Введение
ГЛАВА 1 Проблема музыкально-визуального синтеза в немом кинематографе . . . . . . . .
1.1 Музыкальный ряд в немом кинематографе как исследовательская
проблема
1.2 Адаптация музыки к специфике немого кино
1.3 Формирование нового типа музыки в кинематографе
ГЛАВА 2 Особенности музыкального стиля Эрика Сати как контекст возникновения партитуры к фильму «Антракт»
2.1 Минимализм
2.2 Ирония
ГЛАВА 3 Звуковая партитура фильма «Антракт» как своеобразный музыкальный комментарий видеоряда
3.1 Общая характеристика ключевых особенностей видеоряда
3.2 Анализ музыкальной формы относительно визуального материала . . . . 44
3.2.1 Ладогармонический аспект
3.2.2 Инструментовка
3.2.3 Ритм
3.2.4 О драматургии паттернов
Заключение
Список литературы
Помимо возможностей богатой экспериментальной деятельности и многообразия новых стилей и жанров, ХХ век открыл для музыкантов такую область, как кино. Эта сфера явилась абсолютно новой для музыки, так как сама по себе обладала не известными прежде средствами выражения авторского замысла и возможностями воздействия на человека. Кроме того, кинематограф предоставлял возможность работы с новым типом визуально-музыкального синтеза. Предшествующая звуковому эпоха немого кино затронула беспрецедентные проблемы такого синтеза и отличалась определенной самобытностью первых примеров музыкальной составляющей в немых фильмах.
Одним из наиболее интересных примеров музыкального сопровождения немого видеоряда представляется оригинальная партитура Э. Сати к фильму Р. Клера «Антракт». Изучение особенностей данной партитуры актуально на сегодняшний день не только в связи с определением её историко-культурного значения как для музыкального, так и для кинематографического искусства, оно также способно выявить уникальные принципы взаимодействия музыки и изображения в немом кино и тем самым определить методы работы с новыми произведениями подобного синтетического типа.
Степень изученности этого вопроса на сегодняшний день остается сравнительно небольшой. Анализу партитуры к фильму «Антракт» посвящены лишь считанные работы, принадлежащие в основном зарубежным исследователям. Наиболее фундаментальными из них являются труды М. Маркса и В. Галлеза. Всё же в них разбираются только некоторые особенности строения партитуры без непосредственного применения их к видеоряду. Новизна настоящего исследования заключается в синтетическом музыкально-визуальном подходе к анализу «Антракта» и выявлении принципов взаимовлияния музыки и изображения в этом немом фильме.
В связи с этим основным предметом квалификационной работы стала специфика оригинальной авторской партитуры и её взаимодействия с немым видеорядом.
Объектом исследования выступил немой фильм французского режиссера Рене Клера «Антракт» 1924 года, а также музыкальное сопровождение к нему, созданное композитором Эриком Сати.
Цель работы: на основе анализа конкретной кинопартитуры проследить становление своеобразного, не имеющего аналогов типа полноценного концептуального музыкального произведения, рождающегося в процессе синтеза с визуальным рядом в немом кинематографе, а также выявить некоторые особенности, в которых находит свое отражение подобное взаимодействие.
Достижение поставленной цели требует разрешения целого спектра задач. Прежде всего необходимо изучить существующие на сегодняшний момент подходы к изучению и методологии исследования музыкального компонента в немом кино. Для этого требуется обобщить имеющуюся литературу отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся выбранной проблематикой. В настоящей работе основное внимание уделяется трудам К. Лондона, З. Лиссы, З. Кракауэра, Ф. Форд, а также непосредственно работавших с фильмом «Антракт» В. Галлеза и М. Маркса.
Особое значение в этой связи имеют также рассуждения о природе взаимодействия музыки и изображения непосредственно деятелей немого кинематографа, таких как режиссеры С. Эйзенштейн и Г. Козинцев, композиторы Д. Блок, С. Бугославский, Д. Шостакович, кинокритики Э. Вюйермоз и др. Обращение к идеям создателей первых фильмов позволяет также решить такую задачу, как прослеживание процесса адаптации музыки к специфике немого кино и формирования нового типа музыкального произведения в контексте кинематографа.
Поскольку настоящая работа построена на анализе партитуры конкретного композитора, невозможно обойтись без выработки представления о его композиторском стиле. Более того, требуется выделить именно те стилевые черты Э. Сати, которые имеют ключевое значение для исследуемого фильма и непосредственно выражаются в принципах его работы с визуальным рядом.
Безусловно, одной из важнейших задач является собственно анализ музыкальной составляющей фильма «Антракт», который строится на выявлении соотношений музыкального ряда с визуальными образами.
Работа состоит из Введения, трёх глав и Заключения. Работа также содержит библиографию из двадцати трех источников на русском и десяти на иностранных языках.
Во Введении обосновываются актуальность и интерес выбранной темы, определяются предмет и объект исследования, обозначается цель работы и ставятся задачи для её достижения. Кратко излагается структура работы.
В Главе 1 рассматриваются существующие в исследовательских кругах исторический и эстетический подходы к изучению проблемы музыки в немом кинематографе, производится попытка выявления методологии анализа музыкальной составляющей немых кинолент. Это осуществляется, как уже отмечалось ранее, на основе трудов отечественных и зарубежных музыковедов, искусствоведов, композиторов и деятелей кино. Также в первой главе представлен подход к проблеме адаптации музыкального ряда к специфике немого кино с точки зрения его типологии и выявления фундаментальных практических и эстетических функций музыки относительно визуального компонента. Здесь же затрагивается проблема оформления нового типа музыкального сопровождения кино, который выражается в появлении первых оригинальных авторских кинопартитур.
Глава 2 посвящена особенностям композиторского стиля Э. Сати, которые являются ключевыми и дают возможность осознать специфику музыкального оформления «Антракта» как проявления характерного стилевого почерка Сати. В качестве таких самобытных стилевых черт его музыки здесь выступают минималистические идеи его творчества, а также концепт иронии, играющий значительную роль и в музыке к «Антракту».
В рамках Главы 3 производится полноценный анализ музыки к фильму, отмечаются общие черты, характерные как для музыкального, так и для визуального рядов, такие, например, как коллажность. Музыкальная составляющая исследуется с точки зрения ладогармонического и ритмического аспектов, инструментовки, драматургии паттернов и музыкальных эпизодов. Все этапы анализа производятся по принципу непосредственного соотношения музыкального и визуального материалов. За счет такого синтетического аналитического подхода в третьей главе представляется возможным наиболее точно определить идейные области взаимовлияния музыки и изображения.
В Заключении суммируются выводы, сделанные по результатам исследования, определяются перспективы применения идей музыкально-визуального синтеза не только в современном кинематографе, но и в культуре в целом.
Подводя итог, можно сказать, что в настоящей работе на основе детального анализа музыкально-визуального материала фильма «Антракт» удалось рассмотреть пример нового для немого кинематографа, самобытного типа музыкального сопровождения в виде оригинальной авторской партитуры, а также выявить его беспрецедентную специфику. В ходе исследования были также обнаружены уникальные особенности синтеза музыки и изображения в немом кино, найдены области идейного взаимовлияния музыкальной и зрительной составляющих друг на друга.
В ходе работы были решены следующие поставленные задачи:
1) произведен обзор литературы зарубежных и отечественных исследователей, посвященной вопросу истории оформления музыкального компонента в немых кинолентах и проблеме поиска методологии анализа первых примеров самостоятельного музыкального сопровождения немых фильмов;
2) на основе исторических сведений о становлении значения музыкальной составляющей в кино рассмотрена эволюция эстетических функций киномузыки от иллюстрирующей, полностью подчиненной видеоряду, до выражающей некие нематериальные идеи посредством создания музыкальных образов;
3) осуществлена попытка показать процесс оформления нового типа музыки в кино, представляющего концептуальную авторскую партитуру;
4) для выявления специфики взаимодействия зрительного материала фильма «Антракт» с его музыкальным сопровождением приняты во внимание ключевые черты композиторского стиля Э. Сати, такие как минимализм и ирония;
5) проанализирована музыка Э. Сати с точки зрения ладогармонического и ритмического аспектов, инструментовки, драматургии паттернов и музыкальных эпизодов, а также определены особенности синтетического взаимодействия данных критериев с визуальной составляющей фильма «Антракт».
Одним из важнейших выводов настоящей квалификационной работы является утверждение беспрецедентности специфики, возникающей в процессе синтеза изображения и музыки в немом кинематографе. Посредством описания исторического пути развития музыки в кино доказывается, что такой тип музыкального сопровождения, как оригинальная авторская партитура, стал уникальным случаем появления первых музыкальных концепций, с одной стороны, определяющихся зрительным рядом, с другой – сохраняющих свою независимость и самобытность. Комплексный музыкально-визуальный анализ фильма «Антракт» обнаруживает многочисленные точки идейного взаимного дополнения и обогащения музыкального и визуального материалов, доступно показывает, как их неординарный синтез способствует более полному выражению ключевых замыслов авторов этого произведения искусства. В то же время представленный в работе подход определяет своеобразие конкретного музыкального сопровождения и принципов его взаимодействия с видеорядом.
Перспективы дальнейшего исследования представляются актуальными в связи с самыми разнообразными проблемами истории искусства и современной культуры. Так, по-прежнему остается открытым вопрос о выработке единой методологии анализа оригинальных авторских партитур в немом кинематографе, выявлении универсальных критериев для изучения музыки, взаимодействующей именно с немым видеорядом.
Изучение принципов синтеза непрерывного музыкального ряда и кинематографического изображения, лишенного звукового расширения, может оказаться полезным в связи с исследованием такого феномена, как художественный музыкальный клип.
1. Блок Д., Бугославский С. Музыкальное сопровождение в кино. – М.; Л., 1929.
2. Вюйермоз Э. Музыка изображений. – 1927.
3. Горький М. Синематограф Люмьера // Собр. соч. : в 30 т. – Т. 23. – М., 1953.
4. Дворниченко О. И. Гармония фильма. – М.: Искусство, 1981.
5. Егорова Т. К. Музыка советского фильма: историческое исследование : дис. … канд. музыковедения. – М., 1998.
6. Зряковский Н. Н. Общий курс инструментоведения. – М. : Музыка, 1976.
7. Из истории французской киномысли. Немое кино (1911–1933) / пер. с фр. ; предисл. С. Юткевича. – М. : Искусство, 1988. – С. 108.
8. Иоффе И. Музыка советского кино. Основы музыкальной драматургии. – Л., 1938.
9. Козинцев Г. Глубокий экран. – М., 1971.
10. Кракауэр З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности / сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. – М. : Искусство, 1974.
11. Кремлёв Ю. Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества. – М. : Музгиз, 1960.
12. Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. – М. : Рус. язык, 1998.
13. Лисса З. Эстетика киномузыки. – М. : Музыка, 1970.
14. Лондон К. Музыка фильма / пер. с нем. под ред. М. Черемухина. – М. ; Л. : Искусство, 1937.
15. Редепеннинг Д. Композиторское творчество под знаком постмодерна на примере Джорджа Крама, Вольфганга Рима и Хенрика Гурецкого // Искусство XX века: уходящая эпоха? : сб. статей. – Т. 2. – Н. Новгород, 1997.
16. Садуль Ж. Всеобщая история кино. – Т. 3. – М. : Искусство, 1961.
17. Сати Э., Ханон Ю.. Воспоминания задним числом. – СПб. : Центр Средней Музыки & Лики России, 2010.
18. Теплиц Е. История киноискусства : в 4 т. – М., 1968–1974. – Т. 1.
19. Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века : очерки. – Л. : Музыка, 1983.
20. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Музыка, 1970.
21. Шилова И. Фильм и его музыка. – М. : Сов. композитор, 1973.
22. Шостакович Д. О музыке к «Новому Вавилону» // Советский экран. – 1929. – № 11.
23. Эйзенштейн С. Избр. произведения : в 6 т. – М., 1964–1971. – Т. 2.
24. Dumesnil R. Histoire de la musique. Т. 5: La premiеre moitiè du XX-e siècle. Paris, 1960. P. 215 (рус. пер. фрагментов: Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести» / ред. и вступ. ст. М. Друскина. Л., 1964).
25. Gallez W. D. Satie's Entr'acte. A Model of Film Music // Cinema Journal. – Vol. 16, No. 1 (Aut., 1976). – P. 36–50.
26. Gish L., Pinchot A. The Movies, Mr. Griffith, And Me. Prentice-Hall. 1969.
27. Fabich R. Musik für den Stummfilm. Analysierende Beschreibung originaler Filmkompositionen. – Frankfurt [...] : Peter Lang, 1993. – (Europäische Hochschulschriften: Musikwissenschaft. 94).
28. Fabich R., Schneider N. J. Cinema von Erik Satie – Aspekte zu einer Filmmusikpartitur // MELOS. – Vierteljahresschrift für zeitgenössische Musik. – Mainz, 3/1986.
29. Ford F. The film music of Edmund Meisel (1894–1930) : PhD thesis. – University of Nottingham, 2011.
30. Huelsenbeck R. En Avant Dada : Eine Geschichte des Dadaismus. – Hannover ; Leipzig ; Vien ; Zurich : Paul Steegemann Verlag, 1920.
31. Marks M. M. Music and the Silent Film: Context and Case Studies, 1895–1924. – New York: Oxford University Press, 1997.
32. Miller P. Music and the Silent Film // Perspectives of New Music. – Vol. 21, No. 1. – 1982.
33. Satie E. Correspondance presque complete. – Paris : Fayard / Imec, 2000.
34. Understanding Satie's 'Vexations' by Robert Orledge. – URL: http://archive.is/rboeW.
35. URL: http://rgmc2.fonotron.ru/persons/fperson119/