ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ВЛАСТИ 7
1.1 Образ власти как элемент политической культуры общества 7
1.2 Место и роль образа власти в функционировании политической памяти современного общества 12
ГЛАВА 2.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ В ПОЛЬСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 22
2.1 Смысл и содержание образа российской власти в польском политическом дискурсе 22
2.2 Дискурсивные практики конструирования образа российской власти 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность обращения к проблеме конструирования образа российской власти в контексте политико-культурной эволюции политического дискурса в социокультурном пространстве Польши обусловлена локализацией противоречий между двумя государствами на социокультурном уровне. Исследование факторов взаимного влияния с акцентомна политико-культурном аспекте, специфике политических ожиданий и стереотипов (политических образов)имеет большое значение для планирования международных отношений и урегулирования социокультурных конфликтов, «информационных войн» в современном пространстве российско-польских политических коммуникаций. Научная и практическая значимость исследования заключается также в том, что оно может содействовать разработке более перспективных исследовательских стратегий политических коммуникаций и практик социального конструирования политического порядка.
Степень научной разработанности темы. В качестве базовых, автор квалификационной работы рассматривает теоретические посылки, представленные в работах следующих авторов. Подходы к пониманию политического образа и методологии его исследования представлены в работах Е.В. Егоровой-Гантман, Е.Б. Шестопал . Символические аспекты культурной памяти и её интерпретации освещены в трудах А. Ассман, Я. Ассмана, К.Ф. Завершинского, Дж. Олика . Сферой механизмов и специфики конструирования смыслов в процессе коммуникативных взаимодействий занимались П. Бурдьё, Т.А. ван Дейк, М. Кастельс . Особенности взаимосвязи между институциональным и межличностным измерением описывал Ю. Хабермас . Что касается непосредственно изучения польской политической памяти и российско-польских отношений, то этой проблемой занимаются Е. Вятр, Р. Лисякевич, Т. Зарицкий и др.
Объект исследования – образ российской власти в польском политическом дискурсе.
Предмет исследования – специфика коммуникативных практик конструирования образа российской власти в дискурс-пространстве современной Польши.
Цель исследования – выявление специфики наиболее распространённых паттернов политического образа России в политико-культурном пространстве Польши и особенностей их функционирования в общественном сознании.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать значение и функциональную специфику образа власти в политической культуре общества;
2. Проследить, какое место занимал образ российской власти в польской политической культуре в процессе её эволюции;
3. Исследовать основные семантические компоненты образа российской власти в современных польских политических коммуникациях;
4. Выявить специфические черты социального конструирования смысла и содержания образа российской власти в польском социально-политическом дискурсе.
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование опирается на теоретические подходы Е.Б. Шестопал, А. Ассман и Дж. Олика. В рамках исследования применяется структурно-функциональная стратегия анализа социокультурного конструирования политического образа государства.
Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного анализа политических образов в контексте методологических стратегий современных исследований культурной и политической памяти.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные теоретические аспекты исследования политического образа: чувственно-образный; рациональные компоненты; мифическо-ритуальный – представляют собой проявления символического и временного измерений образа власти, который, в свою очередь, становится «социально-видимым» посредством структур политической памяти;
2. Формирование «вражеского» образа российской власти в польском дискурсе и в польской политической памяти берёт начало в XVIII веке и получает новое развитие в постсоциалистический период. Основными инструментами воспроизводства данного образа становятся историческая политика и теологический детерминизм;
3. В польском властном дискурсе преобладают консервативные настроения относительно способов конструирования образа российской власти: наиболее распространёнными семантическими конструкциями являются виктимность и мартирологический концепт. В общественном измерении прослеживается тенденция к переосмыслению устоявшихся стереотипов: российский народ не оценивается негативно, в то время как сама российская власть представляется «плохой» и упадочной;
4. Во властном социально-политическом дискурсе применяются все виды аргументации: как чувственно-мифическая, так и рациональная (в меньшей степени). Такие способы передачи политической памяти, как фестивали и историография менее эффективны, чем места памяти, но им свойственен больший охват дискурс-пространства.
Структура работы в соответствии с поставленными целями и задачами, выглядит следующим образом. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 38наименований.
В первой главе «Теоретические основания политологического исследования образа власти» раскрывается смысл понятия образа власти, рассматривается его связь с политической культурой общества, а также анализируется его место в политико-культурном пространстве польского государства.
Во второй главе «Специфика социального конструирования образа российской власти в польском политическом дискурсе» производится анализ факторов, влияющих на формирование образа российской власти в современной Польше, и рассматривается отражение его изменений в различных практиках социального конструирования политической памяти.
На основе проделанного анализа специфики образа российской власти в современном польском политическом дискурсе можно заключить:
Во-первых, основы трёх теоретических аспектов исследования политического образа, а именно, чувственно-образного, рационального и мифическо-ритуального, лежат в политико-культурном пространстве, включающем в себя процессы сакрализация и легитимации. Символическое и временное измерение образа власти раскрываются через процессы функционирования политической памяти.
Во-вторых, образ российской власти функционирует в польской политической памяти, по крайней мере, в двух проявлениях. В качестве источника легитимизирующих событий (до периода упадка Речи Посполитой в конце XVII века) и в качестве объединяющего фактора на основе противопоставления идентичностей (последующие периоды).На данном этапе актуализируется и активно используется концепт «своё/чужое», в инструментарии которого также можно обнаружить апелляцию к теологическим догмам и исторической памяти.
В-третьих, в современных польских реалиях наблюдается разница между представлениями об образе российской власти в официальном дискурсе и среди населения. В первом случае преобладают консервативные настроения: наиболее распространёнными семантическими конструкциями в описании образа российской власти являются виктимность и мартирологический концепт. Во втором случае прослеживается тенденция к переосмыслению устоявшихся стереотипов: чаще стало встречаться положительное отношение к российским гражданам, в то время как сама российская власть всё же представляется «плохой» и упадочной.
Наконец, в-четвертых, места памяти в польских реалиях наиболее многогранно отражают исторический смысл, которым они наполнены. Здесь можно выделить не только «вражеские» черты образа российской власти, но и отметить позитивную тенденцию в общественном мнении относительно восприятия событий, память о которых хранится в данных местах (памятники советским воинам, Катынь). Политические фестивали и историография транслируют консервативную антипатию к советскому наследию, проецируя её на современную власть. Данные два способа передачи менее эффективны, но им свойственен больший охват дискурс-пространства.
1. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Хлебникова Б.Н. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 328 с.
2. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / Пер. с нем. Хлебникова Б.Н. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 232 с.
3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. Сокольской М.М. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
4.Белоус В.Г. Россия-1914: Этно-культурная оппозиция «своё/чужое» как импульс и лейтмотив военной конфронтации // ПОЛИТЭКС. – 2014. –Т.10. – №2. –С. 54–60.
5. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.Шматко Н.А. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – 288 с.
6. Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Пер. с англ. Кожемякиной Е.А. и др. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 344 с.
7. Вятр Е. Польша – Россия: национальные интересы или историческая память // Социологические исследования. – 2013. – №3. – С. 3–14.
8. Ефремова М.В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями : автореф. дис. на соиск. уч. степ.канд. псих. н. : 19.00.01. – М., 2010. – 29 с.
9. Завершинский К.Ф. Легитимация политической власти: морфология научного дискурса // ПОЛИТЭКС. – 2016. – Т.12. – №4. – С. 4–18.
10. Завершинский К.Ф. Символические структуры политической памяти // Символическая политика: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс / Отв. ред. Малинова О.Ю. – М., 2012. – Вып. 1. – С. 149–163.
11. Записка НКВД СССР написанная не позднее 5 марта 1940 г. о польских военнопленных, подписанная Л.П. Берия – РГАСПИ / Ф. 17. – оп. 166. – дело 621. – лист 130.
12. Зарицкий Т. Российский дискурс в Польше: образ России в конструировании польской идентичности // Россияне и поляки на рубеже веков. Опыт сравнительного исследования социальных идентификаций (1998 – 2002 гг.) / Сост. Данилова Е.Н, Ядов В.А. – СПб: Издательство РХГА, 2006. – С. 63–86.
13. Зуляр Ю.А. Противоположные взгляды на события 1941–1945 годов: российско-польские разночтения // Проблемы фальсификации истории в контексте становления и развития силовых структур / Под редакцией Капустюка П.А. – Иркутск, 2015. – С. 12-27.
14. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков/ Отв. ред. Е.В. Егорова-Гантман. – М.: О-во «Знание» России, 1994. – 264 с.
15. Лисякевич Р. Основные причины обострения отношений между Польшей и Россией // Современная Европа. – 2015. – №6 (66). – С. 99–113.
16. Мареш Т. Образ восточного соседа: история Руси, России и СССР в польских учебниках для средней школы (40–90-е гг. XX в.) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. – 2008. – № 4. – С. 94-129.
17. Олик Дж. Фигурации памяти: процессо-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение. – 2012. – Т.11. – №1. – С. 40–74.
18. Траба Р. Польские споры об истории в XXI веке // ProetContra. – 2009. – № 3–4. – С. 43–64.
19. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. – Мн.: Экономпресс, 2000. – 224 с.
20. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология. – М., 1992. – Вып. 1. – С. 57–101.
21.Шестопал Е. Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. ШестопалЕ.Б. – М.: АспектПресс, 2008. – 288 с.
22. Castells M.Thepowerofidentity. – Oxford: BlackwellPublishers, 2010. – 538 p.
23. Dmowski R. Myśli nowoczesnego Polaka. – Wrocław: Wydawnictwo «Nortom», 2002. – 97 s.
24. Hall S.Theworkofrepresentation // Cultural representation and signifying practices / Ed. by Hall S. – London Thousand Oaks, California: Sage in association with the Open University, 1997. – P. 13–75.
25. Turner B.S. Religion and Modern Society Citizenship, Secularisation and the State. – New York: Cambridge University Press, 2011. – 344 p.
Источники на электронных носителях
26. Блохина Е.А. Символическая деятельность и символические практики: концептуальный аппарат изучения репрезентации власти [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №4. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1668(дата обращения: 15.05.2017).
27. В Гданьске вспоминают погибших деятелей «Солидарности» [Электронный ресурс] // Сайт Радио Польша, [2015]. – Режим доступа: http://www.radiopolsha.pl/6/136/Artykul/218971(дата обращения: 15.05.2017).
28. Институт национальной памяти призвал сносить советские памятники [Электронный ресурс] // Сайт Радио Польша, [2015]. – Режим доступа: http://www.radiopolsha.pl/6/136/Artykul/221909(дата обращения: 15.05.2017).
29. Кортунов А.В. Семь фантомов российской политики в отношении ЕС [Электронный ресурс] // Сайт Российского совета по международным делам, [2016]. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7503#top-content(дата обращения: 15.05.2017).
30. Крючков И. и др. Смоленскую катастрофу связали со Второй мировой [Электронный ресурс] // Сайт Газета.Ru, [2016]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2016/08/01_a_9731897.shtml(дата обращения: 15.05.2017).
31. Тимофейчев А. Поляки переосмысливают Варшавское восстание [Электронный ресурс] // Сайт Русской службы BBC, [2012]. – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/russia/2012/07/120731_warsaw_uprising.shtml(дата обращения: 15.05.2017).
32. InformacjaMinistraSprawZagranicznych o zadaniachpolskiejpolitykizagranicznej w 2016 roku [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Польша, [2016]. – Режим доступа: http://www.msz.gov.pl/pl/ministerstwo/minister/wystapienia/informacja_ministra_spraw_zagranicznych_o_zadaniach_polskiej_polityki_zagranicznej_w_2016_roku(дата обращения: 15.05.2017).
33. InformacjaMinistraSprawZagranicznych o zadaniachpolskiejpolitykizagranicznej w 2017 roku [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Польша, [2017]. – Режим доступа: http://www.msz.gov.pl/pl/ministerstwo/minister/wystapienia/informacja_ministra_spraw_zagranicznych_o_zadaniach_polskiej_polityki_zagranicznej_w_2017_roku;jsessionid=A045052BDBB3A5394C55E11EE651A503.cmsap6p(дата обращение: 15.05.2017).
34. Polacy o stosunkach polsko-rosyjskich i polityce wschodniej Polski [Электронный ресурс] // Сайт CBOS, [2014]. – Режим доступа: http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2014/K_077_14.PDF (дата обращения: 15.05.2017).
35. September report 2015 [Electronic resource] // Сайт CBOS: Public Opinion Research Center. PolishPublicOpinion, [2015]. – Режим доступа: http://www.cbos.pl/PL/publikacje/public_opinion/2015/09_2015.pdf(дата обращения: 15.05.2017).
36. Staszak K. i in. PozbyćsięPomnikaCzterechŚpiących [Электронный ресурс] // Сайт Rzeczpospolita, [2014]. – Режим доступа: http://www.rp.pl/artykul/1077907-Pozbyc-sie-Pomnika-Czterech-Spiacych.html(дата обращения: 15.05.2017).
37. Stosunekdoinnychnarodów [Электронный ресурс] // Сайт CBOS, [2016]. – Режим доступа: http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2016/K_053_16.PDF(дата обращения: 15.05.2017).
38. Wykaz obiektów upamiętniających żołnierzy i partyzantów sowieckich na terenie Polski. Stanna 2009 rok. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.presspublica.pl/red/rp/pdf/kraj/Aktualny%20wykaz%20istniejących%20upamiętnień%20sowieckich%20w%20Polsce%202009.%20Wersja%20robocza.pdf(дата обращения: 15.05.2017).