Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам

Работа №133242

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения религиозной конверсии 10
1.1 Теоретические направления в изучении религиозной конверсии 10
1.2. Факторы, влияющие на процесс религиозного обращения и связанная с ними типология религиозного обращения 19
1.3. Этапы формирования и развития религиозной конверсии 25
Глава 2. Изучение религиозной конверсии в перспективе социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам 28
2.1 Соотношение религиозной и социальной идентичностей в социологическом аспекте 28
2.2 Религиозная конверсия как фактор смены социальной идентичности 34
2.3 Роль элементов социальной идентичности в жизни мусульман 39
Глава 3: Обращение в ислам как пример религиозной конверсии 44
3.1. Научная разработанность социологии ислама как специальной дисциплины 44
3.2. Программа исследования «Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам» 49
3.3. Основные результаты исследования «Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам» о социокультурных предпосылках религиозного обращения 53
3.4. Результаты исследования «Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам» о влиянии религиозного обращения на социальную идентичность 70
Заключение 76
Список литературы 82
Приложение 1. Список информантов 88
Приложение 2. Гайд интервью 89
Приложение 3 Таблица идентификаций по тесту «Кто я?» 91
Приложение 4. Пример транскрипта интервью 92

В последнее десятилетие можно наблюдать возрастающий научный интерес к феномену религиозности, в частности к религиозной конверсии, как в западной, так и в российской социологической традиции. К религиозной конверсии также активно обращаются представители таких дисциплин, как социальная психология, социология религии, социальная антропология и др. В научной литературе широко представлена информация о структурной составляющей религиозного обращения, его этапах, уровнях. Также хорошо изучено место и роль религиозности, динамика которой в самой общей форме и представляет феномен конверсии, в формировании социальной идентичности в психологической перспективе. Однако в социологии соотношение религиозной конверсии с социальной идентичностью представлено в меньшей степени.
Данная работа посвящена изучению религиозной конверсии мусульман, для которых ислам не является традиционной религией на территории их исторического проживания. Степень религиозности определяется, прежде всего, религиозной идентичностью, которая связана с механизмами самоопределения, эмоционального отожествления и субъективной причастностью индивида к конкретной религии, образу жизни, общности единоверцев. В данной работе рассматривается, каким образом религиозная идентичность новообращенного влияет на его социальную идентичность, насколько приобретенная религиозность по-новому формирует самоопределение индивида.
Актуальность
В течение последних лет дискурс мусульманской религиозности и практик мусульманства активно пошел в нашу повседневность и существенно изменил предмет обсуждения общественности. В том числе это непосредственно касается России, где ислам исповедует многие регионы: большинство населения Поволжья, Северного Кавказа, на территории Приуралья и некоторых регионов Сибири. Активное установление ислама и его возрождение приходится на конец 1980-х гг с появлением мусульманских учебных учреждений, а позже данный религиозный дискурс начал транслироваться на радио и телевидении.
Сегодня в ряде российских городов существуют международные исламские организации, устанавливающие связи с мусульманами других стран и занимающиеся просветительской деятельностью. Мусульмане представляют свои интересы в политической и общественной жизни страны в виде партий, движений, или в роли участника разработки региональных и федеральных законов, как это делает исламское духовенство.
Сегодня проблематика мусульманской религиозности активно представлена в средствах массовой информации, за счет чего формируется зачастую отрицательный общественный образ ислама. Негативную окраску «мусульманскому дискурсу» в России придавали постоянные упоминания о международном исламском терроризме, взрывах домов в ряде городов России, московском метро и другие трагические случаи, а также употребление лексики с соответствующей окраской: «Станет ли Россия мусульманской страной?», «Русские девушки в планах ваххабитов» и др.
Актуальная религиозная ситуация в нашей стране, а именно, рост новых религиозных движений, увеличение числа приверженцев традиционных религий, в том числе ислама, ставит перед необходимостью осмысление быстрых трансформационных процессов религиозности, и как следствие, трансформацию социальной идентичности. В связи с этим, феномен религиозного обращения приобретает особую актуальность как процесс религиозных изменений, влекущий за собой существенные изменения в самоопределении индивида и пересмотра своей идентичности.
Основной целью является изучение процесса религиозного обращения с последующим выявлением социокультурных предпосылок и его воздействия на формирование и развитие элементов социальной идентичности (на примере перехода христиан в ислам).
Для достижения этой цели, мной были выделены следующие задачи:
1. анализ классических и современных теорий, моделей социологического объяснения религиозного обращения;
2. анализ особенностей формирования и развития религиозной конверсии;
3. выявление социокультурных факторов, способствующих возникновению и развитию феномена «религиозная конверсия»;
4. выявление основных стадий развития религиозной конверсии в рамках различных теоретических направлений;
5. анализ соотношения религиозной и социальной идентичностей в социологическом аспекте;
6. рассмотрение особенностей мусульманской религиозности с точки зрения элементов социальной идентичности;
7. анализ ситуаций изменения социальной идентичности под воздействием конверсии на примере перехода христиан в ислам в российском обществе.
Объект исследования - процесс религиозного обращения как фактор смены социальной идентичности.
Предмет работы - особенности функционирования процесса религиозного обращения и его воздействие на формирование, развитие социальной идентичности индивида на примере перехода христиан в ислам.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем: религиозное обращение представляет долговременный, многоуровневый процесс осознанной трансформации личности по причине возникновения внутренней тяги к поиску истины в рамках религиозного видения мира, что ведет за собой изменение иерархии системы социальной идентичности.
Формулировка общей гипотезы конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Формирование модели религиозной конверсии детерминировано предыдущим религиозным опытом человека, сформировавшим особое религиозное сознание и как следствие, религиозную идентичность индивида;
2. Религиозное обращение как социальный и психологический процесс увеличения уровня религиозности ведет к изменениям самоопределения и жизненной позиции на уровне различных элементов социальной идентичности;
3. Религиозная идентичность новообращенного в рамках мусульманской религиозности возникает и актуализируется за счет появления религиозных групп, сообществ или отдельных членов этих групп, влияющих на осмысления себя как части коллективной идеи;
4. В результате конверсации религиозная идентичность занимает лидирующую позицию в системе иерархий социальной идентичности.
Основные понятия, использованные в этой работе, связаны с особенностями выбранной тематики. Феномену религиозного обращения соответствует следующая система ключевых понятий: религиозная конверсия, трансформация личности, религиозность, религиозное сознание, религиозная идентичность, религиозный опыт, религиозная социализация, новообращенный (конвертит), ислам. Категорию религиозности раскрывают понятия, характерные для частного индивидуального случая конвертита: религиозное сознание, религиозная, конфессиональная, социальная идентичность и религиозный опыт. Указанные понятия актуальны и при рассмотрении феномена конверсии как фактора смены религиозной и социальной идентичностей.
В данной работе используется следующее понятие религиозности: религиозность — «феномен сознания, мировоззренческая установка, приверженность определенной религиозной идеологии, воплощающиеся в деятельности и повседневном целеполагании»1. Религиозность как характеристика сознания индивида изучается психологией религии или философией религии. В социологическом же аспекте, как пишет Е.А. Островская, этот феномен рассматривается с трех позиций: деятельностной, мировоззренческой и идеологической2.
Религиозное обращение - длительный процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей.
Конвертит - верующий, принадлежащий к определенной этнической общности по рождению и перешедший из доминирующей в ней религиозной системы в инокультурную религию.
Религиозное сознание — это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе. Формирующихся через включение человека в систему религиозных отношений.
Религиозный опыт - процесс обретения и поддержания религиозной идентичности, со временем формирующий стереотипную картину мира и предполагающий знание религиозных текстов (молитв, заповедей) и других авторитетных текстов той или иной религиозной традиции.
Религиозная социализация - усвоение религиозного опыта других и приобщение этого опыта в собственные религиозные ценности и ориентации.
При изучении религиозного обращения в перспективе социальной и религиозной идентичностей необходимо отметить дополнительный ряд определений, необходимых для исследования в данной работе: социальная идентичность, религиозная идентичность, конфессиональная идентичность.
Социальная идентичность - совокупность идентификаций, получаемых в ходе социализации и связанных с принадлежностью и ощущением членства к социальным группам.
Религиозная идентичность понимается в данной работе как самоопределение индивида в соответствии с некоторой всеобъемлющей социальной системой, которая выстраивает отношения человека со сверхъестественными силами и реализуется во множестве форм. Под конфессиональной идентичностью мы понимает самоидентификацию с конкретной формой этого взаимодействия, регулируемую системой правил, требований положений, догм, зафиксированную в устном или письменном предании.
Источниками информации для написания работы по теме «Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам» послужили базовая учебная литература, теоретические труды представителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, справочная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике религиозного обращения в России: «Журнал социологии и социальной антропологии», журнал «Религиоведение», журнал «Социологические исследования». Среди прочих актуальных источников информации следует назвать образовательный сайт www.academia.edu, интернет портал www.portal-credo.ru, официальный сайт духовного управления мусульман Российской Федерации www.dumrf.ru, новостной портал www.pravoslavie.ru, группы и сообщества в социальной сети «Вконтакте.ру»: «Русские мусульмане (Славяне в Исламе)», «Русь правоверная (Русские мусульмане)», «Русские мусульмане на пути праведных предков»).
В данной работе был применен синтез нескольких теорий и концепций в рамках позитивистского (восходит к Э. Дюркгейму) и интерпретативного (восходит в М. Веберу) подходов к изучению феномена религиозного обращения. В качестве базовых теоретико-методологических оснований для рассмотрения концепта религиозности и структурного аспекта конверсации использованы следующие теории: многомерная модель религиозности Ч. Глока и Р. Старка, теория конверсации Дж. Лофланда и Р. Старка, стадиальная модель конверсии Л. Рэмбо, а также взгляды других представителей социологии, социологии религии и социальной психологии. В качестве основы для соотношения религиозной и социальной идентичности была применена теория сложной социальной идентичности С. Роккаса и М. Брюера и модель формирования социальной идентичности канадских исследователей С. Эмиота и Дж. Терри.
Научная новизна данной работы состоит в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании соотношения феномена религиозной конверсии и системы социальной идентичности, в рамках которого были выявлены структурные элементы процесса конверсации на примере мусульман, перешедших из христианства. Также обнаружено, что под воздействием религиозной конверсии происходит изменение иерархии системы социальной идентичности, при которой религиозная идентичность занимает лидирующую позицию и определяет другие элементы социальной идентичности в рамках мусульманской религиозности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе подготовлена теоретическая основа для изучения религиозного обращения, на основе эмпирического исследования представлены причины, побуждающие к смене ценностных ориентиров, а также преимущества ислама перед христианской религиозной традицией. Кроме того, в работе представлены основные вопросы и проблемы, связанные с концептом религиозности, что может учитываться и применяться в практическом изучении конверсации и мусульманской религиозности.
Практическая значимость проявляется в том, что дальнейшая работа в данном направлении может позволить выявить закономерности в принятии ислама и элементы эмоционального состояния (агрессия и т.д.), а также социального фона конвертита, которые могут привести к вступлению в радикальный ислам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена процессу религиозной конверсии, изучением которого занимались представители разных дисциплин - социологии, психологии, антропологии и др. Интерес представляет рассмотрение религиозной конверсии с точки зрения антропологии религии и социологии религии. Исходя из понимающей социологии Вебера и восходящего к нему интерпретативного подхода, концепт религии определяется как социальная деятельность, на основе которой индивид и группа решают вопрос «смысла» - своего отношения к фундаментальным проблемам человеческой жизни - смерти, добра и зла, любви и др. При этом феномен религиозного обращения представляет собой длительный процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей.
Для проведения эмпирического исследования было опрошено 19 новообращенных, перешедших из христианства в ислам с целью проверки гипотезы: религиозное обращение представляет долговременный, многоуровневый процесс осознанной трансформации личности по причине возникновения внутренней тяги к поиску истины в рамках религиозного видения мира, что ведет за собой изменение иерархии системы социальной идентичности.
Основная гипотеза подтвердилась посредством проверки частных теорий на основе эмпирического исследования:
1. Христианское видение мира, предшествующее религиозному обращению, сформировало первичное религиозное сознание и определило основание для последующего восприятия себя в религиозных координатах;
2. На примере религиозной конверсии 19 мусульман подтвердилось изменение восприятия себя в системе религиозного видения мира и увеличение степени религиозной осознанности в виде более активной религиозной позиции;
3. В результате религиозной конверсии новообращенные приобщались к религиозным сообществам и усиливали контакты внутри религиозных групп, что повлияло на осмысление себя как части коллективной идеи;
4. На основании полученных данных с помощью теста Куна-Макпартленда религиозная идентичность заняла лидирующую позицию почти у половины опрошенных. Информация, полученная методом интервью, в ряде случаев демонстрирует изменение социальной идентичности респондентов. Однако из-за отсутствия возможности измерения иерархии социальной идентичности до конверсации мы не можем делать точные выводы о процессе трансформации социальной идентичности новообращенных в сравнении с предшествующим конверсии христианским опытом респондентов.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы о социокультурных предпосылках и структурной составляющей процесса религиозной конверсии:
1. Основной чертой, объединяющей большинство информантов до формального момента вступления в ислам, стало восприятия себя как человека верующего, что, на мой взгляд, представляет собой предпосылку к формированию идеи религиозного обращения;
2. Религиозное обращение - это реакция на эмоциональный кризис, выражающийся в общих характеристиках: тревожности, неопределенности, сомнениях в себе и страхом. Сравнение ислама и христианства в идеологическом смысле становится решающим шагом к смене религиозной ориентации. Модель «кризис-поиск» запускает активацию духовных исканий, что приводит к принятию существования другой возможной системы верований;
3. Независимо от места проживания главным фактором для большинства респондентов, определяющим первое знакомство и первые знания об исламе, было наличие в социальном окружении «этнических» мусульман, то есть по национальности своей традиционно исповедующие ислам, что повлияло на осмысление допустимого «другого» видения мира;
4. Религиозное обращение как событие в большинстве случаев имеет место на подготовительном этапе к взрослой жизни. Именно этот период часто характеризуется слабой самоидентификацией и неопределенной социальной идентичностью, в результате чего человек не чувствует себя уверенным, готовым к взрослой жизни и способным принять на себя предстоящие обязательства;
5. Интеллектуальный аспект, выражающийся в чтении специальной религиозной литературы, до принятия ислама был на достаточно высоком уровне . Интенсивность и глубина изучения именно исламской литературы изменилась на примере всех респондентов после принятия ислама, что связано с повышением заинтересованности и, как следствие, погружением в мусульманскую среду.
6. Респонденты приписывают случившемуся с ними религиозному повороту божественный характер, чем самостоятельно усиливают и делают более устойчивым свое религиозное сознание. Использование респондентами таких языковых форм, как «озарение», «свыше мне вот это пришло», «меня осенило», «почувствовала внутри желание, как бы голос» говорит о сверхъестественном, характере восприятия новообращенными своего религиозного перехода.
7. Значимым элементом на этапе, происходящем после принятия ислама, является вовлечение в новое религиозное сообщество и ослабление внерелигиозных связей, но при этом непонимание и неприятие больше встречалось у родителей и близких родственников, нежели у друзей и знакомых.
8. Участвующие в исследовании новообращенные настаивали на собственном и самостоятельном выборе религии без вмешательства верующих знакомых, друзей, религиозных групп, которые, тем не менее, в каждом случае присутствовали.
9. Были обозначены первостепенные идеологические аспекты мусульманства, которые у всех информантов являются преимуществами перед христианством и определяют их выбор мусульманской религиозности: рационализм ислама, единобожие, неизменность и традиционность ислама, универсальность и всеобъятность ислама, отсутствие христианской укорененности, положение женщины в исламе.
Ключевыми результатами данного исследования выступают выводы о социальной идентичности респондентов:
1. Религиозная принадлежность занимает лидирующую позицию в иерархии социальной идентичности новообращенных, перешедших из христианства в ислам.
2. В некоторых случаях проявляется потеря индивидуальной (личностной) идентичности нескольких респондентов, демонстрирующих идентификации в категориях религиозной принадлежности. Это связано с коллективной идеей и направленностью на общность, транслируемых исламом.
3. Религиозная идентичность после принятия ислама напрямую считалась информантами продолжением идентичности до конверсии, что подтверждается в их утверждении о «возвращении» в ислам, а не его принятие.
4. Религиозная самоидентификация взаимодействует с гендерной идентичностью, принадлежностью к семейной и родственной группе. Тесная связь религиозной идентичности с семейно-родственными отношениями обусловлена высокой ролью семьи в воспроизводстве исламских ценностей.
5. В менее чем половине случаях поддерживается профессиональная идентичность, что объясняется идеей приближения к Богу через благородный труд.
6. Для участвующих в исследовании мусульман гражданская и этническая принадлежность при конструировании единой системы самоопределения находятся на периферии социальной идентичности.
7. В результате религиозного обращения происходит трансформация социальной идентичности, при которой конвертит, ориентируясь на исламские нравственные ценности в повседневной жизнедеятельности, перестраивает идентификации в Я-образе согласно религиозным убеждениям и представлениям мусульманина о себе и реальности вокруг.
Таким образом, религиозное обращение представляет долговременный, многоуровневый процесс осознанной трансформации личности по причине возникновения внутренней тяги к поиску истины в рамках религиозного видения мира, что ведет за собой трансформацию социальной идентичности через изменение иерархии ее элементов. Новообращенным, принявшим участие в данном исследовании, соответствует доминирование религиозной идентичности над другими ее элементами.
Для более детального изучения трансформации социальной идентичности под воздействием религиозной конверсии в дальнейшем предполагается провести исследование на выявление иерархии элементов социальной идентичности, где в качестве контрольной выборки будут христиане со сходными половозрастными характеристиками. Можно предположить, что в этом случае религиозная идентичность не будет выступать в качестве доминирующей, что свидетельствует об особом влиянии конверсации на социальную идентичность новообращенных, принявших ислам. Следовательно, религиозное обращение меняет систему ценностей верующего и способствует изменению иерархии Я-образов в сторону доминирования религиозной идентичности.
Дальнейшая разработка темы об особенностях влияния религиозной конверсии на социальную идентичность имеет хорошие перспективы и ставит перед нами дополнительные вопросы, появившиеся в процессе проведения исследования. При указанной в работе высокой роли уммы в жизнедеятельности мусульманина требуется подробное изучение влияния религиозной общины на систему социальной идентичности, что может дать ответы на причинные факторы появления экстремистских настроений в мусульманской среде и распространения радикального ислама. При каких социально-психологических условиях происходит потеря личностной идентичности и ее полная замена на религиозную?
Как меняется исламская идентичность в рамках современного общества? Применима ли в действительности концепция евроислама? Эти и многие другие вопросы демонстрируют необходимость в дальнейших исследованиях по данной проблематике.


1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 2000. - 272 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
3. Ардашева. Л. А. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения // Религиоведение. - 2013. - №4. - С. 150 - 161.
4. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. - Казань: Алма-Лит, 2003. - 184 с.
5. Гараджа В. Социология религии: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - 3-е изд. - М. : Наука, 2005. - 304 с.
6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М.: Издание журнала «Русская мысль», 1910. - 518 с.
7. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник. / Отв. ред. М. К. Горшков. - Вып.7. - М. : Институт социологии РАН, 2008.
8. Дулина Н.В. Религиозность как индикатор социального самочувствия жителей города. / Тезисы докладов и выступлений на III Всероссийсом социологическом конгрессе "Социология и общество: пути взаимодействия" / Институт социологии РАН, Российское общество социологов. - Москва, 2008.
9. Иванов, Д. В. Теория, парадигмы, модели / Д. В. Иванов // Социология : учебник / Под ред. проф. Н. Г. Скворцова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — С. 85 - 137.
10. Ипатова Л.П. Теории религиозного обращения // Религиоведение. - 2006. - №4. - С. 88 - 101.
11. Исаева В.Б. Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью: диссертация на соискание ученой степени канд. соц. наук : 22.00.06 / В.Б. Исаева. - СПб., 2014. - 241 с.
12. Исаева В.Б.. Феномен конверсации: конструирование религиозной идентичности в биографическом нарративе // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2010. - Т.13. - №1. - С. 127 - 147.
13. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. - СПб. : Летний сад, 2000. - 248 с.
14. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб. : Диля, 2009. - 512 с.
15. Кузнецова-Моренко И.Б., Салахатдинова Л.Н. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах // Социологические исследования. - 2006. - №2. - С. 120-127.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ