ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Природа ритуала 6
1.1. Определение понятия ритуала 6
1.2. Классификация и функции ритуала. Его место в культуре 12
1.3. Трансформации ритуала в современном обществе 19
ГЛАВА 2. Возникновение хиппи как субкультуры 22
2.1. Понятие молодёжной субкультуры. Причины появления и роста молодёжных субкультур 22
2.2. Основные аспекты хиппи 27
2.3. Эра свободных отношений 31
2.4. Хиппи и наркотики 33
2.5. Мода, стиль и пища хиппи 35
2.6. Язык хиппи 38
ГЛАВА 3. Ритуальная составляющая в субкультуре хиппи 41
3.1. Ритуальные формы субкультуры хиппи и их признаки 41
3.2. Описание ритуальных форм молодёжной субкультуры хиппи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 54
На сегодняшний день в мире огромное количество молодёжных организаций и объединений, начиная с безобидных любителей классической музыки и заканчивая враждебно настроенными радикальными группировками. Каждая из субкультур - это сложная система со своими складывающимися на протяжении нескольких лет, а иногда и целых десятилетий, нормами и устоями. Понятие «субкультура» в социологии, антропологии и культурологии, сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства. Ещё в конце прошлого века под «культурой» подразумевалась «господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление»1. Все, что за её пределами, лишалось статуса «культуры».
Преобладающее большинство современных молодых людей каждодневно сталкивается со многими представителями различных молодёжных субкультур на улицах больших и малых городов, если, конечно, сами таковыми и не являются. Часто одной из причин вступления в молодёжную субкультуру является протест - неспособность в одиночку выражения своего нетрадиционного отношения к миру, неприятие сложившихся правил, устоев, законов. Но разве может существовать объединение людей без своих внутренних правил, устоев и законов? Ответ очевиден - нет. В наше время мы многое знаем о субкультурах и на многие из вопросов о них без затруднений сможем найти ответ. Но на некоторые вопросы, ответа я так и не нашёл. Понять все тонкости, таящиеся под термином субкультура, людям предстоит, на мой взгляд, ещё нескоро. Поэтому, в наше время анализ субкультур является весьма актуальным.
В своей выпускной квалификационной работе я хочу поднять вопрос, который, как я уверен, интересует не только тех, кто занимается данной проблемой, но и многих простых обывателей: «Наличествует ли в молодёжной субкультуре хиппи ритуальная составляющая»?
Объектом изучения в данной работе выступает субкультура хиппи, её особенности и отличия от других молодёжных субкультур.
Предметом анализа является наличие ритуальной составляющей в данной субкультуре.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать субкультуру хиппи на наличие в ней ритуальных составляющих.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
• Проследить, как со временем менялись взгляды исследователей на понятие «ритуал»;
• Сформулировать определение понятия ритуала;
• Обозначить функции и роль ритуала в современной культурной жизни людей;
• В общих чертах узнать, что такое молодёжная субкультура;
• Проследить историю молодёжной субкультуры хиппи;
• Выявить порядки, обряды, привычки молодёжной субкультуры хиппи;
• На основании проанализированной литературы сделать вывод о том, что являлось проявлением ритуала в культурной жизни данной субкультуры.
Структура работы. Работа состоит из трёх глав, введения и заключения. Первая глава содержит анализ понятия ритуал, его классификации, функции и место в повседневной и в культурной жизни общества.
Во второй главе речь пойдёт о характеристике молодёжной субкультуры, причинах появления и роста молодёжных субкультур, их типологии; о возникновении молодёжной субкультуры хиппи, её основах, отличающих данную субкультуру от многих других, её отношении к моде, наркотикам, её представителях.
В третьей главе раскрывается ритуальная составляющая молодёжной субкультуры на примере хиппи.
В ходе работы были проанализированы следующие источники, которые можно разделить на две группы.
1) Для выявления корректного определения ритуала, использовалась теоретическая литература, к которой я отнёс труды Б.Малиновского, В.Геннепа, В. Тэрнера, Э. Дюркгейма, Ю.А. Хамриной, А.К. Байбурина, К.С. Сарингуляна, К. Лоренца, А. Гофмана, В.Н. Топорова, Т. Парсонса и С.И. Левикова.
2) Для того, чтобы описать быт молодёжной субкультуры хиппи использовалась литература художественная, к которой я отнёс произведения таких известных личностей как У. Берроуз, К. Кастанеда, О. Хаксли, К. Кизи, Д.Моррисон.
Один день, растянувшийся на десятилетия, - наверно, так нужно назвать целую эпоху, незаметно начавшуюся в середине 1960-х годов. Эпоха, когда сотни тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно демонстративно отказываются от сложившегося веками уклада жизни их предков, пытаются вырваться из клетки повседневности и отбросить на второй план мещанские добродетели, а именно: карьерный рост и материальное благосостояние. Именно эти люди попытались разрушить моральные устои и возвестить о наступлении новой эры - Эры Любви.
Несомненно, хиппи оставили свой след в истории субкультур. Ни для кого не секрет, что их музыка, внешний вид, некоторые манеры поведения, атрибуты пользуются популярностью и в наше время, что делает процесс изучения данной субкультуры актуальной для современных исследователей ритуала.
Достигнув цели своей выпускной квалификационной работы и, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, субкультура хиппи внесла свой вклад в развитие субкультур в целом. Она являлась мощным стимулом для организации различных ритуальных проявлений в жизни молодых людей, являющихся приверженцами данной субкультуры.
Во - вторых, ритуальная составляющая в данной субкультуре определённо присутствовала. К такому выводу я смог прийти, проанализировав такое явление, как ритуал в молодёжной субкультуре хиппи, рассмотрев процессы её становления и описав образ жизни и влияние данной молодёжной субкультуры на современную культуру.
В - третьих, в результате проделанного анализа можно сказать, что ритуалы в среде хиппи появились на почве создания ими своей собственной идеологии, атрибутики и сленга, благодаря которым представители данной субкультуры стали иметь относительно надёжные способы идентификации среди себе подобных.
Думается, что интерес к данной теме сохранится, до тех пор, пока молодёжные субкультуры будут занимать в жизни людей определённое место. В дальнейшем будущем, возможна аналитика других субкультур на наличие в ней ритуальных составляющих, а также более детальный анализ субкультуры хиппи и обнаружение в ней устойчивых форм социокультурных взаимодействий.
1. Адоньева С. Б. Ритуал, он же — обряд. Разговор об определениях. / С.Б. Адоньева. - М.: Персонал-Микс, 2007. - С. 25.
2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры. / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. - М.:.Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки, 1996. - С. 35-45.
3. Большой толковый словарь русского языка. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2008. - C. 276.
4. Бронислав Малиновский. Магия, наука и религия. Пер. с англ./ Б.Малиновский. — М.: Рефл-бук, 1998. C. 304.
5. Ван Г еннеп А. Обряды перехода / Арнольд ван Геннеп. — М.: Восточная литература, 1999. - С. 43.
6. Васильев Алексей. Воплощенная память: коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюркгейма. /Журнал Социологическое обозрение scholar. Выпуск № 2/том 13, 2014. - С. 152.
7. Виктор Тэрнер. Символ и ритуал. / В.Тэрнер// Академия наук СССР. Исследования по фольклору и мифологии востока. - М.: Наука, 1983. - С. 20-23.
8. Конрад Лоренц. Агрессия (так называемое «зло»). / К.Лоренц. - М.: Прогресс, 1994. - С. 42-93.
9. Кравченко А. И. Культурология / А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2007. - C. 437.
10. Лисовский В.Т. Социология молодёжи: Учебное пособие. / В.Т. Лисовский. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. — С. 361.
11. Нуэль Эммонс. Чарльз Мэнсон. Подлинная история жизни, рассказанная им самим. /Н. Эммонс. - М.: ИП. Клепиков М. В., 2010. - С. 48.
12. Пропп Владимир. Исторические корни Волшебной Сказки/ В.Пропп. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 19.
13. Российская социологическая энциклопедия. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 250.
14. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. / Пер. с англ. — М.: Восточная литература РАН, 2001. — С. 163-164.
15. Тимоти Лири. Семь языков бога. / T. Лири. - М.:. Янус, Пересвет, 2002. - С. 45.
...