Концепт времени сквозь призму прилагательных в английском языке
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ. ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ И СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВРЕМЯ» 7
1.1 Взаимосвязь и специфика когнитивной лингвистики и лингвокультурологии 7
1.2 Базовые понятия лингвокультурологии 10
1.2.1 Понятие концепта 10
1.2.2 Понятие картины мира 13
1.3 Феномен времени в философии и лингвокультурологии 15
1.4 Репрезентация и структура концепта «время» в английской лингвокультуре 22
1.4.1 Субконцепты «прошлое», настоящее», «будущее» 23
1.4.2 Время как цикл 24
1.4.3 Время как момент 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАК ЯЗЫКОВЫЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ КОНЦЕПТА «ВРЕМЯ» В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 29
2.1 Концептуализация времени в прилагательных с семантикой «прошлое», «настоящее», «будущее» 29
2.1.1 Семантическая подгруппа «прошлое» 32
2.1.2 Семантическая подгруппа «настоящее» 36
2.1.3 Семантическая подгруппа «будущее» 45
2.2 Концептуализация времени в прилагательных с семантикой «длительность» 49
2.2.1 Семантическая группа «момент» и семантическая оппозиция «быстрый - медленный» 49
2.2.2 Семантическая группа «цикличность» 53
2.3 Структура концепта «время» в английском языке 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА 68
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ. ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ И СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВРЕМЯ» 7
1.1 Взаимосвязь и специфика когнитивной лингвистики и лингвокультурологии 7
1.2 Базовые понятия лингвокультурологии 10
1.2.1 Понятие концепта 10
1.2.2 Понятие картины мира 13
1.3 Феномен времени в философии и лингвокультурологии 15
1.4 Репрезентация и структура концепта «время» в английской лингвокультуре 22
1.4.1 Субконцепты «прошлое», настоящее», «будущее» 23
1.4.2 Время как цикл 24
1.4.3 Время как момент 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАК ЯЗЫКОВЫЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ КОНЦЕПТА «ВРЕМЯ» В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 29
2.1 Концептуализация времени в прилагательных с семантикой «прошлое», «настоящее», «будущее» 29
2.1.1 Семантическая подгруппа «прошлое» 32
2.1.2 Семантическая подгруппа «настоящее» 36
2.1.3 Семантическая подгруппа «будущее» 45
2.2 Концептуализация времени в прилагательных с семантикой «длительность» 49
2.2.1 Семантическая группа «момент» и семантическая оппозиция «быстрый - медленный» 49
2.2.2 Семантическая группа «цикличность» 53
2.3 Структура концепта «время» в английском языке 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА 68
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
В настоящее время одним из центральных объектов изучения современной лингвистики является человек, его мышление, речь и культура. Взаимосвязь между ними изучают многие направления лингвистики, такие как когнитивная лингвистика, лингвокультурология, концептология, психолингвистика и социолингвистика. Вопрос взаимосвязи языка и культуры относится к вечным вопросам языкознания, и проблемой их решения занимается в частности наука лингвокультурология. Культура вербализуется в языке, накапливает в себе ключевые понятия, репрезентируя их в знаковом воплощении, таким образом в языке реализуются особенности национального менталитета, этические и моральные принципы и стереотипы. Исследуя семантику языковых единиц, можно выявить, как то или иное явление получает свою репрезентацию в картине мира и функционирует в языке и лингвокультуре.
В центре нашего исследования находится такая сложная категория как время. Изучением категории времени занимались такие науки как физика, философия, культурология и лингвистика. Лингвистика позволяет взглянуть на время с точки зрения языка, что позволяет заглянуть в сознание его носителей. Данное исследование посвящено выявлению и описанию природы концепта времени, изучению его специфики и особенностей репрезентации и функционирования в картине мира представителей англоязычной культуры. Таким образом, объектом исследования выступает концепт времени в рамках языковой картины мира носителей английского языка и особенности его вербализации прилагательными с временной семантикой. Предметом исследования являются языковые объективации концепта времени, отраженные в различных текстовых источниках.
Актуальность работы, выполненной в рамках когнитивной лингвистики, состоит в соответствии её проблематики современной лингвистической парадигме, которая отличается особым интересом языкознания к процессам мышления, языковому отражению концептуальной картины мира и изучению лингвокультурного элемента - концепта.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и описать структуру концепта Время в англоязычной культуре и способы его вербализации при помощи прилагательных с семантикой темпоральности.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать различные определения понятий - языковая, научная, когнитивная картина мира и концепт.
2. Рассмотреть и описать модель времени в английском языке и проследить интерпретацию понятия время в философских учениях.
3. Рассмотреть концепт времени на материале прилагательных английского языка с семантикой темпоральности и проанализировать языковой материал с помощью дефиниционного анализа.
4. Выявить и проанализировать с помощью лексико-семантического анализа лингвокультурологические особенности репрезентации концепта времени.
5. Выделить и описать культурологические параметры концепта «время» на основе проанализированного материала.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка описать специфику и особенности концепта времени на материале английских прилагательных.
Для рассмотрения концепта времени в настоящем исследовании применялся комплекс методов: метод контекстуального анализа лексико-семантического значения, метод дефиниционного анализа. Материал был отобран методом сплошной выборки.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов работы для исследования широкого спектра проблем в области когнитивной лингвистики, концептологии, а также лингвокультурологии, использования полученных данных в теоретических курсах по когнитивной лингвистике английского языка, лингвокультурологии, философии.
Теоретической основой исследования послужили общетеоретические и специальные труды лингвистов в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.
Материалом исследования явились словарные дефиниции из словарей Oxford English Dictionary, Merriam - Webster Dictionary, Collins Dictionary, American Heritage Dictionary, англоязычные тексты различных жанров в системе British National Corpus, Corpus of Contemporary American English.
Объем и структура работы: исследование объемом 67 страниц состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 37 источников на русском и 4 на иностранных языках, списка словарей, списка источников материала, списка сокращений и приложения из 14 страниц.
В центре нашего исследования находится такая сложная категория как время. Изучением категории времени занимались такие науки как физика, философия, культурология и лингвистика. Лингвистика позволяет взглянуть на время с точки зрения языка, что позволяет заглянуть в сознание его носителей. Данное исследование посвящено выявлению и описанию природы концепта времени, изучению его специфики и особенностей репрезентации и функционирования в картине мира представителей англоязычной культуры. Таким образом, объектом исследования выступает концепт времени в рамках языковой картины мира носителей английского языка и особенности его вербализации прилагательными с временной семантикой. Предметом исследования являются языковые объективации концепта времени, отраженные в различных текстовых источниках.
Актуальность работы, выполненной в рамках когнитивной лингвистики, состоит в соответствии её проблематики современной лингвистической парадигме, которая отличается особым интересом языкознания к процессам мышления, языковому отражению концептуальной картины мира и изучению лингвокультурного элемента - концепта.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и описать структуру концепта Время в англоязычной культуре и способы его вербализации при помощи прилагательных с семантикой темпоральности.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать различные определения понятий - языковая, научная, когнитивная картина мира и концепт.
2. Рассмотреть и описать модель времени в английском языке и проследить интерпретацию понятия время в философских учениях.
3. Рассмотреть концепт времени на материале прилагательных английского языка с семантикой темпоральности и проанализировать языковой материал с помощью дефиниционного анализа.
4. Выявить и проанализировать с помощью лексико-семантического анализа лингвокультурологические особенности репрезентации концепта времени.
5. Выделить и описать культурологические параметры концепта «время» на основе проанализированного материала.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка описать специфику и особенности концепта времени на материале английских прилагательных.
Для рассмотрения концепта времени в настоящем исследовании применялся комплекс методов: метод контекстуального анализа лексико-семантического значения, метод дефиниционного анализа. Материал был отобран методом сплошной выборки.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов работы для исследования широкого спектра проблем в области когнитивной лингвистики, концептологии, а также лингвокультурологии, использования полученных данных в теоретических курсах по когнитивной лингвистике английского языка, лингвокультурологии, философии.
Теоретической основой исследования послужили общетеоретические и специальные труды лингвистов в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.
Материалом исследования явились словарные дефиниции из словарей Oxford English Dictionary, Merriam - Webster Dictionary, Collins Dictionary, American Heritage Dictionary, англоязычные тексты различных жанров в системе British National Corpus, Corpus of Contemporary American English.
Объем и структура работы: исследование объемом 67 страниц состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 37 источников на русском и 4 на иностранных языках, списка словарей, списка источников материала, списка сокращений и приложения из 14 страниц.
Основная цель данной научной работы состояла в выявлении и описании структуры концепта времени в англоязычной культуре и способов его вербализации при помощи прилагательных с темпоральной семантикой в рамках современной лингвокультурологической и когнитивной парадигмы.
Основу исследование составляет положение о том, что понятие время является универсальным и основополагающим компонентом человеческого мировосприятия и человеческой картины мира, и особенности его природы, структуры и функционирования возможно описать при помощи такого понятия, как концепт. Анализ концепта времени проводился при помощи прилагательных с временным значением на основе знаний лингвокультурологии о концепте, языковой картине мира и концепте времени в английской лингвокультуре в частности.
В результате проведенного анализа мы описали своеобразие языковой репрезентации концепта время английскими прилагательными с временным значением, выявили и описали основные семантические компоненты, составили классификацию прилагательных по принадлежности к семантическим группам на основе контекстуального анализа текстовых источников.
В настоящем исследовании концепт времени был рассмотрен как многомерное ментальное образование, принадлежащее наряду с концептом пространства к основополагающим элементам человеческого восприятия, обладающее многоуровневой структурой. Концепт времени рассматривался в рамках английской лингвокультуры без разделения её на британскую американскую.
Выявление особенностей репрезентации концепта времени сквозь призму прилагательных с временных значением предполагало применение комплексного анализа языкового материала, включающего такие методы как: дефиниционный анализ, лексико-семантический анализ, контекстуальный анализ лексико-семантического значения, метод лингвистического описания.
В результате дефиниционного анализа, проведенного посредством толкового словаря американского варианта английского языка, были обнаружены следующие структурно-семантические единицы, которые могут составлять смысловое пространство концепта времени: duration (длительность), period (период), historical period (исторический период), the present (настоящее), rate of speed (скорость), moment (момент), hour (час), day (день), series of recurring instances or repeated actions (цепочка повторяющихся событий или действий).
На следующем этапе исследования в ходе лексико-семантического анализа контекстов текстовых источников в сочетании с дефиниционным анализом лексем в рамках семантических подгрупп «прошлое», «настоящее» и «будущее» прилагательные временной семантики были разделены на несколько категорий, в соответствии с функционированием в контекстах: прилагательные исторический период, характерный для прилагательных сфер «настоящее» и «прошлое».
В результате контекстуального анализа лексико-семантического значения прилагательные с временным значением с семантикой «длительность» были далее разбиты на категории «момент», оппозиция «быстрый - медленный», «цикл», «единицы времени», «повторяемость».
На заключительном этапе исследования была составлена комплексная классификация проанализированных прилагательных и представлена структура концепта времени, выявленная в результате данного анализа.
В целом проведенный анализ помог выявить и описать особенности репрезентации концепта время прилагательными с временным значением в рамках современного английского языка. На основании проведенного исследования была описана специфика и структура концепта времени, проведена классификация прилагательных по семантическим группам внутри смыслового пространства концепта.
Мы считаем, что данное исследование сможет сыграть роль в дальнейшем изучении такого сложного и многоуровневого концепта как время.
Основу исследование составляет положение о том, что понятие время является универсальным и основополагающим компонентом человеческого мировосприятия и человеческой картины мира, и особенности его природы, структуры и функционирования возможно описать при помощи такого понятия, как концепт. Анализ концепта времени проводился при помощи прилагательных с временным значением на основе знаний лингвокультурологии о концепте, языковой картине мира и концепте времени в английской лингвокультуре в частности.
В результате проведенного анализа мы описали своеобразие языковой репрезентации концепта время английскими прилагательными с временным значением, выявили и описали основные семантические компоненты, составили классификацию прилагательных по принадлежности к семантическим группам на основе контекстуального анализа текстовых источников.
В настоящем исследовании концепт времени был рассмотрен как многомерное ментальное образование, принадлежащее наряду с концептом пространства к основополагающим элементам человеческого восприятия, обладающее многоуровневой структурой. Концепт времени рассматривался в рамках английской лингвокультуры без разделения её на британскую американскую.
Выявление особенностей репрезентации концепта времени сквозь призму прилагательных с временных значением предполагало применение комплексного анализа языкового материала, включающего такие методы как: дефиниционный анализ, лексико-семантический анализ, контекстуальный анализ лексико-семантического значения, метод лингвистического описания.
В результате дефиниционного анализа, проведенного посредством толкового словаря американского варианта английского языка, были обнаружены следующие структурно-семантические единицы, которые могут составлять смысловое пространство концепта времени: duration (длительность), period (период), historical period (исторический период), the present (настоящее), rate of speed (скорость), moment (момент), hour (час), day (день), series of recurring instances or repeated actions (цепочка повторяющихся событий или действий).
На следующем этапе исследования в ходе лексико-семантического анализа контекстов текстовых источников в сочетании с дефиниционным анализом лексем в рамках семантических подгрупп «прошлое», «настоящее» и «будущее» прилагательные временной семантики были разделены на несколько категорий, в соответствии с функционированием в контекстах: прилагательные исторический период, характерный для прилагательных сфер «настоящее» и «прошлое».
В результате контекстуального анализа лексико-семантического значения прилагательные с временным значением с семантикой «длительность» были далее разбиты на категории «момент», оппозиция «быстрый - медленный», «цикл», «единицы времени», «повторяемость».
На заключительном этапе исследования была составлена комплексная классификация проанализированных прилагательных и представлена структура концепта времени, выявленная в результате данного анализа.
В целом проведенный анализ помог выявить и описать особенности репрезентации концепта время прилагательными с временным значением в рамках современного английского языка. На основании проведенного исследования была описана специфика и структура концепта времени, проведена классификация прилагательных по семантическим группам внутри смыслового пространства концепта.
Мы считаем, что данное исследование сможет сыграть роль в дальнейшем изучении такого сложного и многоуровневого концепта как время.
Подобные работы
- ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИМЕННЫХ ГРУПП
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО
ЗНАЧЕНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:
ФОРМИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Создание образа «демократического государства» в британских и американских СМИ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СИБИРЯКОВ
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Глаголы чувственного восприятия в румынском языке (в
сравнении с немецким языком)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Глаголы чувственного восприятия в румынском языке (в сравнении с немецким языком)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - РЕЦЕПЦИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
В ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОГО НЕОКОНФУЦИАНСТВА
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ЭПИТЕТЫ В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ЭПИТЕТЫ В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017





