Введение 3
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
Параграф 1.1 Социализация: понятийный аппарат 8
Параграф 1.2 Теоретические аспекты социализации в исторической перспективе 11
Параграф 1.3 Виды, функции и периоды социализации 17
Параграф 1.4 Гендерная социализация: содержание и основные теоретические концепции 23
Глава 2. ПЕРВИЧНАЯ ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 42
Параграф 2.1 Особенности гендерной социализации в современном российском обществе 42
Параграф 2.2 Первичная гендерная социализация в Санкт-Петербурге: эмпирическое исследование 48
Заключение 70
Список источников и литературы 73
Приложения 78
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена современными трансформационными процессами.
Современная Россия переживает три демографических перехода: сокращается население, проявляется демографический кризис, происходит трансформация семейно-брачных отношений. Государство в наши дни вынуждено активно заниматься демографической и семейной политикой. В этой связи в российской государственной политике актуализируется аспект воспитания и социализации детей.
Первичная гендерная социализация личности – один из ключевых моментов в жизни любого человека. Этот процесс вносит большой вклад в процесс становления человека в качестве мужчины или женщины, поскольку приобретение им разных навыков и знаний, развитие определенных черт и способностей приводит к усвоению определенных социальных норм, ценностей, поведенческих практик и ролей. Кроме того, поло-ролевые, гендерные отношения являются фундаментальной частью любого общественного строя. В современном обществе все больше внимания уделяется проблемам социализации личности, воспитания детей, семье и семейным отношениям. Проблема гендерной социализации выступает одной из наиболее актуальных, поскольку в российском обществе идёт дискуссия по поводу традиционных и современных морально-нравственных ценностей, трансформации социальных, гендерных ролей.
Следует подчеркнуть научную актуальность проблемы первичной гендерной социализации, её междисциплинарную основу. Содержание социальных ожиданий общества в процессе гендерной идентичности изучали такие представители современной социально-психологической школы, как С. Бем, Л. Вейцман, Е. Маккоби и К. Джеклин, Дж. Стоккард и М. Джонсон, Дж. Мани и А. Эрхард. Теории гендерного развития посредством идентификации и коммуникациями с родителями изучали З.Фрейд и Н.Ходоров. Активное творческое мышление ребенка в данном процессе подчеркивал Л.Колберг. Процесс научения и принятия культурно-нормативных стандартов, как основополагающих факторов гендерной идентификации, описали Т. Парсонс и Р. Бейлз, М. Комаровски.
Также проблемы гендерной социализации детей, конструирование маскулинности и феминности, влияние культурных стереотипов освещаются в работах М. Арутюнян, Н. Гончаровой, Е. Здравомысловой, И. Клециной, И. Кона, Н. Ловцовой, Е. Мещеркиной, Н. Пушкаревой, Е. Омельченко, О. Здравомысловой, С. Ушакина, Е. Ярской-Смирновой. О проблемах социализации ребенка в семье пишут М. Елютина и С. Голод.
Анализ научной литературы позволяет сделать выводы о практическом отсутствии гендерного просвещения, смене гендерных ролей, отождествлении маскулинности и девиантного поведения, превалировании феминного воспитания в семьях нашей страны.
В этой связи объектом данной ВКР является процесс первичной гендерной социализации личности.
Предмет исследования - сущность и тенденции изменений первичной гендерной социализации в современном российском обществе.
Цель-выявить особенности изменений и новые тенденции в процессе первичной гендерной социализации в современном российском обществе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать понятийный аппарат и рассмотреть теоретико-методологические аспекты социализации.
2) Определить этапы и содержание процесса социализации.
3) Проанализировать понятийный аппарат гендерной социализации.
4) Описать особенности современной гендерной социализации.
5) Проанализировать тенденции изменений гендерной социализации в представлениях современной российской молодежи в рамках авторского эмпирического исследования.
6) Проанализировать полученные результаты, интерпретировать их и сформулировать выводы.
В качестве основной теоретико-методологической рамки своей работы была выбрана теория гендерной социализации, разработанная на основе полоролевого подхода Т. Парсонса, Р. Бейлса и М. Комаровски. В центре полоролевой теории социализации - процесс научения и усвоения культурно-нормативных стандартов, стабилизирующих социум. Подоплекой этого концепта является представление о личности, как относительно пассивной сущности, которая воспринимает, усваивает культурную данность, но не создает ее сама.
Методы исследования:
Общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция;
специальные социологические методы: анализ документов; вторичный анализ социологических исследований; онлайн-опрос; дескриптивный, сравнительный и корреляционный анализ полученных данных.
Методы для выработки практических рекомендаций: прогностический метод и принцип детерминированности развития общества.
Основная гипотеза: в современном российском обществе происходит процесс трансформации гендерных ролей, которые усваиваются в период первичной гендерной социализации.
Вспомогательная гипотеза: решающее влияние на первичную социализацию детей оказывает процесс феминизации.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа включает в себя Введение, две главы, Заключение, Список источников и литературы, Приложения.
Гендерная социализация в России имеет сложный контекст. Это и социальный институт, и воспитательные практики, а также стереотипы и традиции, сложившиеся в нашем обществе.
Главными институтами первичной гендерной социализации в настоящее время являются семья и школа, а агентами – родители и друзья. Мощную роль начинают играть компьютерные технологии, интернет. Первые и, зачастую неосознанные, гендерные стереотипы и установки перенимаются детьми от родителей, в зависимости от их половой принадлежности. К ним относятся различные психологические характеристики, бытовые и профессиональные роли. Исторически сложилось, что во многих европейских культурах, в том числе российской, именно мать должна в большей мере взять на себя ответственность за воспитание ребенка и уделять ему максимальное внимание впервые годы жизни, в то время как отец отвечает за социализацию более взрослых детей.
Экономические и эмоциональные отношения между родителями, способы распределения домашних обязанностей также влияют на процесс гендерной идентификации ребенка. Родители могут также оказать влияние на гендерную идентичность ребенка, покупая определенные игрушки и отдавая заниматься в определенные секции/кружки. Так, в настоящем наблюдается расшатывание границ между «мужскими» и «женскими» вещами, и современные дети уже играют с игрушками как изначально предназначавшимися для определенного пола, так и с гендерно-нейтральными, что способствует развитию андрогинных качеств. Сегодня превалирует модель семьи с двумя работающими родителями, что привносит в жизнь ребенка бабушку и воспитателей, которые чаще, чем родители оказываются трансляторами народной культуры.
Еще одним важным институтом гендерной социализации является школа, которая так или иначе отображает половые различия в предлагаемых учебных материалах, а также в повседневном отношении педагогов к ученикам двух полов. Эмпирическое исследование показало, что отношение преподавателей к детям обоих полов в плане дисциплины и успеваемости является гендерно нейтральным. Вместе с тем, можно проследить, что достаточно большое количество ответов акцентирует внимание на том, что к дисциплине мальчиков учителя относились строже. Данный факт подчеркивает сложность проявления маскулинных качеств на этапе первичной гендерной социализации в существующих социальных реалиях ребенка.
Очевидно, что любой ребенок стремится быть принятым не только родителями и учителями, но и своими сверстниками. Именно в данной группе можно проследить и четко сформировать гендерные нормы и стереотипы. В подростковый период, когда родительский авторитет немного снижается, наиболее важными субъектами для подражания и определения норм жизни становятся сверстники. С ними можно играть в игры, которые по душе, смотреть фильмы, которые выберет сам ребенок. Часто мальчикам намного важнее чувствовать себя частью «мужской» компании, так как до этого их социализация протекала в женском сообществе (мама, бабушка, учительницы). Дефицит маскулинного влияния могут восполнить также спортивные секции, военно-патриотические клубы.
Развитие и распространение компьютерных технологий в нашей стране пришлось именно на детский период нынешней молодежи. Компьютер пришел практически в каждый дом, привнося с собой в жизнь ребенка не только различные компьютерные игры, но и доступ к всемирной паутине. Вопрос влияния этого факта на процесс первичной гендерной социализации личности не подвергается сомнению, однако требует более полного, самостоятельного исследования.
В результате взаимодействия нескольких социальных институтов, к совершеннолетию уже формируется личность, которая не только идентифицирует себя с представителем определенного пола, но и имеет собственные установки и представления о том, как он должен вести себя, какие социальные роли выполнять и как относиться к представителям противоположного пола.
Делая вывод, можно подчеркнуть, что в результате первичной гендерной социализации индивид приобретает определенный набор гендерных ролей и стереотипов.
По мнению большинства современных социологов, социализация, в частности гендерная, продолжается на протяжении всей жизни, правда с меньшей интенсивностью, чем в период детства.
Тема первичной гендерной социализации перспективна для социологического дискурса в связи с постоянными трансформациями в обществе и в отдельных социальных институтах. Безусловно, важно отслеживать изменения в российском институте семьи и образования, с актуализирующимися вопросами демографии и гендерных взаимоотношений. Особую актуальность приобретает тема первичной гендерной социализации, её особенностей в условиях цифрового (информационного) общества, которое на данный момент активно развивается в нашей стране.
1. Американская социологическая мысль: тексты / Кули Ч. Первичные группы / под. ред. В.И. Добренькова. — М. : Изд. Международного ун-та Бизнеса и Управления, 1996. — 560 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 1998.
3. Андропова Н.П. Воспитание культуры взаимоотношений младших школьников (гендерный аспект): канд. пед. наук. Волгоград. 2007. 197с.
4. Аристотель. Политика. Сочинения (в 4-х томах) Т.4. / пер. с древнегреч., общ. ред. А. И. Доватура. — М. : Мысль, 1983. — 830 с.
5. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай - 96". М., 1997.
6. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 336.
7. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 2006. № 3.
8. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2005. № 4.
9. Волошина Н.К. Опыт полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях параллельно-раздельного обучения и воспитывания.
10. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. М., 2004. 188 с.
11. Гидденс Э. Социология. М., 2005.
12. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996.
13. Гончарова Н.В. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты карьерных притязаний) // Социологические исследования. 2003. № 1.
14. Градскова Ю.В. Введения в гендерные исследования. Аспект-Пресс, М., 2005.
15. Гоффман, И. «Я» и другой. / И. Гоффман. // Личность. Культура. Общество. М.: РАН, 2000.
16. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус / Отв. ред. С.Н.Майорова-Щеглова. М.: Изд-во РОС, 2018. 638 с.
17. Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин/ Д. Дидро. — М.- Л. : Гослитиздат. Ленингр. отделение, 1960. — 528 с.
18. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. Т. 2. ВЕЧЕ-ACT, М., 1999.
19. Дюркгейм Э. Метод социологии. В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX: Тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., Междунар. ун-т бизнеса и управления, 354 с., 1996.
20. Елютина М.Э. Схолии современной образовательной ситуации// Современное образование:интеллектуальные ресурсы провинции: Сборник научных статей. Саратов: СГТУ, 2002.
21. Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О мужественности. М.: НЛО,2002.
22. Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации / М.: Эдиториал УРСС, 2003.
23. КавецкийИ.Т., РыжковскаяТ.Л., КоверзневаИ.А., ИгнатовичВ.Г., ЛобанН.А., СтаровойтоваС.В. Основы психологии и педагогики —Минск.: Изд-во МИУ, 2010.
24. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? / Собр. соч. в 8-ми томах. Т.8 / И. Кант пер. с нем., под общ. ред. А. В. Гулыги. — М. : ЧОРО, 1994.
25. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
26. Клецина И.С. Гендерный подход в системе психологического образования / И. Клецина // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках: материалы 2-й международной Летней школы по гендерным исследованиям (Фарос- 1998). Харьков — ХЦГИ, 1998.
27. Клецина И.С. Учебное пособие // Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
28. Колесов Д.В., Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 2007.
29. Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 2005.
30. Кон И.С. Лунный свет на заре. М., 1997.
31. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. № 2. 1981.
32. Кон И.С. Ребенок и общество. М, 1988.
33. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье. Социокультурный анализ: канд. соц. наук.— Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2004.
34. Ловцова Н.И. Аспекты тендерной идентичности// Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов, 1999.
35. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011.
36. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. 290 с.
37. Мещеркина Е.Ю. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности/фемининности // Гендерные аспекты социальной трансформации/ Под ред. М. Малышевой. Демография и социология. М.: ИСПЭН РАН, 1996.
38. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-ое изд. , перераб. и доп. – М., 2007.
39. Омельченко Е. От пола к гендеру? Опыт анализа секс дискурсов молодежных российских журналов// Женщина не существует: Современные исследования полового различия. Сборник статей/ Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар: Сыктывкарский гос.ун-т, 1999.
40. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е.В. Осипова. — СПб.: Алетейя, 2001.
41. Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. — М. : Академический проект, 2002.
42. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 2008.
43. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. — 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
44. Пиаже Ж. Происхождение интеллекта у детей. В кн.: Избранные психологические труды. Психология интеллекта у детей. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., Просвещение, 2008.
45. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. — 479 с.
46. Пушкарева H. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики// Ч. 1 /Под ред. B. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦЦОи РЖ, 2001.
47. Руссо Ж.Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений / Ж.Ж. Руссо. — М.: Детская литература, 1976. — 190 с.
48. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002.
49. Солдатова Г.У., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться // Дети в информационном обществе. — № 28.— 2018.
50. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
51. Супиков В.Н., Данилова Е. А. Проблема социализации личности в истории социологии. Наука. Общество. Государство, т. 4, № 3, 2016.
52. Тард Г. Социальная логика (пер. с фр.) / Г. Тард. — СПб. : Социально- психологический центр 1996. — 548 с.
53. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М. : «Издательство ACT» 2002. — 122 с.
54. Ушакин С. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в российском феминизме // Преображение. №6. 1998.
55. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.
56. Ходоров H. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/ Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000.
57. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная репрезентация тендерных отношений// Социокультурный анализ тендерных отношений: Сб. науч.трудов / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. СГТУ.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998.
58. Arnett J. Adolescents Uses of Media for Self-Socialization // Journal of Youth and Adolescence. 1995. Vol. 24. No 5. Р. 529
59. Bem S. Gender Schema Theory // Sings. 1983.
60. Bem, S.The measurement of psychological androgyny// Journal of Consulting and Clinical Psychology: journal — Vol. 42, no. 2. — P. 155—162. — 1974.
61. Dacey J. Adolescent development. Madison, Wis- consin: Brown & Benchmark, 1994. 345 p.
62. Freud S. 1933/1964. Femininity / New intro- ductory lectures on psychoanalysis. New York: Norton.
63. Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and
contradiction in social analysis. London: Macmillan press, 1979.
64. Hofstede G. Culture's Consequences: International differences in work related values. Sage Publications, London and Beverly Hills, 1980. 475p.
65. Kohlberg L. A cognitive developmental analysis of children's sex role concepts and attitudes // Maccoby E. The development of sex differences. Stanford Univ. Press, 1966.
66. Kohlberg L. Child psychology and childhood education: a cognitive-developmental view. N.Y. : Longman, 1987.
67. Komarovsky, M. Functional analysis of sex roles. American Sociological Review, 1950.
68. Maccoby Е.E., Jacklin С. N. The Psychology of sex differences. Standford, Cal., 1974.
69. Меаd G. H. Mind, Self and Society. Chicago,1963.
70. Margaret M. Sex and temperament in three primitive societies New York, W. Morrow & Company, 1935.
71. Money J.,ErhardtA. Man and woman, boy and girl. Baltimore: Hopkins Univ. Press, 1972.
72. Parsons T., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. New York: Free Press, 1955.
73. Smelzer N. Sotsiologiia [Sociology]. Moscow, Feniks Publ., 1998, 688 p.
74. StockardJ., Johnson M. Sex roles. N. Y., 1980.
75. Stoller R. J. Sex and gender. New York: Science House, 1968.
76. Weitzman L. Sex role socialization: A focus on women. V. 12. Palo Alto, Cal., 1979.