Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения времени в рассказах К. Мелихана: значение и функции

Работа №133233

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Языковые способы и средства выражения времени в русском языке: теоретический аспект
1.1. Время как экстралингвистическая категория…………………………...8
1.2. Категория времени и способы ее выражения в русском языке
1.2.1. Категория глагольного времени. ………………………………………...10
1.2.2. Выражение категории времени предложно-падежными формами..…..14
1.2.3. Лексические способы выражения категории времени………………....20
1.2.4. Синтаксические способы выражения времени…………..……………...24
1.3. Категория времени в художественном тексте…………………………….27
Выводы
Глава II. Языковые способы и средства выражения времени в рассказах К. Мелихана «Тоннель» и «Аллергия», их значения и функции
2.1.Анализ языковых средств выражения времени в разказе К. Мелихана «Тоннель»
2.1.1 Классификация способов языкового выражения времени в рассказе К. Мелихана «Тоннель»
2.1.2.Ситуации употребления видо-временных форм глагола в рассказе «Тоннель»
2.1.3. Выражение времени предложно-падежными формами в рассказе «Тоннель»
2.1.4. Выражение времени лексическими средствами в рассказе «Тоннель»
2.1.5. Выражение времени синтаксическими средствами в рассказе «Тоннель»
2.2. Анализ языковых средств выражения времени в рассказе К. Мелихана «Аллергия»
2.2.1. Классификация способов языкового выражения времени в рассказе К. Мелихана «Аллергия»
2.2.2. Ситуации употребления видо-временных форм глагола в рассказе «Аллергия»
2.2.3. Выражение времени предложно-падежными формами и их значение и функции
2.2.4. Выражение времени лексическими средствами в рассказе «Аллергия» и их значение и функции
2.2.5. Выражение времени синтаксическими средствами в рассказе «Аллергия» и их значение и функции…
2.6. Языковые способы выражения категории времени в рассказах…………59
Выводы
Заключение
Список литературы
Список словарей
Приложение


В настоящее время проблема изучения средств выражения времени как в языковой системе, так и в тексте становится все более актуальной. В лингвистике, несмотря на большое количество исследований, посвященных категории времени, где оно представлено как наиболее важная когнитивная структура, участвующая в построении моделей мира (М. Бахтин, А.В. Бондарко, Н. Н. Болдырев, А. Зализняк, Е. С. Кубрякова, Ю.С. Маслов, В. Н. Телия, М.А. Шелякин, А. Д. Шмелев, Л. Н., О.П. Рассудова, М. Н. Коннова, Н. В. Рунова и др.), проблема описания всех возможных способов выражения времени до сих пор остается открытой. Еще более сложной остаётся проблема анализа и описания языковых средств выражения времени и их функций в художественном тексте, где категория времени организует хронотоп текста – «закономерную связь пространственно-временных координат» (Бахтин 1975: 236).
Без обращения к категории времени в художественном тексте невозможно понять его содержание и смысл. При этом время в художественном тексте может выражаться различными способами: грамматическими, лексическими, метафорическими, при помощи прецедентных феноменов – упоминаний о деталях прецедентной ситуации и др., которые не всегда очевидны и понятны для иностранцев, изучающих русский язык.
В рассказах К. Мелихана «Тоннель» и «Аллергия» именно категория времени организует их содержательный и смысловой уровень, раскрывает характеристику героев. К. Мелихан использует различные языковые способы выражения времени – грамматические, лексические, синтаксические – в зависимости от смены ситуаций, описываемых в тексте, и поведения его героев. В иностранной аудитории обращение к данным небольшим по объему рассказам даёт возможность увидеть в употреблении целый ряд языковых способов выражения времени, понять, в каких речевых ситуациях можно использовать тот или иной способ выражения времени и с какой целью.
Таким образом, обращение к языковым средствам выражения времени в рассказах современного писателя и публициста К. Мелихана «Тоннель» и «Аллергия», ставших материалом нашего исследования, обусловливает и его актуальность.
Объект исследования – языковые средства выражения категории времени, предмет – их значение и роль в текстах рассказов К. Мелихана.
Цель исследования состоит в выявлении значения и функций языковых средств выражения времени в рассказах К. Мелихана «Тоннель» и «Аллергия».
Задачи исследования:
- описать теоретическую базу исследования;
- выявить в рассказах и классифицировать языковые способы выражения времени;
- проанализировать значения языковых средств выражения времени в рассказах на основе проведенной классификации;
- выявить функции языковых средств и способов выражения времени в рассказах К. Мелихана.
Отмеченные задачи отражают олгаритм настоящего исследования.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что языковые средства выражения времени в рассказах участвуют в организации содержательной и смысловой линии текста.
Положения, выносимые на защиту:
1) наиболее значимым способом выражения времени в рассказах являются глагольные формы СВ ПВ в конкретно-фактическом значении, организующие характерное для данных рассказов повествование с последовательным развитием событий, имевшее место в прошлом;
2) в каждом из рассказов доминирует тот способ выражения времени, который наиболее эффективен для отражения текстовой ситуации в ее развитии и авторской интенции.
Новизна исследования связана с обращением к анализу языковых средств выражения временив функционально-семантическом аспекте в рассказах К. Мелихана «Тоннель» и «Аллергия», которые с этой точки зрения еще не анализировались.
Теоретическая значимость данной работы заключается в развитии теории анализа языковых способов выражения времени в художественном тексте.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в курсах практической грамматики, практики устной и письменной речи, стилистики, чтения и лингвистического анализа текста в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
Методы и приёмы исследования:
 метод сплошной выборки материала;
 описательный метод;
 метод анализа значений языковых единиц в тексте;
 метод лингвистического анализа текста;
 - метод си стематизации материала;
 метод обобщения;
 метод систематизации;
 метод темпорального анализа языковых единиц;
 метод системно-функционального анализа.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматривается понятие времени и способы его выражение в русском языке, а также роль категории времени в художественном тексте. Вторая глава посвящена анализу значений языковых средств выражения времени в рассказах «Тоннель» и «Аллергия» в связи с их принадлежностью к тому или иному способу, а также их функций. В заключении подведены итоги исследования, в приложении представлены тексты анализируемых рассказов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования удалось достичь поставленной цели, решить все задачи, выявить и классифицировать средства и способы языкового выражения времени в рассказах К. Мелихана, определить их значения и функции.
В исследовании обосновано понятие о времени в в лингвистике и других науках, представлены его типы и основные лексические и грамматические способы выражения времени в русском языке, где время –это прежде всего семантическая темпоральная глагольная категория, основанная на времени действия и взаимодействующая с категориями вида (совершенного и несовершенного). Выражения времени предложно-падежными и лексическими формами второстепенно, но тем не менее также является важным свойством языковой системы, задействованным в тексте.
Исследование показало, что в рассказах К. Мелихана «Тоннель» и «Аллергия» используются различные языковые средства и способы выражения времени, присущие определенным ситуациям: видо-временные глагольные формы, предложно-падежные конструкции со значением времени, лексические средства выражения времени и синтаксические средства выражения времени, приобретающие в тексте дополнительные значения в зависимости от ситуации употребления.
Наиболее употребительным способом выражением времени в рассказах являются глагольные формы, которые ведут последовательно развивающееся повествование, имевшее место в прошлом, поэтому в рассказах доминируют глаголы прошедшего времени СВ.
Употребление глаголов НСВ в настоящем времени и употребление глаголов СВ в будущем времени встречается как правило только в диалогах персонажей, так как описывают текущие действия, характеристики и надежды персонажа, обеспечивая направление дальнейшего развития сюжета.
Использование глаголов НСВ прошедшего времени происходит при описании объективного факта в прошлом, а также для повторяющихся действий и непрерывных действий персонажей в прошлом.
Роль лексических средств и предложно-падежных формам выражения времени заключается в том, чтобы отметить позицию происходящих событийна временной шкале с целью показать различия в восприятии времени читателем и персонажем, а также раскрыть предпосылку развития события.
Лексические средства выражения времени приобретают в тексте добавочные значения, зависящие от контекста, в который они включаются.
При анализе художественного текста необходимо наблюдать за функциями категорий времени, которые являются неотъемлемой частью построения содержания и смысла текста, а также характеристик героев. Так, для рассказа «Тоннель» наиболее актуален способ выражения времени предложно-падежными средствами, в основе которого лежит ситуация попытки главного героя встретиться с отцом, мимо которого он равнодушно проезжал в отпуск много лет, во время случайной остановки поезда в тоннеле из-за поломки рельсы, которую чинил его отец, пытаясь ускорить время встречи с сыном, но сын не знает об этом обстоятельстве. Для рассказа «Аллергия» наиболее актуален способ выражения времени лексическими средствами (на следующий день, в следующий раз), в том числе со значением регулярной повторяемости (каждый день). Это связано с тем, что в основе рассказа лежит ситуация длительного лечения героя от аллергии у нерадивой и жадной старушки-медсестры, которой он при каждом посещении дарил ненужные ему вещи и таким способом избавился от аллергии, передав ее старушке вместе с ненужным хламом.



1. Аристотель.З. Физика // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 3 / вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанского. - М.: Мысль, 1981. - С. 59-262.
2. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка: Язык и время / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. — М.: Индрик, 1997. — С. 51-61.
3. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 222 с.
4. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка: Учеб. пособие для студентов старших курсов институтов и факультетов иностр. яз. М., 1975.
5. Баско Н. В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по русс. яз. для иностран. учащихся. 7-е изд., испр. М.: Рус. яз. Курсы, 2017. 272 с.
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. : Сб.. — М.: Худ. лит., 1975. — С. 234—407
7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: 1975. – С. 235 – 240. 8 Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М.: 1983. – С.227 – 284.
8. Бергсон А. Материя и память / пер. с фр. А. Ба-улер // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. С. 596.
9. БондаркА.В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л. Наука, 1990. —264 с.
10. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола.М.,1971.С.43-112
11. Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст (Текст) / А.В. Бондарко. – Л., 1971. – 115 с.
12. Валгина Н.С. Категории времени и пространства в художественном и нехудожественном тексте.–2011. – http : evartist.narod.ru/text14/20.htm
13. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: учеб. пособие. Изд-е 2-е. М.: Высшаяшкола, 1972. 601 с.
14. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова (Текст) / В.В. Виноградов // Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С. 162-189.
15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистижеского исследования. – М.: 2007. – С.53 – 65.
16. Глазунова О. И. Способы и средства выражения времени в предложно-падежной системе русского языка // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 2: Филология. С. 28–38.
17. Захари Х.С. Онекоторых тонкостях выражения временных отношений в русском языке предложно-падежными формами // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2012. - № 1. – С. 36 - 39.
18. Золотова Г.А. Аспекты изучения категории глагольного времени.// Изв. АН СССР. Серия литературного языка.1975. 15 Т. 34. № 3.
19. Кандрашкина О.О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения // Известия Самарского наужногоеентра Российской академии наук, сер. Филология. - Т. 13. - №2(5), 2011. – С. 1217 – 1221.
20. Караулов Ю.Н. (гл. ред.) Русский язык: энциклопедия– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 1997. —703с.
21. Кожухов Н.Е. и др. Синтаксис сложного предложения: учеб.-метод, пособие / Н. Е. Кожухова [и др.]. - Минск: БГМУ, 2016. - 132 с.
22. Крючкова Л.С. Предложно-падежная система русского языка: взаимодействие формы, семантика, функции//Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2014, №1
23. Курапова Е.С. Темпоральная семантика существительных как основа и результат развития их многозначности // Вестник Сам. ГУ. – 2013. - №8/1 (109). – С. 73 – 77).
24. Маслов Ю.С. Глагольный вид в современном болгарском лнтературном языке. Сб. «Вопросы грамматики болгарского литературного языка». М.: АН СССР, 1959.
25. Милейковская Г.М. О соотношении объективного и грамматического времени. // ВЯ. 1956.№5.
26. Морараш М.М. Языковые средства выражения времени в романе В. Набокова "Защита Лужина" (на материале простых двусоставных предложений) // Вестник ВГУ. Серия Филология. Журналистика.  2010.  №1.  С. 69-71
27. Николина Н. А.Категория времени в художественной речи : (монография) М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2004. –275 с.
28. Николина Н.Н. Филологижеский анализ текста. – М.: 2003. – С.123 – 125.
29. Ньютон Исаак. Математические начала натуральной философии. / Перевод А.Н. Крылова. Серия “Классики науки”. М. Наука, 1989. 688 с.
30. Падучева Е.В. К когнитивной теории метонимии // Диалог 2003. - (URL: http://www.dialog-21.ru/media/2674/paducheva.pdf).
31. Платон. Тимей // Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3 / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; вступ. ст. и примеч. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1990. -С. 421-500.
32. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. Издание 7-е. М.: Государственное научно-педагогическое издание Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 512 с.
33. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в форме императива // О.П. Рассудова. Виды глагола. – М., 1970 .(https://library.oapen.org/bitstream/id/ebd4c77e-8175-42d1-b88e-5efd9af02827/1003546.pdf).
34. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в русском языке. – М.: МГУ, 1968.
35. Семергей Р. А. Лексические показатели времени в современном русском языке (наречия и наречные выражения) :автореф. дис . канд. филол. наук. Л., 1983. - 27 с.
36. Смирнов И.Н. Конкретность / обобщенность ситуации в семантике аспектуально-темпоральных категорий (на материале современного русского языка). Автореферат докторской дис. по филологии. – СПб, 2011.(http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/1/a14- .php#:~:text=%D0%9A%).
37. Сироткина М. Н. Глаголы современного русского языка с компонентом «лексическое время» в структуре значения – 2012. – http : https://docplayer.ru/63374851-Sirotkina-mariya-nikolaevna-glagoly-sovremennogo-russkogo-yazyka-s-komponentom-leksicheskoe-vremya-v-strukture-znacheniya.html
38. Стаценко А.С., Рыженко Ю.А. // О категориях морфологического и синтаксического времени (на материале текстов религиозного стиля // Издательсство «Грамота»: www.gramota.net. – 2015. – С. 163 – 165.
39. Формановская Н. И. Сложное предложение в современном русском языке: теория и упражнения. - М.: Рус. яз., 1989. - 192 с.
40. Шувалова С.А. Смысловые отношения в сложном предложении и способы их выражения / С. А. Шувалова; Под ред. В. А. Белошапковой. - М. :Изд-во МГУ, 1990. - 159 с.
41. Юдина, Л. П. Виды глагола и их употребление: Комментарии. Упражнения: учебное пособие. — М.: Русский язык. Курсы, 2021 — 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ