жесткой конкуренции с интерент-контентом. В эпоху Интернета изменились требования аудитории не только к качеству информации, но и к ее оперативности. Потребители информации (читатели, слушатели, зрители) имеют доступ к сети, где информация появляется практически в режиме реального времени. Принципы избирательности и готовности к потреблению «здесь и сейчас» во многом определяют поведение и выбор аудитории. В условиях разнообразия медиапредложений современный пользователь, формируя картину дня, как правило, использует совокупность источников.
С появлением и широким распространением смартфонов новости стали средой, в которой человек живет ежесекундно. По словам Дмитрия Солодовникова, представителя МТС, «сейчас (на конец 2014г. – курсив автора) в мире смартфонами пользуются 22% жителей планеты и 70% из них смотрят новости. В Азии и вовсе 90% жителей пользуются смартфонами. В России, кстати, порядка 35%.Лидером по обмену новостным контентом являются платформы социальных сетей, и люди через них больше обмениваются новостями, чем ранее. При этом мы наблюдаем и тенденцию к сокращению времени восприятия новости. Так, период концентрации внимания пользователей на новом контенте сократился за последние 15 лет с 8 до 12 секунд» .
Цифровая эпоха требует от журналистов не только новых знаний и навыков, но именно она поднимет их статус на новый уровень. Важнейшим условием для телевидения становится постоянное обновление в телевизионном производстве. Изменяются не только подходы к подаче информации, но и качество новостного продукта, способы его подачи. Как считают некоторые телевизионные эксперты, сегодня на первый план выходит фигура продюсера. Ирина Кемарская в своей работе «Телевизионный редактор» отмечает следующее: «Любой телевизионный продукт всегда делает не один человек, а команда. В идеале эта команда устроена так, что никто не мешает друг другу, у каждого профессионала – своя ниша. Самая большая удача, которая может вас ожидать, – это успех группы. Он всегда несоизмеримо больше, чем успех одного человека» .
Нужно отметить, что так было всегда: ТВ – это коллективный труд. Деятельность журналиста тесно связана с работой коллектива, фрагментируется как в рамках конкретного материала, так и в рамках общих задач редакции. Но сегодня работа творческого коллектива усложняется, поскольку детализируется процесс управления в компании. Увеличивается значение функций организации производства контента. Возрастает роль полифункциональности в редакционных коллективах. Повышение эффективности работы творческого коллектива часто зависит от управленческого аппарата.
Среди журналистов-практиков, а также в научных кругах, существуют разночтения в трактовке понятия телевизионного продюсирования. При этом изучению факторов, которые способствовали появлению данной специальности на отечественном телевидении, уделяется мало внимания. Недостаточная разработанность научных исследований, которые отражают особенности телевизионного продюсирования в России, обусловливаю тактуальность и новизну нашего исследования.
Цель работы – проследить становление, развитие и распределение функций продюсера на ТВ в аспекте формирования новых профессиональных компетенций телевизионного журналиста.
В соответствии с обозначенной целью ставятся следующие задачи:
- дать определение понятию телевизионное продюсирование;
- проследить развитие телевизионного продюсирования в отечественной и зарубежной практиках;
- определить основные компетенции продюсера на телевидении;
- сравнить функции и обязанности продюсера в редакции на отечественном телевидении и на зарубежных каналах;
- выявить новые компетенции, необходимые тележурналисту в связи с развитием института продюсирования.
Объект нашего исследования – телевизионное продюсирование, предмет−компетенции телевизионного продюсера в аспекте профессиональной подготовки тележурналиста.
Теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных исследователей, а именно работы И.Н. Кемарской, С. А. Муратова, Д. Губина, К. Келлисон, О.Ф. Майдуровой, С. Н. Ильченко и других авторов, которые исследовали теорию и практику продюсирования на телевидении.
Эмпирическую базу формируют экспертные интервью с продюсерами отечественного и зарубежного телевидения. Автором было проинтервьюировано 7 продюсеров отечественного ТВ и 2 продюсера с зарубежным опытом работы.
Следует отметить, что ценность работе придает метод включенного наблюдения, который использует автор в своей работе. Также автор исследования провел ряд экспертных интервью с работниками отечественного и зарубежного телевидения, среди которых руководитель планирования и продюсирования Дирекции информационно-аналитических программ телекомпании «Пятый канал-Петербург» Лариса Костина, заместитель директора Дирекции информационно-аналитического вещания Петр Гуленко, директор новостей чешского телевидения CT24 ZdenekSamal и продюсер немецкого новостного агентства Mhoch4 Наталия Науменко. Кроме того, автор лично принимал участие в подготовке программ: «Главное», «Сейчас», «Открытая студия», «Актуально», «Место происшествия» (5 канал-Петербург).
В работе используются следующие методы исследования: сопоставительный анализ, наблюдение, включенное наблюдение, описание, экспертное интервью.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и приложений. В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты телевизионного продюсирования в отечественной и зарубежной практиках. Во второй главе анализируем профессиональные компетенции журналиста и продюсера в современной информационной редакции.
Формирование рыночных механизмов на отечественном телевидении тесно связано со становлением особого вида деятельности − телевизионным продюсированием, играющим ключевую роль в развитии российской аудиовизуальной индустрии. Однако существующие до настоящего времени разночтения в трактовке термина «телевизионное продюсирование» и сути профессии «продюсера», отсутствие их научного обоснования приводят к многочисленным разногласиям и заблуждениям в понимании сущности явления.
Институт продюсирования на телевидении формировался с 50-х годов двадцатого века – на Западе. Первые продюсеры появились в США, так как телевидение стало важнейшей площадкой размещения рекламы и институтом коммерческой деятельности. Изначально продюсеры занимались получением прибыли от размещения рекламы. А впоследствии стали формировать вещательную политику каналов, организовывать процесс телевизионного производства программ и фильмов.
Постепенно влияние продюсера на конечный телевизионный продукт стало самым масштабным и значимым. Сегодня в работе телеканалов влияние продюсера трудно переоценить
В российской практике институт продюсирования появился в 90-х годах прошлого века. Большое влияние на развитие как всего телевидения, так и института телевизионного продюсирования оказала телекомпания «ВИД» которая производила самый разнообразный телевизионный контент – от развлекательных шоу до серьёзных аналитических программ, влияющих на общественное мнение. Опыт продюсеров компании стал основным для формирования российской школы телевизионного продюсирования.
Сегодня работа творческого коллектива усложняется, поскольку детализируется процесс управления в компаниях. Увеличивается значение функций организации производства контента. Возрастает роль полифункциональности в редакционных коллективах.
В нашем исследовании мы рассказали о компетенциях телевизионного продюсера на конкретных примерах, поэтому мы считаем, что наша работа будет полезна и интересна любому интересующемуся телевизионной кухней.
Мы утверждаем, что несмотря на фрагментацию профессиональных компетенций в современной редакции, актуальна полифункциональность членов редакционных коллективов. Современный журналист должен детально представлять себе обязанности коллег, уметь находить взаимодействие с ними и быть готовым занять место в производственной цепочке телепрограммы. Многие утверждают, что профессии продюсера невозможно научиться, что по-настоящему хорошим продюсером станет лишь тот человек, который готов день и ночь работать в новостях, забывая про сон и отдых. Это желание рваться в бой и умение заразить им всех, начиная от съемочной бригады и заканчивая ньюсмейкерами – самое ценное качество продюсера новостей. Мы не возражаем! Тем не менее, профессиональные компетенции продюсера сформулированы, функционал очерчен, и очевидна необходимость таких умений и навыков любому профессиональному журналисту.
В профессиональные компетенции журналиста должны входить аспекты работы телевизионного продюсера. Особенности продюсиривания должны быть включены в профессиональные стандарты журналистского образования в России, об это говорит как опыт зарубежных коллег, так и отечественная практика.
Институт продюсирования на телевидении формировался с 50-х годов двадцатого века – на Западе. Первые продюсеры появились в США, так как телевидение стало важнейшей площадкой размещения рекламы и институтом коммерческой деятельности. Изначально продюсеры занимались получением прибыли от размещения рекламы. А впоследствии стали формировать вещательную политику каналов, организовывать процесс телевизионного производства программ и фильмов.
Постепенно влияние продюсера на конечный телевизионный продукт стало самым масштабным и значимым. Сегодня в работе телеканалов влияние продюсера трудно переоценить
В российской практике институт продюсирования появился в 90-х годах прошлого века. Большое влияние на развитие как всего телевидения, так и института телевизионного продюсирования оказала телекомпания «ВИД» которая производила самый разнообразный телевизионный контент – от развлекательных шоу до серьёзных аналитических программ, влияющих на общественное мнение. Опыт продюсеров компании стал основным для формирования российской школы телевизионного продюсирования.
Сегодня работа творческого коллектива усложняется, поскольку детализируется процесс управления в компаниях. Увеличивается значение функций организации производства контента. Возрастает роль полифункциональности в редакционных коллективах.
В нашем исследовании мы рассказали о компетенциях телевизионного продюсера на конкретных примерах, поэтому мы считаем, что наша работа будет полезна и интересна любому интересующемуся телевизионной кухней.
Мы утверждаем, что несмотря на фрагментацию профессиональных компетенций в современной редакции, актуальна полифункциональность членов редакционных коллективов. Современный журналист должен детально представлять себе обязанности коллег, уметь находить взаимодействие с ними и быть готовым занять место в производственной цепочке телепрограммы. Многие утверждают, что профессии продюсера невозможно научиться, что по-настоящему хорошим продюсером станет лишь тот человек, который готов день и ночь работать в новостях, забывая про сон и отдых. Это желание рваться в бой и умение заразить им всех, начиная от съемочной бригады и заканчивая ньюсмейкерами – самое ценное качество продюсера новостей. Мы не возражаем! Тем не менее, профессиональные компетенции продюсера сформулированы, функционал очерчен, и очевидна необходимость таких умений и навыков любому профессиональному журналисту.
В профессиональные компетенции журналиста должны входить аспекты работы телевизионного продюсера. Особенности продюсиривания должны быть включены в профессиональные стандарты журналистского образования в России, об это говорит как опыт зарубежных коллег, так и отечественная практика.
Подобные работы
- Компетенции продюсера в деятельности журналиста
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Опыт молодого журналиста на телевидении в социальной
новостной повестке
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - Формы и методы работы телевизионного репортера на примере репортажей Пятого канала
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - НОВОСТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ США
(НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКОМПАНИИ СИ-ЭН-ЭН).
Диссертация , журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Особенности медиапроизводства в современных российских издательских домах
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - Специфика работы редактора в конвергентном ньюсруме
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ПОЛИКОДОВЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Г. ПАРФЕНОВА
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ В КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАСРЕДЕ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МИФОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА МУЗЫКАНТА)
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



