Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблематика допинга в спорте в телевизионных программах

Работа №133273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДОПИНГА И ЕЁ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИСУТСТВИЕ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Междисциплинарный подход к пониманию допинга 7
1.2. Особенности подхода к освещению темы допинга в российских и зарубежных СМИ 11
1.3. Правовые основы использования аудиовизуального контента в телевизионном эфире российских и зарубежных СМИ 23
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ТЕМА ДОПИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ
2.1. Цикл документальных фильмов телеканала ARD о допинге 28
2.2. Анализ журналистских расследований Хайо Зеппельта, посвященных допингу в российском спорте 30
2.3. Сравнительный анализ документальных фильмов «Икар» и «Болезни высших достижений» 47
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что тема допинга - одна из самых обсуждаемых в масс-медийном дискурсе последнего времени. А скандалы, связанные с допингом в российском спорте обеспечили как российским, так и зарубежным средствам массовой информации повестку дня на ближайшие месяцы, если не годы. Новые факты, доказательства и их же опровержения появляются в журналистских материалах ежедневно, а затем цитируются остальными участниками медиасообщества без выяснения достоверности и объективности предоставленной информации. Фейковоая информация появляется в публикациях масс-медиа сейчас настолько часто, что после подтверждения ложности факта СМИ уже не публикуют объяснения своих ошибок.
Средства массовой информации превратились в инструмент для «чёрного пиара» не только отдельно взятого спортсмена, но и целого государства. Цикл телевизионных передач немецкого телеканала ARD, поданный автором Хайо Зеппельтом под видом свободного журналистского расследования, вызвал реальные последствия в виде доклада канадского профессора Ричарда Макларена и расследования комиссии WADA, отстранения олимпийской и паралимпийской сборных России от Олимпиад в Рио-де-Жанейро и Пхёнчхане и приостановлении членства нескольких спортивных федераций в международных структурах. Российский спорт стал синонимом обмана, скрытности и враждебности, а каждый российский спортсмен сейчас заочно попадает под подозрение в употреблении допинга и чувствует осуждение со стороны зарубежных коллег. На данный момент детальных исследований материалов, посвященных проблеме допинга в российском спорте с точки зрения приёмов фейковой журналистики крайне мало.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней используется возможность рассмотрения резонансных работ, посвященных допингу в российском и зарубежном спорте с нового ракурса. В историю спортивной журналистики вводится новый эмпирический материал, который до сих пор не попадал в поле зрения исследователей. Предпринята попытка не только выявить способы подачи проблемы допинга в конкретных фильмах, но и с помощью анализа выявить общие тенденции работы СМИ в освещении темы допинга, особенно допинга в российском спорте.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач. Анализ аудиовизуального контента поможет по-другому взглянуть на форму и способы подачи информации в материалах о допинге, а также использовать анализ в качестве опровержения недостоверной информации и ложных обвинений.
Цель исследования - выявить манипулятивные техники и фейки в освещении СМИ проблемы допинга в российском спорте. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. проанализировать различные трактовки понятия допинга;
2. выявить общие современные тенденции освещения проблемы допинга в СМИ;
3. классифицировать приёмы манипуляции и фейковой журналистики в СМИ;
4. изучить правила использования аудио- и видеоинформации в журналистских материалах;
5. проанализировать аудиовизуальный контент цикла телевизионных передач о допинге немецкого телеканала ARD;
6. сделать сравнительный анализ документального фильма «Икар» и расследования «Болезни высших достижений».
Объектом исследования являются документальные телевизионные расследования о допинге в спорте последних лет.
Предмет исследования - нарушения профессиональных критериев в использовании аудио- и видеоинформации, а также использования приёмов манипуляции и фейковой журналистики авторами расследований.
Хронологическими рамками исследования определён период с декабря 2014 г. (дата выхода первого фильма Хайо Зеппельта о допинге в российском спорте) по май 2018 г. (Отказ Григория Родченкова от своих показаний на слушаниях в CAS). Первый фильм стал причиной цепочки действий, которые привели к отстранению российской олимпийской сборной от двух Олимпиад и Паралимпиад — Летних в Рио-де-Жанейро 2016 г. и Зимних в Пхёнчхане 2018 г.
Теоретической базой исследования послужили научные работы по исследованиям фейка в практике аудиовизуальных СМИ. При подготовке исторического обзора за основу был взят учебник К. А. Алексеева и С.Н. Ильченко «Спортивная журналистика»1. Вопросы фейковой журналистики и приёмов манипуляции подробно освещены в работах С.С. Распоповой2, Е.Н. Богдан, Г. Вирен3, С.Н. Ильченко4. Исторический аспект спортивной журналистики освещён в работах А.А. Алексеева, С.Н. Ильченко, И.И. Круглик. В научных трудах И.М. Амирова, Г.А. Грецова, В.К. Бальсевич, С.В. Федорович, В.Н. Платонова уделяется внимание проблеме допинга в спорте. Помимо этого использовалась законодательная база деятельности средств массовой информации России и Германии.
Основу эмпирической базы составляют шесть фильмов, посвященные теме допинга в российском спорте производства немецкой телерадиокомпании ARD. Первый фильм вышел в декабре 2014 г., заключительный - в феврале 2017 г. Также эмпирическими материалами являются телерепортаж журналиста Константина Панюшкина, посвященный теме допинга в мировом спорте, «Болезни высших достижений» и американский документальный фильм, получивший «Оскар», посвященный допингу в российском спорте и персонально Григорию Родченкову, «Икар».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 7 приложений. В первой главе, имеющий историко-теоретический характер, представлены три параграфа. В первом из них представлен междисциплинарный подход к пониманию допинга, во втором рассмотрены особенности освещения темы допинга в мировых СМИ. В заключительном параграфе представлена нормативно-правовая база России и Германии по использованию в телевизионном эфире аудио-визуального контента. Вторая глава состоит из трёх параграфов. В первом из них описан цикл документальных телепередач ARD о допинге в российском спорте, во втором сделан анализ на основе теоретического материала. В третьем подпункте сделан сравнительный анализ американского документального фильма «Икар» и российского телерепортажа «Болезни высших достижений», посвященных теме допинга. В заключении сформированы выводы по итогам исследования. Список литературы включает 70 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Олимпийский спорт - один из ключевых показателей имиджа страны, а его освещение в мировых СМИ формирует, в том числе, и политический образ государства на мировой арене. Нарушения антидопинговых правил атлетами того или иного государства становятся пятном на спортивном движении страны, а целая череда подобных случаев ставит под сомнение все когда-либо завоёванные страной трофеи на международных соревнованиях.
Освещение Олимпиады в СМИ отошло от принципов олимпийского движения - идей мира и объединения. Медиа занимаются политизацией и коммерциализацией спорта. Ряд доказательств этому можно найти в проанализированных нами материалах о Зимних Олимпийских Играх в Пхёнчхане 2018 года. Информационная компания, которая направлена против России, давно вышла за рамки политических вопросов. Идея государственной системы поддержки допинга - грамотный ход в дискредитации имиджа страны и поддержания образа России как «Путинской державы». На фоне «нечестной» России западным СМИ легче представить своё государство в выигрышном свете. Случаи нарушения антидопинговых правил российскими спортсменами смакуются в западных СМИ, при этом о подобных инцидентах с атлетами других стран журналисты упоминают более сдержанно, без эмоциональной и субъективной окраски. Все манипулятивные приёмы для ведения информационной войны политическими зарубежными и российскими СМИ, выделенные Георгием Виреном, можно найти в материалах о спорте, в частности, как показал анализ в первой главе - в материалах о прошедшей Олимпиаде в Пхёнчхане. Из 8 проанализированных статей зарубежных СМИ о случае употребления мельдония Александром Крушельницким лишь в 1 статье автор выражал сомнение в виновности российского кёрлера.
Проблему в освещении случаев употребления допинга также вызывает отсутствие единой формулировки понятия допинга. Кодекс WADA приравнивает к нарушению не только употребление самого препарата, но и, например, умалчивание спортсменом данных своего местонахождения. В связи с этим СМИ могут трактовать понятие допинга в зависимости от цели подачи материала: использовать то определение, которое подходит именно для данной статьи.
Проведённый анализ фильмов Хайо Зеппельта («Секретный допинг: как Россия готовит своих чемпионов», «Секретный допинг: в царстве теней лёгкой атлетики», «Секретный допинг: российский отвлекающий манёвр», «Секретный допинг: час “Х” для России», «Секретный допинг: покровительство» и «Ложь и лицемерие») немецкого телеканала ARD, фильма американского режиссера Брайана Фогеля «Икар», включая анализ содержания отдельных сцен и применённых манипулятивных приёмов и фейков, которыми и осуществляется воздействие на зрителя в фильмах, дал основание для следующих выводов:
1. Целью создания цикла документальных фильмов было формирование крайне негативного, очерняющего образа российского спорта, российских высокопоставленных чиновников и государственных лиц, российских спортсменов и организаций.
2. Манипулятивные приёмы, ложные утверждения, инсценировки и подставные видео были направлены на то, чтобы доказать, что российские спортсмены массово употребляют допинг, а государство(в том числе, высшие органы власти) игнорирует свои обязанности по обеспечению борьбы с допингом и более того, создало систему государственной поддержки допинга, в которой звёзды российского спорта употребляли запрещенные препараты, а государство помогало скрыть их «положительные» допинг-пробы. А Виталий Мутко - не просто соучастник, но и один из «главарей» системы.
3. Авторы фильмов ставили перед собой задачу показать, что в России небезопасно жить тем, кто не согласен с системой.
В фильмах отсутствуют документально подтверждённые факты, которые могли бы подкрепить авторскую закадровую речь либо речь спикеров. Все высказывания, выдающиеся за факты, построены на основе манипулятивных приёмов, таких как:
• искажение информации и произвольные домыслы автора;
• выдача мнения отдельного спикера либо автора за достоверный факт;
• ссылка на свои предыдущие работы, как на достоверный источник информации;
• тенденциозный подбор сюжетных планов, аудиовизуальных фрагментов и текстовых вставок;
• односторонняя подача материала;
• эмоциональные аргументы спикеров;
• мистификация событий;
• замалчивание одних фактов и выдвижение других;
• изъятие из контекста;
• активизация стереотипов («КГБ держит всю Россию»);
• смешение информации и мнения;
• эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью убийства (суицид Каменева, угрозы Родченкову)
• метод «страшилок». В результате рассказа о все системы допинговой поддержки в России зрителя ставят перед выбором меньшего из двух зол: Родченков кажется уже не таким злодеем, а даже вызывает сочувствие.
• речь героев не воспроизводится, наложен немецкий перевод, при котором русскую речь не слышно совсем;
• фейковые аккаунты в электронной почте;
• смонтированный видеоматериал без предоставления исходной записи.
Помимо манипулятивных приёмов, фильмы Хайо Зеппельта нарушают основные законы об использовании скрытой съемки и о тайне переписки.
В совокупности эти фильмы реализуют кампанию по дискредитации российского спорта, российских спортсменов и организаций и России в целом. К тому же, Брайан Фогель в фильме «Икар» ссылался на расследования немецкого теледокументалиста, как на достоверный источник подтверждённой информации.
Вывод, сделанные в исследовании, подтверждает решение Басманного Суда от 16.12.2015 г. о том, что в первом расследовании Хайо Зеппельта недостаточно фактов. Сам Хайо Зеппельт и представители телеканала ARD в процессе разбирательств признали, что не проверяли предоставленную супругами Степановыми информацию и не верят в её правдивость.
Поводом для создания независимых комиссий WADA и МОК послужили не только проанализированные фильмы-расследования ARD, но и показания экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. В январе 2016 г. он уехал в США и вступил в программу защиты свидетелей. С этого времени профессор признался в махинациях с пробами российских спортсменах на Олимпиаде в Сочи, существовании государственной системы поддержки допинга в России по инициативе Владимира Путина и в том, что сам давал запрещенные препараты россиянам и помогал скрывать положительные допинг-пробы. Однако, финалом, который, в том числе, подтверждает выводы данного исследования о недостоверности предоставленных фактов в расследованиях ARD и фильме Брайана Фогеля, стало решение Спортивного арбитражного суда 2 мая 2018 г. - Родченков на слушаниях по делу Александра Легкова отказался от своих показаний, а также заявил, что никогда не давал спортсменам запрещённых препаратов, не видел, как подменивали пробы в Сочи и ничего не слышал о так называемом коктейле «Дюшес», который якобы помогает скрыть наличие в анализах спортсменов запрещенных препаратов.
Документальные фильмы, основанные лишь на многочисленных фейках и манипулятивных приёмах, нанесли непоправимый урон имиджу России. В современных медиа обязательное наличие неоспоримых, а главное неопровержимых и достоверных фактов уступило место эмоциональному воздействию и фейковой информации. Получается, что 42 российских спортсмена лишились медалей Олимпиад и честного имени, которое они зарабатывали на протяжении всей карьеры, из-за мистификации. Российские спортсмены не могут выступать под своим флагом на Олимпийских Играх также из-за фейковых новостей. Эпоха «шоу-цивилизации» и информационной провокации даёт СМИ политически сильных стран безграничную власть: серией расследований можно полностью дискредитировать имидж целой страны.


Документальные материалы:
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» №2124-1 от 21.12.1991. - М. : Проспект, 2013. - 40 с.
2. Европейская Конвенция по правам человека. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.echr.coe.int/Documents/Convention RUS.pdf (дата обращения: 09.12.2017)
3. Международные нормативно - правовые документы по антидопинговому контролю. - Мн.: Четыре четверти, 1998. - 55 с.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года [Текст]. - М., 2009. - 32 с.
5. Всемирный антидопинговый кодекс. 2015 год: Всемирное антидопинговое агентство / Пер. с англ. А. А. Анцелович, А.А. Деревоедов.— М.: РУСАДА, 2015. — 152 с.
Книги, монографии, сборники:
6. Алексеев, К. А. Спортивная журналистика : учебник для магистров / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 428 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
7. Аронсон, Э., Пратканис, Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — (Проект «Психологическая энциклопедия»).
8. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 336 с.
9. Вирен Г. Современные медиа: приёмы информационных войн: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2013.
10. Войтик, Е. А. Спортивное телевидение в Европе : типологические характеристики. Учебно-методическое пособие / Е. А. Войтик. - Томск : Изд- во ТГУ, 2010. - 70 с.
11. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации : Учебное пособие / Д. П. Гавра. - СПб. : Питер, 2011. - 288 с.
12. Данилова, А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2009. — 234 с.
13. Допинг и аллергия. / Федорович С. В./ Мн.: БИТ «Хата», 1994. - 80 с.
14. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е — М.: Речь, 2003.
15. Ильченко, С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ : новые жанры и формы вещания. Учеб. пособие / С. Н. Ильченко. - СПб. : изд-во факультета журналистики, 2006. - 156 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ